Хорс бог зимнего солнца символ. Златоокий Хорс — бог осеннего Солнца. Свод здравы – славянская гимнастика

Бог Хорс относится к ключевым солярным богам славянского пантеона. В иерархии богов Хорс бог славян относится ко второму (в другой вариации третьему) поколению. Славянский бог Хорс почитался как как сын Рода, брат Велеса. Являясь воплощением солнца, бог Хорс может повелевать его движением.

  • Роль бога Хорса в пантеоне

    Согласно собранным данным Б. А. Рыбакова бог Хорс пришел в славянский пантеон с племенами русов. С их приходом это божество стало популярным на землях вдоль берегов Днепра. Славянский бог Хорс входил в пантеон князя Владимира, его кумир был установлен по правую руку от Перуна.

    Хорс бог славян был одним из воплощений солнца. Среди трех солярных братьев ему приписывалась роль управителя движения светила. По старшинству первый идет Даждьбог, затем Хорс после него Ярила.

    Наши славянские предки верили, что несмотря на власть Чернобога в зимний сезон небесное воинство во главе с Хорсом оберегает мир Яви. В представлениях пращуров он был тружеником и воином защитником.

    Имя божества

    Этимология имени божества уходит корнями в индоарийские и иранские языковые группы. Поскольку бог Хорс пришел вместе с переселенцами, его наречение имеет непривычный для архаичного русского языка слог.

    Среди исследований немецкого языковеда Макса Фасмера имя «Хорс» в переводе с арийского обозначало:

    • слава;
    • блеск;
    • величие;
    • царское достоинство;
    • сияние.

    Эти эпитеты не раз применялись к божествам солярного круга, что дает право предполагать верность подобной теории.

    Согласно исследований Б. А. Рыбакова славянский бог Хорс имеет древнескифское имя. Однако этот вопрос не лишен определенных трудностей. Советский исследователь и археолог В. В. Седов ограничивает происхождение имени скифо-сарматским (иранским) влиянием на народность антов в период Черняховской культуры ограничивающейся II-IV веками.

    Кем был бог Хорс?

    Вошедший в славянский пантеон бог Хорс сразу занял одно из ведущих мест среди прочих детей Рода. Его светлая сущность и исходящие от его последователей поучения пришлись по душе нашим предкам.

    В понимании наших предков каждый из огненных божичей был светом:

    • Даждьбог ― белый свет который есть всегда;
    • Хорс бог славян ― солнечный, желтый свет;
    • Ярило ― красно-золотой жгучий летний свет.

    Таким образом все они отражали часть небесного цикла светила, внося определенную лепту в согревание поднебесного царства Яви. Хорс это свет, что не дает замерзнуть живому в зимний долгий период. Он сохраняет частицу Живы в каждом порождении Рода.

    Описываемая внешность

    Собранные исследователями данные позволяют составить портрет. В представлениях наших предков бог Хорс представал улыбчивым мужчиной средних лет. Его одежда была цвета белых облаков, плащ яркого лазурного цвета. Все цвета отражают палитру погожего дня.

    Хорс бог славян всегда слегка опечален, ведь ему не удается полностью защитить детей родовых от влияния Чернобога. Древние славяне считали, что прославляя и усердно трудясь в его честь они придают сил своему божичу. Это отражало теплое отношение к Хорсу за его бережливое радение обо всех жителях Яви.

    Сила и влияние

    Бог Хорс обладал разносторонними силами. Он не только восходил на небо, ему починялись различные силы природы. Своим велением Хорс бог славян мог утихомирить бурю, превратить метель в мягкий снегопад.

    Славянский бог Хорс относится с солярным божествам. Но в его власти были небесные ветра и кучевые тяжелые тучи. Он приносил не только погожие солнечные деньки. Благодаря велению Хорса мягкий снег покрывал озимые, защищая их от вымерзания. Именно поэтому его считали покровителем озимой пшеницы и защитником урожая. Подобное отношение частично причисляло Хорса к пантеону богов плодородия.

    Две ипостаси божества

    Интересным фактом является то, что Хорс бог славян имеет две ипостаси. Одна его сущность ― Светлый Хорс, защитник Яви. Вторая описывает Черного Хорса, который приходит из мира Нави и несет погибель живому. Этой ипостаси подчинялись лавины, лютые морозы и жуткие метели.

    Необычную двойную природу бог Хорс мог унаследовать от своих иранских корней. Однако этот факт не доказан напрямую, и относится к области гипотез. Б. А. Рыбаков предполагал, что в представлениях славянских народов зимнее солнце имеет два цикла. Один из них относится к периодам перехода в фазы более высокого положения в горизонте. Другой вбирает период, когда дневная протяженность наименьшая.

    Хорс в письменных источниках

    Бог Хорс упоминается в «Повести временных лет» и «Слово о полку Игореве». В обоих вариантах есть четкое упоминание о том, что кумир бога стоит в Киеве. Так же из первого источника ясно следует, что Хорс входил в число божеств покровителей княжеского дома. В документе описано место кумира и как он выглядит.

    Из записей немецкого путешественника Вундерера сделанных в 1589-1590 годах во время его посещения Руси четко следует, что славянский бог Хорс крайне почитался во многих крупных городищах. Его кумир был установлен в Пскове. Согласно описаниям исследователя, в руках божества был огненный луч и меч.

    Как славили Хорса предки

    Бог Хорс почитался как воитель и труженик. Его часто изображали с различными предметами относящимися к пахотному делу. В народных поговорках прослеживается это отношение. Считалось что он пахарь, который следует за теми, кто работает в поле:

    Каки мужикъ-пахарь землю орит, таки Добрый Знахаръ робитъ Синюю Сваргу.

    Хорс бог славян занимал ведущее место среди богов плодородия. Торжества в его честь проводились дважды. Так как Хорс всегда появлялся в компании своих братьев и других богов, его прославляли на зимнее и весеннее солнцестояние.

    По одной из версий Б. А. Рыбакова бог Хорс славился в любой день солнцестояния и поворота солнечного диска в новую фазу. Празднование в его честь проводилось с массовыми танцами, особое место среди которых занимал хоровод. В качестве подношения пеклись круглые пироги.

Хорс (Хоре, Корс, Хорос) – славянский Бог Солнечного Диска. Важно не путать Хорса с другими солнечными Богами: Колядой , Ярило , Купало и Авсенем – эти Боги представляют солнце в разные времена года. Хорс же у славян почитался управителем колесницы, которая везет по небу солнечный диск. С именем Хорса связывают слово хоровод, ведь этот танец напоминает движение солнца по небу.

Упоминания Хорса встречается в летописях. Кумир Хорса был установлен на капище князя Владимира рядом с Перуном , Макошь , Даждьбогом , Стрибогом и Семарглом . Сохранились и другие письменные источники, в которых упоминается капище, на котором установлен кумир Хорса.

Хорс в северной традиции гадания и магии

На Резе Бога Хорса изображен один из его символов – Огневик.

Номер Резы – 8.

Реза Бога Хорса предвещает радостный, благоприятный период. В первую очередь, появление Резы Хорса указывает на то, что спрашивающему стоит заняться делами. Реза Бога Солнца появляется, когда наступает хорошее время для работы, но и от человека требуется приложить усилия, даже если это сложно. Кроме того, Реза Хорса говорит о хорошем здоровье и о том, что сейчас можно смело строить планы на будущее.

Подробнее о значении Резы Бога Хорса в гадании в статье Реза Рода Хорс

Праздники, где чествуют Хорса, Бога славян

18 августа – праздник Хорояр, день Хорса и Ярило. У славян праздник лошадей и Богов, которые им покровительствуют.

Дохристианские представления о создании мира, о сущности бытия и смысле жизни человека основаны на мифах и легендах, подробно описанных в древних трактатах. Основой верований наших предков было поклонение и одухотворение сил природы, почитание могущественных предков, вера в присутствие сверхъестественных сил в жизни человека. Много внимания уделялось магическим обрядам, поклонению идолам, жертвоприношениям и традиционным праздниками. Все это призвано было помочь договориться с высшими силами, задобрить их и «переманить» на сторону людей.

Божества

До крещения Руси все люди на нашей земле были язычниками. Поэтому божеств в огромное количество. К основным можно отнести:

В зависимости от места обитания славянской народности, количество почитаемых божеств может существенно отличаться. Бог Хорс (Хорос, Хорсет), к примеру, встречается не во всех источниках.

Идолы

Археологические и письменные источники свидетельствуют о существовании у - деревянных, каменных, металлических изображений богов. Бог Хорс, например, часто изображался в виде бородатого мужчины в шлеме, с символом солнца - коловоротом в руках.

Поклонения идолам происходили в открытых святилищах - часто в лесах. Капища - своеобразные беседки - устраивали на полянах, огораживали место забором и по середине обязательно разводили кострище.

Помимо божеств, славяне поклонялись камням, рекам, болотам, озерам, бьющим из земли ключам с родниковой водой, а также солнцу, месяцу и звездам.

Бог Хорс у славян

Это божество является хранителем солнечного тепла и света. Но на Русской земле одновременно существовало четыре Бога, относящиеся к солнцу: Коляда, Даждьбог, Ярила и Бог Хорс (Корс). Чем они отличаются?

  • Коляда - это бог солнца зимнего или вечернего. Этому божеству посвящены зимние гадания, песни и игры - колядки.
  • Даждьбог олицетворяет свет неба, он противостоит силам Нави (Тьмы). Его символом является белый свет, который существует всегда, даже в пасмурную и хмурую погоду. Его временем года считается лето. А временем суток - день.
  • Ярило - это скорее весенний, утренний Бог, или даже ритуальный персонаж. Он символизирует будущее плодородие и конец зимы - Масленицу.
  • Бог Хорс древних славян, согласно мифам, был братом Велеса и сыном Рода. Он является покровителем желтого, золотого солнечного света, солнца осеннего и ночного. Именно с его персонажем связано более всего движение Солнца по небосводу.

Днем Хорса считается воскресенье, а также день приходящийся на конец сентября. Металл - черненое серебро. Деревом могущественного Бога является клен, он призван помочь людям обрести спокойствие, сдержанность.

Хорс в мифах и сказаниях никогда не появляется один, он, как солнце без дня, не может быть без Даждьбога. Помимо света и тепла солнца, для урожая нужен еще и хороший дождь. И тут на помощь придет Перун со своими грозовыми тучами и повелитель ветра Стрибог.

Как выглядит Хорс

По древним преданиям это божество изображается в человеческом облике. Это бородатый, румяный от мороза мужчина лет 35, который всегда весьма сдержанно улыбается. Одет он в одежды прохладных оттенков: это всегда рубаха, плащ и штаны, иногда шлем. В его руках, на голове или в небе изображается Небесное Светило или древнеязыческий символ солнца - коловорот.

Происхождение слова хоровод

Как ни странно, многие слова в нашем языке появляются совсем не случайно. Этимологи утверждают, что происхождение большинства слов в русском языке имеет особое значение. Вот и Бог Хорс (у славян), фото изображения которого представлено ниже, стал «прародителем» таких слов как: «хорошо», «хороший», «хор», «хоромы», «хоровод», «кольцо», «колесо» и другие.

Все дело в том, что корни «хоро» (или «коло»), обозначающие раньше «солнечный диск», напрямую связаны с понятием «круг», «окружность». И все происходящие от этого корня слова связаны с кругом. Хоромы - это круговая постройка. Слово «хороший» на Руси было синонимом слов круглый, упитанный. А знаменитый обрядовый танец - хоровод, как всем известно, заключается в движении людей по кругу.

Также от имени бога Хорса произошли названия таких слов как «колокол», «колобок», «кол», «около» и «коловорат» (самый знаменитый и амулет, обозначающий движение солнца по кругу).

Бог Хорс. О чем его молили?

Во время обрядов, посвященных этому божеству, проходили веселые массовые гуляния, танцы и игры, всегда разводили большой костер, зимой обязательно купались в проруби, и совершали жертвоприношения. Нет, это не прилюдные кровавые убийства людей и животных, которые так любят приписывать древним славянам и язычеству в целом христиане. Жертвоприношения состояли из разнообразных кушаний, выпечки и небольшой части недавно собранного урожая. Одним из традиционных блюд этих праздников являлся пирог круглой формы, который назывался хорошуль.

Этому солнечному божеству молились о помощи в земледелии, кузнечном деле, о хорошем урожае и ясной погоде. Хорса просили успокоить метели и снегопады, дать силы для борьбы с нечистыми силами из Нави.

Темное воплощение

Противопоставлением Бога осеннего солнца является Темный Хорс. Это творение зла, которое, хоть и явно слабее доброго двойника, но все же приносит людям такие беды как снежные лавины, заносы, метели и лютые морозы. Считалось, что от зимних нападок Злого божества спасет амулет с изображение свастических символов, молитва идолу и задабривание духа вкусностями.

Хорс – одно из названий славянского бога Солнца – светила, сын Рода, брат Велеса.

До прихода русов на берега Днепра местные славянские племена не знали бога Хорса. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца – Хорсету. Это слово имело и более широкое значение – “сияние”, “блеск”, а также “слава”, “величие”. Только киевский князь Владимир официально узаконил Хорса и поставил ему монумент рядом с Перуном и другими избранными языческими богами.

С появлением бога солнца Хорса получалось, что на Руси одновременно существовало три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. Но у каждого было и своё различие.

Даждьбог противостоял миру Тьмы. Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю. Даждьбог торжествует даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Он воплощал в себе весь Белый свет, которым называли наш мир. Так и говорили: “Обойти весь белый свет”.

Хорс – бог солнечного, ясного света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также – хоровод, хоромы. У многих народов словом “хоро” обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. А все неприятное, лишенное радости, называлось нехорошим. Скажут “нехорошо!” – и будто солнце скроется за тучи, ветром студеным повеет. И дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нем пели песню:

“Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!”

Это означало, что все происходящее на нашей земле – Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет небесную Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. “Хороший бог, труженик”, – с уважением говорили о нем.

Хорс никогда не появлялся один, а всегда вместе с другими богами. Потому что не может солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это находится в ведении других богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.

Культ солнца-светила известен был древнейшим земледельцев и соотносился с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигался по небу, а ночью возвращался обратно по подземному “Морю мрака”, чтобы утром вновь появиться на небосклоне. Имя “Хорс” происходит от корня “хор”, обозначает “круг”, “окружность”, что так же отражается его связь с солнцем.

Хорс является одним из наиболее часто называемых в древнерусских письменных памятниках языческих богов. Частота упоминаний Хорса сопоставима с таковой только для Перуна и Велеса/Волоса, что уже само по себе ставит данное божество в один ряд с этими богами, высоко чтившимися восточными славянами до принятия христианства.
Васильев М. Язычество восточных славян накануне крещения Руси

Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе “Хождение Богородицы по мукам”, в записях “О идолах Владимировых”, “Память и похвала Владимиру” и житии “блаженного Володимера”; “Слове некоего Христолюбца”, “Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом”, поминается он и в “Беседе трех святителей”.

Немецкий путешественник по Руси середины 16 века года так описал изображение Хорса близ Пскова: ” Хорс, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой – огненный луч”.

С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор. Корень “хоро” по смыслу связывается с понятием круглого. Хоровод – круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы – круговая застройка, хоругвь – нечто объединяющее воинский круг.

Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, – массовые танцы, после которых ему приносят жертву – специально приготовленные кушанья. Отсюда, скорее всего, и появилось слово “хоровод”, а так же “хорошуль” – круглый ритуальный пирог – курник.

День Хорса – воскресение, как и у Даждьбога, металл – червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним – 21 по 25 июня (Купала), осенним – 21 – 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса – хороводы.

Солнце высоко в небе чистом и голубом. Светит оно ярко и беззаботно, оттого и на душе хорошо, что аж петь хочется. Люд в избах не сидит, кто в полях трудится с самого рассвета, кто в лесу притаился, зверя поджидая, кто на берегу речном рыбачит — все в трудах честных. И работа идёт славно, оттого как, хорошо на душе у каждого. Детки бегают, носятся по деревне, играют в игры свои замысловатые и радуются жизни. А как иначе, ведь солнце ясное любо каждому, от света его душа наполняется счастьем, да любовью. И жить хочется в день такой, и дела праведные совершать. Верят сметные, что это благодать светлого бога Хорса, на них сходит с самих небес. Любят и почитают его славяне, потому, как вместе с ними трудится бог солнечный, покуда мужик поле вспахивает, Хорс вторит ему и Небесную Сваргу вспахивает. Бог труженик он. Ведает Хорс, как тяжело живётся люду смертному, поэтому и тепло он своё людям шлёт, чтобы легче было им в тяготах всяких. И когда солнышко согревает крылечко, да порог, улыбаются люди, потому как знают, что шлёт привет им бог Хорс с самих небес, да в гости к каждому захаживает.

Сведения о данном божестве весьма скудны. Есть много противоречий и неточностей, но в общих чертах бог Хорс — это солярное, то есть
солнечное божество. У читателя может вполне резонно возникнуть вопрос касательно этого утверждения, ведь по меньшей мере ещё известно несколько солнечных божеств: это и Ярило, и Даждьбог, и даже Семаргл. Автор согласен, что здесь весьма запутанная ситуация, и отделить одно божество от другого весьма сложно, потому, что образы и функции этих богов весьма размыты и имеют склонность сливаться друг с другом. В сети весьма распространено следующее объяснение солярности бога Хорса: Ярило — это бог, олицетворяющий весеннее солнце и его живительную силу для всей природы; Даждьбог — это олицетворение силы солнечного света, которая побеждает тьму и освещает весь мир Яви, то есть так называемый «белый свет»; Хорс — это жёлтый солнечный свет, который дарует людям счастье и радость, и который способствует их труду и плодородию земли. Аргументации, как таковой почти нет, но звучит довольно убедительно, если вспомнить о том, что Ярило приходит с весной и вообще олицетворяет собой всё безбашенность и страстность этого времени года, а Даждьбог сражается с тёмными силами и вечно их побеждает. Что же касается бога Семаргла, то он защитник и хранитель небесного солнца. Если говорить проще, то Семаргл своего рода телохранитель для триады солнечных богов — Хорса, Ярило и Даждьбога.

Итак, Хорс — это бог яркого солнца, что дарует людям хорошее расположение духа и призывает к труду. Почитался бог Хорс, как покровитель земледельцев. Древние славяне верили, что всё, что происходило в Явьем мире, находило свой отклик и в небесной обители богов. Если мужчина вспахивал поре, то над ним то же самое делал и бог Хорс, вспахивая бесконечность Небесной Сварги. Бог Хорс, посылал в погожий день людям свой яркий свет, согревал землю и призывал всех к труду. Но только сил бога Хорса не было достаточно, для того, чтобы сделать Матушку Сыру Землю плодородной, потому как солнце не светит без дневного света, а земля должна испить дождевой влаги, чтобы впитать в себя больше солнечного тепла. Поэтому, бог Хорс никогда не представлялся в одиночестве, его неизменными спутниками считались Даждьбог и Стрибог.

В сети, так же можно встретить ещё одно очень любопытное утверждение, согласно которому бог Хорс, являлся не только солнечным божеством, но и тем, кто приносит высший порядок во вселенную. От бога Хорса якобы зависела смена времён года, движение планет и звёзд. Считалось, что он создавал настолько сложный порядок, что чаще он воспринимался, как настоящий хаос. Бог Хорс был способен менять мир и пространство вокруг себя, и эти изменения проявлялись лишь со временем, но были долговечными даже без вмешательства и близости самого божества. Под влияние Хорса в первую очередь попадал мир Прави, и только после Явий мир, которые он изредка посещал. Но даже непрямая власть и влияние Хорса находили отклик в мире людей.

Насколько правдивы все эти утверждения, неизвестно ни автору, ни даже самым почтенным докторам исторических наук. Всё, что нам остаётся — это лишь рассуждать и предполагать.

Бог Хорс — тайна имени.

В имени бога Хорса, наш современное сознание выделит более знакомый ему корень «хор». В нашей голове тут же заработают шестерёнки и выдадут несколько ассоциаций: хор мальчиков-зайчиков, хоровод и хороший. Вообще разбираться в перипетиях этимологии того, или иного слова весьма увлекательное занятие. Давайте попытаемся проследить связь имени божества с известными нам ныне словами, и вы поразитесь на сколько всё взаимосвязано.


Самой распространённой версией о происхождении имени бога Хорса, является версия, согласно которой древние славяне позаимствовали у древних иранских народов это божество. Ссылаясь на эту версию, можно предположить, что имя бога Хорса имеет родство со среднеавестийским «Hvarə Xšaētəm», с пехлевийским «Xvaršêt», персидским «Xuršēt» и осетинским словом «Хур». Значение всех этих слов неизменно относится к слову «солнце». Согласно этой теории, древние славяне получили это божество в следствии сарматского (тюркского) влияния. Датировать данный период является непосильной задачей для учёных. Некоторые ссылаются на то, что у славянских и иранских народов были общие предки индоевропейцы и арийцы. Тогда, можно предположить, что древние славяне ничего не заимствовали, и Хорс является одним из самых древних божеств, образ которого нашёл место в язычестве, как иранских, так и славянских народов.

Существует суждение, что имя бога Хорса имеет славянские корни, и произошло оно от слова «хоро», что значит круг. Отсюда и пошло слово хоровод, то есть танцы в кругу. У этого корня есть и видоизменённые синоним — «коло», от которого пошли слова колесо, коловрат и так далее. Вообще в славянской мифологии, бытие имеет цикличный, круговой характер: времена года сменяют друг-друга, день и ночь, жизнь и смерть. Таким образом представляли себе древние славяне круговорот вселенной. Если вспомнить суждение о том, что якобы бог Хорс заведовал порядком во вселенной, то эта теория кажется не такой уж безнадёжной. «Хоро», или «коло» — это священный круг, который запускает в вечное движение всё сущее: и планеты, и звёзды, и время. Если вспомнить, то древние славяне, да и не только они, танцевали вокруг костра, а костёр — это пламя, символ Солнца. Это и очищение, и имитация круговорота бытия.

Давайте разберём сам корень «хоро», или «хор». Это соединение двух частиц «Хо» и » Ръ «, что означает соединение, объединение силы. Это и сосредоточие божественной, созидающей силы, и её воспроизведение. «Хор» — не просто звучание, но и множественное действие, где потоки сил сливаются в единое целое, почти как в хоре, где голоса множества людей сливаются в единое звучание и порождают энергию звука. Сам корень несёт в себе созидающее понятие, если всё на своём месте, нет бреши в единении, то всё хор-ошо. Инверсией этого корня можно считать корень «рох», от которого происходит слова «рохля», что означает что-то, что не является единым и подвергается разрушению.

Вы удивитесь, но слово храм содержит в себе корень «хор». Если расшифровать составляющие части этого слова, то мы получим сочетание трёх частиц — это «Хъ», «Ра» и «Мъ». Это место, где происходит сосредоточие и рождение жизни, обитель бога, если хотите. Слово «храм», или «кром», у древних славян это наиважнейшее место во всём поселении, ибо это вместилище света, место, где рождается животворящая сила. Здесь есть истинное богатство, именно поэтому со временем дворцы и богато обставленные дома начали называться «хоро-мами».

От корня «хоро» возникло и слово «хранить». Это утверждение может кому-то показаться весьма спорным, то на самом деле сначала было слово «хоро-нить», что значит оберегать, скрывать, то есть скрывать от нежелательного и злого воздействия. Что люди хоро-нили? В первую очередь святыни, разного рода богатства, детей и женщин со стариками, и наконец тела умерших (здесь конечно стоит упомянуть, что тела усопших древние славяне сжигали, но всё же действо это называлось по-хоро-нами, то есть действом сокрытия). Хоронили (в нынешнем варианте «хранили»), то что было наиболее значимым. Делалось всё это, для того, чтобы уберечь от врагов, которые могли осквернить святыни, убить детей (продолжателей рода) и стариков (носителей мудрости рода), осквернить нечестивым семенем лоно женщин (хранительниц рода). У каждого слова в русском языке есть своё сакральное значение и непрерывная связь с верованиями предков.

Пришёл ли бог Хорс к нашим предкам от иранцев, или же это был наш, исконно славянский бог — судить весьма спорно. Время умело замело в веках следы истинного происхождения этого бога, но так, или иначе, у читателя появилась пища для размышлений.

Что мы знаем о боге Хорсе?

Бога Хорса почитал сам князь Владимир Святославович, который в 980 году установил кумир этого бога в Киеве, в своём пантеоне, рядом с кумирами Перуна, Даждьбога, Макоши, Стрибога и Семаргла. Данное действие подробно описывается в «Повести временных лет».

В другом историческом источнике, «Хождение Богородицы по мукам», упоминается имя бога Хорса наряду с именами Велеса, Перуна и Трояна. О боге Хорсе говорится и в «Беседе трёх Святителей». В этом историческом трактате, архиепископ Василий Великий, называет славянского бога ангелом молний и Хорсом-жидовином. Сам термин «Хорс-жидовин», породило много суждений, согласно которому имя и образ божества был перенят от хазарского гарнизона, который был расположен в древнем Киеве. Хазарский Каганат в большинстве исповедовал иудаизм, отсюда и предположение почему Хорса посчитали жидом, то есть иудеем (евреем). В этом же трактате, вместе с жидом Хорсом, ангелом молний был назван и эллин Перун. Не стоит путать с греко-эллинами, просто раньше, в Древней Руси, так называли язычников, а для русских христианских священнослужителей все язычники и их боги, были одним и тем же. В данном трактате, согласно убеждению Вильо Мансикка, под Перуном подразумевался греческий Аполлон, а под Хорсом — Нахор, иудейский персонаж Ветхого Завета.

В «Слове о полку Игорее», рассказывается, что Всеслав Брячиславич, якобы обернувшись волком, проделал путь от самого Киева до Тмутаракани, за ночь, до того, как свой путь начал Хорс. Интерпретации и переводы данного отрывка из трактата весьма спорны и расходятся. Кто-то из исследователей предполагает, что в первоисточнике речь идёт о городе Херсоне, или Корсуне.

Упоминания о боге Хорсе можно встретить и в других источниках. Например, «О идолах Владимировых», «Слове некоего Христолюбца», «Память и похвала Владимиру» и многое другое.

Бог Хорс и как ему поклонялись.

Почитание и празднования богу Хорсу отмечались между зимним и весенним солнцестоянием. Это приходилось с 22 декабря, до 21 марта. Начало нового года в Древней Руси праздновалось именно 22 декабря. В это время, согласно преданию, рождалось новое, маленькое солнце — Хорс, который в первые дни зимы был слаб, и не имел достаточно сил, чтобы до конца созреть матушку землю. Но с наступлением каждого дня, сила Хорса росла, и злобная и холодная тьма отступала. Таким образом, согласно этой версии, Хорс был богом зимнего солнца. Это весьма спорное утверждение, так как в сети, можно встретить утверждения, якобы Хорс был олицетворением осеннего солнца, а зимнего Коляда.

Согласно некоторым убеждениям, день бога Хорса приходился на летнее солнцестояние. Двадцать второго июня, когда продолжительность дня составляет целых шестнадцать часов, силы солнца находятся в зените, но после день начинает убывать, и это символизирует то, что тьма набирает силу. Фундаментом этих суждений лежит вечное противостояние Скипера-Змея и бога Хорса. Если немного углубиться в историю, то можно обнаружить, что именно 22 июня, Наполеон, начал свою агрессию против России (эта война повлекла за собой перестановку сил во всём мире), и в 1941 году, 22 июня началась Великая Отечественная война. Довольно впечатляющие совпадения, не так ли?! В старину люди боялись приближения самой короткой ночи в году, потому, как иногда сияния бога Хорса было недостаточно, чтобы одолеть зло, и оно одерживало победу. Похоже в упомянутых выше исторических датах, зло одерживало победу. Если верить, данной теории, то в день летнего солнцестояния, когда люди прославляли бога Хорса, с горок к реке спускали горящие колёса, которые олицетворяли солнце. Водили хороводы, и пели песни вокруг костра. В требы богу Хорсу приносились круглые куличики.

Бог Хорс и его родословная.

Существует по меньшей мере две теории, о происхождении бога Хорса. Согласно первой теории, это божество являлось сыном Великого Рода, и приходилось братом богу Велесу. Вторая теория утверждает, что бог Хорс был рождён в союзе бога Ра и богини Волыни (Владычицы Океанской). Супругой для этого славянского бога, стала Заря-Зарница, богиня утренней зари. Она родила богу Хорсу двоих детей — сына Денницу (в народе поговаривали, что богиня Зарница зачала и понесла сына не от мужа своего, а от Месяца, с коим и бился бог Хорс) и дочь Радуницу. Радуница стала супругой бога зимнего солнца — Коляды, и родила она сына Радегаста, который приходится богу Хорсу внуком.

Символика бога Хорса.

Символом бога Хорса называют свастику Полосонь, которая представляет собой крест с загнутыми внутрь концами. Движение этого знака

происходит по часовой стрелке и символизирует постоянный круговорот жизни. Полосонь — это в первую очередь солнечное колесо, которое бог Хорс каждый день перекатывает по небу. Этот знак в старину служил мощнейшим оберегом. Свастику Полосонь вышивали на одеждах, наносили на орудия труда, на мебель, на посуду и даже на оружие. Полосонь выжигали, или рисовали на жилищах (обычно над порогом). Данный оберег призван был защищать носителей от пагубного влияния осквернённой среды, от разных болезней и хворей. Оберег Полосонь могли носить, как мужчины, так и женщины. По своей сути, этот оберег сочетал силы обоих начал.

В роли ещё одного символа бога Хорса выступает дерево клён. Оно является символом тёплого семейного очага, любви и взаимоуважения между членами семьи. Обереги изготовленные из клёна, способствовали уравновешиванию вспыльчивого нрава человека. В старину тем, кто находился под действием любовного и дурманящего зелья, под подушку клали листья, или маленькие ветки клёна, дабы успокоить разум человека.

Согласно некоторым утверждениям, у бога Хорса даже была своя руна — Эйваз (Ейвис). Это руна имеет весьма интересное значение. В первую очередь, Эйваз олицетворяет собой те препятствия, которые возникли на жизненном пути человека. Эта руна является сигналом того, что человек должен просить защиты и покровительства у богов. Эйваз — это руна терпения, настырности, понимания и перемен. Нужно помнить, что каждое испытание и преграда — это способ накопить жизненную и духовную мудрость.

Днём бога Хорса принято считать вторник. Его стихией является огонь (кто бы сомневался?!). Местом ночного пристанища богу Хорсу служит остров Радости, но с наступлением зари, бог покидает остров и отправляется странствовать по небосводу. Есть сведения, что бог Хорс мог принимать обличие священной птицы Алконост.