Презентация - храмы россии. Презентация "православные храмы" Каким был храм раньше и сегодня презентация

Слайд 1

Храмы России

Слайд 2

В потемневших лучах горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то Божье в земной красоте. И однажды возникли из грёзы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как берёзы, Диво дивное в русской глуши! И небесно-земной Дионисий, Из соседних явившись земель, Это дивное диво возвысил До черты, не бывалой досель… Н.Рубцов.

Слайд 3

Типы русских храмов.
Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пелёнок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путём.

Слайд 4

Крестово-купольные храмы.
Всё центральное пространство храма в плане образует крест. Пирамидальная композиция: от центрального купола все формы храма постепенно понижаются.

Слайд 5

Шатровые храмы.
Внутреннее пространство едино. Снаружи венчает храм шатёр – вытянутая вверх, высокая четырёх- или восьмигранная крыша.

Слайд 6

Ярусные храмы.
Состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Храм изобилует богатым внешним декором.

Слайд 7

Церкви-ротонды.
Круглые в плане постройки, подобные павильону. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.

Слайд 8

Храмы-корабли.
Кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабли.

Слайд 9

Храм как образ космоса.
апсиды
барабан
купол
купол
закомары
подзор
аркатура

Слайд 10

Купола
Количество куполов на православных храмах глубоко символично. Два купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три купола – Троицу; пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа 7: семь даров Святого Духа, семь дней творения мира. Девять куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов (как на Софийских соборах в Киеве и Новгороде) символизируют Христа и Его 12 Апостолов. В России возникали также и очень своеобразные, выразительные многокупольные ансамбли. Знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов 33, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя.

Слайд 11

Интерьер храма
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1 – Алтарь 2 – Иконостас 3 – Солея 4 – Амвон 5 - Клирос 6 – Паруса 7 – Престол 8 – Горнее место и трон для иерархов 9 – Жертвенник 10 – Царские врата 11 – Диаконские врата

Слайд 12

Схема росписи храма.
1. Спас Вседержитель
2. ангелы
3. пророки, апостолы
4. евангелисты
5. Богоматерь Оранта
6. Евхаристия
7. святители
8. мученики

Слайд 13

Дива дивные.
О прекрасном творении человеческих рук, от вида которого замирает сердце, на Руси издавна говорят: «диво дивное». Есть на Руси храмы, созданные будто не человеческими руками, а чьей-то волшебной волей. И напоминают издали эти храмы то ли старинные корабли, устремившиеся куда-то на всех парусах, то ли пряничные города из волшебных сказок.


Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского.


Храм – «дом Господень» Храм – это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Храм – это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения. Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.


Храм есть образ мира В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Петр Карнатский (XII в.) Петр Карнатский (XII в.)


Православный храм Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. алтарь область бытия Божия, алтарь область бытия Божия, собственно храм область ангельского мира собственно храм область ангельского мира притвор- область земного бытия. притвор- область земного бытия.




Алтарь Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Он символически изображает место, где восседает на престоле с апостолами Христос. Он символически изображает место, где восседает на престоле с апостолами Христос.


Солея, амвон Солея – «возвышение» на запад, к молящимся. Это место для певцов и чтецов, которые символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу. Солея – «возвышение» на запад, к молящимся. Это место для певцов и чтецов, которые символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу. Амвон – полукруглый выступ солеи, знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Амвон – полукруглый выступ солеи, знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос.


Иконостас Иконоста́с - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконоста́с - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени.


Иконостас верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь.


Средняя часть храма Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь (молящиеся). Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь (молящиеся).


Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших – внутри или снаружи храма Притвор– символ мира еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая.


Своды, столпы, купол. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.


Символика архитектуры храма Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста. Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста.


Крест Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа


Форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу


Многоглавие храмов Одна глава знаменует единство Бога. Одна глава знаменует единство Бога. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Три главы знаменуют Святую Троицу. Три главы знаменуют Святую Троицу. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.


Символика материала Камень – символ прежде всего Самого Христа. Камень – символ прежде всего Самого Христа. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души.






Литература 1. Кудрявцев М.П. Русский храм // К Свету С Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету С Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету С Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., С Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство С. 70–79 6. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение Кн. 4

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Храм Христа Спасителя в Москве. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является внешним воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке.

3 слайд

Описание слайда:

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах. Автор: Найденов Н. А. - http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=1500, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=41385933 Храм 1880 г. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён 26 мая1883 года.

4 слайд

Описание слайда:

В 1931 году было принято решение: «Местом для строительства Дома Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 г., не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война.

5 слайд

Описание слайда:

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году был основан фонд сооружения храма, и в 1994году было начато строительство. Известно, что для начала строительства использовали деньги, которые внёс Военно-промышленный банк(50 млн рублей).

6 слайд

Описание слайда:

Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма Христа Спасителя. Автор: WM wm WM - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45609069

7 слайд

Описание слайда:

Как устроен православный храм? Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства В Откровении св. евангелиста Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Небесного Града - Святого Иерусалима передан в следующих определениях: "Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот" (Откр.21:12-13); "Город расположен четвероугольником... длина и широта, и высота его равны" (Откр.21:16); "Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу" (Откр.21:18); "Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:3).

8 слайд

Описание слайда:

В святоотеческих толкованиях храм уподобляется образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма. Неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения. Непостижимый Бог являет Себя в мире в именах: Любовь, Свет, Истина, Красота, Единство, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности, ясности композиции, цельности, узнаваемости формы, тектоничности сооружения. Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству и дальше вверх - к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви - Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Смоленская икона Божией Матери. Когда и кем была принесена икона в Россию из Греции - об этом вполне ясных и достоверных сведений нет. Евгений Поселянин указывал, что имелось одно сказание, в котором сообщалось, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь - царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Мономах в 1095 году перенёс икону из Чернигова (своего первого удела) в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Слайд 2

Современный вид православного храма есть сочетание долгого развития и устойчивой традиции.

Основные части храма сложились уже в ветхозаветный период. По преданию, строение храма было продиктовано Богом Моисеюна горе Синай.

Слайд 3

Прообразом христианских храмов стала иудейская скиния –переносной храм-палатка во время скитания иудеев по пустыне.

Слайд 4

Основному назначению скинии – хранению Ковчега Завета со скрижалями Закона Моисея и свершению жертвоприношений –хорошо соответствовала ее трехчастная структура.

Слайд 5

  • В связи c традицией православный храм четко делится на три части.
  • Алтарь символизирует царство небесное; сюда входят лишь священнослужители.
  • Храмом называется центральная часть, которая в православии открыта всем верующим.
  • Притвор храма предназначен для оглашенных (готовящихся принять православие) или провинившихся.
  • Слайд 6

    • Притвор
    • Алтарь
    • Амвон;
    • Солея;
    • Ступени солеи;
    • Царские врата;
    • Дьяконские врата;
    • Клиросы;
    • Престол;
    • Жертвенник;
    • Запрестольный крест;
    • Горнее место.

    Наиболее значимы следующие части алтаря.

    Слайд 7

    Солея (часть алтаря перед иконостасом)с амвоном (выступом)посредине.

    С амвона священник произносит самые значительные слова во время службы.

    Слайд 8

    Иконостас –высокая алтарная преграда –появился лишь на Руси.

    В центре иконостаса располагаются Царские врата,через которые входить в алтарь может лишь священник.

    Слайд 9

    Иконы в иконостасе выстроены в ряды - чины.

    • Пророки
    • Праздники
    • Деисусный чин
    • Пядничные иконы
    • Чин Царскихврат
  • Слайд 10

    Самым значительным является деисусный чин(от греческого деисис – моление).

    • Богоматерь
    • Спас в силах
    • Иоанн Предтеча
    • Архангел Михаил
    • Архангел Гавриил
  • Слайд 11

    Справа и слева от Царских врат в иконостасе располагаются Дьяконские врата,через которые за алтарную преграду заходят дьяконы –низший чин священнослужителей.

    Слайд 12

    Сразу за Царскими вратами виден престол –особо освященный стол, на котором во время службы символически присутствует сам Христос.

    На престоле располагаются самые священные предметы храма.

    Слайд 13

    Главным священным предметом в храме является антиминс (греч. «вместопрестолие») –освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроби с зашитой в него частичкой мощей какого-либо святого.

    Первые христиане молились на могилах святых,полагая, что от мощей исходит благодать.

    В современном православном храме основным источником благодати является антиминс с частичками мощей.

    Слайд 14

    У северной стены алтаря располагается жертвенник –стол, на котором приготовлено все для свершения основного таинства христианской церкви –причастия.

    Слайд 15

    Особенно красиво оформляется потир –чаша, символически представляющая чашу Тайной Вечери.

  • Слайд 16

    • Поскольку все помещения храма являются символами, то и росписи на их стенах располагаются определенным образом.
    • Кубический объем храма со сферическим куполом воспринимается как соединение земли и неба.


  • Храм Василия Блаженного в Москве, или Собор Покрова Божией Матери на Рву Храм был построен на Красной площади в конце 16 века при Иване Грозном в честь взятия Казани. Он считается одним из главных символов не только Москвы, но и России. На его месте раньше действительно был оборонительный ров вокруг Кремля. Храм состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Центральный – Покровский. Именно в праздник Покрова была одержана решающая победа и взята Казань. Позже в храм перенесли мощи похороненного неподалёку московского Христа ради юродивого Василия, обладавшего даром ясновидения, и храм стал называться в народе по имени этого почитаемого москвичами святого. Все его купола и барабаны – разные по цвету и форме отделки. У храма есть интересная особенность. С какой стороны к нему ни подойдёшь, кажется, что эта сторона и есть главная. Уходя из Москвы в 1812 году, французы заминировали собор, но взорвать не смогли. Второй раз планировали убрать его, чтобы не мешал, большевики в 1936 году, но храм сохранился и по прежнему радует нас.




    Храм Христа Спасителя в Москве, или Собор Рождества Христова Храм создан в благодарность за заступничество Христа как памятник в честь героев Отечественной войны 1812 года на народные деньги. В 1931 году разрушен большевиками. На его месте коммунисты планировали построить свой дворец советов, но смогли сделать лишь открытый бассейн «Москва». Восстановлен в конце 90-х годов 20 века. Вмещает человек. Считается главным храмом России. В наше время он состоит из верхнего и нижнего храмов и ряда залов - Зала Церковных соборов, Зала для совещаний Священного Синода и др.




    Здесь венчали на царство русских царей, здесь избирали главу церкви и здесь же хоронили митрополитов и патриархов. Большой каменный собор в Кремле начали строить в 15 веке при Иване III, но первая попытка была неудачна, храм обрушился. Князь пригласил мастера из Италии – Аристотеля Фиорованти, который изучил русскую архитектуру и построил храм, ставший главным собором страны. Он расписан великим русским иконописцем 15 века Дионисием с учениками. До наших дней роспись сохранилась частично. В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Руси – Владимирская икона Божией Матери.




    Был домовой церковью московских правителей. Здесь они крестились, исповедовались и причащались. Белоснежный храм с 9-ю куполами был расписан Феофаном Греком, Андреем Рублёвыми Прохором с Городца. Здесь сохранились наиболее ранние из дошедших до нас работ великого Андрея Рублёва. В росписях храма мы видим московских князей, царей и византийских императоров, а на стенах паперти интересное изображение 12 языческих мудрецов – провозвестников Христа. Здесь хранилась Донская икона Пресвятой Богородицы, перед которой молились русские воины перед Куликовской битвой. Позже она была перенесена в Донской монастырь.




    Покровителем русских князей был предводитель небесного воинства Архангел Михаил. Первый храм в честь него был построен в Москве Иваном Калитой в 14 веке. Он стал усыпальницей московских великих князей и царей. Новый Архангельский собор был построен в 16 веке итальянским мастером Алевизом Новым.


    Храм Рождества Христова – Дивеево Храм Рождества Христова был пристроен по повелению Царицы Небесной ко входу в храм Казанской иконы Божией Матери так, что алтарь Рождественской церкви оказался на месте паперти Казанской. По заповеди Преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела и с 1992 года вновь зажжена неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.


    Храм Рождества Богородицы Церковь во имя Рождества Богородицы была построена летом 1830 года. Поэтому о. Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой и св. Василию съездить в Нижний Новгород для получения разрешения от архиерея освятить новый храм Рождества Богородицы.




    Храм Собора Пресвятой Богородицы (Рождественская церковь) Возведена Строгановым Г.Д. на Нижнем посаде ниже одноименного храма, построенного купцом- промышленником Задориным С.Ф. в 1653г. на террасе Дятловых гор. В 17 в. рядом располагалось несколько каменных палат и зимовых дворов Строганова. После смерти Задорина Строганов сделал Рождественскую церковь домовой, к 1685 г. пристроил к ней в честь своего патронального святого Григорьевский придел. После завершения Смоленской церкви в Гордеевке приступил к строительству нового Рождественского храма.


    Церковь Успения на Ильинской горе Является единственно известным в отечественном каменном зодчестве храмов с верхом в виде крещатой бочки в четыре лица (прием, широко распространенный в деревянном церковном строительстве, но крайне редко для каменного). Построена на месте ранее существовавшей деревянной на деньги купца Афанаси Олисова. Уникальна церковь и своими балахнинскими изразцами XVII века.


    Александро-Невский собор () Проезжая по Канавинскому мосту или прогуливаясь по набережным верхней части Нижнего, невозможно не обратить внимания на ярко-желтый, выделяющийся на фоне заречной части собор Александра Невского.По высоте, равной высоте 26- этажного дома, по своим габаритам собор занимает третье место в России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.