Open Library - открытая библиотека учебной информации. Соотношение права и социальных норм Соотношение нормы права и религии

Общая теория государства и права под ред. Лазарева. М. 2000г. с. 122. Матузов, Малько,2000. с. 345.

Назначением религии является выработка смыслов, позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в мире. Религия с этой точки зрения выступает мерилом «хорошего» поведения.

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих значение для верующих.

Общее у правовых и религиозных норм.

1. В известной мереформализованы и содержательно определены.

2. Документально зафиксированы. Религиозные нормы содержатся в Библии, Коране, Сунне, Талмуде…

3. Являются разновидностьюсоциальных норм.

4. Выступают источниками права в некоторых случаях.(религиозные тексты).

В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, гражданские, государственные, брачно- семейные отношения. В ряде современных исламских странах Коран и Сунна- основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих правильный путь жизни(шариат).

В России до 1917 г. источниками права признавались Кормчая Книга, Устав духовных консисторий.

Различие права и религии.

1. Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Это связано с секуляризацией общественной жизни, с утверждением свободы совести. Так, предписания Корана распространяются на исповедующих ислам.

2. Различны механизмы действия права и религии. Так, религиозные нормы соблюдают, основываясь на абсолютной непреложности предписаний.

Влияние права на религию заключается в следующем: Конституция, ФЗ «о свободе совести и религиозных объединениях» гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время государство не должно быть безучастно к тоталитарным, сатанинским сектам, подавляющим личность.

Религиозным объединениям может быть предоставлен статус юридического лица.



Проблема: 1) официально религия отделена от государства, признается равенство всех религий, реально же у нас официальной религией является православие.

2) в мусульманских странах религия подменяет собой право.

77. Спорные вопросы учения о правовой политике.

Правоведение,1997 №4 (Матузов. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики).Саратовский филиал института государства и права РАН издает журнал « Правовая политика и правовая жизнь».

Малько: правовая жизнь - совокупность всех форм юридического бытия общества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права, в т. ч. негативных (деформация), характеризующих специфику и уровень юридической действительности, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов.

Правовая политика- *научно обоснованная , *последовательная, *системная деятельность государства, муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования , по цивилизованному использованию юридических средств в достижении такихцелей как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, *укрепление дисциплины, *законности, правопорядка, формирования правовой государственности и *высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности.

Государство проводит политику в сфере права . Правовая политика обусловлена правовым режимом, она ужесточается в условиях войны, чрезвычайного положения.

Правовая политика - комплекс идей, мер, задач, принципов, установок, реализуемых с помощью права. Она воплощается в законах, Конституции, кодексах, др. нормативных правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, регулирование общественных отношений в нужном направлении.

Признаки:

1) основана на праве;

2) осуществляется правовыми методами;

3) охватывает главным образом правовую сферу деятельности;

4) подкрепляется принуждением;

5) отличается нормативно- организационными началами

6) научная обоснованность;

7) подчинение Конституции;

8) соответствует интересам общества и государства.

Субъекты создания и осуществления.

1) те, кто обладают правом законодательной инициативы;

2) политические партии, общественные объединения;

3) граждане через официальные каналы и прессу;

4) судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы.

Главным субъектом реализации правовой политики является государство со своими органами и должностными лицами, управленческим аппаратом.

Принципы.

1) социальная обусловленность;

2) научная обоснованность;

3) устойчивость и предсказуемость;

4) легитимность;

5) гуманность, нравственность;

6) справедливость;

7) гласность;

8) сочетание интересов личности и государства;

9) приоритетность прав человека;

10) соответствие международным стандартам.

Методами являются убеждение и принуждение.

Элементы.

1) стратегия законодательства;

2) принципы правового регулирования;

3) конституционное строительство;

4) судебно правовая реформа;

5) защита прав человека;

6) совершенствование правопорядка, федерализма, дисциплины, избирательного права.

Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом, масштабом поведения людей); универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения); общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного).

В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания той или иной религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию. С другой стороны, современное право европейских стран в значительной степени испытало на себе воздействие христианства. Например, равноправие мужчины и женщины было закреплено в праве благодаря идеям и нормам Нового Завета. В настоящее время ряд мусульманских стран широко использует в практике нормативного регулирования законы шариата. Влияние религиозных норм на право четко прослеживается при анализе структурных элементов правовых систем современности (англосаксонской, романо-германской, славянской, мусульманской и др.). В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности, наблюдается тесное переплетение юридических положений с религиозными правилами, нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, право во многом основано на системе религиозных обязанностей, признается Божественное происхождение права.

Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести» гарантируют в России свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедования. В тоже время законодательство запрещает деятельность тоталитарных сект и оккультных религий, подавляющих личность. В соответствие с законом «Об общественных объединениях» существует норма, запрещающая деятельность религиозных организаций, если она связана с проявлениями насилия над личностью и иным причинением вреда жизни, здоровью, или с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Участие в деятельности подобных религиозных организаций уголовно наказуемо.

Религиозные нормы, религиозная (духовная) власть в мире не перестала оказывать влияние на общество и государственную власть. В настоящее время, например, конституционные монархии во многом используют отдельные религиозные нормы и традиции даже на уровне государственного права. Законодательство Великобритании признает монарха и главой государства и главой Церкви, не говоря о том, что во многих странах мира отдельные религиозные праздники считаются и государственными праздниками. Церкви разрешено участвовать в общесоциальной деятельности. В Греции, например, статус Церкви регулируется на конституционном уровне, закреплено особое положение православной конфессии по сравнению с другими, установлен религиозный текст присяги главы государства и др. В большинстве стран мира, и прежде всего в мусульманских государствах религиозные нормы являются одним из основных источников права.

Еще по теме 4.Право и религиозные нормы.:

  1. 2.3. Корпоративные религиозные нормы как социальный регулятор.
  2. §1. Первичные сведения о государстве и праве Общественная власть и социальные нормы при родовом строе

Юридические науки (правоведение) относятся к общественным, то есть к наукам, изучающим общество, его субъектов, структуру и многообразные связи. Они различаются от других общественных наук объектом познания. Объектом правоведения являются государство и право во всех их проявлениях как разновидность социальной практики. Такие социальные явления как религия, политика, культура, экономика и т.д. юридические науки тоже изучают, но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом.

Соотношение права и религии можно проследить по нескольким основаниям. Во-первых, отображение религиозных норм в праве и норм права в религии. Законодательно отношения, связанные с регулированием различных религиозных вопросов, закреплены в нормативно-правовых актах, обладающих самой высокой юридической силой. Имеется в виду, прежде всего, Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ и Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Ст.13 Конституции РФ полностью посвящена гарантированию установленного в России идеологического многообразия: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие… Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»1 1 Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445., а Ст.14 - провозглашению светского характера государства: «Российская Федерация - светское государство.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»2 2 там же.. Необходимо упомянуть и Ст.28 Конституции РФ, в соответствии с которой «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»3 3 там же..

Более того, в соответствии с ч.5 ст.13 Конституции «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»1 1 Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445..

Первая часть ГК РФ содержит положения, регулирующие статус общественных религиозных организаций. В соответствии со Ст.117: «Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей»2 2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 года с изм. и доп., вступающими в силу с 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301..

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» определяет взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы.

Например, Ст.4 вышеупомянутого федерального закона гласит: В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

Не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

Не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

Обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»3 3 Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.11.2010) // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, N 39, ст. 4465..

Право и религия очень тесно взаимосвязаны. В качестве доказательства этого утверждения можно привести тот факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», и другие нормативно закреплены и считаются (во всех странах, включая Россию) преступлениями. Более того, в мусульманских государствах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата1 1 Адат - система обычаев и традиций., шариата2 2 Шариат (в переводе означает «путь следования») - это исламское (мусульманское) право.), за нарушение которых предусмотрены суровые наказания. Необходимо отметить также и то обстоятельство, что в первые годы советской власти тоже допускалось в порядке исключения применение подобных норм в некоторых местностях Средней Азии и Кавказа. А, например, в Чечне они до сих пор применяются, но уже без одобрения федеральных властей.

В 1997 году чеченский шариатский суд приговорил несколько человек, в том числе одну женщину, к расстрелу и приговор публично был приведен в исполнение3 3 Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2007. - С.244.. Религиозные нормы как обязательные правила поведения верующих содержатся в таких известных исторических памятниках, как Библия, Коран, Талмуд, Сунна, священные книги буддизма, а также в текущих решениях различных соборов, коллегий, собраний духовенства, руководящих структур церковной иерархии. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами.

Приведём несколько примеров. Во-первых, древнейшей из таких правовых систем можно считать индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример: в период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, - это право церкви, право общины верующих, однако оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву в данном конкретном обществе и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.)1 1 Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999. - С.37..

Выводы: Большинство из общепризнанных теоретиков в области теории государства и права придерживаются точки зрения о существовании тесной взаимосвязи между правом и религией, точнее между правовыми и религиозными нормами. Эта взаимосвязь проявляется, прежде всего, в наличии высокой степени взаимовлияния рассматриваемых явлений. Причём, отдельные проявления взаимовлияний права на религию и религии на право можно отметить и в настоящее время.

На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром. Фетиш-первоначальный объект религиозного отношения, наделяемый сверхчувственными свойствами. Фетишизм связан со стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи заклинаний. Постепенно складываются новые религиозные организации и отношения. Получает развитие теология(учение о боге).

Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм». Однако «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» (проф. Е.А. Лукашева).

Религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени.

Характер взаимодействия права и религии были различными на различных этапах развития общества. В некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Самая древняя правовая система -индусское право, в праве переплетались нормы обычного права, религии, а также морали. В Европе в период феодализма распространенно каноническое право. Каноническое право-право церкви, право верующих, оно действовало только как дополнение к светскому праву в одном обществе и регулировало вопросы (церковная организация, некоторые брачно-семейные отношения).

Говоря о взаимоотношении религии и права, Ю.В. Сорокина справедливо подчеркивает, что связи между этими феноменами кроются в глубине, в истоках их появления и функционирования. В обществе существует многообразие социальных норм. Возможности каждого их вида воздействовать на общественные отношения ограничены. Поэтому право, религия, мораль, корпоративные, этические нормы взаимодействуют друг с другом как особые регуляторы социальной системы.

На первый план во взаимодействии права и религии как регуляторов общественных отношений выступают правовые и религиозные нормы. При совпадении сферы регулируемых отношений правовые и религиозные нормы бывают очень схожими, а иногда и тождественными по характеру своих предписаний, оказывая тем самым согласованное воздействие на социальное развитие. Нормы права и многие принципы согласуются с положением основных источников христианства. Юридические нормы текстуально воспроизводят генетически предшествующие им религиозные нормы.

Религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм. В едином союзе предстают право и религия в процессе социального регулирования.

Взаимодействие права и религии отчетливо выражается в освящении религией санкционируемых правом социальных институтов. Часто действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и религией. И наоборот, религия осуждает преступления; и в этом религия и право едины.

Как фактор формирования того или иного отношения индивида к правовым институтам, формирования противоправного или законопослушного поведения выступает религия.

Являясь нравственно-нормативной системой христианская религия, оказывает огромное влияние на формирование и осуществление светских правовых норм. Бывают ситуации, когда религиозные нормы попадают в правовое поле, это происходит при совпадении правовых отношений и религиозных. Христианство выступает в качестве предмета правовой охраны. Христианские нормы не воплощаются в правовые, но они влияют на их формирование. Эта форма наиболее сложная, поскольку представляется не явной, но значимой для права, учитывается в процессе правотворчества и правоприменения. Значимость правовых норм заключается в том, что они отражают и закрепляют общепринятые и необходимые для существования общества правила поведения, выражают представление общества о том, какими должны быть социальные отношения. Всеми возможными способами государство представить свои правовые решения как справедливые, отражающие нравственные ожидания общества. Такие решения приобретают общественную силу, не только государственную и это повышает их активность. П.И. Новгородцев отмечал, что справедливость как нравственный элемент права есть сама по себе сила, имеющая свойство подкреплять своим авторитетом другие силы, которые с ней соединяются.

Правовая безнравственность лишает норматив духовной силы, не способствует мобилизации общественности на противодействие преступности.

Право, воспринимается лишь как средство осуществления политических целей, не основанное на нравственности, используется государством тогда, когда оно ему понадобится.

Одной из самых важных ролей в формировании государственно-правовой системы, а также в процессе принятия законов, определения порядка получения гражданства, участия в выборах в представительные органы власти, назначения кандидатур на ключевые посты в органы исполнительной и судебной власти, осуществления судопроизводства, воспитания и образования.

С точки зрения эффективности права, не обращая внимания на религиозные аспекты права, мы наверно лишаем его способности вершить справедливость и даже лишаем его будущего.

В будущем скорее всего будут между собой взаимосвязаны право и религия и это будет способствовать переменам в социальных и политических структурах на основе поиска новых решений в области правовых проблем. Право больше связано с общественной деятельностью и с общественной пользой, а религия с личными установлениями и с чувством святого. Разделение религиозных и правовых институтов не требует полного разделения правовых и религиозных ценностей.

Как элементы системы социального регулирования выступают право и религия. Религия в человеческом обществе во многом определяет поведение людей. Носителями религиозной идеи являются носители права и воспринимают мир и общество сквозь призму религиозных установок. Если посмотреть с другой стороны, носители религиозной системы устанавливают правовую систему и вкладывают в неё свои религиозные ценности, а эти ценности носят сакральный характер. У права и религии есть общая цель: нравственное воспитание граждан.

О необходимости взаимодействия права и религии настаивает и американский ученый Гарольд Берман: «Если право помогает обществу создать структуру, в которой оно нуждается для сохранения внутреннего единства; право борется с анархией. А религия помогает обществу обрести веру, которая ему необходима, чтобы смотреть в будущее».

Назначение религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из базовых правовых систем современности является мусульманское право . Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама «путь следования». Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, к примеру, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых законах» установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителœей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.

Внешне эти нормы имеют определœенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определœены; хотя в значительно меньшей степени, но всœе же определœенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права. В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континœентальной Европы. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права.

Влияние права на религию, в известной мере, достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон «О свободе совести» гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», Итогового документа Венской встречи представителœей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В принятой в России «Декларации прав и свобод человека и гражданина» говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедывать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

В тоже время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера» и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». В частности в УК РФ включена специальная норма, предусматривающая уголовную ответственность за создание религиозного объединœения, деятельность которого сопряжена с применением насилия, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Чтобы лучше уяснить сущность и специфику юридических норм, как основного регулятора общественных отношений, их крайне важно сопоставить и с другими видами социальных норм, которые существуют в социально неоднородном обществе:

Нормы права Другие социальные нормы
1. Возникают с началом формирования государства. 2. Устанавливаются или санкционируются государством. 3. Выражают волю доминирующей части населœения. 4. Существуют как единая система норм общества. 5. Формируют правила поведения в виде прав и обязанностей. 6. Формально определœены. 7. Имеют определœенные формы внешнего выражения. 8. Имеют точные границы действия. 9. Обеспечиваются государственным принуждением. 1. Существуют в любом обществе, в т.ч. и до возникновения государства. 2. Устанавливаются или санкционируются другими субъектами; 3. Выражают волю различных частей общества. 4. Существуют в виде нескольких относительно самостоятельных систем нормативного регулирования. 5. Формируют не только права и обязанности, но и общие принципы, цели, лозунги. 6. Во многих случаях формально не определœены. 7. Выражаются во многих, в т.ч. и не фиксированных формах. 8. Не имеют точных, четких границ действия. 9. Обеспечиваются привычками, внутренними убеждениями, моральным общественным влиянием и другими внегосударственными средствами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, крайне важно отметить, что эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право, по сути, отражает уровень социально-экономического развития общества и в связи с этим в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает нормы права, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определœенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, ᴛ.ᴇ. всœе субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею.

Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально-определœенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.

Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими всœе стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всœего общества в целом.