Небесный покровитель петра 1. Значение имени петр. «Приношение истинно царское и христианское»

«С нами Бог и Андреевский флаг» - именно такие слова капитаны русских военных кораблей произносили, когда обращались перед боем к матросам. Для моряков царских времен Андреевский флаг в виде белого полотнища, пересеченного по диагонали двумя скрещенными синими полосами, считался святыней и символом их воинской славы. За всю историю добровольно флаг спустили только два раза. Однако почему именно это знамя стало символом русского флота?

Святой Андрей и Русь

До апостольства Андрей и его брат Петр были простыми рыбаками. По легенде после того, как Иисус был распят, ученики Христа бросили жребий, который должен был указать место их будущей проповеднической деятельности. Андрею выпала Скифия, которая впоследствии стала Русью, а потом уже Российской империей. По приказу Владимира Мономаха легенда о путешествии Андрея Первозванного по Руси была включена в «Повесть временных лет».

Многие века Андрей считался покровителем Руси и ее первым крестителем. В конце своей жизни апостол был распят на Х-образном кресте, который стал одним из христианских символов, часто использующихся в европейской геральдике.

Покровитель Петра

Андрея своим покровителем считал и первый император России Петр I. Как Андрей вырвал Русь из языческой дикости, так и Петр вывел Россию из феодального застоя, превратив ее в сильное европейское государство. В 1698 году Петр учредил первый в истории России орден, который был назван орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Награда вручалась за воинскую и государственную службу.

Для своего любимого детища – военного флота - император выбрал знамя с Х-образным Андреевским крестом. Таким образом Петр не только искал покровительства святого, но и отдавал дань памяти и уважения своему отцу - царю Алексею Михайловичу, при котором был утвержден первый флаг с косым Андреевским крестом - специально для трехмачтового галеона «Орел».

Петр I сам делал эскизы будущего флага, рисунки и сегодня хранятся в архиве. 11 декабря 1699 года крест официально был внесен в символику Российского флота. В 1720 году стяг приобрел современный вид. В корабельном уставе той эпохи было указано: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

После революции 1917 года Андреевский флаг исчез из жизни советского флота. В 1924 году в портах Северной Африки его спустили последние корабли, защищавшие Белое движение. В 1992 году Андреевский косой крест был возвращен в символику ВМФ Российской Федерации.

Читайте также: выбор редакции "Русской Cемёрки "

Святой Петр — старший брат апостола Андрея Первозванного — до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,- так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1, 42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью ко Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1, 29-31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1-9; Лк. 9, 28-36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41-56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28-31). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15-17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13-20; 5, 27-32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5-10), а мертвые воскресали (Деян. 9, 40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1-8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32-34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).

Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян. 12, 7-10).

В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10). На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.

Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1, 14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (+34; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1-2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10-12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка — агнцем, из терния — виноградом, из плевел — пшеницей, из врага — другом, из богохульника — богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.

В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны — от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).

В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24-27).

Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11-18); имя Павлова употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19, 13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).

По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим-она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «…празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов… Петр есть предводитель апостолов, Павел — учитель вселенной и причастник горних сил. Петр — узда беззаконных иудеев, Павел — призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа. Который Петра избрал из рыбарей, Павла — из скинотворцев. Петр — начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел — великий проповедник Истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростово. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Правнук равноапостольного князя Владимира святой благоверный князь Ярополк Владимиро-Волынский в святом крещении носил имя Петр (+1086; память 22 ноября). Этот святой князь воздвиг в Киеве храм во имя святого апостола Петра (XI в.). 28 августа Русская Церковь празднует память преподобного Павла Послушливого Киево-Печерского (+XIII); 30 июняпреподобного Петра, царевича Ордынского и Ростовского (+1290); 10 января — преподобного Павла Комельского, Обнорского (+1429); 21 декабря — святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (+1326).

Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.


Святая Троица

Согласно христианской традиции у каждого города, вне зависимости от его статуса и численности населения, существуют свои небесные покровители – святые, чья земная жизнь была связана конкретно с этой местностью.

Свято - Троицкий собор.
Енисаари (Заячий) остров.


16 (27) мая 1703 г., на острове Еннисаари (Заячий) в устье Невы Петр I заложил крепость, названную Санкт-Питерсбурх (Крепость Святого Петра). Этот праздничный день Святой Троицы стал днем рождения нового города.

Крепость стала первым сооружением Санкт-Петербурга. Уже к осени над Невой поднялись земляные бастионы, на которые поставили пушки. В центре крепости 29 июня 1703 г. была заложена деревянная церковь во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Рядом с крепостью на большом Березовом острове (ныне Петроградский) возникла старейшая площадь города - Троицкая. Это название она получила от деревянной церкви Святой Троицы, которая была заложена 1 октября 1703 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы. В первые годы существования Петербурга площадь являлась его административным, торговым и культурным центром. Здесь располагались Сенат, Коллегии, Гостиный двор. Неподалеку находился и скромный домик Петра I.

8 мая 1714 г. в крепости вместо прежнего деревянного официально заложили каменный собор, а Свято-Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. Именно в этом соборе тожественно отмечались Полтавская битва, заключение Ништадтского мира со Швецией и присвоение Петру I титула императора в 1721 г. В 1756 г. на месте сгоревшего старого был сооружен новый Свято-Троицкий собор. Предположительно, в его возведении участвовал архитектор Б.-Ф.Растрелли.

Около 150 лет здание Свято-Троицкого собора, увенчанное характерным приземистым куполом, было одной из достопримечательностей столицы. В 1929 г. этот замечательный памятник духовной и общественной жизни Петербурга, ценнейший образец архитектуры петровской эпохи, был варварски уничтожен.

Очень важно, что первый кафедральный собор Петербурга был посвящен Пресвятой Троице и именно Троица явилась первым небесным покровителем Санкт-Петербурга. Между тем в крепости успешно продолжалось строительство Петропавловского собора, возводившегося по проекту архитектора Доменико Трезини.

Церковь Святой Троицы Живоначальной «Кулич и Пасха»

Построен в 1785–1787 по замыслу генерал-прокурора кн. А. А. Вяземского (архитектор Н. А. Львов) на средства Екатерины II. Освящен в 1790. С марта 1938 храм стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 вновь открыт для верующих. Повторно освящен 1 июня 1947 митрополитом Григорием (Чуковым). Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. В храме пребывает Санкт-Петербургская икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками).

Эта церковь была одним из немногих храмов Ленинграда, долгое время функционировавших в советское время. 10 октября 1937 года её настоятель протоиерей Леонид Дьяконов был арестован и 5 декабря расстрелян. В марте 1938 года церковь была закрыта и стала использоваться под клуб.

При этом всё её убранство было уничтожено; в том числе бесследно пропала икона Святой Троицы, бывшая на протяжении многих лет главной святыней храма (эта икона была пожертвована крестьянами села Александровского в 1824 году). Через восемь лет, 17 апреля 1946 года, церковь вновь открылась для богослужений. Торжественное освящение храма совершил 1 июня митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) Все святыни, ныне хранящиеся в церкви, собраны из других храмов. Так, синий с золотом иконостас середины XVIII века был передан из Благовещенской церкви на Васильевском острове, из находившегося на хорах этой церкви придела во имя Зачатия Иоанна Предтечи.

В настоящее время в храме находится особо чтимый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который был перенесён 14 июня 1946 года из Спасо-Преображенского собора.

Находящаяся на левом клиросе икона святителя Николая Чудотворца (также особо почитаемая), ранее находившаяся в Никольской кладбищенской церкви города Колпино, была передана в храм в декабре 1947 года жительницами Колпино сёстрами Пискарёвыми, у которых она хранилась в годы войны.

Троице-Измайловский собор



Троицкий собор в 1970 году

Троице-Измайловский собор (Троицкий собор) - православный собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное наименование - Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.

Возведению собора предшествовала вполне обычная для того времени история. В 1827 Николай I принял решение построить для Измайловского полка вместо обветшалой деревянной церкви каменный собор. А в память о том времени, когда он самолично командовал легендарным полком, не знавшим поражений, император повелел строить храм на казенный счет, да и сам пожертвовал немалую сумму. Проект поручили Василию Петровичу Стасову, а контролировал ход работ лично царь.

С огромным центральным куполом собора с самого начала все пошло не так. Исторически зеленый был цветом Измайловского полка. Стасов предложил покрыть купола медью и обработать их кислотой, дабы получить желаемый цвет. Идею одобрили, но спустя несколько месяцев император вдруг изменил решение и повелел сделать купола голубыми с золотыми звездами сплошь по всей поверхности.

Воля самодержца была исполнена, и в ноябре 1833 года центральный купол предстал во всей красе. Однако через три месяца великолепный купол сорвало бурей. Специальная комиссия из знаменитых инженеров, математиков, архитекторов провела расследование и нашла целый ряд конструктивных ошибок, допущенных Стасовым. Василий Петрович, бывший к тому времени уже опытным архитектором и признанным мастером, был строго наказан – пять суток гауптвахты и внесение записи о случившемся в личное дело.

Восстанавливать купол Стасову уже не доверили, эту работу поручили инженеру Петру Петровичу Базену, главе Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Через год реконструкция была закончена, а при подготовке к покрытию поверхности куполов кобальтом близлежащий квартал залили водой, чтобы ни одна пылинка или травинка не испортила чистейший синий цвет.

Однако злоключения центрального купола с окончанием строительства, к сожалению, не закончились. Собор пережил трудные тридцатые годы, когда его хотели переделать в крематорий, пострадал в Великую Отечественную, использовался после войны как склад. И вот когда, наконец, его вернули Православной церкви и была начата масштабная реконструкция, случилась очередная катастрофа. В августе 2006 года в результате сильнейшего пожара была полностью уничтожена деревянная конструкция купола. Его пришлось отстраивать заново.

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. На момент освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга.На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов, и знамёна Измайловского полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя и Адрианополя.



Открытие Колонны Славы перед Троицким собором в 1886 году

В память освободительного подвига братских народов России, Болгарии и Румынии у Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге был воздвигнут величественный монумент «Колонна Воинской славы».Этот уникальный памятник как символ немеркнущей боевой славы русского солдата был составлен из подлинных трофейных ста сорока пушек, взятых в боях за освобождение Болгарии. Высота памятника была 30 метров, венчала его фигурка античной богини победы Ники. Полукругом у памятника на лафеты были поставлены 10 пушек, также отбитых у неприятеля.

Открытие памятника состоялось 12 октября 1886 года. В этот день Император Александр III в своем приказе по армии и флоту отметил: «Сегодня свершилось в Петербурге торжество открытия памятника войны с Турцией 1877–78 годов. Да пребудет памятник этот на вечные времена воспоминанием о самоотвержении и доблестях воинов, с помощью Божьей покрывших новой славой Русские знамена и Русское имя».

Памятник замечателен прежде всего именно тем, что он был адресован не конкретно Измайловскому или какому иному полку, но всему доблестному русскому воинству. Памятник органично вписался в архитектурный ансамбль собора и южной части города. Стал местом проведения воинских праздников и парадов. У памятника принимали присягу новобранцы, чтили память павших на полях сражений.

Святые Апостолы Петр и Павел



Главной архитектурной доминантой города, безусловно, является Петропавловский собор Петропавловской крепости. Небесный покровитель Петра I, первоверховный апостол Петр, изначально именовался Симоном. Но за преданность Христу и за твердость в вере получил от Него имя Петр, по-гречески - "камень", "скала". Христос видел в этом простом, искреннем, добром и порывистом рыбаке несгибаемую силу и знал, что несмотря на все его колебания, сомнения, Симон всегда будет с Ним, пойдет за Него на муки и смерть. Действительно, в 67 г. н.э. Петр, много лет проповедовавший учение Христа на Востоке и в Италии, добровольно примет смерть на кресте в Риме на Ватиканском холме. Многие города считают апостола Петра своим небесным покровителем, но величайшие из них - Рим и Санкт-Петербург. День мученической кончины апостола Петра - 28 июня (12 июля по н.ст.) - престольный праздник всех храмов, воздвигнутых во имя первоверховного апостола Петра.

В один день с Петром принял мученическую смерть в Риме и другой первоверховный апостол Павел, в прошлом ревностный гонитель христиан, носивший еврейское имя Савл. Но после своего духовного прозрения он становится апостолом язычников, обращает в христианство многие тысячи людей и принимает понятное всем народам римское имя Павел, по латыни - "маленький", дабы подчеркнуть свою "незначительность" перед Богом. День Первоверховных Апостолов Петра и Павла - один из величайших христианских праздников.К 1720 г. строительство храма было снаружи в общих чертах завершено. В 1723 г. на соборной колокольне был поставлен новый шпиль, работа эта выполнялась пленными шведами. В 1733 г. была окончена внутренняя отделка собора, а 28 июня, накануне престольного праздника, собор был освящен.

Храм поражает посетителя своей стройной многоярусной колокольней, плавно переходящей в золоченый шпиль, который завершается флюгером в виде летящего ангела Купол, возвышающийся на легком барабане и увенчивающийся небольшой главкой, отличается скромностью. Во всем облике здания сказывается влияние композиционных приемов итальянской и североевропейской архитектуры.Петропавловский собор Петропавловской крепости в настоящее время является главной архитектурной доминантой города.
Интересно происхождение и творческий опыт архитектора собора. Доменико Трезини, уроженца италоязычного швейцарского кантона Тичино (Тессин). Этот кантон - родина многих выдающихся зодчих, не нашедших на родине применения своему таланту и искавших счастья за пределами своей родины. Кроме семейства Трезини в России творило немало архитекторов - уроженцев этого кантона. Среди петербургских "итало-швейцарцев" можно вспомнить архитекторов Висконти и Адамини, знаменитого Тома де Томона. Не признанный на родине Д.Трезини искал счастья на севере Европы в Дании, где и познакомился с Петром Первым, который пригласил его в Россию. Он по существу и заложил основы того стиля, который позднее назовут "петровским барокко". В нем гармонично сочетались элементы итальянского и северного барокко с элементами традиционной русской архитектуры. Архитектору помогали голландские мастера.

Вначале шпиль собора имел деревянный каркас. В 1857-1858 г. деревянные конструкции были заменены металлическим, сконструированными архитектором Д.И.Журавским. В 1829 г. буря повредила фигуру ангела. Кровельщик Телушкин, ловко пользуясь различными приспособлениями из веревок, а порой удерживаясь только на пальцах, поднялся на верхушку шпиля и отремонтировал флюгер. Уже в наши дни в конце 90-х гг. работа по исправлению ангела была завершена мастерами с использованием вертолетов.


Большой достопримечательностью собора служили куранты, заказанные Петром I в Голландии. По словам приезжавших в Россию иностранцев, часов с таким боем "нет ни в Амстердаме, ни в Лондоне". В 1759 г. императрица Елизавета Петровна пожаловала на колокольню часы и новые куранты, которые позднее каждый час исполняли мелодии национального гимна. В настоящее время завершены работы по восстановлению карильона - колокольной музыки. Шпиль собора был покрыт медными листами, позолоченными клеевым способом. На золочение шпиля пошло 22 фунта червонного золота (свыше 8 килограмм).

Внутреннее убранство собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор массивные колонны, декорированные коринфскими пилястрами, делят его на три нефа. Поражает своей красотой величественный иконостас в виде триумфальной арки, выполненный в 1722-1726 гг. московскими резчиками и позолотчиками под руководством И.П.Зарудного из липового дерева. В иконостасе, представляющем собой гармоничное сочетание мастерски выполненных фигур святых и икон, написанных московским иконописцем А.М.Поспеловым и его помощниками, сохраняется стиль московского ("нарышкинского") барокко. Он был характерен для русской архитектуры конца XVII - начала XVIII в. В том же стиле исполнена и алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами.К святыням храма принадлежал образ Святого Апостола Петра, написанный Симоном Ушаковым. Элементом новой западной церковной архитектуры является замечательная резная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Первоверховных Апостолов, установленная напротив алтаря. Симметрично ей расположено Царское место, увенчанное резной золоченой короной и украшенное шитым золотом двуглавым орлом на фоне малинового бархата.



Таким образом, храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора. Собор имел еще одну функцию, которая сохранилась за ним до наших дней. Это функция Императорской усыпальницы. Здесь похоронены все российские императоры, начиная с Петра I и заканчивая Александром III., а также императрицы и ряд великой князей.

В 1906 г. к востоку от собора была сооружена Великокняжеская усыпальница по проекту архитекторов Д.И.Гримма, А.О.Томишко и Л.Н.Бенуа. Ее строительство было вызвано тем, что к концу XIX в. практически все возможности для новых захоронений в самом соборе были использованы.

Под полом усыпальницы было устроено 60 могил, каждая из которых представляет собой двухкамерный бетонный склеп глубиной 3,2 метра. В восточной части усыпальницы был сооружен алтарь с иконостасом. Правда, здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь-мавзолей. Служили в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской фамилии.

5 ноября 1908 г. здание Усыпальницы было освящено, a чepeз три дня состоялось первое захоронение - был погребен сын Александра II, командующий флотом великий князь Алексей Александрович. Всего до 1917 г. в усыпальнице было погребено 13 членов Императорского Дома.

Храмовым праздником собора, кроме дня апостолов Петра и Павла, считалось Преполовение - двадцать пятый день после Пасхи. В этот день из домика Петра I выносили образ Спаса Нерукотворного и крестный ход направлялся с ним из собора сначала на царскую пристань для водосвятия на Неве, а затем шел по крепостным стенам. Этот день считался праздником Петропавловской крепости, а крестный ход имел общегородское значение. С возведением Петропавловского собора, ставшего на многие годы кафедральным, от Троицкого храма центр православной жизни переместился туда. Но значение Пресвятой Троицы как небесной покровительницы Петербурга осталось и это нашло выражение в строительстве нового Троицкого собора на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Святой Благоверный князь Александр Hевский

Единственным покровителем, чьи мощи специально были перевезены Петром I в построенную столицу, стал Благоверный князь Александр Невский. После заключения Ништадского мира со Швецией (30 августа 1721 года) Петр I решил перенести в собор Невского монастыря - Лавры - мощи Александра Невского из Рождественского монастыря во Владимире.


Одновременно с возведением Петропавловской крепости на берегах Невы начинает возводиться еще одно крупное сооружение - монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра Невского. Монастырь был заложен по повелению Петра I в 1710 г. при впадении в Неву Черной речки (ныне - река Монастырка). Место это было выбрано не случайно: тогда считалось, что Новгородское войско под предводительством князя Александра Ярославича именно здесь разбило шведов в 1240 г. На самом деле битва произошла значительно выше по течению Невы, при впадении в нее реки Ижоры.

25 марта 1713 г. в присутствии императора была освящена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и состоялась закладка братских деревянных келий. Архитектором монастыря был назначен Доменико Трезини. Рассмотрев проект в 1715 г., Петр I одобрил его, начертав: "Во имя Господне делать по сему".

Хотя монастырь был изначально посвящен Пресвятой Троице, Петр I считал, что для молодой столицы необходим небесный покровитель отечественного происхождения, имя которого громко звучало бы в истории невских берегов. Найти такого святого было нетрудно. Благоверный князь Александр Ярославич был великим государственным деятелем и полководцем, политика которого спасла северную и восточную Русь как от западных католиков-крестоносцев, так и от татаро-монгольских завоевателей.


Родоначальник московского княжеского и царского дома (его сын святой Даниил был первым московским князем) Александр Ярославич был в ХV в. причислен к лику святых. Позднее, через царицу Анастасию Романовну, любимую супругу Ивана Грозного, с ним породнился боярский дом Романовых и Петр был вправе считать себя потомком святого благоверного князя. Но, прежде всего, Петр видел в Александре Невском своего великого предшественника в борьбе за сохранение за Россией приневских берегов и выхода к Балтийскому морю. Вот почему по воле царя Александр Невский становится небесным покровителем новой столицы и ему был посвящен первый и долгое время единственный монастырь Санкт-Петербурга.



Строившиеся на протяжение многих лет монастырские здания создавались в стиле "петровского барокко". В основе всего архитектурного комплекса лежит шестиугольник, образованный каменными двухэтажными корпусами, в которых располагались преимущественно монастырские кельи, а также служебные помещения, книгохранилище, семинария. После смерти Д.Трезини основные работы осуществлялись архитекторами Т.Швертфегером и М.Расторгуевым.

Самым замечательным храмом монастырского ансамбля стал Свято-Троицкий собор- одно из немногих сохранившихся культовых сооружений раннего классицизма. Уже в начале XVIII в., вскоре после создания первых монастырских строений, в центре монастырского каре был заложен Троицкий собор по проекту немецкого архитектора Швертфегера в стиле "немецкого барокко". К середине XVIII в. собор в целом был завершен. Но он оказался неустойчивым, был расположен на слабо укрепленном грунте и грозил скорым разрушением. По повелению императрицы Елизаветы Петровны он был снесен, а позднее Екатерина II поручила архитектору И.Е.Старову возвести на этом месте новое здание. В 1776 г. под наблюдением самого Старова началось возведение собора. Оно завершилось через 14 лет. 30 августа 1790 г. состоялось освящение храма. В тот же день мощи святого Александра Невского были торжественно перенесены в собор из Александровской церкви.

Здание собора гармонично вписалось в барочное каре, образованное монастырскими корпусами. Монументальное здание с двумя колокольнями с западной стороны завершается мощным куполом. Интерьер здания украшен барельефными панно, изображающими события из Ветхого и Нового заветов. Они выполнены замечательным скульптором Ф.И.Шубиным. Над главным входом расположен барельеф "Жертвоприношение паря Соломона в день освящения Иерусалимского храма". Ниже расположена скульптурная группа, изображающая ангелов со знаком ордена святого Александра Невского.


Внутри здание, которое представляет собой в плане латинский крест, очень просторно. Свет проникает через шестнадцать окон в барабане купола. Великолепный мраморный иконостас был изготовлен итальянцами, братьями Пинкети. Запрестольный образ Благовещения принадлежал кисти известного немецкого живописца Рафаэля Менгса. В храме имелись также картины Рубенса, Бассано, Ван-Дейка, Гверчино и других итальянских художников, пожертвованных Екатериной II из Эрмитажа из своего личного собрания.

Особое место среди святынь и сокровищ собора занимала 86 пудовая серебряная гробница (рака) святого Александра Невского. Еще в 1752 г. Елизавета Петровна распорядилась передать на ее изготовление первое серебро, добытое в Колыванских рудниках. Она была изготовлена на Петербургском Монетном дворе. На боковых стенках гробницы в барельефах запечатлены победы Александра Невского в сражениях на Неве, при освобождении Пскова и на Чудском озере. В настоящее время она хранится в Государственном Эрмитаже.

Роспись сводов и купола осуществлена по рисункам Дж.Кваренги в 1806 г. Она сохранилась до настоящего времени. Свято-Троицкий собор - вершина творчества И.Е.Старова в создании храмовых сооружений. Но помимо собора им была построена еще одна церковь в ансамбле лавры.

При лавре образовалось несколько кладбищ, расположенных за пределами монастырского каре. Старейшим из них является Лазаревское кладбище, возникшее еще во времена Петра I при церкви в честь воскрешения Праведного Лазаря. Оно сделалось местом погребения выдающихся государственных деятелей России, а также ученых, писателей, архитекторов и т.д. Здесь похоронены М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, А.Н.Воронихин, А.И.Захаров, скульпторы И.П.Мартос, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский и многие другие замечательные люди.

После Октябрьской революции лавра была закрыта, мощи святого Александра Невского были осквернены и после ряда мытарств помещены на чердаке Казанского собора. Серебряная рака и малахитовая сень из Троицкого собора были переданы в Эрмитаж и Русский музей. Перед самым входом в собор была устроена "коммунистическая площадка" - кладбище революционных и партийных деятелей. Во многих монастырских зданиях разместились мастерские. В течение 20-30-х гг. закрылись все церкви лавры.

В 1956 г. Свято-Троицкий собор был возвращен верующим, но зато полному разгрому подверглась Духовская церковь. Начавшееся в 30-х г. превращение лавры в музей сопровождалось перестройкой интерьеров, уничтожением памятников и надгробий, немотивированным переносом части захоронений в другие некрополи.


В последние десятилетия началось постепенное возвращение православной Церкви отобранных у нее зданий. Троицкий собор и ряд других помещений лавры возвращены верующим, возобновилась монастырская жизнь. Мощи святого Александра Невского 3 июня 1989 г. были с крестным ходом возвращены в Троицкий собор. Однако большинство ценностей, изъятых из собора, в том числе знаменитая серебряная рака, все еще ждут своего возвращения на прежнее, им подобающее место

Материал подготовила Наталья Топоркова

История России - это путь развития уникальной христианской культуры с многовековой православной традицией. Санкт-Петербург, несмотря на свой европейский вид, с самого начала был не только истинно русским городом, но подлинной столицей православной державы. Северная часть нашей страны, в которой он возник, уже несколько столетий являлась христианской. По преданию, христианскую религию на северо-западных рубежах Руси утвердил апостол Андрей Первозванный, проплывший по Неве в Балтийское море и водрузивший здесь свой жезл. И частица его святых мощей была положена Петром I в основание Петропавловской крепости, ставшей одним из символов культурной столицы нашей страны.

Город, построенный на границе с Европой, воспринимал все последние западные веяния. Окидывая мысленным взором нескончаемую череду храмов, можно смело утверждать, что Петербург в царское время являлся поистине оплотом всемирного Православия. Даже в экономически тяжелые для России годы Первой мировой войны в Петрограде продолжали строиться и освящаться православные храмы, общее число которых в 1917 году приближалось к 500.

В годы репрессий в Северной столице и ее окрестностях уничтожили более 100 храмов и многие пришли в запустение. Но течение времени неумолимо, и, спустя десятилетия, вновь возобновились службы в уцелевших храмах. Во время Великой Отечественной войны власть вступила в диалог с церковью, и духовенство города вместе с прихожанами получило, возможность регулярно молиться. В трагический момент для Петербурга в храмах неустанно молились о сокрушении врага, вселяя в людей веру в победу.

Сейчас многие храмы превращены в музеи, но в них, тем не менее, проходят службы.

У городов, так ж,е как и у людей, есть небесные покровители. Санкт-Петербург на всем протяжении своей многолетней истории, пройдя через многие испытания, всегда возрождался вновь, потому что был храним целым сонмом святых.

Еще в далекие времена Петру I предрекли, что, пока в Петербурге будет пребывать образ Казанской иконы Божией Матери, и перед ним будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога.

У города на Неве есть и другие небесные покровители: князь Александр Невский, праведный отец Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения Петербургская, царь-мученик Николай II.

Князь Александр Ярославович вошел в историю России, как величайший радетель о Русской земле. На всем протяжении своей жизни он сохранял верность православной церкви, что явилось гарантом национальной независимости Руси в то тяжкое время, когда она одновременно оказывала сопротивление монгольскому хану Батыю и отражала натиск крестоносцев с Запада. Великая победа русского воинства под предводительством святого князя произошла на западных рубежах Руси. Поэтому не случайно одним из первых деяний Петра I в только что основанном городе стало создание монастыря во имя благоверного князя Александра Невского и перенесение туда из Владимира его мощей. День памяти святого - 23 ноября/6 декабря.

Одна из главных святынь православия в Петербурге - Александро-Невская Лавра. По преданию, она заложена на месте исторической битвы Александра Невского со шведами в 1241 году. Именно здесь великий князь разбил врага. Император Петр Первый затем повелел построить на этом месте монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского. Вскоре Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра стала центром распространения православной веры и культуры. Лавра состоит из 12 зданий. Здесь находится икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», принесенная с Афона, Мироточивая икона с мощами Александра Невского, икона Божией Матери «Боголюбская», икона святого преподобного Серафима Саровского, икона «Спас Нерукотворный», икона святой мученицы Параскевы Пятницы, икона святого великомученика и целителя Пантелеймона, икона св. благоверного великого князя Александра Невского, мощи святителя Иннокентия Иркутского, мощи святого благоверного князя Феодора Новгородского, мощи Киево-Печерских святых и другие святыни.

Отец Иоанн Сергиев служил в Андреевском соборе Кронштадта. Более полувека он нес утешение страждущим и угнетенным. В Иоанне Кронштадтском заключалась сила, неизменно привлекавшая к нему сердца. Когда отец Иоанн служил, церковь не вмещала всех желающих, когда он выходил на улицу, за ним следовала огромная толпа почитавших его людей. Он обладал редким даром исцеления, спасая тяжело больных, порой возвращая к жизни обреченных на смерть. Отец Иоанн получал со всех сторон огромные пожертвования, которые полностью раздавал на добрые дела. Дни его памяти - 19 октября/1 ноября и 20 декабря/2 января.

В 2002 году последний русский император Николай II, его жена и пятеро детей, расстрелянные в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, были канонизированы Русской православной церковью в лике страстотерпцев. Николай II и его семья, несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, следовали заповедям Евангелия. Сознавая, что смерть неизбежна, они сохраняли в сердце всепобеждающий свет Христовой истины и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Царская семья нашла в себе силы превозмочь страдания и умереть с именем Христа на устах. В Санкт-Петербурге, родном городе Николая II, во многих храмах хранятся иконы с его образом. День памяти царственных страстотерпцев - 4/17 июля.

Пожалуй, одна из самых почитаемых святых в Петербурге - Ксения Блаженная. Ее часовенка на Смоленском кладбище давно стала местом паломничества верующих со всей страны. Тысячи записочек, свечи, люди, обходящие небольшую церковь, - привычная картина. Считается, что Ксению можно попросить о самом заветном, и она обязательно поможет. Часовня блаженной Ксении Петербургской — место погребения святой. Находится она рядом со Смоленской церковью. Считается, что она пожертвовала земной жизнью после кончины супруга. 26-летняя вдова обезумела от горя после смерти мужа, полковника Андрея Федоровича Петрова. Бывший певчий придворного хора скоропостижно скончался без христианского приготовления. После этого Ксения стала юродивой, молящей о помиловании своего супруга. Она раздала свое имущество нищим, а сама бродила по улицам в лохмотьях и питалась подаянием, половину из которого раздавала нищим.

Безусловно, Северная столица России — город всемирно известных дворцовых ансамблей и прославленных музеев — предстает, прежде всего, как один из важнейших центров Русского Православия.