Что первичнее материя или сознание. Так что первично - материя или сознание? Разные формулировки одной проблемы

Дал нос для ощущения запаха, язык для вкуса, кожу для осязания, ухо для звука, глаза для обозревания окружения. И дал мозг для анализа полученной этими органами информации, и выстраивания в этом мозге образов окружающей действительности, чтоб понять, что его окружает, что тут делается, отчего, почему и для чего, а главное - как это всё происходит. Это для того, чтоб не натворить глупостей, а напротив, перенять методы работы окружающего механизма природы и научиться получать пользу из этого окружения. Осмотрелся, задумался и решил, что всё, что воздействует на его органы ощущений, то будет называться материей. Источники запаха, вкуса, звука, воздействия на кожу, что он видит, - то и будет материей. Это неважно, почему именно это на него воздействует, а не что-то другое, такая задача ему в голову не приходила, важно другое - захотелось поуправлять этой материей таким образом, чтоб она доставляла ему только приятные ощущения. Вот и началась его работа . Готовит вкусную еду, делает дома, обогревается, если холодно, придумывает приятную музыку, окружает приятными картинками, ласкает, любит, чтоб было приятно. Но при этом понимает, что в своем мирке он всё же беззащитен, и от неведомой части окружения можно ожидать любой напасти, катастрофы, и пришла догадка, что по всей видимости откуда-то кто-то этим всем хозяйством управляет, и надо понять кто именно, и почему он по разному относится к людям. Одни решили, что где-то там в неизвестности скрывается Бог и он всем управляет. Другие возразили. Они сказали, что всем управляют общие законы вселенной и нет никакого Бога. Просто надо понять эти законы, учитывать их и приспособиться жить в сложившихся условиях.

Но позвольте, - всполошились сторонники Бога, далее назовем их идеалистами или теистами, - ведь это бог всё создал, включая нас, людей, нам надо понять что ему от нас надо, и постараться своим поведением его удовлетворить!

Ничего подобного, - сказали противники - материалисты, они же атеисты, - нет над нами никакого хозяина, мы сами себе хозяева и будем жить, как нам нравится. Вот получше разберемся, что это за штука такая - вселенная со всеми её законами, и будем из этой штуковины извлекать себе выгоду. Мы хотим бесконечно жить и всегда получать удовольствия, иначе говоря - получать счастье. Есть в мире только материя, всегда была и всегда будет, а бога вы сами выдумали. Материя всему голова.

Ох, - говорят идеалисты, - достукаетесь вы, что Бог нас всех накажет. Бог всему голова! - Но потом решили, не всех накажет, а только материалистов. Но жить-то надо в одном коллективе, и встал вопрос - так как надо стоить общую жизнь ? Как надо Богу, или как надо для удовольствий? Сказано - "Бог и мамона несовместимы". Вот и началась непримиримая война.

Таким образом, вопрос первопричинности всего сущего стал наиболее важным из всех вопросов. Это вопрос не философии, а практической деятельности и даже выживания.

Попробуем в нем разобраться.

Человеку для того, чтоб дать определение материи и провести оценку первопричины сущего вначале пришлось овладеть способностью думать, логически мыслить, развить воображение, то есть стать разумным. И вот разум в этом деле стал первичным. Это разум решил, что он будет называть материей, а что нематерией. Приведу цитату Ленина.

Значит, есть некая объективная реальность, она представляет собой всё мироздание, и она каким-то образом своими частями заявляет о себе человеку воздействиями на его скудные органы ощущений. Так что названо материей? Это неведомая объективная реальность? Или только то, что непосредственно воздействует на органы ощущений?

Надо полагать, что только то, что сейчас непосредственно действует на эти органы. Я не могу назвать материей то, чего не вижу, чего не ощущаю. А это значит, если я вижу из окна дерево, то это материальный объект, а если отвернулся, то дерево остается только в памяти, я его не вижу и потому не могу его считать материальным. Я могу даже его сфотографировать и тогда бумага с изображением дерева будет материальным объектом, но не само дерево. Не могу считать материальными те предметы, которые видел вчера, сегодня тех предметов уже нет, сегодня, вернее сейчас, уже другие предметы. Сегодняшний мой стол уже не тот, что был вчера. То есть, материя имеет мгновенный характер . Каждый миг материя обновляется. По той же причине не могу считать материальными объектами невидимых людей, невидимые города, горы, реки. Но те города, горы, реки, конечно есть, они находятся в сфере объективной реальности, но для меня сейчас они не материальны. Есть всё мироздание, но оно не может быть названо материальным, потому что я не могу его всё одномоментно увидеть, почувствовать. Я могу выстраивать в голове образы мироздания, образы прошлого, будущего, но они остаются только в голове, а значит не материальны. Законы, что выводят ученые, описываются на бумаге, это тоже не материя. Это только образы, говорящие, как одни предметы воздействуют на другие, какие действия вызываются другими. Магнитное поле, электрическое, даже радиация, когда они не воздействуют непосредственно на наши органы ощущений не могут считаться материальными. Приборы, что их улавливают, нам говорят только о том, что есть за пределами наших ощущений такая объективная реальность. И мы рисуем в голове её образы уже по данным этих приборов.

Так что же первично - объективная реальность или материя? Разумеется, объективная реальность.

Итак, мы работаем только с образами объективной реальности и эта деятельность подпадает под определение - объективный идеализм. По сложившимся образам строим умозрительные модели взаимодействия частей мироздания, модели процессов. Мы хотим получить такую модель, которая смогла бы подтвердиться на экспериментах, а поскольку не всё поддается экспериментам, например, модель всего мироздания с её прошлым и будущем нельзя проверить экспериментом, то пытаемся придумать критерии правдоподобия.

Так что же может служить таким критерием?

Наличие в модели структурно- функциональной связанности частей мироздания в единую систему, непротиворечивость, логичность, соответствие научным открытиям, но не это главное. Должна быть обрисована целевая направленность вселенских преобразований по необратимому вектору времени, показана причина, что вызвала неизбежность появления вселенной со всеми текущими преобразованиями, конечная их цель и как эта цель может нейтрализовать начальную причину. Поскольку человеческая логика не работает без базовой аксиоматики, то набор аксиом должен быть минимальным. И чем меньше неопределимых сущностей, тем правдоподобнее и понятнее модель. А она должна быть максимально логичной и понятной, она не должна побуждать неразрешимые вопросы. А это значит, что в ней должен быть указан смысл всего сущего, включая разумных существ - людей, их роль в системе всеобщих преобразований.

Становится очевидным, что невозможно построить такую модель, в которой отсутствовал бы источник появления всего сущего, источник физических законов и процедур преобразований.

Таким источником назван бог. Это неопределимая сущность. Он присутствует в мировоззрениях и у теистов и у атеистов. У атеистов он спрятан под термином "Никто". Его действия определены словосочетанием "сами по себе". В результате всё сущее появились "само по себе" из того неведомого источника. У теистов бог персонализирован и, хотя четкого определения не имеет, но тем не менее может, как объект, быть включен в модель мироздания. Спрятанный за "Никто" бог атеистов разумом не обладает, ни в какие модели не укладывается, а потому их модели исключают какие либо разумные действия со стороны их бога. Процедуры преобразований становятся бессмысленными, неопределенными, бесцельными. У них появляется понятие "случайность" и эта "Случайность" становится вторым богом. Его действия не обладают никакой логикой, никакой последовательностью, но он обладает управляющей силой, а потому мироздание погружается в хаос. Под влиянием и при участии обоих богов - того, что сидит за "Никто" и выдает физические законы, и "Случайности" появился человек. По этой логике будучи порождением двух бессмысленных богов, человек не может обладать ни смыслом жизни, ни целеполаганием и даже разумом, поскольку источник разума отсутствует. И коль целенаправленности во вселенских процедурах нет никакой, то не может быть направленного в будущее необратимого вектора времени. Такое мировоззрение атеистов противоречит объективной реальности, и не соответствует критериям правдоподобия.

Отсюда следует, что источником мироздания является некий разумный субъект и потому сознание становится первичным по отношению к той материи, которую чувствует созданный им человек.

И вот последние вопросы - а для чего богу понадобилось внушить человеку необходимость деления всего на сознание и материю? И почему именно эту материю должен человек увидеть, а не другую. Полагаю, по первому вопросу - только для того, чтоб отрешенным от материи сознанием человек смог понять наличие бога, его задачи и определить своё место в их решении, и по второму - дал бог только то понимание материи, которое способно побудить в нем осознание объективной реальности, необходимой и достаточной для решения предписанных ему дальнейших божественных задач.

Материя или сознание? Что первично?

Это давний философский спор межу материалистами и богословами.
Материалисты считают, что сначала появилась материя.
Богословы считают, что сначала появилось сознание (Бог, святой дух).
Мое мнение такое – наша наука в настоящее время не имеет полного понятия ни о материи, ни о сознании.
Что было в самом начале, до возникновения Вселенной (до Вселенского взрыва и начала формирование галактик, звезд, планет? Ничего, т.е. пустота (холодный вакуум)
Но из ничего не может возникнуть что то. А значит вакуум является какой то особой формой материи. Значит правы материалисты? Но подождем делать выводы.
Рассмотрим вопрос, почему же произошел Вселенский взрыв, и один вид материи (вакуум) стал превращаться в другой вид материи (звезды и планеты). Тут мы выходим на простой ответ – это сделал Всевышний) Высший Разум, святой Дух). Сразу вспоминается следующее предложение «Сначала было слово». Но кто эго сказал? Высший Разум, Всевышний, Святой дух? Значит правы богословы? Но и сейчас не будем делать быстрых выводов.
По моему мнению в цепочке материя и сознание не хватает еще двух слов – информация и энергия. И эти понятия не менее сложны, чем материя и сознание.
А что если предположить, что информация (слово, мысль) может сама преобразовываться в энергию, а энергия в свою очередь является одной из форм материи (или превращаться в материю). Но значит должен быть первичный источник информации, который дал этот первичный информационный импульс. По моему мнению это есть Высший Разум – постоянная субстанция, которую богословы называют Богом (Всевышним).
Космос на 95% состоит из темной материи и темной энергии. А что знают об этих формах материи (энергия – это тоже особый вид материи). Ничего. Современная наука занимается только теми направлениями, которые могут принесли прибыль (наполнение кошельков) или открытиями в области войны (а это прибыли для военных монополий). В то же время открытия и исследования в военных отраслях ведут только к одному – к уничтожению человека человеком, подчинению слабых стран более сильным. По этой причине заниматься окружающим нас миром (космосом) ученым невыгодно.
В итоге я могу сделать один вывод, что наша современная наука еще совсем почти ничего не знает об окружающем нас мире. И, мне кажется, современные ученые, академики и не стремятся понять и изучить этот мир. Это хорошо видно по исторической науке, которую до предела упростили и не собираются изучать подлинную историю Земли и населяющих ее народов. Видимо это очень выгодно современным историкам.
Народ лучше держать в неведении (неграмотным), им управлять легче.

У главного философского вопроса: «Что первично - материя или сознание?» - существуют моменты - бытийный и познавательный. Бытийный, другими словами, онтологическая сторона, заключается в поиске решения главной проблемы философии. А суть познавательного, или гносеологической стороны, заключается в разрешении вопроса о том, познаваем или не познаваем мир.

В зависимости от данных двух сторон выделяют четыре основных направления. Это физический взгляд (материализм) и идеалистический, опытный (эмпиризм) и рационалистический.

Онтология имеет следующие направления: материализм (классический и вульгарный), идеализм (объективный и субъективный), дуализм, деизм.

Гносеологическая сторона представлена пятью направлениями. Это гностицизм и возникший позднее агностицизм. Еще три - эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

Линия Демокрита

В литературе материализм часто называют линией Демокрита. Его сторонники считали правильным ответом на вопрос о том, что первично - материя или сознание, материю. В соответствии с этим постулаты материалистов звучат так:

  • материя реально существует, и она независима от сознания;
  • материя - это автономная субстанция; она нуждается только в себе и развивается согласно своему внутреннему закону;
  • сознание - это свойство отражать саму себя, которое принадлежит высокоорганизованной материи;
  • сознание не есть самостоятельная субстанция, оно - бытие.

Среди философов-материалистов, ставящих перед собой главный вопрос о том, что первично - материя или сознание, можно выделить:

  • Демокрита;
  • Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (Милетская школа);
  • Эпикура, Бэкона, Локка, Спинозу, Дидро;
  • Герцена, Чернышевского;
  • Маркса, Энгельса, Ленина.

Увлечение естественным

Отдельно выделяют вульгарный материализм. Его представляют Фохт, Молешотт. В этом направлении, когда заводят речь о том, что первичнее - материя или сознание, роль материи абсолютизируют.

Философы увлекаются исследованием материального с помощью точных наук: физики, математики, химии. Они игнорируют сознание как сущность и его возможность влиять на материю. По мнению представителей вульгарного материализма, мозг человека выдаёт мысль, а сознание, подобно печени, выделяет жёлчь. Это направление не признаёт качественного различия между разумом и материей.

По мнению современных исследователей, когда ставится вопрос о том, что первично — материя или сознание, философия материализма, опираясь на точные и естественные науки, логически доказывает свои постулаты. Но есть и слабая сторона - скудное объяснение сути сознания, отсутствие истолкований многих явлений окружающего мира. Материализм господствовал в философии Греции (эпоха демократии), в государствах эллинов, в Англии XVII столетия, во Франции XVIII века, в социалистических странах XX столетия.

Линия Платона

Идеализм называют линией Платона. Сторонники этого направления считали, что сознание первично, материя вторична в решении главной философской проблемы. Идеализм выделяет два автономных направления: объективный и субъективный.

Представители первого направления - Платон, Лейбниц, Гегель и другие. Второе поддерживали такие философы, как Беркли и Юм. Основателем объективного идеализма считают Платона. Взгляды этого направления характеризуются выражением: «Только идея реальна и первична». Объективный идеализм говорит:

  • окружающая действительность - это мир идей и мир вещей;
  • сфера эйдосов (идей) существует изначально в божественном (всемирном) разуме;
  • мир вещей материальный и не имеет отдельного существования, а является воплощением идей;
  • каждая единичная вещь - воплощение эйдоса;
  • важнейшую роль для преобразования идеи в конкретную вещь отводят Богу-Творцу;
  • отдельные эйдосы существуют объективно, независимо от нашего сознания.

Чувства и рассудок

Субъективный идеализм, говоря, что сознание первично, материя вторична, утверждает:

  • всё существует только в разуме субъекта;
  • идеи находятся в человеческом уме;
  • образы физических вещей тоже бытуют только в разуме благодаря чувственным ощущениям;
  • ни материя, ни эйдос не живут отдельно от сознания человека.

Недостаток этой теории заключается в том, что отсутствуют достоверные и логические объяснения самого механизма преобразования эйдосов в конкретную вещь. Философский идеализм господствовал во времена Платона в Греции, в Средние века. И сегодня он распространен в США, Германии и некоторых других странах Западной Европы.

Монизм и дуализм

Материализм, идеализм - относят к монизму, т. е. учению про одно первичное начало. Декарт основал дуализм, суть которого заключается в тезисах:

  • есть две независимых субстанции: физическая и духовная;
  • физическая имеет свойства протяжения;
  • духовная обладает мышлением;
  • в мире все производно либо от одной, либо от второй субстанции;
  • физические вещи происходят из материи, а идеи - от духовной субстанции;
  • материя и дух - взаимосвязанные противоположности единого бытия.

В поисках ответа на основной вопрос философии: «Что первично — материя или сознание?» - кратко можно сформулировать: материя и сознание существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

Другие направления в философии

Плюрализм утверждает, что мир имеет множество первоначал, как монады в теории Г. Лейбница.

Деизм признаёт наличие Бога, который единожды сотворил мир и больше не принимает участия в его дальнейшем развитии, не влияет на поступки и жизнь людей. Деистов представляют французские философы-просветители XVIII века - Вольтер и Руссо. Они не противопоставляли материю сознанию и считали её одухотворённой.

Эклектизм смешивает понятия идеализма и материализма.

Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. В противовес идеалистическому утверждению: «Сознание первично по отношению к материи» - эмпирическая теория говорит, что в основе познания могут быть только опыт и чувства. В разуме (мыслях) нет ничего, что до этого не было добыто опытным путём.

Отрицание познания

Агностицизм - направление, полностью отрицающее даже частичную возможность постижения мира посредством одного субъективного опыта. Это понятие ввел Т. Г. Гексли, а ярким представителем агностицизма был И. Кант, который утверждал, что людской разум имеет большие возможности, но они ограничены. Исходя из этого, человеческий разум рождает загадки и противоречия, которые не имеют шансов на разрешение. Всего таких противоречий, по мнению Канта, бытует четыре. Одно из них: Бог существует - Бога не существует. По Канту даже то, что принадлежит познавательным воз-можностям человеческого рассудка, не может быть позна-но, так как сознание имеет лишь способность отобразить вещи в чувственных ощущениях, но ему не под силу познать внутреннюю суть.

Сегодня сторонников идеи «Материя первична — сознание производно от материи» можно встретить очень редко. Мир стал религиозно ориентирован, несмотря на существенную разницу во взглядах. Но несмотря на многовековые поиски мыслителей, основной вопрос философии однозначно не решён. На него не смогли ответить ни сторонники гностицизма, ни приверженцы онтологии. Эта проблема фактически остаётся для мыслителей неразрешенной. В ХХ веке западная школа философии проявляет тенденции уменьшения внимания в сторону традиционного основного философского вопроса. Он постепенно теряет свою актуальность.

Современное направление

Такие учёные, как Ясперс, Камю, Хайдеггер, говорят о том, что в будущем может стать актуальной новая философская проблема - экзистенциализм. Это вопрос человека и его су-ществования, управления личным духовным миром, внутренних общественных взаимо-отношений, свободы в выборе, смысла жизни, своего места в социуме и ощущения счастья.

С точки зрения экзистенциализма человеческое бытие - совершенно уникальная реальность. К нему нельзя применить нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Ничто внешнее не имеет власти над людьми, они причина самих себя. Поэтому в экзистенциализме говорят о независимости людей. Экзистенция - это и есть вместилище свободы, основание которой - человек, сам себя создающий и несущий ответственность за все, что делает. Интересно, что в этом направлении наблюдается сплав религиозности с атеизмом.

С древних времён человек пытается познать себя и найти своё место в окружающем мире. Эта проблема всегда интересовала мыслителей. На поиски ответов порой уходила вся жизнь философа. Тема смысла бытия тесно связана с проблемой сущности человека. Эти понятия переплетаются и часто совпадают, так как вместе имеют дело с высшим феноменом материального мира - человеком. Но и сегодня философия не может дать единственно чёткий и правильный ответ на эти вопросы.

Что первично – сознание или материя? Этот вопрос можно считать одним из первоначальных в философии, более того, с уверенностью можно сказать, что это одна из основных её проблем. Связь материи и сознания – это проблема соотношения духа и природы, души и тела, мышления и бытия и т. п.

Каждая философская школа искала ответы на вопрос: что первично - материя или сознание? Каково отношение мышления к бытию? Почему постоянно данные понятия сменяют друг друга? Возможно ли сознание без материи и наоборот? Этими и схожими вопросами философы занимаются уже не одно столетие и даже не одно тысячелетие. Этим же вопросом задались и мы.

Именно с этой позиции мы решили оценить свою профессию инженера-строителя, ведь большую часть своей социальной активности человек совершает именно в рамках профессиональной деятельности. Спроси нас на первом курсе обучения, до изучения курса философии, мы бы, не задумываясь, ответили, что в строительстве первична материя. Но так ли прост этот ответ на данный вопрос?

Поиск ответа на вопрос «что первично – сознание или материя?» актуален и по сей день. Именно поэтому мы решили попытаться ответить на него в данной работе. И чтобы получше разобраться в теме, необходимо рассмотреть поиск ответов в какой-либо более узкой сфере, например, в строительной деятельности.

Исторические памятники показывают, что все в прошлом человека являлось результатом его материальной деятельности. Действительно, без преобразования окружающей среды и природы, а также удовлетворения собственных социально-биологических потребностей посредством организованной деятельности, человек не может существовать и развиваться как био-социальный объект. Исключением не является и сфера строительства.

Строительная деятельность – одна из древнейших видов деятельности человека. По общему определению строительство – возведение зданий и сооружений для нужд человека и общества. Сооружением же можно назвать любой результат строительной деятельности и изменение окружающего мира, направленные на преследование какой-либо цели. Таким образом, даже один камень, положенный на другой камень, можно считать сооружением. Но при такой интерпретации понятия строительства можно сказать, что ею могут заниматься и большинство представителей животного мира: муравьи во время строительства муравейников, пчелы - ульев, птицы - гнезд, и пр.

Однако с развитием общества как вида социального, данный вид деятельности прошёл те же ступени изменений, что и человек, отделившись от природных составляющих и став более социальным видом деятельности . Вполне возможно, что строительство даже стало одним из исторических катализаторов отделения человечества от природы.

Если рассматривать и человека, и строительство на самых ранних этапах развития, то можно сделать вывод, что в те времена материальная часть строительства практически полностью преобладала: оно велось стихийно и весьма интуитивно. Если оттолкнуться от вышеупомянутого примера с двумя камнями, человеку потребовалось лишь немного изменить существующий рельеф путем извлечения одного камней из поверхности Земли – особого проявления сознания здесь не наблюдается.

Однако строительство шло в ногу с социальным развитием общества. Появились первые виды архитектуры: начало преследования новых целей, желание учесть социальные факторы во всех сферах деятельности, в том числе и в строительстве, дает толчок к развитию этого ремесла. Так, вместо того, чтобы положить два неизменных камня, человек решает разрушить их строение, форму и свойства, созданные самой природой и создать новый материал.

На наш взгляд, самым ярким примером в данном случае выступает сохранившаяся и по сей день архитектура древнего Египта. В каждом учебнике по истории архитектуры есть египетские пирамиды, храмовые комплексы, ирригационные системы и другие памятники их строительной деятельности. И это не просто так, ведь именно во времена «пирамид» для осуществления большинства строительных работ была необходима не только физическая сила строителей, но и их умственные возможности, то есть их сознание. Именно так появились первые варианты всем нам известной профессии архитектора.

С тех времен человек пережил немало политических и научных революций. Самые первые проявления протоархитектуры и современная строительная отрасль имеют мало общего. На данном этапе развития строительства до процесса непосредственного созидания архитектурных объектов предшествует целый ряд материальных процессов: полное и обязательное разрушение не просто рельефа, а целых десятков квадратных метров поверхности Земли; разрушение уже существующих построек; и большое количество других примеров.

Однако всем этим материальным процессам предшествует один из самых важных этапов строительства – создание проектной документации. В своем воображении, далее запечатленном на бумаге или другом носителе, архитекторы, проектировщики и конструкторы создают будущие сооружения. Отталкиваясь от этого факта, можно умозаключить, что мысленный процесс в современной развитой строительной деятельности всегда предшествует материальной составляющей, только этот процесс творения происходит в сознании творца .

Таким образом, в современном строительстве можно выделить шесть основных этапов:

1) исходная ситуация;

2) этап мысленного, осознанного творения;

3) этап материального подготовительного разрушения с постоянными включениями сознания в процесс;

4) этап материального творения с постоянным контролем сознания;

5) материальный итог с сознательной эксплуатацией объекта строительства;

6) неосознанное, или же наоборот рациональное разрушение объекта.

Теперь, когда мы разобрались с первичностью сознания и материи в строительстве, рассмотрим процесс сотворения макрокосма и всего сущего. Согласно теории Большого взрыва, а также после проведения аналогий между ней и сравнив ее со многими религиозными учениями, в процессе сотворения Вселенной можно выделить следующие этапы:

1) этап абсолютного Ничего;

2) стимулирующая ситуация;

3) этап материального разрушения абсолютного Ничто (в религии с участием сознания Бога);

4) этап материального сотворения (в религии при постоянном контроле сознания);

5) материальный итог – микрокосм с собственным сознанием (в религии при постоянном покровительстве сознания Бога);

6) неосознанное, а в религии наоборот сознательное разрушение макрокосма.

Проведя простейшую аналогию между этапами строительства и этапами сотворения микрокосма, можно предположить, что стимулирующей ситуацией для разрушения пустоты и Ничего, а также создания всего окружающего мира, всей материи, стала осознанная мысль.

Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что строительство – весьма приближенный к процессу сотворения Вселенной вид созидания. Это означает, что без мыслительной и сознательной составляющей, созидание в строительстве всегда бы следовало за процессом материального разрушения и, скорее всего, было бы даже невозможно или оставалось на уровне бессмысленной и хаотичной протоархитектуры. Рассмотренный пример с двумя камнями непосредственное тому подтверждение. Когда же всему процессу строительства, как в историческом примере создания египетских сооружений, предшествуют сознательные и умственные процессы мыслетворчества, то появляется новый вид социальной активности - архитектура.

В процессе написания данной статьи мы также сделали ряд выводов и для себя ответили на три основных вопроса И. Канта:

1) Мы знаем, что наша профессиональная деятельность несет в себе и созидательную и разрушительную составляющие. Однако, при осознанном подходе к строительству, созидание преобладает. Следовательно, мы знаем, что не ошиблись с профессией инженера-строителя, желая созидать в этом мире.

2) Мы должны уделять большое внимание творению проектов в своем сознании на этапе проектирования, ведь без качественного проектирования строительство теряет свою созидательную мощь.

3) Мы должны надеяться, что результаты нашего правильного мысленного созидания максимально отсрочат этап постепенного и окончательного разрушений объектов нашей строительной деятельности.

Список литературы:

  1. Глазычев В.Л. Закат архитектуры// Building "ARX": девелопмент, градостроительство, архитектура – М.: Билдинг Медиа, 2007 - №4 (11) – 164 с.
  2. Глазычев В.Л. Социология архитектуры - какая и для чего? // Сборник Союза архитекторов СССР "Зодчество" – М.:Стройиздат, 1978 - №2 (21) – 226с.

Хочется услышать Ваше мнение коллеги по этому вопросу. Что первично материя или сознание? И соответственно услышать не только краткий ответ, а обоснованное описание проблематики. Лучший комментарий будет отмечен материальной благодарностью!

И так, все началось с того что мне был задан вопрос о первичности материи или сознания. Человек воспитанный в духе пагубного материализма, сказал мне что: в те времена когда он учился в институте первичность материи доказывалась очень просто " Вот стоит стол. Потрогайте его. Уберите руку. Закройте глаза. Он все равно есть. Следовательно, материя первична и не зависит от того, что Вы о ней думаете, закрываете глаза или нет, и что вы там себе вооброжаете". И в те времена над теми, кто считал что сознание первично просто посмеивались. И вопрос что изменилось сейчас?

Я ответил так: Первое что хочется сказать что слова материализм и идеализм имеют совершенно разные значения с точки зрения этимологии и то что о них в те времена думал рядовой марксист совершенно является невежеством. Любой мистик бы сказал что материя действительно всепресутствующая, просто имеет разную плотность бытия и видов этой материи бесконечное множество. Ну например потри ладони и немного разведи их и почуствуешь тепло, а ведь это тоже материя просто более тонкая. Если говорить о плотности материи то надо сказать, что каждый более плотный вид материи обязательно состоит из более тонкого вида материи, который и является более одухотворенным.

Я попытался объяснить, что то что Вам говорили в институте безосновательно. Хотя бы потому, что мы мистики и маги не отрицаем того, что материя не первична. Мы лишь говорим о многообразии материи и ее плотности. Чем более тонкая материя, тем более в ней преобладает сознание и божественное. Бог есть проявление самой тонкой материи и Мы этого не отрицаем. И все сущее является проявлением божественой энергии либо материи.

Если брать стол, то он тоже состоит из более тонкой материи, протоны, электроны, нейтроны и т.д. Все это говорит о том, что и у стола есть духовное тонкое начало его происхождения. И все это физически и научно доказанно и все это является духовной энергией. В те времена учителя древности определяли эту материю как "свет", "тепло", "магнетизм", вселенская любовь", "мысль бога", "мировая душа", "Вселенский Логос"...... И если исходить из того тезиса что "нечто не может состоять из ничего" вот и приходим к выводу, что сознание первично. Тут и есть понимание, что чем выше поднимаемся, тем более одухотворенным становится вид материи.

Можно также привести такой пример когда Врач говорит - "Я много раз вскрывал человека, но до сих пор не обнаружил души" а мы бы маги, мистики, спросили у него " А сколько мыслей, воспоминаний, идей Вы там нашли?".

Жду Ваших живых комментариев.