История персонажа. Бог торговли Античный бог торговли и ловкости

Период многобожия в древности существовал у всех народов. Каждому природному явлению и сфере деятельности люди находили своих покровителей и защитников. Боги торговли, например, у разных народов имели схожие обязанности, и иногда бывали даже похожи внешне.

Бог торговли у римлян

Богом торговли и прибыли у римлян был Меркурий – сын небесного божества Юпитера и богини весны Майи. В пантеоне римских богов Меркурий появился после начала развития торговых отношений Древнего Рима с другими странами, но отвечал он изначально только за торговлю хлебом.

Внешне бог торговли у римлян выглядел как молодой привлекательный мужчина с хорошими манерами и тугим кошельком. Отличить Меркурия от других богов можно по жезлу-кадуцею, крылатым сандалиям и шапочке.

Существует легенда о появлении у Меркурия кадуцея. Еще во младенчестве Меркурий решил украсть священных коров у Аполлона, а когда хозяин стада разоблачил хитреца, тот подарил ему лиру, сделанную собственноручно из панциря черепахи. Аполлон в свою очередь одарил Меркурия тростью. Младенец бросил трость в клубок змей, рептилии обвили палку и возник кадуцей – символ мира.

Простые римляне любили Меркурия за трудолюбие и покровительство, прощая ему склонность к обману и изворотливость. Статуи Меркурия устанавливались не только в храмах, но и на спортивных сооружениях, где спортсмены просили быстроного бога даровать им скорость, силу и выносливость. А со временем именем Меркурия была названа и самая быстрая планета Солнечной системы.

Поскольку Меркурий с детства отличался хитростью, его также называли покровителем воров и мошенников. Торговцы, приходя в храм Меркурия, обливались святой водой и тем самым смывали с себя вину за обман. Со временем Меркурий был назначен вестником , проводником душ умерших в подземное царство, а также покровителем путешествующих и моряков. Эти обязанности были приписаны Меркурию после отождествления его с Гермесом.

Бог торговли у греков

Бог Гермес считался покровителем торговли у древних греков. У Гермеса очень много общего с Меркурием: он также был сыном главенствующего бога (Зевса), с детства отличался хитростью и ловкостью, покровительствовал не только купцам, но и мошенникам. Однако были и некоторые различия: Гермес также был богом астрологии, магии и различных наук. В знак почитания Гермеса греки устанавливали на перекрестках дорог гермы – колонны фаллической формы (Гермес был известен своей любвеобильностью) с изображением бога. Позже гермы потеряли первоначальное значение и стали простыми указателями.

Славянский бог торговли и прибыли Велес разительно отличался от щеголеватых, хитрых и склонных к воровству Меркурия и Гермеса. Велес считался вторым по величию после главного бога – Перуна. Внешне Велеса представляли волосатым, лохматым, крупным мужчиной, который время от времени принимал облик медведя.

Изначально Велес был покровителем охотников, пастухов и землепашцев, которые в знак уважения обязательно оставляли богу подношения – шкуру убитого животного, несжатые колосья хлеба. Помощниками Велеса были лешие, домовые, банники, овинники и другие существа.

Поскольку Велес покровительствовал любым повседневным делам человека, отвечал он и за торговлю. Хотя более правильно называть Велеса богом достатка, заработанного честным трудом. Тщательно следил славянский бог торговли за соблюдением договоров и законов, покровительствуя честным купцам и наказывая мошенников.

После крещения Руси перед священниками встала задача примерить обычных людей с официальной религией. Поэтому многие святые неожиданно приобрели черты языческих богов. «Обязанности» Велеса взяли на себя святой Власий, защитник домашнего скота, и Николай Чудотворец, покровитель торговцев и путешественников. Одной из личин Велеса считают и .


Гермес , в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил этому людей.

Семья и окружение

Чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: "Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живёт то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминания о том, что видел".

Когда боги бежали в Египет, он превратился в ибиса.

Имя, эпитеты и характер

Гермес Олимпийское божество догреческого, возможно малоазийского происхождения. Имя Гермеса понимается как производное от слова "герма", что указывает на фетишистскую древность этого божества. Герма представляла собой каменную колонну (либо груду камней, либо каменный столб) с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами.

Сначала гермы обозначали места погребений, позже устанавливались на перекрёстках дорог и, наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями. Они служили путеводными знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда эпитет Гермеса "превратный" - "Пропилей"). Широкое распространение получили Гермесовы столбы (гермы, имевшие вид столбов с головой Гермеса), они стояли на улицах, на площадях и при входе в палестры.

Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид или помощника на пути в царство мертвых, отсюда его эпитет Психопомп - "проводник душ". Гермес одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведет Геру , Афину и Афродиту на суд Париса .

В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего") в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения.

Иногда изображался с ягнёнком на плечах, как покровитель стад, отсюда еще один эпитет Криофор, то есть "несущий барана". Также известны и другие эпитеты Гермеса: Агорей "рыночный", как покровителя торговли; Акакет (или Акакесий) имеет одно из значений "помощник", "милостивый" или "неуязвимый", возможно этот эпитет связан с городом Акакесий в Аркадии; Долий "хитрец"; Ктарос "прибыльный"; Тихон "попадающий в цель", как приносящего удачу; Трикефал "трёхглавый", как покровителя перекрёстков.

Гермес шутник и весельчак, который любит розыгрыши. Он превосходит всех по хитрости, лукавству и изобретательности, хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства, не зря своим покровителем его считали именно воры и шулеры.

В римской мифологии почитался под именем Меркурия. У меонийцев с ним отождествляется Кандавл, легендарный царь Лидии, последний из династии Гераклидов.

Культ и символика

Согласно Геродоту, афиняне первыми из эллинов стали делать его изображение с напряженным членом, научившись этому у пеласгов, у которых было священное сказание. Первоначально Гермес - фаллическое божество, изображавшееся гермами. В 415 до н. э. гермы были уничтожены. Во времена Рима они потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или божества.

Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Гермеса, как "амбросийные" (буквально "бессмертные") золотые крылатые сандалии "таларии" и золотой жезл - керикион или кадуцей - средоточие магической силы, который он получил от Аполлона . Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте - две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Свой жезл Бог использовал, чтобы усыплять или будить людей - для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных. Еще одним атрибутом Гермеса служит широкополая шляпа "петас".

В средневековых книжных иллюстрациях Гермес изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты).

Гермеса чтили как покровителя молодых атлетов, в честь него строили стадионы, которые предназначались для различных соревнований атлетов, а так же школы, в которых занимались гимнастикой. Эти школы украшались скульптурами Гермеса.

Павсаний приводит легенду о беотийском городе Танагра, который был спасён Гермесом от чумы тем, что тот пронёс барана на своих плечах вокруг городских стен: "Что касается храмов Гермеса, то один посвящен Гермесу Криофору (Несущий барана), другой - Гермесу, которого они называют Промахос (воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана; поэтому и Каламис создал статую Гермеса, несущего барана на плечах. Так и до сих пор на празднике Гермеса тот юноша, который будет признан самым красивым по внешности, обходит городскую стену с ягненком на плечах".

Гермес почитался на Анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. В Риме купцы справляли праздник Меркурия 15 мая. В этот день в 495 г. до н.э. ему был посвящён первый храм и учреждена первая коллегия купцов-меркуриалов. Жертвенник Гермесу также находился у так называемых вод Меркурия, где купцы окропляли свой товар, чтобы сохранить его от порчи.

Влияние на культуру и искусство

Ему посвящены III и XVII гимны Гомера, XXVIII орфический гимн.

Гермес действующее лицо трагедий Эсхила "Эвмениды" и "Прикованный Прометей", трагедий Еврипида "Антиопа" и "Ион", комедий Аристофана "Мир" и "Плутос", пьесы Астидаманта младшего "Гермес".

Многочисленные античные статуи Гермеса - "Привязывающий сандалию", "Гермес Бельведерский", "Гермес Олимпийский" и другие. Среди дошедших до нас произведений античной пластики: "Гермес с младенцем Дионисом " Праксителя, "Отдыхающий Гермес" в римской копии; известны также "Гермес Лудовизи", "Гермес Фариезе". В числе герм - пергамская копия произведения Алкамена. Среди рельефов "Гермес и хариты".

Иногда Гермес изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Гермес - проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля "Гермес вводит Психею на Олимп"), посланец богов (статуя "Меркурий Джамболонья), миротворец (картина П.П. Рубенса "Примирение Марии Медичи со своим сыном") и другие. Часто Гермеса изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто "Меркурий и три грации"). В европейском искусстве 15-17 вв. особенно популярны сюжеты "Меркурий обезглавливает Аргоса" (Рубенс, Я. Иорданс, Веласкес, Рембрандт и др.), "Похищение Меркурием стад Адмета" (Доменикино, К. Лоррен и др.).

В искусстве 18 - начала 19 в.в. образ Гермеса находит воплощение главным образом в пластике (Г.Р. Доннер, Ж.В. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.)

Гермес в современности

(69230)Гермес - околоземный астероид из группы аполлона, который характеризуется сильно вытянутой орбитой, из-за чего в процессе своего движения вокруг Солнца пересекает орбиты сразу трёх планет: Венеры, Земли и Марса. Обнаружен Карлом Рейнмутом 28 октября 1937 года.

Любопытно, что в наше время предприниматели очень часто используют имя Гермеса в названии своих фирм, занимающихся торговлей.

Никто не может так хорошо выполнять поручения Зевса, как это делает Гермес. Везде пройдет быстроногий бог, никаких препятствий для него не существует: он и на край света в мгновение ока слетает, и под землю в мрачное царство Аида спустится, чтобы проводить туда души умерших. Стремительный, как луч света, носится быстроногий Гермес с высокого Олимпа на землю и обратно на Олимп, передавая богам и смертным волю громовержца. Самой судьбой предназначено ему было стать вестником богов. Уже с рождения все предвещало, что большое будущее ожидает этого смышленого ребенка.
В горной пещере в Аркадии родился сын Зевса и Майи быстроногий Гермес. Он еще лежал в колыбели, когда, взглянув на его лукавую рожицу, многоопытный Аполлон предрек ему судьбу:
– О мой голубчик, хитрец и обманщик, чувствую, как часто будешь ты темной ночью в дома пробираться, чтобы без шума делать там свою воровскую работу.
Аполлон, конечно, преувеличивал, но, сказать по правде, совсем немного. Сколько было богов на Олимпе и сколько героев, могучих и сильных, жило в то время на земле, и никто из них не мог превзойти Гермеса в ловкости и хитрости. Недолго оставался новорожденный бог в своей священной колыбели. Потихоньку от матери выпутался он из пеленок, спрыгнул на землю и шагнул за порог. Ясное солнце осветило его крепкую фигурку, он радостно засмеялся и тут увидел большую черепаху. Она медленно передвигалась на своих мягких лапах, пощипывая сочную травку. Подхватил Гермес черепаху на руки и вернулся в пещеру. Там он, недолго думая, распотрошил ее, потом нарезал на поляне ровненьких тростниковых стеблей и сделал из черепашьего панциря свою первую сладкозвучную лиру. Он и струны догадался приладить, которые сделал из овечьих кишок, а когда все было готово, коснулся их, и нежные звуки заполнили высокие своды пещеры.
Взялся Гермес подпевать этим звукам, и так хорошо все у него получилось. Он еще продолжал петь, а в голове его уже крутилась другая задумка. Захотелось ему свежего мяса попробовать, а заодно и над Аполлоном подшутить. Спрятал маленький певец свою лиру в колыбельку и помчался к пиэрийским горам. Стояла уже темная ночь, только яркие звездочки поблескивали на высоком небосводе. Но Гермесу и темная ночь не помеха. Быстро достиг он Пиэрии, где на зеленых некошеных пастбищах паслись стада Аполлона. Отделил он от стада полсотни мычащих коров, привязал к их копытам метелки из веток мирта и тамариска и погнал по песчаной почве, запутывая следы.
По дороге Гермес встретил старика, который, согнувшись, копался в своем винограднике.
– Смотри, старик, никому не рассказывай, что видел меня, кто бы у тебя об этом ни спрашивал. А за это я даю тебе вот этих двух коров.
Поклялся старик, что будет нем как рыба и никому ни о чем не скажет, кто бы его ни расспрашивал. Гермес пошел дальше со своим стадом, но через некоторое время решил проверить, сдержит ли старик свое слово. Спрятал он коров в лесу, а сам, изменив свой облик, вернулся назад.
– Скажи, старик, не видел ли ты тут коров, которых гнал мальчик? Если ты скажешь, куда он их погнал, я тебе дам быка и корову.
Уж очень захотелось старику получить еще и этот щедрый подарок, поэтому он не заставил долго себя упрашивать и показал, куда направился маленький погонщик. Рассердился Гермес на старика и превратил его в скалу, чтобы теперь он уже молчал вечно, а сам поспешил дальше. Шел он через заросшие лесом горы, через цветущие луга, мимо мрачных ущелий.
Уже наступало ясное утро, когда пригнал Гермес похищенное стадо в Аркадию. Но не к своей пещере привел он коров, а к другой, что была неподалеку. Он уже знал все хитрые повадки и, чтобы запутать следы, повернул коров задом наперед, так их и ввел в пещеру. Ведь теперь все, кто увидит следы, подумают, что коровы вышли оттуда. Двух коров он оставил и принес их в жертву олимпийским богам.
Утомившись от своей многотрудной работы, направился Гермес к родной пещере. Потихоньку, чтобы не увидела мать, забрался он в свою колыбельку и притворился спящим. Даже пеленки обмотал вокруг себя, как будто так и лежал все время на месте. Но мать уже видела пустую колыбельку и догадалась, где гуляет ее непутевый сын:
– Зачем ты похитил коров у Аполлона, плохое затеял ты дело, – сказала она ему с упреком. – Неужели ты не боишься его далеко разящих стрел? Ты еще не знаешь, как он страшен в своем гневе.
– Не боюсь я Аполлона, – отвечал ей маленький Гермес, – пусть себе гневается. А если он посмеет обидеть меня, я в отместку разграблю все его святилища в Дельфах. Все его золото украду, серебро и одежду.
Не успел он еще и последнее слово промолвить, как на пороге грота появился разгневанный Аполлон. Увидел Гермес грозного бога и закрыл глаза, как будто давно уже крепко спит. Тихо и скромно лежал Гермес в своей люльке, и кому же в голову придет, что этот невинный младенец мог уже натворить столько дел. Но его невинный вид не обманул мудрого Аполлона. Подошел он к колыбели младенца и сказал ему грозно:
– Слушай меня внимательно, малыш. Если ты не вернешь мне моих коров, я сброшу тебя в глубокий Тартар. Тогда даже отец не спасет тебя.
Гермес открыл свои лукавые глазки и с удивлением уставился на грозного бога:
– Я знаю, Аполлон, что ты очень мудрый. Но как же ты мог подумать, что я смог увести твоих коров, ведь я еще такой маленький. У меня и заботы сейчас другие – поспать да материнского молока попить.
Засмеялся многоопытный Аполлон, понял он, какой хитрец на свете появился. Вот тогда-то он и сказал ему:
– Расти, маленький лгун, и боги воздадут тебе почесть.
Вытащил Аполлон малолетнего плута из его колыбельки и, как он был в пеленках, заставил идти вместе с ним на Олимп, чтобы там рассудил их Зевс и заставил своего новорожденного сына вернуть все, что он уже успел похитить. Показал Гермес, куда он спрятал коров Аполлона, а чтобы тот не держал на него больше зла, хитрец Гермес, пока Аполлон выводил коров из пещеры и пересчитывал их, играл ему красивые мелодии на лире. И Аполлон, пораженный виртуозностью Гермеса, простил его и даже подарил ему своих коров за его лиру.
Когда Гермес подрос, великий Зевс забрал его к себе на Олимп. С тех пор он без устали носился по всему свету, выполняя поручения отца. Забегал он по пути к своей матери передохнуть немного и однажды пожаловался ей:
– О, какой я несчастный, нет никого несчастнее меня.
– Что такое? – встревожилась Майя. – Что случилось с тобой, сын мой?
– Они меня совсем замучили работой. Я разрываюсь на части от множества дел. Никто меня не жалеет.
– Не гневи великих богов, сынок. Они любят тебя, потому и прощают все твои проделки. Ну, посуди сам, мало того что ты похитил коров Аполлона, когда был маленький, так ты еще недавно украл у него лук и стрелы. А кто у самого Зевса его скипетр украл?
Гермес засмеялся и потупил свою бедовую голову. Он вспомнил этот забавный случай, когда он действительно в шутку украл у отца знак его власти – золотой скипетр – и спрятал его. Сколько тогда было переполоху на Олимпе, сколько волнений, пока боги не догадались, кто виновник этой неслыханной кражи. Пришлось ему сознаваться и показывать, где он спрятал похищенный скипетр. Отец рассердился на него немного, а потом простил. Все-таки он его очень любит.
– Но ведь я занимаюсь воровством только в шутку, мне ничего не нужно, – сказал Гермес своей обеспокоенной матери, – ведь еще больше я делаю добрых дел. Кто придумал азбуку и научил людей читать? А кто изобрел числа и меру всех вещей? Скажешь, не я?
Что оставалось говорить Майе? Конечно, это все придумал и изобрел ее сын. Он очень талантливый и смышленый. И мать очень гордится своим сыном. С какими только просьбами к нему не обращается! Торговцы считают его своим богом, а путешественники – своим. Не оставляет он людей и после их смерти, провожает их души к Аиду. Никого он не обижает и успевает везде. Даже когда народные собрания надо проводить, и то посылают за ним. Он и соберет всех быстро, и говорить научит.
– Хорошо, хорошо, – сдалась любящая мать. – Ты у меня замечательный сын. Только, прошу тебя, не испытывай больше терпения великих богов. Тут опять мне жаловались, что у Посейдона трезубец пропал, а у Ареса – его меч. Верни им все, пожалуйста!
– Ладно, верну, ты не волнуйся. Ну, мне пора. Надо еще в Аргос слетать, навестить Данаю, передать ей привет от Зевса, а на обратном пути он просил забежать в Беотию к Антиопе.
И быстроногий Гермес помчался дальше на своих крылатых сандалиях.

Греческая мифология является богатейшим культурным наследием человечества. Бог Гермес, имеющий также имена Агорей, Акакет, Долий и множество других занимает в ней не последнее место. Кроме древнегреческих мифов о нем сложил гимны Гомер, он был одним из персонажей античных комедий Аристофана, с его участием любили ставить пьесы античные деятели театрального искусства.

Значение образа

Для греков он был символом дерзости и добродетели в одном лице. Он являлся вестником богов, насылая на людей сновидения заранее предупреждал о тех или иных грядущих событиях.

Если сопоставлять древнегреческую мифологию со скандинавской, аналогом Гермеса у северных народов был Локи, однако последний не особо отличался добродетельностью, и его плутовство зачастую приносило беды как сородичам Астгарцам, так и ему самому. Гермес в свою очередь прослыл воришкой, но в более мягком контексте. Он обладал острым умом и красотой, умел красиво говорить, что сделало его покровителем торговцев и странников.

  • Во имя добра он мог идти на низкие поступки: подслушать разговор богов, затеять какую-либо невообразимую авантюру. Он был уважаем на Олимпе, все дивились его ловкости и умению повернуть любую ситуацию себе на пользу.
  • Гермес мог незримо присутствовать везде и отсутствовать, там, где думали, что он рядом. Младший среди детей Зевса, он был любимчиком отца и умело пользовался его снисходительным отношением.

Происхождение

Гермес относится к божествам высшего эшелона. Он сын и седьмой плеяды, богини Майи, воплощавшей в себе понятие плодородия, красоты. Именно в ее честь Римляне назвали месяц Май.

С рождением Гермеса связан один из самых драматических древнегреческих мифов. Как известно Гера, законная супруга Зевса невзлюбила Майю за ее красоту, и опасений, что плеяда уведет у нее мужа. Майе пришлось на сносях прятаться в пещерах на горе Керикон, где и родился Гермес. Мать завернула сына в полотно, уложила в ивовую колыбель и отдала на воспитание нимфе. Но малыш оказался необычным, не по годам развитый ребенок быстро научился ходить и говорить, всего несколько часов спустя появления на свет.

Мифы и легенды

Когда мать и смотрительница отлучились, он выбрался из укрытия и отправился в путь по одной из дорог. Таким образом он добрался пешком до Фессалии, где встретил своего старшего брата Аполлона, который должен был заниматься охраной чудесного стада коров, принадлежавшим царю Адмету. Это били 12 взрослых коров и сотня молодых телок с позолоченными рогами.

Несколько часов от роду, Гермес, сын Майи и Громовержца, осмотрелся вокруг и никого не заметил. Решив, что отвлекся, на привычное для него, соблазнение смертных красавиц или на разговоры с Гименеем, он решает, что такой случай нельзя упускать. Наш хитрец, обмотав ступни листвой, чтобы его не могли вычислить по следам, погнал стадо коров к горе Пилос.

Однако это была довольно пустынная местность и мальчик задумался, как бы ему обеспечить свою безопасность и избежать гнева богов. Он решает принести двух коров в жертву обитателям , разрезав туши на 12 равных частей и возложив в костер. Оставшееся стадо он спрятал за холмами и вернулся в укрытие в пещере.

Зевс наблюдал за происходящим, и назначил мальчика покровителем всех воров, плутов и обманщиков. Это была единственная ипостась, за которую никто из богов не хотел отвечать.

Проказы и шалости

По возвращению в пещеру, неподалёку от укрытия Гермес заметил большую черепаху, которая нежилась на солнышке. В силу шаловливого характера маленький бог, сразу задумался, что можно с ней сделать. Он взял черепаху, очистил панцирь от внутренностей, повязал поперек жилы убитой коровы и изготовил первую лиру (музыкальный инструмент) на земле. Довольный, он вернулся в колыбель и заснул будто ничего и не случилось.

В это время Аполлон наконец-то заметил пропажу драгоценных коров. На поиски он потратил массу времени и сил, искал на земле и на небесах, но безрезультатно. В итоге Аполлон решает обратиться за помощью к сатирам. Они искали повсюду, но стада нигде не было. Сатиры уже готовы били завершить поиски, но вдруг услышали великолепные звуки.

Они не знали ранее, инструмента, который мог бы производить такие звуки. Сатиры пошли на мелодию, и подошли к пещере, где прятались малыш с матерью, их встретила нимфа. Когда они спросили, что за сданную музыку они слышали, нянька рассказала о невероятном инструменте из черепахи и жилы коровы. Сатиры поняли, что чрезвычайно одаренный младенец и есть тот самый воришка, угнавший стадо у своего же старшего брата.

Аполлон обратился к матери мальчика, чтобы та вразумила малыша, и он признался, где спрятал стадо. Но удивленная Майя решила, что абсурдно обвинять в краже грудного младенца. Тогда Аполлон пошел искать справедливости у Зевса. В итоге проказник соглашается вернуть стадо, за исключением двух принесенных в жертву телок. «Я разрезал их на 12 равных частей, в честь каждого бога Олимпа, заявил мальчик». Аполлон удивился, ведь на Олимпе всего 11 божеств. Юноша гордо заявил, что является 12 полноправным богом. В это время Зевс очень был горд за мальчика.

Атрибуты и символы власти

На картинах часто изображают в широкополой шляпе с крыльями. Также традиционным атрибутами покровителя воров и странников является крылатый жезл и крылатые сандалии. Посох необходим ему, чтобы насылать вещие сны, а шляпа и сандалии, чтобы ловко и незаметно перемещаться.

Гермес — это бог торговли, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия Древней Греции, дающий богатство в торговле. Также Гермес — покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии, а еще — посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп - проводник душ) в подземное царство Аида. Гермес сын Зевса и прекрасной нимфы гор Майи, дед отважного и многомудрого Одиссея. Гермеса обычно изображают юношей в шляпе с загнутыми полями, в золотых крылатых сандалиях и с золотым магическим жезлом кацубей, подарком Аполлона, украшенным двумя змеями.

В древнеримской мифологии Гермесу соответствует Меркурий, бог-покровитель торговли, прибыли и обогащения, сын бога неба Юпитера.

Тотчас после рождения Гермес обнаружил все главные черты своего характера: изобретательность, проворство, соединенное с грацией, хитрость и лукавство. Необыкновенно быстро развиваясь, он на пятом часу после рождения покидает колыбель, делает лиру, натянув струны на панцире черепахи, и воспевает на ней любовь Зевса и своей матери Майи.

Почувствовав желание поесть мяса, Гермес в сумерках спешит в область Пиерию и крадет 50 быков из стада Аполлона. Привязав к ногам быков сандалии или ветки деревьев, чтобы спутать следы, он гонит их перед собой, скрывает в пещере возле города Пилоса, а затем возвращается к своей матери и ложится в люльку, как будто бы ничего не случилось.

Но Аполлон, обладающий даром провидения, открывает вора и ведет его к Зевсу. По приговору Зевса, Аполлон получает обратно своих быков и уступает их добровольно Гермесу в обмен на изобретенную им лиру. Тогда Гермес изобретает для себя скромную пастушескую свирель (сирингу), но и ее он уступает Аполлону за «жезл глашатая». Таким образом, Гермес сделался богом стад и пастбищ, тогда как Аполлон с этого времени стал ревностно заниматься музыкой. Кроме того, Аполлон научил своего младшего брата искусству предсказаний, а Зевс сделал его глашатаем богов.

С этого времени Гермес выступает в мифах о богах и героях, чаще всего вестником Зевса, но часто также в качестве хитрого друга людей и героев, всегда готового дать разумный совет. Всего охотнее он проводить свое время в обществе лесных и полевых нимф. Так, Приап, Гермафродит, Дафнис в Сицилии и многие другие считались его сыновьями. Первоначально Гермес «стремительный, спешащий», был богом ветра, вследствие чего его представляли себе крылатым, затем стал богом поездок и путешествий и наконец богом торговли и всяких дел вообще; как бог путешествий, он сопровождает людей в их последнем странствовании в царство Аида, поэтому он называется «проводником душ».

Древнейшей формой почитания Гермеса было поклонение ему в образе простой кучи камней. В такой куче укреплялся столб, а когда на столбе стали изображать фаллос, а впоследствии также приделывать к столбу голову бога, то получились гермы, которые вместе с тем служили первоначально путевыми столбами и снабжались мудрыми изречениями.

Философы-мифологи называли Гермеса «общим переводчиком», который дал людям языки и письмена, а вместе с тем возможность выражать свои мысли; греки символически указывали на это принося ему в жертву языки жертвенных животных. Палестры и гимназии также считались его изобретением и были посвящены ему.

Особый праздник в честь Гермеса назывался «Гермеи» и справлялся главным образом в Афинах в гимнасиях и палестрах. Гермес, столь разностороннее по своему характеру божество, считался здесь преимущественно богом гимнастической ловкости. Совершенно в другом значении (как предотвратитель эпидемий) почитался он в Танагре (Беотия); ещё одно значение имел его культ на острове Крите, где приближался к культу Сатурна в римских Сатурналиях. Средоточием культа Гермеса была Аркадия, и здесь (особенно в Фенее) Гермес пользовался высоким почетом, как бог древнейшего сельского населения страны. Как бог торговли, Гермес отождествлялся с римским Меркурием.

Художественные изображения Гермеса были также разнообразны, как и его значения: он является то пастухом, то вором, то купцом (с кошельком), иногда с лирой, иногда же вестником богов или глашатаем. Гермес, несущий барана, перешел в христианскую символику в виде изображения Доброго пастыря. Древнейшее искусство представляло его бородатым, т. е. сильным мужем, но уже в раннюю эпоху получило распространение изображение Гермеса в юношеском возрасте. Он носит короткие вьющиеся волосы и отличается пытливым и умным выражением лица.