Медицинская символика чаша со змеей. Происхождение знака медицины. Общие медицинские эмблемы

Я вот тут задумался, мы часто слышим вещи о которых ничего не знаем подробно. Вот например кто не знает словосочетание клятва Гиппократа. А вы читали ее? И я нет. Вот давайте вместе почитаем, а заодно узнаем и историю символов медицины: змеи, чаши, креста и т.п. Итак...

Гиппократ (ок. 460 - ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют «отцом медицины», считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом.

Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э.

Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира. В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе. Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе.


Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем.

Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них - части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.

Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

Вот впрочем она и сама:

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

А теперь давайте обратимся к другим символам медицины.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.

Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Именно ужи - эскулаповы змеи - жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места - глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.
Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают эти исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Возможно, хотя объяснение, пожалуй, не очень убедительное. Тем более, что змея всегда была символом мудрости, учености, т.е. альтернативы незнания.

В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея. Вот так и получалось: змея колдун - лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия.

В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.
И всё же, трудно с определённостью сказать, почему так случилось: у нас нет почти никаких фактов, кроме одного факта - символа медицины - змеи.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.

Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.

Посох Асклепия

Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх -является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.


Асклепий, бог врачевания.

Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян - Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона - обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблеездравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).

Кадуцей (жезл Меркурия)

Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян - Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев.

Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это - эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи — плодотворные силы земного и потустороннего миров.

На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини — энергии пробуждения). В алхимии кадуцей — символ единства противоположностей (ртути и серы). Он может символизировать равновесие, а в западном искусстве — быть атрибутом аллегорической фигуры Мира.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей - как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.


Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.

Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.

А вот еще есть один очень распространенный в нашей стране символ. Но его смысловая нагрузка оказывается несколько искажена.

В нашей стране сохраняется совершенно неправильное представление о значении эмблемы Красного Креста. Подавляющее большинство считает, что Красным Крестом обозначается все, что имеет отношение к медицине и... глубоко заблуждается — в большинстве привычных глазу обозначений этот знак используется незаконно...

Этот символ вовсе не означает "все медицинское". Он предназначен для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военного конфликта. Он — совершенно особая символика, "экстренное" изображение, к которому нельзя "приучать глаз". Поэтому Красный Крест должен исчезнуть и с вывесок аптек, с досок, висящих у входа в лечебные учреждения, с шапочек медсестер, автомобильных аптечек и пр.

Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.

Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением уведенного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов?

Женевское благотворительное общество «La Societe genevoise d"utilite publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 в Швейцарии. В дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, и организовавшей первую Женевскую Международную конференцию в 1863 году, за основу эмблемы был принят государственный флаг Швейцарии с конверсией федеральных цветов, то есть красный крест на белом фоне - . Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.

Во время Восточного Кризиса (1875-1878) и Русско-турецкой войны (1877-1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.

С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права.

В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. (ратифицированы СССР в 1954 году) эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.

В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, которые принадлежат третьим сторонам, при условии, что эмблема применяется в соответствии с положениями национального законодательства, и что национальное общество разрешило использовать её в этом качестве, и что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.

У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности. Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне.

По мнению обществ Красного креста, именно это глубокое чувство уважения к эмблеме зачастую приводит к непреднамеренному неправильному ее использованию, что может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом. Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право (коммерческие фирмы, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправительственные организации, частные лица).

Когда эмблемы используют не по назначению, может произойти путаница. Если начнутся военные действия, гражданские медучреждения эвакуируются, уедут хозяева частных клиник и аптек, а их помещения могут занять боевики или в этих зданиях будут расположены военные склады. И тогда начнут обстреливать все объекты с красными крестами, в том числе и принадлежащие медицинской службе армии.

Каждое государство — участник Женевских конвенций — обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ (за исключением России), по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным. В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям. А вот автомобили "скорой помощи", относящиеся к Министерству здравоохранения, должны лишиться этой эмблемы.

В России сложилась в этом смысле парадоксальная ситуация: специальная раскраска машин скорой помощи (красная полоса на белом или лимонно-желтом фоне, символы красного креста и надписи телефона "03") наносятся на машины скорой помощи в соответствии с ГОСТом Р50574-2002. Кроме того, форма, размеры и порядок применения эмблемы Красного Креста в России должны соответствовать ГОСТ 19715-74, существующего еще с советских времен (с 1975 года).

Таким образом, с одной стороны, недопустимо применение песочного цвета для окраски машин скорой помощи (а как известно жителям больших городов, все реанимобили, изготовленные в Германии, окрашены по немецким стандартам именно в этот цвет), как впрочем и нанесение на машины скорой помощи рекламных надписей и картинок (кто не видел плакатики страховых компаний на бортах машин скорой?). С другой стороны, машины коммерческой скорой помощи с формальной точки зрения не имеют право нести красный крест, поскольку медицинская помощь оказывается ими за деньги, и в соответствии с ГОСТом на них должен быть нанесен телефон 03 государственной службы скорой помощи. В общем, как это принято издревле на Руси, глупость закона скомпенсирована необязательностью его исполнения.

Вы же можете мне напомнить еще один символ медицины, больше из зарубежа. Вот такой:

Известная медицинская эмблема - синяя "снежинка" - родом из Соединенных Штатов Америки. Там ее называют Звездой жизни - Star of Life. Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare).

Каждый из 6 лучей Звезды жизни означают одну из функций службы Экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия.

Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем (Leo R. Schwartz, 1921-2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах (Chief of the EMS Branch of the National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA)). Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест.

Синяя снежинка с шестью лучами была одобрена АМА и с 1 февраля 1977 года зарегистрирована как сертификационный знак от имени NHTSA. Национальная администрация безопасности движения на дорогах (NHTSA) обладает эксклюзивными правами контроля за использованием эмблемы Star of Life на территории Соединенных Штатов. Его использование на автомобиле Экстренной медицинской помощи подтверждает, что оснащение машины отвечает стандартам Депатрамента перевозок США (U.S. Department of Transportation), а персонал, использующий эту машину, обучен оказанию медицинского пособия в соотвествии со стандартами помощи в критических ситуациях. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.

Вот вроде бы все символы обошли. Ничего не забыли?

Еще во времена, когда общественный строй человечества был крайне примитивным и находился в зачаточном состоянии, были сделаны первые шаги к созданию современного символа медицины. В древних верованиях главным символом врачевания стали змеи, им приписывалась двойственность. С одной стороны, эти создания были коварны и хитры, а с другой, являли собой мудрость, знания, бессмертие и правильное питание. Интересно, что все эти качества, в основном, относились к простым ужам, которых также называли «Эскулаповы ». В домах древних греков и римлян эти создания чувствовали себя достаточно уютно, за ними ухаживали, кормили, они свободно могли передвигаться по дому. Известно, что ужи часто вылизывали раны. Несколько позже, к символике змеи стали добавлять и чашу, изредка посох, вокруг которого обвивалась рептилия. Так и зародился символ медицины чаша со змеей.

Немалую роль в формировании символа чаши со змеей сыграли древнегреческие мифы. К примеру, великий врачеватель Асклепий (в римской мифологии Эскулап) всегда изображался рядом со змеями. Согласно легенде, он был вызван царем Миноса, чтобы оживить его сына. В дороге Асклепий заметил, что из трости, которая служила ему опорой, начинает вылезать змея. Им овладел страх, и он быстро убил её. Спустя мгновение, из травы выползла другая змея, с пучком некоей травы в пасти, с помощью которой она сумела оживить погибшего сородича, и они уползли. Медик воспринял это как знак и принялся искать эту траву. Обнаружив её, он сумел впоследствии успешно воскресить сына царя. Это стало причиной, из-за которой сам Зевс принял решение убить его, поскольку опасался, что из-за него люди станут бессмертными. Таким образом, змея крепко пустила корни в древней культуре. Первые изображения со змеей, обвивающей чашу, начали появляться еще XI до н. э. Использовалась и другая, не менее известная символика, например:

  • змея, обивающая посох (благодаря мифам об Асклепии);
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • пентаграмма, впоследствии признанная христианами как ересь и замененная изображением руки с растопыренными пальцами.

Также змеи стали символом вечной молодости, благодаря своей способности «линять», убирая старую кожу. Даже в древней Африке эти рептилии считались лечебными и ассоциировались с колдунами, так как лишь они знали, как подчинить их своей воле.

Чаша всегда воспринималась людьми как нечто доброе и спасительное, поскольку в ней можно было хранить пресную воду. Особенно это оказалась актуально для засушливых земель, где из-за редких дождей вода нередко принималась за дар небес. Даже в христианстве есть отражение этого - кубок причастия, чаша, способная избавить человека от его грехов.

Любопытный факт, что изначально чаша не была отдельным атрибутом врачевания и, согласно мифологии, принадлежала Гигее, дочери Асклепия. В одной руке она всегда держит змею, а в другой - чашу. Впоследствии этот символ объединили в один, что породило многочисленные споры среди историков.

Трактовка чаши сильно разнится, в зависимости от источника, она может являться как хранилищем для яда, используемого для лечения, так и служить напоминанием о том, что врач должен быть мудрым и черпать свое знание из чаши мирового познания, что, на самом деле, аллегория на человеческий разум, объявший весь мир.

В «Гиппократова чаша» появилась лишь в XIII веке, став официальным символом медицины. Тем не менее, никаких документов, способных подтвердить это, до наших дней не сохранилось.

Самую позитивную трактовку своему символу дали студенты-медики. Согласно их версии, врач хитер, словно змея, а также всегда рад выпить, о чем и символизирует чаша.

Заключение

В современном мире символ медицины - чаша со змеей, довольно часто используется фармацевтическими компаниями, однако его можно увидеть и в военной медицине. Это один из самых узнаваемых символов современности. Его появление вполне логично, во многом благодаря культуре древних греков и римлян, распространившейся практически на всю Евразию. Благодаря этому, древняя медицина смогла подняться довольно высоко, а целители стали пользоваться еще большим уважением.

Психиатрия и психология Статьи

Змея, чаша и посох: происхождение медицинских символов

2012-09-18

Изображение змеи, которая обвивается вокруг посоха, было принято в качестве символа медицинской профессии в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на I Всемирной ассамблее в Женеве. Таким образом, в 1948 г. была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой, как мы и сказали, помещен посох, обвитый змеей.

Это не единственное изображение, которое использовалось медиками для обозначения их профессии. Например, символом аптечного дела является чаша со змеей, знаком службы экстренной медицинской помощи — шестиконечная «Звезда жизни», в центре которой также змея и посох. В разные времена и в разных культурах медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах лечения. Эмблемы сменяли друг друга, и, в итоге, их накопилось достаточно много для того, чтобы составить общую классификацию.

К общим медицинским эмблемам относятся:

  • змея;
  • змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);
  • змея, обвивающая чашу;
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);
  • две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);
  • змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);
  • змея, обвивающая зеркало;
  • анкх;
  • яйцо;
  • горящий факел или горящая свеча;
  • светильник («светя другим, сгораю сам»);
  • петух;
  • сердце на ладони;

К частным медицинским эмблемам относятся:

  • изображение ландыша (символ терапии и исцеляющей силы);
  • изображение флорентийского младенца;
  • уринария (сосуд для сбора мочи — символ наблюдения врачом больного);
  • клистира (клизма);
  • рука, ощупывающая пульс (эмблема терапевтического профиля);
  • пентаграммы, изображения некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц);
  • капля крови (эмблема хирургического профиля);
  • ступки, ступки с пестиком (эмблемы фармации, медицинских обществ).

Однако наиболее распространенными и долговечными оказались изображения змеи, чаши и посоха, о происхождении которых мы и поговорим более подробно.

Чаша со змеей

Это один из наиболее распространенных медицинских символов. История его возникновения уходит корнями в развитие древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Чаще всего, эмблема носит название Чаши Гигиеи . Если обратиться к древнегреческому мифу о боге медицины Асклепии, то можно увидеть множество преданий о его детях. Среди дочерей и сыновей именитого врача мы видим Телесфора, гения выздоровления, Панацею, отвечающую за лекарственное лечение, Иасо, богиню исцеления. Старшая же дочь Асклепия, Гигиея, была богиней здоровья и изображалась в виде девы с чашей, из которой кормит змею.

Наиболее распространенное предположение о возникновении чаши как медицинского символа связывает ее с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и пустынных странах Древнего Востока. Разумеется, вода здесь — дар небес, драгоценная влага и лечебное средство , а собрать ее можно только с помощью сосуда — чаши (даже самой примитивной, в виде двух сложенных вместе ладоней). В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. До нашего времени дошло множество образных выражений: «чаша жизни», «чаша счастья», «чаша терпения», «чаша страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да минует меня чаша сия». Кроме того, чаша — древний сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали различные лекарства.

Змея символизирует здоровье, осторожность, мудрость, могущество. Культ змеи выступает основополагающим в культуре и находит свое отражение в мифах и легендах практически всех стран Древнего Мира. Змея, в том числе, была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение . Множество преданий связано с тем, что пресмыкающемуся известен секрет вечной жизни. К примеру, в шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока купается, змея похищает его и молодеет, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами.

В журнале «Здоровье мира» (май 1970 г.) высказывается мнение, что эмблемой врачевания в античном мире стала не ядовитая змея , а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название «Асклепиев уж» (coluber flavescens aesculapii). Именно этих змей находят на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), Австрии (у Бадена около Вены), Германии (у Шлагенбада). В этих странах ужи не водились, и их завезли сюда римляне. Таким образом, в эмблеме чаши со змеей змея символизирует мудрость, знания, бессмертие и вообще все добрые начала.

Посох со змеей

Посох Асклепия — древний медицинский символ. По легенде, древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий шел, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил ее. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первое существо. Асклепий нашел эту траву и с ее помощью стал сам воскрешать мертвых . На эмблеме посох изображается в виде необработанной палки с сучьями, что символизирует долгие странствия, в которых врач набрался опыта и мудрости. Иногда символом медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли выздоровление и начало новой жизни .

Иногда в качестве символа медицины использовали не посох Асклепия, а жезл Гермеса. В этом случае две змеи обвивали жезл, на конце которого располагались крылья. Этот знак по сей день остается на вооружении в США, Англии и Франции. Посох Гермеса (Меркурия) назывался кадуцей. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме примером уравновешенного и добродетельного поведения. Общемедицинским символом кадуцей Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Жезл часто венчал ворон как один из символов алхимии. Результатом соединения алхимического искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия, великим представителем которой был Парацельс . Забавно, но сам он использовал в качестве символа медицины пентаграмму.

Эмбл е мы медицинские (греч. emblēma вставка, выпуклое украшение) - изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

На протяжении многовекового развития медицина имела много эмблем, некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие - ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем, согласно которой они разделяются на две группы:

Общие медицинские эмблемы;

Частные медицинские эмблемы.

Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления.

Общие медицинские эмблемы

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний.

В античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время «священного сна», часто вылизывали больные места ― глаза, раны. Римляне содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов.

Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций.

Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.

Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем («знак полномочий вестника») - атрибутом греческого бога торговли Гермеса (у римлян Меркурия).

Это символ уравновешенного и добродетельного поведения, представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей): двойная спираль, сформированная змеями, ― символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи ― плодотворные силы земного и потустороннего миров. В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15–16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей ― как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины - змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это ― эмблема медицины или коммерции.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800–600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богини здоровья Гигиеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей , появились намного позднее.

Точного и узаконенного символа медицины в виде змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было.

По данным академика Е. Н. Павловского, чаша со змеей как символ медицины появилась лишь в 16 веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В античном мире эмблемой медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Возможно, что эта эмблема олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все доброе начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф. Р. Бородулин. Он высказался так: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. Поэтому чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в XVIII в.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей была введена еще при Петре 1. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в СССР в 1924 году. Этот знак сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов войск.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона , обвитого змеей.

В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей . Зеркало является классическим символам чистоты и осторожности - качества необходимые врачу, но так как зеркало также является и символам роскаши, то чтобы избежать путаницы, его как символ осторожности стали изображать вместе со змеей – самым осторожным из животных.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие.

Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках - так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау - крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета).

Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи).

Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6–5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: «Светя другим, сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя» и др.

В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения.

Изображение чаши со змеей, украшающее вывески аптек и прочих медицинских учреждений, знакомо с детства. Взрослые на вопрос «Что бы это значило?» любят отвечать, что «так собирают змеиный яд, из которого потом делают лекарства». Версия распространенная, хотя несколько наивная. Можно подумать, что все лекарства только из яда и делают. На самом деле вся фармацевтическая промышленность всего мира использует в год всего несколько сотен грамм этой субстанции. С таким же успехом символом медицины могла бы быть, например, пчела, или оленьи рога, или что-нибудь еще более экзотическое.

Несмотря на повсеместное распространение этого символа, называемого «Гиппократова чаша», точное его происхождение и толкование до сих пор неизвестны. Автором версии про яд является известный исследователь Заблудовский. По его мнению, это изображение появилось на рубеже нашей эры. По данным других исследователей, в частности академика Павловского, это изображение стало использоваться как символ медицины лишь в XVI веке с легкой руки знаменитого Парацельса.
Впрочем, и чаша, и змея, правда, по отдельности, использовались в качестве различных символов еще в 800 - 600 гг. до н. э., в том числе и как атрибуты древнегреческих богинь здоровья Гигеи (от имени которой произошло слово «гигиена») и Салуты.
Змея всегда символизировала мудрость, знания, долголетие и вечную юность - ежегодная смена кожи символизировала омоложение.
Впрочем, существует и противоположное мнение о том, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи.
Использование чаши в качестве символа врачевания связывают с целительными свойствами воды и традицией приготовления лечебных снадобий в ритуальных чашах.
Однако еще в намного более отдаленные времена чаша со змеей использовалась в символизме Древнего Египта. В виде змеи изображалось древнеегипетское божество Кнеф или Кематеф - самосозданный создатель, сформировавший мир из хаоса. Чаша в этом изображении символизировала сосуд, содержащий первоматерию - физическую основу всего. Кнеф в виде змеи склоняется над чашей с первоматерей и одухотворяет ее своим дыханием, пробуждая к жизни. Согласитесь, очень красиво и символично, хотя от медицины далековато. Кстати, известно, что Парацельс, впервые предложивший это сочетание в качестве медицинского символа, был алхимиком и мистиком, хорошо знакомым с древними эзотерическими знаниями. Ему то уж наверняка был известен точный смысл этого изображения.
Во времена Петра I чаша со змеей или двумя змеями была введена как знак врачебной службы в армии. В 1924 году Гиппократова чаша была утверждена в качестве символа военной медицины Реввоенсоветом и до сих пор остается в России эмблемой военно-медицинских подразделений. А наиболее общепринятым является использование этого символа в фармацевтической деятельности. Украшала Гиппократова чаша и значки, выдававшиеся в СССР выпускникам медицинских вузов.
Один из современных историков медицины, обратившихся к анализу символизма чаши, обвитой змеей, Бородулин высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы".
Кстати, официальным символом медицины является не Гиппократова чаша, а змея, обвивающая посох древнегреческого бога врачевания Асклепия. Это изображение было принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 г.
В заключение истории Гиппократовой чаши остается добавить, что в народе этот символ интерпретируют как «Теща кушает мороженое».

Кстати…
Красный крест - не символ медицины
Другим распространенным символом «всего медицинского» является красный крест. Удивительно, но в большинстве случаев эта эмблема используется незаконно.

История Красного креста
Красный крест стал символом в XIX веке. Во время франко-австрийской войны швейцарец Анри Дюнан был настолько впечатлен увиденным на полях сражений, что написал статью, в которой задавался вопросом: возможно ли создание благотворительной организации для оказания помощи раненым во время вооруженных конфликтов. Публикация Дюнана привлекла внимание Женевского благотворительного общества, которое создало комитет из 5 человек для практической реализации этих идей. Позже этот комитет получил название Международного Комитета Красного Креста - МККК.
Первое заседание МККК состоялось в 1873 году в Швейцарии, и в дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам и организовавшей первую Женевскую конференцию, за основу эмблемы МККК был принят государственный флаг Швейцарии, но с заменой цветов, то есть красный крест на белом фоне. Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.
Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.
Таким образом, эта эмблема изначально создавалась для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, как символ беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает. Она предназначена для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военных конфликтов. Это совершенно особая символика, "экстренное" изображение, к которому нельзя "приучать глаз".
Согласно Женевским конвенциям 1949 г., эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.
В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, при условии, что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.
У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности.
Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне. По мнению общества Красного креста, неправильное использование этого символа может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Поэтому власти многих стран по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться исключительно как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным.