Поместный Собор Русской православной церкви 27-29 января 2009 года выберет патриарха Московского и всея Руси. Выборы пройдут в связи с кончиной 5 декабря 2008 года патриарха Алексия Второго.
Патриарх Московский и всея Руси - титул предстоятеля Русской православной церкви.
Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. До этого времени Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.
Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым патриархом стал святитель Иов (1589-1605).
В 1721 году патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод - государственный орган высшей церковной власти в Российской церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.
Титул "Святейший Патриарх Московский и всея Руси" принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени патриарх носил титул "Московский и всея России". Замена России на Русь в титуле патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально подразумевалась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.
Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси "имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам... имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем".
Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.
Согласно уставу, "внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест".
Патриарх Московский и всея Руси - епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.
В Русской Церкви титул Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.
Хронологический список Патриархов Московских:
Игнатий (30 июня 1605 года - май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей.
Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года - 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.
После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах блюститель патриаршего престола ("Экзарх") - митрополит Ярославский Стефан (Яворский).
Московские патриархи в 1917-2008 годах:
Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин; по другим данным Беллавин, 5 (18) ноября 1917 года - 25 марта (7 апреля) 1925 года).
Подробных биографических статей о русском Патриархе очень много, но мы остановимся только на главных моментах его жизни и на том, что сегодня у православных христиан возникло очень много вопросов и противоречивых мнений, связанных с его встречей с Конечно, и до этого очень многие пытались очернить и обвинить Его Святейшество в измене. Однако обо всем по-порядку.
Патриарх всея Руси Кирилл. Краткая биография
В миру Владимир Гундяев родился в Ленинграде в 1946 году, 20 ноября. Его дед и отец были священниками, мама - учителем немецкого языка. Любовь к православной вере тоже привела Владимира и его брата к священничеству. Сестра Елена стала православным педагогом.
Подумать только, его дед провел в тюрьмах на Соловках 30 лет своей жизни за свою церковную деятельность и борьбу с обновленчеством 20-40 гг. Как бы то ни было, при всем при этом Патриарх всея Руси Кирилл не корит советскую власть, потому как ко всему подходит с умом, глубоким анализом и мудростью. Он считает, что в этот период было много и плохого, и хорошего, и это все надо понимать, а не делать поспешных умозаключений.
Будущий Патриарх всея Руси закончил Ленинградскую духовную семинарию и академию с отличием. В 1969 году постригся в монахи с именем Кирилл. И так, шаг за шагом, в результате постепенной добросовестной работы и искренней веры в то важное, что он несет и проповедует людям, по воле Божьей он добирается до самой высшей ступени священства.
Теперь он святейший Патриарх Московский и всея Руси. Более достойной кандидатуры не нашлось, и в 2009 году 27 января Поместный Собор избрал его на этот пост. Без сомнения, это был очень правильный выбор.
Патриарх и Папа
Серьезные сложности в отношениях между католиками и православными продолжались несколько веков с того самого момента, как католицизм откололся от основной и главной православной христианской ветки в 1054 году. Сегодня противостояния перешли на новый современный, более ухищренный и озлобленный уровень, и если сейчас не начать вести диалоги, то может случиться непоправимое.
Христианские церкви должны научиться вместе противостоять новым вызовам современности. Церкви действительно стали стремиться к единству, но это совсем не говорит о том, что они собираются объединить свои усилия и вести рассуждения на тему спорных вопросов теологии. Совсем нет, посредством единого и нового христианского взгляда на события в современном мире им надо научиться противостоять насилию и лжи и приложить к этому все усилия, чтобы защищать свои традиционные ценности.
Встреча
И вот впервые Святейший Патриарх Кирилл в Гаване встретился с предстоятелем и по итогам встречи в закрытом режиме они подписали обоюдную декларацию, состоящую из 30 пунктов. Это подписание стало новым этапом в развитии отношений двух крупнейших по численности религий.
В этом документе, кроме призыва к межрелигиозному диалогу и веротерпимости, оговаривались вопросы преследования верующих христиан на Ближнем Востоке и в Сирии, где сегодня в военных конфликтах проливается много невинной крови, в том числе и на религиозной почве. Это главный пункт декларации. До войны в Сирии проживало почти два миллиона христиан разных конфессий, но исламисты ИГИЛ «Исламское государство» - запрещенного в России террористического движения - преследуют этих бедных людей, и те вынуждены бежать в Европу и соседний Ливан.
Декларация
Патриарх всея Руси Кирилл и Папа Франциск также затронули тему силового присоединения церквей и противостояния на Украине между греко-католиками, раскольниками Киевского Патриархата и православными РПЦ Московского Патриархата. Эта очень болезненная тема долгое время была преградой для встречи в 90-х годах. Главы также обсудили вопросы эвтаназии, абортов и однополых браков, разрешеных в Европе и США. Хотя подходы к этой проблеме у католиков и православных церквей разные. Ватикан не поддерживает но толерантно воздерживается от комментариев на эту тему, в то время как РПЦ МП имеет более четкую позицию. Была затронута тема мира и религиозной свободы в многострадальной Украине.
Умный диалог
Патриарх всея Руси Кирилл и Его Святейшество Папа Франциск, понимая историю раскола между ними, выступают с уважительным обращением ко всему страдающему миру как проповедники Христа. Важно и то, что католического благословения не получили европейские санкции, направленные против России. В Кремле не скрывали заинтересованности в этой встрече и как в важной составляющей межрелигиозного диалога, и в инструменте налаживания внешней политики, преодоления экономической изоляции России, при всем этом учитывались влияние и авторитет Папы Римского в западных политических кругах.
Эта встреча стала примером для политиков, ведь сегодня как никогда ощутима угроза начала Третьей мировой войны. Православные и католики должны понять, что они братья, а не соперники, и просто обязаны жить в мире и согласии.
Всем нам надо возлюбить Бога и ближнего своего, как проповедовал людям сам Иисус Христос. И не важно, каких взглядов этот человек придерживается, какой он национальности и веры.
- … Википедия
Список митрополитов, архиепископов и епископов Русской Православной Церкви Заграницей с 1920 года. Список разделён на две основные части: Ныне живущие архиереи и умершие архиереи. Содержание 1 Умершие 1.1 Первоиерархи … Википедия
ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения… … Православная энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Поместный собор Русской православной церкви … Википедия
Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия
Основная статья: Новгородская епархия Епископская кафедра в Новгороде была учреждена в конце X века после крещения Руси князем Владимиром. Первым новгородским архиереем стал прибывший с князем из Корсуни епископ Иоаким. До половины XII века… … Википедия
Основная статья: Вологодская и Великоустюжская епархия В списке приведён перечень архиереев (архиепископов, епископов, митрополитов), возглавлявших епархии с центром в Вологде. Также приведён перечень архиереев возглавлявших Пермскую и… … Википедия
ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ - Канонические принципы устройства В. у. определены 34 м Апостольским правилом: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому… … Православная энциклопедия
Колыбель русского монашества Киево Печерская Лавра История Русской Церкви история Православной Церкви на территории исторической России. Современная как церковная, так и светская историография Русской Церкви в качестве начальной точки имеет… … Википедия
Новый труд архимандрита Макария посвящен Всероссийским Митрополитам X-XVI веков. Автор исследует святительское служение всех Предстоятелей Русской Церкви с 988 по 1586 год. Этот отрезок времени можно назвать Митрополичьим периодом, который оказался самым продолжительным в истории Русской Церкви и предшествовал периоду Патриаршему. На первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся автокефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве. Книга снабжена обширной библиографией и публикациями рукописного наследия русских святителей — духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений. Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех неравнодушных к духовной истории нашего Отечества.
Архимандрит Макарий (Веретенников) родился в 1951 году в городе Магнитогорске. Среднее образование завершил в 1969 году в городе Караганде. В 1972 году по благословению митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа († 1975) подал прошение о поступлении в Московскую духовную семинарию. В 1974 году окончил МДС и поступил в Академию. В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за представленную работу «Всероссийский Митрополит Макарий и его церковно-просветительская деятельность». С сентября 1978 года преподавал Историю Русской Церкви в семинарии. 17 марта 1982 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом († 1982) в Троицком соборе пострижен в монашество в честь преподобного Макария Египетского. С сентября 1982 года по июль 1985-го обучался на богословском факультете Университета им. Мартина Лютера в Галле (ГДР) и одновременно служил в храме Святой равноапостольной Марии Магдалины на историческом кладбище в городе Веймаре. По возвращении из Германии преподавал в МДСиА.
В 2004 году архимандрит Макарий был утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 года был Заведующим Регентской школой при МДА. В 2013 году — почетный профессор Екатеринбургской духовной семинарии, в 2014 году присвоено ученое звание доктора церковной истории. Принимал участие в подготовке издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), в качестве докладчика участвовал в различных заграничных, международных, Всероссийских и региональных конференциях. Награжден орденами Русской Православной Церкви, с 1989 года член Синодальной литургической комиссии, с началом издания «Православной энциклопедии» — член Научно-редакционного совета Православной энциклопедии, член экспертного совета по Макарьевским чтениям. Библиография автора насчитывает более 750 публикаций. В одной из своих последних публикаций автор предложил новую периодизацию Истории Русской Церкви.
ВВЕДЕНИЕ
- Предисловие
- Подвиг апостола Андрея
- Предыстория Русской иерархии
ЧАСТЬ 1. МИТРОПОЛИТЫ ВСЕЯ РУСИ ПОД ОМОФОРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА
- ГЛАВА I. НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
- Святой Митрополит Михаил (988-992
- Митрополит Леонтий (992-1008
- Митрополит Иоанн I (до 1018-1035
- Митрополит Феопемпт (1035-1047
- ГЛАВА II. МИТРОПОЛИТЫ-БОГОСЛОВЫ
- Святой Митрополит Иларион (1051-1054)
- Исповедание веры Митрополита Киевского Илариона
- Митрополит Ефрем (1055-1061)
- Написание Митрополита Ефрема
- Митрополит Георгий (1062-1076
- Георгия, Митрополита Киевьского, стязанье с латиною; вин числом 70
- Святой Митрополит Иоанн II (1076-1089)
- Письмо Митрополита Иоанна Ф. Продрому О указание от правил обличително на ереси латынския Иоанна Митрополита Русскаго ко архиепископу Римскому о опресноцехъ
- Митрополит Иоанн III (1090-1091)
- Святой Митрополит Николай (1093-1104)
- Митрополит Никифор I (1104-1121)
- Поучение Митрополита Русскаго Никифора в Неделю сыропустную в церкви ко игуменом и ко всему иерейскому и дияконскому чинку и к мирским людем
- Митрополит Никита (1122-1126)
- Проложное сказание о принесении перста Иоанна Предтечи из Византии на
- Митрополит Михаил II (1130-1145)
- Святой Митрополит Иларион (1051-1054)
- ГЛАВА III. НАРАСТАНИЕ КНЯЖЕСКИХ УСОБИЦ НА РУСИ
- Митрополит Климент (Смолятич; 1147-1155)
- Святой Митрополит Константин I (1156-1159)
- Никита Акоминат (Хониат). Сокровище православной веры. Книга XXIV: Собор
- Митрополит Феодор (1161-1163)
- Митрополит Иоанн IV (1164-1166)
- Митрополит Константин II (1167-1170)
- Месяца августа въ 1 день слово Великого князя Андрея Боголюбьскаго о милости Божии
- Митрополит Михаил III (1171-1174)
- Митрополит Никифор II (1175/76-1202)
- Митрополит Матфей (1209-1220)
- Митрополит Кирилл I (1225-1233)
- Грамота Никейского Патриарха Киевскому Митрополиту Кириллу
- Митрополит Иосиф (1236-1240)
- ГЛАВА IV. ПОСЛЕ БАТЫЕВА РАЗОРЕНИЯ
- Святой Митрополит Кирилл II (уп. 1242-1281)
- Послание князя Святослава Мизийского Митрополиту Кириллу
- Ярлык Ордынского хана Менгу-Темира русскому духовенству. Степь
- Святой Митрополит Максим (1283-1305)
- Поучение святителя Максима
- Месяца декабря в 15 день Сказание о святем и блаженнем Первопрестолнике чюдном Митрополите Максиме Владимирском и Московском и всея Росии
- Святой Митрополит Кирилл II (уп. 1242-1281)
- ГЛАВА V. НАЧАЛО ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ
- Чудотворец Митрополит Пётр (1308-1326)
- Поучение смиреннаго Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, игуменом, попом и диаконом
- 1308-1326 гг. — Поучение митрополита Петра духовенству (об епитимиях и вдовых попах) и мирянам (об усердии к церкви)
- Поучение Петра Митрополита Киевскаго и всея Руси
- Поучение Петра Митрополита
- Поучение Петра Митрополита, егда препре Тферьскаго владыку Андрея во Сборе
- Святой Митрополит Феогност (1328-1353)
- 1339 г. — Грамота Патриарха Иоанна XIV Митрополиту Феогносту об открытии мощей святителя Петра
- Поучение Феогноста, Митрополита всея Руси
- Чудотворец Митрополит Алексий (1354-1378)
- Поучение Алексия Митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом
- Поучение смиреннаго Алексия Митрополита всея Руси игуменомь и попом и дьакономь и всем правоверным крестьяном, крестоимянитым людем, пребывающим в правоверьи, всего предела Новгородьского и Городецьского: благодать вам и мир от Бога свыше
- 1363 г. — Слово пресвещенного Алексея Митрополита
- 1378 г. — Список з духовныя грамоты иже во святых отца нашего Алексея Митрополита Киевскаго и всеа Руси, нового чудотворца
- Чудотворец Митрополит Пётр (1308-1326)
- ГЛАВА VI. СМУТА В МИТРОПОЛИИ
- Архимандрит Михаил († 1379) — кандидат на Русскую митрополию. Митрополит Пимен (1380-1389)
- Святой Митрополит Дионисий I (1384-1385)
- 1382 г. — Грамота Суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития
- 1383 г. — Послание святителя Дионисия князю Димитрию Донскому. От иного послания о повинных
- ГЛАВА VII. БЕДЫ И УСПЕХИ МОСКОВСКОЙ РУСИ. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗВЫШЕНИЕ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОГО ГРАДА
- Cвятой Митрополит Киприан (1375-1390-1406)
- Духовная грамота Митрополита Киприана
- Святой Митрополит Фотий (1408-1410-1431)
- [Письмо монаха Исидора] Митрополиту России [Фотию]
- 1420 г., 24 января. — Жалованная грамота Митрополита Фотия Горицкому монастырю
- Разрешительная грамота-молитва Митрополита Фотия
- Cвятой Митрополит Киприан (1375-1390-1406)
- ГЛАВА VIII. КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ, БОРЬБА ЗА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ
- Митрополит Герасим (1433-1435)
- 1414 г. — Настольная грамота Митрополита Фотия епископу Владимиро-Волынскому Герасиму
- 1434 г., ноябрь. — Грамота Римского Папы Евгения Митрополиту Герасиму
- Митрополит-кардинал Исидор (1436-1441).
- Окружное послание Митрополита-кардинала Исидора
- 1440 г., июля 27. — Грамота Митрополита-кардинала Исидора
- 1441 г., февраля 5. — Уставная грамота Киевского князя Александра Владимировича собору Святой Софии в Киеве и Митрополиту Киевскому и всея Руси Исидору
- Послание князя Василия Васильевича инокам-святогорцам
- Повесть Симеона суздальского об осьмом, Флорентийском Соборе. Исидоров Собор и хожение его
- Митрополит Герасим (1433-1435)
ЧАСТЬ 2. АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
- ГЛАВА I. УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЫТИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
- Чудотворец Митрополит Иона (1448-1461)
- 1459 г. — Послание от Митрополита [Ионы] в Литву ко всем владыкам о православной вере, и о укреплении, и о Григории Митрополите, Сидорове ученице
- 1459 г., декабря 13. — Посыльная от всех владык рускых к владыцем литовьскым, которые рукоположение приняли от Ионы Митрополита, о Григорьи Митрополите, что вышел из Риму на митрополью Киевскую
- [Обращение к святителю Ионе иеромонаха Афанасия]
- До 1461 г. — Отступная запись Л. Корыткова Митрополиту Ионе
- Благословенная грамота Митрополита [Ионы] прихожанам собора
- Святой Митрополит Феодосий (1461-1464)
- 1462 г., январь. — Поучение Митрополита Феодосия о чуде-исцелении у мощей святителя Алексия Московского
- Слово похвально святым верховным апостолом Петру и Павлу. Творение Феодосия, архиепископа всея Руси
- 1462 г., августа 4. — Жалованная грамота Митрополита Феодосия игумену Парфению, настоятелю монастыря Архангела Михаила в Суздале 1464 г., апреля 4. — Настольная грамота Митрополита Феодосия митрополиту Кесарии Филипповой Иосифу
- *Послание* [бывшему Митрополиту Феодосию]
- Святой Митрополит Филипп I (1464-1473)
- 1465 г. — Грамота Митрополита Филиппа настоятелю Покровского монастыря «на Богоне» игумену Льву
- 1467 г. — Лист Дионисия Патриарха Константинопольского до Москвы писаныи
- [Житие Митрополита Филиппа I]
- Чудотворец Митрополит Иона (1448-1461)
- ГЛАВА II. УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КНЯЗЯ НА ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА. БОРЬБА С ЕРЕСЬЮ
- Святой Митрополит Геронтий (1473-1489)
- 1480 г., ноября 13. — Соборное послание духовенства Русской Церкви великому князю Иоанну Васильевичу на Угру
- [Грамота В. Ф. Образца, данная Митрополиту Геронтию]
- Месяца августа в 27 день пренесение мощем Святейших Митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа
- Сказание о блаженном и преосвященном святем Геронтии Митрополите Московском
- Ересь жидовствующих. Митрополит Зосима (1490-1494)
- Соборный приговор 1490 года
- Святой Митрополит Симон (1495 - † 1511)
- Послание инока диакона, к архиепископу моление
- 1501 г., 1 февраля. — Ставленная грамота Митрополита Симона, данная преподобному Корнилию Комельскому
- 1503 г., августа 6. — Соборное определение о невзимании со священнослужителей мзды при хиротонии
- 1503 г., 12 сентября. — Соборное определение о вдовых попах и диаконах и о запрещении монахам и монахиням жить в одних монастырях
- Святой Митрополит Геронтий (1473-1489)
- ГЛАВА III. СВЕДЕННЫЕ С ПРЕСТОЛА
- Митрополит Варлаам (1511-1521)
- 1516 г., июль. — Послание Константинопольского Патриарха Феолипта Митрополиту Варлааму о милостыне
- 1516-1517 гг. — Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия Митрополиту Варлааму об отправлении в Москву Святогорского старца Максима Грека со сопутниками
- 1516-1517 гг. — Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия Митрополиту Варлааму о милостыне
- Митрополит Даниил (1522-1539)
- 1537 г., май. — Наказ Митрополита Даниила, данный епископу Сарскому и Подонскому Досифею и архимандриту Симоновскому Филофею о речах к князю Андрею Иоанновичу Старицкому для вызова его в Москву и в случае отказа предать его проклятию
- Послание Митрополита Даниила
- 1539 г., марта 26. — Отреченная грамота Митрополита Даниила
- Святой Митрополит Иоасаф (1539-1542)
- 1526-1527 гг. — Полюбовная разъезжая Михаила Кузьмина Зубова и его сына Андрея и старцев Троице-Сергиева монастыря Сергия Кузьмина и Иоасафа Скрипицина Зубовской земле сельца Нового с троицкой землей села Скнятинова в Кинельском стане Переяславского уезда
- 1548 г., ноябрь. — Переписка Митрополитов Макария и Иоасафа
- Из материалов Стоглавого Собора
- Митрополит Варлаам (1511-1521)
- ГЛАВА IV. РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Чудотворец Митрополит Макарий (1542-1563)
- 1547 г., января 16. — Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV
- 1552 г., ноябрь. — Вкладная запись Митрополита Макария в сентябрьской Успенской Четией Минее
- 1555 г., август. — Грамота Митрополита Макария Виленскому католическому епископу Павлу
- Месяца декабря в 31 день сказание вкратце о житии и пребывании иже во святых отца нашего чюднаго Макария, Митрополита Московскаго и всеа Росии чюдотворца
- Сказание о явлении преподобнаго отца нашего Александра Свирскаго чюдотворца и иже с ним во святых отца нашего Макария Митрополита Московскаго и всеа Росии, како приидоша церковь свящати святаго Николы
- Митрополит Афанасий (1564-1566)
- 1564 г., февраля 2. — Соборная грамота о белом клобуке
- Послесловие Апостола, изданного в Москве в 1564 году
- 1564 г., сентября 29. — Богомольная грамота Митрополита Афанасия епископу Сарскому и Подонскому Матфею по случаю войны с Польшею
- Чудотворец Митрополит Макарий (1542-1563)
- ГЛАВА V. ЦАРСКИЙ ПРОИЗВОЛ
- Чудотворец Митрополит Филипп II (1566-1568)
- 1555 г., августа 7. — Грамота Митрополита Макария в Великий Новгород
- 1566 г., 20 июля. — Приговор об избрании на Московскую митрополию Соловецкого игумена Филиппа
- 1566 г. — Грамота Митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь
- 1567 г., ноября 24. — Богомольная грамота Митрополита Филиппа в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю войны с Крымским ханом и Польским королем
- Митрополит Кирилл III (1568-1572)
- Отпускная грамота Митрополита Кирилла
- 1571 г., март. — Грамота Митрополита Кирилла Константинопольскому Патриарху Митрофану
- Митрополит Антоний (1572-1581)
- 1578 г. — Послание благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича и всего освященного Собора к великим страстотерпцем и исповедником великому князю Михаилу Черниговскому и боярину его Федору, имеющему образ сицев
- 1575 г., декабря 20. — Жалованная грамота Митрополита Антония святителю Суздальскому Варлааму
- 1580 г., декабря 27. — Ставленная грамота Митрополита Антония
- Митрополит Дионисий II (1581-1586)
- Чин поставления Митрополита Дионисия
- 1581 г., августа 1. — Грамота Митрополита Дионисия Смоленскому епископу Сильвестру
- 1584 г., октября 30. — Царская тарханная грамота Митрополиту Дионисию на слободку Святославлю
- 1586 г., июня 17. — Грамота Митрополита Дионисия на строительство храмов в монастырских селах Ипатьевской обители
- Житие Митрополита Дионисия
- Чудотворец Митрополит Филипп II (1566-1568)
Имена Митрополитам Киевским от крещения Владимирова
Заключение
Некоторые итоги исследования
Приложение
Древнее «часомерие»
Список сокращений, используемых в библиографических ссылках
Поместный Собор Русской православной церкви 27-29 января 2009 года выберет патриарха Московского и всея Руси. Выборы пройдут в связи с кончиной 5 декабря 2008 года патриарха Алексия Второго.
Патриарх Московский и всея Руси - титул предстоятеля Русской православной церкви.
Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. До этого времени Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.
Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым патриархом стал святитель Иов (1589-1605).
В 1721 году патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод - государственный орган высшей церковной власти в Российской церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.
Титул "Святейший Патриарх Московский и всея Руси" принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени патриарх носил титул "Московский и всея России". Замена России на Русь в титуле патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально подразумевалась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.
Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси "имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам... имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем".
Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.
Согласно уставу, "внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест".
Патриарх Московский и всея Руси - епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.
В Русской Церкви титул Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.
Хронологический список Патриархов Московских:
Игнатий (30 июня 1605 года - май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей.
Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года - 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.
После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах блюститель патриаршего престола ("Экзарх") - митрополит Ярославский Стефан (Яворский).
Московские патриархи в 1917-2008 годах:
Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин; по другим данным Беллавин, 5 (18) ноября 1917 года - 25 марта (7 апреля) 1925 года).