Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря , встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.
Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).
Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353 ). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).
И в наше время Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.
Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.
В России григорианский календарь был введен в 1918 году , однако церковь такого решения не одобрила.
В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.
Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.
Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "Новоюлианского" - за 40 тысяч лет).
Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря , встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.
Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).
Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353 ). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).
И в наше время Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.
Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.
В России григорианский календарь был введен в 1918 году , однако церковь такого решения не одобрила.
В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.
Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.
Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "Новоюлианского" - за 40 тысяч лет).
Рождество Христово - один из главных духовных православных праздников, который отмечается 25 декабря католиками и 7 января православными.
В обеих религиях отмечают Сочельник - вечер накануне рождественской ночи (Иисус родился именно ночью - отсюда другая легенда про Вифлеемскую звезду.) Название в русском языке происходит от слова сочиво - пшеничные зерна, смоченного соком ягод или медом. Сам праздник Рождества является датой разговления - освобождения от поста и предания чревоугодию.
Чем же отличается католическое и православное Рождество?
Дата
Несовпадение празднования Рождества Христова западными и восточными церквями объясняется принятыми ими различными системами летосчисления. После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных. Обращаем внимание читателей на тот факт, что дата на самом деле одна, а разница - в календаре.
У католиков даже новогодняя ёлка называется рождественской. Её ставят в канун праздника - 24 декабря - когда в западной традиции отмечается день Адама и Евы.
Богослужение
В православии принято одно рождественское богослужение, которое длится до утра, и в котором соединены Великое Повечерие, Утреня и Литургия.
У католиков служат три раздельные мессы - ночью, утром и днем. Это символизирует как бы рождение Спасителя в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека.
Фото: www.russianlook.com / Рождество у католиков - главный праздник.
Отношение к празднику в обществе и в церкви
Православное Рождество - это духовный, церковный праздник, а не семейный. Пост проходит очень строго — каждый верующий должен сдерживать себя и много трудится, духовно и телесно, чтобы в итоге наградить себя возможностью празднования и отдыха. За пять дней до Рождества в церквях поминаются библейские события, связанные с Рождеством. Сама церковная служба протекает так же, как и несколько веков назад — все традиции тех времен соблюдаются из года в год. При этом Пасха почитается больше, чем Рождество. То есть, для православных важнее, что Христос воскрес, а для католиков - что родился.
У католиков Рождество - это любимейший семейный праздник. Церковные службы о других библейских событиях проходят после Рождества, начиная с первого января. Пост перед Рождеством «слабее» православного — разрешается расслабляться. Самая церковная служба адаптирована под современный мир и упрощена.
У католиков очень много разнообразных блюд под Рождество, но главное всё же - гусь с яблоками. Православные уделяют основное внимание праздничному столу в Сочельник, когда на стол ставят 12 постных блюд. Для праздничного рождественского стола рекомендуем испечь , пошаговый рецепт которого опубликован на сайте АиФ-Красноярск.
Обязательные блюда, которые должны стоять на столе православного в Рождество - сочиво и взвар. Сочиво готовят из пшеничной крупы или риса с добавлением меда, сухофруктов, орехов. Взвар - это компот из сухофруктов.
Рождественский стол. Фото: www.russianlook.com
На Рождество католики дарят всем подарки. По традиции никто не должен остаться без сюрприза - ни родственник, ни добрый знакомый. В православной традиции такого внимания к подаркам нет, хотя детей подарками традиционно одаряют.
Кто главный персонаж праздника?
Если православные чтят, безусловно, родившегося Христа, который появился на свет, то у католиков главный «фигурант» торжества - Святой Николай или Санта Клаус, в обязанности которого входит одаривать подарками детей. При этом сам Санта-Клаус не приходит к детям с мешком подарков, как русский Дед Мороз. Подарки он прячет ночью в носки, развешивает их над камином, а сам исчезает незаметно в каминную трубу. В этом обычае переплетаются христианские и языческие обряды, и не все священники положительно относятся к этому почти языческому святому.
Материал подготовлен с помощью общедоступных источников.
Один из главных праздников всего христианского мира отмечается в десятках стран, но не в один и тот же день
Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы..
Опаздывающий календарь
Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили именно этот праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.
Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше и больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский Григорий XIII решил: пора что-то менять.
В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию.
Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.
Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась, несмотря на сильнейшее давление со стороны светского мира. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.
История раскола
Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.
Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.
Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.
Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.
Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.
Разница в традициях
Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.
Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.
В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.
За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.
Кстати : Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.
Один из самых теплых, светлых и всеми любимых праздников, по праву, считается Рождество , которое, так уж случилось, разделилось на две ветви - католическое и православное . Я, в данном случае, не говорю про другие конфессии, а только про Христианство.
В Рождество такие облатки отламываются по кусочку и вкушаются как перед праздничной трапезой, так и во время поздравлений друг друга с праздником. Причем отламывать кусочек от облатки надо у другого человека, что символизирует собой единство, взаимное прощение и любовь к ближнему.
В Сочельник, день накануне Рождества , после вечерней службы семья собирается за столом, на котором должно быть не менее 12 постных блюд. В само же Рождество на стол подаются также 12 блюд, но уже, далеко, не постных. Вид мяса, подаваемого на ужин, варьируется в зависимости от традиций определенной страны.
Есть различия и в самой службе. Так, в православии проводится одно ночное Рождественское богослужение, в котором соединены Великое повечерие, Утреня и Литургия. А католики служат три рождественских мессы раздельно – ночью, утром и днем. Это символизирует рождение Спасителя в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека.
Но вернемся к праздничному столу.
Прежде всего, надо сказать, что во многих семьях по-прежнему существует традиция класть под скатерть немного сена или соломы , что символизирует собой память о яслях, в которых родился Иисус Христос.
Эти же ясли в натуральную величину сооружаются на улицах города в наиболее посещаемых, местными жителями и гостями города, местах. Там же ставятся фигурки Христа, Богородицы, Иосифа. Кормушки для животных и прочая утварь, чем воссоздается обстановка вертепа.
За другие страны говорить не буду, скажу, что принято ставить на рождественский стол в Латвии.
Меню Рождественского стола в Латвии
Прежде всего, это карп , который считается символом счастья и благополучия. Его высушенная чешуя складывается в кошельки и карманы, чтобы новый год принес много денег.
Популярным блюдом считается вареная свиная голова с отварной перловой крупой. Можно просто запечь поросенка:
Можно, конечно, свиную голову заменить на жареный кусок свинины, поданный с тушеной капустой .
На Рождество принято также подавать вареный серый горох с кусочками жареного мяса и жирного бекона, который запивается простоквашей или кефиром. Рецепт этого блюда я недавно выставляла на своем кулинарном блоге "Хлеб-соль» . Называлось оно - "Серый горох с беконом в картофельной корзинке ».
Причем, весь горох, сваренный на Рождество, следует к утру съесть, иначе в новом году будет пролито немало слез.
Особым рождественским блюдом считается . Колбаска, конечно, на любителя, о ее составе можно судить уже по одному названию.
Пипаркукас - непременное блюдо на рождественском столе в Латвии. Это специфическое печенье, название которого переводится, как перченное печенье. Но это совсем не значит, что оно какое-то острое или горькое, название печенью дано так из-за содержания в нем некоторого количества перца, имбиря и др. пряностей, придающих выпечке пикантный вкус:
Ну и еще одно, не менее важное отличие - связано с подарками. У католиков принято, чтобы подарки раздавал Санта Клаус (Salavecis – в латышской интерпретации) и именно в рождественскую ночь. О самих подарках говорить не буду, тут уж зависит от экономической ситуации той страны, где живет добрый старый волшебник.
Но, как вариант можно и самому купить gps-навигатор - мужчины ведь тоже дети, только большие!
В России же, мы все прекрасно знаем, на этой раздаче находится Дед Мороз и приходит к детям он в ночь новогоднюю.
Вот такие они различия. Боюсь, что вспомнила я не все, но я также боюсь, что вы будете читать эту статью "по диагонали" (а этого мне совсем не хотелось бы), т.к. получилась она очень большая. Если кому будет, что дополнить, с удовольствием пообщаюсь с вами на эту тему.
А завершить свой пост хотелось бы простыми словами:
С Рождеством вас, православные!
Мира вам, добра и земного счастья!
На этом пока все.!