Молитва — разговор с Богом. Как научиться правильной молитве? Какие есть молитвы

Молитвенное делание есть духовная лествица, которая ступень за ступенью все будет вести своего делателя к цели – к Богообщению. Только достигнув сего, человек может видеть себя вполне удовлетворенным…

1. Когда начинает человек ощущать в себе непрестающую заботу о спасении своей души, тогда первым делом ищет средства, чтобы совесть свою очистить от всего, что беспокоит её, путём исповеди духовнику.

2. Любовь к чтению и пению церковных служб бывает у него чрезмерно велика, и он не знает усталости, любит и слушает, как действительно алчущий и жаждущий.

3. Молиться любит, не жалея трудов. Молитву творит с многочисленными земными и поясными поклонами.

4. Понуждает себя помнить вездеприсутствие Божие, иметь страх Божий и творить устно Иисусову молитву.

5. Остерегается шуток, смеха, празднословия, объедения, излишнего винопития, сластолюбия, опущения церковных и келейных правил.

6. Старается быть послушливым, смиренным, незлобивым, никого не огорчать. Тяготится осуждением других. Начальствующим повинуется беспрекословно.

7. За безукоризненную жизнь братия станут любить его, обращаться к нему с особым уважением. И он по неопытности своей начинает любить и привлекать к себе других, в особенности, отличающихся тихим нравом и приятностью лица. Понемногу такая неразборчивая дружба делается великою препоною в деле спасение, а в особенности, в молитве. Так что если эта тайна не будет открыта старцу или духовнику, то таковой делается всецело слугою сатаны, как идолопоклонник.

8. Поэтому святые отцы заповедуют ни с кем не заводить дружбы, но по благословению старца иметь собеседника по Богу, а не по страсти.

9. Гнев и блудная страсть, в особенности, через помыслы станут возмущать его с большей силой. Но не отчаивайся, исповедуйся духовнику и смиряйся, как великий грешник.

10. Если увидишь в себе помысл самомнения и бесстыдную дерзость, что ты уже в числе праведных, то постарайся скорее осудить себя и стать помыслом с козлищами.

11. Помыслы всякого рода будут так стужать, что многократно от услаждения ими по бессилию своему будешь видеть себя падшим.

12. Принесши покаяние Богу, и исповедавшись духовнику, и прося его святых молитв, на следующий раз крепись в борьбе с ними, призывая на помощь Иисуса.

13. Бог не обидчив, не оставит тебя без помощи, в свое время, после многотрудной твоей борьбы, подаст тебе некоторую победу над помыслами, но ещё не окончательную. Начнешь и ты более внимательно творить молитву и псалмопение и ум заключать в слова молитвы.

14. Если самому нужно что-нибудь читать или слушать, то станешь ненасытно стараться уловить умом и чувством всякое слово, предстоя пред Богом.

15. Сердце хотя еще и не отверсто для твоего ума, но оно уже проявляет действие своё в нашем духе и во внутреннем слове, в чувстве.

16. Пробывши не малое время на устной и читательной разумной молитве, подойдешь к середине её и станешь молиться то устно, то умно. Но пока ещё устная или читательная молитва для тебя более нужна. Продолжай её, пока потребность в ней прейдёт, и умная молитва возьмёт перевес.

17. Упражняясь в умной Иисусовой молитве, храни ум от помыслов. К этому хранению весьма помощно стеснение дыхания своего.

18. Прилепляя ум к дыханию своему и творя умом молитву, сосредотачивай внимание свое в верхней части груди, ниже кадыка, и тщательно следи за умом, чтобы он там пребывал, где и молитва творится.

19. Произнося слова молитвы, зри и присутствие Божие в себе, отнюдь не допуская какое-либо воображение Господа, и слова не облекай в буквы.

20. Веруй, что Господь в тебе, и ты в Боге, просто, безвидно, непостижимо, и твои слова от слуха Его не имеют ни малейшего расстояния и времени.

21. Утомившись в умной молитве, перейди на устную, не гласную, произнося ее тихо и спокойно, при том же держи внимание или в словах молитвы, или там же внутри.

22. Выговаривать слова молитвы, в особенности имя Божие, надо как можно яснее, не спешно, с благоговением. Бог одинаково присутствует, как при словесной, так и при умной молитве.

23. Бог не на слова, но на сердце зрит. Если ты будешь творить молитву без сознания и без чувств, какую бы то ни было молитву, то она уже не молитва, а пустые слова. Этим только Бога оскорбляешь.

24. Чтобы молитва была услышана Богом, твори ее от всей души. И тело своё подчини этому собору чувств, чтобы одно у тебя было дело, а не два и не три.

25. Когда найдёшь время посвятить его молитве, то наперед обдумай, что тебе теперь не о чем заботиться и размышлять, все уже поделано, а помыслы со вне вовсе не нужны. Сойди умом внутрь, как выше сказано, и держи его там, не позволяя ему возвращаться в голову, ибо «в голове - толкучий рынок» (Феофан Затворник).

26. Не забывай, чтобы ум во всякое время соединялся с дыханием твоим, а молитву твори с преболезненным чувством, в духе сокрушения.

27. Ты не раз видел плачущих и скорбящих, и сам, может быть, испытывал то и другое. Поставь себя таким во время молитвы пред Богом. Так действуя, навыкнешь непрестанной молитве. После чего дастся тебе внутренняя молитва.

28. Устная и читательная молитва, есть некоторое отдохновение для ума от внутреннего утомления, а потом, не замедля на ней, нужно опять творить одним умом внутренне, а не внешне, Иисусову молитву. Не принимай ничего постороннего, что будет отвлекать ум твой и мысль твою от молитвы.

29. Искателю молитвы не нужно чуждаться никаких церковно-служебных молитвенных правил. Все полностью самому вычитать тяжело, а слушать готовое полезно, за послушание святой Церкви.

30. Стяжавшему внутреннюю самодвижущуюся молитву не обязательны никакие внешние правила. Таковой подчиняется уже действу молитвы, а не правилу. Где бы его не застало это действо и в какое бы время оно не случилось, он не должен оставлять его ни под каким предлогом.

31. На одном познании молитвенных действий не почивай, но будь непрестанным делателем молитвы. Знать - это еще не есть обладать тем, что знаешь. Обладать это, когда делаешь и от дел плоды вкушаешь. От бездействия и умнейшие бывают нищи.

32. Когда начнет проявляться внутренняя молитва, начнет открываться и познание некоторых мест Святого Писания, а также познание самого себя и необыкновенное понятие о Боге.

33. Вездеприсутствие Божие и вообще память Божия заменяется зрением Бога. То есть очи ума как будто тем только и заняты, как зреть Незримого. И ты умно, но точно и определенно, простираешь слова к Нему не гадательно, но живо и верно, с неизъяснимым чувством духа и сердца утверждаешься в этой истине.

34. Бывает по временам, что слова молитвы престают, - тогда молишься без всяких слов. Ум и сердце и вся внутренняя моя проникаются неизъяснимым действом: один Бог только зрится, и в Нем только видишь бытие, а сам себя забываешь, как бы не чувствуешь. Когда же отходит такое действо, то всё здешнее земное представляется, как мертвечина, тлен и сор… Жизнь только в Боге, Его и стараешься созерцать.

35. Когда утвердишься верою действительно и несомненно зреть умными очами всегда перед собою Господа, тогда ясно будет для тебя, что есть имя Божие, и что есть Сам Бог, и что значит поклоняться Богу в духе и истине.

36. Рассеянность ума приводит человека в сомнение: будто бы невозможно его удержать у себя во время молитвы. Но имей веру, что с Божией помощью будешь молиться не рассеянно. Эта болезненность ума излечивается.

37. У иных начинается действо сердечной молитвы вдруг: или от достойного причащения Святых Христовых Тайн, или от усердной молитвы, или от других случаев. Но общий путь к приобретению её святые отцы изложили по порядку с большим многолетним трудом, наподобие телесного возраста человека.

38. Само действо внутренней молитвы затруднительно выразить писанием, да и личным словом не все можно передать слушателю. Это действо выражается в духе человека. В нем оно совершается с участием сердца.

39. Новоначальным искателям молитвы необходимо держать внимание в верхней части груди, где дыхание проходит. Так же и стеснение дыхания, чтобы приучить ум утвердиться внутрь пребыванию. А когда это станет его существенным уже делом, тогда всегда будет единство. В духе будет его место и в словах молитвы. Когда же отверзет Господь сердце, тогда ум сойдет в сердце и там будет пребывать и зреть отверзителя сердца - в сердце своем Сладчайшего Иисуса, тогда и молитва будет Бог действующий (Григорий Синаит).

40. Разумно познать действо своего духа - дело важное и необходимое молитвеннику. Без этого у него и умная молитва не настоящая. Молитва с духом должна сочетаться: не одни слова молитвы, но действо силы её – как потребность.

41. О теплоте её правильно не могу ничего сказать, но заключаю, что она проявляется тоже в нашем духе. Если разуметь телесную теплоту, то она нам не даст нисколько успеха в молитве есть ли она или нет, да и обман опасен.

42. Когда появится в теле теплота во время молитвы, то рассмотри, откуда она началась, и какое в то время у тебя действо молитвы. Если ум вдался в посторонние помыслы, то это теплота или естественная, или вражия. Её нужно отрезать. Настоящая теплота от сердца начинается и в сердце кончается, и ум бывает чист в молитве.

43. Несомненный признак действенной внутренней молитвы подтверждается тем, что делатель её не имеет ни к чему такого расположения сердца, как к молитве, так что и во сне она не оставляет его, как сказано: «аз сплю, а сердце мое бдит». Он, проснувшись, чувствует себя занятым тем же, чем и, ко сну отходя, был занят. То есть неизъяснимым желанием молиться - беседовать с Богом.

44. У молитвенника главным занятием всегда должно быть одно: быть пред Богом с молитвою и ум хранить от помыслов. Нужно так приучать себя, чтобы дыхание твое было занято или срастворено непрестанной молитвой или, можно сказать, дышало бы молитвой, ибо молитва нужнее для души, чем дыхание для жизни.

45. Сидя придумано молиться для удобства хранения ума, а по настоящему приличней молиться, стоя на ногах или на коленях.

46. Понемногу нужно прочитывать и Евангелие каждый день. От чтения его бывает великое влияние на нашу душу – всего и выразить невозможно, в какой разум истины от этого приходишь.

47. Держи в уме и чувстве, что ты козлище, а потому и знай: чтобы быть овцой, нужно тебе великое покаяние с верою в милосердие Божие.

48. Будь рассмотрителен, как бы господином над помыслами. Нужны ли они тебе в это время? Изведано на опыте, что во время молитвы, большей частью, ум занимается пустяками, а потому будь глух и нем, и слеп в отношении к ним.

49. Иконы напоминают нам То Существо, которое зрит на нас всегда. Будь внимателен.

50. Делателю молитвы суетливые дела неуместны. Праздномыслящий же всегда занят ими, и ему молитва скучна.

51. Молитва не есть какое-либо из дел или равное с ними занятие, но она по существу своему есть жизнь нашей души. Как для тела нужно дыхание, так для души - молитва.

52. Не все дела мешают молиться, но те, которые ум отвлекают от Бога. Нельзя жить без дел, но молитва главнее их всех. И делай, и молись. Забвение - есть беспечность.

53. Душевный дом созидается из добродетелей: любви, смирения, терпения, послушания, воздержания и прочего, и из одной молитвы без них не построишь храмины.

54. Дорожи временем. Благоразумно устрояй все дела свои, чтобы ими созидалось спасение, а не разрушалось.

55. Взгляд ни на каком предмете не держи долго, слух храни от слышания, не замедляй в нем, мысли храни от того и другого. Тогда и молитва будет сосредоточена.

56. Кое-как никогда не читай и не пой, и молитвы Иисусовой не твори, но со вниманием, со страхом Божиим и душевным чувством, что бы не было тебе в грех. Когда будешь ко всему внимателен, тогда и молитва появится.

57. Иная молитва словесная, иная умно-словесная. Та и другая, хотя и непрестанно творится, но не это сущность молитвы, а только принадлежность её, выражение. Настоящая молитва истекает из сердца. Она и безгласна, и бессловесна. Внутренний голос души производит её. Она не ограничивается ни словом, ни временем.

58. На церковно-соборные молитвы мы обязаны ходить за послушание святой Церкви. Слушая церковные службы и молитвы, мы вполне удовлетворяем потребность во внешней словесной молитве. А кто имеет действо внутренней молитвы, тот почерпает из службы слышание неизреченных глаголов Святого Духа. Ибо ему от Духа открывается слух слышания.

59. Стоя в Церкви, довольствуйся церковным пением и чтением. Разумное слышание с участием своего сердца составляет настоящую молитву, а когда непонятно что-либо читается и поется, то довольствуйся одной Иисусовой молитвой. Ею можно замещать все пропуски непонятного.

60. Без внутренней молитвы, если ты ее еще не стяжал, не подумай, что Иисусова молитва выше церковно-соборной. А если под таким предлогом, пренебрегая церковной службою, станешь молиться Иисусовой молитвой в Церкви, то скажу тебе, что ты ни той, ни другой не творишь, но ходишь по своей воле. Делай лучше меньше, но за послушание. Если не так, то для чего и в церковь ходить?

61. Вне церкви Иисусова молитва может заменить все правила. Она же и в церкви восполняет всякие промежутки. Ею одною заниматься в церкви должны только те, которые ощутили в себе действо молитвы. Для таковых не слова, но Бог действующий. Он уже не заимствует со вне молитву от слов, но изливает её извнутрь.

62. Всякой словесной молитве цена одинакова, в том числе и Иисусовой. У Кассиана Римлянина говорится, что в его время монахи молились: «Боже, в помощь мою вонми…»

63. Молитвенное делание какое-то бесконечное. Сколько бы ты не получал познаний её, будешь видеть только одни начатки молитвы. Как Бог бесконечен и непостижим, так и молитва бесконечна. Молитва есть познание Бога, а нам нет возможности вполне познать Его.

64. Смертному существу, человеку, положен предел жизни на земле. Неизвестность конца её тревожит всякого. А потому память смертная должна озабочивать нас всякий час, и необходимо с молитвою иметь её неразлучно.

65. Случается, что дела перемежаются, но для молитвы не должно быть никакого промежутка.

66. Будь всегда на молитвенном правиле. В церкви молись, в келье молись, за делом молись, за трапезою молись. Ходя, сидя, лежа, молись и всегда молись.

67. Не тщеславься перед людьми ничем внешним, будь перед всеми таким, каким ты и перед Богом есть: «хуже всех я есть».

68. Если даст Бог плач и слезы тебе, то храни их от всех, паче зеницы ока.

69. Когда бывает умиление, то отнюдь не разоряй его, ни правилом молитвенным и никаким делом, пока не отойдёт оно. Береги также и познания. Часто бывают такие откровения, что на них только и нужно пребывать некоторое время, не перебегая умом ни к чему другому. Это говорится о молитве, а не о чем-либо стороннем.

70. Если ты не озабочен молитвой, то ты еще не действительный искатель её. Если ты не чувствуешь своей беды, то каким образом сможешь обрести потребность в молитве? Кто виноват, тот сознается. А ты что? Не фарисей ли?

71. Не думай сам собою успеть в какой-либо добродетели, а особенно - в молитве. Проси помощи у Бога, и Он даст молитву молящемуся. Ибо сказано «без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5).

72. Молитву мы говорим умом или устно, многословно и многоименно, то есть часто повторяем имена Божии и святых, но существо Именуемого и Умоляемого нами зрится и прежде имени, и во время именования, и после; всегда пред нами и мы пред ним.

73. Сладчайшее Имя Иисусово врагам нашим страшно и победительно, так же, как и крестное знамение, во имя Божие изображаемое, на врагов победительно, а для нас спасительно. Сам Дух Святый подвигает нас употреблять эти оружия.

74. Можно в такое забвение придти, что слова молитвы будешь проговаривать, а о Боге не помнить. Значит, строишь идола в своем уме или попусту болтаешь.

75. Нам стыдно и грешно молиться и о Боге не помнить. Разве мы воздуху молимся, или иконе, или словам, или именам? Мы молимся живому существу, которое зрим верою, несомненно, которое видит и слышит вопль нашей души.

76. Если долгое время не будешь видеть в себе успеха в молитве, в особенности в умной, то враги нашего спасения начнут колебать душу и нашептывать: «брось, не утруждай себя напрасно, ничего не будет и не то теперь время, чтобы стяжать умно-сердечную молитву». Не слушай врагов и не смущай себя тем, что помыслы сильно будут стужать.

77. Бывает и так, что непрестанная молитва и поспать не дает, но ты хотя сколько-нибудь уделяй время на сон. Если ночью не придется поспать, то спи днем.

78. Молитва есть премудрость и страх Божий. Это само дело подтверждает. Если молитвою человек достигает общения с Богом, то что премудрее сего может быть?

80. Молитву св.отцы восхваляют выше всяких деланий, называют ее царицей, деланием Ангелов, и, что много говорить, молитва - есть Бог, действующий вся во всех. Она есть воскресение души, решительница всех скорбей, подательница свободы духа и ходатаица благ вечных.

81. Если ум усердно и чисто занимается молитвой, то сердце сподобляется неотъемлемой радости и мира неизреченного. Когда же уединенно пребываешь в келии, держи мысленную молитву в трезвении ума и с сокрушением сердца.

82. У внимающего монаха скоро зреет внутреннее тяготение и стремление к молитве - ради многопитания духом молитвы и решительнейшего самоотвержения и отрешения от всего. Посему он скоро восходит к безмолвию ума и уединению и отходит на покой - в пустынь или затвор.

83. Молитва есть беседа с Богом. Следовательно, уму нашему нужно быть в должном устроении, чтобы не было ничего посредствующего между Богом и умом.

84. Пост и молитва - горящие светильники в руках монаха.

85. Кто любит Бога, тот заповеди Его соблюдает: непрестанно молится, т.к. непрестанно молиться - тоже заповедь. Рассеянно молящиеся грешат, а нерадящие о молитве причисляются к блудникам и прелюбодеям.

86. Искателю и делателю молитвы некогда быть праздным, он дал Богу обет непрестанно молиться и каяться во грехах своих.

87. Умною молитвою называется молитва, совершаемая умом, от слов, выговариваемых умом. Умно-сердечной молитвою называется молитва также от слов, но с участием чувств сердечных. Сердечною молитвою называется та, которая вытекает из сердца, со словами и без слов. Внутреннее слово от души вытекает, а не то, что мы от навыка научились произносить, хотя и тоже слово: «Боже, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий», - но из внутрь, а не от вне, не по форме, как внешняя, но по потребности духа и сердца. Иногда все слова молитвы, а иногда только слова: «Господи, помилуй!», «Господи» или «Иисусе» - и подобное тому.

88. Прекрасно количество в псалмопении, когда пребывает с ним терпение и внимание. Оживляет же душу и бывает причиной плода молитвы - качество. Качество же псалмопения и молитвы состоит в том, чтобы молиться в духе умом. Плод молитвы есть источник слез. Где не проявляется плод псалмопения и молитвы, там сухо качество, если же оно сухо, тем паче количество, которое хотя и дает труд телу, но всячески для многих бесполезно. (Никита Стифат)

89. Непрестанная молитва не отходит от души ни днем, ни ночью, она заключается не в молитвенном положении тела и не в возглашении молитв языком, чтобы можно было ее видеть телесными очами, но состоит в умном делании, с памятованием о Боге, при постоянном умилении, и уразумевается только умеющими уразумевать сие. (Никита Стифат)

90. От внешних молений и молитвословий Господь присных Своих проводит еще далее – к возвышеннейшему некоему, как мы выше поминали, состоянию, – к той пламенной весьма не многими дознанной или испытанной, даже, скажу, неизреченной молитве, которая, превосходя всякое человеческое понятие, не звуком голоса, не движением языка, и произнесением каких либо слов, обозначается, и которую ум, излиянием небесного оного света озаренный, не слабою человеческой речью выражает, но собрав чувства, как бы из обильнейшего некоего источника изливает из себя неудержимо, и неизреченно некако отрыгает прямо к Господу, то изъявляя в этот кратчайший момент времени, чего, в себя пришедши, не в силах бывает он ни словом изречь, ни проследить мысленно. (Кассиан Римлянин)

91. Молитвенное возвышеннейшее состояние заключается в созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему, и где ум наш, объятый и проникнутый сею любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенной искренностью. Что мы должны тщательно искать сего состояния, сие внушает нам молитва Господня: «Отче наш». (Кассиан Римлянин)

92. Евангельская заповедь повелевает нам молиться внутри своей клети в сокровенном месте, одним сердцем и внимательным умом так, чтобы и сами противные власти не могли знать, о чем молимся. Поэтому надобно молиться с глубоким молчанием, чтобы и предстоящие не видели твоей молитвы и не возмущались твоим шепотом и возгласами.

93. Для достижения совершенства в молитве надлежит утвердиться в неотходном памятовании о Боге, к чему средством служит краткая молитва, непрестанно повторяемая устно и умно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» или «Боже, в помощь мою вонми, Господи помощи ми потщися» (Пс. 69, 2). При этом нужно чувствовать и свою потребность, что просить в молитве. (Кассиан Римлянин)

94. Кто непрестанно призывает Бога сими словами, тот умно видит и сердцем ощущает Бога присущим себе, и к Нему обращается как к Отцу с сыновним любящим сердцем, - и чрез это привлекает на себя Божий покров, осенение и ограждение. В чем бы ты ни имел нужды, и чтобы тебе не надокучило, взывай сердечно к Богу, – и всегда будешь услышан. Всецело предай себя в волю Божию. (Кассиан Римлянин)

95. Восходя к живейшему общению с Богом, начнешь насыщаться все более и более возвышенными тайнами, погружаясь в Бога, с Ним Единым пребывая, и Им Единым удовлетворяясь. Наконец, ты достигнешь чистой молитвы, которая не допускает уже во внимание никакого образа, и не проявляется никаким звуком голоса, или произнесением каких либо слов, но с неудержимою живостью исторгается из сердца, неизреченно восторженного пламенным устремлением ума к Богу, и изливается пред Ним неизъяснимыми воздыханиями и стенаниями. (Кассиан Римлянин)

96. Хотя и нет у тебя видимых слез, однако же, пусть будет сердечное сокрушение. Трезвись и пребывай неослабно в труде. Бог не неправеден, и не забудет труда твоего, но за ту темноту, какую терпишь ты, сидя в келии, воссияет тебе свет истины. (Ефрем Сирин)

97. Ум омрачается и становится бесплодным, когда монах поговорит с кем-нибудь о мирских вещах, или мысленно сам в себе разглагольствует о них или, когда он предастся суетности через это, тогда он теряет теплоту и сокрушение и забывает Бога. (Исихий Иерусалимский)

98. Не следует нам без разбора вступать в сношения с другими людьми, чтобы не понести ущерба от каких либо соблазнительных бесед, но паче надобно презирать все суетное ради красоты и благотворности прелюбезной и пресладкой добродетели – трезвения.

99. Ум возвеселится неизреченным веселием, когда будет предстоять перед Богом без всяких помышлений. Сам себя разгорячая, пойдёт он от силы деятельного любомудрия в дивную силу созерцания и тайн неизреченных, и добродетелей, а когда воспримет наконец в сердце свое безмерную глубину возвышенных Божественных промышлений, тогда явится ему Бог богов, насколько вместимо это для его сердца. (Исихий Иерусалимский)

100. Слишком строгим и тяжелым кажется людям – душевно безмолвствовать от всякого помысла. И воистину это притрудно и приболезненно: ибо не одним только непосвященным в тайны духовной брани – до боли тяжело бестелесное заключать и удерживать в телесном доме, но и тем, которые искусились во внутренней невещественной брани. Но кто непрестанною молитвою содержит в персях Господа Иисуса, тот, по Пророку, «не утрудится последуя Ему и дне человеча не пожелает» (Иер, 17, 16), ради красоты, приятности и сладости Иисуса, и врагов своих – нечистых демонов, ходящих вокруг его, не постыдится, но «возглаголет к ним во вратех» сердца (Пс. 126, 5), и вспять прогонит их Иисусом.

Исихий Иерусалимский

Здравствуйте, дорогие читатели!

Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал? Иногда в жизни возникают моменты непреодолимой потребности в молитве. Чаще всего эта потребность возникает, когда понимаешь, что помощи больше просить не у кого. Когда бессильны и уже не могут помочь друзья, семья, врачи. Когда понимаешь, что остался один на один с Богом. Так было со мной.

Но что делать, если не знаешь ни одной молитвы, если никогда не молился? Со мной было так: я побежала в Храм, упала на колени перед иконой Богородицы и стала молиться своими словами.

В тот момент у меня было четкое, необъяснимое убеждение, что Бог меня спасет, хотя до болезни я считала себя атеисткой и никогда не ходила в Храм. «Неизлечимая», с точки зрения медицины, болезнь отступила. Мое рвение к молитве, которая «вырывается» из сердца и прямиком несется на небеса , постепенно остыло.

Наступили будни, обычная жизнь. После исцеления я стала воцерковленным, верующим человеком, ходила по воскресным дням в Храм. Но у меня появился вопрос, как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал? Я понимала, что теперь моя молитва будет не криком души, а ежедневной работой.

Читать или слушать утренние и вечерние молитвы?

Я обратилась с вопросом, как правильно молиться, к своему духовному отцу. Ответ батюшки оказался прост:

«Читай утренние и вечерние молитвы из Молитвослова. Если трудно читать самой — слушай (на этом сайте Вы сможете скачать аудиозаписи утренних и вечерних молитв, которые читают священники, диаконы, монахи). Слушай, пока не привыкнешь или пока не выучишь наизусть. Когда привыкнешь слушать — начни читать сама».

Но что делать, когда не хватает времени утром, а часто, и вечером, перед сном? Ведь все мы утром очень спешим на работу. А вечером, после работы, дел невпроворот. Скажу так: когда у нас проблемы и мы просим о чем-то Бога, то время находится всегда. А как только всё хорошо, то времени почему-то не хватает.

Я заметила, что если всё же найти время и прочитать утренние молитвы (сразу после сна), то день проходит совсем по-другому — радостно и легко. Хотя чтение молитв занимает всего 5-7 минут. Согласитесь, что можно встать всего на 7 минут раньше и всё же успеть прочитать свое утреннее молитвенное правило. А вечером, перед сном также «отдать» 7-10 минут Богу и послушать или самому прочитать вечернее молитвенное правило.

Другие статьи:

Когда будете читать молитвы, заметите, как трудно сосредоточиться на их смысле. Будете ловить себя на мысли, что глаза бегают по строчкам, а мысли совсем о другом. Не думайте, что это Вы рассеяны. Об этой проблеме знали еще первые христиане. Вот как точно и ярко написал об этом Иоанн Златоуст в одной из своих молитв: «от мысленного волка звероуловлен буду ».

Вот Вам и один из ответов на вопрос, как правильно молиться? Старайтесь отгонять мысли во время молитвы, боритесь с мысленным волком, вдумывайтесь и вникайте в каждое слово молитвы. Если тяжело прочитать все утренние молитвы полностью, лучше выберете 1-2 понравившиеся. А когда привыкнете читать их, уже легко будет прочитать и всё утреннее правило.

Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Но если всё-таки обстоятельства складываются так, что Вы не успеваете, есть палочка-выручалочка — молитвенное правило Серафима Саровского для мирян. Его установил для нас любимый всеми христианами святой Преподобный Серафим Саровский.

Около двухсот лет назад Он предвидел, как стремителен будет наш мир и как мало времени у мирян останется для молитвы. Поэтому Он установил короткое правило вместо чтения утренних и вечерних молитв.

Вот Серафимово правило: «Отче наш» (трижды), «Богородице, Дево, радуйся» (трижды), «Символ веры» (1 раз)

Эти молитвы лучше выучить наизусть, чтобы даже без молитвослова Вы всегда и везде, при любых обстоятельствах, смогли прочитать их вслух или мысленно.


Но не стоит злоупотреблять чтением короткого Молитвенного Правила. Старайтесь читать это Правило только когда действительно нет времени. Лучше слушайте или читайте полностью вечерние и утренние молитвы из молитвослова. Кстати Митрополит Антоний Сурожский (богослов наших дней) в своей небольшой книге «Учитесь молиться» дает практические советы, как именно читать утренние и вечерние молитвы, как научиться правильно молиться.

Миртополит Антоний Сурожский «Учитесь молиться»

Очень советую Вам прочитать эту небольшую книжицу (можно прямо на этом сайте ). После её прочтения Ваша молитва станет не просто механическим чтением текстов, а превратится в живой разговор с Богом. Антоний Сурожский часто называет молитву встречей с Богом

Он жил в наше время и есть множество видео его бесед с духовными чадами. Очень рекомендую посмотреть и послушать их, чтобы получить «другое» отношение к жизни, к людям, к вере — светлое, радостное, вдохновляющее.

Иисусова молитва — как правильно молиться?

Вы наверняка много раз слышали об этой чудесной молитве, о том, что только немногие святые смогли действительно достичь совершенства, непрерывно повторяя Иисусову молитву.

Секрет непрерывной молитвы в том, чтобы научиться повторять Иисусову молитву в такие моменты, когда Ваш ум не занят какой-то работой, например, когда Вы в дороге на работу или когда Вы делаете какую-то работу руками (например, монахи повторяли Иисусову молитву, когда плели корзины).

Вот эта чудесная молитва: Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гре́шнаго (грешную). Повторяйте ее непрерывно и очень скоро Вы начнете замечать, что повторяете ее как-бы независимо от своего сознания.

ВИДЕО: Антоний Сурожский о молитве

Желаю всем радости, веры, надежды на спасение и любви ко всем, без исключения, людям!

Ведь в каждом из них есть искра Божия, все они — творение Божие!

Бог любит всех одинаково, надо бы и нам любить не только друзей, но и всех людей!

В моменты отчаяния и житейских невзгод человек вспоминает о боге. Многие люди уверовали в помощь Иисуса, когда с мольбой обращались в нужде. Но всегда ли слышит нас Господь? Как правильно молиться, меня научила бабушка. Она рассказала, почему не все молитвы доходят до небес, и почему многие остаются без ответа. Я с вами поделюсь этим знаниями, которые окажут бесценную помощь в любой ситуации.

Никто из нас не застрахован от житейских бурь и невзгод, болезней и стихийных бедствий. Бабушка всегда мне говорила, что мы под богом ходим. Многие люди этого не понимают и проводят жизнь в полной беспечности, не соблюдая заповеди божьи. Но вот приходит беда, и человек не знает, откуда ждать помощь. А помощь всегда рядом, ведь Христос является спасителем каждого верующего в него.

Неуверенность в завтрашнем дне угнетает человеческое сердце. Вдруг я потеряю работу, вдруг со мой случится несчастье — от этих мыслей можно просто впасть в нескончаемую депрессию. Но выход есть, и он самим богом: искренняя молитва с верой в сердце. Иисус всегда выслушает, ни за что не осудит, поддержит в трудную минуту.

Многие люди обрели уверенность в жизни, благодаря вере и молитве.

Бабушка мне с детства говорила, что молитва — это не набор непонятных слов на старинном русском языке, а разговор с богом. Не обязательно читать древние молитвы, если сердце просит общения с создателем. Бог понимает все наши слова, он видит сердца и чувствует наши мысли. Искренность и правда — вот ключ к успеху в любой молитве. Даже если вы читаете трудный текст из Молитвослова, все равно в сердце должна присутствовать вера и любовь к богу.

Молитва без веры услышана не будет.

Есть люди, которые ищут в молитвах корысть. Они думают так: я буду читать молитвы, а ты (бог) мне помогай за это. Они думают, что на них повалятся земные блага только за то, что соизволили взять в руки Молитвослов. Но богу не нужны одолжения, и он не будет вознаграждать за корыстные мотивы. Нужно быть честным и искренним, не пытаться обмануть создателя жизни. Вымолить почести, богатство и славу у бога нельзя.

Также невозможно угодить богу посещением святых мест или популярных у верующих храмов. Без веры в сердце посещение святынь ничего не даст. Искренне верующий человек и без святых мест будет услышан богом.

Молитвослов

Как правильно молиться дома? Для этого нужно купить Молитвослов в церковной лавке. Он должен стать настольной книгой верующего, желающего обрести божью помощь и благодать. Когда человек зажигает церковную свечу перед образами и возжигает ладан, он должен наполниться благоговением перед богом. Открывая Молитвослов, нужно избавиться от суетных мыслей и направить все свое внимание к богу. Через молитвенное слово вы вступаете с ним в контакт, начинаете вести беседу.

Какие молитвы содержатся в Молитвослове? В книге находятся молитвы, которые охватывают широкий круг жизненных сфер:

  • помогают против враждующих;
  • оберегают от опасностей и бед;
  • исцеляют и защищают от болезней;
  • защищают от лукавого и нечисти.

С помощью Молитвослова человек будет полностью огражден от превратностей судьбы, защищен от происков лукавого и атакующих врагов.

Можно ли молиться своими словами, и как молиться дома без Молитвослова? Если у вас нет Молитвослова, можно выучить наизусть Отче наш и читать ее в молитвенном обращении. Можно включить запись молитвы, где она произносится священником 40 раз подряд. Но самая лучшая молитва — это молитва сердца. Именно ее и слышит Господь.

Вера и молитва открывают небеса. Вера без молитвы бесполезна, как и молитва без веры.

Важно понимать, что Молитвослов — не собрание магических заговоров на все случаи жизни. Держать в руках Молитвослов еще не значит получить ответ на все просьбы. В церкви магией не занимаются, а очищают душу от скверны. Многие болезни происходят от нераскаянных грехов и недостойного поведения. Поэтому беря святую книгу в руки, помните о своей грешной природе и не требуйте от бога послушания вам.

Время для молитвы

Как правильно читать молитву дома, в какое время? Раньше наши предки каждое утро начинали с молитвы, просили благословения божьего на грядущий день. В современное время люди даже не думают подойти к образам и просто коротко попросить благословения у бога. Они вечно куда-то спешат и опаздывают, а утром так хочется подольше поваляться в постели. Но если вы хотите иметь защиту от неприятностей на целый день, найдите несколько минут для молитвы.

С чего начать молитвенное утро? Прежде всего, следует осенить себя крестом и сказать: «Боже, милостив буди мне грешному!». Затем следуют обязательные молитвы:

  • Святому Духу;
  • Троице;
  • Отче наш.

Следует ли читать весь свод утренних молитв из Молитвослова? Отцы церкви учат, что лучше прочитать две молитвы со вниманием. чем весь свод без должного почтения. Не нужно скороговоркой проговаривать святые тексты, это пустая трата времени.

Перед молитвой и после нее нужно осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс.

Обязательной является и молитва на сон грядущим, так как защищает нас от соблазнов лукавого. Во сне человек полностью беззащитен и не может контролировать свои помыслы. Этим пользуется враг человечества и насылает непотребные сновидения либо кошмары. Защитная молитва перед сном избавит от атаки лукавого. Однако перед ночной молитвой следует проанализировать прошедший день:

  • найти грехи и покаяться перед богом;
  • отметить, были ли мысли о духовном в течение дня;
  • простить недоброжелателей от души;
  • поблагодарить бога за прожитый день.

Благодарность богу за всё — важное молитвенное правило. Мы живем и дышим, благодаря создателю жизни. Сколько людей в этом мире обездолены или покалечены, поэтому выразить благодарность за свое благополучие — непременное условие в молитвенном правиле. Однако благодаря бога, не следует забывать о его заповеди любви к ближнему. Если мы в сердце враждуем на кого-то, бог просто нас не услышит.

Вражда между людьми оставляет молитву без ответа.

Иисус учил, что приступать к молитве нужно после прощения ближним их прегрешений перед вами. Как вы прощаете другим их огрехи, так и вам простится. Но если вы враждуете в сердце своем на ближнего и негодуете, то бог не услышит вас и ваших молитвенных воззваний.

О чем можно просить в молитве?

Иисус Христос говорил нам искать прежде всего Царствия небесного и правды его. Если мы помышляем о земном, то отпадаем от духовного. Суетные просьбы о незначительных земных благах не будут приняты во внимание. Но если человек стремится к духовному и ищет духовной благодати, то бог восполнит и все его земные нужды.

Часто люди не знают, как молиться, чтобы бог услышал и помог. Они ищут земных благ, а о небесном не помышляют. Люди могут просить машину, удачу в лотерее или любовь какого-то человека. Но бог не внемлет подобным просьбам. Так же бог не внемлет грешникам, которые никогда не посещали исповеди. Если человеку не в чем исповедаться, значит, он закоренелый грешник.

После исповеди могут исполниться самые заветные желания.

Также нельзя вымолить у бога то, что причинит другим людям горе и беду. Бог никогда не ответит на подобные взывания, потому что он не нарушает свои законы. А закон нам один: да любите друг друга.

Каким иконам нужно молиться дома? У православного верующего должен быть домашний иконостас, но не у всех он есть. Поэтому для домашней молитвы можно приобрести в церкви иконы Спасителя и Богородицы. Этого будет для начала достаточно. Если у вас есть покровительствующий святой, нужно приобрести и его икону. Иконы должны стоять в чистом светлом месте комнаты.

Молитва по соглашению

Что это за молитва, и для чего она нужна? Это молитва в церкви? Чтение молитв по соглашению предполагает договор нескольких людей читать определенные молитвы в определенное время. Например, верующие соглашаются молиться за исцеление кого-либо или за успех в начинании. Они не обязательно должны собираться в одном помещении, и даже могут жить в разных городах — это не имеет значения. Важно определить цель молитвы и произносить ее в одно и то же время.

Вот текст молитвы соглашения святого Иоанна Кронштадтского:

По его свидетельству, данная молитва совершала чудеса. Люди получали исцеление от болезней, укреплялись духом в трудных условиях, обретали утраченную веру.

Помните, что молитва не ритуальное действие, и не ожидайте мгновенного исполнения желаемого.

Однако для проведения молитвы по соглашению нужно получить благословение батюшки. Не забывайте об этом правиле.

Итак, приступая к молитве, важно помнить следующее:

  • наденьте нательный крестик и платок (для женщин);
  • перед началом молитвы нужно простить все прегрешения ближних против вас;
  • приступать к чтению молитвы нужно в спокойном расположении духа, без суеты и спешки;
  • нужно твердо верить, что бог слышит молитву верующего;
  • перед чтением молитвы следует трижды осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс;
  • молитву нужно произносить перед образами;
  • не просите о славе и богатстве, бог это не услышит;
  • после прочтения молитв необходимо воздать благодарение и хвалу богу и осенить себя крестом.

Если у вас есть святая вода, нужно отпить несколько глоточков, чтобы освятить и свои внутренности.

Сколько раз нужно произнести молитвенную просьбу, чтобы получить ответ? Иногда на это уходит много времени, а иногда ответ поступает моментально. Всё зависит от воли бога и ваших усилий.

Если на ваши молитвенные воззвания нет ответа, значит, вы просите что-то вредное для себя. Всегда полагайтесь на Господа, ведь ему виднее, что является для вас полезным или вредным. Не впадайте в гнев или раздражение по поводу неисполненной просьбы, это уводит от веры и направляет на греховный путь. Возможно, через 10 лет вы поймете, почему бог так и не ответил на вашу мольбу, и поблагодарите его от всего сердца за это!

Как подготовить себя к посещению храма. Храм, является домом Божьим, небом на земле, местом, где совершаются величайшие Таинства. Поэтому, необходимо, всегда готовится к принятию святынь, чтобы Господь не осудил нас, за небрежность в общении с Великим.* Принимать пищу, перед посещением храма, не рекомендуется, запрещено по уставу, это всегда делается натощак. Некоторые, отступления возможны при немощи, с обязательным укорением себя.
Одежда, имеет большое значение, об этом, упоминает апостол Павел, заповедуя женщинам, обязательно покрывать голову. Он отмечает, что покрытая голова женщины, является положительным знаком для ангелов, ибо, это является признаком скромности. Не хорошо, посещать храм в короткой, яркой юбке, в вызывающе открытом платье или в спортивном костюме. Дурным, считается все, что принуждает окружающих, обращать на вас внимание и отвлекает от службы и молитвы. Женщина в брюках, в храме, явление тоже, неприемлемое. В Библии, существует, еще ветхозаветное запрещение женщинам одеваться в мужскую одежду, а мужчинам - в женское. Уважайте чувства верующих, даже если это ВАШЕ первое посещение храма.

Утром, встав с постели своей, возблагодарите нашего Господа, даровавшего нам возможность, провести ночь в мире и продлившего нам, дни для покаяния. Неспешно умойтесь, встаньте перед иконой, зажгите лампадку (обязательно от свечи), для придания молитвенного духа, приведите свои мысли в тишину и порядок, всех простите и только тогда начните читать, утренние молитвы из молитвослова. Если есть время, почитайте одну главу из Евангелия, одну из деяний Апостолов, одну кафизму из Псалтири или один псалом. При этом, необходимо помнить, что всегда, лучше прочесть одну молитву, с искренним чувством, чем все молитвы, с навязчивой мыслью, поскорее завершить. Перед своим выходом, произнесите молитву — : «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Затем, перекрестись и спокойно шествуйте в храм. На улице, перекрестите дорогу перед собой, с молитвой: «Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла». По пути в храм, читайте про себя молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

*Правила входа в храм.
Прежде чем войти в храм, перекреститесь, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и произнесите к первому поклону: «Боже, буди милостив мне, грешному». второму поклону: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя».
К третьему: «Без числа согреших, Господи, прости мя».
Затем, проделав то же самое войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, произнесите про себя: «Простите меня, братья и сестры».
*В храме, правильно целовать иконы, следует так:
Лобызая святую икону Спасителя - следует целовать ноги,
Божией Матери и Святых - руку,
а нерукотворный образ Спасителя и главу святого Иоанна Крестителя - во власины.
И помните!!! Если вы пришли на службу, то Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу.
ПРИМЕЧАНИЕ:- если у Вас нет сил простоять всю службу, то можно посидеть, ибо как говорил святитель Филарет Московский: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».
Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять!!!

Как ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ.
Крестное знамение совершается следующим образом.
Мы складываем пальцы правой руки: большой, указательный и средний - вместе (щепотью), безымянный и мизинец - согнув вместе, прижимаем к ладони.

Три сложенных пальца означают нашу веру в Бога, в Троице поклоняемого, а два пальца - веру в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека. Затем кончиками трех сложенных пальцев мы касаемся лба, чтобы освятить наши мысли; живота, чтобы освятить наше тело; правого и левого плеча, чтобы освятить дела наших рук. Таким образом мы изображаем на самих себе крест.

После этого мы совершаем поклон. Поклоны бывают поясные и земные. Поясной поклон состоит в наклонении верхней части тела вперед после совершения крестного знамения. При земном поклоне верующий становится на колени, наклоняясь, касается лбом пола и затем встает.

Относительно того, какие поклоны и когда следует совершать, существуют определенные обширные церковные правила. К примеру, не совершаются земные поклоны в период от праздника Пасхи до дня Святой Троицы, а также в воскресные дни и в дни великих праздников.

Креститься без поклонов: 1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.
2. В начале «Верую».
3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:
1. При входе в храм и при выходе из него - три раза.
2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
5. При словах «Честнейшую Херувим».
6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении - по 3 поклона, после двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоном:
1. В пост при входе в храм и при выходе из него - 3 раза.
2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
3. В начале пения «Достойно и праведно есть».
4. После «Тебе поем».
5. После «Достойно есть» или Задостойника.
6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно».
8. В Великий пост, на Великом повечерии,при пении «Пресвятая Владычице» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения
1. При словах священника «Мир всем»
2. «Благословение Господне на вас»,
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
4. «И да будут милости Великаго Бога» и
5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Креститься не положено.
1. Во время псалмов.
2. Вообще во время пения.
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы
4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Не допускается земных поклонов.
Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

ИКОНЫ В ДОМЕ
Спас Нерукотворный

Икона слово греческое и в переводится как — «образ». Священное писание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.
Правивший, во время земной жизни Господа Иисуса Христа, в сирийском городе Эдесса, царь Авгарь был тяжко болен проказой. Узнав, что в Палестине, находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет у людей любые болезни, Авгарь уверовал в Него, и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу, письмо Авгаря, с просьбой о исцелении и своем покаянии. Кроме этого, он велел живописцу, нарисовать портрет Иисуса. Но сделать портрет, художнику не удалось, «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему, пришел сам Господь. Он взял кусок ткани и приложил его, к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ — первую, Самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.
За этим чудотворным образом закрепилось название — *Спас Нерукотворный*.

Предназначение иконы
Главное предназначение иконы – помогать людям возноситься над мирской суетой, оказывать помощь в молитве. «Икона — это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».
Икона призвана, - пробуждать в предстоящем перед ней духовную потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях и молитвах.

Какие иконы должны быть в доме православного христианина
Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Господа с благословляющей рукой и раскрытой или закрытой книгой. Также, часто для дома приобретают икону Спаса Нерукотворного.
Икону Богородицы чаще всего выбирают из следующих иконографических типов:
«Умиление» («Елеуса») — Владимирская, Донская, Почаевская, Феодоровская, Толгская, «Взыскание погибших» и др.;
«Путеводительница» («Одигитрия») — Казанская, Тихвинская, «Скоропослушница», Иверская, Грузинская, «Троеручница» и др.
Обычно на Руси принято в каждом домашнем иконостасе располагаеть икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских (Николы Угодника). Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников очень часто располагают иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона. Если позволяет место, желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила.
При желании можете дополнить иконами покровителей. Например:Покровители семьи.- святые благоверные князь Петр(в иночестве Давид) и княгиня Феврония
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
— святые мученики и исповедники Гурий,Самон и Авив — известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи; им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою» –они заступники женщины в трудном браке. ПОКРОВИТЕЛЬ ДЕТЕЙ. — святой младенец- мученик Гавриил Белостокский.

Как ПРАВИЛЬНО молиться. Молитвы читаются по определенным ПРАВИЛАМ. Правилом называется порядок чтения молитв, закрепленный Церковью, их состав и последовательность. Различают: утреннее, дневное и вечернее правило, правило к Святому Причащению.
Каждое из правил имеет почти одинаковое начало — предначинательные молитвы:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Царю Небесный …
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас, ..
Господи, помилуй … (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, ..
Отче наш …»
за этими начальными молитвами, следуют остальные.

Если вы, ограниченны во времени, — то воспользуйтесь, молитвенным Правилом, Серафима Саровского:
После сна, умывшись, прежде всего, надо встать перед иконами и, благоговейно перекрестившись, прочитать трижды Господню молитву *Отче наш*. Затем трижды *Богородице Дево,радуйся* и, наконец, — Символ веры.

Можно ли, молиться своими словами? Можно,- но в пределах некоторых ограничений.
Церковь не запрещает молиться своими словами. Более того, она на это указывает и предписывает, скажем, в утреннем правиле: «Кратко принеси молитву о спасении отца твоего духовного, родителей твоих, сродников, начальников, благодетелей, знаемых тебе, болящих или находящихся в печали». Таким образом, мы можем сказать Господу своими словами о том, что касается наших знакомых или нас лично, о том, что не говорилось в помещенных в молитвослове молитвах.
Однако, не достигнув духовного совершенства, молясь пришедшими на ум словами, пусть даже они исходят из глубины души, мы можем оставаться лишь на своем уровне духовности. Приобщаясь же к молитвам святых, стараясь вникнуть в их слова, мы становимся каждый раз немного выше и лучше духовно.
Пример того, как нужно молиться, дал нам Сам Господь. Молитва, оставленная Им Своим ученикам, называется Господней. Она существует, во всех молитвословах и входит, в состав церковных служб. Это молитва — *Отче наш*.

Молитва Господня(данная нам Иисусом Христом) —
Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое,
да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не дай впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.
**********

СИМВОЛ ВЕРЫ:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного до начала времени; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все было сотворено.
Нас ради людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, как предсказывали Писания. И восшедшего на небеса и царствующего с Отцом. И вновь грядущего во славе, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.
Символ Веры — краткое изложение основ Православной веры, составленное на I и II Вселенских соборах в IV веке; читается по утрам как ежедневная молитва.

ПСАЛОМ 50.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Омой меня от всех беззаконий моих, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я знаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобой одним согрешил я, и злое пред Тобою сотворил я, так что Ты прав в приговоре Своем и справедлив в суде Своем. С самого рождения моего я виновен пред Тобою; я - грешник от зачатия моего во чреве матери моей. Но Ты любишь искренних сердцем и открываешь им тайны премудрости. Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и белее снега я стану. Верни душе моей радость и веселие, - и возрадуются кости мои, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего и Духом Твоим Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от преждевременной смерти, Боже, Боже спасение мое, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе. Ибо не желаешь Ты жертвы - я дал бы ее - и ко всесожжениям не благоволишь. Жертва Богу - дух сокру­шенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы праведные; тогда возложат на алтарь Твой жертвы Тебе.

*Песнь Пресвятой Богородтце:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecи душ наших.

*Молитвы Пресвятой Богородице:
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас, раб Божиих (имена) из глубины греховныя и избави нас от смерти внезапныя и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, нам мир и здравие и просвети нам ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна со Отцем и Пресвятым Его Духом.

*Более простая молитва —
Пресвятая Мати Божия, моли Сына Своего и Бога об откровении ума моего и о благословении начинаний моих, и ниспослании свыше помощи в делах моих, и оставлении грехов моих, и о получении вечных благ.Аминь.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ЕДОЙ и ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
Благословение пищи или Благодарственная молитва, произносится перед началом трапезы.
Молитву, возможно читать сидя или стоя. Но, если присутствуют люди, исповедующие другую веру, то молитву вслух, лучше не произносить!
Молитва, по содержанию, может быть краткой или пространной. Три, ниже приведенных варианта молитв перед трапезой, являются наиболее распостраненными, так как являются, наиболее краткими:

1. Господи, благослови нас и эти дары Твои, вкушаемые нами щедрот
Твоих. Во имя Христа, Господа нашего, аминь.

2. Благослови, Господи, эту пищу, чтобы она пошла нам во благо и придала
сил для служения Тебе и помощи тем, кто в ней нуждается. Аминь.

3. Возблагодарим Господа за даруемую нам трапезу. Аминь.

Представляем вам и другие варианты молитв, перед едой:

1. Отче наш… Или: Очи всех обращены к Тебе, Господи, и Ты всем даешь пищу в нужное время,
открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее.

2. Благодарим Тебя, Христе Боже наш, ибо Ты насытил нас земными Твоими благами. Не лиши нас и
Небесного Твоего Царства, но как некогда пришел к ученикам Твоим, мир даруя им, приди к нам и спаси нас.

Часто, верующие люди, перед и после принятия пищи, просто читают три молитвы: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». «Господи, помилуй» (трижды). «Молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

А, если захотелось, перекусить яблочком или бутербродом, например, то священнослужители, рекомендуют, просто перекреститься или перекрестить съедаемое!

МОЛИТВЫ на СОН ГРЯДУЩИМ:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

*Молитва святого Макария Великого, к Богу Отцу
Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

*Молитва ко Пресвятому Духу
Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно и во веки. Аминь.

*Молитва
Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

*Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

*Молитва Пресвятой Богородице
Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

*Молитва святому Ангелу хранителю
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Молитва Честному Животворящему Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Или кратко:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

*Молитва
Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.
*Молитва
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

*Исповедование грехов ПОВСЕДНЕВНОЕ:
Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Когда отходите ко сну, — обязательно произносите:

*В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.*

Спаси и сохрани Вас ГОСПОДЬ!!!

-Уважаемый Алексей Ильич, подскажите, как научиться молитве, а то меня не покидает ощущение, что я просто занимаюсь вычитыванием правил. Могу ли я по каким-либо критериям осознать: что делаю неправильно и избавиться от сомнений?

Не мне отвечать на такие серьезные вопросы. Поэтому я просто передам некоторые мысли святых Отцов по нему.

Таким первым критерием, я бы назвал его внешним, является степень внимания к тем словам молитвы, которые человек произносит. Если нет внимания, то нет и молитвы, и наши слова превращаются в пустой звук. Это очень серьезный критерий, о нем говорят все святые отцы и при этом подчеркивают, что без внимания молитва становится не только бесполезной, но часто приносит даже вред. Почему вред? Потому, что читающий молитвы без понуждения себя к вниманию, а тем более вычитывающий не только всё «положенное», но и сверх того, начинает расти в своих глазах: какой я молитвенник, а на самом-то деле молитвы нет. И это самое опасное в духовной жизни. Святитель Игнатий писал: «Без внимания молитва - не молитва. Она мертва! Она - бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие »! Поэтому, говорит он, «сначала должно произносить слова с крайнею неспешностью, чтобы ум успевал вмещаться в слова, как в формы”.

Если говорить о внутреннем критерии правильной молитвы, то таковым, по святым Отцам, является осознание своей греховности, возрастание чувства покаяния и смирения. Ведь если нет раскаяния в грехах, то что же это за молитва? Преподобный Петр Дамаскин указывал: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской ».

И еще об одном условии правильной молитвы.

Если человек привыкает читать молитвы без внимания (а к этому, к сожалению, легко привыкается), то у него скоро начинает теряться одно из самых основных свойств религиозного состояния - благоговение. Посмотрите, какой скороговоркой, с какой небрежностью нередко вычитывают «Отче наш», например, перед обедом – просто стыдно слушать. Полное впечатление, что обращаются не к Богу, а как к какой-то безликой силе! Забываем, что проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иерем. 48:10).

Итак, внимание, благоговение и сокрушение сердца являются важнейшими состояниями ума и сердца человека, по которым можем судить, молимся мы все-таки или только вычитываем положенное , скатываясь тем самым в настоящее язычество.

Таковы основные критерии христианской молитвы.

Конечно, ни один человек не может сразу научиться молиться так, чтобы всегда сохранять внимание. Поэтому важно понуждать себя к вниманию, постоянно возвращая ум к словам молитвы. Тогда он, который сейчас находится в каком-то расслабленном состоянии, постепенно укрепляется и становится способным все более продолжительное время совершать молитву без рассеяния.

Для этого святые Отцы советуют как можно чаще совершать краткую молитву. И более всего рекомендуют ту, которую можем произносить в любом положении - идем ли, сидим, стоим, лежим, больны ли, здоровы. Это - молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня», или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Эту молитву должен знать каждый христианин. Она краткая, ее легко совершить с вниманием, и она является очень хорошим средством приучения ума и сердца к вниманию, покаянию и благоговению.