История и этнология. Факты. События. Вымысел. Старочеркасское Свято-Донской монастырь (Атаманское подворье) Механизм передачи запущен, документы не проверяют

Станица Старочеркасская.Ростовская область.

Продолжаем наше путешествие по Ростовской области и сегодня наша остановка в станице Старочерскасской.Города ещё будут на нашем пути.Просто сегодня захотелось немного разнообразить наше путешествие.

Город Черкасск - столица Войска Донского - ныне носит название станицы Старочеркасской и является одним из главных туристских центров Ростовской области. В 1970г. по инициативе писателя М.А. Шолохова здесь был создан Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, благодаря чему в архитектуре станице и обустройстве улиц остался тщательно сохраненным традиционный казачий быт.Главная архитектурная достопримечательность Старочеркасска - девятиглавый Войсковой Воскресенский собор (1706-1719 гг.), в котором принимал присягу на верность царю и отечеству легендарный казачий атаман Платов. Это уникальный по архитектуре и внутреннему убранству, самый древний храм Дона, построенный по инициативе Петра I и при его личном участии, царь заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей. Рядом с собором взметнулась ввысь шатровая башня-колокольня, высотой 48 м (единственная на Юге России), в подвале которой раньше была тюрьма, и хранился войсковой архив.Площадь перед собором - Майдан - носит статус отдельной достопримечательности 6 это место традиционных казачьих сходов.Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник внесён в международный туристский справочник ЮНЕСКО, а вся станица Старочеркасская включена в «Список исторических городов (населённых пунктов) Российской Федерации», имеющих ценные градостроительные ансамбли, комплексы, древний культурный слой.


В 35 км от Ростова — на — Дону вверх по реке Дон, на правом берегу находится станица Старочеркасская — старейший населенный пункт Аксайского района. Станица имеет автомобильное и речное сообщение с областным центром.На территории Дона нет более интересного места, связанного с историей донского казачества, чем станица Старочеркасская. Казачьим городком она была уже в 1570 г., а первое документальное упоминание относится к 1593 г. Через полстолетия Черкасск (так назывался этот городок) стал столицей донского казачества. Здесь Степан Разин призывал бедных казаков идти на Москву; Черкасск был центром крестьянской войны под руководством Кондратия Булавина. 18 августа 1696 г. в Черкасске был дан первый в истории России салют в честь взятия Азова. В 1805 г. столица Области войска Донского, в связи с постоянным разливом реки, была перенесена в г.Новочеркасск, а Черкасск «разжалован» в станицу. Достопримечательности. У улиц и памятников бывшей казачьей столицы есть весьма примечательная особенность: они ведут не только от дома к дому, от памятника к памятнику, но и от века к веку, от эпохи к эпохе, каждая из которых рождала героев, ставших гордостью истории нашей Родины. Здесь чуть ли не физически ощущаешь давно ушедшие времена и события, будто бы касаешься плечом людей, живших давным-давно, и слышишь их голоса.

Интересен мемориальный комплекс атаманское подворье XVIII — XIX вв., единственная атаманская усадьба на юге России. Особый интерес представляет старинный дом с решетками на окнах и чугунными металлическими дверями — это здание принадлежало торговым казакам Жученковым. Здесь разместились разнообразные тематические выставки, которые доставят туристам немало приятных минут.В Старочеркасске до сих пор сохранился дом, где погиб предводитель Крестьянской войны 1707-1709 гг. Кондратий Булавин. Огромную мемориальную ценность представляет Петропавловская церковь (1751г.), в которой был крещен знаменитый атаман Платов.На Ратном урочище возвышается великолепная Преображенская (Ратная) церковь (1740 г.). Отсюда в далекие времена уходила казачья вольница в походы против недругов земли русской. Нападая на турок и татар, казаки тем самым защищали южные рубежи Русского государства. Ныне тихо на Ратном урочище, покойно на старинном кладбище. Только знатоки истории могут сказать, где похоронены Платовы, Иловайские, Орловы. Здесь нашли свое последнее упокоение атаманы XVII-XVIII веков, многие герои Отечественной войны 1812 года. В трех километрах от станицы Старочеркасской, на Васильевских буграх, сохранились величественные валы и рвы Анненской крепости (1730 г.). Монастырское урочище, расположенное недалеко от станицы, известно тем, что здесь покоятся останки казаков, героически сражавшихся на всех войнах, которые когда-либо вела Россия.


Атаманское Ефремовское подворье. В этом архитектурном комплексе сосредоточены архитектурные памятники XVIII—XIX ...


Дом Булавина (первая половина XVIII века). Фото: Ярослав Блантер


На заповедной территории станицы Старочеркасской расположено около 100 памятников истории и культуры XVIII - XIX веков. И первым среди этих памятников является войсковой Воскресенский собор, построенный на болотистом черкасском майдане.Он был заложен по инициативе Петра I и при его личном участии. Царь Петр I заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей.История Воскресенского собора неразрывно связана с именем атамана голытьбы Степана Разина. Он родился в Черкасске. Здесь до сих пор сохраняется мощная металлическая цепь, которой, по преданию, был прикован Степан Разин, дожидаясь отправки в Москву на казнь. Цепь специально была выставлена в галерее собора, чтобы устрашить вольнолюбивое казачество, заставить отказаться от попыток свергнуть царизм.


В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери.


Атаманское подворье:

Матве́й Ива́нович Пла́тов (1751—1818) — русский военачальник, граф (1812), генерал от кавалерии (1809), казак. Участвовал во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века. С 1801 года — атаман Всевеликого войска Донского.Прямо на фасаде здания находится памятная доска нашему герою, поставленная в 2003 году казаками ВКО Всевеликого Войска Донского.


В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери. По преданию, за образец была взята церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой).
редкая старая фотография церкви:

Церковь несколько раз перестраивалась; в 1817 к ней был пристроен придел Николая Чудотворца, колокольня была соединена с основной частью храма, и слева, в 1843 году появился ещё один придел — Даниила Столпника. за церковью с восточной стороны находится родовое кладбище Ефремовых.

Теперь зайдём в один из музеев казачьего быта



Прямо по середине находится вот такая большая модель Старочеркасск (ещё Черкасска):


рай для рыболова:


А вот и они, любимые некоторыми людьми, увлекающимися кирпичами с клеймами:






Роскошные примеры интерьера различных времён:








В чертенке есть маленькие отверстия. Когда графин наливали, чертенок также наполнялся. Когда гости выпивали весь графин, он казался пустым. Однако, из-за маленьких отверстий, из чертенка к утру выливалось на рюмку-две. Таким образом, у оригинального хозяина всегда с утра была рюмка на опохмел. Умели же!)

доспехи:


Знаменитая крепость Св. Анны:

Вернёмся в музей. К оружию!


внизу по середине - войсковой денежный ящик, в котором кстати лежали деньги и сейчас:

Церковь Спаса Преображения.


Второй по древности храм Черкасска. Была возведена на месте сгоревшей деревянной Ильинской церкви, по-видимому, теми же московскми мастерами, что строили и колокольню Воскресенского собора. По одним сведениям, была заложена в 1731 году при атамане Даниле Ефремове, по другим — в 1751 году. Второе название — Ратная, — церковь получила по Ратному урочищу, где издавна собирались казачьи рати перед походами. Церковь несколько раз горела и снова восстанавливалась. Интерьер церкви до наших дней не сохранился.


Рядом с церковью расположено Ратное кладбище — казачий некрополь, — где похоронены герои Азовского осадного сидения Осип Петров и Наум Васильев, атаман Иван Краснощёков, атаманы 17-18 вв, родители атамана Платова и его брат Пётр и многие герои Отечественной войны 1812 года.

Ещё виды станицы Старочеркасской:






Петропавловская церковь, где был крещен Матвей Платов, ст. Старочеркасская.


Речной вокзал.

Старочеркасская. Дворец атаманов Ефремовых. Сер. XVII в






Атаманский дворец Ефремова. Во дворце 21 комната, а его общая площадь — 1000 кв.м. Дворец построили для назначенного в 1738 году атамана войска Донского Данилы Ефремова.

Шатровая колокольня (высота 45,8 метра). С ее высоты открывается потрясающий вид на окрестности, вход закрыт, но всегда можно договориться . Кстати площадь перед собором называется Майдан — место сбора Войскового круга (орган управления), здесь принимались решения о походах и других не менее важных делах.


Казачья архитектура. Казачий курень («круглый курень») -дом на высоком фундаменте (так как были часты наводнения), квадратной формы с четырехскатной крышей. Иногда дома были двух-этажными. Первый этаж — для хранения, второй для жизни .


Летним солнечным днем очень приятно нежиться на солнышке на берегу Дона.

Комплекс Свято-Донского монастыря в Старочеркасске сформировался во второй половине XVIII столетия. Вообще, нужно отметить, что опустошительный пожар 1744 года сильно поспособствовал началу каменного строительства в Черкасске. До этой трагедии в городе было единственное каменное здание — войсковой собор, в ближайшее же десятилетие после нее выросло сразу несколько каменных построек, и почти все они появились тщанием .

Свое родовое поместье он перенес на территорию, называемую ныне Атаманским подворьем, в 1750 году, а шестью годами позже начал строительство сразу двух примечательных зданий — так называемого Атаманского дворца и домовой церкви в честь Донской иконы Божией Матери. Увы, освящения храма господин тайный советник не дождался: он умер в 1760-м, а церковь освятили годом позже. В качестве образца для нее Данила Ефремович выбрал храм на Ближних пещерах , благотворителем которой он являлся. Получилось вполне барочное здание: на основной двусветный четверик, соединенный посредством трапезной с колокольней, водружен восьмерик с узким световым барабаном.

Атаманский же дворец ничем не уступал дворцам самых известных аристократов того времени, что доказывает — казачья верхушка эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II комплекс неполноценности, если таковой у нее раньше и был, уже изжила, воспринимая себя вполне сливками общества. Двухэтажное здание, выглядящее очень внушительно (общая площадь более 1000 квадратных метров, 21 комната!), неоднократно перестраивалось, но и в нынешнем виде не утеряло очевидной торжественности. Особенна хороша центральная часть, выделенная ризалитом с колоннадой на втором этаже.

В 1831 году вдов Атаманского подворьяы внуков Данилы Ефремовича, Евдокия Иоакимовна и Ульяна Алексеевна Ефремовы (главную роль в этой истории играла первая), обратились к духовным властям с предложением учредить на Атаманском подворье женский монастырь. После долгих проволочек предложение было принято, и в 1837 году здесь открылась Старочеркасская Ефремовская обитель, причисленная к III классу. В течение следующих 80-ти лет сестры с любовью благоустраивали свой монастырь, но в советское время все их усилия пошли прахом — в 1924 году обитель подверглась упразднению, и в следующие десятилетия ее помещения занимали сельская больница, интернат для инвалидов, интернат для умственно отсталых детей... Храм неуклонно разрушался.

В 1970 году территорию Атаманского подворья передали только что созданному музею-заповеднику. А 1994 годом датируется начало возрождения монастыря — но уже в качестве старочеркасского Свято-Донского мужского монастыря .

Ростовская епархия привлекла тяжёлую артиллерию, чтобы заполучить атаманский дворец и ещё три здания Старочеркасского музея. По приглашению митрополита Меркурия в Ростов приехала игуменья Ксения Чернега, руководитель юридической службы Московской епархии. С собой она привезла новые аргументы в пользу передачи зданий церкви и представила их на очередном заседании Арбитражного суда.

Ксения Чернега, фото pravsormovo.ru

О притязаниях РПЦ на здания стало известно в начале октября 2015 года. Тогда министерство имущества Ростовской области опубликовало документ, согласно которому планируется передать часть Старочеркасского музея-заповедника в собственность Ростовской-на-Дону епархии Русской православной церкви. В документе фигурируют четыре нежилых помещения, в том числе дворец атаманов Ефремовых и атаманская кухня. Здания должны быть переданы согласно федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», так как, по утверждению РПЦ, семья Ефремовых отдала их для создания женского монастыря. В 2010 году музей уже передал церкви 12 объектов, включая Воскресенский Войсковой собор, Домовую и Преображенскую ратницкую церкви. Теперь очередь за зданиями, которые являются ядром музейной экспозиции.

В суде епархия отказалась от своих прежних аргументов о том, что дом был передан Ефремовыми под кельи монахинь, а кухня и вовсе строилась для монастырских нужд. Теперь епархия настаивает на том, что здания должны быть переданы церкви потому, что они составляют единый архитектурный комплекс. Новую точку зрения епархии изложила игуменья Ксения Чернега.

— В документах эти объекты значатся либо как просто нежилое здание, либо как атаманский дворец, либо как дом игуменьи. Что касается второго спорного здания, то это кухня Ефремовых, у которой есть и другое название — монастырская трапезная. Какие основания у епархии для того, чтобы запрашивать эти объекты? Мы считаем, что они образуют единый монастырский комплекс с уже переданным храмом Донской Божьей Матери. Во-первых, потому что они находятся в пределах монастырской ограды. Вы можете знать из литературы, что на территории православных монастырей не могли проживать мирские люди, и утверждение противоположной стороны о том, что после создания монастыря в этих двух зданиях жили наследники Ефремова — безосновательны. Наследники могли приезжать для паломничества, для богомолья, для временного проживания в этих зданиях. Но жить на территории монастыря в ограде они не могли, тогда бы и Синод не одобрил создание такого монастыря, и обитель не состоялась бы в принципе. Поэтому мы считаем, что эти здания входят в монастырский комплекс исторически. Более того, заметьте, что во всех документах, начиная с постановления Совета министров 1964 года, которое было поправлено в 1970-х годах, эта группа зданий обозначается как комплекс. Неважно, что в советское время он был назван «Комплексом Ефремовского подворья» — это было время секулярное, когда такие понятия, как монастырский комплекс, в принципе не фигурировали в советских документах. Да, здания изначально были построены Ефремовыми совершенно не для религиозных целей. Так называемый Атаманский дворец строился для проживания Ефремовых, кухня использовалась для приготовления пищи для этой семьи. Но мы запрашиваем эти объекты на основании того, что эти здания образуют единый монастырский комплекс и исторически и документально. И мы настаиваем на передаче этих зданий.

Игуменья в очередной раз подчеркнула, что музей с территории выселять не будут.

— Мы не предполагаем оттуда выселять людей. Дело в том, что устав епархии предусматривает реализацию культурно-просветительских программ. И возможно заключение договоров и соглашений. Мы предполагаем после получения этого объекта заключить с музеем соответствующий договор. Правовая природа этого договора будет определена по соглашению сторон.

По словам игуменьи Ксении, прецеденты подобного сотрудничества в России уже существуют: это музей в Троице-Сергиевой лавре, он располагается прямо за границами монастырской ограды. А также музей на Соловках, который тоже располагается в монастыре и функционирует на договорных отношениях.

Музейщики же пытаются доказать, что и дворец атаманов Ефремовых, и атаманская кухня, и уж тем более каретный сарай (да, епархия хочет получить и его) никогда не принадлежали церкви, а также что министерство имущества Ростовской области нарушило законную процедуру и не передало рассмотрение вопроса о правомерности притязаний РПЦ на здания в комиссию по разрешению споров. Так, заявление о своих притязаниях епархия подала 30 августа 2015 года, а 29 сентября уже было решение о начале процедуры передачи зданий. При этом в указанный период было минимум три обращения о том, что притязания РПЦ несправедливы: от жителей Старочеркасской, от музейщиков, а также от министерства культуры, которое в своём заключении выступило против передачи зданий. Несмотря на эти возражения, минимущества вынесло решение о начале процедуры передачи зданий.

На стороне музейщиков выступили потомки казачьего рода Ефремовых в одиннадцатом поколении — Пётр и Сергей Скрипники. Они написали письмо, в котором просят не передавать здания Ростовской епархии. Письмо имеется в распоряжении замдиректора Старочеркасского музея Ирины Чебатуровой, копия есть у donnews.ru.

«Обращаемся с просьбой о сохранении исторической памяти рода Ефремовых — Ефремовского подворья в станице Старочеркасской. <...> Домовая церковь во имя иконы Донской Божией Матери, атаманский дворец, дом Степана Ефремова, Преображенская и Петропавловская церкви — все эти сохранившиеся в станице памятники архитектуры XVII века остаются живой памятью нашего рода. Все церкви станицы уже переданы епархии, и это правильно. Остаётся единственное Ефремовское подворье с атаманским дворцом и кухней. Это были жилые хоромы, и церкви они не принадлежали. <...> Подворье атаманов Ефремовых — последний островок ушедшей истории былого величия и героизма донских казаков. Сюда, на родину легендарных донских атаманов, любят приезжать гости со всех уголков нашей необъятной страны, чтобы прикоснуться к нашему героическому прошлому, самобытности донских казаков. И мы, потомки этого прославленного рода, с болью узнаём, что стоит вопрос о передаче нашего родового дома в собственность Ростовской епархии. Этого нельзя допустить. Мы пообщались со своими родственниками, проживающими за её пределами, и пришли к обоюдному согласию — дворец атаманов Ефремовых жив, пока он является всеобщим достоянием. Как только он перейдёт в собственность епархии, доступ к нему будет прекращён не только туристам, которые приезжают в Старочеркасск со всего света, но и нам, законным представителям Ефремовых».

Станица Старочеркасская.Ростовская область.

Продолжаем наше путешествие по Ростовской области и сегодня наша остановка в станице Старочерскасской.Города ещё будут на нашем пути.Просто сегодня захотелось немного разнообразить наше путешествие.

Город Черкасск - столица Войска Донского - ныне носит название станицы Старочеркасской и является одним из главных туристских центров Ростовской области. В 1970г. по инициативе писателя М.А. Шолохова здесь был создан Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, благодаря чему в архитектуре станице и обустройстве улиц остался тщательно сохраненным традиционный казачий быт.Главная архитектурная достопримечательность Старочеркасска - девятиглавый Войсковой Воскресенский собор (1706-1719 гг.), в котором принимал присягу на верность царю и отечеству легендарный казачий атаман Платов. Это уникальный по архитектуре и внутреннему убранству, самый древний храм Дона, построенный по инициативе Петра I и при его личном участии, царь заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей. Рядом с собором взметнулась ввысь шатровая башня-колокольня, высотой 48 м (единственная на Юге России), в подвале которой раньше была тюрьма, и хранился войсковой архив.Площадь перед собором - Майдан - носит статус отдельной достопримечательности 6 это место традиционных казачьих сходов.Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник внесён в международный туристский справочник ЮНЕСКО, а вся станица Старочеркасская включена в «Список исторических городов (населённых пунктов) Российской Федерации», имеющих ценные градостроительные ансамбли, комплексы, древний культурный слой.

В 35 км от Ростова — на — Дону вверх по реке Дон, на правом берегу находится станица Старочеркасская — старейший населенный пункт Аксайского района. Станица имеет автомобильное и речное сообщение с областным центром.На территории Дона нет более интересного места, связанного с историей донского казачества, чем станица Старочеркасская. Казачьим городком она была уже в 1570 г., а первое документальное упоминание относится к 1593 г. Через полстолетия Черкасск (так назывался этот городок) стал столицей донского казачества. Здесь Степан Разин призывал бедных казаков идти на Москву; Черкасск был центром крестьянской войны под руководством Кондратия Булавина. 18 августа 1696 г. в Черкасске был дан первый в истории России салют в честь взятия Азова. В 1805 г. столица Области войска Донского, в связи с постоянным разливом реки, была перенесена в г.Новочеркасск, а Черкасск «разжалован» в станицу. Достопримечательности. У улиц и памятников бывшей казачьей столицы есть весьма примечательная особенность: они ведут не только от дома к дому, от памятника к памятнику, но и от века к веку, от эпохи к эпохе, каждая из которых рождала героев, ставших гордостью истории нашей Родины. Здесь чуть ли не физически ощущаешь давно ушедшие времена и события, будто бы касаешься плечом людей, живших давным-давно, и слышишь их голоса.

Интересен мемориальный комплекс атаманское подворье XVIII — XIX вв., единственная атаманская усадьба на юге России. Особый интерес представляет старинный дом с решетками на окнах и чугунными металлическими дверями — это здание принадлежало торговым казакам Жученковым. Здесь разместились разнообразные тематические выставки, которые доставят туристам немало приятных минут.В Старочеркасске до сих пор сохранился дом, где погиб предводитель Крестьянской войны 1707-1709 гг. Кондратий Булавин. Огромную мемориальную ценность представляет Петропавловская церковь (1751г.), в которой был крещен знаменитый атаман Платов.На Ратном урочище возвышается великолепная Преображенская (Ратная) церковь (1740 г.). Отсюда в далекие времена уходила казачья вольница в походы против недругов земли русской. Нападая на турок и татар, казаки тем самым защищали южные рубежи Русского государства. Ныне тихо на Ратном урочище, покойно на старинном кладбище. Только знатоки истории могут сказать, где похоронены Платовы, Иловайские, Орловы. Здесь нашли свое последнее упокоение атаманы XVII-XVIII веков, многие герои Отечественной войны 1812 года. В трех километрах от станицы Старочеркасской, на Васильевских буграх, сохранились величественные валы и рвы Анненской крепости (1730 г.). Монастырское урочище, расположенное недалеко от станицы, известно тем, что здесь покоятся останки казаков, героически сражавшихся на всех войнах, которые когда-либо вела Россия.

Атаманское Ефремовское подворье. В этом архитектурном комплексе сосредоточены архитектурные памятники XVIII—XIX ...

Дом Булавина (первая половина XVIII века). Фото: Ярослав Блантер

На заповедной территории станицы Старочеркасской расположено около 100 памятников истории и культуры XVIII - XIX веков. И первым среди этих памятников является войсковой Воскресенский собор, построенный на болотистом черкасском майдане.Он был заложен по инициативе Петра I и при его личном участии. Царь Петр I заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей.История Воскресенского собора неразрывно связана с именем атамана голытьбы Степана Разина. Он родился в Черкасске. Здесь до сих пор сохраняется мощная металлическая цепь, которой, по преданию, был прикован Степан Разин, дожидаясь отправки в Москву на казнь. Цепь специально была выставлена в галерее собора, чтобы устрашить вольнолюбивое казачество, заставить отказаться от попыток свергнуть царизм.

В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери.

Атаманское подворье:

Матве́й Ива́нович Пла́тов (1751—1818) — русский военачальник, граф (1812), генерал от кавалерии (1809), казак. Участвовал во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века. С 1801 года — атаман Всевеликого войска Донского.Прямо на фасаде здания находится памятная доска нашему герою, поставленная в 2003 году казаками ВКО Всевеликого Войска Донского.

В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери. По преданию, за образец была взята церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой).
редкая старая фотография церкви:

Церковь несколько раз перестраивалась; в 1817 к ней был пристроен придел Николая Чудотворца, колокольня была соединена с основной частью храма, и слева, в 1843 году появился ещё один придел — Даниила Столпника. за церковью с восточной стороны находится родовое кладбище Ефремовых.

Теперь зайдём в один из музеев казачьего быта

Прямо по середине находится вот такая большая модель Старочеркасск (ещё Черкасска):

рай для рыболова:

А вот и они, любимые некоторыми людьми, увлекающимися кирпичами с клеймами:



Роскошные примеры интерьера различных времён:




В чертенке есть маленькие отверстия. Когда графин наливали, чертенок также наполнялся. Когда гости выпивали весь графин, он казался пустым. Однако, из-за маленьких отверстий, из чертенка к утру выливалось на рюмку-две. Таким образом, у оригинального хозяина всегда с утра была рюмка на опохмел. Умели же!)

доспехи:

Знаменитая крепость Св. Анны:

Вернёмся в музей. К оружию!

внизу по середине - войсковой денежный ящик, в котором кстати лежали деньги и сейчас:

Церковь Спаса Преображения.

Второй по древности храм Черкасска. Была возведена на месте сгоревшей деревянной Ильинской церкви, по-видимому, теми же московскми мастерами, что строили и колокольню Воскресенского собора. По одним сведениям, была заложена в 1731 году при атамане Даниле Ефремове, по другим — в 1751 году. Второе название — Ратная, — церковь получила по Ратному урочищу, где издавна собирались казачьи рати перед походами. Церковь несколько раз горела и снова восстанавливалась. Интерьер церкви до наших дней не сохранился.

Рядом с церковью расположено Ратное кладбище — казачий некрополь, — где похоронены герои Азовского осадного сидения Осип Петров и Наум Васильев, атаман Иван Краснощёков, атаманы 17-18 вв, родители атамана Платова и его брат Пётр и многие герои Отечественной войны 1812 года.

Ещё виды станицы Старочеркасской:

Петропавловская церковь, где был крещен Матвей Платов, ст. Старочеркасская.

Речной вокзал.

Старочеркасская. Дворец атаманов Ефремовых. Сер. XVII в

Подлинность документов, представленных Ростовской-на-Дону епархией, вызывает сомнения

В пятницу, 18 декабря, в Ростове состоялась вторая пресс-конференция, посвящённая передаче части Старочеркасского музея-заповедника в собственность религиозной организации «Ростовская-на-Дону епархия Русской православной церкви». На этот раз свою точку зрения представили защитники памятников культуры, сотрудники музея и казаки, которых на прошлую встречу не позвали.

О притязаниях РПЦ на здания стало известно в начале октября. Тогда министерство имущества Ростовской области опубликовало документ, согласно которому планируется передать часть Старочеркасского музея-заповедника в собственность Ростовской-на-Дону епархии Русской православной церкви. В документе фигурируют четыре нежилых помещения, в том числе дворец атаманов Ефремовых и атаманская кухня. Здания должны быть переданы согласно федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», так как, по утверждению РПЦ, семья Ефремовых отдала их для организации женского монастыря. В 2010 году музей уже передал церкви 12 объектов, включая Воскресенский Войсковой собор, Домовую церковь, Преображенскую ратницкую церковь. Теперь очередь за зданиями, которые являются ядром музейной экспозиции музея.

Железные доводы РПЦ трещат по швам

10 ноября епархия созвала пресс-конференцию , чтобы расставить, как было заявлено, все точки над i. Хорошо отрепетированная речь пресс-секретаря епархии Игоря Петровского сводилась к тому, что у епархии есть железные доказательства своих притязаний на атаманский дворец и кухню. Были продемонстрированы архивные справки с выдержками из исторического очерка А. Кириллова, согласно которым дом игуменьи, значащийся в описи имущества монастыря, и есть атаманский дворец.

Однако, как оказалось, версия эта не выдерживает никакой критики. Председатель ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кожин сообщил: сверившись с сотрудниками музея, он выяснил, что размеры описанного Кирилловым здания не совпадают с размерами атаманского дворца.

Эту информацию подтвердила заместитель директора музея-заповедника Ирина Чебатурова. Она подробно рассказала об изысканиях, которые провели в Российском государственном историческом архиве сотрудники музея.

— На предыдущей пресс-конференции епархия представила архивные справки. Эти справки содержат выдержки из описи 1910 года об имуществе монастыря, которая представлена в архиве. Рассмотрим архивную справку, ссылаясь на которую епархия выдаёт нам атаманский дворец за дом игуменьи.

Архивная справка, предоставленная епархией

— Опись 1910 года, которую привезла наш сотрудник, содержит эти же данные. Но при пересчёте саженей и аршинов в метры мы понимаем, что это дом высотой 6 метров, длиной 12, шириной 17 метров. Мы понимаем, что это практически квадратный дом. На сегодняшний день атаманский дворец, который со второй половины 18-го века не перестраивался, имеет ширину 51 аршин. Ни один из 18 домов, включённых в опись имущества монастыря, не имеет ширину 51 аршин.

Но самое любопытное даже не это. В справке, представленной епархией, есть выдержка из очерка Кириллова. В ней говорится, что «монастырь прирос площадями — это дом настоятельницы, бывший дом Ефремовых». На этом цитата обрывается. По словам Ирины Чебатуровой, она обратилась в Государственный исторический архив, чтобы получить подтверждение того, что фраза оборвана и имеет продолжение, в котором утверждается, что в этом доме и в то время проживали родственники Ефремовых.

— Я не хочу ставить под сомнение подлинность этой справки, но... мы обратились 11 декабря в Российский государственный исторический архив с просьбой подтвердить это, — рассказывает Ирина Чебатурова. — На что был получен ответ, что исторические справки они дают только на основании документов из фонда архива, а книги Кириллова в архиве нет и оказать такую услугу музею архив не может. У меня вопрос: почему в архивной справке монастыря указана ссылка на исторический очерк Кириллова, а музею они пишут, что такой книги в архиве нет и сделать справку на её основе они не могут?

Ирина Чебатурова заверила, что сотрудники музея готовы следовать букве закона. Следуя этой самой букве, музей уже передал епархии 3600 квадратных метров построек.

— В основном это культовые сооружения — собор, колокольня, церковь Петра и Павла, церковь Преображения, Донская церковь, два келейных корпуса, где жили монашки, богадельня. Передали и то, что никак не относится к культовым сооружениям — фондохранилища, два жилых дома, дом торговых казаков Жученковых. Монастырская гостиница сейчас находится у музея, в ней хранятся 7000 экспонатов. Она строилась в конце 19-го века для нужд монастыря. Если будет решение о её передаче, споров и претензий у нас не возникнет. Но дворец и кухня к культовым сооружениям отношения не имеют. Если мы хотим по закону, то давайте по закону. Документов, подтверждающих передачу монастырю этих объектов наследниками Ефремовых, нет. Была передана Донская церковь и дом при ней, который в справке значится как дом игуменьи. Он находился за домовой церковью и его размеры как раз 12 на 17 метров. До наших дней этот дом не сохранился.

Механизм передачи запущен, документы не проверяют

Александр Кожин отметил, что механизм передачи уже запущен. Как ему сообщил один из чиновников, готовящий документы, в его обязанности не входит проверять представленные епархией бумаги. Есть справка — и ладно, а мерить дома и переводить аршины в метры никто не намерен. Есть комиссия, в которую, кстати, включён и сам Кожин, она должна собираться по конфликтным вопросам передачи собственности РПЦ, но она пока не собиралась, а на вопрос, когда же будет заседание, защитнику памятников ответили, что «состав комиссии уточняется». Так что, по словам чиновника из минимущества, остановить процесс может только суд.

Ирина Чебатурова сообщила, что музей собирается подать в суд иск об отмене передачи оставшейся части музея епархии в срок до 29 декабря. Акцент на том, что часть музея именно «оставшаяся», не случаен: епархия и так уже забрала всё что можно, оставив лишь дворец и кухню, и пока разрешает использовать под фондохранилище монастырскую гостиницу...

Член Всероссийского общества охраны памятников Николай Шевкунов сообщил, что накануне пресс-конференции общался с исполнительным директором Союза музеев России Борисом Аракчеевым. Тот рассказал, что 13 декабря на заседании президиума Союза был выработан документ против передачи части музея-заповедника епархии. Документ — это официальная реакция музейного сообщества России, и он будет направлен в правительство Ростовской области и в епархию.

— Кто у нас хочет отобрать музей? Люди, которые взяли на себя ответственность нас духовности учить! Почитайте выражение Иисуса Христа о книжниках, фарисеях и законниках, которых он осуждал. Оно удивительно подходит к ситуации, потому что он говорил так: «Горе вам, книжники и фарисеи, и лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примите тем большее осуждение». А домы вдов — этот как раз тот женский монастырь, который был на этом месте. Его функция была не только религиозная, а социальная — в нём жили вдовы и сироты, это был дом призрения. Теперь мужики, извините, толстопузые пришли и кричат: мы наследники вдов! Вы, воины Христовы, чего вы не идёте на Афон, там не строите монастырь, или в Соловки обживать территории? Вы хорошо устроились и начинаете абсолютно материальными вещами заниматься.

Дом Жученковых стал домом митрополита

Уже после пресс-конференции журналисту donnews.ru удалось поговорить с Ириной Чебатуровой. Она выразила большие сомнения, что атаманский дворец и кухню удастся отстоять. Ведь епархия уже получила другие объекты, не относящиеся к культовым, в частности, дом Жученковых... В 1995 году, когда (и это стоит особо отметить) по инициативе музея началось возрождение монастыря, некуда было поселить рабочих. Владимир Чуб, бывший тогда губернатором, попросил директора музея пустить в дом перезимовать работников. А получилось как в сказке про зайкину лубяную избушку и хитрую лису... Дом был передан епархии.

Примечательно, что инициативная группа казаков из Старочеркасской во главе с Александром Прошкиным обратилась в Росимущество с просьбой проверить, по назначению ли используют церковники дом Жученковых, передача которого епархии тоже вызывает массу вопросов. На обращение был получен ответ, что «Религиозная организация как пользователь объекта культурного наследия обязана обеспечить доступ к объекту культурного наследия «Дом-крепость Жученкова» в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям». Однако этого не происходит. На доме висит замок, который снимают только для одного гостя — митрополита Меркурия. Говорят, в доме сделан шикарный ремонт, устроены полы с подогревом и изразцовая печь.

Также заполучила епархия два дома, в которых жили сотрудники музея. Как рассказала Ирина Чебатурова, их срочно выселили в октябре, переселив в два аварийных здания — дом быта и бывшие ясли. Отобранные у людей дома до сих пор пустуют, монастырь их не использует...

Кстати, по закону за отданные церкви помещения музей должен был получить равноценные, но два вышеупомянутых аварийных здания — единственное, что удалось получить. При этом, напомним, епархии было передано в собственность 3600 квадратных метров построек.

Так, пустив на порог епархию и монастырь, музей-заповедник постепенно сам оказался в роли надоевшей всем приживалки. Проводить на подворье «бесовские пляски» им запретили, а от экскурсий в войсковой собор пришлось отказаться, потому что там всё время проводятся службы, и рассказывать что-либо туристам нет возможности...

Возникает вопрос и судьбе сотрудников музея. Как сообщил на предыдущей пресс-конференции юрист епархии, в закон об объектах культурного наследия внесены изменения, согласно которым если объект наследия федерального значения находится в собственности религиозной организации, то сохраняется возможность целевого финансирования объекта из федерального, областного и муниципального бюджета. Но кто будет платить зарплату сотрудникам музея? Министерство культуры делать этого не сможет, потому что это сочтут нецелевым расходованием средств.