Имеющего определенную структуру и этапы, связанные со стадиями формирования и развития общества. Людское познание развивается вместе с усложнением практической деятельности.
Существуют разные виды человеческих знаний. Одними из древних форм являются религиозное и философское. Основатель позитивизма, О. Конт в середине 19-го века предложил концепцию, отражающую виды знаний. В своей концепции он рассматривал три формы, последовательно сменяющие одна другую.
Первой формой он считал религиозное знание. Оно основывается на индивидуальной вере и традициях.
Вторая форма - знание философское. Основывается на авторской интуиции или прочей концепции и является умозрительным и рациональным по своей сути.
Научное знание - это третья форма. Базируется на фиксации фактов на фоне целенаправленного эксперимента либо наблюдения.
Сегодня очевиден тот факт, что все эти виды знаний развиваются параллельно и существуют так же, как и существуют в природных условиях растения и животные.
Имеет место также Согласно концепции М. Полани виды знаний классифицируются в соответствии с личностными особенностями. Английский философ исходил из того, что знание являет собой активное постижение вещей - это действие, которое требует особенных инструментов и особого искусства. В "личностном", по мнению Полани, запечатлена не только действительность, но и личность с ее заинтересованностью в познании. При этом имеет место комплекс не только каких-либо утверждений, но и переживаний индивида. Таким образом, Полани выделял следующие виды знаний:
- Явное, артикулированное, выраженное в теориях, суждениях, понятиях.
- Неявное, имплицитное, не поддающееся полной рефлексии человеческого опыта.
Знание неявное воплощается в телесных навыках, практических умениях, схемах восприятия. Оно не отражается полностью в учебниках, но передается при общении и личном контакте.
В качестве основного компонента структуры общего образования знание является результатом познания законов природы, мышления, общества, действительности. Этот результат отражает обобщенный людской опыт, который был накоплен по ходу социальной исторической практики.
Образовательное содержание включает в себя такие виды знаний, как:
- Главные термины и понятия, которые отражают действительность. Кроме повседневной реальности, в них выражено и
- Факты ежедневной действительности и науки. Они используются при отстаивании и доказательстве своих идей.
- Основные научные законы. Они раскрывают отношения между различными явлениями и объектами.
- Теории, которые содержат совокупность научных знаний об определенной системе предметов, объектов, взаимосвязи между ними, а также о способах предсказания и объяснения явлений в конкретной
- Оценочные знания. Они отражают нормы отношений к разным жизненным явлениям.
- Знания о методах ведения научной деятельности, а также истории приобретения информации.
Все указанные типы имеют особенности, связанные с функциями и применяемыми технологиями в обучении.
Знания могут также быть:
- Эмоциональными и рациональными.
- Эссенцианалистическими (основывающимися на использовании количественных средств анализа) и феноменолистическими (базирующиеся на использовании "качественных" концепций).
- Теоретическими и эмпирическими (экспериментальными).
- Частнонаучными и философскими.
- Гуманитарными и естественнонаучными.
С педагогической и психологической точки зрения наибольший интерес представляют различия между рациональным (естественнонаучным) и чувственным (гуманитарным) познанием.
Cлайд 1
Cлайд 2
План урока. Термин «знание» Виды знаний. Научное познание Социальное познание. http://banner.konfuzius.ruCлайд 3
Термин «знание» употребляется в разных смыслах: Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности Как познавательно значимая информация Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью - практическим отношением.Cлайд 4
Виды знаний. житейское Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию научное Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)Cлайд 5
Виды знаний. Практи-ческое Овладение вещами, преобразование мира Художе-ственное Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии Рациональ-ное Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлениемCлайд 6
Виды знаний. Иррациональ-ное Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки Личностное Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельностиCлайд 7
Научное познание Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны. Антон Чехов.Cлайд 8
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. cor.edu.27.ruCлайд 9
Проверим домашнее задание: В чём состоят особенности научного познания? irgri.ucoz.ruCлайд 10
особенности научного познания следующие: - объективность добываемого знания; - развитость понятийного аппарата (категориальность); - рациональность, связанная с непротиворечиворечивостью, доказательностью и системностью; - проверяемость; - высокий уровень обобщения знаний; - универсальность; - использование специальных способов и методов познавательной деятельности.Cлайд 11
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.Cлайд 12
Проверим домашнее задание. Назовите основные уровни и формы научного познания. irgri.ucoz.ruCлайд 13
Научное познание – уровни: Эмпирический Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей. Теоретический Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.Cлайд 14
Формы научного познания Эмпирический уровень: Научный факт (событие, физический процесс) Эмпирический закон Теоретический уровень: Проблема Гипотеза ТеорияCлайд 15
Методы научного познания Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение. Теоретические методы: Аналогия (сходство в качествах), Моделирование (воспроизведение схожих характеристик на другом объекте- «модели»), Идеализация – мыслительные объекты, реально не существующие в опыте и действительности(«прямая», «точка», «идеальный газ», «абсолютно твёрдое тело») Абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение какого-либо свойства)Cлайд 16
Сделаем выводы: Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта) Теоретические знания - системны, раскрывают сущность изучаемого объекта. Только единство всех методов научного познания обеспечивает их истинность.Cлайд 17
Социальное познание. Люди существуют друг для друга. Марк Аврелий. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Ленин.Cлайд 18
Cлайд 19
Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.Cлайд 20
Особенности социального познания 1.Субъект и объект познания совпадают. 2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. 3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.Cлайд 21
Особенности социального познания 4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. 5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. 6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.Cлайд 22
Особенности гуманитарного познания Понимание - (стр. 62 М.М.Бахтин) Обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д., с тем чтобы понять их смысл. Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям. Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.Cлайд 23
Социальный факт Объективный Научный Событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях. Не зависит от исследователя. Может быть не зафиксирован. Знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Зафиксирован в книгах, документах или иным путем.Cлайд 24
Виды социальных фактов. Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные) Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценкиCлайд 25
Зачем интерпретировать социальный факт? Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio - истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из. которых складывается событие, а также ситуация(обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.Cлайд 26
Сделаем выводы: Таким образом, интерпретация социального факта -это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.Cлайд 27
Повторим ранее изученное. 1.Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером А) представления Б) понятия В) суждения Г) умозаключенияCлайд 28
2. Критерием (ями) истины является (ются): А) соответствие господствующему в обществе учению Б) практика В) мнение руководства Г) всё указанное вышеCлайд 29
3. И чувственное и рациональное познание: А) формирует представления и знания о предмете Б) начинается с ощущения В) даёт наглядный образ предмета В) использует логическое умозаключение.План урока.
- Термин «знание»
- Виды знаний.
- Научное познание
- Социальное познание.
http://banner.konfuzius.ru
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
- Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности
- Как познавательно значимая информация
- Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью - практическим отношением.
Виды знаний.
житейское
Носит эмпирический характер.
Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.
Является основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.
Сводится к констатации фактов и их описанию
научное
Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов.
Осуществляет предвидение различных явлений.
Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Виды знаний.
Практи-ческое
Овладение вещами, преобразование мира
Художе-ственное
Целостное отображение мира и человека в нем.
Строится на образе, а не на понятии
Рациональ-ное
Отражение реальности в логических понятиях и категориях.
Связано с рациональным мышлением
Виды знаний.
Иррациональ-ное
Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему.
Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки
Личностное
Зависимо от способностей субъекта и от
особенностей его интеллектуальной деятельности
Научное познание
Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны.
Антон Чехов.
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Проверим домашнее задание:
В чём состоят особенности научного познания?
особенности научного познания следующие:
Объективность добываемого знания;
Развитость понятийного аппарата (категориальность);
Рациональность, связанная с непротиворечиворечивостью, доказательностью и системностью;
Проверяемость;
Высокий уровень обобщения знаний;
Универсальность;
Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире.
Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Проверим домашнее задание.
Назовите основные уровни и формы научного познания.
Научное познание – уровни:
Эмпирический
Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
Теоретический
Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Формы научного познания
Эмпирический уровень:
Научный факт (событие, физический процесс)
Эмпирический закон
Теоретический уровень:
Проблема
Гипотеза
Методы научного познания
Эмпирические методы:
наблюдение, эксперимент,
измерение, описание,
сравнение.
Теоретические методы:
Аналогия (сходство в качествах),
Моделирование (воспроизведение схожих характеристик на другом объекте- «модели»),
Идеализация – мыслительные объекты, реально не существующие в опыте и действительности(«прямая», «точка», «идеальный газ», «абсолютно твёрдое тело»)
Абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение какого-либо свойства)
Сделаем выводы:
Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта)
Теоретические знания - системны, раскрывают сущность изучаемого объекта.
Только единство всех методов научного познания обеспечивает их истинность.
Социальное познание.
Люди существуют друг для друга.
Марк Аврелий.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Проверим домашнее задание.
Чем отличаются знания социальные и гуманитарные.
Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них
закономерных, повторяющихся явлений
Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы.
Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.
1.Субъект и объект познания совпадают.
2. Получаемое социальное знание всегда
связано с интересами индивидов-субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено
оценкой, это ценностное знание.
Особенности социального познания
4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин .
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Особенности гуманитарного познания
Понимание - (стр. 62 М.М.Бахтин)
Обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д., с тем чтобы понять их смысл.
Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.
Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.
Социальный факт
Объективный Научный
Знание о событии,
Событие, имевшее место в определенное время, при определенных
которое описано с
учетом специфики
социальной ситуации,
в которой оно имело
условиях.
Не зависит от
исследователя.
Может быть не
Зафиксирован в
зафиксирован.
книгах, документах
или иным путем.
Виды социальных фактов.
Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп
Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные)
Словесные (вербальные) действия : мнения, суждения, оценки
Зачем интерпретировать социальный факт?
Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio - истолкование, разъяснение).
Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие.
Сделаем выводы:
Таким образом, интерпретация социального факта - это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.
Повторим ранее изученное.
1.Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером
А) представления
Б) понятия
В) суждения
Г) умозаключения
2. Критерием (ями) истины является (ются):
А) соответствие господствующему в
обществе учению
Б) практика
В) мнение руководства
Г) всё указанное выше
3. И чувственное и рациональное познание:
А) формирует представления и знания
о предмете
Б) начинается с ощущения
В) даёт наглядный образ предмета
В) использует логическое умозаключение.
4.Верны ли следующие суждения
о социальном познании?
А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.
Б. В социальном познании активно используется эксперимент.
А)Верно только А
Б)Верно только Б
В)Верны оба суждения
Г) Оба суждения неверны.
5. Какое суждение строится на образе?
А)научное
Б) практическое
В) художественное
Г) житейское
6. Форма знания, выражающая специфику эмпирического уровня научного познания.
Б) теория
Г) концепция
7.Найдите и укажите термин не связанный с понятием
«научное познание»
Закономерность, примета, синтез, объективность, исследование.
Ответ:_____________
8.Найдите и укажите термин не связанный с понятием «мышление»
Обобщение, уподобление, ощущение, отвлечение, сравнение.
Ответ:_______________
9.Назовите три вида социальных фактов, каждый из них проиллюстрируйте примером.
10. Укажите четыре отличия знания от веры.
Домашнее задание.
Написать эссе по одной из тем:
«Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить»
В. Шекспир.
«Истина принадлежит человеку, заблуждение – его эпохе»
Проверь себя.
приметы
ощущения
Список литературы по теме «Научное и социальное познание»
Л.В.Боголюбов «Обществознание», М.Просвещение 2008г.
Обществознание –методическое пособие-10 класс, М.Просвещение 2009г.
П.А.Баранов, С.В.Шевченко- Обществознание-Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ,Астрель 2008г.
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Виды познания:
Житейское познание . Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.
Научное познание . Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается:
В понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;
В достоверном обобщении фактов;
В том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.
Художественное познание . Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.
Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Цель религиозного познания в монотеизме - не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Обыденно-практическое познание - информация, связанная с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.
Социальное познание - любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе. Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания существо социальное; на его познавательную деятельность воздействуют и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Тем не менее, в философской литературе понятие «социальное познание» используется с целью разграничить знания об обществе и знания о природе, так как социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. К социальному познанию применимо следующее определение: «Социальное познание – это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием ».
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). | Рациональное познание – познание посредством мышления. | Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. |
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти | Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии. | Виды интуиции: · мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; · интеллектуальная – связана с умственной деятельностью. |
Особенности чувственного познания: · непосредственность; · наглядность и предметность; · воспроизведение внешних свойств и сторон. | Особенности рационального познания: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность; · воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. | Особенности интуиции: · внезапность; · неполная осознанность; · непосредственный характер возникновения знаний. |
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. | Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании |
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. emperies - опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio - разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая - высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
2. Эмоции
(аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства
(эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
3. Заблуждение –
содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений:
погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
4. Ложь –
сознательное искажение образа объекта.
5. Знание
– результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
· знание как познавательно-значимая информация;
· знание как отношение человека к действительности.
6. Виды знаний :
· Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
· Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
· Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
· Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
· Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
· Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
· Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
7. Формы знаний :
· Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
· Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
· Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
· Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
· Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
· Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
Истина и ее критерии. Относительность истины.
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
· Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
1. соответствие знаний действительности;
2. то, что подтверждено опытом;
3. некое соглашение, конвенция;
4. свойство самосогласованности знаний;
5. полезность полученного знания для практики.
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
1. материальное производство (труд, преобразование природы);
2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
3. научный эксперимент.
Функции практики:
1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины - практика , которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, - дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Мышление и деятельность.
1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)
2. Различия деятельности человека и активности животного
Деятельность человека | Активность животного |
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности | Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
3. Субъект и объект деятельности
4. Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы) – Цель (это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий) – Методы – Процесс (Действия) – Результат
5.Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы
Виды действий по М. Веберу:
· целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью.Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.);
· ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него.Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
· аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида.Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.);
· традиционное (Основано на длительной привычке.Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки)
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
6. Типы деятельности:
6.1 труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)
6.2 игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)
6.3 учение (познание нового)
6.4 общение (обмен идеями, эмоциями)
6.4.1 двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога
6.4.2 структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель
6.4.3 классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное
6.4.4 типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый
6.4.5 функции: социализация (формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе:«Я - свой» или «Я - чужой»); организационная
7. Виды деятельности:
7.1 Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)
7.2 По субъекту: индивидуальная – коллективная
7.3 По характеру: репродуктивная – творческая
7.4 По соответствию правовым нормам: законная – незаконная
7.5 По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная
7.6 По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная
7.7 По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная
7.8 По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя
8. Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).
9. Механизмы творческой деятельности:
· комбинирование,
· воображение,
· фантазия,
· интуиция
Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
· Биологические (органические, материальные) - потребности в пище, одежде, жилище и др.
· Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
· Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Базовые потребности | |
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) |
Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. | Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности |
Экзистенциальные (лат. exsistentia - существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. | Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности
- это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest - иметь значение) - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
1. Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:
Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).
Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:
· с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
· с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
· социализация.
1. Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
2. Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
3. Виды ответственности:
· Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
· Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
· Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
· Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)
Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Системное строение общества: элементы и подсистемы
1. Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие
А. В широком смысле слова
· Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей
Б. В узком смысле слова
· Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)
· Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)
· Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)
· Человечество в целом
2. Функции общества
· Производство материальных благ и услуг
· Распределение продуктов труда (деятельности)
· Регламентация и управление деятельностью и поведением
· Воспроизводство и социализация человека
· Духовное производство и регулирование активности людей
3. Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)
Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.
· Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это:
· Производственные отношения
· Экологические отношения
· Отношения по детопроизводству
· Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это:
· Моральные отношения
· Политические отношения
· Правовые отношения
· Художественные отношения
· Философские отношения
· Религиозные отношения