Кто есть верующий? По какому признаку можно отличить верующего человека от неверующего Определение верующего по библии

Одна из главных проблем любого социологического исследования религиозности - выявление ее критериев , т.е. показателей, фиксирующих религиозность отдельных личностей и позволяющих производить группировку по этому признаку, отделяя верующих от неверующих, а также устанавливать степень и уровень религиозности. Необходимо сказать, что данная проблема сложна, противоречива и является в настоящее время предметом дискуссии среди социологов. При этом подход к критериям религиозности в социологическом исследовании зависит в первую очередь от теоретических позиций социолога, здесь теория вплотную соприкасается с исследовательской практикой.

По мнению отечественных ученых-религиоведов, при определении критериев религиозности должны учитываться как субъективные, так и объективные признаки: содержание и уровень религиозного сознания (религиозные представления, настроения и чувства) и религиозное поведение индивидов.

Изучение религиозного сознания является областью совместного исследования социологии и психологии, которые рассматривают его как продукт определенной социальной структуры, как отражение объективных социальных отношений людей.

Социологическое изучение религиозности предполагает конкретные исследования религиозного сознания, представлений, верований, чувств, переживаний больших социальных групп людей. Оно должно учитывать и то, что характеристика религиозности, основанная исключительно на субъективно-психологических данных (опросах, самонаблюдении и т.п.) также страдает определенной неполнотой, неточностью и ограниченностью, как и изучение фактов религиозного поведения. Социологи отмечают, что при проведении исследований наблюдаются факты, свидетельствующие о существовании противоречий между субъективным осознанием себя верующим и реальным состоянием сознания и поведения данного человека .

Современной отечественной и зарубежной социологией религии накоплен значительный опыт изучения субъективных данных: мнений людей, их отношения к тем или иным событиям, социальных установок. При этом применяются процедуры опроса, включающие 1 2

анкетирование, интервью и иные методы. До сих пор предпринимаются попытки определить, например, уровень религиозности той или иной группы (общности), основываясь на обобщении данных о степени религиозности того или иного человека, опираясь исключительно на его мнение на этот счет. Однако данные самосвиде- тельствования, как это следует из исследовательской практики, не могут быть взяты за единственное основание характеристики религиозности, ибо они часто носят искаженный характер. Исследование религиозности должно проводиться комплексно и не может опираться исключительно на какой-либо один критерий. Исследовательский анализ должен основываться на нескольких критериях религиозности, взятых в единстве.

Заслуживает внимания разработка многомерной модели религиозности американских социологов Ч. Глока и Р. Старка . Они выделили пять основных измерений религиозности :

  • религиозный опыт;
  • религиозную веру;
  • культ;
  • знание религии;
  • влияние религиозных мотивов на поведение индивида (в том числе и вне религиозной сферы).

Под «религиозным опытом» в данном случае понимаются различные формы религиозных экстатических состояний, мистических переживаний, в которых индивид ощущает непосредственное присутствие Божественного, священного и свою связь с ним. В такой трактовке религиозный опыт по существу выступает как одно из проявлений религиозной веры.

Измерение религиозной веры отвечает на вопрос, в какие религиозные догматы верит опрашиваемый индивид. В качестве эмпирических индикаторов этого измерения выделяется ряд религиозных догматов в области иудео-христианской религиозной традиции (например, «Я верю в личного Бога», «Я верю в чудеса», «Я верю, что вера в Христа является необходимым условием моего спасения» и т.д.). Однако подобные индикаторы нельзя применить для верующих ряда других вероисповеданий, например, для последователей ислама, буддизма, нетрадиционных новых религиозных культов.

В ритуальном измерении учитываются многие формы культового поведения: посещение богослужений, участие в исповеди и причастии, индивидуальная молитва вне церкви. Сюда же авторы включают и ряд некультовых форм религиозного поведения (например, чтение Библии, финансовая поддержка религиозных организаций и т.д.). По сути данное измерение можно скорее назвать «поведенческим».

Следующее измерение - это измерение «религиозных знаний». Глок и Старк справедливо отмечают, что знание религиозных догматов и мифов далеко не означает веру в них. Так, религиоведы могут быть весьма знающими людьми в области теологии и религиозной мифологии, но не являться при этом людьми верующими, и, наоборот, существуют группы глубоко верующих людей, которые очень поверхностно знают священные книги (например, Библию, Коран), слабо разбираются в религиозной догматике.

Последнее измерение религиозности - влияние религиозной мотивации на поведение индивида в различных областях социальной жизни, в социальных взаимодействиях: в экономике, политике, в условиях военной службы, в семье, быту и т.п. Под религиозным мотивом понимается внутренний стимул действия, в качестве которого может выступать религиозная потребность, вера, идея, чувство («страх Божий», любовь к Богу, надежда на загробное воздаяние и т.д.). Данный мотив предполагает определенную цель, предписываемую вероучительными принципами. В отношении мотива к цели обнаруживается личностный смысл действия. Поэтому о мотиве можно судить по цели и смыслу этого действия. Религиозный мотив может выступать побудителем как религиозного, так и нерелигиозного поведения. Религиозная мотивация может действовать вместе с другими стимулами.

Здесь речь идет о чрезвычайно важном социологическом измерении религиозности, о том, насколько религиозная вера мотивирует социальное поведение того или иного индивида. Однако опера- ционализация именно этого измерения вызвала у авторов наибольшие затруднения. Поэтому при разработке программы социологического исследования очень важно выйти на реальные индикаторы религиозной мотивации поведения индивида.

Как нам представляется, одним из индикаторов религиозной мотивации поведения индивидов может служить их участие в основных религиозных обрядах. Например, в христианстве исполнение таинства крещения в детстве может служить индикатором степени религиозности родителей ребенка, венчание в той или иной степени свидетельствует о религиозной ориентации молодоженов и т.д. Еще одна группа индикаторов данного измерения религиозности индивида связана с выполнением им религиознонравственных предписаний своей религии, стремлением следовать им в социальном поведении. Например, отказ брать в руки ору 1

жие и проходить военную службу по призыву по религиозным мотивам, негативное отношение к абортам, отсутствие в социальном поведении таких «узаконенных» видов девиаций, как употребление алкоголя, табака, использование ненормативной лексики в общении и т.д. Как мы видим, эмпирические индикаторы данного измерения религиозности могут тесно переплетаться с индикаторами ее ритуального измерения.

Другая исследовательская проблема, связанная с этим направлением, вытекает из того, что социологу бывает трудно удостовериться в наличии данных индикаторов только с помощью какого-то одного, универсального социологического метода. Поэтому здесь требуется комплексный подход при выборе социологических методов исследования, использование самого широкого спектра исследовательских процедур (например, проективных социально-психологических тестов, конструирование специальных измерительных шкал и т.д.). На наш взгляд, именно в этом направлении лежит путь к объективному решению проблемы социологического исследования религиозности.

Необходимо отметить, что одной из сложных проблем, с которой столкнулись социологи при использовании исследовательской модели религиозности Глока и Старка, явилось соотношение выделенных ими измерений. Сами авторы считали, что все эти измерения независимы друг от друга. Последующие исследования были посвящены именно этой проблематике (особенно исследованиям эмпирических индикаторов внутри каждого из предложенных измерений религиозности). Так, американский социолог А. Нудельман, используя факторный анализ и измеряя корреляционные связи между отдельными индикаторами, заимствованными у Глока и Старка, пришел к выводу, что показатели религиозности можно свести к двум основным группам (факторам):

  • 1) «благочестие», куда Нудельман отнес измерения религиозной веры и религиозного опыта;
  • 2) «участие», которое включает измерения культовой активности и включенности в деятельность религиозной организации 1 .

Данные факторы, их соотношение на уровне исследований религиозности индивида во многом определяют, как показали исследования, две основные формы религиозности (внутреннюю, с преобладанием фактора «благочестия» и с преобладанием внешних форм религиозной активности - фактор «участие»).

Как показали дальнейшие исследования, модель религиозности, предложенная Глоком и Старком, в целом адекватно улавливает основные измерения религиозности и может быть использована как основа для дальнейших социологических исследований в этом направлении. Вместе с тем одной из основных проблем исследовательской практики по изучению религиозности является выявление уровня религиозной мотивации личности, поиск адекватных эмпирических индикаторов измерения религиозности.

В отечественных социологических исследованиях большинство специалистов пришли к единому мнению относительно необходимости системного исследования религиозного сознания и поведения. Поскольку религия включает в себя два основных компонента: религиозное сознание и религиозный культ, в качестве основных критериев религиозности выделяются два:

  • 1) содержание и уровень религиозного сознания индивидов (их религиозных представлений и эмоций);
  • 2) религиозное поведение (соблюдение обрядов, участие в деятельности религиозных организаций) 1 .

Главным признаком религиозного сознания большинство отечественных ученых считают веру в сверхъестественное. Не всякая вера есть вера религиозная. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения и т.д. Религиозная вера - это вера:

  • в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостази- рования (рай, ад, ангелы и т.д.);
  • в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействуя на них, и получения от них помощи;
  • в действительное совершение каких-то связанных с религией событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого события, в причастность к ним;
  • в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.;
  • в религиозные авторитеты - учителей, святых, пророков, харизматических личностей, церковных иерархов и т.д.

При этом социолог должен учитывать тот факт, что религиозный человек не применяет к сверхъестественному обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и иные сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут быть восприняты человеческими органами чувств, если они не примут «телесной», материальной оболочки, не предстанут перед людьми в «видимом», доступном чувственному созерцанию облике. Согласно христианскому вероучению, Христос был именно таким Богом, явившимся к людям в человеческом облике. Если же Бог или иная сверхъестественная сила пребывает в своем постоянном, трансцендентном мире, то, как уверяют ученые-теологи, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипотез к ним не применимы .

Несмотря на всю сложность и неоднозначность объектнопредметной базы исследований религиозности, ее первый критерий, связанный с религиозным сознанием, определяется в отечественной социологии как система трех основных показателей.

  • Содержание религиозной веры (выявляет содержание тех религиозных представлений и догматов, в которые верит индивид). Индивид, даже считающий себя религиозным, может верить далеко не во все религиозные догматы и мифы. При этом содержательный (контентный) анализ религиозных верований важен для определения степени религиозности индивида, отнесения его по этому признаку к той или иной типологической группе. Изучение содержания религиозных верований индивида необходимо и для определения степени его религиозной ортодоксальности, т.е. степени совпадения содержания его веры с вероучением той или иной конфессии.
  • Интенсивность религиозной веры. Здесь речь идет о том, насколько убежден верующий в истинности религиозных догматов и мифов, испытывает ли он сомнения в их истинности или воспринимает на веру все, что проповедуют служители культа и т.п. Интенсивность веры находит свое отражение и субъективно определяется прежде всего глубиной и яркостью религиозных чувств и переживаний, испытываемых индивидом. Она также реализуется в поведении индивида (частоте посещения богослужений, домашних молитв и т.д.). Поэтому исследователь может выявить интенсивность религиозной веры не только с помощью субъективных данных, полученных методами опроса или анализа публикаций личных документов (дневников, писем и т.д.), но и в ходе изучения поведения верующего, его взаимоотношений с другими людьми.
  • Степень информированности индивида о вероучении. Этот показатель не совпадает ни с содержанием его веры, ни с ее интенсивностью. Здесь необходимо обратить внимание на два существенных замечания: с одной стороны, знание религиозных догматов совсем не означает обязательно веры в них, с другой - слабая религиозная информированность может в отдельных случаях сочетаться с весьма интенсивной, фанатичной религиозной верой 1 .

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что общий критерий религиозности, характеризующий религиозное сознание, образует систему из трех взаимосвязанных, но несовпадающих показателей религиозности: содержания религиозной веры, интенсивности религиозной веры, степени религиозной информированности индивида.

В качестве составляющей второго общего критерия религиозности в отечественной социологии религии выделяют религиозное поведение индивида. Такое поведение может предполагать два вида действий.

  • 1. Участие в религиозных обрядах, или культовое поведение , которое легко фиксируется с помощью социологических методов (опросов, наблюдений). Данные о культовом поведении хорошо поддаются количественному анализу. Некоторые его формы, как уже отмечалось, могут служить индикаторами религиозной мотивации (например, уединенная молитва).
  • 2. Внекультовая религиозная деятельность. Речь идет прежде всего о различных формах участия в деятельности религиозных организаций: съездах, собраниях, работе по восстановлению храмов, чтении религиозной литературы, пропаганде религии в личном общении и через СМИ.

По мнению некоторых исследователей, к основным индикаторам религиозности могут быть отнесены следующие акты поведения: совершение молитвы, исповедь, пропаганда религиозного вероучения .

Однако этим перечнем не исчерпываются все критерии религиозности. Как уже говорилось, есть еще один ее критерий, который служит связующим звеном между религиозным сознанием и поведением. Для определения религиозности личности очень важно учитывать степень ее религиозной мотивации. Этот вопрос имеет существенное отношение и к определению характера религиозности.

В последние годы некоторые отечественные исследователи в эмпирических исследованиях религиозности используют собственные понятия и теоретические конструкты. Например, В. Чеснокова вместо широко употребляемого в социологии религии и прикладных социологических исследованиях понятия «религиозность» использует понятие «воцерковленность» человека, которое подразумевает его «обжитость» в Церкви, знание ее устава, обрядов, обычаев, повседневного ее бытия, ощущение себя в этой среде своим .

Итак, мы видим, что плюрализм самих подходов и определений религии ведет и к различным подходам социологов к выделению критериев религиозности, ее показателей и эмпирических индикаторов.

В разных социальных условиях, разных регионах и религиях соотношение между религиозным сознанием и религиозным поведением может существенно видоизменяться. Если для одних религий характерен культовый традиционализм (иудаизм), то для других - особая роль индивидуальной религиозности, переживаний (протестантизм), для третьих на первом плане - система норм, регулирующих поведение человека в социальной общности (ислам). Основываясь на общих теоретических принципах и установках, исследователь должен в каждом конкретном случае иметь свой инструментарий и разрабатывать специфическую типологию индивидов по отношению к религии. Однако во всех случаях он будет иметь дело с двумя важнейшими критериями религиозности: религиозным сознанием и религиозным поведением.

Одна из центральных задач социолога при проведении исследования будет заключаться в том, чтобы каждая типологическая схема, конкретизирующая особенности определенной структуры (типа) религиозности, выявляла специфическую связь, специфическое соотношение указанных двух критериев. Важнейшая методологическая проблема исследовательской практики - создание научно обоснованной типологии населения, отдельных социально-демографических групп в зависимости от их отношения к религии.

Основная цель социологического исследования религиозности - изучение ее взаимосвязи с конкретным социальным поведением индивида. Для этого необходимо найти адекватные характеристики религиозности, тесно связанные с интенсивностью и качеством социальной деятельности. Одним из наиболее надежных способов решения этой проблемы является разработка типологии личности

  • Угринович Д.М. Введение в религиоведение: 2-е изд. - М.: Мысль, 1985. - С. 139.
  • Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. - М.: МГУ,1972. - С. 110.
  • Чеснокова В. Воцерковленность. Феномен и способы изучения // Десять летсоциологических наблюдений. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение»,2003. - С. 112-114.
  • В России есть интересный закон, согласно которому защищаются чувства верующих. Формально это звучит так: "совершение публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих"

    Однако есть ли точное определение, кто такие «верующие»? В действительности нет. Кто угодно может назвать себя верующим и на этом основании «оскорбиться» чем угодно. Вначале их оскорбляют какие-то пляски, потом спектакли, книги, картины.

    Но корректно ли это вообще, а в особенности в рамках их религии? В данном случае хотелось бы обратить внимание на основной аспект. Россия - светское государство, и поэтому никто не обязан почитать или соблюдать «сакральность» или «каноны» неких культов, дабы не оскорбить их адептов. Для многих т.н. верующих другая вера или безверия – это оскорбление их чувств.

    Поэтому, чтобы уж точно определить верит человек или же нет, необходимо обратиться к «священной книге». В данном случае речь пойдет о библии, поскольку очевидно, что закон в основном связан в России с православием. Итак, согласно библии, для православных есть несколько элементарных тестов, пройдя которые они могут с легкостью сказать: мы верующие.

    Доказательства веры в бога можно получить после прохождения всего лишь 5 тестов.

    Тест № 1

    Любой верующий, согласно евангелию, может передвигать не только предметы, но и горы. Причем в буквальном смысле этого слова.

    "Истинно говорю вам: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: перейди отсюда туда", и она перейдет. И ничего невозможного не будет для вас." - (Матфея, 17:20)

    Надо помнить, что горчичное зерно – это, для примитивных племен, наименьшая мера из возможных. Т.е., для искренне верующего человека не составит труда силой мысли сдвинуть гору. Ну, поскольку гор не так много, как людей зовущих себя верующими, можно попросить их силой мысли сдвинуть, например, мешочек горчичных зерен. Это уж точно не составит труда для неистово верующего человека, а также докажет всему миру величие его веры.

    Тест № 2

    Верующий в бога, как говорит все то же евангелие, умеет разговариваться на любом языке, поскольку он распространяет это слово, в том числе среди непросвещенного люда.

    "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;" - Марка 16:16-17

    Так что для доказательства веры наши верующие должны написать хотя бы коротенькое предложение на каком-нибудь экзотическом языке. Например, на тайском. Ведь это, по идее, не должно составить труда для него.

    Тест № 3

    Оказывается, христианские верующие, подобно факирам, могут управлять змеями

    "будут брать змей" - Марка 16:18

    И, как ни странно, эта цитата как раз имеет реальные попытки. Например, некоторые протестанты (пятидесятники) в Америке практикуют подобные деяния. В прошлом году пастор Уолфорд проделывал подобный трюк. Однако его укусила гремучая змея, и он скончался в больнице. Возможно, это произошло постольку, поскольку он был не православной веры? Ведь всем известно, что только православие – это истинное учение Христа. Ведь не просто так чиновники из партии власти защищают верующих от оскорблений.

    Поэтому можно смело пробовать. Такое не составит труда для любого адепта истиной церкви. Тем более что, опять-таки, православие подтвердит свое доминирование над иными конфессиями.

    Тест № 4

    Истинно верующие люди не могут ощущать на себе воздействие яда.

    "и если что смертоносное выпьют, не повредит им" - Марка 16:18

    Тут все проверяется элементарно. Верующий может на выбор продемонстрировать величие Христа народу. К сожалению, до этого пятидесятники еще не доходили.

    Тест № 5

    И, наконец, последнее. Верующие христиане умеют исцелять больных простым прикосновением руки. Прямо как в библии!

    "возложат руки на больных, и они будут здоровы" - Марка 16:18

    Все просто, а главное безопасно. Просто приложите руку на больного, и он сразу выздоравливает. Прямо представляется зрелище, как какой-нибудь неистовый фанатик одним прикосновением излечит, например, рак.

    За сим можно закончить. И помните, что когда вам говорят, что вера не нуждается в доказательствах, вы всегда можете обвинить такого человека в богохульстве, поскольку в «книге книг» прямо указывается на то, что верующие могут доказать свою веру. Тем более что сказать «я верующий» может каждый, в том числе неверующий или «неправильно верующий».

    Поэтому, если человек заявляет, что он, будучи верующим, оскорблен определенными вещами, то попросите его доказать, что он действительно является верующим, а не обманщиком (подойдет любой тест). Ведь основание «мне не нравится» не достаточно для запрета, а веры, по закону, может хватить для такого основания.

    С лужа в церкви с 1981 года, моей задачей было наблюдать за жизнями тысяч верующих. В результате этого, я пришел к выводу, что есть верующие, которые считают себя таковыми, но в то же время разделяют мирские ценности. Однако эти мирские верующие немного отличаются от понятия «плотской христианин», которое подразумевает явные грехи плоти и эмоций (см. 1 Коринфянам 3:1-4). Из этих двух типов, мирской верующий, как и «мирское христианство» (понятие, кстати, противоречивое, и поэтому употребляется неверно), является более тонким понятием, потому что такой человек «приукрашен» духовностью и внешним спокойствием, но его фундамент зиждется на мирских ценностях.

    Ниже приведены 10 признаков мирского верующего:

    1. Вы принимаете важные решения, не узнав Божью волю.

    Многие верующие люди – атеисты на практике, потому что принимают важные решения, такие как брак, переезд на новое место, смена работы или церкви, не вопросив Господа, не посоветовавшись со служителями и не обратившись к Писанию.

    2. Вас больше заботит мнение других, чем Бога.

    В наш век «селфи», внешность, статус и популярность среди друзей порой имеют большее значение, чем понимание страха Господнего, который есть начало мудрости (Пр. 9:10). Если мы больше озабочены тем, что люди думают о нас, чем следование Божьими путями, мы мирские.

    3. Вы ведомы деньгами, а не Духом Святым.

    Всякий раз, когда вы ставите деньги выше Бога, вы поступаете по-мирски. Поэтому немало так называемых верующих много работают; после этого у них редко хватает времени для участия в своей церковной общине. Иисус сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:33).

    4. Вы посещаете церковные служения преимущественно для общения.

    Основная цель посещения служений для мирского верующего – это встреча с друзьями, в то время как библейские последователи Христа ставят за цель встретиться с Господом в контексте общения с другими верующими, и услышать, что Дух говорит церкви.

    5. Вы разделяете ценности массовой культуры.

    Мирские верующие исповедуют мирские ценности, когда дело доходит до знакомств, добрачного секса, манеры одеваться, музыки, речи и т.д. Это напоминает мне старую поговорку: «Если это выглядит как утка и крякает как утка, значит это и есть утка!» Если внутри вы разделяете систему ценностей этого мира, то у вас плотский образ мышления, а не духовный.

    6. Бог является лишь частью вашей жизни.

    Истинные последователи Христа не делают Бога просто частью жизни. Он и есть их жизнь! (Кол. 3:1-4).

    7. Ваш образ жизни не заключается в поиске Бога.

    Мирские верующие могут произносить короткие молитвы здесь и там, которые, как правило, нацелены для благословения их мирского образа жизни, но они не ищут Божьего лица в молитве с постоянством и не наполняют себя Писанием.

    8. Ваша жизнь не является свидетельством Евангелия для других.

    Мирские верующие не берут на себя бремя, чтобы приобретать других для Христа. Многие из них не привели к Богу ни одного человека за последние 5-10 лет! Причина в том, что они настолько сосредоточены на этом мире, что не имеют ощущения вечности. К сожалению, во многих случаях неспасенные родственники, друзья и сотрудники не видят разницы между такими верующими и неверующими.

    9. Вы не взращиваете учеников.

    Сегодня в Теле Христа есть люди, которые покаялись много лет назад, но не заинтересованы в том, чтобы взрастить хотя бы одного ученика. Если в настоящее время вы не наставляете кого-то и не помогаете ему становиться зрелым во Христе, то вы сознательно не подчиняетесь великому поручению, данному нам Иисусом (Матф. 28:19). Даже если вы имеете звание пастора или старшего служителя, это еще не означает, что вы взращиваете учеников.

    10. Вы не практикуете библейское управление финансами.

    Печально, что многие в Теле Христа не верят в то, что их деньги принадлежат Богу. Откуда мне это известно? По той причине, что они отдают десятину и пожертвования только тогда, когда им это удобно. Они живут так, словно сами отвечают за свою жизнь, деньги и благосостояние. Даже те, кто отдает десятину, должны понимать, что Бог претендует на владение 100% ваших денег, а не только на 10%. Если вы тратите деньги так, будто они ваши собственные, то вы не практикуете библейское управление финансами. Вы поступаете как мирской верующий, а не как истинный христианин.

    Автор — Джозеф Маттера / charismanews.com
    Перевод — Алина Рябошапка для

    Джозеф Маттера международно известный автор, футурист, толкователь культуры, теолог и активный деятель, чья миссия – оказывать влияние на лидеров, которые имеют влияние на страны. Он возглавляет несколько организаций, включая Коалицию Апостольских Лидеров в США (uscal.us). Также ведет блог под названием «Пульс» в журнале Charisma.

    Продолжаем цикл духовных бесед с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

    – Отче, мы все погрязли в осуждении… Что это за напасть?

    – В «Лествице» прп. Иоанн Синайский отожествляет осуждение с клеветой и практически ставит знак равенства между ними.

    – Почему так?

    – Есть такое выражение: «Каждый судит в меру своей испорченности». Когда мы даем оценку другому человеку, наше мнение, как правило, субъективно, потому что мы смотрим на ситуацию сквозь призму своих страстей. Мы вроде бы с «благими намерениями» осуждаем, но на самом деле клевещем. Преподобный советует стараться не отвлекаться на недостатки других людей, а больше себе внимать.

    В целом, если человек ведет правильную духовную жизнь, ему некогда заниматься грехами других людей, потому что у него самого работы непочатый край и нет времени и сил анализировать недостатки других.

    Когда человек не занят внутренним деланием, он замечает: Иван такой-то, Мария такая-то… Он всю свою энергию тратит на то, чтобы других пересуживать.

    – Получается, что осуждение – это показатель, верующий ли человек на самом деле или только номинально…

    – Действительно, именно наше отношение к другим людям выдает то, насколько мы верующие. Люди крепкой веры более склонны себя осуждать, потому что они все время заботятся о том, чтобы достойно предстать перед Богом, а если вера слабая, то они не себя, а других осуждают.
    К примеру, в теленовостях наблюдается сплошное осуждение: все плохие и все плохо.

    Неосуждение других не означает, что мы, христиане, елейные и никак не должны реагировать на происходящее вокруг нас зло. Следует лишь осознавать, что зло начинается в душе каждого из нас. Побеждая в себе даже самую маленькую страсть, мы наносим сокрушительный удар по мировому злу. Вот почему прп. Серафим учит: «Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи».

    Если один человек падает в грех, тогда и другие люди, которые слабее его, опускаются еще ниже, а когда он поднимается, то и окружающие тянутся за ним. Никого не осуждать научиться непросто. Этому можно научиться лишь по мере видения каждым человеком своих грехов.

    Золотое правило «Не судите, да не судимы будете».

    – Вот именно! Интересный факт: в русском языке клевета и ложь – синонимы. А в «Лествице» прп. Иоанна эти понятия различаются. Клевету преподобный отожествляет с осуждением, а ложь – это сознательное желание причинить вред и боль другому человеку. Если клевета и осуждение несут отпечаток неосознанного действия, человек при этом руководствуется «благими намерениями», то ложь – это крайняя степень нечестия, когда люди лгут осознанно.

    К сожалению, если посмотреть на мир глазами монаха, беспристрастно, то кругом сплошная ложь. Осознанная или неосознанная. Из нее, конечно же, хочется вырваться.

    Преподобные старцы говорят: если у вас хватает сил исполнять заповеди Божии в миру, среди всей его неправды – живите в миру, а если нет – уходите в монастырь.

    Исходя из собственного опыта, скажу: монашество – это желание вырваться из плена лжи.

    Беседовала Наталья Горошкова