Личность и ее вклад в историю: самые великие люди в истории человечества. Роль личности в истории (Школьные сочинения) Исторические личности и их действия

Как уже отмечалось, история - это сложный и многогранный процесс, имеющий внутреннюю логику и развивающийся на основе своих имманентных законов. Но вместе с тем история - продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы. Таким образом, история представляет собой единство объективного и субъективного, т.е., с одной стороны, она развивается независимо от воли и желаний людей, а с другой - она есть их история. Вот почему выяснение вопроса о том, кто все-таки делает историю, всегда находился в центре внимания философии истории. И многие философы немало страниц посвятили этому вопросу. Н.К. Михайловский утверждал, что решающая роль в ис- тории принадлежит герою, а им надо «называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело»267. Другой русский философ ПЛ. Лавров писал, что историю творят личности, и они могут ее по своему усмотрению повернуть в любую сторону и что «прогресс человечества лежит исключительно на критически мыслящих личностях: без них он, безусловно, невозможен»268. Раз личности являются главными двигателями человечества, то они и создают новые модели общества и реализуют их в своей практической деятельности. Народ же рассматривался как безликая масса, готовая идти за своими лидерами, если даже эти лидеры оказывались недостойными руководителями, а изложение истории ограничивалось деятельностью королей, царей, монархов и войнами. Причем с приходом нового суверена историю начинали-заново переписывать в угоду новым власть имущим. Всю историю сводили к политической истории.

Представления о том, что именно личность творит мировую историю, базировались на идеалистическом понимании развития человеческого общества, согласно которому идеи правят миром. Но поскольку их разрабатывают критически мыслящие личности или те, кто стоит у власти, то последние и выступают в роли детерминанты исторического процесса. И в самом деле, на поверхности кажется, что именно личности, и прежде всего государственные деятели, творят историю, так как от их действий и поступков во многом зависит ее ход. Можно, например, смело сказать, что Александр Македонский является основателем мощной империи. Не подлежит сомнению и то, что французская империя начала XIX века - детище Наполеона I, так как без корсиканца, видимо, не было бы такой империи, хотя, возможно, была бы империя, но она была бы образована иным путем.

Однако ни Александр Македонский, ни Наполеон I, ни кто-либо другой не был бы в состоянии создать импе- рию, если бы в Древней Греции или во Франции отсутствовали соответствующие социально-экономические и политические условия. Поэтому исторические процессы надо исследовать не на уровне видимости, а проникать в сущность, необходимо вычленять главные моменты, изучать повседневную жизнь людей, их действия, поступки, деятельность, т.е. все то, что составляет действительную историю. Это сделал Маркс, подошедший к изучению общества с материалистических позиций. Он писал, что люди в первую очередь должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой, а затем заниматься философскими, художественными, религиозными и другими идеями и теориями269.

Иначе говоря, в качестве фундамента общества выступает производство материальных ценностей. Оно носит непрерывный характер и не прекращается ни на минуту, а если прекратится, то социум погибнет. Таким образом, материальное производство - база всего исторического процесса и мощь любого государства - определяется прежде всего уровнем его экономического развития, хотя роль неэкономических факторов тоже нельзя игнорировать.

Но кто производит материальные блага? Кто строит дома? Кто выпускает машины, станки, сеет хлеб и т.д.? Конечно, люди, трудящиеся массы. Они трудятся изо дня в день, создают общественное богатство, передают от поколения к поколению средства производства, культуру, традиции, обычаи, нравственные нормы и принципы, достижения цивилизации, политические и социальные институты. Каждое последующее поколение опирается на результаты труда предыдущих генераций, использует их, что-то отбрасывает, что-то перенимает, добавляет к ним новые ценности и передает очередному поколению. Так складывается единый исторический процесс-континум, т.е. имеющий непрерывный характер. Этот процесс также естествен, как и природные процессы, но в отличие

\ от последних он является результатом сознательной деятельности людей.

Таким образом, не личность, не герой, не суверен, а народ творит историю. Короли, монархи, вожди, цари, президенты приходят и уходят, а народ остается главным субъектом истории. Однако это вовсе не значит, что личности не играют никакой роли в обществе, что они являются лишь «винтиками» и послушно следуют за ходом истории. Прежде всего необходимо отметить, что каждая личность, создающая материальные или духовные ценности, играет определенную роль в истории, выполняет те или иные общественные функции, проявляет свою граж- > данскую позицию, переживает за те или иные процессы в обществе. Но когда говорят о личности, то, как правило, имеют в виду выдающихся или великих личностей.

Традиционно под выдающимися личностями подразумевают либо политических и государственных деятелей (царей, монархов, императоров, вождей), либо полководцев и т.д. На мой взгляд, это слишком односторонний подход к выяснению понятия выдающейся личности в истории. Конечно, эти люди в силу своего социального | положения, дающего им возможность принимать судьбоносные решения, оказывали и оказывают наибольшее влияние на ход истории, на политику государства и поэтому, естественно, они попадают под понятие выдающейся личности. Но такими личностями могут быть и ученые, сыгравшие исключительную роль в науке (Ньютон, Эйнштейн, Гегель, Ломоносов, Маркс и многие другие), деятели литературы и искусства. Пушкин, например, является великой личностью, хотя не занимал высших государственных постов, но был, по выражению Горького, началом всех начал, создателем русского литературного языка. Кто может отрицать, что величайший композитор всех времен Моцарт был выдающейся личностью? Выдающимися, личностями являются спортсмены, внесшие значительный вклад в развитие спорта. Та- 1 ким образом, понятие выдающейся личности надо трактовать шире. Но сейчас не будем нарушать традиций и постараемся выяснить, кого считать великой исторической личностью и какие для этого нужны объективные критерии.

По мнению Гегеля, в ходе истории, возникают противоречия между существующими порядками и новыми появляющимися. возможностями их изменить. Эти возможности содержат в себе некое всеобщее, т.е. нечто такое, что имеет огромное историческое значение. Но оно может быть реализовано только в деятельности личностей, обладающих, выдающимися способностями и готовыми к осуществлению всеобщего. И поэтому «историческими, людьми, всемирно-историческими личностями являются те, в целях которых содержится такое всеобщее»270. К их числу немецкий философ относит Юлия Цезаря, так как намерение его стать диктатором Рима было «необходимым определением в римской и всемирной истории., оно. явилось таким образом не только его личным достижением, но инстинктом, который осуществил то, что в себе и для себя было своевременно. Таковы великие люди в истории, личные частные цели которых содержат в себе тот субстанциональный элемент, который составляет волю первого духа»271.

Гегель великих людей называет героями, ибо они, по его мнению, появляются вовремя, когда созревают необходимые условия для принятия решительных действий, имеющих всемирно-историческое значение. Вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный момент обществу. Они делают своей целью то, что необходимо в настоящее время социуму, в чем давно нуждалась сама история. Они лучше постигают суть дела, чем все остальные люди. Таким образом, с точки зрения Гегеля, появление великих людей на исторической сцене необходимо и неизбежно, так как дальнейший прогресс общества становится невозможным из- за накопившихся противоречий между* старым и новым. Великий человек разрешает эти противоречия и спасает всех от гибели. Гегель отмечает, что когда цель"достигается, то великие люди «отпадают как пустая оболочка зерна. Они рано умирают, как Александр, их убивают, как Цезаря, или их ссылают, как Наполеона на остров св. Елены»272.

Гегель категорически выступает против психологического анализа деятельности великих людей, против, того чтобы выявлять внутренние мотивы их поступков. Он критикует тех исследователей, которые действия выдающихся личностей объясняют их человеческими качествами. Так, многие утверждали, что у Александра Македонского была страсть к завоеваниям и что поэтому он сначала захватил часть Греции, а затем и Азии. А действия Наполеона I объясняли его амбициозностью и стремлением к захвату власти любой ценой.

Гегелевская критика справедлива, ибо нельзя какими- то личными чертами и свойствами объяснить деятельность личностей, оставивших заметный след в истории. Петр Первый, например, имел тяжелый характер, был вспыльчив. «Простота обращения и обычная веселость делали иногда обхождение с ним столь же тяжелым, как и его вспыльчивость или находившее на него по временам дурное расположение духа, выражавшееся в известных его судорогах. Приближенные, чуя грозу при виде этих признаков, немедленно звали Екатерину, которая сажала Петра и брала его за голову, слегка ее почесывая. Царь быстро засыпал, и все вокруг замирало, пока Екатерина неподвижно держала его голову в своих руках. Часа через два он просыпался бодрым, как ни в чем не бывало. Но и независимо от этих болезненных припадков прямой и откровенный Петр не всегда бывал деликатен и внимателен к положению других, и это портило непринужденность, какую он вносил в общество»273. На нельзя на этом основании- отрицать великую роль Петра Первого в истории России и Европы. Однако нельзя, с другой стороны, всю историю сводить лишь к «железной» необходимости и игнорировать роль случайности в истории или же личных черт великих людей. Можно вспомнить в этой связи слова Маркса: «Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо-благоприятных шансов. С другой стороны, история носила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь с другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависит от этих «случайностей», среди которых фигурирует и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения»274. Особенно велика роль характера личности в критические периоды истории. В войне, например, от полководца требуются решительность, смелость, умение быстро оценивать ситуацию, оперативно.разработать план военных действий. Ведь от этого может зависеть судьба сражения, в конечном счете судьба армии и государства. Историки до сих пор ведут дискуссии о том, как бы сложился театр военных действий во время битвы при Ватерлоо, если бы Наполеон не чувствовал себя плохо.

Великие люди, пишет Гегель, совершают поступки исторического значения. Они вносят существенные изменения во все сферы общественной жизни, затрагивают интересы всех слоев общества. Поэтому, естественно, не все довольны их деятельностью, ведь многие из них приносятся в жертву во имя всеобщих целей. Возникает соблазн морального осуждения действий великих людей. Гегель считает, что такого рода осуждения неуместны, так как политические поступки осуждаемых носят объективный характер, способствуют прогрессу человеческого общества и ради этого приходится жертвовать интересами отдельных личностей.

Оригинальные мысли о выдающихся личностях высказывает Н.Г. Чернышевский. Он полагал, что выдающийся человек «должен верно понимать силы и стремления каждого из элементов, движущих обществом; должен понимать, с какими из них он может вступать в союз для достижения своих добрых целей, должен уметь давать удовлетворение законнейшим и сильнейшим из интересов, как потому, что удовлетворения им требует справедливость и общественная польза, так и потому, что только опираясь на эти сильнейшие интересы, он будет иметь в своих руках власть над событиями. Без того его деятельность истощится на бесславную для него, вредную для

общества борьбу; общественные- интересы,- отвергаемые им, восстанут против него, и результатом будут только бесплодные стеснительные меры, которые необходима приводят или к упадку государственной жизни, или к падению правительственной системы, чаще всего к тому " и другому вместе»275. Таким образом, с точки зрения Чернышевского, выдающаяся личность должна в своей деятельности прежде всего исходить из общественных интересов. По его мнению, великий человек должен быть честным, добрым, энергичным и все должен делать для того, чтобы каждое его действие, каждый его поступок приносили только пользу государству и всем его гражда- t нам. Конечно, хорошо, когда великий человек добр и 1 честен, но в реальной действительности редко кто из политических деятелей обладал этими замечательными качествами. И это легко объяснимо. Политика -такая сфера деятельности, где моральные принципы и нормы не " всегда срабатывают.

Другой русский философ Г. В. Плеханов при рассмотрении роли выдающихся личностей главное внимание обращает на общественные условия. Чтобы человек, обладающий известным талантом, стал великим, необходимы по крайней мере два условия: «Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим обще- !. ственным нуждам эпохи: если бы Наполеон вместо своего военного гения обладал музыкальным дарованием Бетховена, то он, конечно, не сделался бы императором. Во-вторых, существующий общественный строй не дол- I жен заграждать дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и полезную как раз в это время»276. Великих людей создают великие времена, заключает Плеханов.

Карл Ясперс считал, что выдающейся личностью является та, «которая чувствует свою ответственность за свободу других»277. Государственный деятель, утверждает немецкий философ, лишающий свободы других, не есть великая личность. Цезарь, по мнению Ясперса, не явля- ётся великим человеком, так как он ликвидировал республику и установил диктатуру. Если исходить из этой точки зрения", то ни один диктатор не может считаться великим человеком, ибо он всегда ограничивает свободу во имя достижения общих целей. Зато выдающимися окажутся безвольные и нерешительные суверены, приводящие государство либо к кризису, либо к полному краху. Парадокс истории состоит в том, что как раз при деятельности диктаторов, как правило, государство добивается больших экономических и политических успехов.

Ясперс понимает это и поэтому смягчает свою позицию. Он пишет, что многие великие люди чувствовали свою ответственность за свободу и тем не менее были вынуждены считаться с двумя обстоятельствами: во- первых, с насилием и, во-вторых, со свободой. Существование, базирующееся на насилии, требует от суверена постоянно хитрить и лгать, изворачиваться, интриговать. Свобода же основывается на разуме, и поэтому от государственного деятеля требуется полная откровенность, а также выполнение взятых на себя обязательств. Кроме того, разум требует моральной ответственности за свои действия и поступки, которая признает успех и насилие лишь в том случае, если они служат высшим политическим целям человека, стремящегося к политической свободе и понимающего, что только такая свобода делает его полноценным человеком. Мелкий политик использует сложившуюся ситуацию в своих интересах и ничего не делает для человека. Великий же политик в этой ситуации находит решение, которое возвышает человека, делает его свободным.

Итак, существуют разные ответы на вопрос о том, кого считать великой личностью. Одни больше внимания обращают на историческую необходимость ее появления и на выполнение задач всемирного значения, другие -на учет общественных интересов, третьи - на реализацию свободы. Все точки зрения нисколько не противоречат друг другу при условии, если их рассматривать не абстрактно, а в конкретно-исторических ситуациях.

Прежде всего следует подчеркнуть, что выдающимися людьми не рождаются. Ими становятся, как справедливо отмечал Плеханов, в определенных исторических услови- же. Пушкин бы. не стал Пушкиным, если -бы он воспитывался. в глухой деревне и в семье неграмотного и темного крестьянина. Моцарт бы не стал Моцартом, если бы не родился в музыкальной семье и не получил блестящего музыкального образования. Для того чтобы стать великим государственным деятелем, нужны исключительные обстоятельства, которые возникают на крутых поворотах истории и оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человечества. Если образно представить себе исторический процесс, то можно заметить, что он не есть прямая дорога, а зигзагообразен. Более того, в некоторых, местах мы видим повороты, валуны, ухабы, которые нельзя обойти, но без преодоления которых дальнейшее продвижение вперед совершенно невозможно. В эти моменты появляются лидеры (а могут и не появиться), способные преодолеть все препятствия, расчистить дорогу для социального прогресса и обновления. Таких лидеров принято считать выдающимися людьми. Иными словами, выдающаяся личность - продукт исключительно важной исторической эпохи. Сколько великих личностей, например, породила эпоха Возрождения! Но это было не случайно, а неизбежно, ибо она нуждалась в титанах и рождала титанов. Наполеон стал великим именно потому, что Франция в конце XVIII века занимала ведущее положение в духовной и политической жизни Европы, которое ей обеспечила революция 1789-1794 годов. Петр стал великим, потому что Россия начала XVIII века нуждалась в великих реформах, позволивших ей занять передовые рубежи в области науки, военного дела и т.д. і Но чтобы стать великой личностью, разумеется, одних исторических условий недостаточно. Сам человек должен обладать гениальным умом, выдающимися чертами, необходимыми для выполнения больших, трудных и ответственных задач. Он должен быть образованным, решительным, смелым, твердым, принципиальным и очень ответственным, стоять на целую голову выше своего окружения, не бояться брать на себя риск, и ответственность за принятые решения и доводить их до конца. Его деятельность должна носить конструктивный, а не деструктивный характер. Он не должен стремиться к попу- лизму, к тому, чтобы всем нравиться и тем самым заработать дешевый авторитет. Без этих качеств человек не может стать великой личностью, если даже имеются соответствующие исторические условия и он оказался во главе процесса. Наоборот, бездарный руководитель может все погубить, развалить и оставить народ в нищете.

Нельзя назвать всякого, оставшегося в силу своего социального и политического положения в анналах истории, выдающейся личностью. В России, например, было много царей, а великим стал только Петр Первый. О выдающемся человеке судят по его делам и поступкам, а не по обслуживающей его идеологии. Важнейший критерий, характеризующий человека как великую личность, - это то, насколько его деятельность способствовала социальному прогрессу и решению тех задач, которые ставило его время. Это объективный критерий, так как он не зависит от субъективной оценки людей. Как бы ни относились к Петру Первому, несомненно одно, что его реформе «Россия обязана всем своим наличным образованием и всеми сокровищами своей литературы. Если бы тут мог быть какой-нибудь вопрос, то на него уже ответили два величайших представителя русского образования и литературы в прошлом и в настоящем веке -Ломоносов и Пушкин, неразрывно связавшие свое имя с именем Петра»278.

Как бы ни относились к деятельности Робеспьера, но именно он как один из вождей революции способствовал развитию образования, реализации лозунга революции: «Свобода, равенство, братство». Ярый роялист и сторонник Бурбонов, очень суровый критик и, можно сказать, враг Наполеона I Франсуа Рене де Шатобриан вот как характеризовал деятельность французского императора: «Бонапарт велик не своими словами, речами и-писаниями, не любовью к свободе, о которой он всегда он очень мало заботился и которую даже и не думал отстаивать; он велик тем, что создал стройное государство, свод законов, принятый во многих странах, судебные палаты, школы, мощную, действенную и умную систему управления, от которой мы не отказались и поныне; он велик тем, что возродил, просветил и благоустроил Италию; он велик тем, что вывел Францию из состояния хаоса и вернул ее к порядку, тем, что восстановил алтари, усмирил бешеных демагогов, надменных ученых, анархических литераторов, нечестивых вольтерьянцев, уличных говорунов, убийц, подвизавшихся в тюрьмах и на площадях... велик тем, что прославил свое имя и среди диких, и среди цивилизованных народов, тем, что превзошел всех завоевателей, каких знало человечество прежде, тем, что десять лет подряд творил чудеса, ныне с трудом поддающиеся объяснению»279. Как бы ни критиковали Сталина, он остается великой личностью в истории, ибо его деятельность носила конструктивный характер. Он спас мир от фашизма. Он, как писал Черчилль, получил Россию с сохой и оставил с атомной бомбой.

Роль личности в истории зависит не только от сложившихся исторических обстоятельств, но и оттого, какое политическое и социальное положение она занимает в обществе. Чем выше это положение, тем выше роль личности, так как тем больше возможностей у нее влиять на ход событий. Если бы Петр Первый не был царем России, то он, конечно, не смог бы оказать такое огромное влияние на ее судьбу.

В значительной мере роль личности определяется и состоянием- цивилизованности общества, политической культурой народа. Чем меньше развиты демократические институты, предполагающие универсальную избирательную систему, разделение законодательной, судебной и исполнительной властей; политический плюрализм, т.е. наличие разных политических партий и движений; свобода слова и свобода мысли; чем меньше возможностей контролировать деятельность политических и государственных руководителей, в том числе через средства массовой информации; чем ниже сознание и самосознание народа, проявляющего политический индифферентизм; чем меньше разработаны юридические законы, тем выше роль личности. Она концентрирует огромную власть в своих руках, что дает ей возможность крепко держать «руль истории».

Отсутствие политической культуры и демократических институтов создает благоприятную почву для прихода к власти политических проходимцев и негодяев, преследующих лишь собственные интересы и цели. Как писал Маркс, нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда любой авантюрист может совершить над ней насилие. Когда народ слепо верит политиканам и возводит их на пьедестал почета, когда он не осознает своих собственных интересов и верит популистским лозунгам, он превращается в толпу, которой.можно внушить все, что угодно. Авантюристы-политики начинают ломать исторические традиции и превращают государство в огромную экспериментальную базу.


Когда мы говорим о роли личности в истории, то могут подразумеваться две совершенно разные мысли. Во-первых, как может повлиять отдельно взятый человек на историю. При этом не рассматривается какое-то определённое лицо. Или как конкретная историческая личность своими действиями смогла изменить течение и ход событий. Обе темы чрезвычайно интересны. Я бы хотел немного затронуть обе эти стороны.

Человек становится исторической личностью, если приобретает определённую известность, и, если действительно его личность каким-то образом повлияла на историю. К этой категории людей могут относиться многие. Прежде всего, конечно, те, кто имел определённую власть. Но и не только. Историческими личностями по праву считаются известные учёные, врачи, актёры, писатели и многие другие.

Люди, обладающие властью, часто напрямую влияли на ход истории. От их решений зависела жизнь и судьба многих.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Часто жизнь граждан целой страны, а то и не одной, могла меняться от воли тех, кто стоит у власти. Сколько войн было развязано по вине политиков! И как правильно было сказано, что политики развязывают войны не для того, чтобы самим сражаться на них. Они это делают для того, чтобы сражались другие. Но не только власть имеющие могут менять историю. Как уже было сказано, что такими людьми могут стать работники науки, или даже культуры. Как это может случиться? Какое-то открытие может изменить жизнь многих. Автоматизация и роботизация производства, к примеру, ведут к тому, что происходит сокращения рабочих мест. Кто-то сделал открытия, которые стали основой этих процессов. Также люди культуры могут влиять на историю. Определённый стиль в кино или музыке накладывает целый отпечаток на жизнь многих людей. Могут меняться мышление, стремления и цели у огромной массы людей.

Хотел также немного остановится на двух конкретных личностях. Авраам Линкольн, 16 президент США. В сердцах граждан США он навсегда останется тем, кто предотвратил распад Соединённых Штатов, кто внёс огромный вклад в становление американской нации, кто является главным в отмене рабства, которое мешало дальнейшему нормальному развитию свободного общества. Непонятно что было бы дальше с этой страной, если бы не президент Линкольн. Всё могло быть совсем по-другому. Другая личность, это академик Андрей Дмитриевич Сахаров, один из создателей водородной бомбы. В 1953 году это детище войны было изобретено. Такое оружие ставило под угрозу само существование человечества. Сахаров был одним из тех, кто работал над этим оружием. К концу пятидесятых годов академик стал диссидентом, так как активно выступал против применения ядерного оружия и за сокращение гонки вооружений. Интересно, что человек, напрямую своей деятельностью приведший к новому витку этой гонки, потом ничего не смог сделать, чтобы её остановить. Хотя надо отдать должное, создавая такую бомбу Сахаров думал только о защите страны от врагов, и не думал о том, что её стоит применить.

Да, не каждый человек может влиять на историю. Но любой из нас может быть личностью, оставаясь в своё время истории целостным и справедливым человеком.

Обновлено: 2018-01-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

История человечества знает множество имен тех, кто своими поступками изменил судьбы мира. Многие думают, что на ход исторического развития могут повлиять только правители и государственные деятели, но это далеко не так.

Сильные мира сего

Юлий Цезарь – знаменитый древнеримский государственный деятель, диктатор. Цезарь прославился как один из величайших полководцев. Он не только значительно расширил территорию римского государства, положив начало империи – новой страницы в истории Рима, но и, по сути, перекроил политическую Европы. Кроме того, будучи талантливым писателем, он внес огромный вклад в развитие европейской культуры.

О величии Цезаря в глазах потомков говорит тот факт, что последующие императоры Рима взяли его имя в качестве обозначения своего титула. Также оно стало нарицательным для правителей других государств и эпох (царь, кайзер).

Чингисхан – легендарный завоеватель и основатель Монгольской империи. Уничтожив ряд некогда могущественных древних государств, он создал самую большую империю в истории человечества. В ее состав входили гигантские территории – от реки Дунай до Японского моря и от Северо-Запада Руси до Юго-Восточной Азии. Чингисхан был не только выдающимся завоевателем, но и мудрым политическим деятелем, наладившим четко функционировавшую государственную систему. Для народов Азии он является не просто главным героем, а едва ли не сакральной личностью.

Наполеон – великий полководец и государственный деятель, основоположник современного французского государства. Провел серию победоносных войн, превративших Францию в главную европейскую державу. Его стремительный взлет и последующее падение поразили умы современников. Наполеон изменил представление о роли личности в истории, став для одних – символом мужества и удивительных возможностей человека, а для других – примером властолюбца, готовым погубить самого себя во имя славы.

Петр I – российский император, государственный деятель и реформатор. С именем Петра в его эпоху связывали все новое: новая династия, новая форма политического устройства, новая столица, новая армия, новая культура. Его масштабные реформы изменили все сферы жизни российского общества. Кроме того, Петр расширил территории России и благодаря победоносной войне со Швецией получил выход к Балтийскому морю. Историки имеют диаметрально противоположные взгляды на эту незаурядную личность, но никто не сомневается в том, что деятельность Петра вывела Россию на совершенной иной уровень цивилизационного развития, поставив ее в один ряд с ведущими европейскими державами.

Сильные духом

Иисус Христос – основоположник одной из трех , которую исповедует более трети населения земного шара. По христианскому вероучению, Иисус – Сын Божий и Спаситель мира, своей искупительной жертвой и последующим воскресением из мертвых примиривший людей с Богом и открывший для них путь в Царство Небесное. Даже те, кто не признает Христа за Господа, не того факта, что этот реально существовавший человек изменил мир своей самоотверженностью и любовью. История жизни и учение Христа стали источником вдохновения для миллионов людей, среди которых было и множество деятелей культуры и искусства.

По количеству упоминаний имени в литературе Христос является самой популярной личностью на земле.
От даты его рождения пошел отсчет новой эры в истории человечества.

Христофор Колумб – легендарный мореплаватель, самый известный в мире путешественник. Колумб первым пересек Атлантический океан и, как принято считать, открыл два континента – Северную и Южную Америку. Благодаря его плаваниям Европа познакомилась с доселе неизвестным ей миром и вступила в новую эру – время колониальной экспансии. И хотя многие ученые полагают, что Колумб не был первооткрывателем Америки, его плавания, безусловно, имели огромное историческое . В то же время личность самого Колумба, несмотря на всеобщую известность и множество посвященных ему научных трудов, до сих пор остается покрытой тайнами.

Карл Маркс – философ, революционер, самый известный в мире экономист и социолог. Основоположник исторического материализма и теории классовой борьбы. Идейный вдохновитель коммунистического движения и социалистических революций. Создатель философского, политического и экономического учения, во многом изменившего судьбы мира. Еще в конце минувшего столетия практически половина населения планеты проживала в странах с так называемыми марксистскими режимами. Карл Маркс стал человеком, фанатичная любовь и лютая ненависть к идеям которого не угасают и по сей день.

Гагарин – советский летчик-космонавт, первый в истории человечества совершивший полет в космическое пространство. Люди могут не знать, к примеру, кто придумал колесо или изобрел велосипед. Но имя первого человека в космосе на слуху у всех. Он стал тем, кто воочию убедился в том, что Земля круглая. В свое время полет Гагарина был главной новостью в мире, а сам Юрий Алексеевич превратился в одного из самых известных людей. Согласно проведенным опросам, для россиян Гагарин является любимым героем прошлого столетия. Благодаря нему воплотилась в жизнь самая невероятная мечта человечества – полет в космос.

Все наши разведки в области философии истории оправданы, наконец, основной темой - темой места человека в истории. И эта тема выглядит довольно противоречивой.

Человека нет вне общества и общественной историей, Т но история также невозможна без человека или тогда, когда она действует против человека.

Ясно, что человека и историю нельзя оторвать друг от друга, но их противопоставление не является надуманным. В определенные времена и при определенных обстоятельствах люди должны жертвовать собой ради сохранения определенных исторических достижений или ради того, чтобы история имела продолжение. То есть, бывают ситуации, когда история обнаруживает себя выше отдельного человека и его судьбу. Иногда вопрос стоит иначе: или человеку будет принадлежать то, что добытое историей, или история будет деградировать вместе с деградуванням человека. Такое взаимное дистанцирование человека и истории свидетельствует, что в пределах их связи они несут на себе разное смысловое и смысловую нагрузку.

Человек предстает реальным и единственно возможным фактором истории, потому что именно она производит определенные действия и обуславливает существование тех или иных сфер общественной жизни и исторической деятельности. В этом плане история предстает как развертывание внутренних возможностей человека. Все, что происходит в истории, насыщенный человеческими стремлениями, интересами, усилиями, страданиями и проч. С другой стороны, история специализирующая человека, и последняя предстает всегда как человек определенной эпохи, определенного исторического типа общества; даже в профессиональном отношении человек исторически обусловлена.

Итак, история предстает как конкретная действительность человека, и в этом плане она человека ограничивает, вводит в конкретные формы жизнедеятельности и в конкретное пространство своих возможных реализаций. А если история ограничивает человека, то это значит, что она не использует всех ее возможностей, а потому предстает в своей конкретности чем уже от человека, перспективно нацеленной на возможную полноту человека.

Однако в определенном плане история и общество всегда больше, чем отдельный человек, потому что они: а) предоставляют пространство для самореализации большому количеству людей, а не только отдельным индивидам; б) сохраняют и фиксируют своими структурами опыт предыдущих поколений; в) прививают отдельным индивидам разнообразные интересы, выходящие за пределы их сугубо индивидуальных жизненных потребностей; г) наконец, формируют цели и смыслы, которые превосходят отдельные человеческие жизненные горизонты и приводят к тому, что довольно часто человек видит свою основную задачу в служении истории и обществу.

Все это значит, что человек входит в историю в тех своих возможностях и проявлениях, выявленные и фиксированные механизмами социальной деятельности (или технологиями социальной деятельности). Но то же самое можно сказать и о природно-космические силы и свойства, поэтому социальная деятельность представляет собой переход, взаимное приравнивание человеческой экзистенции и космоса. Через это становится понятным, почему человеческое бытие требует усвоения опыта социальной деятельности: вне этого человек даже не может узнать о том, почему она является человеком; однако становится понятным и другое - почему мы все же имеем основания говорить об исторической судьбе, о самовластности истории; ведь выявлении и заверенные технологии социальной деятельности, что является сплавом экзистенции и космоса, имеют свои собственные законы, и эти законы не совпадают ни с действиями отдельного индивида, ни с законами космоса и природы.

Конкретная единство субъективных и объективных факторов ш и факторов человеческой социальной деятельности, взята с учетом ее исторических достижений и тенденций, предстает перед нами как историческая судьба (или как самовластность истории).

Поэтому, например, те же самые поступки и действия людей в разные исторические времена могут иметь совершенно отличные последствия. Конечно, мы не должны при этом забывать того, что историческая деятельность имеет своим источником человека и космос в их взаимодействии, а потому нельзя отрывать историю ни от природы, ни от человека. Но так же мы не должны их отождествлять; фактически, история-это сфера человеческого самовипробовування. Осмысливая ее, человек, скорее всего, должна согласиться с тезисом И. Г. Фихте о том, что деяние есть наше предназначение. История требует действий и откликается на них. Но из рассматриваемой проблемы соотношения человека и истории стоит сделать еще один вывод:

История имеет действенную (процессуальную) и консервативную стороны, и только обе они могут обеспечить нормальный ход исторического процесса и исторического самопроявления человека.

При том появляется смысл говорить о таких тенденциях истории:

тенденция к увеличению роли сознательного (разумного) начала в осуществлении исторического процесса;

тенденция к росту информационной насыщенности поля человеческого действенного самовыражения;

тенденция к многообразию форм человеческого исторического активизма и увеличение роли индивидуальной инициативы в историческом процесуванні.

Выводы

История как реальность человека и ее проявлений выглядит разнородным, сложным и парадоксальным процессом. Философия истории призвана дать человеку общие ориентации в истории, помочь ей оценить возможности и условия своего социально-исторического жизненного самоутверждения.

Как особое направление философских исследований философия истории возникла в XVIII - XIX вв. Но ее проблематика пронизывает собой все основные этапы развития истории философии.

Среди важнейших проблем философии истории на первом плане являются: определение особого качества социально-исторического процесса, его направленности, характера осуществления, решение вопроса о конечности или бесконечности истории.

Убедительным вариантом решения проблемы субъекта истории предстает обрисовки его как человеческой личности, которая концентрирует в себе уникальные качества индивида и характеристики социальных отношений. Через отнесение к личности как самодеятельной активной единицы исторического процесса исходных условий и факторов человеческой деятельности можно очертить содержание самых болезненных вопросов в исследовании истории.

Дополнительная литература по теме

1.АндрушенкоВ.М Михапьченко Ш.Современная социальная философия К 1096

2. Бердяев H. A. Смысл истории. М., 1990.

3. Бойченко В. Философия истории: Учебник. К., 2000.

4. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе вещей. М., К., 1994.

5. Вольтер. Философия и методология истории // Историки и история. Жизнь, судьба, творчество: В. 2т. М., 1998.

6. Гаврилишин Бы. Указатели в будущее. К эффективных обществ. Доклад Римскому клубу. К., 1990.

7. Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

8. Жекии Г.В. Социальная философия истории. К., 1996.

9. Колінеуд Робин Дж. Идея истории. К., 1996.

10. Кузьменко В.Л., Романчук O. K. На пороге сверхцивилизации (размышления о будущем). Львов, 1991.

11. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999.

12. Научное предвидение громадських процессов. К., 1990.

13. Ортега-и-Гасетт Холл. Тема нашей эпохи. К., 1994.

14. Риккет Генрих. Философия истории // Риккет Генрих. Философия жизни. К., 1998.

15. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

16. Тойнби Арнольд Дж. Исследование истории. Сокращенная версия томов I-IV Д.В. Семервенка: В 2 т. К., 1995.

17. Шпейнглер А. Закат Европы. Очерки морфологии истории: В 2 т. М., 1998.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Роль личности в истории не является решающей - это несомненно. Нельзя не согласиться с поэтом, что «одни, даже очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный». Жизнь же целой страны, народа будет поосновательнее пятиэтажки и пытаться «перевернуть» ее или даже просто «поднять» в одиночку - дело бесперспективное.

Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. Как образно выразился Л.Е.Гринин, проблема эта из категории «вечных», и неоднозначность ее решения неразрывно связана во многом с существующими различиями в подходах к самой сути исторического процесса.

И спектр мнений, соответственно, весьма широк, но в целом все вращается вокруг двух полярных идей. Либо то, что исторические законы (словами К.Маркса) «с железной необходимостью» пробиваются сквозь препятствия, и это естественно ведет к представлению, что в будущем все заранее предопределено.

Либо то, что случайность всегда может переменить ход истории, и тогда, следовательно, ни о каких законах говорить не имеет смысла. Поэтому имеются и попытки крайнего преувеличения роли личности и, напротив, уверения, что иные, чем были, деятели и не могли появиться.

Средние взгляды в конечном счете все же обычно склоняются к той или другой крайности. И сегодня еще, как и сто лет назад, «столкновение этих двух взглядов принимает вид антиномии, первым членом которой являлись общественные законы, вторым - деятельность личностей».

Но значит ли это, что материалистическая социальная философия отказывает личности, особенно выдающейся во влиянии на ход истории. Конечно, нет.

Временами социальные мыслители преувеличивали роль личности, прежде всего государственных деятелей, полагая, что чуть ли не все решается выдающимися людьми. Короли, цари, политические вожди, полководцы якобы могут управлять и управляют всем ходом истории, как своего рода кукольным театром. Разумеется, роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, указывая, что она может сделать в истории, а что не в ее силах.

Итак, способна ли какая-либо личность стать важнейшим самостоятельным фактором, меняющим общество (эпоху, господствующие взгляды) в зависимости от своего понимания дела, или она только реализует заложенное предшествующим развитием и неизбежно должное проявиться? Другими словами, изменился бы ход истории в некоторых случаях, не будь той или иной личности, или, напротив, появись в нужный момент нужный деятель?

Представляется, что анализ данной тематики достаточно актуален.

Цель данной работы - изучение литературы по данному вопросу и разобраться в развитии представлений по проблеме роли личности в истории.

1. О понятии личности

Рассмотрение проблемы роли личности в истории необходимо начать с определения понятия «личность» и каким образом соотносятся между собой личность и общество.

Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко - в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничто человеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в личности.

Следовательно:

а) личность - это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни;

б) индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Соотношение «личность и общество» рассмотрим в двух основных, тесно взаимосвязанных вопросах.

Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития. Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные институты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем, приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикой развития, которая несводима к логике элементарных связей между людьми. Выделяется как бы два «этажа» социальных процессов.

Первый - глубинный, проявляющий свою определяющую в истории человечества роль в конечном счете. Эти глубинные процессы выходят на поверхность в периоды кардинальных структурных изменений, реформ, революций и т.д., когда сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения, социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничения человека ради самого человека. Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека. Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека, в жизни развиты демократий и т.д.

На втором реализуются относительно спокойные, стабильные процессы социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость социальных институтов, общества от личности; прежде всего, бросается в глаза тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво функционирующие социальные связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по своему разумению. По своей длительности, исторической протяженности эти периоды стабильности занимают большую (подавляюще большую) часть человеческого общества.

Второй вопрос проблемы «личность и общество»: как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство, что не получили столь же убедительного ответа проблемы автономии и неповторимости, уникальности конкретной личности. И это стало серьезным моментом, сдерживающим развитие как социологических, так и философских знаний.

Главные трудности, с которыми столкнулись, например, социологи при описании личности, связаны не только и не столько с тем, что социологическая и другие науки долгие годы не обращала внимания на проблемы автономии личности, ее индивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит гораздо глубже - в рамках подхода, избранного в свое время социологией, проблемы автономии и индивидуальности возникали как случайные, несущественные, а может быть даже как помехи, но не как изначальные и во многом решающие моменты.

Значительное большинство моделей личности рассматривают ее как совокупность общественных отношений, социальных ролей; она скорее напоминает сколок общества, его индивидуальную проекцию. Активность личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом случае - явления производные, вторичные, полностью определяемые средой, ее культурой и т.д.

Это активность адаптации, приспособления, заимствования, подражания. Функции, роли личности, их типичное для данной исторической среды, социальной группы и т.д., содержание во многом «продавливает» в духовных структурах человека определенные типологические свойства.

В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств своей жизни.

Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск(личности) - предложения (общества) - выбор (личность из предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

2. Роль личности в истории

Как известно, проявление любых, даже самых общих, законов истории многообразно и многовариантно. Роль самой выдающейся личности всегда есть сплав предшествующего развития, массы случайных и неслучайных событий и ее собственных особенностей. Способов организации общества много, а следовательно, много будет и вариантов проявления личности, причем их амплитуда может быть огромной.

Следовательно, в зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. Иногда личность играет решающую роль.

Действительно, сам народ состоит из личностей, причем роль каждой из них не равна нулю. Одна подталкивает колесницу истории вперед, другая тянет назад и т.д. В первом случае это роль со знаком плюс, во втором - со знаком минус.

Но нас интересуют сейчас не рядовые люди, а выдающиеся исторические личности. В чем их роль?

Не в том, что такая личность по своему произволу способна остановить или изменить естественный ход вещей. По-настоящему выдающаяся личность не только не пытается «отменить» законы истории, а, напротив, как отмечал Г.В.Плеханов, видит дальше других и хочет сильнее других. Великий человек решает задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества, он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений, он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. В этом сила и предназначение великого человека, причем сила колоссальная.

Он, если хотите, впередсмотрящий истории, он выразитель чаяний класса, массы, часто лишь смутно осознаваемых ими. Его сила - это сила общественного движения, которая стоит за его спиной.

В этом принципиальное различие в оценке роли личности в диалектико-материалистической философии и ее противниками. Материалистическая социальная философия идет при оценке роли личности от масс к личности, а не наоборот, видит ее роль в том, что она своим талантом служит массам, помогает им спрямить путь к достижению намеченных целей, ускорить решение назревших исторических задач.

При этом, во-первых, влияние личности на ход истории зависит от того, насколько многочисленна та масса, которая идет за ней, и на которую она опирается через партию, через какой-то класс. Поэтому выдающаяся личность должна обладать не только особым индивидуальным талантом, но и способностью организовывать и вести за собой людей. Во-вторых, безусловно ошибочны анархистские установки: никаких авторитетов. Весь ход истории свидетельствует, что ни одна социальная сила, ни один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им.

Конечно, выдающаяся личность должна обладать не рядовыми способностями к определенному виду или ряду видов деятельности. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы в обществе в ходе его развития встали в повестку дня задачи, для решения которых была необходима личность именно с такими (военными, политическими и т.д.) способностями.

Случайно здесь то, что именно эта, конкретная личность заняла данное место, случайно в том смысле, что это место мог бы занять кто-то другой, поскольку замещение этого места стало необходимым.

Всемирно-исторические личности являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди, пусть интуитивно, но чувствуют, понимают историческую необходимость и потому, казалось бы, должны быть в этом смысле свободными в своих действиях и поступках.

Но трагедия всемирно-исторических личностей состоит в том, что «они не принадлежат самим себе, что они, как и рядовые индивиды, суть только орудия Мирового духа, хотя и великое орудие». Судьба, как правило, складывается для них несчастливо.

Народ, по словам И.А.Ильина, есть великое раздельное и рассеянное множество. А между тем его сила, энергия его бытия и самоутверждения требуют единства. Единство же народа требует очевидного духовно-волевого воплощения -- единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выражающей правовую волю и государственный дух народа. Народ нуждается в мудром вожде, как сухая земля в хорошем дожде.

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными. Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, политической партии, личность может оказывать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это нередко бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточивается политическая, государственная и вообще административная власть.

Выдвижение личности обусловливается и потребностями общества, и личными качествами людей. «Отличительная черта подлинных государственных деятелей в том именно и состоит, чтобы уметь извлечь пользу из каждой необходимости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо государству».

Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека -- это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Н.М.Карамзин так сказал о Петре Первом: «Народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился!» То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, -- чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена найдется.

Зачастую в силу исторических условий весьма видную роль приходится играть просто способным людям и даже посредственным. Об этом мудро сказал Демокрит: чем «менее достойны дурные граждане получаемых ими почетных должностей, тем более они становятся небрежными и исполняются глупости и наглости». В связи с этим справедливо предостережение: «Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу, чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле».

В процессе исторической деятельности с особой остротой и выпуклостью выявляются и сильные, и слабые стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа, а порой даже и человечества.

Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа, как дерево от почвы, на которой оно растет. Если сила легендарного Антея заключалась в его связи с землей, то социальная сила личности -- в ее связи с народом. Но тонко «подслушивать» мысли народа способен только гений.

Как бы гениальна ни была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и, в конечном счете, из положения кучера экипажа истории неминуемо попадает под его беспощадные колеса.

Деятельность политического вождя предполагает способность глубокого теоретического обобщения внутренней и международной обстановки, общественной практики, достижений науки и культуры в целом, умение сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности и исполнять намеченные планы, программу. Мудрый государственный деятель умеет зорко следить не только за общей линией развития событий, но и за многими частными «мелочами» -- одновременно видеть и лес, и деревья. Он должен вовремя заметить изменение в соотношении социальных сил, прежде других понять, какой путь необходимо избрать, как назревшую историческую возможность превратить в действительность.

Как сказал Конфуций, человека, который не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды. Высокая власть несет, однако, и тяжелые обязанности. В Библии сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется». При любой форме государственного устройства на уровень главы государства выдвигается та или иная личность, которая призвана играть чрезвычайно ответственную роль в жизни и развитии данного общества. От руководителя государства зависит очень многое, но, разумеется, далеко не все. Многое зависит от того, какое общество его избрало, какие силы его вынесли на уровень главы государства.

Таким образом, появление на исторической арене выдающихся личностей подготавливается объективными обстоятельствами, вызреванием определенных общественных потребностей. Такие потребности появляются, как правило, в переломные периоды в развитии стран и народов, когда в повестку дня встают масштабные социально-экономические и политические задачи. Из всего сказанного ранее прямо и непосредственно вытекает вывод о несовместимости с духом и сутью диалектико-материалистической социальной философии теории и практики культа личности. Культ личности в современных проявлениях состоит в навязывании народу преклонения перед носителями власти, в приписывании личности способности творить историю по своему усмотрению и произволу, в перенесении на личность того, что является делом и заслугой народа.

Культ личности (это ясно обнаружил культ личности Сталина), чреват большими опасностями и тяжелыми последствиями. Попытки в одиночку решать сложные вопросы теории и практики ведут к ошибкам и промахам не только в теории, но и на практике (проблема темпа коллективизации, вывод об обострении классовой борьбы по мере успехов социализма и т.д.). Культ личности питает и подкрепляет догматизм в теории, поскольку право на истину признается только за одним человеком.

Культ личности особенно опасен тем, что он влечет за собой разрушение законности и подмену ее произволом, что ведет к массовым репрессиям. Наконец, пренебрежение интересами рядовых людей, прикрываемое мнимой заботой об общественных интересах, имеет своим следствием прогрессирующее затухание инициативы и социального творчества снизу по принципу: нам, товарищи, думать неча, за нас думают вожди.

Народ -- это не однородная и не одинаково образованная сила, и от того, какие группы населения оказались в большинстве на выборах, с какой мерой понимания они осуществили свой гражданский долг, может зависеть судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова и избранная им личность.

Заключение

Итак, роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью помогает классу, массам успешно решать поставленные объективным ходом истории задачи общественного развития. Она может сопоспешествовать массам в решении этих задач, ускорить их решение, а значит и развитие общества, но, подчеркнем еще раз, не может по своему произволу изменить или отменить закономерный ход истории.

Современными исследователями личность рассматривается не просто как «слепок» с общества, т.е. совокупность общественных отношений, социальных ролей или чистый продукт развития общественного устройства. Взаимодействие личности и общества понимается сейчас как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида, когда его адаптация к требованиям среды (общества) представляет собой лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.

Неоднозначность и многогранность проблемы роли личности в истории требует адекватного, многостороннего подхода к ее решению с учетом как можно большего количества причин, определяющих место и роль личности в том или ином моменте исторического развития. Совокупность этих причин называется фактором ситуации, анализ которого позволяет не только объединять разные точки зрения, локализовав их и «урезав» их претензии, но и облегчает методически изучение конкретного случая, никак не предопределяя результат исследования.

При этом личность способна ускорить или отдалить решение назревших проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности. Если некая личность сумела сделать нечто, значит для этого в недра общества были уже имелись потенциальные возможности. Никакие личности не способны создать великие эпохи, если в обществе нет накопившихся условий. Причем наличие более или менее соответствующей личности общественным задачам является чем-то предопределенным, скорее случайным, хотя и достаточно вероятным.

И глубоко прав Г.В.Плеханов, когда пишет: «Не для одних только «начинателей», не для одних «великих» людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий, есть понятие относительное. В нравственном отношении велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою за други своя».

Список использованной литературы

1. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Долуцкий. - М.: Мнемозина, 2001.

2. Загладин Н.В. История Отечества. XX век: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. / Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко и др. М.: Русское слово, 2004.

3. Замятин Д.Н. Империя пространства: Хрестоматия по геополитике и геокультуре России / Д.Н.Замятин, А.Н.Замятин. - М.: РОССПЭН, 2003.

4. Зеркин Д.П. Основы политологии / Д.П.Зеркин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

5. Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы: Курс систематический (современное переиздание) / С.Ф.Платонов. - М.: Звено, 1994.

6. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения / Г.В.Плеханов. - М.: ИНФРА-М, 2006.

7. Политология / Под ред. Н.И.Азарова. - М.: Высшая школа, 1999.

8. Политология: Учебное пособие / под. общ. ред. док. фил. наук, проф. Д.С.Клементьева. - М.: изд. Знание, 1997.

9. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. Ч. 1. 7-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. - М.: Просвещение, 2001.

10. Юрганов А.Л. История России XVI-XVIII вв.: Учебник для VIII класса средних учебных заведений / А.Л.Юрганов, А.Л.Кацва. - М.: Мирос, 1995.

Подобные документы

    Главные представления о роли личности в истории до середины XVIII в. Развернутые концепции и теоретически оформленные взгляды на проблему роли личности, которые появились в XIX в. Вопрос о возможностях личности, ее соответствии времени и народу.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Личность и его роль в исторических событиях. Вклад Сталина в дело победы в советской историографии. Изучение роли личности в истории Великой Отечественной войны на примере И.В. Сталина, его роль в военных событиях, итогах и последствиях восстановления.

    реферат , добавлен 02.06.2016

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского флотоводца, военно-морского теоретика, мореплавателя, океанографа, кораблестроителя, вице-адмирала С.О. Макарова. Военные заслуги данной личности и роль в истории флота.

    реферат , добавлен 30.10.2010

    Взаимоотношения верховной политической власти страны и российского общества. Соотношение истории России с историей российского реформаторства. Методы революционной логики, бунт. Современное развитие российского общества.

    реферат , добавлен 31.07.2003

    Роль отдельных личностей в истории XX века. Биография И.В. Сталина. Личность Сталина и ее роль в событиях страны. Революционная деятельность Иосифа Джугашвили. Стремление И.В. Сталина к персональной власти. Гражданская и Великая Отечественная войны.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Исторические условия, повлиявшие на формирование характера Ленина. Краткие сведения о жизненном пути. Свойства личности, жизненные цели, мотивы поведения. Способы и средства достижения цели. Результаты деятельности Ленина, оценка его личности.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2009

    Проведение историко-политологического анализа внутренней и внешней политики СССР 1953-1964 годов через призму феномена личности руководителя Советского Союза Никиты Сергеевича Хрущева. Определение положительных и негативных моментов хрущевской "оттепели".

    статья , добавлен 01.05.2010

    История написания статьи "Уроки Октября". Л.Д. Троцкий как лидер российской социал-демократии, формирование его мнения о роли личности в истории. Особенности новой концепции исторической науки в послеоктябрьской России. Смысл "литературной дискуссии".

    контрольная работа , добавлен 13.10.2013

    Турнир по истории Нового времени: роль человека в событиях прошлого, перекраивание карты мира путем завоеваний и объединений государств, энциклопедические сведения о выдающихся монархах, политиках, борцах за свободу. Определение основной терминологии.

    презентация , добавлен 13.02.2011

    Изучение биографии вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, имя которого неразрывно связано с историей развития русского флота. Основные вехи жизни Макарова как кораблестроителя, океанолога, изобретателя и боевого моряка; его роль в истории России.