Евангелие в Вербное Воскресенье: Навстречу смерти твоей и моей. Что означает, если человек умер в Великий пост? Смерть наступила в вербное воскресенье

Церковь вступает сегодня в особые дни - дни, полные ликования и трагизма. В дни, в которых почти нет границы между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»…

Как это страшно - жаждать и желать земного царя и не рассмотреть перед собою Живого Бога! Кругом ликований вайи, восклицания, постеленные одежды… А Христос идет через все это - к Своей смерти.

Он знает, что руки, которые сегодня держат цветы, завтра с ненавистью сожмут камень. И глаза, которые сегодня хранят улыбку, через несколько дней зажгутся недобрым огнем и нальются кровью.

Он говорил им о Царствии Небесном, а они ждали только удовлетворения своих земных проблем! Он возвещал им о Божественной Любви и Сам был Любовь, а они эту любовь безжалостно растоптали!

Проповедь в Вербное Воскресенье «Пришел час, - говорит Господь, - прославиться Сыну Человеческому». Но прославление это будет не через блеск политической славы… Прославление Его будет через смерть!

Разочарование ждет каждого, кто от Христа ожидает только земной победы. Они хотели посадить Его на блистательный царский земной трон, он выбрал Крест и Смерть. Смерть, через которую всему человечеству откроется Вечная Жизнь!

Труден и трагичен сегодняшний праздник. Им открываются двери Страстной седмицы - самого напряженного, самого драматичного времени церковного года. Мы стоим с вайями сегодня, и Господь так хочет, чтобы никто из нас от Него никогда не отвернулся. Чтобы мы стояли при Кресте Его, а не грелись у костра земной жизни.

Господь не вымогает нашу любовь к Нему. Он ждет свободного, радостного, вдохновенного ответа на Его Любовь! Любовь - это всегда движение и это движение должно быть взаимным!

Достоевский как-то очень ярко сказал о своем жизненном пути: «Через огромное горнило сомнений моя «Осанна» прошла!» Путь каждого из нас - это огненное горнило сомнений, болезней, скорбей, слез, неожиданных испытаний, тревог и волнений. И какая радость, что мы в Церкви! Церковь - это драгоценнейший опыт Вечной Жизни, которая начинается сегодня, сейчас, здесь и простирается в Царствие Небесное. Вера дарит нам вдохновение! Дает силы и мужество нести наш жизненный крест.

Верующий человек старается «держать ум свой во аде», как это было сказано Богом преподобному Силуану Афонскому. Но в то же время с радостью и огромным, глубоким упованием думает о будущем преображенном Космосе, когда «Бог будет всяческая и во всем» и где «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, что уготовал Бог любящим Его».

Но чтобы наследовать Жизнь Вечную, нужен гигантский труд, неимоверное усилие души, огромная искренняя любовь к Богу и ближним.

Как-то ученик пришел к своему старцу и спросил: «Как узнать, что я живой человек, а не мертвый?»

«Ты жив, - сказал старец, - если твое сердце еще не засыпано, как могильной землей, - суетой, безразличием, унынием, скукой!

Ты жив, если глаза твои еще могут плакать, а душа - сочувствовать!

Ты жив, если на твоем Небе, буквами смиренных и тихих звезд вышито самое главное слово - ЛЮБОВЬ!»

…Страшно, если все емкости нашей души заняты только одним - самим собою. Пост должен был помочь нам открыть свое сердце для ближнего, открыть свое сердце для Вечности.

Замечательно сказал о.Ефрем Ватопедский, который недавно привозил в Россию Пояс Богородицы: «Мы, монахи, внесем вклад в дело духовной помощи своему народу не тем, что будем ходить туда-сюда, разглашая, проповедая, а тем, что будем опытно переживать Христа». В этом весь смысл нашего духовного, сердечного делания и монахов и мирян - опытно переживать Христа!

Сейчас мы стоим с вайями в руках. «Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во Имя Господне!» Но через радость сегодняшнего праздника уже слышится моление Гефсиманского сада и стенания Голгофы. И с каждым мгновением, с каждым вздохом сокращается расстояние между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»

Но Богу все это нужно пройти: и предательство ученика, и моление о Чаше, и насмешки невежественных солдат и вопли: «Сниди со Креста!» Ему нужно пройти этот путь для нас и за нас!

И Он не сойдет со Креста. Через Крест и смерь Он пройдет к Своему Воскресению!

И каждый из нас - таков закон жизни духовной - тоже когда-то пройдет по ступеням своей страстной седмицы. И никто не избежит распятия, никто не обойдет своей Голгофы.

Но за ней - и в этом весь смысл и все наше упование и вся наша надежда - обязательно будет ПАСХА!

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла к себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психостеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Андрей Гнездилов
Подготовила текст; фото: Мария Строганова

«Вербное воскресение», «Вербница» - шестая неделя Великого поста, последнее воскресение перед Пасхой, праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисуса встречали пальмовыми ветвями и хвалебными песнями. На Руси пальмовые ветви заменила верба. Вербу мы освящаем, украшаем, она – оберег, олицетворение жизни и роста.

Когда воскресенье бывает в субботу?

Канун вербного воскресенья - Лазарева суббота - день, когда Иисус исцелил Лазаря через несколько дней после его смерти. С тех пор христианство отмечает праздник Воскресения Святого Лазаря. В этот день у русских крестьян было принято ходить в лес за вербой до восхода солнца. Принесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, "вербного херувима". Святить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. В Сибири для вербы делали специальный "теремок" из соломы, который украшали тряпочками, лентами, затем вешали перед иконой.

"Не я бью-верба бьет, верба хлёст бьет до слез"

Как только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно ударяли друг друга освященными ветками вербы, приговаривая: "Верба красна бей до слез, будь здоров". Этот обычай имел магический характер: во время соприкосновения верба передавала свои живительные силы человеку, наполняла его энергией. Так, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: "Как вербочка растет, так и ты расти", тем самым перенося свойства растения на ребенка. Верба и ее распускающиеся сережки, появление которых было первым видимым проявлением весны, в народном представлении являлась средоточием плодородия, растительной силы, здоровья.

Егорьев день

Как детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в Егорьев день, ударяли освященной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушаться пастуха. Затем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Но выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. Порой освященные ветви хранили целый год за образами до следующей «Вербницы», и только потом сжигали и ставили новую освященную вербу. Также в Егорьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для будущего посева, тем самым воздействуя на силы природы, приумножая урожай.

"Барашки", "бабашки", "акатушки"

Чтобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. В некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традициях и для всех членов семьи. Печенье было принято освящать вместе с вербой. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

Окликание молодух

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух. В полночь накануне Вербного воскресенья молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодой ничего не оставалось,кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она кланялась, провожая незваных гостей.

Верба-целительница

Верба в народном сознании была способна не только наделять живительной силой, но и предохранять от болезней и исцелять от них. Вербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. Съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Бесплодным женщинам так же советовали есть освященные почки, после чего они благополучно рожали. На Кубани вербу применяли при лечении детских заболеваний. Для этого рано утром до восхода солнца отправлялись на реку, где срезали три пучка вербы по девять веток. Затем дома клали один пучок в горячую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. В полдень в воду опускали вторую связку и купали ребенка у того окна, где стояло солнце в тот момент. На закате аналогичные действия совершались с третьим пучком перед окном, смотрящим на заходящее солнце. После все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. Считалось, что после этих омовений болезнь уйдет. Также вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Верба-оберег

Веточка вербы с незапамятных дохристианских языческих времен наделялась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцеляла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. Согласно поверью, верба, брошенная против ветра, может отвратить бурю, а брошенная в огонь – усмирить его. Повсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в верованиях славян дерево Громовержца, Перуна, который поражает очистительным огнем. Вербным веткам, несмотря на христианскую символику, приписывалась также колдовская сила, с ними связывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. Так, если верить поверью, весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

В тропаре Вербного воскресения поется: «…мы яко отроцы победы знамения носяще». Знамя нашей победы — не боевой штандарт, а ветка вербы - символ победы жизни над смертью, веры над отчаянием, любви над ненавистью. Об этом говорит и праздничное евангельское чтение. Комментирует протоиерей Сергий ГАНЬКОВСКИЙ
Вход Господень в Иерусалим. XVII в. Северные письма

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та"к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
(Иоанн, 12:1-18).

Комментирует прот. Сергий ГАНЬКОВСКИЙ, настоятель храма священномученика Владимира в Королеве:
— Что общего у сегодняшних чтений из Апостола и Евангелия? Сначала я заметил лишь одно — «Господь близко» . К Своему народу, к Иерусалиму, к смерти и славе Своим, к нам. И «множество народа, пришедшего на праздник», потому и кричит Иисусу «осанна!», что Он — близко. Но чего каждый из них, из нас ждет от такой близости, от встречи с Господом?

Кому-то из стоявших тогда на дороге в Иерусалим с пальмовыми ветвями кажется близким исполнение всего их упования, упования на мессию, который освободит их от поработителей, исполнит «всякую правду» (Мф.3.15), восстановит мир и справедливость, утвердит их веру. Но упования эти, эти справедливость и вера — их упование и справедливость, а не Бога. Не тАинственной и безграничной, а потому непредсказуемой и страшной, встречи со Спасителем ждут они, а исполнения своих представлений и надежд, да просто — своего же представления о чуде, которое не дает увидеть животворящую любовь Иисуса к человеку, а влекущего всего лишь подивиться на ожившего мертвеца, ведь «потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Они ждут царя, а Бог пришел, приняв на Себя «зрак раба» (Флп.2.7), совсем не так, как приходят цари земные, — не в славе и торжестве, а в кротости и уничижении.

И потому, хотя возглас «осанна» (הושיע נא‎) дословно переводится как «спаси, мы молим», молим мы на деле о своем, и когда получаем Божье — не приемлем.

Конечно, Господь знает, что трагедия потомков падшего Адама заключается в том, что теоретически мы готовы искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6.33), а на «практике» озабочены именно «остальным», тем, что только «прилагается» к главному, к тому, ради чего стоит жить. Подобно тому, как предатель-ученик увидел только бессмысленную трату драгоценного мира в том, что на самом деле было приготовлением к Жертвоприношению Спасителя, так и весь Иерусалим трагически обознался: они встречали царя земного, а явился Царь Небесный!

И тогда становится понятно, почему крик «распни Его!» раздается почти сразу после ликования, ведь Бог «не оправдал» наших надежд. И сразу забываем мы, что не потому Бог творит что-либо, что оно добро, а напротив — оно — добро, потому что это Он его творит.

Бог приходит к нам, чтобы встретиться, а не оправдывать наши ожидания. И тогда становится заметным второе, что роднит сегодняшние чтения Апостола и Евангелия — радость . В день, когда Церковь с ужасом и трепетом празднует Вход Господень в Иерусалим, напоминая, куда и зачем идет Христос сегодня, восседая на осленке, в день, когда, глядя с Елеонской горы на город, Спаситель плачет о нем и об этих людях, потому что они выбрали смерть, а не жизнь, - в этот день апостол Павел говорит нам слова, которые кажутся неуместными, почти кощунственными перед лицом того, что предстоит Сыну Человеческому: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4.4.). Только это радость разная — в одном случае — экзальтированное ликование толпы, а в другом — тихая радость встречи с Тем, Кого давно ждал. Радость о Господе очень редко похожа на радость мирскую. Вспомним, что в Своей Нагорной проповеди наш Господь призывает нас радоваться, «когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5.11).

Чего же ищем мы, ныне стоящие в храме? Успеха, бесскорбного жития, здоровья? Разве не успели мы заметить за долгие или короткие наши церковные годы, что чем ближе Господь, тем сильнее противостояние сил зла, мощнее их напор? Разве мы не знаем, что стоит нам хоть на одно мгновение преодолеть бушующие в нас страсти, как силы ада восстают на нас, и в результате те, кто еще совсем недавно кричал «осанна», начинают яростно скрежетать зубами. Недаром протоиерей Александр Ельчанинов заметил: «Только первые шаги приближения к Богу легки; окрыленность и восторг... сменяются постепенно охлаждением, сомнением, и для поддержания веры нужны усилия, борьба...». Кто-то продолжает бороться, а кто-то почитает себя обманутым, «не получившим знамения», покинутым на произвол судьбы.

И потому, чтобы радость наша не обернулась горькими слезами «неразумных дев» (Мф.25.3) - дщерей Иерусалимских, не забудем, что не за тем «грядет Господь на вольную страсть», чтобы нам легче и проще жилось, а затем, чтобы напомнить нам о том, где наш настоящий дом, в чем наша истинная радость и где спрятано истинное «сокровище наше» (Мф.6.21).

Сегодня - канун Страстных дней, а еще вчера, когда вся Церковь вспоминала воскрешение праведного Лазаря, мы за литургией, вместо привычного Трисвятого услышали: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Церковь поет это песнопение накануне Страстных дней, не только отдавая дань древнему обычаю - крестить новообращенных на Пасху, но в первую очередь напоминая верным, что быть с Богом, воссесть по правую и по левую сторону от Христа в славе Его (Мк.10.37), как просили об этом апостолы, можно только «крестившись», погрузившись в скорбь Страстей Господних, разделив в меру своих сил с Господом Его страдания, чтобы потом разделить с Ним радость Воскресения.

В тропаре Вербного воскресения есть и такие слова: «…мы яко отроцы победы знамения носяще». Этими словами Православная Церковь сравнивает чад своих со знаменосцами победы, с теми, кто возвещает и войску, и народу, и солдатам противника, и всему миру грозную и радостную весть о падении вражеской крепости, об окончании сражения, о победе.

Знамя нашей победы, символ победы Церкви — не боевой штандарт, а маленькая веточка вербы, подобная той зеленой оливковой веточке, которую принесла голубка на Ноев ковчег как знак прекращения потопа, как символ примирения Бога и человека (Быт.8.11), как знамение надежды и прощения. И мы сегодня, «яко отроцы победы», стоим в наших храмах, имея в руках, так мало похожие на боевые, знамена победы жизни над смертью, веры над отчаянием, любви над ненавистью!

Мы прошли долгую Четыредесятницу Поста. Мы, пусть и в малом, но все же победили свою, вечно несытую, плоть; пусть в малом, пусть в самом ничтожном, но мы постарались в прошедшие постные дни преодолеть насилующий нас грех. И эти нежные, чуть зеленеющие побеги вербы - символ и знак нашей решимости оставаться с Богом до конца, быть верными Ему «даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2.8).

Некоторым из нас может показаться, что слишком рано мы вспомнили о победе. Не Жизнь и Вечность, а «Смерть и Время царят на земле». И все же именно в эти трагические дни, за несколько часов до казни, Господь говорит Своим ученикам: «…мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16.33). Он говорит так потому, что победа, знаменосцами который мы все сейчас являемся, совершается, по слову апостола, «в немощи» (2.Кор.12.9). И не сила силу ломит, не победитель легионов и армий входит во Святой Град, но «Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин.12.15).

Вот как Сам Господь говорит об этом Своим ученикам: «…вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16.20). То, что внешне выглядит как триумф и победа, на поверку выходит скорбным путем на Голгофу. То, что представляется завистливой душе Иуды бессмысленной тратой драгоценного мира, на деле является приготовлением к жертвенному закланию Того, про Которого сказано: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1.29). Наконец и сама смерть Распятого становится залогом жизни погибающего мира, потому что, как вновь и вновь напоминает нам Святитель Иоанн Златоуст: «Ад надеялся схватить тленное тело, а нашел Бога. Ад надеялся схватить прах, а встретил Небо. Ад надеялся схватить то, что видел, а напал на то, чего не видел!»

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Православная церковь отмечает в последнее - шестое - воскресенье Великого поста. В 2017 году этот день выпадает на 9 апреля.

Вход Господень в Иерусалим - один из 12 двунадесятых (главных) праздников в православии. Этот преходящий праздник бывает ровно за неделю до Христова Воскресения.

Что мы празднуем в Вербное воскресенье?

Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами. О нём повествуют и Матфей (в 21 главе своего Евангелия), и Марк (в 11 главе), и Лука (в 19), и Иоанн (в 12 главе).

Так, в Евангелии от Матфея (21:1–7) сказано, что апостолы по указанию Иисуса взяли в Вифании ослёнка и ослицу. Иоанн Богослов в своём Евангелии просто упоминает, что Христос, найдя молодого осла, сел на него.

В Евангелиях Марка и Луки говорится, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы рядом с Виффагией и Вифанией, отправил двух учеников за молодым ослом, указав, где он привязан и что ответить, если спросят. Так и произошло.

Ученики нашли животное, отвязали его, на вопрос «Зачем отвязываете?» отвечали, что ослик надобен Господу, и привели к Иисусу.
Так, на осле, Иисус Христос въехал в Иерусалим. У иудеев существовал древний обычай, согласно которому правители, одержав победу над врагами, въезжали в город на конях или ослах. А ещё на Востоке въезд в город на осле был символом мира, а верхом на коне - символом войны.

В то время Иудея была захвачена римлянами, и иудеи ожидали обещанного священным писанием и пророками освободителя от иноземного господства. Верили, что Мессия - Спаситель Израиля - явится на Пасху. Иисуса Христа встречали как Мессию, так как знали о чуде воскрешения Лазаря, совершённом накануне.

Встречали его иудеи, как Царя, согласно той же древней традиции, - с пальмовыми ветвями, цветами, постилая на Его пути свою одежду.

Они кричали Христу: «Осанна* Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т. е. - достоин хвалы, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель на войне. А как Царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Ворота, через которые, по преданию, въехал Иисус, существуют до сих пор. Только они уже многие века наглухо замурованы.

Как ещё называют праздник «Вход Господень в Иерусалим»?

Последнее воскресенье перед Пасхой также называют «Неделей ваий» - «вайи» по-гречески означает «пальмовые ветви».
Латинское название праздника - Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье, буквально: «Господень день в пальмах»). В современных европейских языках сегодня используется именно название «Пальмовое», например в английском - Palm Sunday.

В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной (потому что Христа в Иерусалиме встречали цветами), а в просторечии - Вербным воскресеньем. Это связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяют ветками вербы (а также ивы и ветлы). Эти растения распускаются в России одними из первых.

Как празднуют Вербное воскресенье православные христиане?

Вербу освящают в храмах накануне, в субботу вечером на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляют ветви. После этого их раздают молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажжёнными свечами. Обычно окропление повторяют и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста).

Традиции праздника

В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; он символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим). Патриарх раздавал с Лобного места вербы и листья папоротника (вместо пальмовых ветвей) царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам и народу.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешается рыба.
________________________________________
*Осанна (ивр. הושיע נא‎, hôšî‘â-nā’ - спаси, мы молим) - торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), древний хвалебный возглас.

Вербное воскресенье: зачем перед Пасхой освящают веточки вербы?

На этот вопрос можно ответить очень просто. В центральной части России верба единственное общедоступное растение, ожившее после зимы и распустившее свои кисточки.

Вербочками заменили отсутствующие в наших краях пальмовые ветви, которые являются обязательным атрибутом древнего православного праздника в честь входа Господня в Иерусалим. Этим событием - торжественным въездом Иисуса Христа в Иерусалим - начинается крестное восхождение Христа к смерти и воскресению. Жители святого города встречали Христа как Мессию - с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника - «пальмовое воскресенье».

О каких событиях идет речь?

Чтобы понять, что мы празднуем в этот день, чем отличался этот приход Христа в Иерусалим от других, почему он стал торжественным, нам придется, как всегда, обратиться сначала к свидетельству евангелистов - учеников Христа, оставивших об Учителе письменные воспоминания.

Важно помнить также, что для еврейского народа это время римской оккупации, время, когда наиболее популярной была идея независимости, время активного поиска Мессии, как главы этого движения и будущего независимого царства.

Вот, что мы читаем в Евангелии

Иисус узнал, что его друг Лазарь вот уже четыре дня, как в могиле. Место, где он жил - Вифания было недалеко от Иерусалима, верстах в двух и много иудеев пришло погоревать с сестрами Лазаря Марфой и Марией. Марфа, как только услышала, что Иисус идет к ним, пошла Ему навстречу. «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы!» - сказала она. «Твой брат снова воскреснет. Я - Воскресение и Жизнь. Тот, кто верит в Меня, даже если умрет, будет жить. А всякий, кто жив и верит в Меня, вовек не умрет.

Веришь ты в это?» «Да, Господи, - отвечает она, - Я верю, что Ты - Помазанник, Сын Бога, который должен прийти в мир».

Сказав это, Марфа позвала свою сестру Марию. Иисус, увидев, что она и пришедшие с ней плачут, тяжело вздохнул и сказал: «Где вы его похоронили?» - и Сам заплакал. Пришли к склепу - небольшой пещерке, заваленной камнем. «Уберите камень!» - говорит Иисус. «Уже четвертый день, наверное, пошел запах», - говорит Ему Марфа. «Разве Я не сказал тебе, что если будешь верить, то увидишь славу Бога?» - ответил Иисус.

Камень убрали. Иисус поднял ввысь глаза и сказал: «Отец, благодарю Тебя, что Ты Меня услышал. Я знал: Ты слышишь Меня всегда, но Я сказал так для народа, что стоит здесь. Пусть поверят, что Я послан Тобою!» И, сказав это, воскликнул громким голосом: «Лазарь, выходи!» И умерший вышел - ноги и руки у него были связаны погребальными пеленами, лицо окутано повязкой. Многие из тех, что были тут и видели, что Иисус сделал, поверили в Него. Но некоторые пошли к учителям закона и старейшим священникам и рассказали им все.


Вход в гробницу Лазаря в Вифании.

Через несколько дней Иисус и ученики Его шли в Иерусалим. На подходе, около Масличной горы Иисус послал двух учеников: «Отправляйтесь в деревню напротив, вы сразу же увидите ослицу на привязи и с ней молодого осла. Отвяжите их и ведите ко Мне. А если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, они нужны Господу. Тотчас вам позволят их увести». Это произошло, чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Скажите дочери Сиона: «Вот Царь твой к тебе направляется. Он кроток нравом, восседает на на молодом осле, сыне ослицы вьючной».

Ученики пошли и, сделав все так, как велел им Иисус, привели ослицу и осленка, положили на них одежды и усадили Иисуса. Тем временем толпы людей, узнав, что Иисус здесь, пришли туда, но не только из-за Него, но и для того, чтобы увидеть Лазаря, которого Он поднял из мертвых. Многие шли навстречу и устилали дорогу своей одеждой, другие же ломали ветви с деревьев и так же устилали ими путь. Толпы людей, шли впереди Иисуса и сзади, кричали: «Осанна Сыну Давида! Да будет благословен Идущий во имя Господа Осанна в небесах!» Когда Иисус входил в Иерусалим, весь город был в волнении. «Кто это такой?» - спрашивали люди. «Это пророк Иисус из Назарета, что в Галилее», - отвечала толпа.

Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда всех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. Он сказал им: «В Писании сказано, что дом Божий - дом молитвы, а вы превратили его в разбойничий притон!»

Видя все это, старшие священники собрались на заседание Совета и стали думать, как погубить Иисуса и взять Его под стражу. Решили убить и Лазаря, потому что из-за него многие стали покидать их и верить в Иисуса.

Все это случилось за 5 дней до распятия и смерти Иисуса.

Зачем же нужны вербы

Вход Господень в Иерусалим предваряет страдания Христа, Его смерть и Воскресение. Иными словами он предваряет Пасху. Кроме того, что распустившиеся веточки вербы заменили в северной России ветви более привычных для юга пальм, эти вестники наступающей весны стали символом Пасхи - праздника новой жизни. Каждому христианину хочется не только помолиться в храме, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме, но и принести домой частичку этого праздника.

Однако есть в Вербном воскресенье и нечто более глубокое, более важное для христиан, чем весенние букетики.

Что означают евангельские события входа Иисуса Христа в Иерусалим?

Из повествования мы видим, что Иисус Христос, прослывший в народе проповедником, пророком и чудотворцем, на глазах у многих людей воскрешает Лазаря - известного человека, да еще и на четвертый день после смерти. Это чудо не только всколыхнуло народный интерес к Иисусу, но и обнадежило многих: вот он, новый религиозный лидер, способный стать освободителем и могущественным правителем израильского народа. Это видно из воздаваемых Христу почестей, какими по свидетельству историков чествовали тогда царей или полководцев: пальмовые ветви в руках, одежды на земле, особые радостные возгласы приветствия.

Но все это не более чем обрамление главного, сокровенного. Если внимательно читать и этот отрывок, и рассказ о последних днях жизни Христа: Его аресте, издевательствах над Ним, суде, распятии, смерти, погребении и воскресении, то становится понятен смысл торжественного входа в Иерусалим - столицу Израильского государства. Это торжество и ликование обнажило пропасть между ложными надеждами народа и правдой Божией. Это - начало крестного пути Христа, и с этого дня события складываются так, что единственно возможным завершением становится Его смерть.

И дело тут не в заговоре против Него, а в том, что к этому дню Христос сделал все возможное, чтобы открыть людям Себя и образ той жизни, к которой Он призывает. Он уже все сказал, в знак о Своем будущем воскресении Он даже даровал жизнь Лазарю, пролежавшему в могиле три дня. Те из израильтян, кто был готов к этому, те, кто ждал этого - приняли Христа, но большинство - нет. Бессмысленно было дальше проповедовать и творить чудеса, все это лишь подогревало желание народа посадить Христа на трон, желание сделать Его своим царем. Вместо слов и чудес нужно было сделать что-то, что покажет людям истинную цель пришествия Христа, что подтвердит делом, что «Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы мир через Него был спасен и всякий верующий в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь».

Уже через три дня после входа в Иерусалим Иисус будет арестован, а через пять те же толпы людей, что встречали Его, будут кричать римскому судье: «Распни Его! Кровь Его на нас и на наших детях!»

Уроки праздника

Христос пришел не для того, чтобы решать за людей их проблемы, пусть даже это вопросы жизни и смерти нации, плененной оккупантами, как было с израильским народом. Экономический кризис, коррумпированность государственного аппарата, недоразвитость общественных инициатив, несправедливое распределение благ, упадок нравственности и культуры, высокая смертность и малая рождаемость - это все дела человеческие, это то, за что люди отвечают перед Богом. Строить рай на земле, пусть даже в стране с великой христианской историей, Бог никогда не будет.

Христиане обязаны помнить, что Христос предлагает Свое Царство и настаивает, что только там Он Правитель и Царь, Его царство «не от мира сего», оно не много ни мало - Царство Божие. Царство, где восстановлена связь человека с Богом, где преодолено зло и разделение, где полнота жизни и счастья. Христос научил своих последователей, что вступить в Его Царство можно только путем веры. Он показал место и цену власти, государственности и всему человеческому. Царствам мирским суждено быть, и невозможно жить только небесным, но все это лишь почва, на которой может вырасти живое растение. Почва может быть плохой или хорошей, государства могут быть разные, но живое растение - это не почва, Царство Божие - это не общество и тем более не государство.

Спасение людей от греха смогло совершиться на краю Римской Империи среди оккупированного народа, значит, при необходимости может совершиться и в России 21 века. Лишь бы была вера, вера как личное доверие Христу и вера как ответственное отношение к вверенному людям достоянию.

Главное, о чем говорит христианам этот праздник - Вход Господень в Иерусалим, - это то, что невозможно обрести истинную веру во Христа и передать ее другим, погрузившись в строительство только земного царства, пытаясь реализовать свои собственные интересы, будь они интересами государства, нации, общества или семьи.