Философские взгляды фихте кратко. Основные моменты философии фихте. Гносеология Фихте и критика в ней идей Канта

Философия Фихте немыслима без кантианства. Опираясь на него, Фихте усиливает практически-деятельное отношение сознания к предмету, который оно фактически создает. Можно сослаться, по крайней мере, на два положения кантианства, которые используются Фихте. Это – трансцендентальный субъект, "Я" и трансцендентные вещи в себе. Фихте усиливает творческую активность "Я", полагающего и самого себя и все его окружающее.

Важное место в фихтеанстве принадлежит достоинству человека, теснейшим образом связанному с кантовской идеей автономии разума. К этой теме Фихте часто обращается в своих речах и лекциях. Всякий, считающий себя господином других, сам раб. Если он и не всегда действительно является таковым, то у него все же рабская душа, и перед первым попавшимся более сильным, который его поработит, он будет гнусно ползать. Только тот свободен, кто хочет все сделать вокруг себя свободным, говорил Фихте.

Опираясь на философию Канта, Фихте хочет выяснить, в чем состоит сущность науки. Но что такое наука? И Фихте создает, по существу, философию науки, наукоучение, первое основоположение которого заключается в самосознании, которое в словесной форме фиксируется как Я есмь, Я есмь Я . Я есть нечто уникальное в том смысле, что оно само себя порождает. Действие самосознания – это самопорождение.

Фихте, таким образом, исходит из Я, но не из сознания отдельного человека, а из сознания как такового, из трансцендентального сознания, из "Я мыслю" Декарта или трансцендентальной апперцепции (трансцендентального субъекта) Канта. Акт самосознания – это действие и одновременно продукт этого действия. Фихте называет самосознание Tathandlung. Русские переводчики философии Фихте этот термин обозначали как "дело-действие". В акте самосознания субъект как действующее, активное и субъект как рождаемое, страдательное, пассивное полностью совпадают. Исходя из этого П.Гайденко предлагает указанный термин читать как "акт-продукт", подчеркивая тем самым совпадение акта и его продукта. Такая трактовка, по ее мнению, более соответствует тому смыслу, который вкладывал сам Фихте.

Второе основоположение вводит категорию отрицания: "не-Я " не есть "Я ". "Не-Я" существует лишь постольку, поскольку оно полагается "Я". "Всякая противоположность, как таковая, – пишет Фихте, – существует лишь в силу действия Я, а не по какому-либо другому основанию. Противоположность полагается вообще только силою Я" (117. Т.1. С.80).

Второе основоположение является продолжением и антитезисом первого, которое говорило лишь о субстанциональности Я. Теперь же Фихте вынужден допустить существование чего-то, находящегося вне сознания и даже противоположного ему. Оказывается, что существование чистого "Я" невозможно без допущения "Не-Я", то есть кантовской вещи в себе.

Третье основоположение гласит: "Я противополагаю в Я делимому Я делимое не-Я" (117. Т.1. С87). Теперь речь у Фихте идет о конкретных предметах и эмпирическом человеке. Чистое "Я" – это что-то сверхчувственное. Эмпирическое Я – это чувственное, земное, временное.

Эмпирическое Я начинает постепенно осознавать, что природа исключает его свободу и даже его собственное Я. Это вызывает у него протест против мнимого могущества природы. Однако человек в конце концов узнает, что он не свободен лишь как эмпирическое существо. Как "чистое Я" он творец природы и ее законов. Он свободен и созидателен, правда, только в области сознания.

В практической философии Фихте в значительной мере следует за Кантом. Он постулирует в человеке природное и духовное начала. Долг человека состоит в том, чтобы природное в себе и вне себя подчинить нравственным целям. Так как природное совсем уничтожить невозможно, то его необходимо поставить на службу духовному началу.

Природа косна. Она противостоит деятельному Я. Тогда косность природы перейдет в деятельность. Эта природная косность характерна и для эмпирического человека. Это и есть в человеке изначальное коренное зло. Но это не негативное, а позитивное начало, положительная сила зла. Она противится всему, что вырывает человека из привычного ему состояния. Любой человек, даже самый сильный и деятельный, имеет свою рутину и всю жизнь должен с нею бороться. Такова сила косности нашей природы, по Фихте.

Фихте считает, что по своей изначальной сущности человек свободен. Но он все же находится в полной зависимости от своей природы. Чтобы стать действительно свободным, он должен вырваться из своего косного состояния. Как это сделать? Фихте не видит ответа на поставленный вопрос. Он отмечает, что косность и есть истинное, врожденное, лежащее в самой человеческой природе радикальное зло. Вместе с тем Фихте призывает действовать. Деятельность не может быть злом. Зло – бездеятельность. Преодоление косности, лени и т.д. Фихте видит в самоотвращении человека к самому себе, если он попытается взглянуть на себя как бы со стороны. Этот путь дает то, чего здесь недостает: сознание и импульс. Улучшение и возвышение зависят всегда... от собственной свободы; кому эта собственная свобода и тогда не будет нужна, тому нельзя помочь.

Фихте выступает ярым поборником свободы, прав личности. Но мысли его облекались в абстрактно-идеалистическую форму. Общество выступает у него как целесообразная общность, как всестороннее взаимодействие между различными эмпирическими субъектами. Цель общества – обеспечение свободы, совершенствование человеческого рода. Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно

Фихте разъединяет понятия "общество" и "государство". Жизнь в государстве, по Фихте, не принадлежит к абсолютным целям человека. Оно есть средство , имеющее место лишь при определенных условиях для основания совершенного общества. Государство стремится к своему собственному уничтожению. Следовательно, цель всякого правительства – сделать правительство излишним. Но для этого еще не наступило время. Однако несомненно, что когда-то в будущем, когда пройдут миллиарды и миллиарды лет, станут излишними все государственные образования. Ибо государство, которое объединило людей для равенства, в действительности несет в себе большей частью насилие и хитрость. Фихте верит в возможность установления справедливого общества (государства), общества свободы и равенства. Эта цель должна быть достижима в будущем, она достижима в жизни и через жизнь , ибо жить велит еще разум; она достижима, ибо Я существую.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

История философии (конспект лекций)

На сайте сайт читайте: "история философии (конспект лекций)"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Древнекитайская и древнеиндийская философия
Возникновение философии древнего мира относится к середине первого тысячелетия до н.э. Почти одновременно она стала возникать в трех далеко отстоящих друг от друга регионах: в Древнем Китае, в Древ

Философия в Древнем Китае. Начала философии
В Древнем Китае до возникновения философского миропонимания существовало мифологическое объяснение мира, которое было, безусловно, попыткой дать ответ на вопрос о происхождении мира и самого челове

Происхождение сущего
Древнекитайские философы пытались ответить на вопрос о первопричине возникновения всего сущего. При этом большое внимание они уделяли Небу, понятие которого включало в себя и верховного владыку (Ша

Природа человека
Вопрос о природе человека первым поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения. По своей природе, – говорил он, – люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг о

Индийская предфилософия
Первыми источниками информации о жизни древнеиндийского общества является так называемая ведическая литература. Она составлялась примерно с 1500 до 600 гг. до н.э. По своему содержанию она преимуще

Философская проблематика Упанишад
Философская проблематика в Упанишадах еще сохраняет сильную зависимость от религиозно-мифологического воззрения. Но уже на первое место выдвигается обсуждение таких проблем, как место и назначение

Древнегреческая философия
В лекции предполагается остановиться на проблемах бытия, человека, общества и государства, которые являются сквозными для многих теорий, независимо от того, кем и когда они создавались. Др

Проблема бытия. Первоматерия. Атомистика Левкиппа-Демокрита
Следует отметить, что людей всегда интересовали и интересуют так называемые вечные вопросы: откуда есть, пошел мир и все в нем существующее, что такое человек, какова его сущность и предназначение

Зарождение жизни и происхождение человека
Наивность воззрений древнегреческих философов наиболее наглядно проявилась в учениях о происхождении жизни и человека. Уже Анаксимандр полагал, что от апейрона обособляется теплое и холодное, в рез

Некоторые вопросы общества и государства
В дошедших до нас фрагментах Гераклита можно увидеть отношение этого мудреца к политическому состоянию тогдашнего общества. Он считает, что власть должна принадлежать "лучшему" меньшинств

Философские вопросы библии
Библия – это книги священного писания Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет – это священные книги иудаизма. Иудаизм не приемлет Новый завет – священные книги христиан. Христиане же признают Ветхий

Личность Бога
Если опираться только на Библию, а не на последующие богословско-религиозные интерпретации ее, то можно с полным основанием сказать, что бог Ветхого завета – существо антропоморфное со всеми органа

Проблема человека
В Библии однозначно утверждается, что человека сотворил Бог: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и ска

Нравственные нормы
Существование многочисленных представителей рода человеческого требовало регулирования отношений между ними, а поскольку здесь речь идет о Библии, то и отношений между людьми и Богом. Авторы Библии

Библейская концепция исторического процесса
Библия не могла обойти вниманием вопрос исторических судеб народов. Начало истории положено Богом: он сотворил мир и человека – Адама и Еву, с грехопадения и изгнания которых началась история челов

Раннехристианская философия
Христианство вышло на арену исторического развития в Римской империи во второй половине I века нашей эры. Впоследствии оно стало основной официальной религией во всех европейских государствах.

Философские взгляды Августина
Августин родился в 354 г. н.э. в г. Тагасте (Африка). Здесь же он получил и первоначальное образование. Затем он учился в Мадавре и Карфагене, Риме и Милане. В процессе учебы он проявляет интерес к

Средневековая схоластика. Доказательство бытия Бога
Августин Блаженный является одним из первых выдающихся зачинателей христианской философии. После него и в значительной мере под влиянием его философских воззрений в течение примерно тысячи лет суще

Гуманистические концепции философии возрождения
Возрождение, или Ренессанс, – целая историческая эпоха, процесс идейного и культурного развития общества от начала разложения феодальной системы до ранних буржуазных революций. Принято счи

Некоторые методические подходы к анализу философии Возрождения
Объективный анализ сути западноевропейского Возрождения сопряжен с многими сложностями. 1. Они касаются периодизации Возрождения. История материальной и духовной культуры не знает резких г

Гуманизм Ренессанса. Становление индивидуализма
Человеческая цивилизация в эпоху Возрождения вновь, как и во времена древних греков, набирает высокие темпы развития. Обеспечиваются они соединением таких экономических, политических и духовных сти

Социальные теории Ренессанса
Социальные теории Возрождения в сущности своей развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, ф

Западноевропейская философия нового времени
Философия эпохи Возрождения сыграла чрезвычайно важную роль в разрушении средневековой системы духовных ценностей и подготовила почву для будущих промышленно-технических и политических революций XV

Ф. Бэкон о теории и практике
Главные сочинения Ф. Бэкона: "Новый Органон" "О прогрессе наук божественных и человеческих", "О принципах и началах", "Новая Атлантида". Основной па

Учение Ф. Бэкона о методах познания
Учение о методах познания начинается с критической его части. Сомнение есть отправной пункт познания. Бэкон раскрывает слабые стороны человеческих познавательных способностей. Эти слабости ведут не

Рационалистический метод философствования Р. Декарта
В то время, когда в Англии закладывались основы эмпирико-индуктивного метода, во Франции начал формироваться иной, дедуктивно-рационалистический метод научного познания. Крупнейшим представителем р

Онтология Декарта
Научный метод познания приводит Декарта к беспредельному доверию разуму, но разуму скептическому, сомневающемуся. Именно из сомнения начинается путь к философии. Поэтому подвергать сомнению надо и

Теория познания Т. Гоббса
Основные работы Т. Гоббса: "О теле", "О человеке", "Левиафан". По своим философским идеям Гоббс был духовно близок Ф. Бэкону. Как и Бэкон, он повторяет, что з

Онтологическая теория Гоббса
В области онтологии Гоббс занимает последовательную материалистическую позицию. Он утверждает, что нет никаких нетелесных, то есть нематериальных духов, нет духовных субстанций. Мыслят тела, и поэт

Учение о человеке
Гоббс подчиняет своему механистическому методу не только природу, но и изучение человека. С одной стороны, человек – сложное тело природы, а с другой – создатель искусственных социальных тел (общес

Учение Спинозы об атрибутах и модусах
Наиболее известные работы Спинозы (1632-1677): "Этика", "Основы философии Декарта", "Трактат об усовершенствовании разума". Философия Спинозы глубоко оригинал

Принципы познания в философии Спинозы
В соответствии со своей онтологией Спиноза называет главным объектом познания "бога" – природу. Познание бога как первейшей причины всего сущего невозможно через эмпирический путь. Познан

Философские идеи И. Канта
Докритический период. Иммануил Кант – основоположник классической немецкой философии. Его творческую биографию условно принято делить на два периода: докритический и

Некоторые философские идеи Ф.В.И. Шеллинга
Первоначально Шеллинг выступил продолжателем философии Фихте. Но вскоре замечает несовершенство фихтеанского субъективного идеализма. Он считает, что субъективно-идеалистическое Я не может быть при

Г.В.Ф. Гегель. Истоки и тайна его философии
Некоторые авторы истоком и тайной гегелевской философии считают его "Феноменологию духа" (1807). С таким утверждением надо согласиться, ибо все последующие работы Гегеля оказываются лишь

Л. Фейербах. Антропологический материализм
В 1841 г. выходит в свет книга Л. Фейербаха "Сущность христианства", сделавшая его широко известным мыслителем. Отношение к ней с самого начала было двойственное. Одни видели в ней символ

Философия марксизма
Марксизм представляет собой сложную трехчастную систему, все составляющие которой взаимосвязаны, дополняют и обосновывают друг друга. Это – философская, экономическая теория и теория научного социа

Становление марксизма
Марксизм появился как закономерное, логически необходимое продолжение развития интеллектуальной теории Нового времени, начавшейся Ф. Бэконом и Р. Декартом. То обращение к науке, необходимость котор

Материалистическая диалектика
К. Маркс и Ф. Энгельс создали философию диалектического материализма. Диалектика как метод познания и логика развития духа была разработана, как известно, Гегелем, к заслугам которого следует отнес

Материалистическое понимание истории
Как уже отмечалось, К. Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическое понимание истории, позволившее рассматривать общество с научных позиций. Теперь стало возможным относиться к обществу не идеалис

Учение о практике
Один из главных недостатков домарксовского материализма заключался в его созерцательности, то есть в том, что он стремился лишь к познанию мира, но не к его изменению. Субъект рассматривался как су

Постмарксизм
Историческая судьба марксизма драматична. Сначала его замалчивала западноевропейская буржуазия. Но когда далее замалчивание стало невозможным, на него обрушилась критика буржуазных идеологов. Некот

Философия позитивизма
Позитивизм – это философское течение, возникшее в 30-х годах ХIХ в. во Франции. Он появился как реакция части философов на тупиковую ситуацию, в которую зашла классическая философия Запада в поиска

Первая историческая форма позитивизма
Основателем позитивизма считается французский философ О. Конт (1798 -1857). Позитивистская философия Конта связана с философией Просвещения ХVIII в. Следуя просветителям, Ко

Вторая форма позитивизма
В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и фил

Неопозитивизм. Логический позитивизм
Неопозитивизм сложился как третья историческая форма позитивизма в конце 20-х гг. ХХ столетия практически одновременно в Англии, Австрии и Польше. Он был результатом тех превращений, которые соверш

Философия волюнтаризма
Название "философия жизни", или волюнтаризм, употребляется в философии в различных смыслах: для обозначения совокупности так или иначе приведенных в систему представлений о смысле и ценно

Сущность волюнтаризма
"Философия жизни" в собственном смысле слова имеет свою предысторию. Происхождение ее обычно выводят из анонимного произведения "О морально прекрасном и философии жизни" (1772 г

Философия Фридриха Ницше
Произведения Ф. Ницше (1844-1900) написаны в блестящей афористической литературной форме. По содержанию и социально-философской направленности их можно разделить на три груп

Философия истории О. Шпенглера
Идеи Ницше были продолжены в новых исторических условиях ХХ века во Франции А. Бергсоном, в Германии В. Дильтеем, Г. Зиммелем

Философия экзистенциализма
Упоминание об экзистенциализме (или "философии существования") впервые появилось в конце 20-х гг. ХХ века. Оно казалось бесперспективным, но вскоре выросло в крупное идейное движение. Его

Феноменологический метод М. Хайдеггера
Исходным пунктом эзистенциалистского философствования М. Хайдеггера (1889-1970) является категория "существования". В свете ее рассматриваются социальные отношения

Экзистенциальная философия К.Ясперса
В отличие от Хайдеггера, К. Ясперс (1883 – 1969) считает объективное бытие независимым от человеческого сознания. Но, как говорит он, бытие нельзя рассматривать ни как завер

Французский экзистенциализм
Французский экзистенциализм как идейное течение сформировался в 40-х гг. ХХ века под непосредственным влиянием М. Хайдеггера и Э. Гуссерля. Он более разнороден, чем немецкий экзистенциализм, более

Проблема свободы и отчуждения в философии Ж.-П. Сартра
Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980) является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его мысли мира вещей, с которым

А. Камю: Абсурд и бунт
Особенностью философии А. Камю (1913-1960) является то, что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения, он занимается почти исключительно этическ

Гносеология экзистенциализма
Всех экзистенциалистов объединяет общее подозрительное и порою враждебное отношение к науке. Они упрекали ее за многие грехи. Во-первых, она охватывает область внешнего мира, не давая представлений

Философская антропология
Антропологические учения современной буржуазной философии родились в период всеобщего кризиса западного мира. Катастрофы первой мировой войны и драматические события истории последующих десятилетий

Поиск единой идеи человека в философии М. Шелера
При всем единодушии сторонников "антропологизации" и "гуманизации" современной философии в рамках названных нами направлений обнаруживаются весьма существенные расхождения в пон

Философская антропология об отношении к науке
Другая важная проблема – о соотношении научных и ценностных элементов в философии и в философском познании человека – как правило, решается в современной буржуазной философии на двух полярно против

Биологический подход к человеку
Пытаясь преодолеть крайности позитивизма и экзистенциалистского иррационализма и субъективизма, представители философской антропологии развивают своеобразные концепции деятельного человека. Использ

"Культурная" антропология
Преодолеть однобокое определение человека как существа только "открытого", независимого от среды пытается Г. Плеснер. Он понимает, что свободу человека, его способность к культурному твор

Философия фрейдизма и неофрейдизма
Одним из наиболее влиятельных и распространенных направлений антропологической философии является философия психоанализа. Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом

Культура и личность
Обращаясь к исследованию социальной и культурной жизни общества, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Поэтому принцип психологизации, используемый при рассмотрении природы человека,

Философия неофрейдизма
В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи св

А. Адлер о мотивационной личности
Как и Юнг, разошелся с Фрейдом по вопросу сексуальной обусловленности человеческого поведения другой критик классического психоанализа – Альфред Адлер (1870-1937). Он пересм

"Культурный" психоанализ
Поворот в психоаналитическом движении от биологической обусловленности человеческого поведения к его социальной и культурной детерминации объясняется прежде всего тем бурным развитием антропологии

Философия бессознательного Э. Фромма
Проблема отношения личности и общества, взаимодей­ствия психологических и социальных факторов – центральная тема теоретических работ Эриха Фромма (р. 1900). В отлич

Особенности восточнославянской мифологии
Истоки древнерусской философии находятся в глубоком прошлом культуры восточных славян, живших на территории Восточной Европы во II-I тыс. до н.э. Эту культуру отличало господство языческого мировоз

Влияние христианства на древнерусскую философскую мысль
Однако развитие философского мышления стало по-настоящему возможным с приходом на Русь христианства. Оно стало проникать на территорию, населенную восточнославянскими племенами задолго до официальн

Сопоставление языческой и христианской идеологий
С философской точки зрения языческая и христианская идеология отличаются следующим. Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы, оно было глубоко пантеистическим и, по своей сути, выраж

Философская мысль средневековой руси
В XIII в. под ударами монгольских войск пала Киевская держава, чему предшествовало все большее обособление от нее отдельных княжеств. Нашествие свирепых, спаянных железной дисциплиной кочевников бы

Древнерусский панэтизм
Живой свидетель тех потрясений епископ Серапион Владимирский (ум. 1275) сравнивает нашествие иноплеменных с разрушительным землетрясением. "Ныне землею трясеть и колебл

Эволюция отечественного самосознания
Если отечественное самосознание домонгольского периода отличал исторический оптимизм, то после разгрома Руси и начала длительной изнурительной борьбы за выживание против "злогорького ига"

Протоимперская доктрина
К ее созданию причастны многие идеологи, основным же считают старца Филофея, монаха Елеазарова монастыря из-под Пскова, который в ряде посланий великим князьям Василию III,

Идеал Святой Руси
Если центральной концепцией политического мышления была доктрина "Москва – Третий Рим" в разнообразии ее вариантов – от великодержавного покровительства до повиннического мессианизма, то

Нестяжательство и иосифлянство
Глава русских исихастов стал вождем нестяжательскогонаправления, полемизировавшего с иосифлянским.Вассиан Патрикеев, Гурий Тишин, Артемий Троицкий

Смутное время
В истории России XVII век называется "бунташным". Начинается он со "Смутного времени" и разорения страны и заканчивается реформами Петра Великого. Тяжкие испытания &quo

Грекофилы и латинофилы
Противоборствующие тенденции в развитии российского общества связываются в XVII в. не только с противостоянием сторонников и противников церковных реформ, но также с полемикой грекофилов и латинофи

Славяно-греко-латинская академия
В XVII в. остро встал вопрос о создании современной системы образования. Возник ряд училищ, в том числе школа боярина Ртищева при Андреевском монастыре, куда были приглашены ученые киевские монахи.

Проблемы исторической судьбы России в русской философии ХIХ века
Конец ХVIII – начало ХIХ вв. – это время, когда происходит становление русской философии как теории. С одной стороны, это был процесс активного освоения и развития западной философии, особенно неме

Социально-философская концепция западников
Философская концепция П.Я. Чаадаева (1794-1856) несомненно самостоятельна, хотя в ней чувствуется влияние немецкой классической философии, особенно Шеллинга. Одна из основны

Славянофильская концепция истории
В определенном смысле Чаадаева можно считать родоначальником того направления в русской идеологии, которое стало называться западничеством. Ему противостояло так называемое славянофильств

Роль В.С. Соловьева в утверждении идеалистического мировоззрения в России в ХIХ веке
Философия В.С. Соловьева (1853-1900) занимает особое место в истории русской философии и становлении национального философского самосознания. Это был первый русский философ,

Философская система
Действительно, одной из наиболее существенных особенностей философии Соловьева является ее тесная связь с религией. Собственно говоря, задача философии и задача религии, с его точки зрения, одна, в

Учение о государстве, человечестве и человеке
Учение о творческой эволюции Соловьева находит завершение в его теократической утопии. В основе учения о свободной теократии, которая должна наступить на земле, лежит убеждение Соловьева о том, что

Философия и религия в творчестве С.Л.Франка
С.Л. Франк (1877-1950). Его взгляды эволюционировали от марксизма к идеализму, к религиозно-философским концепциям, которые наиболее полно уложены в его работах: "Философи

Теодицея П.А. Флоренского
П.А. Флоренский (1872-1937) – писатель, богослов, философ. Его основная работа "Столп и утверждение истины" несомненно является памятником русской культуры. Сам он на

Религиозный "материализм" С.Н. Булгакова
Философия С.Н. Булгакова (1871-1944) являет собой сложность и противоречивость путей развития русской философской мысли, реализацию самых разнообразных возможностей, в том ч

Русская философско-этическая мысль.Ф.М. Достоевский
Ф.М. Достоевский (1821-1881) – особое явление в развитии русского философского самосознания; он носитель наиболее характерных его черт в их единстве. Достоевский – философ, наи

Проблема человека в философии Ф.М. Достоевского
В ХIХ веке на первый план выходят идеи и идеалы универсального упорядочения Бытия, жизни общества, основанные на абсолютизации объективных закономерностей развития человеческой истории. Представлен

Проблема добра и зла
Нравственная позиция автора определяет те нравственные принципы, которые предлагаются в социальной теории. А тогда, когда они совсем не предлагаются, открывается путь господству безнравственности.

Философско-этические идеи л.Н. Толстого
Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828-1910) одним из главных вопросов человечества считал вопрос о смысле жизни. Драма человеческого бытия, с его точки зрения, состоит

Постановка вопроса о смысле жизни
Человек находится в разногласии, в разладе с самим собою. В нем как бы живут два человека – внутренний и внешний, из которых первый недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, что хо

Бог. Свобода. Добро
То бесконечное, бессмертное начало, в сопряжении с которым жизнь только и обретает смысл, называется богом. И ничего другого с достоверностью о боге знать нельзя. Разум может знать, что существует

Отношение Л. Толстого к христианским заповедям
Суть нравственного идеала и своеобразие его роли в жизни человека наиболее полно выражены в учении Иисуса Христа. Так считает Л.Толстой. При этом Христос не является для Толстого богом или сыном бо

Непротивление злу как основной закон любви
По мнению Толстого, центральной заповедью христианства является четвертая заповедь "Не противься злому", налагающая запрет на насилие. Осознание того, что в этих простых словах заключена

Непротивление как закон
Заповедь непротивления соединяет учение Христа в целое только в том случае, если понимать ее не как изречение, а как закон – правило, не знающее исключений и обязательное для исполнения. Допустить

Философские идеи русских символистов
Социально-политический кризис конца XIX-начала ХХ вв. породил великую эпоху русского культурного ренессанса. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и

Философская направленность символизма
Символизм – направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже ХХ столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении действительности посредством символов "в

Принципы символизма Д. Мережковского
Д. Мережковский (1866-1941) не обладал даром первооткрывателя-любомудра, способностью оригинального мыслителя (как близкий ему В.В. Розанов), он принимал уже сложившиеся концеп

Религиозно-философские идеи Д.Мережковского
В молодости Мережковский отдал дань позитивизму, увлекался работами Г. Спенсера и был сторонником гегелевской диалектики. Учение позитивистов – стремление поставить умственный мир человечества на т

Историософия Д. Мережковского
Мережковский ощущал себя эсхатологической личностью, а свое поколение – эсхатологическим поколением. Он был убежден, что от того, как современники его распорядятся свободой выбора, зависит метафизи

Идея духовного братства А. Белого
Самое значительное произведение А. Белого (1880-1934) – роман "Петербург". Всю жизнь, с ранней юности А. Белым владело одно грандиозное чувство – чувство

Вяч. Иванов об эстетических принципах символизма
Основные работы В. Иванова (1866-1949), имеющие философское значение, следующие: "По звездам", "Эллинская религия и страдающий бог", "Межи и борозды

Панэтизм А. Блока
А. Блок (1880-1921) считал, что в символизме господствует не эстетическое, а этическое начало. Поэтому его концепцию символизма с большим основанием можно было бы определить ка

Проблема личности в философии Н.А. Бердяева
Из всей блестящей плеяды русских философов ХХ века, в творчестве которых наиболее полно выразилось русское национальное самосознание, Н.А. Бердяев является самым известным в мире. В отличи

Концепция человека
Будучи религиозным философом, он и христианство понимает прежде всего как выражение сущности человека, его самых глубинных помыслов и интересов. "Христианство есть персонализм... Персоналистич

Проблема свободы и творчества
Тесно связана с проблемой человека в философии Бердяева проблема свободы и творчества. Сам он в учении о свободе видит свой основной вклад в философскую мысль. Мир свободы, по Бердяеву, не подчинен

Русский космизм
Идеи космизма как понимание причастности человека к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, в миниатюре вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через

Проблема вечности человека в русской философии
Для первых представителей русского космизма человек – существо еще "промежуточное между Богом и земной жизнью" (В.С. Соловьев), находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но уже

Теория ноосферы в русском космизме
Одним из вариантов русского космизма стала и теория ноосферы. У ее истоков стоит великий русский ученый естествоиспытатель и философ В.И. Вернадский. Эта теория получила поддержку ученых с мировыми

Библиография
1. Августин. Исповедь. – М., 1992. 2. Авенариус Р. О предмете психологии. – М., 1991. 3. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. Пролего

Фихте (Fichte)

Биографические сведения. Иоганн Готлиб Фихте (1762– 1814) – немецкий общественный деятель и философ. Родился в крестьянской семье, благодаря помощи барона фон Милицу поступил в гимназию, а окончив ее, в 1780 г. – на теологический факультет Йенского университета. В 1792 г. под влиянием работ Канта написал "Опыт критики всяческого откровения". Это сочинение было одобрено Кантом и по его ходатайству напечатано. Так как работа была опубликована анонимно, то многие приняли ее за сочинение самого Канта. После того как Кант назвал имя истинного автора этой работы, Фихте сразу стал знаменит. В 1794 г. по рекомендации Гете он был приглашен на должность профессора Йенского университета, но в 1799 г. за ряд неосторожных высказываний был обвинен в пропаганде атеизма и уволен со службы. С 1800 г. Фихте в основном жил и работал в Берлине, в 1810 г. стал первым выборным ректором Берлинского университета. В 1814 г. умер от тифа, заразившись от жены, ухаживавшей в госпитале за ранеными и больными солдатами.

В творчестве Фихте выделяются два основных периода – до и после 1800 г. В первый период философия Фихте ближе к субъективному идеализму , во второй – к объективному идеализму .

Основные труды. "Опыт критики всяческого откровения" (1792), "Основы общего наукоучения" (первая версия опубликована в 1794 г., доработка и переработка этой книги шла на протяжении всей жизни Фихте, известно более 15 ее редакций), "Рассуждения о назначении ученого" (1794), "Основы естественного права" (1796), "Система учения о нравственности" (1798), "Назначение человека" (1800), "Основные черты настоящей эпохи" (1806), "Путь к жизни блаженной" (1806), "Речи к немецкой нации" (1808).

Философские воззрения. Первый период. В это время Фихте строит свою концепцию, исходя из понятия абсолютного "Я". Именно эта часть учения Фихте является наиболее интересной и оригинальной.

На первый план Фихте ставил вопросы, находящиеся в ведении "практического разума" – исследование морали и государственнополитического устройства, причем важнейшее место занимают у него проблемы свободы, долга, нравственного поведения и др. Но при этом он (как и Кант) считает, что "практический разум" должен опираться на прочный фундамент "теоретического разума", и поэтому начинает свое исследование именно с него.

Наукоучение. Философия, как считал Фихте, должна быть основой, фундаментом для всех остальных наук, т.е. "наукой о науке", поэтому главный трактат Фихте "Основы общего наукоучения" посвящен именно проблемам науки. Принципиальная особенность науки состоит в том, что она систематична : в ней одни идеи выводятся из других, любой вновь вводимый тезис должен обосновываться с помощью других – ранее доказанных. Следовательно, в основе науки должен находиться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже какое-то одно исходное положение . Но что более очевидно для человека, нежели его собственное сознание, его "Я"? Существование и деятельность нашего сознания ("Я") для каждого из нас несомненны; причем, делая свое "Я" объектом размышления, мы всегда остаемся в границах этого "Я". Поэтому именно с изучения сознания и должна начинаться философия . Однако, ставя перед собой эту задачу, можно по-разному подходить к выбору объекта исследования.

Виды "Я". Чтобы понять смысл учения Фихте, необходимо на время отступить от изложения его философии и провести различия между несколькими видами сознания ("Я").

Для любого исследователя сознания первый и наиболее очевидный объект исследования – это его личное, индивидуальное, эмпирическое "Я". Но кроме моего сознания существуют еще и сознания ("Я") других людей. Так что мое "Я" входит в множество человеческих "Я". И Кант, и Фихте исходят из предположения о том, что все человеческие "Я", различаясь между собой "в мелочах", сходны (и даже тождественны) по своим существенным фундаментальным свойствам.

При этом Фихте постулирует существование некоего Абсолютного сознания – "Я ", которое как бы "лежит" за всеми человеческими "Я", определяя их существенные свойства. Это Абсолютное сознание практически приобретает у Фихте статус Божественного сознания (схема 124).

Схема 124.

И исходным объектом исследования в философии Фихте оказывается как раз не его личное "Я", не произвольное человеческое "я" или множество всех человеческих "Я", а Абсолютное сознание – "Я ".

Все философские учения Фихте делит на две группы: критицизм и догматизм. Учения, начинающие исследования с сознания, Фихте вслед за Кантом называет критицизмом ; а учения, начинающие с изучения мира (внешнего по отношению к сознанию), – догматизмом . Таким образом, главное различие между критицизмом и догматизмом состоит в направлении движения мысли (от сознания к внешнему миру или от внешнего мира к сознанию). К критицизму он относит учение Канта и свое собственное , а к догматизму – все остальные (схема 125).

Схема 125.

Преимущество критицизма перед догматизмом Фихте видел в том, что исходя из косной, неподвижной материи нельзя вывести и объяснить активное сознание, тогда как исходя из активного сознания можно вывести и объяснить косную материю.

Смысл этого утверждения станет более понятным, когда мы учтем, что то, что материалисты и объективные идеалисты считают внешним реально существующим материальным миром, а Кант называет "вещью-в-себе" (признавая ее существование вне и независимо от сознания), у Фихте оказывается всего лишь содержанием сознания ("Я "), И как таковое оно в отличие от кантовской "вещи-в-себе" оказывается в принципе познаваемым для сознания.

Учение о сознании. Активный, деятельный характер сознания проявляется прежде всего в том, что сознание не дано, а задано . Это значит, что оно не может рассматриваться как готовое, завершенное, которое нам остается только созерцать (как это было у Декарта). Сознание в своей деятельности порождает, создает себя, проходит ряд стадий развития (схема 126).

На первой стадии действующий, активный субъект интуитивно усматривает себя и осознает свою самотождественность, т.е. Я = Я.

На второй стадии развития в своей деятельности "Я" порождает и свое отрицание – "не-Я". Это порождение "не-Я" не осознается обычным мышлением – человеческим "я", оно в значительной степени является бессознательным, т.е. не достигающим сознания содержанием, и поэтому продукты этой деятельности (содержание "не-Я") принимаются обычным мышлением за вещи, которые якобы существуют сами по себе – вне сознания. При этом "Я" испытывает некий "толчок" со стороны "не-Я". Посредством понятий, которым оперирует сознание, мы не можем понять природу этого толчка или то, каким образом он действует на наше "Я", но это действие нами ощущается. Направленность "Я" на "не-Я" означает, что "Я" выступает в роли субъекта , т.е. действующего, познающего сознания, а "не-Я" – в роли объекта , т.е. сознания, являющегося предметом познания. При этом субъект противопоставляет себя объекту, и именно поэтому объект выступает в роли "не-Я" по отношению к "Я"-субъекту.

На третьей стадии происходит "синтез" первой и второй, состоящий в детерминации, взаимоограничении и, соответственно, определении "Я" и "не-Я". "Я" при этом осознает себя как все то, что не является "не-Я", как все то, что противоположно "не-Я" – в рамках единого, исходного, Абсолютного "Я" .

Схема 126. Диалектика "Я" и "не-Я"

На третьей стадии развития появляется человеческое эмпирическое "Я". Поскольку творение вещей, объектов, составляющих содержание "не-Я", производится исходным Абсолютным "Я" неосознанно, бессознательно, все эти объекты выступают для нашего "я" как нечто иное, отличное от "Я". Наше "Я" знакомится с ними поэтапно – посредством ощущений и рассудка. И нашему здравому смыслу представляется, что все эти объекты существуют сами по себе – вне и не зависимо от нас. Тогда как па самом деле все они есть порождение "Я" – чистого самосознания. Попять это могут только отдельные люди – философы. И именно они ставят перед собой цель приблизиться к пониманию этого "Я" как абсолютного предела. Однако к нему можно только постоянно приближаться, но невозможно его достичь. Ибо достичь его – означает упразднить, т.е. покончить с сознанием как таковым.

Этические и социально-политические воззрения. Центральное место в этическом учении Фихте занимает понятие "свобода" . И главная проблема этики – это противоречие между свободой и необходимостью.

Если в теоретико-познавательной деятельности "не-Я" воздействует на "Я" как объект познания, то в морально-практическом плане "не-Я" производит на "Я" определенный толчок, который вызывает противодействие со стороны "Я". При этом "не-Я" играет роль препятствия, которое "Я" стремится преодолеть: деятельность "не-Я" оказывается стимулом для деятельности "Я", которое стремится расширить свои границы за счет области "не- Я". Но поскольку и "Я", и "не-Я" являются бесконечными, то возможно только бесконечное расширение области "Я", но не завершение этого процесса (схема 127).

Для человека быть свободным – это значит сделать себя свободным , т.е. в своем эмпирическом "я" (индивидуальном человеческом сознании) отодвинуть границы "не-Я". И данная деятельность человека (конечного существа) есть необходимая составляющая деятельности бесконечного Абсолюта в его процессе самопознания. Отсюда свобода оказывается у Фихте (в отличие от всех предшествующих философов – см. табл. 82) деятельностью "Я" по познанию необходимости и уменьшению области "не-Я".

Таблица 82

Понимание свободы в философии Нового времени

Философы

Понимание свободы

Все в мире детерминировано, поэтому подлинной свободы нс существует. Но человек может познать необходимость и жить в соответствии с познанными законами бытия. Свобода есть познанная необходимость

Человек рожден свободным, и быть свободным – это естественное право человека

В процессе развития человеческого общества происходит закабаление одних людей другими (отнимающими у них их свободу). I[елью справедливого законодательства (общественного договора) является достижение максимальной свободы для всех граждан

Человек подчинен необходимости как явление

("вещь-для-нас") среди других явлений

Человек свободен как трансцендентная сущность, т.е.

как "вещь-в-себе"

Быть свободным – значит сделать себя свободным

Свобода – это деятельность по познанию необходимости, и деятельность по относительному увеличению области "Я" за счет области "не-Я" в рамках единого Абсолюта

Поэтому худшей формой человеческого поведения является бездеятельность, так как при этом человек остается на уровне вещи, "не-Я", и отказывается от реализации своего высшего предназначения. Существует множество людей (эмпирических "я"), каждый из которых имеет свои личные цели и идеалы, что неизбежно ведет к конфликту между ними. В этом конфликте неизбежна победа лучшего, более морального, так как это соответствует положению дел в божественном мире (в Абсолюте).

Прогресс в развитии человеческого общества состоит в увеличении свободы, и в различные исторические эпохи существуют разные степени свободы.

Множественность людей неизбежно приводит к появлению права и государства. Каждый человек наделен свободой, но, живя среди других людей, он должен ограничить свою свободу, признавая свободу других; таким образом, рождается право. Кроме того, каждый должен жить плодами своего труда, имея право на собственность. Государство возникает путем общественного договора и должно обеспечивать всем гражданам нормальную жизнь, т.е. недееспособным гражданам – существование, а дееспособным – работу и справедливую ее оплату

Судьба учения. Идеи Фихте оказали влияние в первую очередь на его ученика Шеллинга, а через него – и на Гегеля. Значительно было влияние Фихте на немецких романтиков XIX в., а в XX в. можно отметить сходство ряда идей Фихте с идеями феноменологии, психоаналитической философии и некоторых других течений (схема 128).

Схема 128.

  • Явно или нс явно, но образцом строгости построения любых научных теорий служила в это время геометрия Евклида, где выделяется набор самоочевидных положений (аксиом или постулатов), и из них выводится ряд теорем. В качестве такого самоочевидного положения (постулата для философии) Декарт и рассматривал свой тезис "Мыслю, следовательно, существую". Попытка систематического и последовательного построения философского учения по образцу геометрии Евклида имела место в философии Спинозы.
  • При этом Фихте следует Канту, который также начинал с исследования "теоретического разума", его границ, структуры и возможностей.
  • Строго говоря, при таком подходе к критицизму могут быть отнесены еще и учения Лейбница, Беркли и Юма.
  • В терминах современной логики можно было бы сказать, что при этом у Фихте исходное Абсолютное "Я" выступает в качестве универсума, над которым производится дихотомическое деление на две противоположные, взаимоисключающие части. При этом "Я", возникшее в результате деления, является дополнением к "не-Я", возникшему в результате деления, и наоборот.
  • В XVII–XVIII вв., когда проходили многочисленные антифеодальные революции (Первая и Вторая английские революции, Великая Французская революция и т.д.), проблема свободы заняла важное место в философии. Она активно обсуждалась в философии Спинозы, Руссо, а также Канта (табл. 82).
  • Данная схема не вполне адекватна идеям Фихте; она иллюстрирует только процесс расширения сферы "Я" за счет сферы "не-Я", но не может передать (как и любая другая графическая схема) главное: сферы как "Я", так и "не-Я" являются бесконечными, поэтому и процесс расширения "Я" бесконечен.

Имя Иоганна Готлиба Фихте принято относить к классической германской философии. Продолжая движение, начатое Кантом, он создал отдельное философское направление, которое было названо субъективным идеализмом. Работы Фихте носят социально-исторический, этический характер. Практическая философия Фихте определяет конечные цели человеческих поступков в масштабах общества, мира.

Биография

Иоганн Фихте родился 19 мая 1762 года в маленькой деревушке под названием Рамменау в семье крестьян. Мальчик мог не стать философом, если бы не случайность. Барон Мильтиц не пришел в церковь, и будущий философ сумел точно пересказать проповедь. Барон был так впечатлен, что помог мальчику устроиться в Иенский и Лейпцигский университеты.

Фихте получил образование богослова и хотел по воле матери стать пастором, но Мильтиц умер, и Иоганн остался без влиятельной поддержки. Чтобы поправить трудное финансовое положение своей семьи, после окончания учебы, молодой человек был вынужден давать уроки на дому.

С 1790 года началось знакомство Фихте с трудами Канта, с которым Иоганн почувствовал духовное единство. Пытаясь встретится с Кантом, Фихте выслал ему одну из своих рукописей. Через год им удалось встретиться в Кенигсберге. Тогда, анонимно было опубликовано сочинение Фихте. Первоначально считалось, что авторство принадлежит Канту, но позже Иоганн проснулся знаменитым.

Еще через три года, профессор Иенского университета Иоганн Фихте начал преподавательскую деятельность в области этики, теории права. Через пять лет, философ был обвинен в пропаганде атеизма, из-за чего и переехал в Берлин.

С приходом французской армии, философ переехал в Кенигсберг, где в период с 1807–1808 гг. читал патриотические речи, призывавшие к объединению и реформированию системы образования.

В 1810 году Фитхе получил должность профессора и ректора Берлинского университета. На этом посту он пробыл четыре года, но мог занимать его дольше, если бы не вступил в ряды народного движения против Наполеона. Вскоре заразился тифом от жены, работающей в госпитале, и умер 27 января 1814.

Основные идеи

В начале, во главе других дисциплин мыслитель ставил философию, придерживаясь субъективного идеализма. Фитхе допускал существование определяющей реальности, получившей название «абсолютного Я». Эта реальность разумна, сама создает мир и законы, противоположные по своей сути законам людей. Работа этой реальности направлена на нравственное сознание. В этот период, философия Фихте включает несколько ключевых идей. Рассмотрим их кратко:

  1. Человек - существо, в котором есть духовность, разумность и нравственность. Его главная цель - целенаправленная деятельность.
  2. Человек обладает нравственным разумом, постоянно требующем действия. Мир есть область действия.
  3. Мировое для Фихте было вторичным. Во главе он ставил потребность действовать. Познание - средство действия.
  4. Фихте интересуется о первоначальной природе знания.
  5. Центральная идея философа заключена в человеческой свободе, без которой, он не в состоянии исполнять предназначение - действовать.
  6. Человеческое «Я» выражается в стремлении к исходной точке, где субъект совпадает с объектом, а абсолютное «Я» - с индивидуальным

Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало человеческого мышления.

Познание - динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил в способность человека познать мир и подчинить своей воле.

Диалектика

Фихте исследовал познание с его активной, деятельной стороны. Он рассматривал действие, как реальность. Субстанция рассматривается одновременно и в качестве субъекта. Понимание предмета возможно только через его развитие.

Во взаимодействии противоположностей, философ видит главный закон, по которому происходит движение духа человека. Он не рассматривает диалектику, в качестве отдельных положений и моментов, а развивают ее в качестве самостоятельного философского метода.

Диалектические отношения Фихте раскрыл только в области сознания. Проявление диалектики особенно выражено в наукоучении. Человеческое «Я» выступает в качестве субъекта. Это абсолютная точка, исходя из которой происходит рассмотрение и объяснения явлений, происходящих в реальности. «Я» рассматривается не с позиции вещи, объекта или явления, а как совершенное действие, или работа сознания. Через действия человеческого «Я» находятся противоположности, (тезис и антитезис), которые позднее объединяются в синтезе.

Назначение человека

Человек обладает нравственностью, разумность, и духовностью - это три его главных качества. Достичь состояния чистого «Я» поможет волевое усилие и осознание себя таковым. Через самосознание человек чувствует свободу и способность определять себя. Свобода достигается только действиями.

Индивид должен преобразовать окружающую реальность, общество и природные условия, привести их в соответствие с понятиями идеала. Подчинение неразумного и разумное владение на законных основаниях - главная цель человеческого существования.

Последняя цель человека должна быть заведомо неисполнимой, чтобы идти до нее всю жизнь. Цель человеческой жизни - получение желаемого, приближение к бесконечности и бесконечное самосовершенствование.

У каждого есть свой идеал человека и стремление стать таковым. Так совершенствуется не только отдельный человек, но и люди в целом. Взаимодействие в идеале проходит, без принуждения.

Совершенные индивиды имеют одинаковые, равные права и связаны между собой. Это недостижимый идеал, поэтому главная цель человека заключается в собственном совершенствовании равных, свободных людей. Это возможно через свободу воли и культуру.

Назначение ученого

Как и многие философы, Фихте рассматривал основные задачи человека и государства, их взаимодействие между собой. Предназначение человека и государства индивидуально и служит средством для наведения нравственного порядка. Главная государственная цель заключается в воспитании стремления исполнить истинный долг - совершенствоваться с точки зрения интеллекта и нравственности. . Под ученым, философ понимает воспитателя и учителя людей.

Истинное назначение сословия ученых - наблюдение за развитием рода человека, и постоянная помощь в этом развитии. Их призвание - указывать человеку направление к его последней цели - нравственному совершенствованию, но прежде он должен самостоятельно дойти до нее и указать другим этот путь.

Человек не нравственный в состоянии злобы, поэтому ученый должен быть добрым и спокойным. Учение заключается не в словах, а в примерах. Ученый подает пример нравственного идеала, во время всей своей жизни.

Определение наукоучения

Философия воспринимается Иоганном не отдельной наукой, а ее первоисточником. Она должна объяснить, насколько возможно само существование науки. Поэтому свое философствование он называл наукоучением, то есть учением о науке.

Правдивость и системность - основные качества науки. Все положения должны выводиться из достоверного утверждения, доказуемого в рамках самой науки. Главная задача наукоучения - предоставить основание для развития науки, раскрывая основные положения других дисциплин.

Достоверность других дисциплин гарантирована, так как они выведены через наукоучение. Оно определяет и объясняет положения остальных наук и дисциплин. Наукоучение должно быть исчерпывающим для человеческого знания. Оно должно вмещать все положения, не противоречащие науке. Если одно из них вступает в противоречие, то противоречит всему знанию и исключается из него, потому что не является верным.

Мышление не совершает ошибок, когда находится в процессе действия. Достоверно только одно наукоучение и одна философия. Став основанием для науки, оно исключит ошибки, суеверия, случайности.

Сам Иоганн Фихте называл себя жрецом истины, развивая размышления о разумности и целесообразности мира. Основная задача человека в этом мире, его предназначение заключается в совершении разумных поступков.

Абсолютный разум - источник всего, находящегося на планете. Задача абсолютного разума - творить, используя для этой цели человека. Человек представлялся ему свободным, деятельным существом, главная задача которого реализовывать нравственный идеал, жить в мире и гармонии. Теория познания содержала размышления о неделимости субъекта с объектом и диалектической природе мышления. В деятельности философ видел развитие общества.

Философия Фихте представляется чем-то особен­ным. Вызывает недоумение, как могла такая сложная, кажущаяся непонятной субъективно-идеалистическая философия иметь такое большое влияние, что тогдаш­ние ведущие философы, как, например, пропагандист Канта К.-Л. Рейнгольд и особенно представители следующего поколения, к которому принадлежали


Ф.-В.-И. Шеллинг и Г.-В.-Ф. Гегель, отошли от канти­анства? Уже в самых первых трактатах Гегеля, из­данных в 1801 и 1802 гг., мы сталкиваемся с влия­нием Фихте. Также и гегелевская критика Канта в так называемой энциклопедической («Малой») логике имеет определенные черты влияния Фихте. Еще боль­ше повлиял Фихте на Шеллинга, который от него полностью не отошел и после того, как издал свою «Систему трансцендентального идеализма», несовмес­тимую с позицией Фихте. Гегелю оставалось лишь объяснить различие этих двух философских систем в трактате «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга» («Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems»), написанном в 1801 г.

Уже говорилось о причинах успеха. Фихте. Отвер­жение непознаваемой «вещи в себе», подчеркивание моральной и познавательной автономии человека и ди­намическое понимание сознания -были позитивными элементами, которыми Фихте ознаменовал дальнейший этап философского развития.

Иоганн Готтлиб Фихте родился в 1762 г. в Рам-менау, в Лужицком крае. Он родился в семье ткача и уже мальчиком должен был работать у станка. Получить образование ему " помогает случай - его заметил хозяин и решил помочь. В 1774 г. Фихте был принят в училище в Шульпфорте. Однако, так как его покровитель в том же году умер, учеба Фихте сопровождалась постоянной нуждой. Нужда принуди­ла его оставить обучение, на некоторое время он ста­новится домашним учителем. В 1790 г. он знакомится с трактатами Канта, которые производят переворот в его жизни. Чтобы встретиться с Кантом, он пешком пошел в Кенигсберг, где и представил ему свой пер­вый крупный трактат «Опыт критики всяческого откровения» («Kritik aller Offenbarung»). Кант помог изданию его трактата, а благоприятная рецензия вместе с публичным подтверждением Кантом автор­ства Фихте помогла молодому философу стать известным. В то же время (1793) Фихте анонимно издает два трактата в защиту французской револю­ции. Один из них - «Заметка о правильности сужде­ний общественности о. французской революции» («Beitrage zur Berichtigung der Urteile des Publikums fiber die Franzosische Revolution») - Фихте издал


под своим именем вновь, уже будучи профессором в Иене в 1795 г. В 1794-1795 гг. он издает свой главный труд - «Основа общего наукоучения» («Grundlage der gesamten Wissenschaftslehre»). Из других его трактатов заслуживает упоминания «Основа естественного права» («Grundlage des Natur-rechts»), написанный в 1797 г., и лекция «Понятие образованного человека» («Bestimmung des Gelehr-ten») (1794) 70 . В 1798 г. Фихте вынужден был оста­вить Иенский университет, где он был профессором начиная с 1794 г. Увольнению Фихте способствовала легенда о нем как о «демократе» и даже «якобинце», которой он обязан своими трактатами о француз­ской революции. Из работ, которые Фихте написал после ухода из университета, большую огласку полу­чили его «Речи к немецкой нации» («Reden an die deutsche Nation») (1807-1808), которые способство­вали росту национального самосознания в Германии в период наполеоновских войн.



Позже, когда в 1810 г. был основан Берлинский университет, Фихте становится его первым ректором, однако вскоре отказывается от своей академической должности. Это дает ему возможность шире осуще­ствлять лекционную деятельность. Умер он в 1814 г. от тифа, которым заразился от своей жены, добро­вольно"ухаживавшей за ранеными солдатами.

Исходным пунктом философии Фихте является тезис об автономности Я- Видный философ из ГДР М. Бур указывает, что значение Фихте связано с его поддержкой французской революции после отлива революционной волны и отрезвления революционного подъема 71 . Он подчеркивает, что идеал необусловлен­ного Я был идеологическим выражением сопротивле­ния данным отношениям, тогда как механистический детерминизм, который не различал природную и обще­ственную сферы реальности, а всю реальность подчи­нял слепой необходимости, понимался как поддержка данных отношений. В этом духе Фихте говорит: «Строгий детерминист полностью отрицает самостоя­тельность Я, на которую ставит идеалист, и делает ее случайным продуктом» 72 , т. е. чем-то производным.

Наряду с общей взаимосвязью, которая выходит за рамки философии, принцип Фихте имеет и чисто теоретический источник. Фихте пришел к пониманию того, что наше осознание существования внешнего


мира обусловлено осознанием своих восприятий как независимых от нашей воли и сопровождаемых «ощу­щением необходимости». «Откуда взялась система представлений, сопровождаемых ощущением необхо­димости?» - спрашивает Фихте и отвечает, что их источником является не «вещь в себе», но «действие интеллекта» 73 . «Действенным» здесь называется обра­зование чувственного опыта «чистым» Я, которое, так же как и у Канта, подчиняется категориям. От «чи­стого» Я Фихте отличает «эмпирическое» Я, которое не осознает это «чистое» Я. Осознается «чистое» Я по его результатам, которые мы, однако, не осознаем. Если бы Я со своими восприятиями зависело от внеш­него мира, то оно было бы подчинено миру (было бы его «акцидентом»), потому что ощущения побуждают наши желания.

Шеллинг, который был сначала последователем Фихте, характеризуя его позицию, говорит, что для него Я есть все. В результате Фихте пришел к тому, что он провозгласил ощущения собственным продук­том Я, однако продуктом отчужденным, который мы, собственно, не осознаем как таковой.

Принципом теоретически «действующего» «чистого» Я является, по Фихте, «абсолютная производитель­ность», т. е. ничем внешним не обусловленное, спон­танное образование чувственного содержания. Она тождественна с действием «силы представления». Вместе с тем Фихте подчеркивает, что в «эмпириче­ском сознании» (которое осознает результаты деятель­ности «чистого» Я и считает ее чем-то чужим) осо­знание самого себя связано с «внешним» опытом. На вершине всей теории «наукоучения» стоит поло­жение: «Я полагается как определенное через не-Я», т. е. осознание чего-то внешнего предшествует осозна­нию самого себя 75 . В конкретных анализах Фихте указывает на ^приоритет внешнего опыта, но, разу­меется, после теоретического объяснения его как про­дукта бессознательной деятельности самого Я.

Приведенные идеи ставят Фихте в одну линию с субъективными идеалистами. С исторической точки зрения Фихте сообщает новые импульсы немецкой классической философии. В политическом отношении он был прогрессивной личностью. Нельзя также забы­вать о том, что его субъективный идеализм отличается от идеализма Беркли упором" на активность Я


(у Беркли Я остается пассивным) и тем, что «чистое» Я имеет- скорее общий, надындивидуальный характер, чем тождество с нашим личным Я- Это указывает на то, что Фихте занимает переходную позицию к объек­тивному идеализму.

В творческой образности, которая является абсо­лютной, а поэтому может сама себя ограничить (это самоограничение проявляется определенным повторе­нием ее произведений), ищет Фихте предпосылку эмпи­рического сознания. Повторение чувственного содер­жания, так же как и его категориальное оформление, образует, однако, лишь абстрактные предпосылки «опыта», к которому принадлежат самосознание и убеждение в предметном характере воспринимаемого мира.

Фихте провозглашает, что объяснение «реальной жизни.», «эмпирической жизни» сознания «во вре­мени» 76 возможно, но лишь на основе практических отношений Я к миру. Поэтому предшествующий ва­риант «теоретического наукоучения» должен быть дополнен изложением «практического наукоучения», в котором отстаивается тезис о том, что к осознанию. предметного характера реальности субъект приходит при посредстве биологических и трудовых отношений к миру (здесь мы видим большой сдвиг в понимании практических отношений по сравнению с Кантом). Оказывается, Фихте понимает недостаточность созер­цательного сознания и прокладывает путь к его объяс­нению на основе «практического» отношения к миру. Преодоление созерцательной, ноэтической, ориентации и подчеркивание значения «практического» отношения к реальности образуют предпосылки для философского переворота, который самим Фихте не был понят в достаточной мере. Итак, является верным то, что Фихте сознавал, что «бытие для нас» предметов значит больше, чем присутствие, чем содержание в сознании, что в нем содержится практическая настоятельность предметов относительно биологического организма и их «сопротивление» (Widerstand) влечению до сих пор не осознанного Я, которое бы их освоило.

Плоскость, в которой возникает реальное само­сознание и сознание внешнего мира, можно бы назвать «биологическим опытом». Это субъективное выражение согласия или несогласия, противоречие среды со стремлением Я к ее присвоению. В «инстинктивном» Я


(т. е. в живом существе) есть «ощущение силы», которое Фихте называет «принципом жизни сознания» и «переходом от смерти к жизни» сознания 77 . Среда, однако, оказывает «сопротивление» 78 или «противо-стремление» так, что инстинктивно Я чувствует силу, но также переживает и ощущение «бессилия» и «давления» 79 . Лишь здесь возникают из не-Я, т. е. из чувственной данности среды, «предметы», т. е. лишь здесь начинает «инстинктивное» Я осознавать свою среду как предметы (по Фихте, немецкое Gegenstand - предмет по значению тождественно со словом Wider-stand- сопротивление). Чтобы понять этот тезис Фихте, мы припомним, что у Гегеля в «Феноменологии духа» «раб» трудом приобретает опыт о «самостоя­тельности своего предмета» 80 , т. е. осознает его неза­висимость от себя самого и то, что предмет не под­чиняется его произволу.

Субъективным выражением противоречия между тенденцией к расширению собственной власти (кото­рая присуща Я) и между ее ограничением, вызванным сопротивлением внешних предметов, является «стрем­ление» преодолеть ограничение 81 , которое давит на Я извне, и сделать внешнюю реальность самой собой. Разумеется, эта тенденция сдерживается «сопротивле­нием» внешних предметов, которое вызывает в Я ощу­щение ограничения и страха.

В стремлении и в деятельности (в которую стрем­ление переходит) бессознательное, инстинктивное Я начинает осознавать различие «внутри» и «вне»"собст­венного тяготения и сопротивление среды, которая сопротивляется и становится поэтому «предметом» (или «предметами»). Мотив «биологического опыта» подчеркнут в «Нравоучении» («Sittenlehre», 1797), где Фихте уже не исходит из абстрактной тенденции к овладению всем, что чуждо организму, но говорит об «инстинкте», «потребности» и «удовлетворении». «Инстинкт вытекает исключительно из моего естества. Оно определяет уже заранее, что должно быть для меня здесь, а мое побуждение и стремление" его при­крывает и от того, что есть здесь для меня и на меня бы воздействовало... Не голодаю потому, что здесь для меня есть пища, но голодаю потому, что нечто становится у для меня пищей» 82 . ,«Быть для меня» значит то же самое, что иметь биологическое значение, быть вычлененным из безразличной и нейтральной


реальности на основе биологического значения для моего организма.

Самосознание, которое возникает из биологиче-CKoroNonbiTa, достигается «рефлектированием» побуж­дения благодаря тому, что побуждение осознается как мое. Благодаря осознанию побуждение перестает быть слепым и природа лишается своих исключитель­ных прав на мое Я, которое было до сих пор лишь пассивным зеркалом инстинктивного поведения. «При­рода же не действует, действует лишь свободное существо» 83 ,- говорит Фихте. Преодоление инстинк­тивного образа жизни, которое Фихте объясняет как осознание инстинкта побуждения, представляет собой «скачок» из природной необходимости в челове­ческий мир.

Если удовлетворение влечения животного происхо­дит с необходимостью, то человек действует по осо­знанному намерению. «Человек не просто гоним естественным побуждением, короче - не в моей власти, чтобы я чувствовал или не чувствовал опре­деленное побуждение. В моей-власти, однако, удовлет­воряю ли я его или же нет» 84 .

Будучи осознанным, побуждение перестает быть слепым и попадает под правомочие самосознания. Пусть я как-либо действую, в начале моего действия стоит свободное решение, хотя бы оно и не состояло ни в чем ином, кроме одобрения чувственного жела­ния. В содержании поведения это не должно ничего изменять: так, если животное действует ради поживы^ ради поживы может действовать и человек, но, однако, он действует свободно, потому что действует осознанно и по правомочию своей воли. Однако эта свобода, которая достигается вместе с сознанием, является свободой лишь в формальном смысле. Пока человек стремится лишь за поживой, он зависит от данного чувственного объекта - предмета вожделения. Пове­дение происходит с ведома его воли, но следствием поведения является подтверждение несамостоятель­ности человека и зависимости от природы, его привя­занности к объектам природы.

Из этого Фихте выводит, что моральная задача человечества - это преобразование природы и обще­ства. Человек должен сделать природу и общество идентичными с собою, со своим внутренним естеством самосознающего существа, которое способно преодо-


леть условия своих побуждений, инстинктов. По сво­ему внутреннему характеру человек является «сам себе целью, должен определять сам себя и не позво­лять определять себя ничем внешним» 85 .

Поскольку речь идет об отношении к природе, нравственной задачей человека, по Фихте, является уничтожение изначальной природной определенности предметов и приспособление к ним так, чтобы в них стало наглядно видно, что они представляют собой его зеркальный образ, что на них он оставляет свой «след» 86 . Только таким способом он может избежать гибели - удела каждого смертного существа. Из текста Фихте излучается пафос действия, переходя­щего границы человеческого индивида и продолжаю­щегося в следующих поколениях: «Все, что было когда-либо среди людей великое, мудрое и благород­ное,-эти благочинные человеческие поколения, кото­рых имена чтутся в мировой истории, и те много­численные мужи, заслуги которых лишь известны, но не имена - все они работали для меня... Могу про­должать оттуда, где они должны были остановиться, могу дальше строить этот возвышенный храм, который они должны были оставить незаконченным. Мне может кто-то сказать: «Будешь, однако, должен остано­виться, как и они». Это наиболее возвышенная идея из всего. Если я перенимаю их возвышенную задачу, то никогда ее не закончу, но могу так же... никогда не прекратить действовать, никогда не перестать быть. То, что мы называем смертью, не должно прерывать мое дело, ибо оно должно быть завершено, но не может быть завершено в определенное время, тем самым мое бытие не определено во времени, а я вечен. Тем, что я перенял эту великую задачу, я обрел вечность. Я смело поднимаю голову к грозным скалистым горам, к бешеному потоку вод, к бурным тучам; плывущим в огненном море, и кричу: «Я вечен и противлюсь вашей силе. Пусть на меня обрушится все, а ты, земля, и ты, небо, смешаетесь в сумасшед­шем хаосе, вы, стихии, воспеньтесь бешенством и раздерите в лютой битве последнюю пылинку тела, которое я называю своим,- .моя воля, самоединая со своим определенным планом, будет смело и хладно возноситься над руинами юдоли мира, ибо я понял свое призвание, а это более долговечно, чем вы. Оно

вечно, и я также вечен»» .


Если речь идет об отношении к обществу, решение Фихте имеет форму философии истории, которая исхо­дит из идеи, что в истории должно конкретно реали­зоваться то же равенство, которое принадлежит людям относительно того, что каждый человек «сам в себе цель» 88 . Реальное воплощение равенства пойдет че­рез «побуждение к идентичности». Люди, которые абстрактно, в смысле своей самоцелевой ценности, равны, должны реализовать это свое абстрактное равенство и в своем смысловом бытии, в котором между ними существуют различия и в силе, и в способ­ностях, и в положении, и в таланте и т. д.

Тенденция к взаимному воздействию или «общест­венное побуждение» (побуждение к идентичности по отношению к другим) «устремляется не к субордина­ции, как это происходит в телесном мире, но... к коор­динации» 89 (т. е. к конкретному равенству, взаимно­сти) . Это и есть цель истории. Фихте при этом не удовлетворился лишь общей концепцией - он выводит из этого заключение в смысле утопического социа­лизма. В трактате, где концепцию общества он раз­рабатывает более определенно,- в «Закрытом- 1 торго­вом государстве» («Der geschlossene Handelsstaat»), написанном в 1800 г.,- Фихте требует, чтобы обще­ство гарантировало не только формальное равенство индивидов, но и их «право» на «определенную свобод­ную деятельность» в некоторых отраслях обществен­ного разделения труда 90 .

Основой общества является разделение труда, реа­лизованное без частной собственности на средства производства. Фихте.является теоретиком владения без частной собственности, т. е. собственность состоит в праве индивида располагать средствами, необходи­мыми для выполнения работы в выбранной отрасли 91 . Разделение труда обусловлено тем, что «никто не может работать на другого, не работая при этом на себя...» 92 . Взаимные отдачи и приятие являются источ­ником постоянного совершенствования, облагоражи­вания человечества для реализации идентификации индивида с другими индивидами.

Теперь возвратимся к вопросу о том, как мог Фихте* иметь такое большое влияние, несмотря на спекулятивность его философии. Во-первых, Фихте преодолел Кантов дуализм «вещи в себе» и явления, который был доведен Кантом в «Критике способности


суждения» до предела. Фихте своим спекулятивным решением, согласно которому и природа является отчужденным продуктом Я, соединяет познание и природу, человека и мир. Как видно, он предлагает субъективно-идеалистическое решение, в действитель­ности, однако,- в теории «чистого» Я - оно пере­растает в объективный идеализм.

Во-вторых, Фихте понимает сознание как динами­ческое образование, в котором чувства, восприятие и образотворчество понимаются как низшая ступень реализации основной тенденции к рефлексии самого себя или самосознания. С этой точки зрения не имеет значения, понимаются ли чувства и восприятие как зависимые от внешней реальности, но имеет значение то, что Я в своем развитии к саморефлексии не может на них остановиться, что оно должно их преодолеть в самосознании. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Фихте понимает развитие сознания в неустанном взаимодействии с не-Я, т. е. со сферой внешнего опыта.

Наконец Фихте оказал влияние на развитие фило­софии «активной стороны», т. е. на развитие рефлексии практических отношений Я с внешней реальностью. Преодоление границ чисто теоретического познания, которое у Канта ограничено рефлексией нравственного поведения, у Фихте распространено на рефлексию инстинкта и труда, что важно для признания ноэти-ческого значения человеческой практики.

3. Философия Фихте

Фихте выступал в основном с работами социально-исторического и этического характера. В них, говоря его словами, излагалась «практическая философия», в которой он пытался определить цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе.

Фихте пришел к выводу, что гений Канта открывает ему истину, не показывая ее оснований, а поэтому он, Фихте, создаст философию подобно геометрии, некое наукоучение, исходным пунктом которого является сознание Я. Это, по существу, обыкновенное сознание человека, которое у Фихте выступает как самодовлеющее, оторванное от человека и превращенное в абсолют. Весь внешний мир – не-Я – порождение Я. Я действенно, активно. Я производит не-Я как свою противоположность, чтобы найти применение для своей активности. Через борьбу этих противоположностей происходит развитие самосознания человека.

В философском творчестве Фихте различают два периода: период философии деятельности и период философии Абсолюта. Под деятельностью Я Фихте понимает прежде всего нравственное поведение субъекта. Стать свободным и достичь благодаря этому своей активности, устраняющей все препятствия, – нравственный долг человека. Фихте приходит к важному выводу, что к осознанию свободы как высшей ценности люди приходят в определенных исторических условиях, на определенной ступени общественного развития. Вместе с тем Фихте считал свободу неотъемлемой от знаний и возможной лишь при достаточно высоком уровне развития духовной культуры человека. Таким образом, культура и моральное действование делает возможным всю практическую деятельность Я.

Рассмотрение процесса деятельности через снятие промежуточных целей с помощью различных средств – очень ценная идея Фихте. Практические противоречия возникают постоянно, и поэтому процесс деятельности есть бесконечное снятие (преодоление, разрешение) этих внутрипрактических противоречий. Конечно, сама деятельность понимается как деятельность практического разума, т. е. субъективно-идеалистически, но проблема активности субъекта заставляет задуматься современников и последующих философов.

Важнейшим достижением философии Фихте этого периода является разработка диалектического способа мышления. Он пишет о противоречивости всего сущего, единстве противоположностей, предлагает рассматривать противоречие как источник развития. Для Фихте категории – это не совокупность априорных форм рассудка, а система понятий, вбирающих знания, которые развиваются в ходе деятельности Я.

Фихте стремился понять реальное взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания. Он рассматривал взаимодействие Я и не-Я (среда, все, что противостоит Я). По его мнению, понять деление Я на «абсолютное» и «эмпирическое» и их взаимодействие с не-Я позволяет «наукоучение» (такой статус он предназначал философии!). Именно «наукоучение» позволяет проникать в надындивидуальный, сверхчеловеческий, мировой дух, который он называет «духовной субстанцией».

Таким образом, Фихте, сам того не осознавая, поворачивает с позиций субъективного идеализма на позиции объективного идеализма. Такой переход у него наметился в работе «Наставления к блаженной жизни», в которой Я как абсолют слилось с Богом, а философия его превращается в теософию.

Практическая философия Фихте – это прежде всего его учение о нравственности, праве и государстве. Эти взгляды складывались у него под непосредственным впечатлением событий французской революции 1789-1794 гг., политического и военного разгрома Германии. Понятие свободы, обращенное к праву, государству и этике, под влиянием И. Канта (а также социальных идей Ж. Ж. Руссо) стало для Фихте центральным при рассмотрении этики, права и государства. Свобода состоит в подчинении человека законам через осознание их необходимости. Право – это добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. Государство же обязано обеспечить каждому собственность, ибо социальный мир – это, по Фихте, мир буржуазной частной собственности. Государство – это организация собственников. Это положение Фихте содержит глубокую догадку об экономической и социальной природе государства.

В философии Фихте содержится целый ряд идей, оказавших влияние на развитие классической немецкой философии и последующей философской мысли, – это учение о развитии сознания, попытка систематического выведения категорий, диалектический метод их анализа, утверждение права разума на теоретическое познание, учение о свободе как добровольном подчинении исторической необходимости, основанном на познании этой необходимости, исследование структуры человеческой деятельности и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

3. Философия Фихте Фихте выступал в основном с работами социально-исторического и этического характера. В них, говоря его словами, излагалась «практическая философия», в которой он пытался определить цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе.Фихте

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

ФИЛОСОФИЯ ФИХТЕ Философия Фихте представляется чем-то особенным. Вызывает недоумение, как могла такая сложная, кажущаяся непонятной субъективно-идеалистическая философия иметь такое большое влияние, что тогдашние ведущие философы, как, например, пропагандист

Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 34. Весь мир – это Я (Фихте) Следующим представителем немецкой классической философии был Иоганн Фихте, в учении которого субъективизм, начинающийся с греческой софистики, проходящий через античный скептицизм и, далее, присутствующий в воззрениях Юма, отчасти и Канта,

Из книги Философия и культура автора Ильенков Эвальд Васильевич

Фихте и «свобода воли» Тут тоже - как и в случае с мышлением - важно иметь продуманное определение. Прежде всего, под этим выражением всегда имелась в виду независимость от всего сплетения причинно-следственных зависимостей внешнего (по отношению к телу человека) мира,

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

C. Фихте Фихте дал своему времени значительный толчок, и его философия есть завершение и, в особенности, более последовательное изложение кантовской философии. Он не выходит за пределы основного содержания философии Канта, и сначала и не видел в своей философии ничего

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

1. Первоначальная философия Фихте Фихте устранил вышеуказанный недостаток кантовской философии, ту бессмысленную непоследовательность, благодаря которой всей системе недостает спекулятивного единства. Фихте ухватился за абсолютную форму или, другими словами, для

Из книги От Спинозы до Маркса автора Луначарский Анатолий Васильевич

2. Преобразованная система Фихте Эпоха жаждала, требовала жизни, духа. Так как дух ушел обратно в самосознание, но ушел в него как бессодержательное «я», сообщающее себе некоторое содержание, наполнение, лишь через конечные, еди{481}ничные существа, которые сами по себе суть

Из книги Трагедия философии автора Булгаков Сергей Николаевич

Глава VIII Классическая немецкая философия. Идеалистические учения Канта, Фихте, Шеллинга,

Из книги Фихте автора Бур Манфред

§ 3. Субъективный идеализм И. Фихте Иоганн Готлиб Фихте родился в 1762 г. в крестьянской семье, рано выделился своими способностями и благодаря случайным обстоятельствам получил образование. Приглашенный в 1794 г. занять кафедру философии в Иенском университете, Фихте

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Из книги Несчастное сознание в философии Гегеля автора Валь Жан

Из книги автора

II. К КРИТИКЕ УЧЕНИЯ ФИХТЕ 1. Ich-Philosophie Ранняя система Фихте ("Наукоучение", 1794 г.) представляет собой единственную в истории философии попытку радикальной Ich-Philosophie и есть в этом смысле философский эксперимент первостепенной важности и значения. Его объем и задачи сближаются

Из книги автора

3. Фихте и Гегель Напрашиваются на сопоставление и противопоставление оба мыслителя. Для Фихте Ich = Alles, как и Alles = Ich, для Гегеля такую же роль играет чистое мышление, ?????? ???????. Фихте из Я "дедуцирует" и формы мысли, категории, и формы бытия - пространство и время; напротив, у

Из книги автора

ЛИЧНОСТЬ ФИХТЕ О Фихте как-то сказали, что он «лишь наполовину был философом, а другую, быть может большую, половину его составлял его характер борца» (54, стр. 405). И это верно. Для Фихте мышление и деятельность являются лишь двумя аспектами одного и того же дела.Эти два

Из книги автора

2. И.Г. Фихте Значительное место в развитии немецкой классической философии принадлежит Иоганну Готлибу Фихте (1762–1814). В философии И. Канта он пытался устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания, т. е. теорию и практику, из

Из книги автора

V. Фихте и Якоби В конце XVIII столетия мы оказываемся перед лицом философии, либо возводящей материю в абсолют, либо поднимающей до уровня абсолюта человеческое «Я». Напряжение, вызванное возрастающей противоположностью крайностей и господствующее даже внутри одной их