Буддизм круг сансары. Колесо сансары в буддизме — как выйти из круговорота страданий? Что такое Колесо Сансары? Основные понятия

Многие из вас в повседневной могли слышать выражения, в которых присутствует слово «сансара» (или «самсара»). В это выражение вкладывают разное значение, однако оно далеко от первоначального, так как «сансара» представляет собой нечто иное, что дано познать не каждому. Сегодня вы узнаете, как связана сансара с человека и душой, что это слово означает, и как улучшить своё положение в бесконечном круговороте, либо выйти из него.

Что такое сансара

Начнём с того, что такое самсара, после чего расскажем, в чём заключается её смысл и назначение.


Рассказать в двух словах, что такое сансара, достаточно сложно, так как это слово употребляется сразу в нескольких религиях джайнизм, сикхизм, буддизм).

Слово «сансара» («самсара») является санскритской транскрипцией. Дословный перевод - «прохождение» или «протекание» . При этом данным словом в индуистских мировоззренческих текстах называют перерождение, переселение души (реинкарнацию). Получается, что сансара, проще говоря - это и есть перерождение.

Однако на процесс перерождения в индуизме влияет . В процессе жизни человек совершает поступки, которые определяют его будущее. В конце одной жизни подводят итог, который влияет на перерождение, решая, будет оно «высокое» или «низкое». Также стоит представлять сансару не как одну реинкарнацию, а как бесчисленное количество, в котором одна жизнь подобна маленькой песчинке на большом песчаном пляже.


Получается, что «закон сансары» - это причинно-следственная связь, которая определяет, будешь ты вознаграждён либо покаран.

Так как карма в самсаре участвует как контрольный элемент, то нельзя полностью отождествлять эти понятия. Из чего следует, что «закон сансары» - это те последствия, которые вытекают из состояния кармы, на которую в свою очередь влияют мирские деяния.

Колесо сансары - что это такое

Выше мы писали о том, что «колесо» бесконечной мирской жизни - это сансара. Однако колесо сансары не является простой последовательностью жизней, а представлено в виде совокупностей миров, которые постоянно движутся и трансформируются.

Знаете ли вы? Изображение колеса сансары присутствует на входе в любой буддийский храм.

Получается, что перед нами не бесконечная цепочка последовательных жизней одной души, а все миры, которые постоянно пребывают в движении, и это движение приводит к трансформации всего, что находится внутри круга.

Круг сансары - это порочный круг, миры в котором представляют собой иллюзию, из которой можно выбраться только будучи человеком.

Что значит: колесо сансары дало оборот

Стоит разобраться, что значит выражение «колесо сансары дало оборот».

Прохождение одного круга невозможно оценить по времени, так как один полный оборот соответствует одному дню жизни Бога (описано в Ведах). В привычном понимании, данное выражение означает смену эпох, что никак не связано с жизнью Бога. То есть, речь идёт о замене старого на новое, о каких-либо трансформациях.

При этом, согласно буддийским учениям, в процессе одного оборота колеса мир переживает следующие стадии: формирование, стабильность, деградация и , состояние бардо.

Получается, что употребляя выражение «колесо сансары дало оборот», мы говорим не о простой смене эпохи, а о чём-то более весомом. Грубо говоря, один оборот самсары можно толковать как появление вселенной (или нескольких вселенных), момент стабильности, момент угасания и полной смерти. После чего будет следовать состояние бардо, о котором мы поговорим далее.

Знаете ли вы? В исламе присутствуют сразу три вида реинкарнации: перерождение пророка, перерождение религиозного деятеля и перерождение простой души. При этом вышеперечисленные виды реинкарнации признаются только «крайними шиитами» и различными сектами, а большинство учений говорит о том, что душа после смерти помещается в подобие клетки, где ждёт Судного дня.

Разобравшись с тем, что такое колесо сансары в буддизме, мы не уточнили одну деталь, а именно - состояние бардо.

Состояние бардо, учитывая вышесказанное, представляет собой некий промежуточный вариант, если речь идёт о колесе. Это промежуток, во время которого ничего не существует. Старый мир угас, а новый ещё не появился. Если рассмотреть это на примере жизни то состояние бордо в каком-то смысле можно считать короткой смертью, так как в этот момент существует только душа, без какой-либо оболочки. Также таким состоянием можно считать момент отделения души от оболочки, в которой, как говорится в учениях, она замкнута в круговороте сансары.


Как выйти из колеса сансары

Согласно учениям, душу в колесе сансары удерживают 3 яда, которые представлены в виде свиньи, петуха и змея. Невежество, и - это три порока, поддавшись которым, человеческая душа всё сильнее затягивается в круговорот.

Интересным является тот факт, что можно телесными действиями или словом, но и . Поэтому человек, который не совершает плохих поступков, не злословит и не врёт, всё равно не сможет выбраться из самсары, если будет враждебно мыслить по отношению к окружающим.

Важно! Любые деяния несут свои последствия, поэтому за каждое действие нужно отвечать отдельно. Закон сложения плохих и хороших деяний отсутствует, поэтому нельзя перекрыть плохие поступки хорошими.

Восьмеричный (срединный) путь освобождения

Для буддизма самсара - это принцип, который нужно преодолеть, чтобы возвыситься, поэтому далее мы расскажем о том, как описывает путь освобождения от бесконечного круговорота.


Это своеобразные ступени, по которым нужно «подняться» (пройти), чтобы душа освободилась и возвысилась.

  1. Нравственность.
  2. Сосредоточение.
Три основных блока имеют свой «набор» ступеней.

Мудрость:

  • правильное воззрение (постижение 4 истин);
  • правильное намерение (нужна решительность, чтобы пройти путь).
Нравственность:
  • правильная речь (воздержание от ругани, лжи, а также от пустословия);
  • (следует отказаться от , обмана, распутности, воровства);
  • правильный (нельзя зарабатывать на жизнь убийством животных, а также торговлей ими; нельзя делать , которое используется для убийства; запрет на производство , так как это убийство и дальнейшая переработка живых существ, а также на изготовление или продажу наркотиков или спиртных напитков).


Сосредоточение:

  • правильное усилие (нужно направить усилия на развитие духовности);
  • правильное памятование (закрепление позитивных моментов и удаление негативных из сознания);

В виде колеса. Оно не является объектом поклонения, в нем запечатлены основополагающие методологические принципы буддийской мысли.

Три яда – неведение, привязанность и гнев представлены в образе соответственно свиньи, петуха и змеи, находящихся на ступице колеса. Между спицами изображаются шесть сфер – состояния паранойи, голодных духов, животных, людей, полубогов и богов.

Вокруг обода расположены Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения. Это колесо держит в зубах Яма, Владыка смерти, олицетворяющий непостоянство.

Только Будда стоит в стороне от этого колеса. Часто это колесо рисуют на внешней двери при входе в традиционные буддийские храмы в Гималаях.

По легенде, это изображение по совету Будды Шакьямуни было преподнесено в дар царем Магадхи дхармараджей Бимбисарой своему другу монарху Утраяне, и пробудило в том доверие к Дхарме.

Сансара

(санскр.; тиб. кхорва, «круговорот») – обусловленное существование, круговорот вынужденных рождений и смертей в обусловленных мирах. Согласно выдающемуся тибетскому ламе Гампопе (1079-1153гг.), сансара имеет следующие три базовые характеристики:

  1. ее природа – пустота
  2. ее проявление – иллюзия
  3. ее характеристика – страдание (Зегерс 2000: 50).

Под «пустотой» и «иллюзией» скрывается понимание того, что есть истинная реальность за пределами всех концепций, а также непостоянства и взаимообусловленности всего, с чем все существа обычно сталкиваются в жизни. Буддийское понятие страдания имеет гораздо более широкое значение, чем мы привыкли.

Первая благородная истина Будды: Обусловленное существование является страданием.

"Человек только на первый взгляд – кузнец своего счастья, а на самом деле не столько кует, сколько сам пребывает под молотом причинности на наковальне следствий" (Е.Торчинов)

Первоначальное представление о сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (не позднее 8-7 вв. до н.э.), но именно буддизм, используя уже существующее всем понятное представление, тщательно разработал его, в отличие от индуизма, как «абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы» [Торчинов 2005:32], где сансара предстает продуктом причинно-следственных связей и регулируется законом кармы (поэтому это обусловленное существование).

Карма – закон причины и следствия

Слово «карма» (от санск. корня "кр" – «творить, создавать», ср. с англ.-create) имеет также древневедийское происхождение и было заимствовано буддизмом. Согласно Е.Торчинову, оно может быть переведено как «дело», «действие», но никоим образом не как «судьба» или «участь», как иногда думают. Так, на китайский язык «карма» переводится словом «е», которое в современном языке даже имеет значение «занятие», «специальность» или «профессия».

Если в архаическом, ведийском, значении слово «карма» подразумевало не всякое действие, а только ритуально значимое, обряд, дающий желаемый «плод» (санск. пхала), то с появлением Будды постепенно значение этого понятия расширилось. Оно стало означать любое действие, или акт, имеющий результат, причем в самом широком смысле:

  • акт физический (действие, поступок),
  • акт вербальный (слово, высказывание)
  • и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание) [Торчинов 2005: 30].

Таким образом, карма в буддизме - это закон причины и следствия, распространяющийся на любое действие. Совокупность всех действий, совершенных за всю жизнь, их общая энергия, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой напрямую обусловлен совокупным характером совершенных действий.

Соответственно, такая карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Как заметил Е.Торчинов, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни или физическая красота), основные черты характера, психологические наклонности, таланты или отсутствие способностей и тому подобное. Затем в новой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот рождений-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение)» [Торчинов 2005:30].

В буддизме считается, что достичь Просветления возможно в том случае, если в течении множества жизней было накоплено достаточное количество энергии позитивных действий и хороших впечатлений, наработаны привычка делать жизненный выбор в пользу других живых существ, осознавать свои поступки и делать добро, то есть некий позитивный потенциал, о чем рассказывают и истории прошлых жизней Будды Шакьямуни – джатаки . Буддийское учение о законе кармы, согласно Е.Торчинову, - результат распространения представления о всеобщности причинно-следственных отношений и на область этики и психологии.

Причинно-зависимое происхождение (обусловленность)

Учение о карме как причинно-следственной связи находит свое углубленное развитие в теории, получившей название «пратитья самутпада» (санск. причинно-зависимое происхождение). Эта теория чрезвычайно важна, поскольку она, по существу, превратилась в базовый методологический принцип буддийской мысли. Она подробно рассматривается далее в описании символики Колеса сансары. Главный смысл этого принципа заключается в том, что все этапы существования причинно обусловлены.

Вместе с тем живое существо (не только человек), пребывая в неведении, влекомое своими бессознательными импульсами, оказывается, по существу, рабом неумолимой обусловленности, находясь не столько в деятельном, сколько в страдательном положении [Торчинов 2005: 33].

Весь этот процесс с присущими ему закономерностями отражен в изображении Колеса сансары - в символике внешнего ободка в его композиции.

Четыре благородных истины

Колесо сансары – не только показывает замкнутый круг обусловленного существования, но главное - указывает на выход из него. Это также и символическое напоминание о Четырех благородных истинах Будды, показывающих, что есть состояние необусловленного счастья - Просветление, и возможно прекращение страдания. Это учение было дано Буддой во время Первого Поворота Колеса Дхармы, и является базовым для всех традиций буддизма: «обусловленное существование - страдание», «страдание имеет причину», «если устранить причину, устранится и страдание» , «и есть методы устранения страдания».

Просветление (Пробуждение от сна неведения) позволяет выйти из вынужденного неосознаваемого круговорота рождений-смертей, преодолеть «страдательность» сансары. И Будда оставил для этого методы Трех Поворотов Колеса Дхармы.

Иконография Колеса сансары

Учение о сансаре, данное Буддой, запечатлено в изображении Колеса сансары (санск. бхавачакра, «колесо обусловленного существования»). Это один из самых популярных сюжетов. Его можно видеть около входа в любой буддийский храм или монастырь.

Круговая композиция Колеса символизирует бесконечный круговорот умов в сансарическом бытии. Она включает в себя 1 круг и четыре окружности: - центральный круг и две окружности изображают причины сансарического существования; - третья – следствия; Все вместе они иллюстрируют закон кармы. - а внешний ободок представляет собой схему цепи взаимо-зависимого происхождения из 12 элементов.

Центральный круг

В центральном самом маленьком круге, в ступице колеса, изображены три главных корня обусловленного существования: неведение (санск. моха), привязанность (санск. двеша, «страсть») и гнев (санск. рага).

Эти три базовых аффекта (санск. клеша), т.е. три главные дуалистические эмоции, порождающие остальные и являющиеся мотивами любых негативных поступков, лежат в основе сансарического существования.

Канонически эти омрачения в буддийской иконографии изображаются в виде животных:

  • неведение (игнорирование, тупость) в образе свиньи
  • привязанность (зависимость, страсть) – в образе петуха
  • гнев (злость, чувство мести, отвращение) – в образе змеи.

«Свинья олицетворяет неведение, ибо ест всё без разбору. Также непонимание не видит разницы между благим и дурным, удачным и неудачным. Петух - символ привязанности как стремления завладеть объектом опыта или слиться с ним, ибо он - а) владелец гарема и б) способен выискать в траве мелкое зерно; так и привязанность зорко концентрируется лишь на предмете своего влечения. Змея либо уползает прочь, когда к ней приближается человек; либо нападает на него; так и гнев стремится устранить объект из поля восприятия, опыта либо избегая, либо уничтожая его» [Парибок 1997: 33].

Из базового неведения возникает привязанность, та в свою очередь создает ситуации, провоцирующие гнев. Они – своеобразный мотор, движущая сила всего колеса. Поэтому символические животные как бы ухватились за хвосты друг друга и, как белка в колесе, пустились в бег по кругу, приводя в движение Колесо сансары.

Второй круг

Второй от центра круг, разделен на светлую и темную половины, так как все типы кармы, возникающей от дуалистических обусловленных эмоций, можно свести к двум типам: благая и неблагая карма. Благая карма ведет к перерождению в высших мирах, а неблагая - к перерождению в низких формах жизни. Чтобы показать это, второй круг Колеса сансары разделен на черную и белую половины: обитатели высших миров сознательно следуют пути накопления заслуг и благих действий, а на темном пути существ их порочные наклонности увлекают «вниз», к мучительным формам существования.

В целом, этот круг иллюстрирует карму, поступки, произведенные под влиянием либо трех дурных факторов центра, либо при их отсутствии. Поэтому данный круг смежен со ступицей, вместе с центром он изображает причины: омрачения и произведенные ими поступки суть основа сансарного существования.

Третий круг

В следующем, третьем изнутри круге Колеса сансары запечатлены следствия кармы в виде рождения в одном из шести миров. Этот круг разделен на шесть или пять секторов, соответствующих пяти мирам рождений живых существ (часто боги и асуры могут изображаться в одном и том же секторе); в каждом из этих миров изображены Будда или Бодхисатва, воплощающиеся там из великого сочувствия, чтобы помогать живым существам. Ему характерен определенный цвет, и он держит в руках символический атрибут, которым характеризуется специфический метод донесения до слушателей того или иного мира вести о возможном освобождении.

Буддизм в зависимости от преобладающих тенденций умов существ признает шесть возможных форм существования:

  • рождение в качестве божества (санск. дэва), если в уме преобладают блаженство радостного благополучия и гордость, (божества изображены в верхнем секторе Колеса);
  • воинственного полубога (санск. асура), если преобладает ревность, (сектор асуров изображен рядом с сектором божеств, ниже его, слева);
  • и человека, если преобладают желание и привязанности (сектор людей –рядом с сектором божеств, ниже его, справа)

эти три формы рождения считаются счастливыми и композиционно представляют собой верхний полукруг Колеса сансары;

  • а также животного, если преобладают неведение и тупость, (сектор животных расположен под сектором мира людей);
  • голодного духа (санск. преты), если преобладают жадность и страсть, (сектор претов расположен под сектором асуров);
  • и обитателя ада (если преобладает гнев, злость, чувство мести), (самый нижний сектор круга, составляет противоположный полюс сектору божеств)

эти три формы рождения считаются несчастливыми и композиционно образуют нижний полукруг Колеса сансары.

Чтобы понять эти аллегории, не обязательно разделять взгляды древней мифологии. Достаточно внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть в людях те же черты гордого благополучия (богов), тупости (животных), страстной жадности (голодных духов). Ясно, что эти стереотипы восприятия не возникли беспричинно, а долго закладывались умственными тенденциями. Поэтому Будда говорил: “Весь мир – ум ”.

Никакой идеи духовной эволюции в этой схеме миров не заложено: после смерти в качестве божества можно снова родиться человеком, потом попасть в ад, потом родиться животным, потом снова человеком, потом опять попасть в ад и т. д., в зависимости от совершаемых действий и преобладающих на тот или иной момент тенденций ума [Торчинов 2005:32]. Когда результаты совершённых действий истощаются, существо, повинуясь другим импульсам своего подсознания («карма »»), перерождается в иной сфере бытия.

Драгоценное человеческое тело

Человек здесь занимает срединное положение меж живыми существами, и в буддийских текстах постоянно подчеркивается, что человеческая форма рождения особенно благоприятна. Человек не так погружен в обманчивое блаженство, как боги, но и не настолько измучен, как обитатели адов; кроме того, человек в отличие от животных наделен также развитым интеллектом. Такое положение способствует тому, что только человек среди других форм существ способен к обретению освобождения от сансары, вынужденного неосознаваемого и обусловленного круговращения рождений-смертей.

Поэтому классические буддийские тексты постоянно говорят о том, что рождение в человеческом теле с возможностью практиковать буддийские освобождающие методы - редкая драгоценность и обретение его - великое счастье.

Внешний ободок

Внешний ободок Колеса сансары содержит символическое изображение учения о Причинно-зависимом происхождении.

Цепь причинно-зависимого происхождения состоит из ряда этапов существования (санск. нидана , «звено»), ведущих существ от рождения к старости и смерти и к новому рождению. В дидактических целях она показана на примере человеческой жизни. Изображения читаются по часовой стрелке, начиная сверху. Звенья цепи связаны между собой посредством Кармы - законом причинно-следственной связи. Эта цепь звеньев отражена во внешнем круге композиции. Этот последний, узкий круг, образующий как бы обод колеса, разделен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати звеньям цепи причинно-зависимого происхождения.

Каждой «нидане» соответствует символическое изображение:

  1. базовое неведение (санск. авидья, тиб. маригпа) относительно своей и окружающих вещей истинной природы приводит существ в круг сансары. Неведение символизирует изображение человека, в глаз которого попала стрела, или слепца с посохом: не понимая закона кармы, человек в сансаре бредет наугад и не застрахован от падения в низшие формы бытия. Стрела, ранящая человека – традиционный символ неведения. Существует известная притча из 63-й проповеди «Маджхима-никаи», в которой Будда рассказал историю о человеке, раненном отравленной стрелой, который вместо того, чтобы вытащить ее и залечить рану, медлил, выясняя, что за человек пустил в него эту стрелу, как его зовут, какие у него были намерения, к какой он принадлежал касте и т.д. Под отравленной стрелой подразумевалось базовое неведение, лечение представляли собой искусные практические методы Будды, а промедление - уподоблялось увлечению абстрактными метафизическими вопросами.
  2. возникающие при этом подсознательные импульсы (санск. санскара, тиб. дхудже), формирующие факторы мотиваций и ментальных привычек, влекущие умершего к новому рождению, представлены в виде фигуры гончара, лепящего горшки на своем гончарном круге; здесь промежуточное состояние (тиб. бардо) заканчивается и происходит зачатие новой жизни;
  3. наличие формирующих факторов (санскар) обусловливает появление различающего, двойственного сознания (санск. виджняна, тиб. намше), пока еще неоформленного, аморфного. Такое сознание изображено в виде обезьяны, прыгающей с ветки на ветку (такое сознание нецелостно и неустойчиво, склонно перескакивать с одного объекта на другой); это сознание уже содержит семена действий в виде кармических привычных тенденций, которые созревают и происходит-
  4. формирование имени и формы (санкс. нама-рупа, тиб. мингчжук), то есть психофизических характеристик существа. Они представлены двумя людьми, плывущими в одной лодке; на их основе формируются –
  5. шесть баз (санск. садайтана, тиб. кьече друк) восприятия, то есть шесть органов, или способностей (санск. индрия), чувственного восприятия. Шестой индрией является «манас» (санск.; «ум»), также считающийся органом восприятия «умопостигаемого». Они изображены в виде дома с шестью окнами;
  6. в момент рождения шесть органов чувств приходят в контакт (санск. спарша, тиб. рекпа) с объектами чувственного восприятия, что изображено в образе предающейся любви супружеской пары;
  7. в результате чего возникают ощущения (санск. ведана, тиб. цорва) приятного, неприятного и нейтрального; такое восприятие изображено как вода, выливаемая из кувшина на раскаленное докрасна железо.
  8. эти ощущения обусловливают появление желания (санск. тришна, тиб. сепа) вновь испытать то, что приятно, что в свою очередь приводит к появлению влечения, страсти, привязанности. Тогда как чувство неприятного формирует гнев и его тонкое проявление - отвращение. В буддийском "Колесе Бытия" всегда изображают человека, пьющего пиво, или которому подносят пиво. Влечение и отвращение как две стороны одного состояния образуют -
  9. привязанность, схватывание, попытки удержать (санск. упадана (праявастхана), тиб. ленпа) приятное и оттолкнуть неприятное, оставляя без внимания нейтральное. Это изображено в образе собирания плодов обезьяной;
  10. привязанности составляют сущность сансарического бытия (санск. бхава, тиб. сипа), они становятся силой, побуждающей войти в следующую фазу существования. Образ десятого звена известен в виде супружеской пары, где женщина беременна. В результате происходит –
  11. новое рождение (санск. джати, тиб. кьева), На буддийских изображениях показана рожающая женщина. Однако, новое рождение неизбежно приводит к -
  12. старению и смерти (санск. джала-марана, тиб. гава чива). В буддийских версиях, показана урна с прахом, или труп, завернутый и переносимый одним или несколькими людьми.

И далее вновь базовое неведение приводит умы существ к очередному воплощению и т.д. Все это «колесо обусловленного существования» держит в своих лапах, как бы обнимая его, Яма, символизирующий страдание и «страдательность», обусловленность как главное свойство сансарического бытия [Торчинов 2005: 34-35].

Яма

(санск. Яма, тиб. Шиндже, “Господин Мертвецов”) Яма – индийский бог смерти, его образ в буддийском контексте приобретает собственное значение, он выражает принцип кармы, крепко держащий колесо сансары. В популярных народных представлениях Яма сохраняет свои функции судьи подземного царства, воздающего умершим по их заслугам. Яма в буддийской иконографии красного цвета (символ мудрости, познавшей иллюзорность сансары), с третьим глазом просветленной мудрости.Согласно буддийской космологии он - правитель божественного Мира без разногласий, известном как Небеса Ямы .

Будда

Вне колеса в верхнем углу картины, обычно изображается Будда

Приветствую всех читателей сайта сайт. В этой статье мы разберемся − что такое Колесо Сансары, как оно работает и как из него выходить.

Обновлено 04. 11. 2019

Что такое Реинкарнация Души?

Реинкарнация Души − это явление подразумевающее путь развития души через перевоплощение на Земле.

В процессе перевоплощения, душа накапливает различные знания и опыт. Однако каждое перевоплощение накапливает и грехи, совершенные человеком в течение всех жизненных циклов.

Действия, затягивающие человека в «Заколдованный круг»

  • Проявление негатива по отношению к другим людям. Такими людьми могут быть не только близкие, но совершенно не знакомые люди;
  • Проявление негатива в отношении собственного «Я». Преобладание негативных эмоций на свою душу или тело, может привести к серьезным последствиям. Отпечаток негатив откладывает и при жизни, ухудшается здоровье, психика, не ладиться личная жизнь, присутствие постоянной депрессии. Колесо Сансары, в данном случае, затягивает душу человека и дает шанс на исправления такого отношения к себе;
  • Насильственные действия в отношении других людей. С каждой реинкарнацией, душа должна искупить тот грех, в котором была уличена, иначе может остаться в колесе на очень длительный период времени;

Перечисленные действия, лишь самая малость тех причин, которые предшествуют попаданию в Колесо Сансары. На самом деле, таких причин − большое множество.

Примеры Колеса Сансары

Один из наглядных примеров – это классический любовный треугольник . В данном случае, все три души тесно сплетены между собой. И каждый раз они встречаются снова и снова, создавая аналогичную ситуацию уже в новых воплощениях. Застрявшие души, должны искупить свои грехи и причинённый вред другим. Как правило, отрабатываются измены, обиды, разрушения семей и тому подобное. Стоит отметить, что перевоплощения будут продолжаться до тех пор, пока души не выполнят все поставленные кармические задачи.

Ещё один пример – это не владение собой (собственными эмоциями) . В таком случае, ярко выраженными проявлениями Колеса Сансары является − характер человека. Он толкает его на различные преступные действия. К примеру, если человек в порыве гнева убивает другого и угождает в тюрьму. В следующем воплощении жизненный сценарий повторится. Человек должен будет сделать правильный выбор. Колесо Сансары не выпустит человека, пока он не выполнит поставленные задачи. Пока он не искупит грехи и весь вред, причинённый другим людям.

Что здесь важно понимать? Не обязательно, чтобы отработать какой-либо грех, человек должен родиться заново. Он может исправить ошибку в текущей жизни.

Могут дать человеку шанс (в некоторых случаях, даже не один) пройти урок заново и «сдать экзамен» без перерождений. Именно поэтому, в жизни некоторых людей определенно много однотипных, повторяющихся событий.

Точки выхода − правила, по которым можно выйти из Сансары

Как выйти из Колеса Сансары? Выйти из него не просто, особенно если душа уже проходила один и тот же урок несколько раз. Существует ряд правил-рекомендаций для выхода из этого «Порочного круга»:

  • Сначала, требуется выявить причину, по которой душа человека попала в «Заколдованный круг». Для того, что бы понять причину данного явления, рекомендуется обратиться к опытному Духовному целителю. Опытный Духовный целитель, может помочь найти все причины попадания в Колесо Сансары в насущной жизни, а так же в прошлых воплощениях. Однако целитель может помочь не только выявить причину, но и помочь выполнить кармические задачи, после чего связь с «Заколдованным кругом» будет оборвана;
  • Требуется выяснить условия, поставленные для выполнения, что бы Колесо Сансары больше не участвовало в судьбе человека. Одним из важнейших условий данного этапа является развитие духовного и личностного роста;
  • Раскаяние. На третьем этапе нужно сделать все возможное для искупления грехов. Необходимо просить прощения у тех, кому был нанесен вред. Развиваться в плане личностных характеристик, раскается в содеянных грехах. Конечно, процесс раскаяния занимает довольно длительный период времени, так как на физическом уровне раскаяния не достаточно. Все эмоциональные процессы, связанные с искуплением, должны прочувствоваться человеком, т.е. должна быть вложена энергия.
  • При выполнении всех выше перечисленных задач, целителем проводится специальный ритуал. После ритуала, Колесо Сансары отпускает человека и его Душу. Его может эволюционировать на более высокий уровень вибраций.

В большинстве случаев, для того что бы выйти из Колеса Сансары, целителями применяются дополнительные эзотерические действия. Такие действия предусматривают проведение ритуалов и договоров, для того что бы успешно закрыть всю цепь событий, приводящих в «Заколдованный круг».

Как выйти из Колеса самостоятельно?

Остановить Колесо Сансары, прекратив череду негативных событий можно и самостоятельно. Для этого требуется тщательно работать над собой, над своим внутренним миром. Постараться устранить в себе качества, порождающие неблагоприятные действия. Важно знать, что точка входа-выхода из замкнутого круга повторяющихся событий − находится в самих событиях. Любое событие можно перепрограммировать, зная, из каких компонентов оно состоит и как воздействовать на эти компоненты.

Упражнение «энергетическая чистка»

Это упражнение очищает и балансирует энергетическую структуру человека, а значит:

  1. Изменяет качество энергетического импульса;
  2. успокаивает центральную нервную систему;
  3. помогает осознать – точку входа (момент втягивания) в поле повторяющегося, неблагоприятного события;
  4. помогает определить точки выхода – выйти из Колеса Сансары, проработав каждое событие по отдельности.

Каждое деструктивное событие прорабатывать нужно отдельно.

1. Закройте глаза и посидите некоторое время в тишине, погрузившись в свой внутренний мир. Далее на ментальном экране, «войдите» в событие, которое волнует вас большего всего, на данный момент. Ощутите его во внутреннем темном пространстве, как какой-то энергетический сгусток.

Что такое ментальный экран? Чтобы понять, закройте глаза и смотрите сквозь лоб перед собой – это и есть ментальный экран. На ментальном экране мы визуализируем – представляем нужные нам образы.

2. Мысленно извлеките это событие. Можно:

А) Сосредоточить свое внимание на зажженной свече и представлять, как она вытягивает и сжигает негативную энергию (энергетический сгусток). Визуализируйте до тех пор, пока не почувствуете свободу и легкость внутри.

Б) На ментальном экране создайте свою голограмму и представляйте как она забирает у вас негатив. Как почувствуете легкость и свободу внутри, сразу растворяйте эту голограмму энергией любви.

После проделанного – залейте себя Светом (энергией любви) .

Важно проделать это упражнение чувственно, вложив свою энергию т.е. прочувствовать все моменты: момент нейтрализации негатива и момент зарядки позитивом − энергией любви.

Пока человек будет искать причины всего того, что с ним происходит в наружном − физическом мире, а не внутри самого себя (внутренний мир − мир чувств и мыслей), он (человек) будет находиться в Колесе − Замкнутом Пространстве Своей Несвободы.

Добрый день, уважаемые любители буддийской культуры и философии.

Сегодня мы рассмотрим еще одно основополагающее понятие этой религии – «Сансара». Хотя этот термин знаком многим, далеко не все понимают его правильно, считая чем-то вроде судьбы и частично путая или смешивая с понятием «кармы».

Бхавачакра

Следует сразу оговориться, что этот термин не принадлежит исключительно буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково – как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания.

Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. Впрочем, обо всем по порядку.

История символа и его значение

Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах – классическом ведическом трактате, написанном в VIII-III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.

В концепции индуизма Сансара – это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело – аналог души – перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя – в зависимости от праведности, правильности своего существования.

Сансара в буддизме

Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством.

Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.

Если индуизм относится к Сансаре достаточно нейтрально, представляя ее как существующее положение дел, с которым большинство вынуждено мириться, то в учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого – вырваться из «порочного круга», сформированного пороками.

Три умственных яда

Символами этих трех основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:

  • петух, олицетворяющий наши желания;
  • змея, которая означает ненависть;
  • свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.

Каждый из пороков имеет свои последствия:

  • Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
  • Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
  • Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.

Кстати, три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними.


12 нидан

Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.

Цепь страданий человека:

  • Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
  • Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
  • Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
  • Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
  • Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
  • Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
  • Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
  • Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
  • Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
  • Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
  • Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
  • Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.

Интересно, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришел к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий.

По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.


Как выйти из круговорота страданий

Как следует из учения Будды Шакьямуни, наиболее уязвимыми являются 8 и 9 звенья цепи – желания и стремления (действия). Они не чужды даже богам и полубогам, которые хоть и пребывают в мире удовольствий, но также не в силах покинуть мир Сансары, так как ослеплены своими страстями. Именно поэтому самым ценным перерождением в буддизме считается человеческое.

В градации живых существ эта форма располагается посредине:

  • Боги;
  • Полубоги;
  • Люди;
  • Животные;
  • Духи умерших;
  • Обитатели Ада.

Животные в силу ограниченности своих способностей и инстинктов неспособны к сознательному изменению кармы, духи и адские жители слишком измучены страданиями, а божественные существа, наоборот, увлечены наслаждениями. Все это препятствует их выходу из Самсары в нирвану.

Любой человек в силах освободиться от оков своих желаний и стремлений, достигнув просветления и покинув колесо. Вникая в учение Бодхи и идя по пути Дао, каждый из нас имеет шанс на просветление и постижение сущности мироздания – именно это является основной целью буддизма.


Закон сансары

Говоря так, имеют ввиду карму. Если кратко, то закон Сансары – принцип естественного следствия всех поступков в текущей и прошлых жизнях. Если человек грешит (не только действиями, но и мыслью), в будущем он опускается на ступень ниже в сферах шести Миров, то есть, становится животным. А если совершает правильные действия, то наоборот, поднимается. К благородным поступкам в буддизме относятся:

  • Спасение жизни человека или любого живого существа.
  • Материальная и духовная щедрость. То есть помощь не только деньгами, но и словом, советом, информацией.
  • Преданность друзьям, близким, родным и своим убеждениям.
  • Правдивость и отсутствие лжи в словах и поступках.
  • Примирение с врагами и недоброжелателями, а также участие в примирении других.
  • Доброжелательность и вежливость в общении.
  • Бережное отношение к тому, чем уже обладает человек (как в материальном, так и в духовном плане).
  • Проявление сострадания к окружающим.
  • Любовь к людям и живым существам.
  • Саморазвитие и стремление к познанию.
  • Закон кармы достаточно сложен и не заключается в простом сложении хороших и плохих поступков. За каждое действие человеку придется ответить.

Символизм

Поняв в общих чертах, что такое Самсара, можно обратиться и к самому символу, который содержит в себе отсылки ко всем вышеперечисленным понятиям. Существует несколько вариантов изображения колеса в разных религиозных традициях.


В упрощенной форме это круг с восемью спицами, идущими от центра. Это символ Восьмеричного пути в буддизме – восьми ступеней, которые должен постигнуть каждый ученик, идя к просветлению. Он заключается в стремлении к мудрости, совершенствовании нравственности и достижении сосредоточения.

Также в различных формах на символах колеса Самсары отображены три умственных яда, шесть сфер мироздания и 12 звеньев причинно-следственной цепи человеческих страданий.

Понятие Сансары является центром космологической буддийской Вселенной и наглядно отражает основные принципы этой религии – закон кармы и стремление к просветлению. Остановить вращения колеса невозможно, ведь оно – суть мироустройства, но каждый способен однажды выйти из него, прервав цикл перерождений и достигнув нирваны.

Заключение

Друзья, на этом мы сегодня закончим, однако скоро обязательно встретимся снова.

И до новых встреч на страницах блога!