Справка: православная духовная семинария рпц мп во франции. Русская духовная семинария во Франции не является православной? Открытое письмо студента Андрея Серебрича и комментарии этого конфликта Русская семинария во франции

18 июля 1924 г. – 5-го по старому стилю – по торгам в Парижском PalaisdeJustice осталась за митрополитом Евлогием большая запущенная усадьба в XIX arrondissement на RuedeCrimee. Это был день памяти преподобного Сергия – день зарождения Сергиевского Подворья. Усадьба до войны принадлежала немцам. Она состояла из церкви и четырех домиков, расположенных на горе среди разросшихся деревьев сада. На имущество был наложен секвестр французскими властями.

Ближайшею целью покупки являлось создание в Париже второго русского храма и организация второго прихода. Старый храм на RueDaru перестал вмещать молящихся с тех пор, как Париж стал центром русского беженства.

Это было начало. – Со дня памятных торгов 5–18 июля 1924 г. уже истекает год. К этой первой дате прибавились новые. В декабре 1924 г. имущество было выкуплено. 1 марта (16 февраля) 1925 г. в Прощеное Воскресенье, к началу Великого Поста, была освящена . За две недели до Светлого Праздника образовался приход. Через месяц, 30 (17) апреля, начались занятия в Богословской Школе. – Такова краткая летопись Сергиевского Подворья за первый год его существования.

На общем фоне русской жизни за границей открытие новой русской церкви, в центре западной культуры не представляет собою исключительного явления. По всему лицу земли, во всех точках русского рассеяния, зажглись лампады Православия – открылись беженские церкви, бедные, как сами беженцы, не имеющие часто самого необходимого: богослужебных книг, сосудов, облачения, но согреваемые пламенем веры, сильные молитвой и слезами, сияющие светом Православия.

И тем не менее создание Сергиевского Подворья оказалось делом, объединившим все русское беженство, вызвавшим сочувственные отклики даже в России. Приобретение Сергиевского Подворья выходило из рамок обычных финансовых расчетов. Приступая к этому делу, Митрополит Евлогий не располагал необходимыми средствами и верных расчетов на поступление нужных сумм у него не было. Он был силен верою в помощь Божью и в покров преподобного Сергия. В день Преображения раздался призыв Владыки к русским в рассеянии нести свои беженские деньги на сооружение Подворья. Его результаты оставались долгое время неизвестными. Были трудные осенние дни, когда казалось, что начинание обречено на неудачу. В декабре предстоял выкуп имущества. Усадьба была запущена. Здания, десять лет стоявшие без употребления, пришли в ветхость. Необходим был капитальный ремонт. – И чудо совершилось. Имущество было выкуплено. Дома были приведены в порядок. В храме сооружена была солея, воздвигнуты были престол и жертвенник, поставлен старенький временный иконостас. – Это было делом русских людей, откликнувшихся на призыв Митрополита Евлогия.

К 1 февраля 1925 г. сумма, собранная на сооружение Сергиевского подворья, достигла 482.632 фр. Из нее за недвижимость пришлось уплатить в разные сроки 378.437 фр. Остаток был обращен на ремонт. Собранная Митрополитом сумма включала 91.440 фр., пожертвованные Председателем Всемирной Христианской Студенческой Федерации, д-ром Моттом, и 98.410, полученные в долг от разных лиц, и на разных условиях. Остальное – около 300.000 было принесено на дело сооружения Сериевского подворья руками беженцев. Это был жертвенный порыв. Студенты отказывались от обеда, женщины несли последние драгоценности, рабочие отдавали свои трудовые гроши. Дело любви продолжается и поныне. преп. Серия на RuedeCrimee – убогая беженская церковь. Но в нее текут дары – несут иконы, облаченья, любовно украшают храм цветами. Постепенно совершается уплата долга.

Дело сооружения Сергиевского подворья стало делом всей русской эмиграции потому, что Сергиевское подворье, задуманное как храм, с первых дней своего осуществления, приняло под сень храма и освятило покровом преп. Серия, другое дело, выходящее за пределы русского Парижа, за пределы Франции, за пределы Европы, даже за пределы русского рассеяния: дело, нужное для эмиграции и для России, дело основания Высшей Богословской Школы.

Это дело уже имеет свою историю.

Старая русская духовная школа была разрушена в 1918 году. Кое-где были сделаны попытки продолжить работу старой Академии. Это было медленное догоpание. Но потребность в духовном образовании сознавалась во всей ее неотложности. Весною 1920 г. возник в Петрограде Православный Богословский Институт. Петроградский Богословский Институт не был простым воспроизведением старой Духовной Академии. Богословский Институт имел благословение Св. Патриарха Тихона. Он пользовался отеческим попечением приснопамятного священномученика Петроградского Митрополита Вениамина. Но построение его началось снизу. Оно вышло из недр приходских организаций. В числе слушателей было много женщин, выделявшихся особенным рвением и успехами. Большинство профессоров принадлежало к профессорам Академии, но много было и новых. Были среди профессоров видные представители приходского священства. Были работники университетские . К весне 1923 года Богословскому Институту удалось сделать первый выпуск. Этот выпуск был единственный. Тою же весною 1923 года Институт прекратил свое существование. Послушный указаниям св. Патриарха Тихона и верный заветам своего архипастыря Митрополита Вениамина, институт оказался с политической стороны неуязвимым даже для советской власти. Она его задушила, возложив на него непосильное бремя финансовых тягот. его решилась в 1923 г. Ее неизбежность была ясна уже к концу лета 1922 г.

И тогда же – в августе 1922 г. – по промыслительному совпадению – впервые зашла речь об открыли русской православной Духовной Академии за границей. Инициатива тоже исходила снизу. Для основания Академии нужны были средства. С просьбою о средствах группа русских профессоров (А. В. Карташев, П. Б. Струве, П. И. Новгородцев) обратилась к председателю Всемирной Христианской Студенческой Федерации Д-ру Мотту. Это первое совещание не имело конкретных результатов. Не имело их и второе публичное выступление в пользу открытия Академии, доклад а в октябре 1923 г. на конференции русских христианских студенческих кружков в Пшерове под Прагою. На Пасхе 1924 г. в Праге состоялось новое совещание с д-ром Моттом. В нем приняли участие с русской стороны новые люди: проф. В. В. Зеньковский, который к этому времени занял положение руководителя русского христианского студенческого движения, и высланный из России известный богослов, философ и экономист прот. С. Н. Булгаков. Инициатива опять исходила снизу. Переговоры приняли конкретный характер. Был поставлен вопрос о месте основания будущей Академии. Были высказаны и отвергнуты разные предложения: Академии на Балканах, Академия в Англии, Академия в Америке. Остановились на Праге.

Таково было положение вопроса к моменту приобретения Сергиевского подворья. С приобретением Сергиевского подворья все прежние проекты отпали окончательно. Территориальная база для Академии была создана в Париже. Частная инициатива, исходившая снизу, получила благословенье и поддержку Высшей церковной власти в лице Митрополита Евлогия. Призывая православный народ нести жертвы на создание Сергиевского Подворья, Митрополит Евлогий говорил и об основании Богословской школы.

История приобретения Сергиевского Подворья с помощью д-ра Мотта наглядным образом доказала, что инициаторы дела находились с самого начала на правильность пути. Но соотношение русских и иностранных пожертвований свидетельствовало и о другом – русские беженцы сознали дело основания Высшей духовной школы за границею, как свое национально-русское Православное дело.

Длительные усилия русской церковной интеллигенции за границей исходили из учета профессорских сил, находящихся в эмиграции. Список ученых богословов, историков и религиозных философов, проживающих за пределами России, включает свыше тридцати имен, в том числе, нескольких очень крупных ученых. Правда, целого ряда хорошо известных имен – без которых как-то трудно себе представить Духовную Академию – мы в этом списке не находим. Носители их – в России, и выписка их за границу натолкнется, по всей вероятности, на неодолимые препятствия. Но и без них, наличными за границею силами, преподавание в Духовной Академии может быть обеспечено по всем ее кафедрам.

Этот список ученых по своему составу не однороден. В него входят такие работники старой духовной школы, как все ученые святители, находящееся на чужбине, и много мирян. Из последних назову ветерана науки Н. Н. Глубоковского, и одного из главных инициаторов созидаемой высшей школы а. Но входят в него и лица, окончившие светскую школу: прот. С. Н. Булгаков, Н. С. Арсеньев, вся группа религиозных философов, и многие другие. Этот смешанный состав – не случайность. На русскую духовную школу за границей ложится великая задача, поднять нить духовного образования, которую оборвала в России безбожная власть. Но есть и другая задача: продолжить великие традиции русской богословской науки. А русское богословие творилось не только в стенах духовных Академий. Славный эпитет «учителя церкви» был приложен в половине XIX в. к светскому писателю Хомякову. И потому нельзя отрицать какой-то внутренней правды в том наименовании «Богословский Институт», которое, большая часть инициаторов этого дела считает уместным усвоить создаваемому учреждению.

Такова одна сторона вопроса. Есть и другая. Основание Богословского Института отвечает назревшей общественной потребности. Это видно не только из сборов на сооружение Сергиевского Подворья. С августа 1924 г., когда впервые разнеслась молва о создании Высшей Духовной Школы, по настоящее время (1 июля 1925 г.) к Митрополиту Евлогию поступило 90 прошений о зачислении в студенты. Просители далеко не всегда дают о себе сколько – нибудь подробные сведения. С другой стороны, и администрации школы не со всеми просителями удалось войти в непосредственные сношения. Поэтому сообщаемые ниже статистические данные, неизбежно, страдают неполностью и несколько случайным характером. Тем не менее, даже в таком виде они представляют некоторый обобщающий интерес:

1 . Возраст просителей колеблется в пределах от 17 до 50 лет. Более двух третей всех прошений (61) поданы лицами в возрасте от 21 до 35 лет.

2 . По образованию, в числе просителей есть 18 человек, окончивших высшие учебные заведения, 30 окончить не успевших, но состоявших или даже поныне состоящих студентами высшей школы. Из остальных, 27 имеет законченное среднее образование, в том числе 14 окончило духовные семинарии. Шестеро учились в семинариях, но окончить не успело. 24 человека получили военное образование (нормальное или ускоренное, военного времени), 36 – участники войны.

3 . О сословном составе просителей администрация школы располагает особенно скудными данными. Тем не менее, о 18 просителях известно, что они из духовного звания, 16 – из дворян, 5 – из крестьян.

4 . Прошения поступали из разных мест: 31 из Парижа, 19 – из Югославии; 17 – из Франции (не считая Парижа, но включая Тунис); 8 – из Чехословакии; 4 – из Болгарии; Кроме того отдельные прошения (по одному, по два) поступали из следующих стран: Эстонии, Финляндии, Польши, Бельгии, Германии, Швеции, Турции.

5 . О 23 просителях известно, что они состояли членами христианских студенческих кружков.

Было бы большим заблуждением объяснять все это множество прошений, полученных из разных точек русского рассеяния, от людей разного возраста, разного происхождения, разного образования, исключительно заботою о материальном обеспечении. Личные беседы с подавшими прошения, введенные, как общее правило, везде, где это представлялось возможным, убеждали Митрополита Евлогия и администрацию школы в полной искренности огромного большинства просителей. О том же свидетельствуют наблюдения за деятельностью Христианских Студенческих Кружков, с которыми мы встречаемся по всем пунктам расселения русских беженцев. Как уже отмечено, до 25% общего числа просителей состояли членами кружков.

Русскому христианскому студенческому движению, посвящена в этом № особая статья, из нее видно, что кружки существуют всюду, где есть русская учащаяся молодежь: в Париже, в Праге, в Берлине, в Белграде, в Софии, в далекой Эстонии, в маленьких студенческих центрах, вроде Брно, Пшибрама, Загреба и в других городах. Видно из нее и то, что кружки эти разного типа; и что по-разному понимают кружки свои ближайшие деловые задачи и методы своей работы. Но конечная задача всегда одна – постижение глубины Православия, построение жизни на Православной основе. Руководители церковной жизни это поняли. Митрополит Антоний благословил работу Белградского кружка. Митрополит Евлогий принял на себя задачу организации Высшей богословской школы за границей, для того, чтобы дать подлинную духовную пищу нашей заграничной молодежи, взыскующей церковного просвещения и жаждущей отдать свои силы па служение Церкви. Эта молодежь выявила себя в кружках. Снизу это единство не видно. Часто в одном городе несколько кружков. Сознание взаимного различия порою доходит до острого антагонизма. Для Церкви этого различия не существует. Один из корней Парижской богословской школы уходит в недра студенческих кружков.

Духовная потребность, вызвавшая к жизни христианские студенческие кружки, может получить удовлетворение только в русской Православной богословской школе. Не говоря уже о богословских факультетах католических и протестантских, даже православные духовные школы в Румынии, Сербии, Болгарии и Греции потребности русской молодежи удовлетворить не могут. Это показал опыт. Русской православной молодежи нужна русская Богословская школа. И это касается не только русских беженцев. Это касается и тех православных русских, которые оказались подданными новых лимитрофных государств. Существующими духовными школами (только в Польше) потребность в духовном просвещении остается фактически неудовлетворенною.

Правда, открытие высшего духовно-учебного заведения все еще остается делом будущего: делом соборного церковного разума. Предварительные шаги уже сделаны. Митрополит Евлогий уже вошел в сношение по вопросу об организации Высшей Богословской Школы с нашими учеными иерархами и с представителями русской богословской науки, находящимися за границей.

Но есть другая задача: неотложная и разрешимая. Это – задача богословской подготовки. Ее неотложность вытекает из состава молодежи, ищущей духовного просвещения. Приведенные выше статистические данные ясно свидетельствуют,

что только небольшая часть просителей, прошедшая среднюю духовную школу, обладает подготовкою, достаточною для прохождения высшего богословского образования. Большинство осознавших свое влечение к богословским наукам пришло извне – чаще всего из интеллигенции, глубже и полнее – до последних выводов – пережив обращение интеллигенции к Церкви. Стоящие перед ними задачи подготовки – это неразрывные в своей взаимной связанности задачи подготовки учебной и подготовки воспитательной.

Сознание этой потребности и привело Митрополита Евлогия к решению открыть занятия пропедевтического (приготовительного) класса Православного Богословского Института. 30 (17) апреля Пропедевтический Класс приступил к работе. Его работа продлится до 1 октября с. г.. 1 октября администрация школы надеется создать условия, которые сделали бы возможным открытие 1 курса Института. В число студентов – стипендиатов I курса будут зачислены, в зависимости от числа вакансий, обнаружившие достаточные успехи слушатели Пропедевтического Класса и заслуживающие особого внимания сторонние просители из числа окончивших полный курс Духовных семинарий.

В слушатели Пропедевтического Класса принято девятнадцать человек; из них шестнадцать – студенты; трое – вольнослушатели. Большинство студентов (10) – в возрасте от 20 до 25 лет, пятеро – старше (до 33 лет), один – моложе (18 лет). Законченное высшее образование имеет один, четверо продолжают состоять студентами других высших учебных заведений. Восемь человек получили среднее образование в военно-учебных заведениях, трое окончили гражданскую среднюю школу. Девять человек состоят членами христианских кружков молодежи. Вольнослушатели все получили высшее образование: один – общее, двое – специальное (инженер, офицер генерального штаба). Последние двое – старше 50 лет. Кроме указанных девятнадцати слушателей, в Пропедевтический класс приняты еще четверо, приславшие прошения из-за границы (трое из Югославии, один из Константинополя).

В Пропедевтическом Классе преподаются следующие предметы: Священное Писание Ветхого Завета, (6 час. в неделю; предмет разделен между Епископом Вениамином и прот. С. Н. Булгаковыми), Священное Писание Нового Завета (4 часа в неделю: С. С. Безобразов); общая и русская церковная история (4 часа в неделю ); догматическое богословие (4 часа в неделю: прот. С. Н. Булгаков); нравственное богословие (1 час в неделю: Епископ Вениамин): литургика и каноника (4 часа в неделю он же; греческий язык (4 часа в неделю) С. С. Безобразов; латинский язык (3 часа в неделю) П. Е. Козалевский. Всего студенты имеют тридцать часов лекций в неделю, т. е. пять часов в день.

Во второй половине учебного периода возможно некоторое увеличение общего числа лекций для включения в учебный план краткого курса пропедевтики философской, возложенного, по постановлению Совета Класса, на профессора В. В. 3еньковского. Пропедевтические задачи класса требуют элементарной постановки преподавания и постоянной проверки успеваемости учащихся. Так, преподавание Священного Писания имеет целью усвоение его содержания в свете предания Церкви; по истории Церкви студенты должны познакомиться с основными фактами церковно-исторического прошлого. Для проверки знаний учащихся назначаются репетиции. Первая группа репетиции состоялась во второй половине июля. До 1-го октября намечаются еще два репетиционных срока.

Вторая задача Пропедевтического Класса, наряду с подготовкою учебною, есть подготовка воспитательная. Строго говоря, эти две задачи неразделимы. Специально-воспитательные задачи преследует весь строй жизни, установленный по плану инспектора Епископа Вениамина, рассмотренному в Совете Пропедевтического Класса и одобренному Митрополитом Евлогием, который сохранил за собою общее руководство классом, в качестве ректора. День студентов начинается в 6 час. утренею в храме Подворья. В 6 час. веч. все бывают у вечерни. Поют сами слушатели. В неделю св. Отец, 31 (18) мая, один из вольнослушателей посвящен в диаконы. За трапезой дежурный читает Житие. Отлучающиеся из Подворья испрашивают на то благословение Владыки-Инспектора. Послушания по церкви и школе несут сами студенты. Для распределения работы по храму, аудиториям, спальням и трапезной назначено четыре старших.

Учебно-воспитательные задачи Пропедевтического Класса не могут быть ограничены одним теперешним составом его слушателей. По условиям теперешнего времени, Богословский Институт, как высшее учебное заведение, тоже не может пройти мимо пропедевтических задач. При выработке постоянного устава будут приняты меры к созданию условий, которые благоприятствовали бы успешному их разрешению.

В нынешний первый год существования богословской школы необходимость ограничиться пропедевтикою вызвана крайним недостатком средств. Содержание каждого студента живущего в общежитии стоит около 300 фр. в месяц. Только три человека оказались в состоянии вносить эту плату; трое вносят половину, т. е. состоят на половинных стипендиях, двое платят четверть. Двое – приходящих. Увеличение числа стипендии является условием существования и развития богословской школы. Из 25 человек, принятых без стипендии, 21 должен был отказаться от мысли получить богословское образование. Опыт жизни русских беженцев за границею показал полную несовместимость тяжелого труда и продуктивного учения. Чуткие жертвователи начинают понимать особенную важность пожертвований именно на стипендии. Одно пожертвование заслуживает упоминания: стипендия студенту «Димитрию»: дар вдовы, посвященный памяти умершего мужа.

Стесненность материального положения отражается и на других сторонах жизни. Канцелярия, сводящаяся к одному секретарю, поглощенному преподаванием, не справляется с работою. Школа лишена необходимейших учебников. Библиотека в зачаточном состоянии и, тем не менее, целый ряд ценных предложений приходится оставлять без внимания, по невозможности произвести вызываемые ими затраты. Только при такой экономии оказывается возможным покрыть наличными средствами смету Класса, исчисленную с 1-го мая по 1 октября с. г. в сумме около 36.000 фр. Достойно упоминания, что при составлении этой сметы сознательно осталась неучтенного возможность непредвиденных расходов.

Таково настоящее. Экономическое положение очень трудно. Но оно было еще труднее, когда Митрополит Евлогий начинал дело Сергиевского Подворья, и трезвые практические люди считали это предприятие безнадежным.. Открытие Высшей Богословской Школы есть дело соборного церковного разума; но срок преднамечен – на 1 октября; и нужно строить экономическое основание. На что можно рассчитывать? Русские источники скудны и иссякают с каждым годом. Но расчеты на иностранцев имеют под собою основание. Посильную помощь уже оказали англичане. Они о6есщают ее и в дальнейшем. Но главные надежды по-прежнему обращены на д-ра Мотта. 30. IV он посетил Сергиевское подворье. Посещение его совпало с началом занятий Пропедевтического Класса. Немедленно после своего посещения он затребовал у администрации школы минимальную смету Богословского Института в порядке его последовательного развертывания. Эта смета была представлена. Она свела продолжительность курса к трем учебным годам, число профессоров по всем кафедрам – к восьми; ограничила расходы по всем статьям и только с особенным вниманием отнеслась к стипендиям, доведя их число до 20 в первый год существования Института; до 30 – во второй; до 40 – в третий и последующие годы. Ответ еще не получен.

За год совершено великое дело. В центре Европейской культуры на русской земле открыта русская православная богословская школа. Эта школа уже в настоящем виде скромного Пропедевтического Класса поднялась выше уровня среднего учебного заведения. И преподаватели, работники высшей школы, чувствуют себя призванными к величайшему творческому напряженно, и слушатели сознают себя студентами Высшего Учебного Заведения. Но это только первый шаг, пропедевтика к Богословскому Институту. Будет ли сделан второй? Верим, что будет. Все дело Сергиевского Подворья чудесно. Над русскою обителью Rue de Crimee с первого дня ее существования покров препод. Сергия, благостный лик преподобного встречает приходящих в Подворье. И помощь не оскудевает: братская помощь иностранцев во имя единения во Христе; помощь русских изгнанников на духовную школу в обители преподобного Сергия.

С. Безобразов.

Séminaire orthodoxe russe en France ) - учебное заведение Корсунской епархии Русской православной церкви , готовящее священно- и церковнослужителей . Центр расположен в городе Эпине-су-Сенар , пригороде Парижа .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Русская православная семинария во Франции

Субтитры

История

Предыстория

Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской - не первое образовательное учреждение Русской православной церкви во Франции. Помимо созданного в 1925 году трудами видных деятелей русской эмиграции во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) , который с 1946 года является высшим учебным заведением Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата .

В 1944 году клириком Русской православной церкви Евграфом Ковалевским и его сподвижниками в Париже был создан , который в 1953 году вместе с Евграфом Ковалевским покинул Московский Патриархат .

Семинария в Вильмуассоне просуществовала всего несколько лет. Она была закрыта после ухода на покой в 1963 года её основателя митрополита Николая (Ерёмина), позже в 1973 году была закрыта и обитель .

История

После падения «железного занавеса» и открытия значительного числа новых приходов Русской православной церкви в Западной Европе всё сильнее осознавалась необходимость открытия семинарии для подготовки духовенства специально для зарубежных приходов. Идея о создании семинарии Русской Православной Церкви во Франции получила свое развитие вскоре после пастырского визита в Париж в октябре 2007 года Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . По словам иеромонаха Александа (Синякова): «Во-первых, Париж - центр самой крупной епархии Московского Патриархата за пределами СНГ (не считая Берлинской). Во-вторых, в Париже максимально сконцентрированы интеллектуальные ресурсы русской эмиграции. Свою роль сыграло то, что у нас сложились хорошие отношения с Католической Церковью. Наконец, нам было проще наладить отношения со светскими учебными заведениями - с той же Сорбонной, где я преподавал» .

15 апреля 2008 года, заслушав доклад митрополита Кирилла, Священный Синод Русской православной церкви постановил открытие Православной духовной семинарии в Париже . По словам архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева) : «более года понадобилось нам для того, чтобы решить необходимые организационные вопросы, подыскать помещение, сформировать преподавательскую корпорацию» . По словам ректора Александра (Синякова) «Мы не можем игнорировать тот факт, что, несмотря на очевидную секуляризацию, французская культура и история тесно связана с Католической Церковью. Нам не просто было заинтересовать католических собеседников в проекте создания русской православной семинарии во Франции. Но когда нам это удалось, они согласились нам помочь в поиске помещений, что в настоящее время довольно сложно в парижском регионе с теми ограниченными средствами, которыми располагает Корсунская епархия» . Католическая епархия предложила на выбор несколько десятков зданий. Остановились на доме святой Женевьевы в Эпине-су-Сенар (фр. Épinay-sous-Sénart ), в 21 км к юго-востоку от Парижа . Первые занятия в семинарии начались 5 октября 2009 года . Торжественное открытие 14 ноября того же года возглавил председатель ОВЦС МП архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) .

В начале 2010 года общественный резонанс вызвало открытое письмо бывшего студента семинарии Андрея Серебрича , критиковавшего порядки, заведённые в семинарии её ректором Александром (Синяковым) .

В ноябре 2013 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл учредил специальную комиссию, ответственную за распределение выпускников Русской духовной семинарии во Франции. Комиссия состоит из Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви , руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , правящего архиерея Корсунской епархии и ректора Парижской семинарии. Решения комиссии представляются на утверждение Патриарха Московского и всея Руси .

13 февраля 2014 года в Русской духовной семинарии во Франции состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между семинарией и Российским православным университетом .

24 декабря 2015 года Священный Синод Русской православной церкви констатировал: «За годы существования этого учреждения сформировались особенности его функционирования, предполагающие проживание и духовное окормление, слушание небольшого количества лекций при получении основного образования в других учебных заведениях Франции. С учётом принципиального отличия указанного учреждения от духовных семинарий Русской Православной Церкви и по итогам инспекции Парижской духовной семинарии Учебный комитет предложил переименовать Парижскую духовную семинарию» и определил считать Парижскую православную духовную семинарию Духовно-образовательным центром имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии с сохранением права использовать наименование «семинария» .

В ноября 2017 года при духовно-образовательном центре по инициативе друзей семинарии, пап и мам детей франко-русских семей открылась школа дополнительного образования "Феникс" с уроками по русскому языку, развитию речи и чтению, занимательной логике и математике .

Обучение

Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской - уникальное учебное заведение, позволяющее совмещать обучение и научные исследования в светском университете с духовным образованием и богослужебной практикой. Все учащиеся центра обучаются в одном из университетов Парижа, получая дополнительное образование в стенах духовно-образовательного центра. Таким образом, Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской «не автономное учебное заведение, а коллегиум, существующий при светских и церковных университетах („университетская семинария“)» .

Обучение в образовательном центре ведётся на французском и русском языках.

Поступление в семинарию

Кандидаты на поступление в духовно-образовательный центр должны быть крещеными православными христианами, любой национальности.

Зачисление происходит в два этапа:

Учебные программы

Духовно-образовательный центр предоставляет четыре различные программы обучения: Пастырская, Бакалаврская и Магистерская с проживанием в семинарии, а также трехгодичный экстернат.

Подготовительный курс

Подготовительный курс продолжительностью в один учебный год (два семестра), предназначен выпускникам православных духовных заведений (семинарий и академий), готовящихся к обучению по бакалаврской или магистерской программе.

Основными целями курса являются:

Пастырская программа

Утверждённая в сентябре 2013 г. , пастырская программа продолжительностью в два учебных года адресована двум категориям учащихся:

  1. выходцам из западных стран, не имеющим опыта обучения в семинарии и готовящимся к принятию священного сана;
  2. учащимся из стран СНГ с высшим теологическим или иным образованием, но без опыта обучения в пастырских духовных заведениях Московского Патриархата .

Двухгодичный пастырский цикл является полноценной программой, основная цель которого - подготовить кандидата к пастырскому служению, восполнить отсутствие православного духовного образования, учитывая специфику контекста западных стран.

После его окончания, по личному желанию и по благословению священноначалия, студент может продолжить обучение в рамках стандартной модели Парижской православной семинарии: бакалавриат и/или магистратура в одном из университетов Парижа с дополнительным богословским образованием в самой семинарии.

Бакалавриат и магистратура

В декабре 2010 года семинария выпустила последование вседневной вечерни : параллельное издание на славянском и французском языке .

В ноябре 2013 года была опубликована литургия апостола Иакова, брата Господня , также в параллельном издании на славянском и французском языке .

В декабре 2013 года при семинарии было создано Издательство святой Женевьевы (фр. Éditions Sainte-Geneviève ). Издательство ставит перед собой просветительские задачи: познакомить русскоязычного читателя с историей и жизнью Русской православной церкви за рубежом и открыть франкоязычному читателю наследие восточной православной традиции. Издательство публикует книги на французском и русском языках, а также двуязычные издания.

С 2014 года действует интернет-магазин издательства прп. Женевьевы по адресу: www.editions-orthodoxes.fr

В феврале 2014 года в Издательстве семинарии вышла первая книга - «La conversion au Royaume de Dieu. Méditations du Carême» , которая является французским переводом книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Тайна Покаяния. Великопостные проповеди» . Презентация книги состоялась 12 марта 2014 года в резиденции Посла Российской Федерации в Париже .

В ноября 2014 года издательство выпустило книгу прот. Сергия Моделя на русском языке о православии в Бельгии: «Всякая чужбина для них отечество»: 150 лет присутствия Православия в Бельгии (1862-2012 гг.) .

Здание

С 1 сентября 2009 года учебные корпуса духовно-образовательного центра располагаются в доме святой Женевьевы в Эпине-су-Сенар (фр. Épinay-sous-Sénart ), в 21 км к юго-востоку от Парижа . Это здание XVII-XVIII века принадлежало католическому монастырю сестёр-помощниц (фр. ) .

Работы по благоустройству домового храма начались в августе 2011 г. Пол в храме был выложен плитами из белого камня. Алтарная часть храма была расписана мастерами иконописной мастерской Трехсвятительского подворья под руководством Эмилии ван Таак. В октябре 2011 г. в семинарию был доставлен и установлен иконостас, выполненный из резного дерева в московской мастерской «Никопея». Группой иконописцев из Москвы под руководством В. А. Ермилова, преподавателя иконописной школы МДА, была расписана основная часть домового храма семинарии.

Южную стену храма украшает уникальная фреска с житием преподобной Женевьевы (благословение св. Германом Ауксерским , исцеление матери от болезни, посвящение в девы св. Маркеллом Парижским, основание базилики в честь священномученика Дионисия Парижского , принесение хлебов в осажденную столицу). На северной стене изображены Пятидесятница , Сретение и Преполовение Пятидесятницы . Западная стена украшена фресками св. первоверховных апостолов Петра и Павла , фреской Христа, окруженного русскими святителями Алексеем и Петром , и фреской с изображением Пресвятой Богородицы в окружении пророков Моисея и Исайи.

14 ноября 2012 г. в день трехлетия со дня открытия семинарии архиепископ Егорьевский Марк совершил великое освящение домового храма .

Богослужения в домовом храме совершаются ежедневно (в будни дни литургия в 7:30, вечернее богослужение в 19:00; в субботу литургия в 9:00 в 18:00 всенощное бдение; в воскресение и двунадесятые праздники литургия в 10:00) и открыты для всех желающих.

Язык богослужения: славянский и французский.

Святыни храма

В домовом храме находятся мощевик с частицей мощей преподобной Женевьевы. Он бы торжественно передан епископом Понтуазским Жан-Ив Риокре Корсунской епархии для храма Русской духовной семинарии во Франции. Церемония передачи мощей состоялась в кафедральном соборе Святого Макловия города Понтуаз 1 июля 2010 года .

В домовом храме также храниться Шип от Тернового венца Господа Иисуса Христа. Торжественная передача Корсунской епархии реликвария с шипом состоялась в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 9 апреля 2011 в домовом храме Парижской православной духовной семинарии . Святыня была дарована русской семинарии Конгрегацией Сестер-помощниц (фр. Société des Auxiliatrices des âmes du Purgatoire ), ранее занимавшей монастырь преподобной Женевьевы в Эпине-су-Сенар, в котором ныне располагается семинария.

Шип от Тернового венца Господня запаян в капсулу из горного хрусталя, которая вставлена в крест из массивного позолоченного серебра. Вместе со святыней сестры передали духовной школе старинные и современные документы, посвященные истории этого Тернового шипа.

Конгрегация Сестер-помощниц получила святыню в дар от архиепископа Венского в 1960 г. Реликварий, содержащий этот Терновый шип, был вывезен из Франции во время революции и в 1790 г. привезен в Прагу, откуда позднее был переправлен в Вену.

Новый реликварий для Тернового шипа был изготовлен в России в декабре 2011 года. Он сделан из дерева, на котором вырезаны изображения Тернового венца, бичевания, крестного пути, и распятия Господа нашего Иисуса Христа, а также четыре евангелиста .

Для поклонения Шип от Тернового венца износится на вечернем богослужении вторника и четверга, а также на божественной литургии в субботу.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы

В сентябре 2012 года в парке духовно-образовательного центра была возведена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Эта первая церковь Парижского региона, построенная в традициях русского храмового деревянного зодчества, была подарена семинарии А. С. Шаповаловым, меценатом из Тверской епархии.

Во второй половине июля 2012 года начались работы по сооружению фундамента храма , которые были завершены в августе. 6 сентября 2012 г. в разобранном виде храм был доставлен в семинарию. Работы по возведению храма осуществляла бригада мастеров-добровольцев из России под руководством А. С. Шаповалова.

21 сентября 2012 года работы по возведению храма были полностью завершены. На колокольню был установлен набор из шести колоколов, отлитых на Воронежском заводе и подаренных семинарии Е. В. Осадчим.

Общая площадь храма составляет 100 м 2 . Высота храма - 18 метров.

Торжественное освящение храма было совершено 21 сентября 2014 года руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископом Егорьевским Марком (Головковым). На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации во Франции А. К. Орлов , мэр города Эпине-су-Сенар Жорж Пюжальс и члены муниципального совета, советник по религиозным делам Министерства иностранных дел Франции посол Жан-Кристоф Посель, глава Агломерации Валь-д’Йер и депутат департамента Эссон Николя Дюпонт-Эньян, депутат местного округа и мэр г. Бюси-Сент-Антуан Роман Коля, генеральный советник округа Моник Нтину, мэры соседних городов, представители местного католического прихода, мусульманской общины, многочисленные православные верующие . Открытие храма вошло в TOP-20 событий «Дней национального достояния» в Парижском регионе по версии радио France Bleu .

В сентябре 2015 года в деревянном храме Рождества Богородицы на этой неделе закончился последний этап крупных работ по внутреннему благоустройству: была установлена лестница на колокольню .

Администрация

  • епископ Корсунский Нестор (Сиротенко) - канцлер, председатель административного совета
  • иеромонах Александр (Синяков) - ректор, председатель педагогического совета
  • протоиерей Антоний Ильин - проректор по связям с общественностью

Примечания

  1. Двое православных с Мартиники проходят стажировку в семинарии // официальный сайт Русской православной семинарии во Франции 15 октября 2015 года
  2. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви
  3. Иоанн-Нектарий
  4. Священник Владимир Голубцов. Русская православная диаспора во второй половине XX века
  5. Православные богословского-пастырские курсы в Париже // «Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата», Париж, 1955. № 23. С. 192.
  6. Большаков С. Обитель преподобных Сергий и Германа Валаамских в Вильмуассоне под Парижем: Воспоминания. С. 3.
  7. Большаков С. Обитель преподобных Сергий и Германа Валаамских в Вильмуассоне под Парижем: Воспоминания. С. 9.
  8. Smirnov Victor. Русская православная семинария в Вилльмуасон (Français) = Le séminaire orthodoxe russe de Villemoisson // Slavonika: Lettre aux amis du Séminaire orthodoxe russe en France: Revue annuelle du Séminaire orthodoxe russe en France. - 2014. - № 3 . - С. 26-31 .
  9. https://mospat.ru/ru/2009/10/07/news6227/
  10. http://www.pravoslavie.ru/32150.html
  11. Журнал № 15 заседания Священного Синода Русской православной церкви от 15 апреля 2008 года // Патриархия.Ru
  12. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=32681
  13. http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=14453
  14. В Париже состоялось первое заседание Ученого совета Русской духовной семинарии
  15. «Считаю продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным»
  16. Русская духовная семинария во Франции не является православной?
  17. Парижская семинария, или православное МГИМО
  18. Мария Никифорова. Париж таки стоит мессы
  19. Создана Комиссия по распределению выпускников Парижской православной семинарии , Mercredi 11 Décembre 2013
  20. Русская духовная семинария во Франции и Российский православный университет подписали соглашение о сотрудничестве // seminaria.fr, 15 Février 2014

Православная духовная семинария во Франции - единственное высшее учебное заведение Русской Православной Церкви Московского патриархата в Западной Европе, учрежденное решением Священного Синода Московского патриархата 15 апреля 2008 года.

Идея создания семинарии принадлежит митрополиту Смоленскому и Калиниградскому Кириллу, ныне Патриарху Московскому и всея Руси. Он выразил ее впервые во время своего последнего визита во Францию в ноябре 2007 г. по случаю презентации французского перевода "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви".

Кроме того, проект создания во Франции русской православной семинарии – один из главных результатов визита Патриарха Алексия II в Париж в октябре 2007 года.

Парижская семинария находится в распоряжении не только Корсунской епархии РПЦ МП, но и остальных епархий Московского патриархата в Европе (Брюссельско-Бельгийской, Женевской и Германской РПЦЗ МП, Сурожской в Великобритании, Голландско-Нидерландской, Австрийской) и русских приходов в Италии. Правящие архиереи этих епархий входят в Наблюдательный совет семинарии, который возглавляет архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и ректор Общецерковной аспирантуры-докторантуры РПЦ МП.

Задачи семинарии:

1. Подготовка высокообразованных кадров священнослужителей для РПЦ МП, владеющих иностранными языками, знакомых как с русской православной, так и с западной культурой.

2. Обучение православных мирян, участвующих в жизни Церкви, для подготовки их к церковной миссии и преподаванию катехизиса;

3. Обучение светских и церковных инославных студентов, интересующихся Православием русской традиции;

4. Интеллектуальное и духовное свидетельство о русском Православии через богослужения, различные научные, издательские и культурные проекты.

С 1 сентября 2009 года семинария располагается в доме святой Женевьевы в Эпине-су-Сенар (фр. Epinay-sous-Senart), в 21 км к юго-востоку от Парижа. Здание, арендованное у католической епархии, ранее принадлежало монастырю сестёр-помощниц (фр. Societe des Auxiliatrices des ames du Purgatoire).

Пока договор аренды с католиками заключен на один год с возможностью продления и с перспективой выкупа здания в собственность. Размер арендной платы - 250 тысяч евро в год, включая все коммунальные услуги и электричество. Деньги для оплаты текущих расходов семинарии поступают благодаря частным пожертвованиям.

При семинарии открыта часовня в честь святителя Мартина Исповедника и преподобной Геновефы Парижской.

Обучение в семинарии

Семинария предоставляет три формы обучения: очное с проживанием в семинарии для будущих священнослужителей, трехгодичный экстернат для желающих ознакомиться с русской духовной традицией и с богословско-литургическим наследием православной Церкви, и свободное посещение курсов. Учащиеся первых двух форм обучения получают специальные дипломы.

На очное обучение в семинарию принимаются лица православного вероисповедания любой национальности. Курс обучения на французском и русском языках длится пять лет (три года бакалавриата и два года магистратуры). Студенты, имеющие богословское образование, принимаются на четвертый курс (первый год магистратуры). Занятия проводятся как в самой семинарии, так и в высших учебных заведениях Парижа (в том числе в Сорбонне). По успешном завершении учебы и защите диссертации выпускники семинарии получают два диплома: диплом магистра философии Парижского Университета Сорбонна и церковный богословский диплом семинарии.

Семинария двуязычна. Для тех, кто французским языком не владеет (или владеет недостаточно), с первых же дней обучения организуются интенсивные курсы.

Семинария берет на себя все расходы для студентов, направляемых епархиями или другими духовными школами. Каждому семинаристу предоставляется отдельная комната (с умывальником) и трехразовое питание плюс годовой проездной (для поездок на занятия в Париж). Кроме того, в здании оборудованы библиотека, компьютерный зал и беспроводной Интернет.

Кроме студентов, направляемых епархиями и духовными школами, семинария принимает тех, кто готов платить за учебу самостоятельно. Учитывая уровень цен и зарплат в парижском регионе, сумма оплаты невысока – 350 евро в месяц. За эти деньги предоставляется бесплатное жилье (при наличии свободных мест), питание, учебные материалы и безлимитный доступ в Интернет. Плата за обучение на экстернате – 250 евро в год.

Схематически обучение в семинарии выглядит следующим образом:

Подготовительный курс:
- интенсивное изучение французского, греческого и латинского языков, а также вводные предметы богословского характера в семинарии;
- курс истории и обществоведения, разработанный французским правительством для священнослужителей (на факультете социологии Парижского университета).

Бакалавриат (3 года):
- Богословие, история Русской Церкви и русской философии, история Поместных Православных Церквей, литургика, современные и древние языки в семинарии;
- полный курс философии на философском факультете Сорбонны;
- библеистика и общая христианская история на богословском факультете Парижского университета.

Магистратура (два года):
- Богословско-религиозныe предметы в семинарии;
- патристика и история христианского учения на факультете религиозных наук Сорбонны.

Профессорско-преподавательская корпорация семинарии формируется из лучших специалистов в своей области, проживающих как в странах СНГ, так и на Западе. Лекции читают преподаватели из Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и Украины. Среди лекторов – протоиерей Николай Макар из Милана, специалист в области канонического права; протоиерей Сергий Овсянников из Амстердама, специализирующийся на библеистике; иерей Сергий Модель из Брюсселя, известный своими публикациями об истории и современном положении Православных Церквей в Европе.

Администрация

Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев) - канцлер, председатель административного совета;

Иеромонах Александр (Синяков) - ректор, председатель педагогического совета;

Протоиерей Антоний Ильин - проректор по связям с общественностью;

Игумен Нестор (Сиротенко) - председатель дисциплинарного совета.

Ректор иеромонах Александр (Синяков) родился в 1981 году в Левокомском районе Ставропольского края (Россия). Окончил Тулузский университет, Свято-Сергиевский богословский институт и парижский университет Сорбонна (все три – во Франции). Свободно владеет французским, английским, немецким и греческим языками. В сентябре 2003 года рукоположен во иеродиакона, в ноябре 2004 года – во иеромонаха епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым). Служил в Париже, будучи секретарем Корсунской епархии РПЦ МП по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. С 2002 по 2005 годы преподавал русскую цивилизацию, историю Церкви и древнеславянскую филологию в Сорбонне. Решением Священного Синода в апреле 2008 года назначен ректором духовной семинарии в Париже. В январе 2010 г. в среде студентов семинарии и парижской православной общественности возникли обвинения в адрес о. Александра, поддерживающего литургическое общение с Римско-Католической Церковью и насаждающего в своем учебном заведении католические взгляды, неприемлемые в православной традиции. В настоящее время эти обвинения активно обсуждаются в православных блогах.

По материалам "Википедии", сайта Русской духовной семинарии во Франции , "Православие.Ру", "Портала-Credo.Ru"

В сюжете:

06 июля 2010, 12:36 В Русской духовной семинарии во Франции прошло последнее в этом учебном году заседание Ученого совета
05 июля 2010, 13:38 МОНИТОРИНГ СМИ: "Я причащаюсь с католиками, сохраняя свои православные убеждения". Дмитрий Синяков, нынешний ректор Парижской семинарии, признался, что, будучи послушником, участвовал в совместной литургии с католиками
28 июня 2010, 18:56 В Парижскую семинарию РПЦ МП отныне можно будет поступить лишь с личного согласия Патриарха Кирилла
03 марта 2010, 12:36

5 октября в одной из духовных семинарий Русской Православной Церкви начинается учебный год. Событие, которое многие могли бы отнести к разряду рядовых и даже непримечательных. В этом, безусловно, был бы резон, если бы не несколько «но». Во-первых, учебный год в этой семинарии начинается впервые. Во-вторых, семинария не только расположена довольно далеко от России, но и находится в тех краях, где никогда не было духовных школ Московского Патриархата, – во Франции. В пригороде Парижа, на улице, носящей имя святой покровительницы французской столицы, почитаемой в лике святых и Православной Церковью, – святой Женевьевы.

Комплекс семинарских зданий на улице святой Женевьевы в городке Эпине-су-Сенар расположен сравнительно недалеко от местного железнодорожного вокзала. Из центральных районов Парижа сюда можно добраться региональной электричкой (РЕР). Двухэтажный поезд всего за 30–35 минут довезет вас до небольшой станции Брунуа. Недалеко от станции в направлении рю сан Женевьев начинается красивая пешеходная дорожка с аккуратно уложенным асфальтом и пышной растительностью вокруг. Через семь-восемь минут пути дорожка уступает место обычной городской улице, по которой до семинарии надо идти еще минут пять. Массивный комплекс с зелеными воротами и высоким забором заметить нетрудно: господствуя над окружающей местностью, он сразу бросается в глаза.

Совсем недавно в этих зданиях XVII века с 90 комнатами и с примыкающим к ним парком в 4 гектара, садом и огородом размещался католический женский монастырь. Монастырь понемногу увядал: год за годом уменьшалось число его насельниц. Наконец монахини, которых осталось всего двенадцать, перебрались в помещение поменьше. Опустевший комплекс в Эпине-су-Сенар, по договоренности с католической епархией Иль-де-Франса, был предоставлен в аренду Русской Православной Церкви. Специально для размещения в нем духовной семинарии.

Пока договор аренды с католиками заключен на один год. С возможностью продления и с перспективой выкупа здания в собственность. И хотя размер арендной платы отнюдь не символичен (250 тысяч евро в год), в эту сумму «умещаются» все коммунальные услуги и электричество. Деньги для оплаты текущих расходов семинарии поступают благодаря частным пожертвованиям. В том, что столь щедрые спонсоры и благотворители нашлись, немалая заслуга архиепископа Иннокентия (Васильева), управляющего Корсунской епархией.

Наверное, тот факт, что на Западе впервые в истории появилось духовное учебное заведение Московского Патриархата, не может не порадовать православного человека. Хотя, конечно, не всем это событие пришлось по душе. Известно, что открытие семинарии вызвало немало вопросов. В том числе вопросов недоуменных. Во-первых, зачем? «Зачем нужна семинария? Ведь во всей Западной Европе приходов Московского Патриархата не намного больше, чем в средней епархии в России», – говорят сомневающиеся. Во-вторых, непонятно, почему местом расположения семинарии был избран именно Париж. Что мешало учредить семинарию, скажем, в Берлине, Риме или Лондоне? Эти вопросы я адресовал иеромонаху Александру (Синякову), ректору семинарии, в первые же минуты нашей беседы.

– Есть несколько причин, по которым было решено открыть семинарию во французской столице, – объяснил мне отец Александр. – Во-первых, Париж – центр самой крупной епархии Московского Патриархата за пределами СНГ (не считая Берлинской). Во-вторых, в Париже максимально сконцентрированы интеллектуальные ресурсы русской эмиграции. Свою роль сыграло то, что у нас сложились хорошие отношения с Католической Церковью. Наконец, нам было проще наладить отношения со светскими учебными заведениями – с той же Сорбонной, где я преподавал. Если же говорить о самом факте учреждения семинарии на Западе, то надо иметь в виду, что мы готовы принимать представителей всех епархий Московского Патриархата, а не только тех, что находятся на территории Западной Европы. Но принимать с таким расчетом, чтобы дать возможность обучения во французском интеллектуальном университетском контексте.

Справка . Иеромонах Александр (Синяков) родился в 1981 году в Левокомском районе Ставропольского края (Россия). Окончил Тулузский университет, Свято-Сергиевский богословский институт и парижский университет Сорбонна (все три – во Франции). Свободно владеет французским, английским, немецким и греческим языками. В сентябре 2003 года рукоположен в иеродиакона, в ноябре 2004 года – в иеромонаха. Служил в Париже, будучи секретарем Корсунской епархии по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. С 2002 по 2005 годы преподавал русскую цивилизацию, историю Церкви и древнеславянскую филологию в Сорбонне. Решением Священного Синода в апреле 2008 года назначен ректором духовной семинарии в Париже.

Чем больше я слушаю рассказ отца Александра, тем рельефнее вырисовывается передо мной образ уникального характера семинарии. Уникальность явственно проступает даже через тот солидный образовательный пласт, что сформировался к настоящему времени в Русской Церкви. Во-первых, семинария двуязычна. Без французского здесь не обойтись. Для тех, кто французским языком не владеет (или владеет недостаточно), с первых же дней обучения организуются интенсивные курсы. Ведь семинаристам три раза в неделю придется выезжать на занятия в Париж – в Сорбонну и Высшую школу научных исследований. В престижных французских университетах они будут постигать философию, библеистику, историю европейской богословской мысли, патрологию и историю догматов. Причем обучение в светских вузах не сведется к формальному прослушиванию лекций: семинаристам придется сдавать экзамены и писать диссертацию. В случае успешной ее защиты им гарантированы как духовное, так и светское образование: диплом семинарии и степень магистра философии Сорбонны. В стенах же самой семинарии учащиеся будут постигать православное богословие, историю Русской Церкви, каноническое право, русскую философию и ряд других дисциплин.

В-вторых, очевидно, что семинария станет центром подготовки служителей Церкви, владеющих несколькими иностранными языками. Не только древними (еврейским и греческим), но и современными. О французском я уже упоминал. Кроме этого, семинаристам предстоит учить английский, а также еще один европейский язык на выбор (немецкий, испанский или итальянский). Примечательно, что преподавание будет вестись носителями языка.

Наконец (что очень важно в условиях Западной Европы), семинария берет на себя все расходы для студентов, направляемых епархиями или другими духовными школами. Каждому семинаристу предоставляется отдельная (!) комната (с умывальником) и трехразовое питание. Плюс годовой проездной (для поездок на занятия в Париж). Кроме того, в здании оборудуется библиотека, компьютерный зал и беспроводной интернет. Очень необходимый для тех, кто предпочитает работать на личном компьютере.

– Вообще, учреждая семинарию в Западной Европе, мы, безусловно, принимали во внимание и тот факт, что у нас есть много людей из числа эмигрантов, желающих получить духовное образование, – подчеркивает отец Александр. – Я говорю, прежде всего, о детях тех, кто приехал на Запад в 1990-е годы. Учиться в российских условиях эти ребята не готовы. По разным причинам: или родители против, или есть сложности с получением российской студенческой визы, или отпугивают бытовые условия. А Церковь отказаться от этих молодых людей не может. В итоге получалось, что за последние 15 лет многие на Западе были рукоположены в священный сан без духовного образования. Семинария в Париже позволит восполнить этот пробел.

По словам ректора, профессорско-преподавательская корпорация семинарии формируется из лучших специалистов в своей области, проживающих как в странах СНГ, так и на Западе. Лекции здесь будут читать преподаватели из Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и Украины. Среди лекторов – протоиерей Николай Макар из Милана, специалист в области канонического права; протоиерей Сергий Овсянников из Амстердама, специализирующийся на библеистике; иерей Сергий Модель из Брюсселя, известный своими публикациями об истории и современном положении Православных Церквей в Европе.

– Конечно, широкая география проживания наших преподавателей потребует адекватной организации учебного процесса, – подчеркнул ректор. – Скажем, преподаватели из Бельгии и Франции смогут приезжать еженедельно. Преподаватели из Италии – раз в месяц. Но у них будет то же количество часов, что и у еженедельных преподавателей. Просто график проведения лекций и семинаров мы сделаем более плотным.

Кроме студентов, направляемых епархиями и духовными школами, семинария принимает тех, кто готов платить за учебу самостоятельно. Учитывая уровень цен и зарплат в парижском регионе, сумма оплаты невысока – 350 евро в месяц. За эти деньги предоставляется бесплатное жилье (при наличии свободных мест), питание, учебные материалы и безлимитный доступ в интернет. А плата за обучение на экстернате вообще символическая – 250 евро в год.

– На экстернат мы принимаем как мужчин, так и женщин, причем любого вероисповедания. Можем даже атеистов принять, если они пожелают у нас учиться, – улыбается отец Александр. – Срок обучения на экстернате – три года. Выпускники будут получать сертификат семинарии. Обучение строится вокруг триместриальных сессий. Каждый год учащиеся пишут курсовую работу, причем в рамках определенной специализации. Так, первый год посвящен изучению богословских дисциплин, второй – православного богослужения, третий – истории и канонического права. Мы четко разделяем русскоязычную и франкоязычную части экстерната.

– В этом году на экстернат записалось около 50 человек. Две трети из них – на русское отделение, – заметил отец Александр. – На дневное бесплатное отделение мы приняли 15 человек (пять человек из Западной Европы, пять – из России и пять – из других стран СНГ). Кроме того, три человека поступили к нам на платное отделение. В будущем мы планируем набирать на бесплатное отделение не более восьми человек.

В беседе со мной ректор особо подчеркивает, что семинария носит межепархиальный характер. Все архиереи Московского Патриархата в Западной и Средней Европе включены в наблюдательный совет семинарии. Они могут влиять на кадровую политику, а также рекомендовать абитуриентов для учебы на бесплатном отделении. Кроме того, в наблюдательный совет был приглашен (и согласился войти) архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) – управляющий Экзархатом русской традиции Константинопольского Патриархата.

– Действительно, часть представителей Экзархата отнеслась к открытию семинарии негативно, – заметил иеромонах Александр в ответ на мой уточняющий вопрос. – Хотя сам архиепископ Гавриил настроен положительно. Свято-Сергиевский институт разделился: половина преподавателей поддержала открытие семинарии, другая половина встретила это событие без энтузиазма. Очень позитивно восприняли открытие семинарии в Румынской митрополии. Митрополит Иосиф (Поп) будет у нас читать лекции по патрологии. В этом году мы также зачислили на первый курс студента-румына.

Да, в какой-то мере положение семинарии омрачается теми межюрисдикционными проблемами, что не оставляют Западную Европу. Хотя для учебного процесса они, вероятно, не столь существенны. К тому же, семинарии была гарантирована поддержка со стороны французского правительства. А это означает, что для будущих студентов и преподавателей не возникнет особых проблем с получением французских виз. Факт, конечно, немаловажный. Особенно для граждан таких стран, как Россия, Беларусь, Украина, Казахстан и Молдавия.

Конечно, прогнозировать что-то на будущее (даже ближайшее) – дело сложное и неблагодарное. Но мне все-таки думается, что у парижской семинарии есть все шансы стать кузницей интеллектуальных кадров Русской Православной Церкви. Ибо из ее стен будут выходить блестящие богословы, знакомые с западной культурой, владеющие несколькими иностранными языками, понимающие традицию православных нерусского происхождения. К слову, для семинаристов предусмотрены стажировки в приходах других юрисдикций. А в храме самой семинарии богослужения будут совершаться ежедневно.

Кроме того, семинаристам предстоит постигать азы пастырского и социального служения в больницах, знакомиться с миссионерской деятельностью Католической Церкви, учиться работать в школах с детьми. Причем, все это не просто планы, а конкретная реальность, воплощаемая в жизнь благодаря договоренностям, достигнутым руководством семинарии.

Главное, чтобы эти блестящие знания и хорошая подготовка, полученные за пять лет пребывания во Франции, были востребованы не только на Западе, но и на Востоке. Дабы Русская Церковь в странах СНГ могла бы кротко и в то же время мудро и достойно отвечать на вызовы современности. В том числе благодаря той когорте православной интеллектуальной элиты, что с нынешнего года будет готовиться в стенах бывшего католического монастыря под Парижем.


Случайно попали на католический телеканал «К.Т.О.» и с некоторым недоумением увидели передачу, где в главных ролях выступал ректор патриархийной семинарии в Париже, иеромонах Александр Синяков. Только потом сообразили, что это связано с пресловутой «Неделей молитв за единство христиан», которая лет 30 назад была очень популярна и которой СМИ, во всяком случае во Франции, уделяли большое внимание, но которая сегодня проходит сравнительно незаметно, оттого мы просто об этом и не думали.

Почему смотрели именно "с недоумением" ? Вполне понятно было бы застать на католическом телевидении интервью Александра Синякова, или его разговор с каким-нибудь собеседником на церковную или духовную тему. Ничего в этом удивительного или предосудительного не было бы. Но тут Александр Синяков был с группой семинаристов-хористов в католическом храме, что тоже не было бы удивительным или предосудительным, если бы он там служил для православной паствы. Но тут о служил ndash; можно именно так без преувеличений сказать, хотя, правда, не в облачении - не перед православными, а перед католическими монахинями. И служил не один, а попеременно с католическим священником. Мы помним, как в "славные" времена проходила эта «Неделя». Главными участниками, как правило, были католики и протестанты, но очень ценилось, и даже необходимо было иметь на таком собрании хоть одного православного, который специально к этому случаю являлся в рясе, даже если обычно всегда ходил в штатском. Сажали этого православного заложника на почётное место, давали ему в руки книжечку с последованием своеобразного экуменического обряда, в определённое время он вставал, шёл к микрофону и читал какой-нибудь отрывок Священного Писания, часто из Ветхого Завета, а в конце мероприятия, все вставали, воздевали руки вверх и все вместе читали молитву Господню. Более менее та тогда тмечалась эта «Неделя». Но то, что нам тут дано было видеть, выглядело совсем по иному.

Моление началось со вступительного песнопения исполненного смешанным хором. Оказалось что, переливавшиеся с голосами католических монахинь мужские голоса принадлежали русским семинаристам, а человек стоявший в алтаре в чёрном балахоне, которого только с натяжкой можно было назвать рясой, оказался православным священником, ректором Парижской семинарии, иеромонахом Александром Синяковым. Всё последование припомнить не можем, но "служба" велась то католиком, то православным. Прозвучало пение Блаженств, затем иером. Александр прочёл выдержку из книги Бытия о Вавилонской башне. После чего долго и, надо признаться, умно он проповедовал, часто ссылаясь на св. Максима Исповедника, но предлагая иногда новаторские умозаключения, как например, что св. Максим является самой крепкой связью между Западом и Востоком, направляя как бы мысль аудитории на то, что является он чуть ли не предтечей экуменизма. Нам казалось, что память сего дивного святого, сказавшего однажды своим мучителям «я думаю не об единении и разделении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры», корее ассоциируется с его безстрашным исповеданием веры и безусловной защитой чистоты и единственности церковного учения, за что ему отрезали даже язык и подвергли его разным жутким пыткам. После проповедипочему-то послышалось пение Херувимской песни, затем католик провозгласил на православный манер своеобразную экуменическую ектению, на каждое прошение которой все присутствующие отвечали «кирие элейсон ». Затем хор семинаристов пропел ещё Трисвятое и Отче наш. Александр Синяков провозгласил: «Господу помолимся», прочёл заключительную молитву и экуменическое моление закончилось Богородичным песнопением, исполненным всё теми же православными семинаристами...

Как-то очень странно и неестественно упоминать имя св. Максима Исповедника в рамках такого молебног пэчворка не правда ли? Как и странно видеть такое со стороны православного ректора и семинаристов, будущих православных пастырей...

Это неординарное моление, совершенно выходящее за рамки допустимого в Церкви, тем не менее не является каким-то неожиданным исключением в практике этой семинарии и её молодого ректора. Сразу приходит в память скандал, разыгравшийся всего три месяца после открытия этой семинарии в Париже. В открытом письме, широко распространённом по интеренету в январе 2010 г., один из студентов, Андрей Серебрич, прямо и без прикрас изложил причины своего ухода из семинарии так как считал «продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным и потому неприемлемым». Аргументация семинариста тем более убедительна, что, как он сам пишет в заключении письма, никаких претензий личного характера к руководству семинарии не имеет.

Можно себе представить, что не один молодой русский семинарист внутренне завидовал тем счастливцам, которым удалось пройти строгую селекцию и быть направленным в Париж, что даёт ещё более убедительности и веры в правдоподобность свидетельства этого семинариста.Ведь привлекательная сила Франции, и в частности Парижа, не пустое слово. Помнится воодушевлённое письмо великого Н.М. Карамзина, написавшего 2 апреля 1790 г. : «Я в Париже!» Эта мысль производит в душе моей какое-то особливое, быстрое, неизъяснимое, приятное движение… «Я в Париже!» - говорю сам себе и бегу из улицы в улицу, из Тюльери в поля Елисейские, вдруг останавливаюсь, на все смотрю с отменным любопытством: на домы, на кареты, на людей. Что было мне известно по описаниям, вижу теперь собственными глазами - веселюсь и радуюсь живою картиною величайшего, славнейшего города в свете, чудного, единственного по разнообразию своих явлений».Молодой семинарист Андрей, хоть и с меньшим восторгом, вспоминает с какими надеждами он сюда приезжал: «Мы, когда ехали учиться в семинарию, думали, что эта семинария будет светом православия для западноевропейского католического и протестантского мира, местом проповеди православных ценностей для секулярного европейского общества». Но разочарование пришло очень быстро: «К сожалению, семинария на данный момент не является ни в вероучительных, ни в дисциплинарных, ни в житейско-бытовых вопросах местом православного свидетельства».

Что именно оттолкнуло православную душу от этой семинарии? Именно то, что продолжает безнаказанно творить её ректор вплоть, как мы видим, до этих дней: не только братание с католиками, но как он сам пишет - навязывание учащимся явно неправославных учений и воззрений. Судя по утверждениям семинариста, для ректора нет определённого православного учения об исхождении Святого Духа, и Символ Веры можно произносить filioqu или без. После посещения лекции в католическом парижском университете, ректор согласился с тем, что Введение во храм Пр. Богородицы - всё же один из Двунадесятых праздников! - не имеет исторического обоснования и носит лишь символический характер. Семинаристам вменяется в обязанность при встрече с католическими епископами брать благословение и целовать им руку, им возбраняется свидетельствовать католикам о Православии, в день Рождества Христова, 7 января, им пришлось присутствовать на лекции в Парижском университете, чтобы не обидеть «братьев-католиков».

Скандал, вызванный письмом вышел далеко за стены семинарии и возмутил многих патриархийных прихожан Франции, требовавших разъяснений у иерархии о происходящем в семинарии, но все эти протесты не возымели никакого результата. Надо ли удивляться? Конечно нет, ибо Синяков ничего не делает предосудительного с точки зрения своего патриархийного начальства. Может быть только не осторожен, но его поведение имеет полную поддержку всех ступеней иерархии, вплоть до патриарха.

И эти регулярно повторяемые "неосторожности" только внушают доверие к упрёкам, выдвинутым Андреем Серебричем. Не сам ли Синяков шутя определяет себя в католической прессе «полудоминиканцем, полуправославным». Но шутка ли это? Значительно раньше, в ведущей французской католической газете La Croix, в 1999 году, он сам рассказывает, что, будучи послушником(!) в доминиканском монастыре в Тулузе: «Я, в конечном счёте, причащаюсь совместно с католиками, сохраняя свои православные убеждения» … Сегодня, немного возмужав, не говорит уже открыто о том, что причащается у католиков, зато в интервью газете Le courrier de Russie от 16 января 2013 г. продолжает в том же духе, что его желание это создать смешанную православно-католическую семинарию и возлагает надежды, что раскол между Востоком и Западом скоро кончится, так как это разделение причиняет ему большое страдание, так как не может разделять своё священство с друзьями католическими священниками.

За ширмой - надо признаться весьма прозрачной - официальных слов руководства МП о выходе из экуменического движения, на что клюнули некоторые чрезмерно наивные глупцы, есть факты, неоспоримые факты. Это слова второго лица Патриархии, Илариона Алфеева, открыто признающего полноту благодати у католиков: «У нас (с католиками) фактически существует взаимное признание Таинств. У нас нет общения в Таинствах, но мы признаем Таинства... Если католический священник обратится в православие, мы его принимаем как священника, мы не рукополагаем его заново. А это значит, что де факто мы признаем „таинства“ католической „церкви“». «У нас» это надо понимать у Гундяева, у Алфеева, у Синякова и прочих совершенно сошедших с церковных рельсов патриархийцев, но никак не у Православной Церкви и у православных.

То, что сейчас творится в МП - просто страшно. Это опаснее самого сергианства, это полное извращение православной веры.

Поэтому, то что творится в Парижской семинарии можно считать, как бы лабораторией того, чем является вся МП с Гундяевым во главе. Можно ли упрекать Синякова в том, что его семинаристы должны целовать руку католическим епископам и брать у них благословение, когда каждый может видеть на видео-ролике по интернету, как Гундяев целует руку Папе римскому … В цитируемом выше недавнем интервью, Синяков так и говорит о своём патриархе: «Духовно я очень близок к нему. Он сделал из меня то, чем я являюсь сегодня, благодаря ему я управляю этой семинарией. Я его очень люблю, для меня это отец, он меня родил» …

Не зря, кем-то было очень верно сказано, что эта семинария является своего рода "православным МГИМО". Молодые семинаристы не тольков ней воспитываются в неправославном духе, но и в нерусском духе. На самом деле весьма далёк по м i ровоззрению Александр Синяков от Ф.М. Достоевского, для которого быть русским это быть православным. Для Синякова никак нельзя связывать русскую идентичность с православием, ибо есть множество русских идентичностей, не только православная, а мусульманская, безбожная и такое разнообразие может быть богатством (!) - без всякого стеснения говорит ректор...

В заключение о трагической картине МП, трагической в самую первую очередь для верующих в ней состоящих, а наипаче для тех, кто пять лет назад в неё влился и безумно продолжает представлять это духовное преступление как реализацию Божией воли, процитируем слова Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Митрополита Агафангела: «Признание латинской ереси в МП, к сожалению, носит, как теперь говорят, системный характер. То есть, эту ересь исповедует весь правящий в МП клан Патриарха Кирилла, а они это "исповедание" восприняли от своего учителя Никодима (Ротова). До времени это было в достаточной мере подспудно, а сейчас открыто вышло наружу. Это уже, действительно, настоящий конец МП, без всякой надежды на исцеление. /.../ С таким человеком (Алфеевым), вне всякого сомнения, уже нельзя совместно молиться, поскольку признавая полноту благодати у католиков, он автоматически признает и все их ереси в качествеправославного вероучения. То есть, Иларион (Алфеев) самый натуральный еретик. Помолившийся же с еретиком, по правилам св. отцов, отлучается от Церкви. Это касается как сослужащих с еретиком Иларионом, так и молящихся в храме во время его кощунственного "богослужения"». Добавим от себя - как и сослужащих ему бывших зарубежных епископов с Иларионом (Капралом) во главе, как это имело место в Лондоне, о чём мы писали в предыдущей статье.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Оригинал , прочитал благодаря