Белый старец. Белый старец и Дордже Пехар. Параллели не пересекаются Белый старец

Издавна, еще до принятия буддизма, калмыки поклонялись Владыке Земли, защитнику и покровителю Цаган Ааве. Он – воплощение мудрости и справедливости на земле. Не случайно, есть древнее поверье, что в дни Зул (калмыцкого нового года) Белый Старец спускается на землю и обходит свои владения. Если люди живут неправедно, то год чреват засухой, падежом скота, разными другими напастями.
Буддизм, пришедший на смену языческим верованиям, легко адаптировался в национальных условиях, и Цаган Аава был включен в буддийский пантеон божеств. Калмыки почитают Владыку местности как хранителя семейного благополучия, богатства, как защитника калмыцкой земли. Белый цвет- цвет чистоты, благородства, доброго, благожелательного начала. С именем Цаган Аавы связывают калмыки духовное возрождение и сохранение своих традиций.
Представляем вашему вниманию памятник ойратской письменности, имеющий не только большой научный интерес. Называется она так: «Сутра, способствующая очищению местности: земли и воды». Сутра, насчитывающая со дня создания несколько веков, ставит на свои места ложные представления, которые имеются в современном обществе калмыков. Сутра полностью отвергает праздные утверждения некоторых адептов, считающих, что в буддизме калмыки первое место должны отводить Цаган Ааве. Надо иметь в виду, что мирские боги, к которым относится и Цаган Аава, не являются объектом Прибежища. Это неоднократно подчеркивают буддийские монахи и Его Святейшество Далай-лама. Для буддистов Прибежищем являются Три Драгоценности - Будда, Учение Будды, Община и полностью просветленные существа. В священном тексте молитвы «Кангсо» говорится, что Цаган Аава способствует защите и укреплению религии, особенно учений ламы Зонкавы, к которому с особым почтением относятся калмыки. Для них Цаган Аава - истинный защитник, друг
, который всегда придет на помощь.
- Ойратская сутра Владыки Земли и всего пространства Белого Старца (Цаган Аав) получила особое распространение среди бурят и калмыков, - рассказывает Почетный доктор Монгольской академии астрологии Нина Кокшаева, - Эта старинная сутра представлена на 10 листах. На обороте каждой страницы также идет текст и начинается она со знака «бирга», обозначающего начало повествования. Относится примерно к 17 веку. В этом памятнике ойратской письменности повествуется о встрече Будды Шакьямуни с Белым Старцем.
Древнекалмыцкий памятник ойратской письменности подарил Нине Овшиновне доктор философских наук, заведующий отделом письменных памятников и буддологии КИГИ РАН Баазр Бичеев. Нина Кокшаева много лет проработала преподавателем кафедры калмыцкого языка и монголистики Калмыцкого государственного университета. Она и сделала краткий перевод священной сутры.
«Сутра, способствующая очищению местности: земли и воды»

«Однажды Будда Шакьямуни вместе со своими сподвижниками, учениками и странствующими монахами направлялся к горе Земэс (Плодовитой, фруктовой). Навстречу им вышел Старец почтенного возраста без бороды и волос, в белоснежном одеянии. В руке он держал посох, который украшала голова дракона. Именно таким был старец- Владыка людей.
Будда спросил его: «Чьим повелителем ты являешься? Почему ты живешь один в горах?».
Старец ответил: «Ваша Светлость, Будда Шакьямуни, я действительно пребываю в этих горах под названием Земэс и являюсь наверху – Защитником – хранителем небес, внизу - началом и защитником-хранителем матери-земли, всех живых существ и потому живу в горах. Я - владыка всего, что есть на небе, земле, горах и водах. Я гений-хранитель, покровитель двадцати четырех сторон пространства.
… Я олицетворяю справедливость и счастье всего живого, устраняю зло и несправедливость. Я - повелитель свирепых зверей и ядовитых змей, защитник людей и живых существ от яда, всего того, что вредит им. Я - Владыка всех, очищаю все от скверны.
… Я - хранитель храмов, где проходят богослужения и всего их окружения. Если я нахожусь в городах, то значит я - покровитель этой территории. Если я в безлюдной местности, значит, я - владыка этой земли, водоемов и посевов. Определяю зло и добродетель человека, жизненный ритм его, а также краткость жизни и долголетие. Я даю ему вечное счастье и благоденствие. Оцениваю добрые деяния человека, уважение и любовь детей к своим родителям, а также два раза 2 и 16 числа каждого месяца я отправляюсь на Землю и благословляю всех живых существ, дарую веру в Три Драгоценности (Будду, Дхарму и Сангху).
Вместе с гением-хранителем, властелином огня безошибочно веду учет и записываю когда-либо сотворенные человеком грехи и его деяния. Если кто-нибудь по жестокости убивает живые существа, не почитает своих родителей, не проявляет веру в Три Драгоценности, творит зло и грех – все эти действия учитываются. Именно в этот день подвижники Неба записывают их, и по истечении времени я спускаюсь на Землю в ту самую местность. В неблагоприятные дни недели вместе, а также с помощью Властелина Земли, воды, девяти планет, пяти свирепых драконов, кроме того, с гениями Земли, воды, предков и их внуков, хранителями пространства, городов и окрестностей, двадцати четырех сторон света осуждаю и наказываю всех живых существ, совершивших греховные деяния. Насылаю на них 100 различных болезней и разорение, наговоры, недуги, дурные сны и сновидения. Все это, как дождь, обильно проливаю на них.
Будда Шакьямуни, услышав сказанное Белым Старцем, благословил его добрые деяния и просил его продолжать свою благую деятельность во имя всех живых существ. Он также произнес: «Если кто-либо перепишет этот ном (молитву) или возьмет себе, покажет кому-либо или прочитает кому-нибудь, тот обретет бесчисленные заслуги в своей жизни. Если кто-либо болен и прочитает семь раз эту мантру, то он быстро и навсегда избавится от своих недугов».
Затем Будда Шакьямуни передал слова тарни – заклинания, мантру Белого Старца: «Шилў-тулу ом туг тулу тулу сіін садо хаа». Когда Будда произнес эту мантру, все окружение его, все живые существа с огромной радостью восприняли ее и, сложив руки, в молитве склонили свои головы. В сутре также написано: «Тот, кто имеет в душе веру в Три Драгоценности, любой, кто пожелает переписать, попросит прочесть или переписать это или кому-нибудь покажет, и если ном соответствует их душевному состоянию, то он будет пребывать в спокойствии, а в их семьях наступит полное благополучие, исчезнут болезни, будет очищение от разных скверн… Тот, кто верит в силу этой сутры, в Три Драгоценности, тот обретет бесчисленные заслуги, его не будут преследовать несчастья, он обретет покой и проживет без ненависти долго. А его домашний скот избавится от зуда и бескормицы….».
Сутра завершается словами Будды Шакьямуни: «Это страна Будд, священная Земля, где пребывают в блаженстве Окон Тенгри, асуры, кадари. Здесь всегда счастье, здесь легко преодолеваются любые препятствия, страна исполнена благоденствия».
Ойратская сутра, относящаяся примерно к концу 17 века, заканчивается словами: «Да воцарится на всей Земле полное благоденствие!».
Перевод сутры Нины КОКШАЕВОЙ

Белый Старец - Божество, широко распространенное в Восточной и Центральной Азии олицетворяет образ хозяина времени, пространства и всего мира, повелителя жизни и смерти.

Белый Старец великое божество для монголо-этнического мира. В культурах Монголии, Бурятии и Калмыкии, Белый Старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды.

Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге - супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках (прикосновение этого посоха дает долгую жизнь), сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом (персик - символ женского начала).

Белый старец не имел отношения к буддизму, это главный языческих бог кочевых азиатов который имея сильные основы почитания с приходом буддизма со временем слился с буддистскими верованиями и стал почитаем и там. В Калмыкии в столице республики Элисте статуя белого старца, по сути языческого божества, стоит на территории Золотой обители Будды Шакьямуни.
Сама скульптура Белого Старца представляет собой Трёхметровую скульптура из белого уральского мрамора.

Покровитель калмыков (Цаган Аав), хранитель богатства и изобилия, семейного благополучия изображён во весь рост, с накинутой на плечах сутане-лавшаг, в шапке- гюрсн. В правой руке он держит посох, а левую положил на спину волка, символизирующего неподкупность и незыблемость. Здесь же присутствуют обитатели степи — сайгак, птица Хан Гаруди (орёл), на фоне солнца высечен калмыцкий узел- символ вечности, жизни и бессмертия Вселенной.

Открытие скульптуры Белого Старца воплощенного скульптором Н. Эледжиевы состоялось в 1998 году.

Все мы немного язычники... В буддистской мифологии почетное место занимает Дух земли Белый Старец, оставшийся еще от язычества. Он хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне

Будучи в Агинском дацане я сняла этот барельеф

"Новый год в Бурятии немыслим без образа и участия Белого старца - мудрого покровителя людей и животных, с каждым годом все более и более становящегося непременным атрибутом и хозяином Сагаалгана. На наших глазах происходит процесс становления новой традиции, и мы на вопросы друзей из других регионов говорим просто: «А это наш Дед Мороз». Между тем этот милый седобородый старец старше и грознее античного Рима и его легендарных легионов.

Белый старец (Сагаан убген - Cagaan ebugen) является одним из самых распространенных фольклорных образов монголоязычных народов. В мифологии монгольских народов Белый старец входит в число хозяев (эдженов) земли, их глава. Стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в какую-то сторону, и там начнется массовый падеж скота, поэтому его и называют «Мялзан цагаан овгон», то есть «Белый старец, повелевающий жизнью и смертью».
Как показывает само имя - Белый старец, он представляется и появляется в молитвах и призываниях монголов всегда в образе старого человека, одетого в белое, с белыми волосами и бородой, который опирается на посох с навершием дракона. На его присутствие в добуддийских верованиях монгольских народов указывает монгольский термин «ebugen», который означает «старик», «старейшина», но многими исследователями интерпретируется как «родовой предок», «родоначальник».
Наименование «cagan» (сагаан) - «белый», «седовласый» - указывает на то, что Белый старец - это добрый, благодетельный хозяин земли, родовой предок, покровитель. В настоящее время скульптурное изображение Белого старца, находящееся в Иволгинском дацане, расположено в весьма почетном правом углу алтарного ряда. Танка Белого старца также является частью внутреннего убранства Агинского дацана. Композиции Белого старца в Кижингинском и Цугольском дацанах располагаются на северной стороне цокчен-дацана.



На танка (буддийская икона на ткани) рядом с пещерой Белого старца, как правило, изображены дикие животные и птицы (олени, волки, тигры, лебеди, журавли), в скульптурных вариантах наряду с ними изображаются и домашние животные (крупный рогатый скот, овцы, верблюды). Их наличие особенно подчеркивает роль Белого старца как покровителя животных.

В бурятской традиции Белый старец выступал подателем плодородия, особенно покровительствовал земледелию: «Белый старец следит, чтобы дожди шли в надлежащее время, чтобы урожай зерновых, плодов и ягод был хорошим, поэтому его очень почитают, про него говорят: «Белый старец, умножающий хорошее».

Посох Белого старца можно соотнести с Мировым древом. Так формируется устойчивый семантический комплекс: корни дерева - нижний мир - предки рода - истоки новой жизни (потомки). В то время как корни и крона связаны с ситуацией перемены, ствол дерева служит олицетворением стабильности.

Это символ живущего ныне поколения и в то же время - символическая и реальная опора. Посох Белого старца, украшенный головой дракона, обычно соотносится с посохом шамана, который украшен головой коня и используется как магический жезл. Белый цвет во многих архаичных культурах соотносится с солнцем, как один из его атрибутов. «У бурят непосредственных данных о солярнолунарном культе сохранилось немного, но осталась вера в священность и магическую значимость белого цвета». С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия: белый цвет означал радость, белый смех - смех доброты и дружелюбия и т.д.

В любом традиционном обществе человек, доживший до преклонного возраста, последние годы проводил в новом статусе. Старик - хранитель жизненного опыта - как бы переходил в категорию предков. Это подтверждается тем, что по верованиям бурят только «умершие
естественной смертью уходят к предкам, а те, у которых души были похищены посланцами Эрлик-хана (т.е. умершие раньше положенного срока), попадают в царство Эрлик-хана».

Отметим, что Белый старец - это, в первую очередь, бог смерти; хотя в отдельных случаях он может выступать как владыка плодородия, хозяин (и даже даритель) неистощимых богатств - эти черты в его облике периферийны. Встретив Белого старца в праздничные дни, необходимо отнестись к нему с почтением, рассказать, что прошедший год прожит не зря, за что в наступающем году Белый старец щедро одарит здоровьем, любовью близких и материальным благополучием.

Элеонора Неманова,
к.и.н., этнограф.

Сагаан Убгэн, так его называют буряты, является хранителем жизни и долголетия, а также одним из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. Другие традиционные эпитеты Белого старца - Старый владыка, Белый старец Вселенной. Во как! И в связи с этим, его игнорировать ну никак нельзя.)

Белый старец родился стариком, т. к. его мать отказала подать воды бурхану. Бурханы прогневались и запечатали её чрево на сто лет. Вот такие дела.

Традиционно Белый Старец изображается буддийской иконографией в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках чётки и посох с навершием из головы макара. Существует несколько вариантов позы Белого Старца: либо он изображается в виде отшельника, сидящего под персиковым деревом в окружении брачных пар журавлей и оленей, либо он рисуется фронтально в полный рост. Первый вариант интересен тем, что Белый Старец держит в руках ещё и Книгу Судеб, что роднит его с китайским божеством долголетия Шоу Сином. У бурят распространено изображение Старца, сидящего на троне.

А ещё Белый Старец - традиционный персонаж, связанный с монгольским новогодним праздником Белого месяца.

Интересна история конкретно этой статуэтки. Она самая настоящая, вывезли её из Бурятии предположительно в 30-е годы прошлого века. Настолько чтили этого буддисткого святого. Потом она оказалась в Непале. Но непальские ламы сказали, что Старец "просится" на родину и перевезли его в Монголию. Какое-то время Старец находился там. Но и монгольские ламы посчитали, что Сагаан Убгэн не нашёл своего места. И около шести лет назад ламы и шаманы Монголии привезли её в Аршан. Здесь она на своём месте, считают они.

Если вы внимательней вглядитесь в статуэтку, то удивитесь тому, что черты лица у него не манголоидные, ни разу. Буряты же отождествляют Белого Старца с православным Николаем Угодником.
"Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: «батюша Михола», или же по-монгольски «Саган-Убукгун»."

Так что считайте, что мы побывали в гостях у самого Деда Мороза. Вот где настоящие его владения! А нам сказки про Лапландию, да про Вологду рассказывают.)) Или у него там филиалы расположены...