Матрона касимовская. Матро́на Анемнясевская (Белякова), Христа ради юродивая. Сила материнской молитвы

Белякова Матрена Григорьевна
ГодРождения = 1864
ДеньРождения = 6
МесяцРождения = 11
МестоРождения = Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево
Известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матреши или Матроны Анемнясевской. Есть слух, что Матреша была пострижена в иноческий сан саровскими старцами с именем Мардария, но сама она об этом ничего не говорила

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
МестаПроживания

ГодНачалаПроживания = 1864
ДеньНачалаПроживания = 6
МесяцНачалаПроживания = 11
ГодОкончанияПроживания = 1935
Родители Матреши были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. По внешнему виду они были людьми хилыми, и казались какими-то недоразвитыми. Отец слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство - шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве, Матреша была четвертой. До семи лет Матреша была обычным нормальным ребенком. С самого раннего детства родители почему-то невзлюбили ее. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье. В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка выздоровела, но навсегда осталась слепой. Теперь ее обязанностью было нянчить своих младших сестер и братьев. Три года едва справлялась слепая девочка с этим делом. Однажды, когда ей было уже десять лет, она нянчила по обыкновению сестренку, а мать ушла на речку. Матреша нечаянно уронила девочку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала, и сама со страха прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила Матрешу и начал бить. Девочке так стало тяжело от побоев, что в этот момент ей привиделась Царица Небесная, о чем она сказала матери, но та ее еще сильнее стала бить. Так видение повторилось три раза, и она все говорила об этом матери, а мать после каждого раза все больше и больше била ребенка. С этого момента началась для Матреши более тяжелая жизнь. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать. Она стала совершенно беспомощной, могла только лежать, и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь. Это была жизнь, мученицы, пригвожденной к одру. Сначала Матреша лежала в своем родном доме, потом перешла в свой собственный домик, где жила вместе со своею сестрой, и в последнее время лежала у своего племянника. Сколько в течении своей жизни вытерпела Матреша обид и горя, сказать мудрено, но она терпеливо несла свой тяжелый крест, дарованный ей Богом. Казалось бы, что родные должны были облегчить ей страдания, но на деле этого не было. Напротив, своими неродственными отношениями они еще больше усиливали и без того невыносимые тяжелые страдания. "Я видела во сне три креста на себе, - говорила Матреша, - один от скорбей и болезней всю жизнь, другой крест от родных, третий от всей вселенной, от народа, который ходил ко мне всюду..." Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девочки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Однажды к ней пришел заболевший крестьянин: "Матреша, - сказал он, - вот уж как ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то угодна. У меня спина болит.. Потрогай-ка спину-то, может быть и пройдет от тебя..." Матреша исполнила его просьбу - и он выздоровел. С тех пор все больше и больше стали ходить люди со своими нуждами и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матреше шли жители не только окрестных мест, но жители и дальних, и иногда и самых отдаленных мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении более пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно. По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Но в крайне тяжелых и стеснительных условиях Господь даровал Матреше увидеть другой мир - мир чрезвычайно богатый, полный внутреннего содержания, интереса и смысла. С нашей обычной житейской точки зрения это явление кажется удивительным и почти необъяснимым. Матреша является особенной и оригинальной подвижницей. Очевидно, беспрерывная цепь испытаний и горя, переживаемых Матрешей с необыкновенным терпением с самого раннего детства, была для нее школой, тем великим подвигом, в горниле которого очистилась ее душа, мысль и сердце отрешились от всего земного, утвердилось и окрепло постоянное стремление в мир другой, высший, который постоянно предносился ее духовному взору. Душа ее преисполнилась живой верой и надеждой на Бога, сердце ее зажигалось деятельной любовью ко всем и каждому. отозвалась полным состраданием и сочувствием на всякое несчастье, горе, беду, на всякую немощь человеческую. И Бог дал ей силу достигнуть не только личного высокого духовного совершенства, но и сделаться центром и источником религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями, и получали от нее то, что нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и тяжелом пути человеческой жизни. Матреша отличалась необыкновенной отзывчивостью. С каждым, кто к ней приходил, она говорила, давала советы, делала то или иное указание. Мужчины и женщины, старые и молодые, люди разных положений, профессий, состояний одинаково шли к ней, и каждый встречал с ее стороны одинаково глубокое сочувствие. Никто не знает как она молилась Богу. Известно только, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и песнопения, которые она мгновенно запоминала после первого ей прочтения вслух. В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что "молиться нужно беспрестанно", что "беспрестанная молитва все сделать может". При том она сказала о себе, что и она сама старается молиться беспрестанно. Матреша часто причащалась Святых Христовых Тайн, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала к себе своего духовника - приходского священника, и день принятия Св.Тайн был для нее самым радостным днем. Пять раз в течении своей жизни она соборовалась. Особенно строго она соблюдала посты. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Своих посетителей Матреша учила тому, как надо жить, чтобы помнить о будущей жизни, чтобы к ней готовиться, а не привязываться к земному. Учила жить "по-Божьи": исполнять закон Божий, молиться Богу, любить Бога и на Него только надеяться. Твердо и безропотно нести свой крест, ниспосланный Богом, - вот основная мысль ее бесед и наставлений. В своих беседах с посетителями Матреша очень часто приводила тексты Священного Писания, и Особенно много из Евангелия. Часто ссылалась на факты и события из Священной истории, полагая их в основу своих наставлений и научений. Не менее часто приводила Матреша примеры из житий святых, ставя их высочайшим образцом и примером религиозно-нравственной жизни, учила молиться им и стараться подражать в своей жизни. Молиться советовала различно, каждому сообразно с его положением. Беседы и наставления Матреши с посетителями были чрезвычайно разнообразны в зависимости от разнообразия тех обстоятельств, среди которых ей приходилось вести эти беседы и давать свои наставления. Матреша, как будто видя человека насквозь, обычно указывала на самое больное его место, требующее врачевания, и тем заставляла его осознать свою болезнь, о существовании которой он до сих пор, может быть, и не подозревал, встать на путь исправления. При этом Матреша указывала именно только на один порок, одну болезнь, заставляя тем человека сосредоточить свое внимание на одном недостатке, а не распыляться во многих направлениях, что затрудняет борьбу с собой и не всегда приводит к желательным результатам. Матреша постепенно вела человека по пути исправления. И нужно сказать, что руководство это выходило далеко за пределы личной жизни того или иного из ее посетителей. Указания, советы, наставления Матреши, сделанные ей одному лицу, делались достоянием многих и многих. Здесь у Матреши, как говорили ее почитатели один учился у другого. Многие из почитателей Матреши на себе испытали это систематическое благодатное ее руководство и потому старались возможно чаще пользоваться ее советами и наставлениями, прибегая к ней в минуты сомнений, несчастий и скорбей душевных, в те тяжелые минуты, когда колеблется почва под ногами, и человек, чувствуя свое бессилие, сильнее нуждается в твердой опоре, твердом руководстве духовном. В окрестностях Анемнясева очень многие не только посещали Матрешу в трудных обстоятельствах своей жизни, но жили всецело "по благословению Матреши" - ни одного дела не начинали без ее благословения, так что духовное руководство простиралось на всю их жизнь
Аресты
Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево
ГодАреста = 1935
Летом 1935г. в Белькове было заведено дело "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой". началось оно с доноса на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и написанной им и его братом, и приготовленной к печати (книга представляла жизнеописание Матроны, и рукопись ее сохранилась в следственном деле). Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Москву и Рязань, а Матрону боялись трогать. Наконец было собрано колхозное собрание, на котором было постановлено "изъять" Матрону Белякову как "вредного элемента". Из 300 жителей села подписались только 24 активиста. Сельсовет дал характеристику "на Белякову М.Г.", в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. "Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации". В следственном деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания ее дальнейшей судьбы. Из него видно только, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок в Матроне, ее имя и светлый образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем. Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник -
священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках). После отправки заключенных в Рязань, была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с постели. Матрона закричала тоненьким голосом. Народ оцепенел. (За свои грехи председатель был наказан: его дети, по предсказанию Матроны, после ее ареста перестали расти, сам председатель несколько лет спустя очень тяжело умирал. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: "Это тебе не Матрешеньку поднимать!.." Но он позвал священника и искренно и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью".) Жительница Белькова сказала про арест Матреши: "Не уберегли такую святыню, отлетела как птица..." Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год
Осуждения
ГодОсуждения = 1935
ГрупповоеДело = "Дело Беляковой Матроны Анемнясевской. Рязанская о., 1935г."
Неизвестно, была осуждена или нет, но по ее делу было осуждено несколько человек
МестаЗаключения
Москва, Бутырская тюрьма (?)
ГодНачалаЗаключения = 1935
ГодОкончанияЗаключения = 1935
Предположительно она была заключена в Бутырскую тюрьму, где были заключены все ее "подельники". Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных
Москва, Дом хроников имени Радищева
ГодНачалаЗаключения = 1935
ГодОкончанияЗаключения = 1936
ДеньОкончанияЗаключения = 29
МесяцОкончанияЗаключения = 7
По другим сведениям, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных - хронически больных
Кончина
1936
ДеньСмерти = 29
МесяцСмерти = 7
ПричинаСмерти = умерла в заключении
МестоСмерти = Москва, Дом хроников имени Радищева
МестоЗахоронения = Москва
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Пресвятой Богородицы во Владыкине. Вероятно, Матрона была похоронена на кладбище рядом с Домом хроников - Владыкинском. В настоящее время, в связи с реконструкцией кладбища, ее могила остается безвестной. Молитвенную помощь блаженной Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет назад, но и сейчас
Канонизация
1

ДатаКанонизации = 22.04.1999
КемКанонизирован = Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Местночтимая Рязанской епархии
Дни_памяти
1
ДатаПамятиСтСт = 16/07
ДатаПамятиНовСт = 29/07
ПояснениеДатыПамяти = день преставления, летняя память

2
ДатаПамятиСтСт = 10/06
ДатаПамятиНовСт = 23/06
ПояснениеДатыПамяти = память с Собором Рязанских святых

2
Блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова)
ДатаКанонизации = 20.08.2000
КемКанонизирован = Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
КтоПредставил = Рязанская епархия
Дни_памяти
ПояснениеДатыПамяти = Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02 Тропарь, глас 8: Яко зарница небесного огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнехъ, бедахъ и скорбехъ терпение, и душамъ нашымъ велию милость. Кондак, глас тойже: Въ немощехъ силу, въ слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духомъ насилася еси, младенствующи теломъ, была еси мати скорбящимъ и обуреваемымъ, Темже чтущихъ твою память не остави в молитвахъ, и помози намъ избавитися отъ греховъ покаяниемъ, и улучити съ тобою Царство Небесное
Публикации
1 Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/ Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. М.: Святитель Киприанъ, 1999. - 72 с.
2 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

(c) Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет.

Уже который год 29 июля величественный и просторный Троицкий храм поселка Гусь-Железный принимает под своими сводами верующих со всей Рязанской земли. В этот день Церковь, и в первую очередь – Касимовская епархия, в пределах которой находится гусевский приход, празднует память одной из самых известных своих подвижниц ХХ века – блаженной Матроны Анемнясевской. По этому случаю Божественную литургию в Троицком храме возглавили митрополит Рязанский и Михайловский Марк и епископ Туапсинский Дионисий.

Блаженную Матрону Анемнясевскую порой путают с блаженной Матроной Московской. Обе прославлены в чине блаженных, на долю обеих выпало испить горькую чашу испытаний – каждая из них была слепа и прикована к постели. К каждой притекал неиссякаемый живой поток – люди с их нуждами, проблемами, горем, с растерянностью перед тяжелыми жизненными обстоятельствами. И хрупкие телом, но сильные духом подвижницы брали эти тяготы на свои плечи, помогая страждущим молитвой и советом. Каждая из них с мужественным смирением терпела скорби, которые другим могли бы показаться невыносимыми.

– Блаженная Матрона не окаменела сердцем, не ожесточилась и не озлобилась. Она отдала всю себя Богу, так Ему доверилась, чтобы уже во всех жизненных испытаниях идти за Христом как Его послушница, – сказал в проповеди перед Причастием настоятель Троицкого храма поселка Гусь-Железный протоиерей Серафим Правдолюбов. Батюшка также назвал полную тягот жизнь блаженной торжеством доверия к Богу.

Матрона Григорьевна Белякова родилась в крестьянской семье. Семья была бедной, отец пил. И без того тяжелое детство маленькой Матреши омрачалось тем, что родители по неведомым причинам невзлюбили ее, девочке приходилось терпеть побои. В семь лет к ее скорбям добавилось еще одно горькое испытание – Матрона ослепла после перенесенной ею оспы. Девочка нянчила младших братьев и сестер, но однажды нечаянно уронила сестренку с крыльца. За это ее жестоко избила мать, и ее не остановили слова дочери о повторившемся трижды видении Царицы Небесной. Увечья, нанесенные родной матерью, оказались столь серьезными, что Матреша после побоев оказалась навсегда прикованной к кровати.

– Господь в Нагорной проповеди говорит, что блаженны те, кто страдает, мучается, кто гоним ради Христа. Но не просто мучается, потому что заслужил это за свои грехи, и потому что так допустил Промысл Божий, но блажен тот, кто мучается Христа ради, кто воспринимает свои страдания как подвиг терпения и любви, - подчеркнул в наставлении к верующим митрополит Марк. – Такой была блаженная Матрона Анемнясевская. Она испытывала особую боль еще и оттого, что скорби терпела от самых близких ей людей, от матери, от родных братьев и сестер. Мы привыкли, что часто несем трудности, обиды и искушения от внешних, чужих людей, недоброжелателей. Когда же источником скорбей становятся самые близкие нам люди – это совсем другое, гораздо более тягостное состояние. Блаженная терпела напасти от самых близких, и это многократно усугубляло тяжесть ее страданий, горя и скорби.

Без скорбей не проходит жизнь ни одного человека. У каждого они свои, и нередко о них говорят как о кресте, который суждено пронести по земному пути всякому человеку. Но отличает людей не то, какой именно крест лежит на них, а то, как они к нему относятся.

– Что же мы можем воспринять из жития блаженной Матроны?.. Пример смирения, терпения и покорности воле Божией! – пояснил митрополит Марк. – Дай Господь и нам, следуя по стопам блаженной Матроны, хоть в какой-то мере научиться терпению, смирению, несению скорбей и трудностей без ропота, ругани, гнева и внутреннего смущения! Будем просить блаженную, чтобы она, испытавшая всю горечь человеческих поношений, помогла бы нам обрести кротость, смирение и терпение.

Радость с горькими нотками расставания – так можно описать нынешние торжества в Касимовской епархии. Духовный подъем, соборная молитва, объединившая народ, соседствовали с грустью о покидающем пределы епархии любимом касимовцами и всеми рязанцами архипастыре – владыке Дионисии, которому предстоит нести служение в качестве викарного епископа Екатеринодарской епархии.

Промысл Божий нередко указывает людям путь, который они не искали и которого, может, хотели бы избежать. Но именно он оказывается единственно верным, через скорби ведущим к Спасителю. Об этом говорил епископ Дионисий, обращаясь к богомольцам, собравшимся на торжества в Гусе-Железном и в селе Анемнясево, на родине блаженной Матроны, где молебном традиционно завершается чествование святой. «Вы все в моем сердце» , - подчеркнул архипастырь. Это не просто слова, о чем свидетельствует и пример блаженной Матроны Анемнясевской: сердце человека, любящего Бога, может вместить невместимое: любовь к ближним и дальним, знакомым и незнакомым, и, главное, искреннюю и горячую молитву обо всех этих людях.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Анна Александрова


Запись передачи от 29 июля 2018 года.
Видео с сайта МУП РТРП «Ногинск» — www.tvnoginsk.ru

С егодня память блаж. Матроны Анемнясевской, исповедницы. Все мы знаем блаж. Матрону Московскую, но примерно в то же время несла похожий подвиг и другая Матрона из деревни Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Матрёна Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года.

Д о семи лет Матрёша была обычным ребёнком, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками. Родители почему-то невзлюбили её с самого раннего детства.

В семилетнем возрасте Матрёша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой. Её обязанностью было нянчить своих младших сестрёнок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матрёша нечаянно уронила сестрёнку с крыльца на землю.

У видев это, мать схватила Матрёшу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матрёша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку ещё сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матрёше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.

Н а следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матрёши жизнь мученицы, пригвождённой к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь.

Т ак лежала Матрёша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матрёше стал ходить народ, и Господь по ее молитвам совершал много чудес.

С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матрёше шли не только жители окрестных селений, но и дальних, иногда и самых отдалённых мест нашего Отечества. Причём, шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

О последних днях и кончине блаженной Матроны известно следующее.

Л етом 1935 года в Белькове было заведено дело “попов Правдолюбовых и больного выродка Матрёны Беляковой”. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

Н аконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили “изъять” Матрону Григорьевну Белякову как “вредного элемента”. Сельсовет дал характеристику “на Белякову М.Г.”, в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на тёмную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации».

О на была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Её должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъёма заключенных.

П о другим данным, безнадёжно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить её как больную и умирающую. Он поместил её в дом престарелых и увечных больных.

Д окументально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Х рани всех Господь!

В ХХ веке на небосклоне святых, в земле российской просиявших, появились сотни новых имен. Великие эти молитвенники были нашими современниками. Их могли знать и даже знали наши отцы и деды.

Рушились тогда церкви, сжигались иконы, но молились днем и ночью за нас эти смиренные подвижники и вымолили и Победу в страшной войне, и возвращение Православной Веры в наши души. Бог даст, и Россия поднимется из руин, как поднимаются из обожженных развалин в высокое небо синее сверкающие купола с побеждающим тьму Крестом.

А сегодня наш рассказ о святой земли рязанской - о МАТРОНУШКЕ АНЕМНЯСЕВСКОЙ. День прославления - 9/22 апреля. Память с Собором Рязанских святых - 10/23 июня.

Это произошло в тридцатые годы. Врачу Сергею Алексеевичу Никитину, сидевшему в лагере и ждавшему своего освобождения, грозило большое увеличение срока за его попытки помочь слабым людям, освобождая их от работы и отправляя в больницу. Расстроенный, он не знал, что и делать, и уже не надеялся выйти из лагеря. Тогда-то он услышал от своей медсестры удивительный совет: "Обратись за помощью к Матронушке. Господь дал ей особую силу молиться: за кого она начнет молиться, то обязательно вымолит".

Да как же я к ней обращусь? Письмо-то мое опоздает, - грустно спросил врач.

А ей писать не надо, вы покличьте! Крикнете громко три раза: "Матронушка, помоги мне, я в беде!". Она услышит и вас вызволит.

Врач в этот же вечер все так и сделал - прошептал свое прошение, обратившись в сторону Рязанской области. Хоть и сомневался, что живущая за сотни километров женщина его без рации и проводов услышит.

Прошли дни, месяцы - его так никто не тронул, зато начальство вокруг почему-то сильно поменялось. Освободили врача в срок, и он, как тогда обещал себе, сразу же отправился поклониться неизвестной женщине, спасшей его. Нашел и деревню Анемнясево, и дом. Вошел в избу, а в комнате стоит стол посередине, а на нем большой ящик.

Лучшие дня

Можно войти? - громко спросил врач.

Входи, Сереженька, - раздалось из ящика.

Заглянув в него, он увидел маленькую слепую женщину, неподвижно лежавшую на спине. Лицо светлое, ласковое.

Поздоровавшись, спросил:

Откуда вы знаете мое имя?

Да как же мне не знать, - зазвучал ее слабый чистый голос. - Ты же меня кликал, и я за тебя Богу молилась, потому и знаю.

И в долгой беседе Матрона предсказала врачу, что он будет священником и даже епископом. И это все исполнилось.

Родилась Матрона в бедной крестьянской семье Беляковых в ноябре 1864 г. В семь лет заболела она оспой, все тело покрылось нарывами. "Мать не лечила меня, - вспоминает Матреша, - и не молилась за меня Богу. Лежала я на печке, где было много всякого сора, поэтому мать меня всю вымыла, после чего все тело мое распухло, я ослепла и долго проболела..."

Слепой девочке поручили нянчить младших сестренок и братьев. Тяжело было справляться с этим. Раз она нечаянно оступилась и уронила сестренку с крыльца, страшно испугалась и заплакала.

"В этот момент как раз подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, - вспоминает Матреша, - что мне очень тяжело и трудно стало, и в этот момент я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить. Видение повторилось три раза, и я все говорила об этом матери, а мать после каждого раза все больше била меня. Во время последнего видения Царица Небесная дала мне утешительную записочку, - говорила Матреша. - После этого кое-как залезла я на печку и пролежала до утра. Утром зовут меня есть блины, а я встать не могу, ноги не ходят, руки как изломанные, все тело болит. И вот с тех пор я не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала..."

Побои матери навсегда лишили девочку возможность ходить и что-то делать. Она могла только лежать - нелюбимая и попрекаемая за все.

Это была жизнь мученицы, пригвожденной к одру.

Много слез ты пролила в жизни-то?

Ох, много. Да Господь утешал меня. На одиннадцатом году явилась мне Сама Царица Небесная и дала мне утешительную записочку. А в другой раз видела во сне, как сейчас помню, в субботу на Фоминой неделе, Сам Спаситель сошел со креста и вместе с Матерью Своей Царицей Небесной подошел ко мне. У Спасителя-то Батюшки на руках и на ногах раны от гвоздей, и кровь течет. Я приложилась, грешная, к Его ручке, и, когда проснулась и отерла губы, у меня на губах была кровь...

Матреша со слезами рассказывала об этом видении и в конце рассказа заплакала, слезы так и лились...

Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Первым за помощью пришел к Матреше крестьянин ее же деревни, по специальности пильщик. Ей тогда было уже семнадцать.

Матреша, - сказал он, - вот ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину-то, может быть, и пройдет от тебя. Лечился, а доктора не помогают.

Матреша исполнила его просьбу, и боли в спине, действительно, прекратились. С тех пор все больше и больше стали к ней люди ходить со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества! К Матреше шли жители не только из окрестных мест, но и из дальних. Со всего Отечества шли. Причем шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод.

Однажды, - вспоминает Матреша, - в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подаренное ей одной из своих почитательниц, закрывавшее ее совсем с ногами, по длине своей равнялось только 91 сантиметру. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло. Матрена легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом. "Голосок у нее, как колокольчик", - говорили слышавшие ее пение.

Весь Божий мир был сосредоточен для Матрены здесь - в стенах ее маленькой убогой комнатки. Но и в этих крайне тяжелых и стеснительных условиях Бог даровал Матреше увидеть другой мир - мир чрезвычайно богатый, полный внутреннего содержания, интереса и смысла.

И Бог дал ей силу достигнуть не только личного высокого духовного совершенства, но и сделаться центром и источником религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями и получали у нее то, что нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и тяжелом пути человеческой жизни.

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что "молиться нужно беспрестанно", что "беспрестанная молитва все сделать может". Особенно важной считала Матреша молитву об умерших.

Матреша часто причащалась Святых Христовых таин, каждый месяц обязательно. Она приглашала к себе своего духовника - приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для нее самым радостным днем. Пять раз в течение своей жизни она соборовалась.

Особенно строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало.

Из святых мест с наибольшим благоговением Матреша относилась к Старому Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Она говорила о них с особенным умилением и любовью. Своим благочестивым посетителям она постоянно советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти ее советы.

Когда идешь к Матреше, - говорит народ, - то все шаги благословенны, каждая дорожка что-нибудь дает.

Одна женщина жаловалась Матреше, что она очень редко может ходить в церковь.

У меня полна изба ребят, - говорит женщина, - ребята учатся, я должна на них стряпать и выполнять все домашние работы. Рада бы пойти, да нельзя дом-то бросить.

Матреша дала этой женщине икону Божией Матери, известную под названием "Запечной", и при этом ничего не сказала. На иконе этой изображена Божия Матерь в том виде, в каком Она явилась одной женщине, которая, будучи привязана к домашнему хозяйству, молилась за печкой. Этим Матреша дала понять женщине, что Царица Небесная слышит везде усердную молитву.

Почитатели Матреши верят, что если она дала ту или иную иконку, то с этой иконкой, с изображенным на ней священным событием или святым связан особый смысл, особое значение, которое имеет данное изображение для человека, получившего эту иконку. Если Матреша дает кому крестик, то это значит, что она благословляет такого человека на подвиг, на страдания, ожидающие его.

Масло, по ее благословению, народ брал из ее лампадки, которая неугасимо горела перед иконами в ее комнатке, а иногда давала масло, принесенное ей кем-нибудь из святых мест. Маслом Матреша советовала мазать больных и вообще страждущих.

Очень любила Матреша ладан и говорила, что он изгоняет нечистых духов. Советовала окуривать ладаном дом в праздник, пускать ладан в горящий самовар и пр. Нередко советовала больным кипятить воду с ладаном.

Больным помогали также вещи, которые были у Матрены.

Так жила и помогала своими молитвами людям маленькая святая страдалица. Скольких людей она спасла от тяжелых болезней, сколько людей окрест не начинали ни одного дела без ее благословения и этим спасались в те трудные годы... Но тогда время в стране было грозное, темное... И вот летом 1935 года заведено было дело на "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой". Арестовали 10 человек, их отправили в Рязань и Москву, а Блаженную Матрону боялись трогать.

Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили "изъять" Матрону Григорьевну Белякову как "вредного элемента". Из 300 жителей села подписались только 24 активиста. Сельсовет дал характеристику "на Белякову М.Г.", в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. "Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации".

Из дела видно, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок к Матроне, ее имя и светлый ее образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем.

Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник - священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках и в Медвежьегорсклаге и умерший у себя на родине, после освобождения, в 1941 году).

Наконец была послана машина и за Блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал:

Ой, какая легкая!

Матрона сказала:

И твои детки такими легкими будут.

И все вышло по ее словам. Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный о. Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Сын был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста Блаженной Матроны.

Председатель, "изымавший" Блаженную Матрону, умирал очень тяжело. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:

Это тебе не Матрешеньку поднимать!..

Наконец он позвал священника и искренне и горячо покаялся в своих грехах, и умер в мире с Церковью.

Жительница Белькова сказала про арест Матреши:

Не уберегли такую святыню, отлетела, как птица...

В Москве Матрона тогда прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что ее стали почитать почти все заключенные, которые начали в своих камерах петь акафисты и молиться.

По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело Блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных - хронически больных.

Документально засвидетельствовано, что Блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Ее могила пока остается безвестной.

Молитвенную помощь Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет назад - и сейчас, в эти дни, в том числе и пишущий эти строки много раз отмечал помощь Матроны, приходящую в ответ на молитву. Думается, и все, кто будет обращаться за помощью к ней, получат просимое. Верим, что новые подвижники и святые молятся о нас, а мы должны с благодарностью чтить их и творить их память здесь, на земле.

Житие святой Блаженной Матроны Анемнясевской составили священник Николай ПРАВДОЛЮБОВ и Владимир ПРАВДОЛЮБОВ. Завершил работу протеирей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ.

Молиться святой Блаженной Матроне Анемнясевской нужно так:

Тропарь, глас. 8:

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанской стране блаженная старица святая Матрона, ея же память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнях, бедах и скорбях терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас той же:

В немощех силу, в слепоте очи нетленные обрела еси,

пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обуреваемым. Тем же чтущих твою память не остави в молитвах, и помози нам избавиться от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

святая
Елена 05.05.2006 07:47:56

Бедная Матронушка сколько она выдержала, обращение родной матери
как боль за нее, господи пускай покоится с миром.


Года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители её Григорий и Евдокия были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели своё крестьянское хозяйство. По внешнему своему виду они были хилыми, тщедушными людьми и казались какими-то недоразвитыми. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство - шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве; Матрёша была четвертою по счету.

До семи лет была обычным ребенком; как и все дети её возраста, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками. Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем кому-нибудь из братьев и сестер, приходилось терпеть обиды, ругань, побои.

В семилетнем возрасте заболела оспой. После этой болезни девочка поправилась, но уже навсегда осталась слепой. Теперь ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная . Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь.

Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матреше стал ходить народ, получая по ее молитвам различные исцеления.

С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к подвижнице шли не только жители окрестных мест, но и дальних, иногда и самых отдаленных мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матреше от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный почитателями блаженной.

От сестры Матреша перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Но здесь огорчения ждали Матрешу с другой стороны. У Матвея Сергеевича подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить их. Она мучилась и глубоко скорбела, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны были переносить иногда очень тяжелые для них насмешки и оскорбления.

Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на нее внимания и переносили ее в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более было невозможно.

Однажды, - вспоминала Матрена, - в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 сантиметров в длину. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, подходящие по своему содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, читала быстро, уверенно, громким голосом. Пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.

На вопрос одного из удивленных посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матрена ответила, что "придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью".

Часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. Строго соблюдала посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Кроме подвигов поста и молитвы, блаженная, как уже было сказано, добровольно терпела холод, а также перебирала и перекладывала камни, принесенные ее почитателями из разных святых мест.

Одних она учила и наставляла, других обличала и раскрывала им их грехи и пороки, третьих ободряла и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни, четвертых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, стремлений и намерений, пятых исцеляла от болезней, и всех вместе старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской жизни. Этим объясняется и разнообразие ее отношений к посетителям. Одних она принимала чрезвычайно ласково, с радостью и участием, как дорогих и близких своих людей. Других она прогоняла от себя, что было все же очень редко. Все это бывало, как говорили ее посетители, или в тех случаях, когда человек заходил к блаженной из праздного любопытства, или тогда, когда это нужно было для исправления человека. Когда такой человек пойдет от Матрены, он подумает о себе и сознает грехи свои. Если он после этого опять приходил к ней, то она с радостью принимала его.

По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжелых недугов, когда даже врачи не верили выздоровлению, так как совсем недавно видели неблагоприятный исход.

Начиная с Великого поста года, Матреша заметно переменилась. Если раньше она со всеми держалась очень просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, беседовала подолгу и охотно, обсуждая всякие дела житейские, то теперь блаженная как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах она стала говорить редко и неохотно, только в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни она готова была говорить день и ночь. Очень охотно, с любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.

Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму . Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания многих заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. По некоторым сведениям, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных - хронически больных.

Скончалась от сердечной недостаточности 29 июля года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. В настоящее время ее могила остается безвестной.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в четверг Фоминой недели

22 апреля года в городе Касимове Рязанской епархии архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии совершено прославление блаженной Матроны как местночтимой святой.

20 августа года на Юбилейном Архиерейском Соборе она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас той же

В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обруеваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

Литература

  • Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. - М.:Святитель Киприан, 1999. - 72с.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Использованные материалы

  • http://www.matrono.ru/matrona.html (недейств.)
  • Страница базы данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" :
  • Страницы сайта Православие.Ru :