Политическая и правовая мысль эпохи возрождения. Характеристика политической идеологии эпохи возрождения Характеристика политической идеологии эпохи возрождения и реформации

Политические и правовые учения в Западной Европе в период возрождения и реформации (14-16века).

Основные направления полит мысли и борьба между ними в период образования Русского централизованного гос-ва (14016 века). Стяжатели и не стяжатели, теория ʼʼМосква – 3й Римʼʼ.

Основная проблема в данный период (15й век) – проблема собственности. Церковь становится крупным собственником, возникает проблема отношения гос-ва к частной собственности церквей и монастырей. Права на движимое и недвижимое им-во возникли в связи с появлением направления ʼʼстяжатели и не стяжателиʼʼ. Стяжатели выступали за богатство, за накопление, они допускали реорганизацию церковной жизни, но не радикальную. Нестяжатели – реорганизация церковной структуры, секуляризацию церковных земель ʼʼвласть убеждает, церковь принуждаетʼʼ. Основатель нестяжания – Нил Сорский (1433 – 1508 годы жизни). Он был противником существующей монастырской орг-ции. Организовал на реке Соре собственный скип в болотистой местности, он был сторонником идеи первохристиан, естественного права. Каждому человеку присущи 8 страстей: чревообъедение, прелюбодеяние, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость и.. . человеку от природы эти страсти не присущи, они приобретены в об-ве, задача праведного человека – преодоление этих стяжательских пороков, лучшее место для этого – скип – первохристианская община.

1503 год – на церковном соборе Иван 3 принял попытку поддержать Нила Сорского, но идея развития и поддержки не получила.

Нил Сорский – полная автономия властей, церкви должна принадлежать только религиозная сфера. Она должна действовать только методами убеждения. Насилие непреемлемо даже в отношении еретиков. Ни церковь, ни гос-во не должны престледовать человека за идеи.

1490 год – церковный собор – Нил С не допустил наказаний еретикам. Саму смертную казнь за вероотступничество считал отступлением от самих церковных догматов. Поведение человека должно диктоваться его моральными принципами, а это возможно только при наличии свободной воли.

Вассиан Патрекеев (насильственно пострижен за антиправительственный заговор) – последователь НС. Был сторонником греческого учёного Эмфидокла, его учение относится к первоначальному стихийному материализму. В корне всœего лежит комбинация 4х стихий: земля, вода, воздух, огонь. Он считал, что мир сотворён не богом, а в базе – 4 стихии. Отсюда он делает вывод: он не считает Христа сыном Бога, а считает простым человеком, создавшим учение. Он выступает против существующих церквей, монастырей и пр., потому что об этом ничего не сказано в Евангелие. В 1509 году он был возвращён из ссылки, приближен в Василию 3, поскольку последнего привлекала идея секуляризации церковных земель. Но между ними произошл личный конфликт.

Феодосий Косой – холоп, принявший постриᴦ. Наиболее революционно трактовал идеи нестяжателœей. Отрицал божественность Христа͵ отвергал бессмертие души, отвергал церковную организацию, требовал уничтожить всœе виды эксплуатации в обществе. Выступал за полное соц освобождение человека. Считал, что нужно создать общую коллективную собственность. Его взгляды часто оценавают как первую русскую соц утопию.

Иосиф Володский – 1439 – 1515. С 20ти лет принял постриᴦ. Стяжатель. В 40 лет основал Волколамский монастырь. Его деятельность приходится на врем борьбы с монголо-татарами. В период Золотой Орды важно было сохранить веру. Церковь была заинтересована в объединœении гос-ва. К секуляризации церковных земель относился отрицательно. Стяжание или богатство монастыря- должно идти на милостыню и добрые дела. ʼʼСтяжание монастыря, нестяжание отдельного монахаʼʼ. ʼʼСимфония властейʼʼ - совмещение властей, идущих к одной цели (гос и церкви). Он был последовательным сторонником уг наказания еретиков. На соборе 1509 года победила его позиция, когда к еретикам назначили смертную казнь. Гос-во должно воздерживаться от покушения на церковную собственность, потому что церковная власть – опора княжеской. Говоря о статусе церкви в гос-ве, он определяет основные права церкви: наличие земельной собственности, движимого им-ва, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нужно для строительства храмов, их содержания, помощи нуждающимся. Обязанности церкви по отношению к гос-ву – поддержка законной власти, но если гос-во не заботится, то граждане могут оказать противодействие. власть должна носить наследственный хар-р.
Размещено на реф.рф
Уделяет большое внимание нравственному облику правителя: ʼʼправитель, предпочтённый от Бога, но по естеству равен всœем людямʼʼ. В случае если божественный хар-р власти нарушается, то возможно сопротивление власти. Различия между гос и божественными законами – почти не делает, потому что их общий источник – э то божественная воля. Между гос и божественными законами проводится различие, но всœе законы должны приниматься на базе божественных книᴦ. Иногда стяжателœей называют ʼʼИосифлянеʼʼ. Володский допускает критику гос-ва, он допускает сопротивление, чётко определяет точки взаимодействия церкви и гос-ва.

Теория ʼʼМосква – 3й Римʼʼ - монах Псково-Елизарова монастыря Пилахей. Стала официальной идеологией гос-ва. К этому времени (15 век) произошло падение Константинополя, к 16му веку Россия избавилась от Золотой Орды. Появляется тезис о церкви и гос-ве, как о едином целом. Москва становится преемницей Византии, новым христианским центром. ʼʼПоскольку всœе христианские царства попраны от неверных и произошло это в осуществлении древних пророчеств. 2 Рима пало, 3й стоит, 4му – не быватьʼʼ. К 17му веку исчезают положения, создавшие эту теорию.

Иван Семёнович Пересветов – при Земском соборе 1549 года (первый собор). Относительно его личности - ничего точно не установлено. ʼʼСказание о Магамет Султане и царе Константинœеʼʼ - под этими именами угадываются правители Османской империи и византийский царь. Одна из его идей – соотношение веры и правды в гос-ве. Основной его метод – аллегория с ассациативными параллелями. Сравнивает 2 гос-ва – победителœей (турки-османы) и побеждённые (византийская империя). Анализирую причины проигрыша, он приводит в пример российские жизненные реалии. Основной негативной силой в русском об-ве он считает боярское правление. Он считал, что такой институт боярского правления, как система наместничествам (бояре- судьи. Правители, полицейские и пр.) - ϶ᴛᴏ беззаконие. Беззаконие опасно не только для подданных, но и для царской власти, ибо само царёво имя обесценивается. Искоренение этих недостатков он видит в сильной центральной власти. Наряду с султаном существует совет, который он считает обязательным атрибутом любой законной власти. В состав совета входят всœе уважаемые люди. Наибольшее внимание он уделяет судебной системе, критике беззакония. Касательно неправедности суда – лжесвидетельство, лжеприсяга, рассмотрение заведомо ложных дел и пр.это так же когда боярские власти не опираясь на закон чинят обиды, потому что у них есть возможность действовать в обход закона. Говоря о сочетании справедливости, правды и веры в Бога он говорит: Бог любит не веру, а правду. Для подтверждения этого он ссылается на новый Завет, ʼʼзакон верой не уничтожается, а утверждаетсяʼʼ. Праведное поведение – повиновение закону всœех людей. Бездеятельная вера богу не нужна. Вера без дел мертва, её нужно реализовывать в системе праведных дел. В случае если вера – мёртвый груз, то и правда – мёртвый груз. Наличие и веры и справедливости по мнению Пересветова приводит к тому, что в таком гос-ве Бог прибывает и помощь свою подаёт. При этом, есть примеры расщепления веры и правды, что приводит к тому, что ʼʼЦарственный град был отмечен беяниями беззаконными, междоусобными бранями и в связи с этим был лишён божественного покровительства и в 15 в произошло его падлениеʼʼ. Праведный суд – оснвоа праведной жизни гос-ва. Требования к суду: он должен быть отделён от администрациями, для этого нужно назначать судей верховной властью, жалование назначать из казны, судебные пошлины должны идти в гос казну и должен сущесвтовать гос надзор за деятельностью судей. В 1555 году Иваном 4 система кормления была отменена, но суд от администрации не был отделён. Судебные функции продолжали принадлежать всœем чиновникам в гос-ве.

1) Общая характеристика полит идеологии возрождения

2) Учение Николы Макиавелли

3) Политико-правовые идеи Реформации

4) Учения Жана Бодена

5) Политико-правовая идеология утопического социализма.

К этому времени практически сложились современные границы.

Италия становится родиной возрождения. Она к этому периоду достигла наивысших высот в культуре и науке. Первоначально возрождение понималось как ʼʼвозрождение, возобновление духовной и культурной жизни идей античности, утраченных в эпоху средневековьяʼʼ. Сейчас - ϶ᴛᴏ комплекс существенных ист, культурных перемен, как развитие капитализма, возвышение буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, кризис католич церкви, формирование антисхоластического типа мышления, формирование гуманистической системы мировоззрения. Основная идея – гуманизм, интерес к личности. Признание самоценности, самодостаточности личности.

Первоначально учения эпохи возрождения были обличены в религиозную форму. Активно использовались идеи античности, но уже в новой трактовке – идея права и его видов и пр.

Судьба человека должна определяться не его происхождением, а его личными качествами. Происхождение гос-ва зачастую объясняется теорией общественного договора. В эпоху Возрождения постепенно начинает формироваться концепция закона и законности. Закон – как обязательный атрибут правильно устроенного гос-ва.

Одним из крупнейших представителœей эпохи возр – Никола Макиавелли – 1469 – 1527 ᴦ.ᴦ. фактический основатель буржуазной науки. Занимал пост совета десяти в качестве секретаря, в связи с этим он посœетил многие гос-ва благодаря чему приобрёл обширный опыт полит жизни. Когда была установлена тирания Медичи, он был брошен в тюрьмы и только знакомство с папой Римским спасло его, он был направлен в своё поместье, где вынужденное безделье заставило его сесть за стол, обобщить весь опыт. Он написал 3 основные работы – ʼʼгосударьʼʼ - 1512 год, ʼʼрассуждения о первой декаде Тита Ливияʼʼ – 1513-1516 год, ʼʼистория Флоренцииʼʼ – 1520 – 1525 годы. Трактовка природу гос-ва у него светская. Он рассуждает как реалист, как политик. Ни воля Бога, а соотношение полит сил в гос-ве предопределяют полит развитие гос-ва. Гос-во он именует термином ʼʼстатоʼʼ - род, положение, профессия.

Для анализа природы гос-ва он отталкивается он многих исторических фактов. Он идёт по пути сравнительного анализа многих гос-в Зап Европы, что дало право последующему поколению назвать его Ньютоном учения о гос-ве и праве. 5 базовых сил, опр-х сущность гос-ва: природа, небо, фортуна, сам человек и Боᴦ. Судьба (Фортуна) всœесильна, где ей не служат препятствием доблести человека. Фортуна отчасти определяет некоторые формы жизни людей, однако именно человеч таланты определяют судьбу. Говоря о влиянии религии, он говори, что религия хоть и возникает по воли неба, но она всё же формируется людьми. Он оценивает религию как идеологию. ʼʼХристианство воспитывает у народа смирение, формирует силу духа, язычество воспитывает силу телаʼʼ. Повторяя теорию круговорота фп, он перечисляет уже знакомые фп: он говорит о знакомых шести фп, но даёт своё объяснение круговороту фп.

1. Народ стремится не быть притеснённым

2. Аристократия стремится народ притеснить

Результат – в гос-ве преобладает одно из двух, по мнению Макиавелли. Верховная власть должна быть вручена государю или народам или аристократами исходя из того, кто воспользуется случаем для её водворения. Вражда между народом и аристократией носит личный характер.
Размещено на реф.рф
Поскольку народ стремится жить по законам, а аристократия стремится им повелœевать, в связи с этим согласие между ними не возможно. Макиавелли считает, что лучшая фп для Италии - ϶ᴛᴏ умеренная республика, чтобы эта фп стала реальностью нужно равновесие базовых соперничающих полит партий. Создаётся такая система учреждений и контроля. Экономическое выравнивание, по его мнению, легче закрепить в условиях республики. Там же, где экономическое неравенство велико, там место для монархии. Придя к власти нужно создать опору из новой знати. В правильно построенном гос-ве народ не должен быть сильно угнетён, правитель должен пользоваться поддержкой, ʼʼнарод составляет большинство и хочет немногогоʼʼ. Правителю не следует рассчитывать на больших людей, поскольку их монарх не удовлетворит их аппетиты, часть их будет недовольна.

Наиболее устойчивой считается смешанная фп, состоящая из монархии, аристократии. демократии\народной фп. Каждая из этих форм будет сдерживать другие фп. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для второго этапа развития страны, объединённой Италии, это – лучшая фп.

Проблема полит раздробленности Италии. Многие республики не смоги создать прочный полит строй, отсюда истоки его полит идеи – для создания централизованного единого гос-ва нужна диктатура правителя (сильная, централизованная власть). Единовластные гос-ва бывают смешанными, то есть, состоящие из унаследованной (уже имеющейся) территории и присоединённой тер-рии других гос-в. Государь должен идти по пути присоединœения этих новых территорий, что требует от правителя особых качеств, специальных знаний. ʼʼЗахватить проще, чем удержатьʼʼ. Успех объединœения часто зависит от сходства культур.

1. Уничтожить род прежнего правителя

Принципы объединœения страны:

1. Принадлежность к одной культуре

2. Достижение полного единовластия путём уничтожения суверенных правителœей.

Важна организация власти на новых тер-риях. 2 варианта развития власти:

1. Правление в окружении назначенных правителœем слуг (к примеру, Турция)

2. Правление в окружении представителœей других родов.

ʼʼТурцию трудно завоевать, но просто управлять. Франция – наоборот. Потому что гос-ва не знавшие свободы, которые традиционно управляются единым правителœем - ϶ᴛᴏ материал, пригодный для управления. Гос-ва же, где народ знал свободу, - это материал мало пригодный для управления. По этой причине республика хороша как результат, а не как условие объединœенияʼʼ. Во всœех случаях важна и личность правителя, который должен обладать доблестью. Лучше, кто посредством её и приобрёл власть. Государю нужно обладать многими положительными кач-вами, но при конфликте между моралью и благом гос-ва, преимущество всœегда имеет последнее. ʼʼВ душе он всœегда должен быть готов переменить направление, в случае если события примут иной оборот или в другую сторону задует ветер фортуныʼʼ. По возможности не удаляться от добра, но при нужнобности не гнушаться и зла. Общее благо ценнее морали.

Поскольку нужно создавать в Италии новую культуру, то нужно прибегать к силе. По этой причине государь должен позаботиться об армии – национальной, преданной государю. Государь должен насильно объединить феодалов.

Советы правителю:

Политик должен придерживаться принципу твёрдой власти. Правитель должен использовать любые средства, даже жестокость для достижения цели. ʼʼЧеловек, желающий во всœех отношениях быть чистым и честным неизбежно должен рано или поздно погибнуть среди нечестного большинстваʼʼ.

Правила управления гос-вом:

1. Наличие хорошего войска. Оно должно быть собственное, не наёмной ʼʼкто пренебрегает хорошим войском, рискует остаться без властиʼʼ

2. Наличие хороших законов

3. Князь должен видеть действительный порядок вещей, а не воображаемый.

4. Князь должен быть скуп скорее, нежели щедр, ибо щедрость обращается в тяжесть для народа, скупость обогащает казну.

5. Князь должен стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели любили. Любовь непостоянна, она уступает место другим влечениям и люди чаще оскорбляют того, кого любят, нежели того, кого боятся.

6. Самое страшное для правителя - ϶ᴛᴏ ненависть в гос-ве. 2 фактора: любовь к чужой собственности и любовь к чужим жёнами – причины ненависти.

7. Князь должен быть и человеком и зверем. У зверей должен заимствовать качества льва и лисицы, ибо лев беспомощен против сетей, а лисица беспомощна против волков. Необходимо быть лисой, чтобы рассмотреть западню, а львом, чтобы устрашать волков.

Хорошо ли правителю быть жестоким? Нет, но об-ва вынуждают его к этому, ведь расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, что тот, кто отвергает действительное ради желаемого, действует скорее во вред себе, так как стараясь исповедовать добро во всœех случаях жизни он погибнет от людей, чуждых добру.

Правильный выбор окружения – признак ума правителя. Его должны окружать люди, не боящиеся сказать правду в глаза правителю.

Многие представители католической церкви и представители полит власти осудили Макиавелли за его образ тирана-правителя. Макиавелли обвинял катол церковь в том, что она не способствует объединœению Италии, вмешиваясь и натравливая одного правителя на другого.

Цезарь Борджиа – мстительный, коварный, ʼʼкоторый из разорённых всœех им правителœей умертвил всœех, до кого смог добратьсяʼʼ. Описывая его деяния, Макиавелли не смог найти ничего, в чём он мог бы обвинить бы его, потому что всё было сделано с целью объединœения гос-ва. Борджиа, по мнению М. , был блестящий политик, чьи действия вели к объединœению Италии.

Объединœение всœех гос-в Европы шло путём применения силы. С 16 века термин ʼʼмакеавиллизмʼʼ означает, что для достижения цели в политике используются всœе средства. Это – отражение полит реальности.

Общая характеристика полит идеологии возрождения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общая характеристика полит идеологии возрождения" 2017, 2018.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV-XVI ВЕКОВ)

К XV в. Западная Европа достигла экономического расцвета, главным образом благодаря Великим географическим открытиям и создала прекрасные условия для интеллектуального расцвета – эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это революция в сознании западного общества, веками находившегося под духовным гнетом католической церкви. Борец за национальное освобождение Италии Джузеппе Мадзини (1805–1872) заметил, что "великие революции – это, скорее, дело принципов, чем штыков. Их совершают, прежде всего, в моральной и лишь потом в материальной сфере". Католическому мировоззрению, которое проповедовало отрешение от земных радостей, предопределенность и неизменность существующего порядка свыше, устремленность сознания к потусторонним, внеземным идеалам, эпоха Возрождения противопоставляет веру в могущество разума и опыта, в творческие силы человека.

Особенности политико-правовой идеологии эпохи Возрождения

Схоластическая религиозная традиция, состоящая в изучении окружающего мира сквозь призму текстов Библии, постановлений соборов и сочинений отцов Церкви, сменилась светской традицией, в центре которой находились человек, его отношения с другими людьми, стремления и желания человека. Это направление общественной мысли, развивавшееся учеными, философами, политиками, деятелями искусства, получило название "гуманизм". Гуманизм стал основой мышления новой эпохи. Изучение человека, его морали, психологии осуществлялось на основе наблюдения, опыта, рационалистических оценок и обобщений.

Истоки рационализма деятели эпохи Возрождения черпали в идеалах античности. Гуманизм был органично связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности. Философия гуманизма выражала интересы зарождавшейся буржуазии, стремившейся создать новую идеологию, в которой нашли бы отражение ее политические притязания. Культура Возрождения была доступна немногочисленному слою образованных людей, которые настороженно, с недоверием относились к массовым протестным движениям, включая и реформационные.

Это в значительной мере обусловило специфику развития политико-правовых учений периода Возрождения.

  • 1. Наиболее примечательной особенностью политико-правового развития данной эпохи является завершение становления политики в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности, что выражается в окончательном отделении политики от морали, интереса общества от интереса его отдельных граждан. Политика рассматривается не как творение Бога, а как отношения между людьми по поводу власти. Наиболее важной проблемой светской политической теории является проблема человека, его взаимоотношения с государством.
  • 2. На смену теологическому мировоззрению, в котором государство и право – результат Божественного Промысла, приходит юридическое мировоззрение, согласно которому все общественные отношения основаны на формальном праве, т.е. равенстве всех перед законом, на непосредственной связи власти и государства с идеей права и закона. Политические учения эпохи Возрождения положили начало европейской политической традиции, в основу которой легли концепции естественного права и общественного договора. Их исходным пунктом являлась уже полная свобода человеческого индивида в его поступках, а значит, и ответственность за их последствия.
  • 3. Общественные отношения с тех пор принимаются двояко: как юридические (политические) и этические (моральные), в зависимости от того, по собственной или не по собственной воле вступают в них граждане. Отсюда и концепции прав человека, гражданского общества и правового государства, вставшие на повестку дня в политической мысли Нового времени.

Все эти достижения в развитии политико-правовой идеологии оказались возможными благодаря работам Никколо Макиавелли.

Политические и правовые учения в Западной Европе в период возрождения и реформации (14-16века).

Основные направления полит мысли и борьба между ними в период образования Русского централизованного гос-ва (14016 века). Стяжатели и не стяжатели, теория «Москва – 3й Рим».

Основная проблема в этот период (15й век) – проблема собственности. Церковь становится крупным собственником, возникает проблема отношения гос-ва к частной собственности церквей и монастырей. Права на движимое и недвижимое им-во возникли в связи с появлением направления «стяжатели и не стяжатели». Стяжатели выступали за богатство, за накопление, они допускали реорганизацию церковной жизни, но не радикальную. Нестяжатели – реорганизация церковной структуры, секуляризацию церковных земель «власть убеждает, церковь принуждает». Основатель нестяжания – Нил Сорский (1433 – 1508 годы жизни). Он был противником существующей монастырской орг-ции. Организовал на реке Соре собственный скип в болотистой местности, он был сторонником идеи первохристиан, естественного права. Каждому человеку присущи 8 страстей: чревообъедение, прелюбодеяние, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость и.. . человеку от природы эти страсти не присущи, они приобретены в об-ве, задача праведного человека – преодоление этих стяжательских пороков, лучшее место для этого – скип – первохристианская община.

1503 год – на церковном соборе Иван 3 принял попытку поддержать Нила Сорского, но идея развития и поддержки не получила.

Нил Сорский – полная автономия властей, церкви должна принадлежать только религиозная сфера. Она должна действовать только методами убеждения. Насилие непреемлемо даже в отношении еретиков. Ни церковь, ни гос-во не должны престледовать человека за идеи.

1490 год – церковный собор – Нил С не допустил наказаний еретикам. Саму смертную казнь за вероотступничество считал отступлением от самих церковных догматов. Поведение человека должно диктоваться его моральными принципами, а это возможно только при наличии свободной воли.

Вассиан Патрекеев (насильственно пострижен за антиправительственный заговор) – последователь НС. Был сторонником греческого учёного Эмфидокла, его учение относится к первоначальному стихийному материализму. В основе всего лежит комбинация 4х стихий: земля, вода, воздух, огонь. Он считал, что мир сотворён не богом, а в основе – 4 стихии. Отсюда он делает вывод: он не считает Христа сыном Бога, а считает простым человеком, создавшим учение. Он выступает против существующих церквей, монастырей и пр., потому что об этом ничего не сказано в Евангелие. В 1509 году он был возвращён из ссылки, приближен в Василию 3, поскольку последнего привлекала идея секуляризации церковных земель. Но между ними произошл личный конфликт.


Феодосий Косой – холоп, принявший постриг. Наиболее революционно трактовал идеи нестяжателей. Отрицал божественность Христа, отвергал бессмертие души, отвергал церковную организацию, требовал уничтожить все виды эксплуатации в обществе. Выступал за полное соц освобождение человека. Считал, что нужно создать общую коллективную собственность. Его взгляды часто оценавают как первую русскую соц утопию.

Иосиф Володский – 1439 – 1515. С 20ти лет принял постриг. Стяжатель. В 40 лет основал Волколамский монастырь. Его деятельность приходится на врем борьбы с монголо-татарами. В период Золотой Орды важно было сохранить веру. Церковь была заинтересована в объединении гос-ва. К секуляризации церковных земель относился отрицательно. Стяжание или богатство монастыря- должно идти на милостыню и добрые дела. «Стяжание монастыря, нестяжание отдельного монаха». «Симфония властей» - совмещение властей, идущих к одной цели (гос и церкви). Он был последовательным сторонником уг наказания еретиков. На соборе 1509 года победила его позиция, когда к еретикам назначили смертную казнь. Гос-во должно воздерживаться от покушения на церковную собственность, потому что церковная власть – опора княжеской. Говоря о статусе церкви в гос-ве, он определяет основные права церкви: наличие земельной собственности, движимого им-ва, которое нужно для строительства храмов, их содержания, помощи нуждающимся. Обязанности церкви по отношению к гос-ву – поддержка законной власти, но если гос-во не заботится, то граждане могут оказать противодействие. власть должна носить наследственный хар-р. Уделяет большое внимание нравственному облику правителя: «правитель, предпочтённый от Бога, но по естеству равен всем людям». Если божественный хар-р власти нарушается, то возможно сопротивление власти. Различия между гос и божественными законами – почти не делает, потому что их общий источник – э то божественная воля. Между гос и божественными законами проводится различие, но все законы должны приниматься на основе божественных книг. Иногда стяжателей называют «Иосифляне». Володский допускает критику гос-ва, он допускает сопротивление, чётко определяет точки взаимодействия церкви и гос-ва.

Теория «Москва – 3й Рим» - монах Псково-Елизарова монастыря Пилахей. Стала официальной идеологией гос-ва. К этому времени (15 век) произошло падение Константинополя, к 16му веку Россия избавилась от Золотой Орды. Появляется тезис о церкви и гос-ве, как о едином целом. Москва становится преемницей Византии, новым христианским центром. «Поскольку все христианские царства попраны от неверных и произошло это в осуществлении древних пророчеств. 2 Рима пало, 3й стоит, 4му – не бывать». К 17му веку исчезают положения, создавшие эту теорию.

Иван Семёнович Пересветов – при Земском соборе 1549 года (первый собор). Относительно его личности - ничего точно не установлено. «Сказание о Магамет Султане и царе Константине» - под этими именами угадываются правители Османской империи и византийский царь. Одна из его идей – соотношение веры и правды в гос-ве. Основной его метод – аллегория с ассациативными параллелями. Сравнивает 2 гос-ва – победителей (турки-османы) и побеждённые (византийская империя). Анализирую причины проигрыша, он приводит в пример российские жизненные реалии. Основной негативной силой в русском об-ве он считает боярское правление. Он считал, что такой институт боярского правления, как система наместничествам (бояре- судьи. Правители, полицейские и пр.) – это беззаконие. Беззаконие опасно не только для подданных, но и для царской власти, ибо само царёво имя обесценивается. Искоренение этих недостатков он видит в сильной центральной власти. Наряду с султаном существует совет, который он считает обязательным атрибутом любой законной власти. В состав совета входят все уважаемые люди. Наибольшее внимание он уделяет судебной системе, критике беззакония. Касательно неправедности суда – лжесвидетельство, лжеприсяга, рассмотрение заведомо ложных дел и пр.это так же когда боярские власти не опираясь на закон чинят обиды, потому что у них есть возможность действовать в обход закона. Говоря о сочетании справедливости, правды и веры в Бога он говорит: Бог любит не веру, а правду. Для подтверждения этого он ссылается на новый Завет, «закон верой не уничтожается, а утверждается». Праведное поведение – повиновение закону всех людей. Бездеятельная вера богу не нужна. Вера без дел мертва, её нужно реализовывать в системе праведных дел. Если вера – мёртвый груз, то и правда – мёртвый груз. Наличие и веры и справедливости по мнению Пересветова приводит к тому, что в таком гос-ве Бог прибывает и помощь свою подаёт. Однако, есть примеры расщепления веры и правды, что приводит к тому, что «Царственный град был отмечен беяниями беззаконными, междоусобными бранями и поэтому был лишён божественного покровительства и в 15 в произошло его падление». Праведный суд – оснвоа праведной жизни гос-ва. Требования к суду: он должен быть отделён от администрациями, для этого нужно назначать судей верховной властью, жалование назначать из казны, судебные пошлины должны идти в гос казну и должен сущесвтовать гос надзор за деятельностью судей. В 1555 году Иваном 4 система кормления была отменена, но суд от администрации не был отделён. Судебные функции продолжали принадлежать всем чиновникам в гос-ве.

1) Общая характеристика полит идеологии возрождения

2) Учение Николы Макиавелли

3) Политико-правовые идеи Реформации

4) Учения Жана Бодена

5) Политико-правовая идеология утопического социализма.

К этому времени практически сложились современные границы.

Италия становится родиной возрождения. Она к этому периоду достигла наивысших высот в культуре и науке. Первоначально возрождение понималось как «возрождение, возобновление духовной и культурной жизни идей античности, утраченных в эпоху средневековья». Сейчас – это комплекс существенных ист, культурных перемен, как развитие капитализма, возвышение буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, кризис католич церкви, формирование антисхоластического типа мышления, формирование гуманистической системы мировоззрения. Основная идея – гуманизм, интерес к личности. Признание самоценности, самодостаточности личности.

Первоначально учения эпохи возрождения были обличены в религиозную форму. Активно использовались идеи античности, но уже в новой трактовке – идея права и его видов и пр.

Судьба человека должна определяться не его происхождением, а его личными качествами. Происхождение гос-ва зачастую объясняется теорией общественного договора. В эпоху Возрождения постепенно начинает формироваться концепция закона и законности. Закон – как обязательный атрибут правильно устроенного гос-ва.

Одним из крупнейших представителей эпохи возр – Никола Макиавелли – 1469 – 1527 г.г. фактический основатель буржуазной науки. Занимал пост совета десяти в качестве секретаря, поэтому он посетил многие гос-ва в результате чего приобрёл обширный опыт полит жизни. Когда была установлена тирания Медичи, он был брошен в тюрьмы и только знакомство с папой Римским спасло его, он был направлен в своё поместье, где вынужденное безделье заставило его сесть за стол, обобщить весь опыт. Он написал 3 основные работы – «государь» - 1512 год, «рассуждения о первой декаде Тита Ливия» – 1513-1516 год, «история Флоренции» – 1520 – 1525 годы. Трактовка природу гос-ва у него светская. Он рассуждает как реалист, как политик. Ни воля Бога, а соотношение полит сил в гос-ве предопределяют полит развитие гос-ва. Гос-во он именует термином «стато» - род, положение, профессия.

Для анализа природы гос-ва он отталкивается он многих исторических фактов. Он идёт по пути сравнительного анализа многих гос-в Зап Европы, что дало право последующему поколению назвать его Ньютоном учения о гос-ве и праве. 5 основных сил, опр-х сущность гос-ва: природа, небо, фортуна, сам человек и Бог. Судьба (Фортуна) всесильна, где ей не служат препятствием доблести человека. Фортуна отчасти определяет некоторые формы жизни людей, однако именно человеч таланты определяют судьбу. Говоря о влиянии религии, он говори, что религия хоть и возникает по воли неба, но она всё же формируется людьми. Он оценивает религию как идеологию. «Христианство воспитывает у народа смирение, формирует силу духа, язычество воспитывает силу тела». Повторяя теорию круговорота фп, он перечисляет уже знакомые фп: он говорит о знакомых шести фп, но даёт своё объяснение круговороту фп.

1. Народ стремится не быть притеснённым

2. Аристократия стремится народ притеснить

Результат – в гос-ве преобладает одно из двух, по мнению Макиавелли. Верховная власть может быть вручена государю или народам или аристократами в зависимости от того, кто воспользуется случаем для её водворения. Вражда между народом и аристократией носит личный характер. Поскольку народ стремится жить по законам, а аристократия стремится им повелевать, поэтому согласие между ними не возможно. Макиавелли считает, что лучшая фп для Италии – это умеренная республика, чтобы эта фп стала реальностью нужно равновесие основных соперничающих полит партий. Создаётся такая система учреждений и контроля. Экономическое выравнивание, по его мнению, легче закрепить в условиях республики. Там же, где экономическое неравенство велико, там место для монархии. Придя к власти нужно создать опору из новой знати. В правильно построенном гос-ве народ не должен быть сильно угнетён, правитель должен пользоваться поддержкой, «народ составляет большинство и хочет немногого». Правителю не следует рассчитывать на больших людей, поскольку их монарх не удовлетворит их аппетиты, часть их будет недовольна.

Наиболее устойчивой считается смешанная фп, состоящая из монархии, аристократии. демократии\народной фп. Каждая из этих форм будет сдерживать другие фп. Таким образом, для второго этапа развития страны, объединённой Италии, это – лучшая фп.

Проблема полит раздробленности Италии. Многие республики не смоги создать прочный полит строй, отсюда истоки его полит идеи – для создания централизованного единого гос-ва нужна диктатура правителя (сильная, централизованная власть). Единовластные гос-ва могут быть смешанными, то есть, состоящие из унаследованной (уже имеющейся) территории и присоединённой тер-рии других гос-в. Государь должен идти по пути присоединения этих новых территорий, что требует от правителя особых качеств, специальных знаний. «Захватить проще, чем удержать». Успех объединения часто зависит от сходства культур.

1. Уничтожить род прежнего правителя

Принципы объединения страны:

1. Принадлежность к одной культуре

2. Достижение полного единовластия путём уничтожения суверенных правителей.

Важна организация власти на новых тер-риях. 2 варианта развития власти:

1. Правление в окружении назначенных правителем слуг (например, Турция)

2. Правление в окружении представителей других родов.

«Турцию трудно завоевать, но просто управлять. Франция – наоборот. Потому что гос-ва не знавшие свободы, которые традиционно управляются единым правителем – это материал, пригодный для управления. Гос-ва же, где народ знал свободу, - это материал мало пригодный для управления. Поэтому республика хороша как результат, а не как условие объединения». Во всех случаях важна и личность правителя, который должен обладать доблестью. Лучше, кто посредством её и приобрёл власть. Государю нужно обладать многими положительными кач-вами, но при конфликте между моралью и благом гос-ва, преимущество всегда имеет последнее. «В душе он всегда должен быть готов переменить направление, если события примут иной оборот или в другую сторону задует ветер фортуны». По возможности не удаляться от добра, но при надобности не гнушаться и зла. Общее благо ценнее морали.

Поскольку нужно создавать в Италии новую культуру, то нужно прибегать к силе. Поэтому государь должен позаботиться об армии – национальной, преданной государю. Государь должен насильно объединить феодалов.

Советы правителю:

Политик должен придерживаться принципу твёрдой власти. Правитель должен использовать любые средства, даже жестокость для достижения цели. «Человек, желающий во всех отношениях быть чистым и честным неизбежно должен рано или поздно погибнуть среди нечестного большинства».

Правила управления гос-вом:

1. Наличие хорошего войска. Оно должно быть собственное, не наёмной «кто пренебрегает хорошим войском, рискует остаться без власти»

2. Наличие хороших законов

3. Князь должен видеть действительный порядок вещей, а не воображаемый.

4. Князь должен быть скуп скорее, нежели щедр, ибо щедрость обращается в тяжесть для народа, скупость обогащает казну.

5. Князь должен стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели любили. Любовь непостоянна, она уступает место другим влечениям и люди чаще оскорбляют того, кого любят, нежели того, кого боятся.

6. Самое страшное для правителя – это ненависть в гос-ве. 2 фактора: любовь к чужой собственности и любовь к чужим жёнами – причины ненависти.

7. Князь должен быть и человеком и зверем. У зверей должен заимствовать качества льва и лисицы, ибо лев беспомощен против сетей, а лисица беспомощна против волков. Необходимо быть лисой, чтобы рассмотреть западню, а львом, чтобы устрашать волков.

Хорошо ли правителю быть жестоким? Нет, но об-ва вынуждают его к этому, ведь расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, что тот, кто отвергает действительное ради желаемого, действует скорее во вред себе, так как стараясь исповедовать добро во всех случаях жизни он погибнет от людей, чуждых добру.

Правильный выбор окружения – признак ума правителя. Его должны окружать люди, не боящиеся сказать правду в глаза правителю.

Многие представители католической церкви и представители полит власти осудили Макиавелли за его образ тирана-правителя. Макиавелли обвинял катол церковь в том, что она не способствует объединению Италии, вмешиваясь и натравливая одного правителя на другого.

Цезарь Борджиа – мстительный, коварный, «который из разорённых всех им правителей умертвил всех, до кого смог добраться». Описывая его деяния, Макиавелли не смог найти ничего, в чём он мог бы обвинить бы его, потому что всё было сделано с целью объединения гос-ва. Борджиа, по мнению М. , был блестящий политик, чьи действия вели к объединению Италии.

Объединение всех гос-в Европы шло путём применения силы. С 16 века термин «макеавиллизм» означает, что для достижения цели в политике используются все средства. Это – отражение полит реальности.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

1. Общая характеристика

Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Реформация же представляла собой облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.

Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях - отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.

Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.

В процессе выработки последних деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному Средневековью контекст, а главное - способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государство- ведческих идей, теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - гражданственность , бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было Священное Писание, Библия (в особенности Новый Завет).

Возвращаясь к общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации, необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. Общая характеристика Государственность в Древней Греции возникает в начале І тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших наряду с городской

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни

Из книги автора

3. Политические и правовые идеи Реформации В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической

Из книги автора

Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в. 1. Общая характеристика Голландия - первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI - начало XVII в.) к власти

Из книги автора

Глава 12 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В АНГЛИИ В XVII

Из книги автора

Глава 13 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и

Эпоха Возрождения ознаменовалась значительной активизацией человеческой деятельности во всех сферах жизни западноевропейских стран. Наряду с выдающимися достижениями в науке и искусстве, великими географическими открытиями активно развивалась политическая жизнь. Она бурлила в итальянских городах-республиках: Генуе, Венеции, Флоренции, в столицах Англии, Франции, Нидерландов, Испании, Португалии и других европейских государств. Во многих из них решались проблемы преодоления феодальной раздробленности и становления сильных централизованных государств. Все более заявляла о себе проблема выбора такой формы государственного устройства, при которой могли бы обрести свободу и достойно существовать большинство граждан страны. Эта потребность нашла свое выражение в новых подходах к политике, в новых концепциях, каждая из которых по-своему отрицала и преодолевала еще господствующую средневековую теологическую концепцию политики и утверждала новый взгляд на политическую жизнь благодаря существенным сдвигам мировоззренческого и методологического характера.

Основания новой науки о политике заложил выдающийся политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527). Наука о политике - это холодная инструментальная наука, которая учит тому, как достигать результатов, а не тому, как следовать ценностям. Она вырабатывается людьми, не чувствующими себя связанными заветами и кодексами того или иного общества. Макиавелли борется с воображением как с самым опасным врагом. Он утверждает, что надо видеть вещи такими, каковы они в действительности, а не такими, какими они должны быть. Научную основу его учения составляет "правда настоящая", данная через опыт и наблюдения. О времени, в котором жил Макиавелли, говорят, что искусство там существовало, но не было науки. Благодаря трудам Н. Макиавелли схоластика вытеснялась, умирала, но зато рождалась наука.

Политика, по мнению Макиавелли, - это относительно автономная, рациональная и аналитическая сфера человеческой деятельности. Политические изменения в ней происходят не по воле божьей и по прихоти людей, а совершаются под воздействием действительного хода вещей. Политику он отделял как от морали, так и от религии. Политика основана только на опыте и силе. Цель в политике оправдывает средства, но только тогда, когда народ развращен.

Ключевым термином политической науки Макиавелли является термин "государство", политическое состояние общества. Теократическому государству Макиавелли противопоставляет самостоятельное независимое государство. Но государство не довольствуется тем, что оно самостоятельно. Оно само лишает самостоятельности все и вся, ибо государство наделено правами. Поле деятельности государства - это реальный мир, существующий в конкретных условиях места и времени. Управлять государством - значит понимать силы, движущие миром, и регулировать их. Государственный деятель - это человек, который умеет измерять эти силы, оперировать ими и подчинять их своим целям. Цель должна быть законной.


Человек, по Макиавелли, - это человек политический, активный, деятельный, разумный и одновременно эгоистичный. Макиавелли верит в человека, учит его быть человеком, познающим природу и историю, понимающим смысл своей жизни в созидании ради родины и исповедующим принцип равенства и свободы. На этой основе строится зрелая эпоха жизни человечества, по возможности освобождающая от воздействия воображения и страстей, ставящая перед собой ясную, серьезную цель, достигаемую точными средствами.

"Государю" Макиавелли суждено стать настольной книгой не только для Государя, но и для Гражданина на века, ибо природа человека и природа политики в целом остается неизменной.

Политико-правовые идеи Реформации

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось антифеодальное и антикатолическое общественное движение за "исправление" официальной доктрины римско-католической церкви.

По своей социальной базе это движение представляло собой совокупность разнообразных общественных сил, объединенных общим стремлением перестройки взаимоотношений церкви и государства, упрощения и демократизации церковного устройства, преодоления традиции толковать Священное писание как единственный источник религиозной истины. Папистская католическая традиция присвоила себе монополию на толкование Священного писания и воли самого Господа Бога. Католическая церковь исходила из невозможности прямого диалога мирян с Богом, утверждая, что самостоятельно миряне не могут выработать "правильного" теистического мировоззрения и потому нуждаются в неустанной опеке церкви. Церковь потому имеет право вести паству, не испрашивая ее согласия, так как лучше знает высшие интересы этой паствы, а это в свою очередь связано с подчинением церкви Божественной воле. На интерпретацию последней имеет право только церковь, - всякий свободный индивидуальный дискурс о Боге и Божьей воле изначально признавался кощунственно-профаническим. Никакие личные подвиги смирения и святости не ведут человека к спасению, если совершаются помимо церкви. Все это означало особый тип неравенства людей, причем в вопросе, касающемся поистине самого главного: спасения души.

Монополия церковного клира на духовно-спасительные вопросы стала вызвать растущее раздражение, завершившееся взрывом Реформации. Реформация - религиозно-политическое движение XVI в. в Европе, родившее протестантизм. Оно ознаменовалась национализацией религии, избавившейся от опеки папского престола, и новым, более независимым отношением верующих с клиром.

Основными направлениями политико-правовой идеологии Реформации были лютеранство и кальвинизм.

Немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1456) стоял у истоков реформации и был идеологом бюргерского крыла этого движения. Восстание Лютера против самоуверенных доктринеров папизма, профанированных душеспасительных практик опиралось на следующие идеи:

1. Принципиальная непознаваемость Божественной воли. Все люди равны в своем полном неведении промысла Божьего.

2. Принципиальное одиночество совести, бремя которой не на кого переложить. Этот тезис по сути излагал ненужность целого класса профессионалов, сделавших свою карьеру на великом учении спасения, "знание" которых обесценивалось.

3. Принципиальная посюсторонность и связанная с ней этика ответственной повседневности. Молчание бога, воля которого не может быть явлена в каких бы то ни было доктринальных откровениях, заставляла протестанта искать подтверждение своей избранности исключительно в успехе своих практических повседневных начинаний. Аскеза при этом не устранялась, а переносилась на мирскую жизнь. Утверждался принцип индивидуального религиозного опыта и индивидуального спасения.

Крестьянско-плебейскую оппозицию католической церкви возглавил Томас Мюнцер (1490-1525). Пик этой борьбы - Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.).

Т. Мюнцер, выступивший против социального неравенства, засилья церкви, тем не менее отрицал лютеровское понимание светского государства, которому все подданные должны быть покорны. Политическая программа Т. Мюнцера носила ярко выраженный демократический характер. Он выступал за государство "общей пользы", где нет классовых и имущественных различий.

Ж. Кальвин (1509-1564) в трактате "Наставление в христианской вере" утверждал о божественном предопределении, что значило: происхождение и привилегии феодалов ничто; долг же каждого трудиться и быть рачительным хозяином.

Таким образом, идеи Реформации, носившие пробуржуазный характер, заложили основу для массового сознания западного человека, где он сам для себя высшая ценность и высший гарант.

Политические идеи "тираноборцев". Этьен де Ла Боэси

Идеологи Реформации с разных сторон и теоретически, и практически расшатывали основы феодального строя, несли в жизнь такие идеи, которые до сих пор являются доминантой массового сознания Запада. Основным достижением политико-юридической мысли того времени является тезис свободы мысли и совести.

Особый вклад в развитие политико-юридической теории внесли так называемые политические писатели, выражавшие интересы имущих элементов оппозиции и прежде всего дворянства. В трудах Ф. Гетмана, Юния Брута, Т. Беза, Дж. Бьюкенена обосновывалась идея суверенитета народа (феодальной знати), его верховенство даже над государем, скрепленное договором, делающим власть государя законной. Если же монарх нарушает законы, то народ имеет право сопротивляться тирании. Тираноборцы, как стали называть этих писателей, решительно выступили против институтов старой сословно-представительной системы власти в пользу единой национальной государственности. Дальше всех в своей критике абсолютной власти монархов пошел Этьен де Ла Боэси (1530-1563). В своей работе "Рассуждение о добровольном рабстве" он отвергал монархический строй как античеловеческий, антигуманный, который в свое время был навязан обманом. Причину утраты людьми своей естественной свободы он видит в том, что люди трусливы и готовы подчиниться сильной власти, что люди неоправданно благоговеют перед любой властью, в том числе и тиранической, что людям внушили авторитет власти, предварительно лишив их свободы. Основной пафос Э. де Ла Боэси заключается в том, что люди должны осознать, что живут в добровольном рабстве.

Идеологи Реформации решающим образом расшатывали феодально-церковные порядки, демократизировали политическую мысль, закладывали основу политико-юридической теории, введя в научный обиход такие понятия, как "суверенитет народа", "общественный договор", "законность государственной власти".

Ж. Боден о суверенитете государственной власти и о формах государства

В последней трети XVI в. Франция стала ареной длительной религиозной борьбы между католиками и протестантами, вылившейся в кровавую Варфоломеевскую ночь 1572 г. Ожесточенное религиозное противоборство, экономический упадок страны, недовольство феодальной аристократии высокими государственными налогами, ухудшающееся положение народных масс из-за феодальной и зарождающейся капиталистической эксплуатации создавали реальную угрозу существования самого государства.

В этот период появляются труды Жана Бодена (1530-1596), в которых автор утверждает, что только сильная королевская власть может встать над распрями, установить мир и сохранить государство. Главный труд Ж. Бодена - это "Шесть книг о республике", в котором он изложил свои взгляды на происхождение государства, на его функции, формы государственного правления, а также на другие проблемы политике-правовой жизни общества того времени.

Государство определяется им как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала способны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства. Государство возникает независимо от воли Бога или людей под влиянием географии, климата, почвы, что сказывается на форме правления того или иного государства.

Государство - это объединение семейств. Глава семьи является прообразом государственной власти и наделяется статусом гражданина. Прочность института семьи обеспечивает прочность и стабильность самого государства. Поскольку государство - это союзная связь семейств, постольку оно руководствуется общими интересами.

Особое внимание Жан Боден обращает на то, что государственное управление носит правовой характер и соответствует национальной системе положительного права. Основной вклад Ж. Бодена в развитие политико-правовой теории заключается в постановке и решении им проблемы государственного суверенитета. Заслуга его заключается не в оперировании этим понятием, а в том, что он всесторонне разработал теорию суверенитета.

Под суверенитетом Боден понимал определенное свойство государственной власти - ее верховный характер. Речь шла о безусловной независимости государственной власти от какой бы то ни было иной, стоящей над ним или рядом с нею. "Суверенитет есть абсолютная и вечная власть Республики", - писал он. При этом республика характеризовалась им как форма государства.

Государственный суверенитет проявляется в соответствующих правах и полномочиях государства. К ним он относит: право законодательства, право объявления войны и заключения мира, назначение должностных лиц, право последнего решения, право помилования, право на послушание и верность подданных, право чеканки монет, определения веса и мер, право взимания налогов и пошлин.

Данные права не могут быть ни уступлены, ни изъяты, кроме того, никакая давность не может лишить суверена этих полномочий.

Из всех форм правления он отдавал предпочтение монархии. Демократия и аристократия рассматривались им как промежуточные ступени движения к монархии. Монархия, как никакая другая власть, отвечает требованиям суверенитета, который един, неделим, непрерывен и безусловен. Сам монарх - источник права и закона. Ж. Воден рассматривает монарха как абсолютного суверена, но абсолютность правителя при этом ограничена божественным и естественным правом, признанием права частной собственности и принципа веротерпимости Суверенитет не означает произвол власти.

Идеальной формой государства для Франции, по мнению Бодена, является королевская монархия, где суверенитет принадлежит целиком монарху, а управление страной носит аристократический и демократический характер.

Таким образом, Ж. Боден закладывал теоретический фундамент для будущих просвещенных конституционных монархий.

Политико-правовые идеи раннего социализма. Вопросы государства и права в "Утопии" Т. Мора и в книге Т. Кампанеллы "Город Солнца"

В XVI-XVII вв. заметным критическим направлением политико-правовой мысли стал европейский социализм. Яркими представителями этого антибуржуазного учения были Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1508-1639).

Всемирную известность принес Мору его трактат "Утопия" (1516) - маленькая книга, которая дала начало новому жанру литературы и название методу теоретизирования. "Утопия" Мора - продукт эпохи Ренессанса, когда люди в Западной Европе переосмысливали свои отношения не только с церковью, но с государством и друг с другом. Резко критикуя существующие порядки, государственное устройство, он взамен предлагал идеальное общество фантастического острова Утопия. Общество, которое описывает Мор, авторитарно, патриархально, иерархично, признающее и использующее институт рабства. Все в этом обществе трудятся во имя общего блага. Деньги отсутствуют, собственность общая, нет эксплуатации человека человеком; все подчиняются законам. За работающими наблюдают чиновники, которые также почитают законы и разумно управляют жизнью людей. Общественная модель государства-монастыря изначально обречена, несостоятельна. Ибо жизнь людей в прокрустово ложе экономического равенства и духовной убогости не уложить. Однако, несмотря на это, идеи утверждения общественной собственности взамен частной находили широкий отклик в общественных низах, влачащих жалкое существование и жаждущих социальной справедливости

Форма правления у Т. Мора сочетала в себя черты различных форм правления, т. е. носила смешанный характер.

В "Городе Солнца" Т. Кампанеллы много внимания уделяется детальному описанию жизнеустройства города-государства соляриев. Публичная власть складывается из трех ветвей, которые возглавляют три правителя по имени Мощь, Мудрость, Любовь. Этим правителям подчинены три начальника, каждый из которых распоряжается тремя должностными лицами. Всю управленческую пирамиду венчает верховный правитель - Метафизик, в руках которого сосредотачивается светская и духовная власть, от которой он сам может отказаться, если в обществе, на его взгляд, появился человек, превосходящий его в способностях управлять государством. Нижние этажи власти проходят процедуру избрания и зависят от народа. Вся остальная жизнь общества полностью расписана и регламентирована. В ней также нет места частной собственности, господствует принцип всеобщности труда, равенства и справедливости. Во всем царит угнетающий дух однообразия. Человек со своими индивидуальными интересами и потребностями потерян в таком обществе.

Мечтая об идеальном государстве, представители европейского социализма как бы "забывали" о человеке и всю мощь своего интеллекта направляли на то, как "разумно" управлять этим человеком с помощью государства, и тем самым закладывали теоретические основы для возникновения новой формы всеобщего рабства людей.