Сложный план по теме человек биосоциальное существо. Личность – социальная сущность человека. «Многовариантность и движущие силы развития общества»

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. В чём проявляется биологическая природа человека:

а) функционирование внутренних органов и систем;

б) первичные (физиологические) потребности;

в) генотип человека и механизмы наследственности.

3. Социальное в человеке:

а) социальные потребности;

б) интересы;

в) волевые качества;

г) самосознание;

д) мировоззрение и др.

4. Единство биологического и социального в человеке:

а) роль наследственности в развитии человека;

б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;

в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах.

5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2-4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Ответ: None

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. По­ня­тие «мировоззрение».

2. Структура мировоззрения:

а) знания;

б) принципы;

в) убеждения;

г) ду­хов­ные ценности и т.д.

3. Пути фор­ми­ро­ва­ния мировоззрения:

а) стихийное;

б) осознанное.

4. Ос­нов­ные виды мировоззрения:

а) мифологическое;

б) религиозное;

в) философское;

г) научное.

5. Роль ми­ро­воз­зре­ния в жизни человека.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-демографические проблемы современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитывается:

– со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа;

– на­ли­чие пунк­тов плана, ука­зы­ва­ю­щих на по­ни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мым ос­нов­ных ас­пек­тов дан­ной темы, без ко­то­рых она не может быть рас­кры­та по существу;

– кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана.

Формулировки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие глобальные проблемы современности и их виды:

а) демографическая;

б) экологическая;

в) проблема севера и Юга и др.

2) Сущность демографической глобальной проблемы:

а) неконтролируемый рост рождаемости;

б) неравномерное расселение;

в) естественная убыль и кризис депопуляции различных этносов и т.д.

3) Негативное влияние демографической глобальной проблемы на жизнь общества:

а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;

б) безработица;

в) массовые миграции;

г) проблемы ассимиляции приезжих.

4) Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;

б) осуществление продуманной демографической политики;

в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Целостность и противоречивость современного мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие глобализация.

2. Многообразие мира и единство человечества:

а) современный мир и интеграция;

б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;

в) современные коммуникации (Интернет и др.).

3. Противоречивые последствия глобализации:

а) стандарты глобализации в экономике;

б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран;

в) вестернизация национальной культуры и др.

4. Основные пути преодоления противоречий современного мира:

а) создание глобальных институтов регулирования;

б) формирование планетарного сознания;

в) подписание международных соглашений, направленных на решение глобальных вызовов и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Задание 28 ЕГЭ по обществознанию - Составьте развернутый план.

Формулировка из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2019 года: "Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему... План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах."

«Биологическое и социальное в человеке»

1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:
а) религиозная
б) эволюционная теория Ч. Дарвина
в) трудовая теория Ф. Энгельса
2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек».
3. Биосоциальная природа человека:
а) человек - часть природы
б) человек - существо общественное
4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

«Мировоззрение».

1. Понятие мировоззрения как системы взглядов человека на мир и свое место в нем.
2. Основные типы мировоззрения:
а) обыденное
б) мифологическое
в) религиозное
г) философское (научное)
3. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
а) историческая эпоха
б) уровень знаний и развития науки
в) особенности менталитета
г) природно-климатические условия
4. Уровни мировоззрения:
а) жизненно-практический - мироощущение
б) теоретический - миропонимание

«Мировоззрение и его формы».

1. Мировоззрение - совокупность взглядов человека на мир и своё место в этом мире.
2. Структурные элементы мировоззрения:
а) знания;
б) убеждения;
в) установки и жизненные принципы;
г) духовные ценности, идеи и идеалы.
3. Субъекты мировоззрения:
а) человек;
б) группы людей;
в) общество в целом.
4. Основные формы мировоззрения:
а) обыденное;
б) мифологическое;
в) религиозное;
г) научное.
5. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей:
а) социальная среда;
б) жизненный опыт;
в) образование;
г) профессиональная деятельность.
6. Мировоззрение и его влияние на человеческую деятельность.

«Мировоззрение, его виды и формы».

1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
2. Исторические виды мировоззрения:а) мифологическое;
б) теологическое (религиозное);
в) философское.
3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:
а) преобладание ассоциативности; произвольных связей;
б) фрагментарность, эклектичность и бессистемность взглядов на мир.
3. Основные черты философского мировоззрения:
а) концептуальная обоснованность;
б) систематичность;
в) универсальность;
г) критичность.

«Познание - процесс духовного освоения человеком предметов и явлений материального мира».


2. Цели познания:
а) постижение истины;
б) практическая польза.
3. Структура процесса познания.
4. Формы чувственного познания:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) представление.
5. Формы рационального познания:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение.
6. Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
7. Знание как результат познания.

«Познание как вид деятельности».

1. Деятельность как способ существования человека и общества.
2. Разнообразие видов деятельности.
3. Получение истинного знания - цель познания:
а) объективность истины;
б) критерии истины;
в) абсолютная и относительная истина.
4. Виды познания;
а) чувственное познание;
б) рациональное познание.
5. Обыденное познание: его возможности и ограниченность.
6. Особенности научного познания.

«Многообразие путей познания мира».

1. Познание как процесс получения знаний о мире.
2. Основные пути (формы) ненаучного познания мира:
а) миф как ранняя форма познания природной и социальной действительности;
б) жизненная практика - основной способ познания;
в) обобщение опыта повседневной жизни и народная мудрость;
г) искусство как специфическая форма познания.
3. Научное познание мира и его особенности:
а) теоретический характер знаний;
б) стремление к объективности;
в) доказательность;
г) системность.

«Научное познание».

1. Научное познание - один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.

«Научное познание и его основные признаки».

1. Научное познание - постижение сущности объектов и явлений.
2. Основные признаки научного познания:
а) объективность;
б) доказательность;
в) логичность;
г) рациональность.
3. Уровни научного познания:
а) эмпирический;
б) теоретический.
4. Методы научного познания:
а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент);
б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование).
5. Специфика социального познания.
6. Особенности научного познания в информационную эпоху.

«Социальное познание и его специфика».

1. Социальное познание - познание общества и человека.
2. Специфика социального познания:
а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;
б) ограниченность сферы применения эксперимента;
в) сложность объекта познания - общества и пр.
3. Основные методы социального познания:
а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);
б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);
в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).
4. Функции социального познания:
а) выявление причин и следствий социальных процессов;
б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;
в) использование результатов при осуществлении социального управления;
г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.
5. Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

«Самопознание и формирование "Я"-концепции».

1. Самопознание - познание человеком самого себя.
2. Основные методы самопознания:
а) самонаблюдение;
б) самоисследование.
3. Формирование самооценки личности:
а) адекватная самооценка;
б) заниженная самооценка;
в) завышенная самооценка.
4. «Я»-концепция и процесс её формирования.
5. Специфика объектов самопознания:
а) собственные потребности;
б) собственные возможности;
в) смысл собственного бытия;
г) осознание собственных отличий от других людей.
6. Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира.

«Познание человеком мира и самого себя».

1. Познание как форма адекватного отражения действительности.
2. Структура познания:
а) субъект познания
б) объект познания
в) результат познания
3. Теория познания - гносеология:
а) агностицизм
б) скептицизм
в) гностицизм
4. Формы познания:
а) чувственное (ощущение, восприятие, представление)
б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение)
5. Виды познания:
а) научное и ненаучное познание
б) религиозное, мифологическое, художестве иное познание
6. Методы познания человеком мира и самого себя.
7. Многообразие форм человеческого знания.

«Истина и её критерии».

1. Истина - идеальная цель познавательной деятельности.
2. Виды истины:
а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире);
б) относительная истина (неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира).
3. Знание истинное и знание ложное.
4. Критерии истины:
а) практика;
б) система теоретических доказательств;
в) очевидность, соответствие здравому смыслу;
г) компетентное мнение экспертного сообщества учёных.
5. Специфика постижения научной истины на современном этапе.

«Природа человека и его мышление».

1. Человек - продукт творения природы и общества.
2. Сущность и проявления человеческой природы:
а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);
б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.);
в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).
3. Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:
а) флегматик;
б) холерик;
в) сангвиник;
г) меланхолик.
4. Сложность человеческой сущности:
а) человек как индивид;
б) человек как индивидуальность;
в) человек как личность;
5. Мышление и его типы:
а) образное;
б) понятийное (теоретическое);
в) знаковое.
6. Роль мышления в становлении современного человека.

«Деятельность как способ существования людей».

1. Деятельность как форма активности человека.
2. Отличительные признаки деятельности человека:
а) целенаправленность;
б) осознанность;
в) представление идеальной модели результата;
г) преобразовательный, творческий характер.
3. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
в) мотив;
г) цель;
д) средства;
е) действия;
ж) результат.
4. Основные виды деятельности человека:
а) игровая;
б) учебная;
в) трудовая;
г) общение.
5. Проявления деятельности в обществе:
а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная);
б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная).
6. Деятельность и творчество.

«Деятельность человека в ее многообразии».

1. Деятельность как способ человеческого бытия.
2. Специфические особенности человеческой деятельности.
3. Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4. Мотивы деятельности.
5. Два основных типа деятельности:
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6. Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

«Деятельность и мышление».

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
в) цель;
г) мотивы;
д) действия;
е) результат.
3. Виды деятельности:
а) трудовая;
б) познавательная;
в) эстетическая и др.
4. Мышление как процесс познавательной деятельности.
5. Мышление - основа рационального познания.
6. Виды мышления:
а) словесно-логическое;
б) наглядно-образное;
в) наглядно-действенное.

«Духовная деятельность: содержание, форма и специфика».

1. Духовная деятельность - производство духовных благ.
2. Специфика субъектов и объектов духовной деятельности.
3. Основные цели духовной деятельности:
а) формирование общественного сознания;
б) формирование ценностей и идеалов человека и общества;
в) удовлетворение идеальных потребностей общества;
г) производство духовных благ.
4. Формы духовной деятельности:
а) прогностическая;
б) познавательная;
в) ценностно-ориентировочная.
5. Роль духовной деятельности в современном мире.

«Трудовая деятельность».

1. Труд - деятельность по преобразованию веществ природы.
2. Признаки трудовой деятельности:
а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей);
б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы);
в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов).
3. Основные виды труда:
а) физический и умственный;
б) простой и сложный.
4. Специфика трудовой деятельности в современном обществе:
а) сложный характер труда;
б) наукоёмкость, интеллектуальность труда;
в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда.
5. Роль труда в становлении личности и формировании коллектива:
а) развитие коммуникативных умений;
б) развитие мышления и креативности;
в) формирование умения действовать нестандартно;
г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели;
д) становление сплочённого и эффективного коллектива.
6. Труд - основа благосостояния общества.

«Социальная направленность деятельности».

1. Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразного преобразования.
2. Социальные явления (процессы) как объект социально-преобразующей деятельности:
а) межличностные отношения;
б) производственные отношения;
в) социальные структуры (организации);
г) социальные системы (образование, здравоохранение и т.п.).
3. Общественный характер деятельности:
а) цели деятельности, значимые для общества и самого человека (насколько соотносятся с социально одобряемыми целями)
б) средства реализации целей (насколько признаны и одобрены социумом).
4. Деятельность просоциальная, асоциальная и антисоциальная (преступная).

«Игра и её роль в формировании и развитии человеческой личности».

1. Игра как особый вид человеческой деятельности.
2. Основные свойства игры:
а) творческий характер;
б) наличие воображаемой обстановки;
в) освоение новых социальных ролей;
г) наличие определённых правил.
3. Классификация игр:
а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы);
б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове);
в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме);
г) спортивные и т. д.
4. Специфика игр в детском и во взрослом возрасте.
5. Игра - необходимое условие развития творческих способностей и общительности.

«Потребности, интересы и способности человека».

1. Потребность как нужда человека в необходимых условиях его существования.
2. Виды потребностей:
а) биологические;
б) социальные;
в) идеальные.
3. Классификация потребностей А. Маслоу:
а) физиологические;
б) экзистенциальные;
в) социальные;
г) престижные;
д) духовные.
4. Интересы человека как основа его потребностей.
5. Способности и их типы:
а) общие (интеллектуальные);
б) специальные.
6. Природные задатки - основа формирования способностей.
7. Талант и гениальность как характеристика выдающихся способностей.

«Свобода и ответственность».

1. Понятие свободы, её сущности.
2. Социальные условия реализации свободы личностью:
а) уровень развития общества;
б) социальные нормы;
в) место человека в обществе;
г) формы общественной деятельности;
д) социализация.
3. Что такое ответственность?
а) регулятор деятельности человека;
б) сознательное следование установленным нормам;
в) оценивание человеком своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих.
4. Типологии ответственности:
а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и др.;
б) индивидуальная, групповая, коллективная.
5. Социальная ответственность и роль в жизни человека.

«Общество как система».

1. Понятие общества как системы объединений людей и способов их взаимодействия.
2. Структурные элементы общества:
а) сферы (подсистемы) общества;
б) социальные общности;
в) социальные институты;
3. Специфические системные признаки общества:
а) целостность;
б) открытость;
в) способность к самоорганизации;
г) иерархичность;
4. Общество - динамическая система.
5. Общество - функциональная система.

«Общество и его системное строение».

1. Понятие общества:а) в узком смысле слова;
б) в широком смысле слова.
2. Признаки общества как системы:
а) сложная система;
б) открытая система;
в) динамичная система;
г) саморегулирующаяся система.
3. Особенности общества как саморазвивающейся системы.
4. Системное строение общества:
а) подсистемы и институты;
б) социальные нормы;
в) социальные коммуникации.
5. Основные сферы общественной жизни:
а) социальная;
б) политическая;
в) экономическая;
г) духовная.
6. Взаимосвязь и взаимодействие сфер общественной жизни.
7. Специфика развития современного общества.

«Общество и природа».

1. Общество и природа - органические части материального мира.
2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия и др.
3. Воздействие общества на природную среду:а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды и т. д.
4. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты и пр.
5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

«Основные институты общества».

1. Определение социального института.
2. Основные функции социальных институтов:
а) служат удовлетворению общественных потребностей;
б) организуют совместную деятельность людей;
в) действуют в соответствии с определёнными правилами и нормами;
г) обеспечивают социализацию индивидов.
3. Важнейшие социальные институты:
а) семья;
б) школа;
в) государство;
г) производство и т. д.
4. Социальная динамика - процесс возникновения новых институтов и отмирания старых.
5. Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

«Социальные институты и их функции в обществе».

1.Что такое социальный институт.
2. Основные социальные институты общества:
а) семья как социальный институт;
б) политические институты;
в) финансово-экономические институты;
г) институты в сфере культуры.
3. Функции института семьи:
а) репродуктивная функция;
б) функция первичной социализации;
в) хозяйственно-экономическая функция.
4. Основные функции государства как социального института:
а) внутриполитические функции;
б) внешнеполитические функции.
5. Функции школы как социального института:
а) вторичная социализация;
б) формирование духовно-нравственной культуры.
6. Взаимодействие социальных институтов при выполнении основных функций.

«Культура и её роль в жизни общества».

1. Понятие о культуре.
2. Основные тенденции в развитии культуры:
а) преемственность культурных традиций;
б) новаторство и обновление культуры.
3. Основные функции культуры:
а) гуманистическая;
б) трансляция социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);
в) познавательная (гносеологическая);
г) регулятивная (нормативная);
д) целеполагающая, ценностная (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);
е) семиотическая, или знаковая (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).
4. Основные структурные элементы культуры:
а) понятия и взаимосвязи между ними;
б) ценности и идеалы;
в) нравственные принципы;
г) правила и нормы.
5. Формы культуры:
а) народная культура;
б) элитарная культура;
в) массовая культура;
г) экранная культура.
6. Элементы духовной культуры:
а) наука;
б) религия;
в) мораль;
г) образование и т. д.
7. Многообразие и диалог культур в современном мире.
8. Специфика духовной жизни в современной России.

«Массовая культура».

1. Понятие массовой культуры.
2. Условия возникновения массовой культуры:
а) рост образованности общества;
б) развитие средств массовой коммуникации;
в) рост промышленного производства.
3. Характерные черты массовой культуры:
а) коммерческая направленность;
б) ориентация на вкусы и запросы массового потребителя;
в) стандартизация содержания.
4. Массовая культура и средства массовой информации.
5. Взаимовлияние массовой, элитарной и народной культур в современном мире.

«Производство и распространение духовных ценностей».

1. Духовное производство - производство новых духовных ценностей.
2. Формы духовного производства:
а) научные труды;
б) литературные сочинения;
в) произведения скульптуры и архитектуры, музыки и живописи;
г) кинофильмы и телевизионные передачи;
3. Продукты духовного производства:
а) мысли, идеи и взгляды;
б) теории;
в) образы и чувства;
г) оценки и представления.
4. Сохранение и распространение духовных ценностей:
а) роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей;
б) роль библиотек;
в) роль архивов;
г) роль школы;
д) роль средств массовой информации (СМИ).

«Наука и её роль в жизни общества».

1. Понятие о науке:
а) сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний;
б) совокупность структур и методов организованной познавательной деятельности.
2. Структурные элементы науки:
а) систематизированные взгляды на окружающий мир;
б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений;
в) общность людей, научное сообщество.
3. Специфические признаки науки:
а) объективность;
б) рационализм;
в) системность и упорядоченность;
г) проверяемость (верифицируемость);
д) особый язык и особая подготовка.
4. Основные функции науки:
а) познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира);
б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);
в) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);
г) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
д) производственная (непосредственная производительная сила).
5. Уровни науки:
а) фундаментальная наука;
б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.
6. Классификация наук:
а) точные;
б) естественные;
в) социально-гуманитарные.
7. Наука и научные революции, научно-технический прогресс.
8. Проблемы развития науки в современной РФ.

«Наука в жизни современного общества».

1. Понятие науки:
а) наука как социальный институт
б) наука как отрасль духовного производства
в) наука как особая система знаний
2. Виды науки:
а) фундаментальные науки
б) прикладные науки
в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания
3. Специфические признаки науки.
4. Функции современной науки:
а) культурно-мировоззренческая
б) познавательно-объяснительная
в) прогностическая
г) интеграционная
д) социальная
е) производственная
5. Развитие науки.
6. Особенности научной картины мира.

«Взаимосвязь образования и науки в современном обществе».

1. Наука и образование как области духовной культуры.
2. Наука и образование как социальные институты общества:
а) функции образования в современном обществе;
б) развитие науки как фактор общественного прогресса;
в) государственное регулирование науки и образования.
3. Влияние образования на науку:
а) подготовка научных кадров в высшей школе;
б) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого.
4. Воздействие науки на образование:
а) изучение основ науки в рамках школьных предметов;
б) превращение университетов в научные центры.
5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования.

1. Понятие об образовании.
2. Функции образования:
а) экономическая;
б) социальная;
в) культурная.
3. Система (ступени) образования:
а) дошкольное образование;
б) основное образование;
в) профессиональное образование;
г) дополнительное образование.
4. Тенденции в развитии образования на современном этапе:
а) демократизация;
б) непрерывность;
в) гуманизация;
г) гуманитаризация;
д) интернационализация;
е) компьютеризация и др.
5. Основные пути получения образования.

«Образование как социальный институт».

1. Понятие «социальный институт».
2. Основные функции образования в современном обществе:
а) социализация молодежи;
б) ценностно-мировоззренческая;
в) формирование системы знаний и умений;
г) образование как социальный лифт.
3. Система образовательных учреждений в РФ:
а) образование в детских дошкольных учреждениях;
б) основное и полное общее образование;
в) высшее и постдипломное образование.
4. Государственная поддержка образования:
а) рост государственных затрат на развитие образования;
б) компьютеризация школы.
5. Участники образовательного процесса, их права и обязанности.

«Образование как социальная ценность».

1. Основные подходы ученых к определению понятия образования.
2. Специфические черты, характеризующие образование постиндустриальной эпохи:
а) создание единого мирового образовательного процесса
б) гуманизация образования
в) гуманитаризация образования
г) информатизация образования
д) всеобщность и доступность образования
3. Образование как социальный институт общества, его роль в социализации индивидов.
4. Структура системы образования в РФ:
а) дошкольное
б) общее
в) профессиональное
г) дополнительное
5. Основные проблемы в развитии современного образования.

«Религии и их роль в жизни общества».

1. Религия как явление культуры.
2. Признаки религии:
а) вера в сверхъестественное;
б) организованное поклонение высшим силам;
в) стремление согласовать жизнь с установленными требованиями.
3. Разновидности религий и верований:
а) родоплеменные примитивные верования;
б) национально-государственные религии;

4. Роль религии в жизни общества
а) создает религиозную картину мира;
б) способствует осмыслению места человека в мире;
в) упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность;
г) способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства;
д) осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

«Специфика и роль религии в жизни общества».

1. Религия как форма духовной культуры.
2. Характерные признаки религии:
а) вера в сверхъестественное;
б) признание теоцентрической картины мира;
в) идея креационизма (сотворения мира высшими силами);
г) иррационализм и мистицизм.
3. Главные элементы религии:
а) вера;
б) учение;
в) религиозная деятельность (культ);
г) религиозные институты.
4. Функции религии:
а) мировоззренческая;
б) воспитательная;
в) компенсаторная;
г) коммуникативная;
д) регулятивная.
5. Этапы развития религии:
а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);
б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);
в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
6. Религиозное сознание и свобода совести.
7. Взаимоотношения государства и религии.

«Религия как форма духовной культуры».

1. Понятие религии, ее особенности.
2. Причины возникновения религии.
3. Значение, роль и функции религии в обществе.
4. Формы религии:
а) ранние религиозные верования, язычество
б) политеизм
в) монотеизм
5. Основные мировые религии:
а) буддизм
б) христианство
в) ислам
6. Национальные религии:
а) иудаизм
б) синтоизм
7. Взаимосвязь религии с моралью и правом.
8. Свобода совести и вероисповеданий.
9. Государство и религия.

«Искусство как особая форма духовной культуры».

1. Искусство - способ познания мира посредством художественных образов.
2. Характерные признаки искусства:
а) иррационализм;
б) символизм;
в) субъективизм;
г) образность и наглядность.
3. Важнейшие функции искусства:
а) гедонистическая (доставляет человеку радость);
б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворённость реальной жизнью);
в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);
г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты);
д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);
е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).
4. Основные виды искусства:
а) литература;
б) музыка;
в) живопись;
г) театр;
д) кино и т. д.
5. Универсальное и национальное в развитии искусства.

«Мораль и нравственность в жизни людей».

1. Мораль - совокупность одобренных общественных мнением норм.
2. Важнейшие аспекты морали:
а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
3. Основные категории морали:
а) добро и зло;
б) долг и совесть;
в) справедливость;
г) честь и достоинство;
д) счастье и др.
4. Нравственная культура личности и общества.
5. Соотношение морали и нравственности.
6. Существует ли прогресс морали?
а) нравственный долг и проблема выбора;
б) современные реалии и нравственные нормы.
7. «Золотое правило нравственности» - универсальный закон жизни человека в обществе.

«Мораль как регулятор социальных отношений».

1. Понятие морали как формы общественного сознания.
2. Развитие норм морали:
а) табу
б) обычай
в) традиция
г) моральные правила
3. Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
4. Соотношение морали и нравственности.
5. Соотношение морали и права:
а) общее
б) различное
6. Важнейшие функции морали в обществе:
а) регулятивная
б) ценностно-ориентационная
в) мотивационная
7. Нравственная культура личности.
8. Важнейшие принципы современной нравственной культуры.

«Многовариантность и движущие силы развития общества».

1. Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2. Понятия «прогресс» и «регресс» в развитии общества.
3. Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально-цивилизационный подход
в) локально-цивилизационный подход
4. Формы социального изменения:
а) эволюция
б) революция

«Общественный прогресс».

1. Основные подходы к пониманию сущности общественного прогресса:
а) античные мыслители об умственном прогрессе
б) средневековое представление о прогрессе как необходимом условии достижения морального идеала (Царства Божия на земле)
в) эпоха Возрождения - понимание прогресса как усиления власти человека над природой
г) Новое время - идея политического прогресса и его противоречивости
д) XIX век - эволюционная теория прогресса
е) современное понимание прогресса
2. Критерии общественного прогресса:
а) способность человечества противостоять саморазрушению (энтропии)
б) увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражению
в) степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования
г) социально-экономический уровень жизни
3. Противоречивость общественного прогресса.
4. Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на общественный
прогресс.

«Общественный прогресс как совокупность поступательных изменений в обществе и его противоречия».

1. Сущность понятий «общественный прогресс», «регресс», «циклическое развитие» и неразрывность связи и взаимодействия.
2. Характерные признаки общественного прогресса:
а) совокупность поступательных изменений;
б) противоречивость и сложность изменений;
в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;
г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;
д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.
3. Критерии общественного прогресса:
а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;
б) гуманизация отношений между людьми;
в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;
г) расширение спектра прав и свобод человека;
д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.
4. Противоречивость прогресса:
а) прогресс в технике и разрушение природы;
б) высокая цена прогресса;
в) прогресс в одних сферах общества и регресс в других.
5. Прогресс и модернизация.Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.

«Научно-техническая революция - резкий скачок в развитии общества».

1. Понятие научно-технического прогресса и технологических революций.
2. Исторические этапы научно-технического прогресса:
а) неолитическая (аграрная) революция;
б) промышленная революция;
в) НТР.
3. Под влиянием НТР в середине XX в. произошло превращение науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг).
4. Характеристика этапов НТР:
а) 1950-1970-е гг. - автоматизация производственных процессов;
б) 1980-е гг. - развитие микроэлектроники, широкое использование компьютеров и прогрессивных технологий.
5. Основные направления НТР:
а) автоматизация и компьютеризация производства;
б) внедрение современных информационных технологий;
в) разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов;
г) освоение новых источников энергии;
д) развитие средств коммуникации и связи.
6. Последствия и противоречия НТР:
а) человек выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, но остаются регулирующие функции;
б) усложняется характер труда и повышаются требования к квалификации и образованию работника
в) обостряется проблема занятости населения;
г) усиливаются глобальные экологические проблемы.
7. Связь НТР и глобальных проблем современности.

«Традиционное общество и его особенности».

1. Традиционное общество - исторический этап формирования современной цивилизации.
2. Характерные признаки традиционных обществ:
а) аграрный характер экономики;
б) сращивание власти и собственности;
в) патриархальный характер общества и государства;
г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;
д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.
3. Основные разновидности традиционных обществ:
а) общества Древнего и средневекового Востока;
б) античные общества Греции и Рима;
в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;
г) древнерусское и средневековое российское общество.
4. Специфика социальной стратификации традиционных обществ:
а) кастовый или сословный строй;
б) преобладание предписанных статусов;
в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;
г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.
5. Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху

«Информационное общество и его особенности».

1. Информационное общество - современный этап истории человечества.
2. Предпосылки рождения информационного общества:
а) научно-техническая революция;
б) формирование новой научной картины мира;
в) микропроцессорная революция.
3. Характерные признаки информационного общества:
а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;
б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;
в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;
г) признание приоритетности прав и свобод человека;
д) изменение социальной структуры общества.
4. Противоречивый характер информационной цивилизации:
а) вытеснение человека из целого ряда сфер;
б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;
в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;
г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.
5. Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.

«Целостность и противоречивость современного мира».

1. Многообразие мира и единство человечества:
а) современный мир и интеграция;
б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;
в) современные коммуникации (Интернет и др.)
2. Противоречивые последствия глобализации:
а) стандарты глобализации в экономике, культуре;
б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.
3. Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?

«Процесс глобализации и его противоречия».

1. Глобализация как процесс формирования единого человечества.
2. Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:
а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));
б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмёрка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);
в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);
г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).
3. Основные положительные последствия глобализации:
а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;
б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;
в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;
г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.
4. Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:
а) угроза ряду отраслей национальных экономик;
б) «вестернизация», навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;
в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;
г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.
5. Участие России в процессах глобализации.

«Глобальные проблемы человечества - угроза 21 века».

1. Что такое «глобальные проблемы человечества»?
2. Особенности глобальных проблем:
а) планетарный характер;
б) угроза гибели всему человечеству;
в) необходимость коллективных усилий мирового сообщества.
3. Причины возникновения глобальных проблем человечества.
4. Сущность и взаимосвязь глобальных проблем:
а) экологическая;
б) демографическая;
в) продовольственная;
г) сырьевая;
д) энергетическая;
е) мира и разоружения (предотвращение новой мировой войны);
ж) преодоление отсталости развивающихся стран («Север-Юг») и др.
5. Основные направления разрешения глобальных проблем:
а) наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;
б) чёткая международная система прогнозирования;
в) вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень;
г) концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем человечества;
д) формирование нового планетарного сознания на принципах гуманизма.

«Экологический кризис как глобальная проблема современности».

1. Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.
3. Чем вызван экологический кризис?
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе.
4. Проявления и последствия экологического кризиса.
5. Пути преодоления экологического кризиса:
а) изменение отношения людей к природе;
б) наука на службе экологии;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем

«Проблема Севера-Юга и пути её решения».

1. Проблема «Севера-Юга» как одна из глобальных проблем современности.
2. Сущность проблемы «Севера-Юга» и её связь с другими глобальными проблемами.
3. Проявления и последствия данной проблемы:
а) рост народонаселения мира за счёт развивающихся стран («демографический взрыв»);
б) голод, нищета, неграмотность, болезни;
в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.
4. Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:
а) осуществление продуманной демографической политики;
б) установление нового мирового экономического порядка;
в) международное сотрудничество в решении проблем «Севера» и «Юга».

«Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности».

1. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
2. Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
3. Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
4. Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
5. Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

«Современные угрозы культуре и духовному развитию человека»

1. Актуальность угроз культуре и духовному развитию человека в современную эпоху.
2. Проявление угроз культуре:
а) угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании и пр.;
б) отчуждённость человека от культуры;
в) материальное потребительство;
г) массовая культура и антикультура.
3. Пути преодоления проблемы:
а) свободный доступ человека к культурным ценностям;
б) возможность получения образования;
в) гуманизация общества;
г) всестороннее развитие и совершенствование личности и др.
4. Постиндустриальное общество и духовное развитие человека.

Человек как биосоциальное существо.

План:

1. Понятие «человек». Теории происхождения человека.

2. Бинарная природа человека. Биосоциальность и её сущность.

3. Отличительные особенности человека.

Человек – это целостное биопсихосоциальное существо , которое является и организмом (представитель Homo Sapiens), создателем и носителем культуры, а также главным участников исторического процесса.

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

    Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
    Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
    Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным). Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюции) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Бинарная природа человека проявляется в том, что он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Человек – биологическое существо

Человек – существо социальное.

Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

Человек

Животное

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы.

1. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т. е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

2. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

3. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

4. Использует готовые природные материалы, не преобразуя их

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Проблема изучения человеческой личности всегда интересовала ученых, философов, писателей. Есть разные точки зрения по этому вопросу. Разберемся, что такое человек и что его отличает от животных, и изучим тему по обществознанию «Личность - социальная сущность человека».

Человек - биосоциальное существо

Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.

К биологическим относят:

  • тело человека, мозг;
  • инстинкты;
  • биологические потребности: в пище, сне, жилище.

К социальным относят:

  • речь, мышление, умения человека;
  • потребность в общении;
  • потребность в получении новых знаний.

Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • эти качества противопоставлены друг другу;
  • находятся в неразрывном сочетании.

Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.

Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.

Первый подход - рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.

Второй подход - рассматривать личность посредством набора ролей.

К таким ролям относятся:

  • родитель;
  • ребенок;
  • работник;
  • покупатель;
  • пешеход;
  • водитель и другие.

Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил.

В России отношения в семье в 19 и в 21 веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.

Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.

Самореализация и самосознание

Данные понятия обозначают важные для личности процессы.

Самосознание - это понимание человека своей роли, себя как личности, способности принимать самостоятельные решения, вступать в отношения и быть ответственным за свои действия.

Самореализация - достижение человеком поставленных целей, воплощение идей, максимальное приложение способностей, которое помогает быть успешным в выбранной деятельности, получить желаемый статус.

Что мы узнали?

Биологические и социальные качества человека неразделимы. Тело, здоровье, инстинкты позволяют человеку жить, быть биологическим существом. Социальные черты, такие как потребность в общении, получение новых знаний, признание общества, делают человека личностью. Быть личностью - значит участвовать в общественной жизни, выполняя особые роли, реализуя свои способности, соблюдая установленные нормы и правила. Выполнение особых функций в обществе всегда было присуще человеку, но со временем роли и их особенности менялись.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 488.