Шарпудин хаутиев. Алексиевский храм-памятник русской славы в лейпциге Отрывок, характеризующий Храм-памятник русской славы в Лейпциге

Свято-Алексеевский храм-памятник русской славы построен в Лейпциге по проекту архитектора Покровского в 1913 году, но русский православный приход существовал и ранее. Об этом мало кто знает: до постройки храма русские православные прихожане собирались в домовой церкви, в большинстве своём это были русские студенты.

В середине XVIII века русские православные люди знатного происхождения, приехавшие за образованием в знаменитый Лейпцигский университет, впервые оборудовали домовую церковь и пригласили русского священника.

Для этого второй этаж в доме Фройдшен Гоф (Freudschen Ноf) по улице Катариненштрассе был полностью перестроен под православную домовую церковь. В 1769 году храм был ещё раз перестроен и освящён в честь святого вмч. Георгия. В храме был русский иконостас, хранилось Евангелие, изданное в Петербурге в 1737 году и обтянутое красным шёлком.

Появление в Лейпциге православного храма объясняет, почему именно сюда чаще всего стремились студенты из России. Сама императрица Екатерина в своей инструкции ясно говорит о том, что студенты обязаны посещать "тамошнюю восточную (православную) церковь". Следить за сим было поручено отцу Павлу, который для студентов был священником и духовником. Радищев называет этого священника "полуобразованным" и тут же отмечает его прекрасное знание иностранного языка. Для Радищева и его друзей, молодых дворян того времени, священник на самом деле был уже фигурой малозначимой. Их интересовало в Европе множество вещей, но не религия, за что этот самый "полуобразованный" отец Павел называл их "богоотступниками". Время показало, насколько он был прав. Разрушение Российской империи начали именно они, эти дворянские, обученные заграницей мальчики. Несмотря на все старания отца Павла, православными они не стали. Вот нынешние, воспитанные в атеизме и выученные в России юноши льнут к Православной Церкви, когда приезжают в качестве гастарбайтеров в Германию, - дивны дела Твои, Господи!

Отец Павел был известен в Лейпциге ещё и потому, что именно он преподавал здесь некоторое время русский язык для немцев. Об этом упоминает известный местный книгоиздатель того времени Брайткопф: "Находящийся среди них (русских студентов) священник сделал в Лейпциге русский язык более популярным, чем было до того".

Основание в Лейпциге православного прихода и устройство храма означало, что этот город открыт миру. Для православных же храм в русском стиле в Лейпциге означал живую связь с отеческой верой, православной Родиной.

Ныне Свято-Алексеевский храм - единственный православный храм в городе и во всей округе. При храме есть свой маленький музей, приходской зал, где прихожане каждый месяц собираются на традиционные чаепития после богослужений. Недавно оборудована в новом помещении приходская библиотека на русском и немецком языках (более 700 томов).

"Восьмерик на четверике" - шаблонная фраза, способная вызвать аллергию от частого использования:-)
Но от нее никуда не деться. Восемь граней - для русской архитектуры правило, всё остальное - исключение.
Об одном из них этот пост.
Точнее - и об этом тоже, но прежде всего мне хотелось достаточно подробно показать этот памятник, который мало кто видел своими глазами.

Лейпциг. Церковь Алексия Митрополита - памятник русским воинам, павшим в "Битве народов" 1813 г.
1911-1913, арх. В.А.Покровский


Я люблю повторять, что для неорусского стиля тема шатрового храма не стала сильно популярной. Предпочтение зодчие отдавали более весомым, монументальным формам. Так, мы не найдем шатровых храмов в творчестве одного из двух лидеров стиля - А.В.Щусева. Зато его коллега Владимир Александрович Покровский может считаться единственным архитектором, последовательно разрабатывавшим тему шатра. Впервые он обратился к ней при проектировании церкви Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (варианты в дереве, 1902, в камне, 1903, осуществленный вариант, 1905-1907). В 1910 он проектирует церковь Михаила Черниговского на Тонком мысу в Геленджике , а затем - храм-памятник в Лейпциге. Потом, в 1914, был еще проект храма Елизаветинской общины сестер милосердия - с тремя шатрами. На пороховых заводах основание шатра и сам шатер имеют 12 граней, в Лейпциге - 16. Это безусловный рекорд в неорусском стиле:)

И еще один важный момент - со времени возрождения национального направления в русской архитектуре, то есть со 2-й четверти XIX века, вообще было построено немало шатровых храмов, но шатры большинства из них имеют каркасно-декоративный характер и не идут ни в какое сравнение с высокими, полноценными шатрами шедевров XVI столетия. Покровский - единственный, кто осмелился "тягаться" с прославленными древнерусскими памятниками. Комментируя проект лейпцигского храма, он сам указал, что взял за прототипы шатровые храмы в Коломенском и Острове.


Церковь Вознесения в Коломенском


Церковь Преображения в Острове


Храм-памятник в Лепциге

Когда мы привезли в Лейпциг автобус ОИРУ (это был сентябрь 2010 г., вся современная съемка сделана тогда же), две утонченные искусствоведицы обрушились на меня и друг на друга с критикой сооружения Покровского. Одна говорила, что это плохо, потому что похоже на Коломенское, а другая - что плохо, потому что на Коломенское не похоже.
От сравнений, конечно, не уйти, но я считаю, что у Покровского получилась вполне самостоятельная вещь с совершенно иной программой, принадлежащая своему времени, и оценивать ее через призму сопоставления с прототипами некорректно. Перед нами не придворная церковь, а храм-памятник на братской могиле. Это многое объясняет.

Напомню историю. В октябре 1813 г. союзные войска России, Пруссии, Австрии и Швеции разбили на этом месте, тогда еще в за чертой города, войска наполеоновской Франции и ее союзников - Италии, Польши, Саксонии. С обеих сторон в сражении участвовало более 500 тысяч человек, и вплоть до Первой Мировой оно считалось крупнейшим в истории Европы. Побежденные потеряли 70-80 тысяч человек, победившие - 54 тысячи, из них 22 тысячи русских.
Сто лет братская могила наших соотечественников оставалась никак не оформленной. К юбилею битвы немцы затеяли строительство грандиозно-грозного памятника по проекту Бруно Шмитца:

Россия решила внести свой вклад, тем более что оставлять могилу в таком "никаком" виде было неприлично - по германскому закону, неоформленная могила спустя 100 лет снималась с учета. С 1907 года собирались пожертвования, в 1910 был образован комитет по постройке, в 1911 Покровский сделал проект, строительство началось. Официальная закладка при этом состоялась только 15.12.1912, а 4.10.1913 храм был торжественно освящен. На торжествах побывали вел. кн. Кирилл Владимирович, кайзер Вильгельм II, русские послы в Германии, другие представители союзников.


Первоначальный проект Покровского. В деталях отличается от реализованного варианта (расположение окон, наличие боковых порталов, другое решение звонницы - с открытым крыльцом и разномасштабными проемами). Если честно, мне он нравится больше.


Фото 1913 г. Ныне разросшиеся деревья сильно мешают восприятию здания.

Удивительно, но дальнейшая судьбы храма оказалась благополучной. Он не действовал в годы Первой Мировой войны и даже частично сдавался в аренду. В 1927 появилась опасная трещина, но удалось собрать деньги на ремонт. В 1945 храм служил убежищем от бомбежек, а после его посещения Г.К.Жуковым был проведен ремонт. В 1988-1989 была проведена внешняя реставрация с позолотой куполов.


Фото 1950-60-х гг.

Итак, Покровский создал то ли поминальную свечу, то ли устремленную ввысь ракету:-)
Всё здание выполнено из железобетона, включая шатер, облицованный венецианской смальтой. Шатер прорезан окошками, напоминающими слухи колоколен XVII века.

Я не знаю, насколько передают фотографии ощущение современности от этого храма. Некоторые ходы Покровского почти постмодернистские (что для него в целом нетипично), вроде одинаковых барельефов и фигур ангелов на широких гранях шестнадцатерика и длинных, "прозаичных" окон, не говоря уже о бетонной фактуре стен.
Такая отстраненная гладкость, холодная геометрия, и в то же время экспрессия четырех ярусов кокошников, отсылающих к церкви в Острове. Треугольники угловых кровель и кокошники создают интересный перспективный эффект динамики. Все членения доводятся до самого верха. Я думаю, что изменения первоначального проекта вызваны желанием автора усилить вертикализм. Для этого окна выстраиваются в вертикальные линии, утолщаются лопатки - так, что прясла стен становятся по ширине примерно одинаковы. Звонница вместо квадратной стала прямоугольной, как бы прижатой к основному объему.
По сравнению с прототипами в лейпцигском храме кристаллически ясно воплощена идея столпообразного шатрового храма - не отягощенного пространными лестницами, как в Коломенском, или приделами, как в Острове. Покровский свел к минимуму перепад между столпом и шатровым завершением - путем увеличения числа граней.

Храм двухэтажный. Нижний ярус с трех сторон охвачен галереей, где размещены 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом погибших солдат.


Апсиды, я считаю, Покровскому как-то не удались. Дело даже не в самих апсидах, а в прорезающих их окнах.


На апсиде находится мозаика "Спас Вседержитель" (мастерская В.А.Фролова).
Дымоходы Покровский оформил миниатюрные башенки - это излюбленный его прием (аналоги можно видеть пархомовской церкви и в нижегородском банке).


Закладная доска на апсиде.

В нижнем ярусе находится братская могила и освященный в 1930-е престол в часть св. Пантелеимона. Мы туда не попали.


Порталы, верхний и нижний, выполнены из песчаника.


По сторонам от портала размещены памятные доски о количестве погибших (на русском и немецком).

Лестницу в верхний храм оформляют восемь фонарей, символизирующих поминальные свечи.


Спас Нерукотворный. Мозаика мастерской В.А.Фролова.
Ангелы сделаны из бетона и позолочены.

Внутреннее пространство нельзя назвать гармоничным. Это такая полая пастила, белый брусок, в который встален семиярусный иконостас в духе XVI столетия (фирма И.П.Хлебникова, иконы писал Л.М.Емельянов). На фабрике хлебникова изготовлено и паникадило со смальтовыми лампадами (мастерская В.А.Фролова).

Оказалось, что в интерьере некрасиво помещены в самых углах и рядом большие окна - экстерьер для Покровского важнее интерьера. К сожалению, шатер сейчас отгорожен сеткой, еще более усиливающей его "отдельную жизнь". Но сам по себе он замечательный, с тромпами и убывающими окошками. Все это создает телескопический эффект выхода куда-то вверх, в бесконечность. А еще напоминает волан от бадминтона:-)
Кстати, у самого Покровского больше таких "настоящих", то есть открытых в интерьер шатров нет - везде под шатрами купольные перекрытия.

Небезупречность этой работы Покровского никак не сказывается на уникальности памятника. Несколько странно, но в России у этого "экспортного продукта", чертежи и фотографии которого многократно публиковались в архитектурной прессе, не появилось родственников. Может быть, за исключением церкви на Братском кладбище в Киеве, но она, впрочем, действительно, похожа на Коломенское.

Зато в наше время возникли уже две реплики.
Вот первая:

Церковь Михаила Архангела в Ветлужанке (Красноярск). 1998-2003. Фото


Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (Хра́м-па́мятник Святи́теля Алекси́я, митрополи́та Моско́вского), нем. St.-Alexi-Gedächtniskirche zur Russischen Ehre (Gedächtniskirche des heiligen Metropoliten Alexi von Moskau) - православный храм в Лейпциге, устроен в память «Битвы народов».
Би́тва под Ле́йпцигом (в литературе также часто встречается название Би́тва наро́дов, нем. Völkerschlacht bei Leipzig, 16-19 октября 1813 года) - крупнейшее сражение в череде Наполеоновских войн и в мировой истории до Первой мировой войны, в котором император Наполеон I Бонапарт потерпел поражение от союзных армий России, Австрии, Пруссии и Швеции.

Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Настоятель - протоиерей Алексий Томюк (с 1996 года).
Первые храмы

Впервые упоминания о православном храме в Лейпциге относятся к 1744 году. Тогда в городе действовала греческая домовая Троицкая церковь, настоятелем которой был греческий епископ. Настоятель предполагал устроить отдельный храм, для чего обратился в Санкт-Петербург. Однако Святейший Синод отказал ему в помощи по причине малочисленности русской общины в Лейпциге.

Вторая домовая церковь была утроена в 1751 году. Она предназначалась для русских студентов, среди которых был внебрачный сын Екатерины II А. Г. Бобринский. Храм был закрыт в 1775 году.

Богослужения продолжались в пользующемся российским покровительством греческом храме, вместо которого местным греческим консулом в 1847 году был устроен новая домовая Троицкая церковь.
Необходимость сохранения статуса памятного места для места, где произошла «Битва народов» побудила Россию возвести здесь храм-памятник.

Пожертвования собирались с 1907 года как в России, так и в Германии. 21 апреля (4 мая) 1910 года был образован Комитет по сооружению храма, который возглавил великий князь Михаил Александрович. Городские власти Лейпцига предоставили участок земли в 2,5 га, на краю поля, где состоялось сражение.
Храм построен в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец В. А. Покровский взял Вознесенский храм в Коломенском. Высота церкви 65 метров. Стены белые, оштукатуренные; оформлены по углам лопатками, прорезаны узкими высокими окнами и завершены железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой. Шатёр венчает золочёная главка с крестом, поддерживаемым цепями. На апсиде находится мозаичная икона «Господь Вседержитель», ниже - памятная бронзовая доска с историей храма. В храм ведёт двухмаршевая лестница. Вход в верхний храм обрамлён перспективным порталом из светлого песчаника. Над порталом находится звонница, увенчанная небольшой главкой. Над кованными входными дверьми расположен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, который обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов. Семь колоколов были отлиты из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 года. Церковь окружает обходная галерея с 8 высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи

16 октября 1913 года в крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров, погибших в «Битве народов».

Церковь была приписана к Дрезденскому храму.

С началом Первой мировой войны храм-памятник был закрыт, вход замурован. Церковь дважды грабили, с куполов снята позолота. Здание получил в собственность местный житель, который сдавал церковь в аренду.

В связи с появившейся трещиной в храме был сделан срочный ремонт, для богослужений в нижней части был устроен и освящён Пантелеймоновский придел. 6 февраля 1928 года состоялось освящение и верхнего храма.

В 1927-1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат приход последовал за ним и находился в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов.

5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей.

Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой войны местные жители укрывались в нижних помещениях храма.

Летом 1945 года церковь, будучи на советской оккупационной территории, снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви. Советское командование, после посещения храма Г. К. Жуковым, в том же году отпустило средства на срочный ремонт, которым руководил серб К. Д. Иллич.

В 1963 году была произведена реставрация с новой позолотой куполов.

Учитывая исторический статус храма, советским военнослужащим, базировавшимся в ГДР, разрешалось посещать его.

В 1988-1989 годах проведена наружная реставрация храма.

Верхний храм
Внутри высота верхнего храма составляет 35 метров, рассчитан на 200 человек. Интерьер церкви не расписан и выдержан в светлых тонах.
Семиярусный иконостас из тёмного дуба был подарен храму Донским казачеством и имеет высоту 18 метров. Иконы были написаны в стиле XVII века Л. М. Емельяновым.

Среди икон обращают на себя внимание:
Икона святого великомученика Георгия Победоносца в большом резном киоте, преподнесённая в дар Оренбургскими казаками.
Запрестольный образ «Моление о чаше», копия известной картины Ф. А. Бруни.

Хоругви перед иконостасом сделаны в виде боевых казачьих знамён.

Пол сделан из мозаики белого и чёрного мрамора.

Бронзовое паникадило храма весит 800 килограмм. Его пять рядов светильников были сделаны из смальты. Паникадило поднесли в дар храму депутаты Государственной думы и московские купцы.

По стенам размещены 8 бронзовых стел с перечнем полков и частей, участвовавших в битве.

Нижний храм-усыпальница

Нижний храм был освящён в 1927 году в честь святого великомученика Пантелеймона. В нём находятся старинные русские знамёна.

Рядом находится склеп, где погребены генерал-лейтенант И. Е. Шевич, генерал-майор Н. Д. Кудашев, подполковник А. Юргенев, а также (в нишах) неизвестные солдаты. Над могилами устроен небольшой киот с иконой Воскресения Христова, а по бокам - знамёна и портреты героев битвы, императора Александра I и князя М. И. Кутузова-Смоленского.

На стенах и столбах нижней галереи находятся 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом убитых солдат. У главного входа в часовню-склеп помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших.

В нижнем этаже также расположен небольшой музей, приходской зал и приходская библиотека из книг разнообразного содержания, на русском и немецком языках (более 700 томов).

С восточной стороны храма находится могила двух неизвестных гренадер Черниговского полка, перенесённых в 1988 году с поля битвы.



Сегодня, в канун светлого праздника Пасхи, расскажу о православном храме расположенном в городе Лейпциг, который я посетил летом прошлого года.

Свято-Алексеевский двухэтажный храм-памятник Русской Славы построен в честь погибших русских солдат в 1813 году в битве с Наполеоном под Лейпцигом. Первый камень в основание храма был торжественно заложен в декабре 1912 года, а его освещение состоялось в столетнюю годовщину битвы - 18 октября 1913 года. Храм построен в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец была взята Вознесенская церковь в Коломенском.

// diman7777.livejournal.com


Высота церкви 65 метров. Стены белые, оформлены по углам лопатками, прорезаны узкими высокими окнами и завершены железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой. На апсиде находится мозаичная икона "Господь Вседержитель", ниже - памятная бронзовая доска с историей храма.

// diman7777.livejournal.com


Храм разделен на две части: верхний храм и нижний храм-усыпальница. Вход в верхний храм обрамлён перспективным порталом из светлого песчаника. Над порталом находится звонница, увенчанная небольшой главкой. Над кованными входными дверьми расположен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, который обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов.

// diman7777.livejournal.com


Свято-Алексеевский храм - единственный православный храм в городе и во всей округе. При храме есть свой маленький музей, приходской зал, где прихожане каждый месяц собираются на традиционные чаепития после богослужений. Недавно оборудована в новом помещении приходская библиотека на русском и немецком языках (более 700 томов).

// diman7777.livejournal.com


Шатёр венчает золочёная главка с крестом, поддерживаемым цепями.

// diman7777.livejournal.com


Православная вера и богослужение объединяют здесь немцев, русских, румын, болгар и греков. Многие живут в Германии уже давно, трепетно сохраняя и приумножая в себе богатства своей православной веры.

// diman7777.livejournal.com


Красиво выполнены фонари, сверху в виде двуглавых орлов герба Российской Империи

// diman7777.livejournal.com


Помимо своего прямого назначения - богослужений и сохранения русской духовной культуры, храм и его приход известны благотворительностью. В настоящее время здесь действуют воскресная школа для детей и два класса немецкого языка для недавно приехавших в Германию.

Н еобходимость сохранения памяти о месте, где произошла «Битва народов» под Лейпцигом, побудила Россию возвести здесь храм-памятник. Пожертвования собирались с 1907 г., как в России, так и в Германии. 21 апреля 1910 г. был образован Комитет по сооружению храма, который возглавил великий князь Михаил Александрович. Городские власти Лейпцига предоставили участок земли в 2,5 га, на краю поля, где состоялось сражение. Подготовительные работы начались в 1911 г. Торжественная закладка храма состоялась 15 декабря 1912 г. На богослужении присутствовал российский военный министр генерал-адъютант В.А. Сухомлинов, а также власти города. Автором проекта храма был русский академик В.А. Покровский, который руководил строительством вместе с немецкими архитекторами Георгом Вейденбахом и Рихардом Чаммером. Освящение храма 4 октября 1913 г. совершил протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский в присутствии великого князя Кирилла Владимировича и русского дипломатического корпуса в Германии. На следующий день на торжествах присутствовали военные делегации стран-союзниц, в том числе немецкий кайзер Вильгельм II. Российскую империю представлял великий князь Кирилл Владимирович, а также многочисленные делегации от русских полков. Почётным гостям были вручены памятные серебряные медали с изображением храма-памятника. 16 октября 1913 г. в крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров, погибших в «Битве народов». Храм был построен в стиле каменных шатровых русских церквей XVII в. За образец В.А. Покровский взял Вознесенский храм в Коломенском. Высота храма 65 м. Стены белые, оштукатуренные; оформлены по углам лопатками, прорезаны узкими высокими окнами и завершены железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой. Шатёр венчает золочёная главка с крестом, поддерживаемым цепями. На апсиде находится мозаичная икона «Господь Вседержитель», ниже - памятная бронзовая доска с историей храма. В храм ведёт двухмаршевая лестница. Вход в верхний храм обрамлён перспективным порталом из светлого песчаника. Над порталом находится звонница, увенчанная небольшой главкой. Над кованными входными дверьми расположен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, который обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов. Семь колоколов были отлиты из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 г. Храм окружает обходная галерея с 8 высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи. Верхний храм был освящён во имя святителя Алексия, митрополита Московского, рассчитан на 200 человек. Интерьер не расписан и выдержан в светлых тонах. Семиярусный иконостас из тёмного дуба был подарен храму донским казачеством и имеет высоту 18 метров. Иконы были написаны в стиле XVII в. художников Л.М. Емельяновым. По стенам размещены 8 бронзовых стел с перечнем полков и частей, участвовавших в битве. Нижний храм был освящён в 1927 г. в честь святого великомученика Пантелеймона. В нём находятся старинные русские боевые знамёна. Рядом находится склеп, где погребены генерал-лейтенант И.Е. Шевич, генерал-майор Н.Д. Кудашев, подполковник А. Юргенев, а также (в нишах) неизвестные солдаты. Над могилами устроен небольшой киот с иконой Воскресения Христова, а по бокам - знамёна и портреты героев битвы, императора Александра I и князя М.И. Кутузова-Смоленского. На стенах и столбах нижней галереи находятся 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом убитых солдат. У главного входа в часовню-склеп помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших воинов. В нижнем этаже также расположен небольшой музей, приходской зал и библиотека. После начала Первой мировой войны храм-памятник был закрыт, вход замурован. Храм дважды грабили, с куполов снята позолота. Здание получил в собственность местный житель, который сдавал храм в аренду. В связи с появившейся трещиной в храме был сделан срочный ремонт, для богослужений в нижней части был устроен и освящён Пантелеймоновский придел. В 1927-1930 гг. храм находился в юрисдикции управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской Православной Церкви митрополита Евлогия (Георгиевского), после его перехода в Константинопольский Патриархат, приход последовал за ним и находился в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов. В 1939 г. приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой войны местные жители укрывались в нижних помещениях храма. Летом 1945 г. храм, находившийся на советской оккупационной территории, снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской Православной Церкви. Советское командование, после посещения храма Г.К. Жуковым, в том же году отпустило средства на срочный ремонт памятника. В 1963 г. была произведена реставрация с новой позолотой куполов. Храм-памятник действует до настоящего времени.