Свято троицкий александро свирский монастырь. Свято-троицкий преподобного александра свирского мужской монастырь. Восстановительные работы в монастыре


А. Демкин
Российский паломник.
Описание святых мест Северо-Запада России.

© 2012, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Колодец Св. Александра Свирского в Свято-Троицком Александро Свирском мужском монастыре

1. Описание колодца Св. Александра Свирского. Колодец, выкопанный Св. Александром Свирским подле своей отходной Преображенской пустыни, где Св. Александр отдыхал от наплыва посетителей в Троицкую пустынь. Колодец распологается на территории Северной Лавры - Свято-Троицкого монастыря возле озера Рощинского, издревна славного чудесами (свечениями на месте нынешнего монастыря). В Преображенской пустыни находится часовня на месте явления Св. Александру Св.Троицы. В часовне наблюдается совершенно необъяснимое и очень сильное воздействие на человека - ощущения пульсации воздуха и видимое глазом дрожание воздуха над песком. Припасите емкость для песка: в часовне часовне можно взять с собой немного песка, насыпанного на месте Явления или купить мешочек с песком в свечной лавке неподалеку. Мощи Св. Александра Свирского почивают в приделе в Преображенском соборе. В церкви свв. прор. Захарии и Елизаветы (построена в 1668 году при игумене Макарии.) храниться частица с креста, на котором был распят Иисус и копия Туринской плащаницы. Если вы нуждаетесь в исцелении - поклонитесь и помолитесь Св. Александру Свирскому. Если же просить не о чем, просто поклонитесь и отдайте должное - Св. Александр помогал Петру I при освобождении земель от шведов и в заложении Петербурга. Первую часовню в Петербурге Петр заложил во имя Св. Александра Свирского. В Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря среди чудесно обновившихся уникальных фресок 1710 года находится уникальное изображение Петра I в виде библейского Иакова, пасущего овец. Троицкий собор был возведен в честь Святой Троицы на месте, указанном Св. Александру Свирскому ангелом. В соборе в духе нравоучительных росписей времен Петра I представлены библейские сюжеты. Фрески правой части собора представляют грехи человеческие и врагов православных, которые непременно попадут в гиенну огненую. Левая часть росписи представляет добродетели и показывает райские кущи на небесах.

Самый сильный из святых источников, известных автору, в имя преподобного Александра Свирского накодится в Никандровой пустыни в Псковской области.

Молитвы святому преподобному Александру Свирскому:

О преподобне и богоносне отче наш Александре! Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Буди нам, рабам Божиим (имена), чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощник. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода во Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойни есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Молитва преп. Александра Свирского, читаемая в обители у мощей:

О Преподобне и Богоносне Отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно, воздвигни руце твои о нас грешных ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, яко да помянет древния милости Своя, имиже обещалася неотступна быти от обители твоея; и подаст нам силу и крепость на врагов душевных, отводящих нас от пути спасительнаго, да явльшеся оных победители, в день Страшнаго суда услышим от тебе похвальный оный глас: Се аз и дети яже дал ми еси Боже! и победный венец от победителя врагов Христа, Сына Божия восприимем, и наследие вечных благ купно с тобою получим; воспевающе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство и заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1695 гг. при архимандрите Гермогенена месте, указанном Св. Александру Свирскому ангелом, где им первоначально была построена деревянная церковь. (На многих сайтах дата постройки Троицкого собора указана как 1791 г - это тиражируемая ошибка!). Освящен собор в 1698 году, 29 августа, Преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII века. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского «иконника» Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. Трапезная с каменной церковью Покрова Пресвятой Богородицы, построенная самим прп. Александром в 1533 году (в последний год своей земной жизни) на месте явления преподобному Пресвятой Богородицы. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Кирпич для ее строительства делали сами монахи, а руководил строительством мастер Игнатий, присланный Иоанном Грозным из Москвы для «каменного дела». Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 году и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 — 1620 гг.
Звонница Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря. Возведена в 1647-1674 годы. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы, разобранные в XIX веке при перестройке звонницы. Церковь Иоанна Дамаскина (Больничная) построена в 1716 г. В ней молился Петр I. Когда-то от времени пришедшая в полное разрушение, она была возобновлена в 1896 году благодаря старанию настоятеля Агафангела и щедрым пожертвованиям мирян.
Церковь Покрова Божией Матери. Отреставрированный фасад Троицкого сосбора.
Фреска Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря изображающая Петра I в виде библейского Иакова. Фрагмент фрески Троицкого собора с ликом Петра I.
Разыщите Ларису Александровну, чтобы услышать подробнейший рассказ о фресках Троицкого собора Свято-Троицкого. Фрески Троицкого собора с райскими кущами.
Трехярусный алтарь Троицкого собора - подарок московских художников. Поименованные враги православных христиан. Некотрые из них отражают исторический момент Петровской эпохи.

В 2010 году с Божьей помощью Троицкую часть монастыря окончательно передали Православной церкви, перевдя областную психиатрическую больницу в Лодейное поле. Монастырь разительно преображается. Уже отреставрированы наружные стены монастыря. Обитель постепенно приводится в старинное первозданное состояние. Вырублена старая ветхая березовая аллея - на ее месте высажены липы. На месте старой парковки высажены яблоневый и вишневый сады - так как это было при Св. Александре Свирском. Расчищены подходы к Рощенскому озеру, вычищена старая протока от Святого озера, на которой стояла монастырская водяная мельница. Возле Троицкой части монастыря устроено подворье Покрово-Тервенического монастыря, насельницы котрого славятся своими иконописными работами.

Троицкая часть Александро-Свирского монастыря после начала реконструкции. План схема Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря.
Преображенская часть Александро-Свирского монастыря. Рощинское озеро и руины монастырской квасоварни.
Подворье Покрово-Тервенического монастыря подле стен Александро-Свирского монастыря. Скит на другом берегу Рощинского озера с храмом в честь вмч. и Целителя Пантелеимона был восстановлен силами настоятеля монастыря архимандрита Лукиана (Куценко) и братии в 2009 году.
Внутри Преображенской части Александро-Свирского монастыря. Вид на церковь Св. Николая Чудотворца и часовню на месте явления Св. Троицы. В 1508 году Преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой. Ранее в таком виде Святая Троица являлась только Аврааму, а в истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Святой Троицы известно как единственное. Преображенский собор был построен в 1641-1644 гг. При его постройке 17 апреля 1641 г. были обретены нетленные мощи святого Александра Свирского. Доржки вымощены песчаником со дна Онежского озера, добытым возле Петрозаводска.
Преображенская колокольня монастыря была возведена в 1903-1904 гг. Придел преподобного Александра Свирского построенный в 1716 году, где почивают мощи святого.
Церковь св. пророка Захарии и Елисаветы, вблизи собора, с небольшою над нею колокольнею, построена в 1668 году, при игумене Макарии. В церкви находится вторая в России копия Туринской плащаницы. Свечная лавка монастыря предлагает большой выбор икон преподобного Александа Свирского.
Купель на Рощинском озере. История Александра Свирского монастыря.
Небесная роспись в часовне на месте явления Святой Троицы преподобному Александру Свирскому. . Главные праздники Александра Свирского монастыря.
Правила поведения в храме и полезная информация о том, что делать в церкви. Простые истины, до сих пор недоступные для очень и очень многих...

В водосвятной часовне устроены краны для воды. Там можно набрать воды, окропить себя. Вода теперь поступает в часовню по трубам из монастыря, где и освящается. Происходит это потому, что советская власть устроила в часовне склад горючесмазочных веществ, и вода в колодце теперь испорчена. Монахи предпринимали многочисленные усилия по очистке колодца, но, пока полностью избавиться от следов нефтепродуктов в воде не удалось. По другим данным колодец был зарыт еще во время постройки часовни.

В 8 км от Александро-Свирского монастыря в скиту в селе Кондуши (поворот с шоссе на Андреевщину) находится еще один святой источник . Там силами настоятеля Александро-Свирского монастыря архимандрита Лукиана /Куценко/ и братии найден источник с фундаментом часовни, которая в дореволюционное время стояла на этом месте. В старом срубе обнаружена доска из под иконы. Изображение на иконе от влаги все осыпалось. После расчистки места, пошла вода. 21 марта 2007 года на источнике был совершен первый молебен Божией Матери и освящение источника в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В настоящее время храм иконы Всех Скорбящих Радость и святой источник обустроены братией.

2. Фотографии колодца Св. Александра Свирского.

Место разбора святой воды в водосвятной часовне. Надкладезная водосвятная часовня над колодчиком Александра Свирского. Построена в 1791 году архимандритом Парфением. Колодец этот зарыт при постройке часовни.
Александро-Свирскому монастырю можно инужно помогать. Слова Спасителя...

3. Географическое положение святого колодца и особенности дороги.

Колодец находится в селе Старая Слобода, Лодейнопольского района, Ленинградской области. Координаты колодца Св. Александра Свирского: 60.779363, 33.311669

Для того, чтобы добраться к Александро Свирскому монастырю автомобилем: от Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе по Мурманскому шоссе М-18 до Лодейного поля (сохранилось место, где стоял дом Петра Первого при закладке Олонецких верфей в Лодейном поле ) - дорога в хорошем состоянии - после ремонта. Можно проехать вокруг Лодейногополя по объездной (чуть дальше по расстоянию) до моста через Свирь. После моста по шоссе на Олонец - до левого поворот по указателю на монастырь (бело-голубая часовенка на развилке) - по приличной дороге проезжаем милую Новую Слободу и въезжаем в Старую Слободу. Парковка первая и единственная справа перед Троицкой частью монастыря. Рядом находится два больших кафе, магазин, продавцы лесных даров и в отдалении (налево) гостиница Старая Слобода Места в ней лучше бронировать заранее.

Особенности дороги на оятский святой

Александро-Свирский монастырь относится к одному из действующих в Ленинградской области православных духовных центров. Мужская обитель, регулярно посещаемая паломниками, путешественниками и туристическими группами, расположена в деревне Старая Слобода, в 21 км от городка Лодейное поле. Удаленность крупных населенных пунктов, девственная природа и живописный берег Рощинского озера создают уникальную атмосферу умиротворенности и гармонии, способствующую осознанию духовных истин и приоритетов.

Описание Александро-Свирского монастыря

Православная обитель, включающая известные памятники архитектурных строений XVI—XVII вв., была основана Александром Свирским (1448—1533 гг.) в конце XV столетия в малолюдном месте Корельской земли, окруженном дремучими лесами и поселениями язычников. У святого, почитаемого ныне в лике преподобных, быстро появились ученики и последователи из числа коренного населения. Докатившаяся до самых отдаленных уголков слава о благочестивом монахе притягивала к месту его проживания иноков и мирян, нуждающихся в молитвенной помощи.

Еще при жизни преподобного Александра в монастыре образовалось два территориально разделенных комплекса, связанных между собой протоптанной вдоль озера дорожкой:

  • Троицкий — при братских кельях;
  • Преображенский — рядом с монастырским кладбищем.

Александро-Свирский мужской монастырь в XVIII — начале XIX вв. именовали «Северной Лаврой». В его подчинении находилось около 30 монастырей и местных пустыней (удаленных монашеских поселений).

Основная часть строений монастыря прекрасно сохранилась, несмотря на периодические набеги недругов и сложный послереволюционный период, когда мощи Александра Свирского оказались вывезены, ризница — разграблена, старинные иконы — уничтожены, а монахи — разогнаны или расстреляны. В разные годы ХХ века территория и уникальные архитектурные памятники использовались в качестве исправительно-трудового лагеря для заключенных, инвалидного дома, психиатрической лечебницы и казарм.

Восстановлением Александро-Свирского монастыря занялись в 1997-м. Новые насельники приложили немало усилий, но сегодня комплекс нуждается в крупных реставрационных мероприятиях.

Храмы монастыря

В Троицком комплексе расположены:

  • церковь Покрова Божией Матери — построена из камня в 1533-36 гг. при Александре Свирском на жертвенные средства Государя и Великого князя всея Руси Василия III. При самом древнем (сохранившемся) монастырском храме имеется трапезная;
  • Троицкий собор — каменное сооружение возведено в 1695-97 гг. на месте одноименной деревянной церкви, заложенной в 1508 г., и сменившем ее в 1526 г. каменном храме. Внутри собора сохранились фрески, созданные в 1709 г.;
  • звонница — многопролетное трехъярусное строение с тремя шатрами появилось примерно в 1646-48 гг. Ранее сооружение было деревянным, с пятью шатрами;
  • церковь прп. Иоанна Дамаскина — была построена в 1716-18 гг.

На территории Преображенского комплекса находятся:

  • Преображенский собор — деревянный сруб был поставлен в 1533 г., но в период польско-литовского разорения (1618) он сгорел. Каменное сооружение возвели в 1641 г., а придел во имя основателя монастыря поставили в 1716 г. Позже собор несколько раз реконструировали;
  • церковь св. Захарии и св. Елизаветы — пристроена к Преображенскому собору в 1685 г.;
  • надвратная церковь Николая Чудотворца — расположена в архиерейских покоях над входом в комплекс. Дата строительства неизвестна;
  • часовня Троицы Живоначальной — возведена в 1791 г. на фундаменте деревянной церкви, построенной основателем обители на месте явления ему Пресвятой Троицы;
  • часовня Александра Свирского — находится за пределами Преображенского комплекса. Она построена в 1791 г. над колодцем, собственноручно выкопанным основателем обители и освященным для братии;
  • колокольня — возведена в 1903—1904 гг.

Кроме храмов, в Александро-Свирском монастыре расположены корпуса — архиерейский, братский и келейные. Каждый из двух комплексов огорожен стенами. Внутрь можно войти через ворота. На открытых площадках находятся широкие дорожки, гипсовые вазы с цветами, газоны, скамейки, светильники.

Мощи Александра Свирского

Главной святыней монастыря являются мощи его основателя. Даже в самые сложные времена, сопровождаемые нашествиями врагов, разграблениями и пожарами, нетленные останки святого никто не смел трогать. Однако в 1918-м мощи Александра Свирского были изъяты, вскрыты, исследованы, вывезены и помещены в одном из анатомических музеев. Экспонат длительное время значился как «мумифицированное тело неизвестного мужчины». На поиск нетленной плоти и освидетельствование ушло много времени, но некоторые историки продолжают высказывать сомнения по поводу истинности святыни.

Второе обретение мощей Александра Свирского произошло 30.07.1998 г., что для возрождающейся обители стало важнейшим событием.

В Александро-Свирском мужском монастыре располагается еще несколько святынь, в том числе:

  • место явления Святой Троицы;
  • место явления Пресвятой Богородицы;
  • копия Туринской плащаницы;
  • иконы и фрески;
  • святые источники питьевой воды.

Гостиницы у Свирского монастыря

В 10 минутах от комплекса расположена гостиница «Старая Слобода». В распоряжении гостей удобные номера с ванными комнатами, холодильники и телевизоры. На территории имеется ресторан, игровые площадки, конный клуб, парковки и сауна. Всем желающим предоставляется бесплатный Wi-Fi и прокат велосипедов.

Расположенная в 5 минутах ходьбы от обители паломническая гостиница предлагает кров и питание в лучших странноприимных традициях. Проживание здесь сопряжено с соблюдением определенных правил и обязанностей.

Расписание работы и богослужений

Монастырь открыт ежедневно с 06:00 до 20:00. В воскресные и праздничные дни — с 08:00 до 20:00. Храм, в котором находятся мощи прп. Александра Свирского, можно беспрепятственно посетить с понедельника по субботу с 10:00 до 17:00, а в воскресенье — с 12:00 до 17:00.

На церковные службы может прийти любой желающий. Туристы и экскурсионные группы допускаются для осмотра храмов и часовен только после окончания богослужений. Дополнительные ограничения могут касаться моментов, связанных с внутренним распорядком жизни братства.

Правила посещения

Так как обитель относится к закрытой религиозной организации, при ее посещении требуется соблюдать определенные правила. Не допускается приходить в пляжной и слишком открытой одежде, в том числе в шортах, бриджах и мини-юбках. Женщинам рекомендуется покрывать голову платком и отказаться от брюк (в крайнем случае нижнюю часть туловища можно обмотать отрезом любой ткани). Мобильные телефоны при входе в храмы и часовни уместно будет отключить.

Фотографии и видео на территории, в храмах и часовнях разрешается делать исключительно по благословению священнослужителей.

На территории комплекса категорически запрещено:

  • курить;
  • распивать алкоголь;
  • бегать;
  • шуметь;
  • сквернословить;
  • гулять по газонам;
  • загорать и купаться;
  • входить в жилые помещения и хозпостройки.

Экскурсии для групп могут проводиться только по благословлению настоятеля монастыря и в сопровождении представителями паломнической службы. Прошение следует присылать заблаговременно. Более детальная информация размещена на официальном сайте православной обители.

Подворье Александро-Свирского монастыря

До революции 1917 года подворье монастыря располагалось рядом с Ямским рынком в Санкт-Петербурге. Сегодня в этом здании находится туберкулезный диспансер, а для строительства нового подворья было выделено другое место по адресу: пер. Челиева, 10.

На территории возведен небольшой храм Рождества Христова, в котором хранятся две святыни:

  • Животворящий Крест Господен с частицами важных православных реликвий;
  • Жировицкая икона Божией Матери — точная копия, переданная успенским Жировицким монастырем.

Как доехать до Александро-Свирского монастыря

Расстояние от Северной столицы до деревни Старая Слобода, где расположен мужской монастырь, составляет около 270 км.

Прямым рейсом из Санкт-Петербурга

С пересадкой из Санкт-Петербурга

Через автостанцию «Лодейное Поле» проезжает автобус № 963, следующий по маршруту Санкт-Петербург — Питкяранта . Выйдя на остановке, необходимо пересесть на автобус № 89/91, направляющийся в сторону Пого и Кандуши, и доехать до села Свирское.

В Александро-Свирский монастырь из Санкт-Петербурга можно добраться электропоездом № 6012/6014, отправляющимся с Ладожского железнодорожного вокзала . Он доставит до ст. «Лодейное поле». Затем нужно будет пересесть на автобус № 89/91 или маршрутное такси, курсирующее между железнодорожной станцией и монастырским комплексом.

  • Расписание автобусов , отправляющихся с автовокзала г. Лодейное Поле.
  • Расписание электропоездов , следующих с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга до Лодейного Поля.

До подворья Александро-Свирского монастыря в Санкт-Петербурге можно добраться общественным транспортом до остановок «ул. Новоселов» или «ул. Тельмана»:

  • на автобусах — № 12, 97, 118;
  • на маршрутных такси — № К-12, К-97, К-365, К-385;
  • на трамваях — № 7, 27, 39.

Поклонный Крест на автотрассе у поворота к Старой Слободе

На личном автотранспорте

Самый быстрый и удобный путь займет чуть больше трех часов. С окружной дороги Санкт-Петербурга нужно свернуть на Мурманское шоссе (оно же — автотрасса Е-105, Р-21, а/д Кола) и доехать до Поклонного Креста. Далее — поворот налево к поселку Свирское. Отсюда до Старой Слободы — всего 6 км.

Кроме вышеописанных способов, в мужской Александро-Свирский монастырь из Санкт-Петербурга можно добраться в составе экскурсионных паломнических групп.

Александро-Свирский монастырь: видео

Мое нынешнее 8 марта прошло в весьма интересных местах - к северо-востоку от Петербурга, в сторону Свири и Олонца. И главным пунктом дня безусловно стал Александро-Свирский монастырь . В сущности, цельных монастырских ансамблей с древнерусской архитектурой, чтоб сразу вам и собор, и трапезная со звонницей, и палат всяких, и башен со стенами (это уже в зависимости от комплектации) - не такое уж и необозримое количество. Даже можно подсчитать на досуге, и выйдет сильно меньше, чем было до 1917 года, что понятно. Самые северные из них - Соловецкий, Антониев-Сийский, Крестный на Кий-острове, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Горицкий, Спасо-Прилуцкий, Тихвинский Успенский, Зеленецкий. Ну и в десятку северных безусловно войдет Свирский, уникальный еще и тем, что тут на самом деле сразу два монастыря, два в одном.

Не уверен, что многие ясно себе представляют это место. Почему-то специальной литературы по Свирскому монастырю очень мало, не доводилось видеть архитектурных реконструкций и планов, не попадались за редким исключением даже беглые статьи по архитектуре его памятников. В затасканной на безрыбье книжке Гоголицыных по памятникам Ленинградской области и вовсе перепутаны фотографии, из-за чего совсем легко запутаться, где там и что. Официальный сайт монастыря расскажет вам о чем угодно, только не об архитектурном комплексе. Казалось бы, именно сайт и должен в первую очередь ориентировать паломников, куда бежать, чему поклоняться. Но даже плана, на котором были бы обозначены все постройки, там нет. Зато он есть на Соборах.ру, которым респект. Предлагаю по итогам поездки просто закрепить материал, дабы впредь не путаться.

Во-первых, не стоит искать монастырь в пунктах, созвучных ему по названию, типа Свирицы или Свирьстроя. Не найдете. Находится он в селе Старая Слобода , примерно в 20 км к северу от города Лодейное Поле, уже на правом (северном) берегу Свири, но сильно в стороне от реки, среди лесов и озер.

Как и история многих древних обителей, прошлое этой тоже связано с судьбой, смертью и прославлением одного подвижника, давшего монастырю и жизнь, и имя, и всю последующую славу. В данном случае это Александр Свирский (1448-1533) , живший долго и так с точки зрения церкви правильно, что однажды удостоился чудесного явления не кого-нибудь, а самой Святой Троицы. За это и был сразу выделен среди всех русских святых. Уже через 14 лет после смерти был канонизирован и тут же при Иване Грозном чуть ли не возглавил специально созданный пантеон собственных русских чудотворцев. Свирскому был посвящен один из приделов собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). Это уже потом были обретены мощи, и оказалось, что они нетленны. О мощах стоит сказать особо. Это тоже практически уникальный пример в русском православии, когда тело сохранилось не в мумифицированном "иссушенном" виде (каковые можно наблюдать в киевских пещерах), а с сохранением объемности и плотности тканей. Мне это напомнило забальзамированное тело хирурга Пирогова, находящееся в склепе его усадьбы под Винницей, но там это результат бальзамирования и ухода, да и лежит Пирогов с 1881 года. А здесь и правда необъяснимое явление. Мощи Александра Свирского были сохранены в советское время в Военно-медицинской академии в Ленинграде и вновь вернулись в его монастырь.

Итак, монастырь основан на берегу Рощинского озера в 1485 пришедшим с Валаама преподобным Александром Свирским, быстро приобрел известность и покровительство московских великих князей и царей, особенно после канонизации Александра Свирского в 1547. Монастырь посещали Борис Годунов, Петр I, другие государи . В XIX в. монастырь называли «северной лаврой», ему подчинялись 27 монастырей и пустыней, одно время в нем жили святитель Игнатий Брянчанинов и первый оптинский старец Леонид. В 1918 монастырь был закрыт, настоятель расстрелян, здания использовали под тюрьму, дом инвалидов, психбольницу. Вновь открыт в 1997, проведена частичная реставрация. Уникальные по сохранности нетленные мощи Александра Свирского, обретенные в 1641, в 1997 возвращены в монастырь. Монастырь состоит из двух возникших одновременно комплексов, основного Троицкого и первоначально кладбищенского Преображенского, имеющих сейчас вид двух самостоятельных монастырей.

Эта единственная внятная схема двух ансамблей, которую удалось найти. Легенда местами ошибочна, с точки зрения датировок зданий.
Важно запомнить основное. Первым со стороны въезда в село вас встречает Троицкий монастырь. Это основной и самый значительный с архитектурной точки зрения комплекс. На этом месте и возник когда-то монастырь, и были построены первые каменные здания. Здесь же в соборе сохранились ценные росписи начала 18 века. Второй, дальний, Преображенский монастырь , архитектурно менее интересен, но ценен силой предания и реликвиями. Он вырос на месте, где стояла келья Александра Свирского и где ему же явилась Троица (там теперь часовня) и где потом стали хоронить монахов. Т.е. это изначально кладбищенское место. И именно там в соборе (в левом, северном приделе) находятся мощи святого. Но зато нет никаких росписей и почти никакой яркой архитектуры. Вот как-то так.

Начнем с Троицкого монастыря.
Троицкий комплекс : первоначально пятиглавый (сейчас одна глава), четырехстолпный Троицкий собор (1694-1698, заменил собор 1533, построен костромскими мастерами, в интерьере выдающиеся фрески 17о8-1713 костромской артели Леонтия Маркова, новый иконостас ); Покровская церковь с трапезной и звонницей (около 1585, отреставрирована в 1969-1976, арх. А.Н. Милорадович); трехшатровая звонница (1647-1674, отреставрирована с воссозданием первоначальных завершений в 1970-е, арх. А.Н. Милорадович); церковь Иоанна Дамаскина (1716-1718); корпуса и стены кон. XVII в., с последующими перестройками.


Вид с колокольни Преображенского монастыря на Троицкий. Между двумя ансамблями метров 200-300. Здесь в очередной раз видно, что наша древнерусская архитектура в современном ее состоянии - во многом плод творчества советских реставраторов. Хорошо это или плохо, отдельный вопрос, но это следует признать как данность. Обратите внимание, на звоннице нет трех шатров, а в комплексе трапезной (справа) нет ни башенки-звонницы, ни красивых труб. И лишь один собор не изменился с тех пор.


В советские времена, когда в монастыре сидела психушка, безжалостно растесали окна братского корпуса, из-за чего он сейчас выглядит советским бараком. Судя по новеньким стеклопакетам, возвращать фасаду историческую ритмику проемов пока никто не собирается. Хотя, надо сказать, что весь этот комплекс передан монастырю совсем недавно, и большие реставрационные работы в нем еще не начались. Вся церковная жизнь сейчас сосредоточена в Преображенском, где мощи и паломники. А здесь пока тишина, хотя храмы открыты. Вся видимая реставрация еще советская, с некоторыми поновлениями в виде зеленой покраски по оцинковке. А сразу после реставрации были лемеховые покрытия.


Самое ценное с точки зрения архитектуры во всем Свирском монастыре (в обоих комплексах) - Покровская церковь с трапезной палатой и звонницей и рядом стоящая отдельная трехшатровая звонница . Это главные здешние шедевры, самые ранние каменные постройки. Правда, как выяснилось из недавних исследований Д.А. Петрова, не такие древние, как считалось до последнего времени. Покровская церковь с трапезной обычно датировалась 1533 г. и подавалась не только как древнейшая каменная постройка здесь (что правда), но и как дело рук самого Александра Свирского, незадолго до сметри начавшего перестраивать монастырь "в камне". Это оказалось неправдой. При Свирском вероятно был построен только собор, о котором мы ничего не знаем, ибо его сменил ныне существующий. Петров убедительно датирует комплекс трапезной временем около 1585 года, связывая ее по ряду типологических и стилистических черт с трапезными Клопского и тихвинского Успенского монастырей 1560-1580-х гг. Так что самое древнее сооружение Свирского монастыря оказалось на полвека моложе, чем думали. Но хуже оно от этого не стало. Это великолепный памятник, к тому же блестяще отреставрированный А.Н. Милорадовичем.


У этих северных памятников особое место в истории древнерусского зодчества. Их не очень понятно куда вставлять, например, в общий курс лекций. Обычно ведь как, последовательно дается архитектура древнерусских княжеств после распада Киевской Руси - Владимиро-Суздальская школа, затем Новогород и Псков. Потом стартует ранняя Москва, новый этап с постройки Кремля и кремлевских соборов итальянцами. Потом итальянские влияния в 16 веке, шатровые храмы, многопридельные грозненские храмы (Василий Блаженный, Дьяково, Старица, собор Авраамиева, Клопского и Соловецкого монастырей), потом рафинированная годуновская архитектура 1580-90-х (Большие Вяземы, собор Боровского монастыря, Троицы в Хорошеве, Красное-на-Волге). А дальше пауза Смуты и возрождение каменного строительства уже в рамках узорочья 17 века. Но при этом за рамками разговора остается огромный пласт памятников в северных и северо-западных землях, в первую очередь Новгород в промежутке между завоеванием Ивана III разгромом Ивана Грозного, от 1470-х до 1570-х. Новгородская архитектура 16 века была мощной и довольно самобытной, хотя и получила сильную московскую прививку. В.В. Седов и Д.А. Петров вполне резонно полагают, что и после "государева погрому" 1569 года новогродские артели, покинув разоренный Новгород, продолжали работать в северных монастырях, дойдя до Соловков. К востоку от Новгорода эта сильная архитектура переплеталась с развитой каменной архитектурой Белозерья и Ростова. Так что пока Москва с помощью иноземных зодчих генерировала новые формы, на огромной части территории государства продолжала жить несколько иная архитектурная традиция, с явными северными новгородскими чертами, создававшая постройки высокого технического и художественного уровня. И в Свирскорм монастыре мы имеем один из таких шедевров.


Второй здешний шедевр - звонница , вполне укладывающаяся в разговор о трансформации шатра в первой половине 17 века из конструктивной в декоративную форму.


Троицкий собор по своей архитектуре вторичен и вообще достаточно неуклюж. Ему явно не пошла на пользу давняя разборка четырех глав, их не хватает в силуэте. Окна растесаны, особенно их беспорядочная чехарда веселит на апсидах. Но даже за этими искажениями угадывается четкая ориентация на прототип - Иверский собор Валдайского монастыря , сооруженный патриархом Никоном в его первом по времени (до Нового Иерусалима) амбициозном монастырском ансамбле. Об этом в своей монографии пишет Марина Вдовиченко. Вероятно от образца исходит суровый образ, никак не соотносимый с декоративным изобилием узорочья 17 века. Известно, что соборы Никона, особенно ранние (Валдай и Кий-остров) были подчеркнуто аскетичны и воскрешали дух "древлего благочестия", ориентируясь на формы грозненских или даже еще более ранних памятников. От Иверского собора здесь общая конструкция и конечно решение галереи с крыльцом. Но в целом постройка вышла сильно примитивнее и грубее своего прототипа.


От соборного крыльца видна маленькая церквушка Иоанна Дамаскина начала 18 века. Но она погоды не делает, а только оттеняет своей миниатюрностью массив собора.


Забавный столп, подпирающий свод галереи.


Внутри собора хорошие росписи приглашенной костромской артели. Интересно, что такое искусство делалось в 1710-е годы всего в 300 км от строившегося европейскими мастерами Петербурга. Две России существовали параллельно, и очень даже рядом. Хотя росписи лишь на первый взгляд кажутся архаичными, при близком рассмотрении в них обнаруживается много европеизмов, привнесенных под влиянием западных гравюр, что характерно для ярославской школы 17 века, к которой были близки и костромские мастера.


Больше в Троицком монастыре смотреть нечего, направимся к Преображенскому . Снаружи он даже выглядит более картинно, с башенками по углам, вертикалью колокольни, куполом надвратной церкви. Он и более ухожен, ибо уже давно передан РПЦ и восстановлен. Преображенский комплекс : двустолпный пятиглавый Спасо-Преображенский собор (1641-1644, правый придел Захарии и Елизаветы 1661-1668 (шатер утрачен, с запада сделана пристройка 1795 г. в стиле барокко), левый придел Александра Свирского 1716, собор серьезно реконструировался в 1856-1857 и 1873-1874 - были изменены кровли, растесаны окна, сделана западная пристройка; в соборе выставлены мощи Александра Свирского ); Святые ворота с настоятельским корпусом (1780-1791, арх. М. Кисельников), колокольня (1903-1904); корпуса и ограда XIX в.


Несмотря на то, что здешний каменный собор даже старше Троицкого, все остальное выстроено гораздо позже и к вершинам архитектурного мастерства не относится. На входе всех встречает длинный корпус в стиле классицизма с барочными наличниками, спроектированный неким Кисельниковым.


Он же, с внутренней стороны. Слева чудного вида часовня на месте явления Троицы Александру Свирскому .


Главная и практически единственная здесь архитектурная достопримечательнотсь - Преображенский собор . Довольно заурядный и провинциальный 17 век, очень маленький по размерам. Это и вызвало уже скоро необходимость расширений, в результате чего старый собор оброс пристройками, как днище корабля ракушками. В итоге сейчас собор можно увидеть только со стороны апсид. Пятиглавый (окна центрального барабана некрасиво растесаны), с тремя апсидами, двустолпный в интерьере. Детали на фасадах скромные. Два боковых придела. Тот, что слева от апсид - Захарии и Елизаветы , южный. Его сейчас трудно опознать, поскольку в советское время была снесена шатровая колокольня наверху. Так что сейчас это просто угловая кубическая постройка с декором 17 века. Глава же сейчас стоит не над приделом, а над постройкой, расположенной между ним и собором. Правый (северный) придел Александра Свирского тоже не имеет завершения, но его можно опознать по лишней, четвертой апсиде. Там, в этом приделе, и находятся мощи Александра Свирского .


С западной стороны, от входа, собор и вовсе скрыт большим поздним притвором, фактически ставшим основным храмовым помещением. Пространство старого собора наполовину превратилось в алтарную часть, скрывшись за иконостасом. Интерьер не сохранился, все здесь новое и какое-то пока не особо трогающее. Есть немного неприятная стерильность в белых стенах и одинаковых деревянных киотах, расставленных по стенам.


На старой съемке хорошо виден утраченный позже шатровый верх над южным приделом. И несохранившееся крыльцо между приделом и апсидами собора.


Так выглядела уничтоженная большевиками рака с мощами Александра Свирского, вложенная в монастырь первым из Романовых Михаилом Федоровичем. Рака стояла в основном помещении собора, а не в приделе, где мощи лежат сейчас. Видно, что собор был весь расписан. Сейчас белые стены.


Сегодня мощи Александра Свирского выставлены скромнее. Фото не мое, там съемка не приветствуется.


Эта рука закончила свою земную жизнь в 1533 году, и с тех пор без всяких мавзолеев. Мдаа.....


Занятная колокльня в византийском стиле - последнее, что было построено здесь до 1917 года. Монастырь много обязан своим благолепием в конце 19 века настоятелю Агафангелу, превратившему его в популярный и благоустроенный центр паломничества.


Ну и напоследок пара кадов с видами Троицкого комплекса.


И вот такой провожавший нас добрый северный пёс.
Да, и еще рядом с Троицким монастырем имеется очень даже приличное кафе-бистро, где все вполне по-европейски, и есть даже глинтвейн с чизкейками. По моему глубокому убеждению, в таких монастырях, как и в человеке, все должно быть прекрасно - и большое, и малое, и внешнее, и внутреннее. Вот еще бы на своем сайте архитектуру прописали...


Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору - первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз - на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому - не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого "новозаветного Авраама" - преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр - один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины - а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, "по горячим следам" и отличается особой достоверностью, в нем нет "благочестивых схем", оно отражает неповторимый лик святости "всея России чудотворца Александра".

(Глазами паломника)

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Сюда начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях - Троицкий комплекс, у монастырского кладбища - Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.

Монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах.

Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим прп. Александром в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звоницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского (1644г.). Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в "Переписные книги". Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня - мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX века).

Сайт Свято-Троицкого Александро Свирского мужского монастыря -http://www.svirskoe.ru/index.html

Было и совсем лихое время (1918 г.), когда в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель - архимандрит Евгений /Трофимов/. Вместо этого на территории монастыря: тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы и черные глазницы окон бывших братских келий.

Новым насельникам, поселившемся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться,- обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители - прп. Александра Свирского происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, корпуса и территория Преображенского комплекса, налажена богослужебная жизнь обители. Много работы еще предстоит на территории Троицкого комплекса, где пока располагается Свирская психиатрическая больница. Правительство Ленинградской области уже приняло решение о переводе психиатрической больницы в г. Лодейное Поле, где началось строительство новых помещений. Троицкий комплекс будет возвращен монастырю.


Икона преподобного Александра Свирского


Самообновляющиеся фрески Троицкого Собора
Враг рода человеческого, висящий на гвозде.
Это получилось случайно, но
местные экскурсоводы рассматривают это
как забавную достопримечательность.


Удивленные паломники


Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь
(фото-рассказ Валерия Дегтярева)


О мироточении мощей Александра Свирского

На Руси многие чудотворцы, в частности Киево-Печерские, прославлены мироточением. То, что это чудо столь ярко проявилось на преподобном Александре Свирском, явно показывает величие и благодатность святого, а также истинность явления его мощей, ибо мироточение в Церкви искони рассматривалось как свидетельство святости. В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение останков свидетельствует о том, что это - святые мощи. И то, что во втором обретении мощей св. Александра было явлено обильное мироточение, свидетельствует об их истинности, об идентичности останков, найденных в Военно-Медицинской Академии со святыми мощами Преподобного, которые при первом их обретении также обильно мироточили.

В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС во время молебна. После того как мощи святого привезли в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мироточение не прекращалось, при этом было замечено, что интенсивность его изменялась: то усиливалась, то становилась менее заметно. Наблюдение за ним велось послушником Александром, стоящим во все дни у раки Преподобного. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми. Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении во храм после длительного заточения, в дни первых для святого Божественных литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Аромат миро стоял в алтаре, и три пчелы даже попали в Чашу с Причастием - их пришлось спасать. Само миро потоками стекало по ступням Преподобного, покрывая их при высыхании очередным блестящим маслянистым слоем. Миро стекает с верхнерасположенной ноги на нижнюю, при этом сама нижняя нога тоже обильно мироточит; на фотографии отчетливо видны яркие янтарно-оранжевого цвета наплывы, застывшие на поверхности большого пальца ноги Преподобного и одна янтарная капля, застывшая под косточкой большого пальца.

При обнаружении первого мироточения фотографическое изображение его на ступнях Преподобного имело иной вид: ступни казались светящимися и в небольшом светящемся ареоле.

Было отмечено, что в вечерние часы, после закрытия храма, когда там восстанавливалась тишина после большого многолюдья, наступало то благодатное время, когда также можно было видеть вновь усиливающееся мироточение - отдельные капельки миро появлялись между пальцами Преподобного.

(www.svirskoe.ru/ru/hallows/miro/)

Миро (благовонное драгоценное масло) в Священном Писании и в Священном Предании является символом Божественной милости, мира и любви. Вспомним слова 132 псалма: "Се, что добро и что красно, но еже жити братьем вкупе. Се яко миро, сходяще на браду Аароню..." Имя Жениха - Христа в Песни Песней сравнивается с разлитым миром. Еще на горе Синай Бог повелевает Моисею сделать особое миро для священного помазания.
Так, миро стало символом харизматической (благодатной) власти. Впоследствии миром помазывались цари,
пророки и священники. Миро служило также для погребального помазания. Когда Мария Магдалина возлила на Христа драгоценное миро, она приготовила Его тело к погребению.


Впоследствии миро станет символом Духа Святаго и Его дарований. Во время таинства миропомазания священник помазует крещаемого со словами: "Печать дара Духа Святаго". Таким образом, в миро сосредоточена сила Дара Духа Святаго.

Миро - это и символ Божественной милости и благодати.

Миро появляется в результате особого сверхестественного явления - мироточения. Оно необъяснимым образом истекает из останков святого, либо из его гробницы, либо из его изображения. Это удивительное событие. И еще более удивительным оно представляется после полученных исследований, проведенных биохимиками. Оказывается, в миро присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма, в частности, в нем содержится 75 мг животного белка на 100 мл. Это означает, что плоть святого остается живой, и по воле Божией в ней могут начаться синтетические процессы - нам же дано видеть только результат свершаемого чуда - капли мира.

Мироточение не засвидетельствовано в Священном Писании. Однако это чудо присутствует в Священном Предании почти с самого начала Церкви. Из гробницы св. Иоанна Богослова ежегодно в день памяти его исходило некое тонкое благовонное миро, от которого происходили многие исцеления. В "Деяниях Апостола Филиппа" (памятник II-III века) говорится о том, что после кончины Апостола от него исходило благовонное миро. В "мученичестве Феодота" (III век) также говорится об истечении мира от останков мученика. Особенно прославлен этим чудом св. Димитрий Солунский, замученный в 304 году, которого греки называют Мировлит, то есть - Мироточивый. Древнейшее свидетельство об исцелении от сверхъестественно истекшего мира из мощей св. Димитрия относится к шестому веку. Надпись из города Сангины (VI век) гласит, что одна женщина исцелилась, "почерпнув святое миро из колодца, в котором лежит тело св. Димитрия, его (т.е. миро) источая. Мощи св. Димитрия
источали миро постоянно и в таком количестве, что множество приходящих могли взять себе небольшую часть этого мира; сохранилось множество флаконов VI-Х века, как зримое свидетельство этого чуда. По свидетельству св. Иоанна
Дамаскина (против Константина Кавальского, о святых иконах) "многие тела святых источили миро". Когда в 1087 году мощи св. Николая Чудотворца переносились из Мир Ликийских в Бар, его гроб был полон мира.


В России великое множество святых мест, которые привлекают не только паломников, но и туристов. Одни храмы расположены посреди мегаполисов, до других необходимо проделать далекий, весьма нелегкий путь.

Одним из таких святых мест, расположенных вдали от транспортных магистралей, но не менее от этого значимым, является Монастырь Александра Свирского.

Официальный сайт обители вы найдёте в данной публикации. Монастырь расположен среди лесов на севере Ленинградской области. Туристы, еще незнакомые с этим святым местом, но желающие попасть на требы, спрашивают — где находится Сиверский монастырь в Спб? Правильное название обители — Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Теперь не заблудитесь!

Вконтакте

История

Монастырский комплекс был основан в конце XV века в глубине непроходимых лесов на берегах Рощинского озера посреди Обонежской пятины на границе новгородских и псковских земель. Жили на этих землях представители финно-угорских народов: карелы, веспы, чудь. Тогда эти земли часто подвергались набегам со стороны как новгородцев, так и псковичей.

Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов - карелов, вепсов, чуди. Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского - рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера

Примите к сведению: обитель является одной из старейших на северо-западе России.

Новый монастырь достаточно быстро обрел известность. Сюда совершали паломничества страждущие, ищущие покоя, нуждающиеся в наставлениях. Значимость продолжала расти, со временем свирский монастырский комплекс получил название «Северная Лавра».

История обители неразрывно связана с историей России. Были расцветы, забвения, отречение от всего светского, молитвы, труд, возводились и рушились храмы, годы мира сменялись войной, обители одаривали богатыми дарами, грабили. А потом снова все восстанавливали.

Знаете ли Вы, что: на территории комплекса действовало более 8 храмов, алтари которых были богато изукрашены. Монастырская библиотека хранила богатейшую коллекцию редчайших рукописей. Свирской обители подчинялись более трех десятков малых монастырей.

За годы упадка от святыней и былых богатств сохранялось самое ценное — мощи святого Александра Свирского. А население состояло из нескольких монахов.

Нетленные мощи святого преподобного Александра Свирского

На исходе XX века остатки монастырского комплекса с прилегающими территориями вернулись к святой братии. Но состояние зданий было ужасающим. На восстановление части потребовались десятилетия. Даже сейчас, спустя почти два десятка лет, реставрированы лишь часть. Работы продолжаются. Но монастырь живет, в церквях совершаются службы, на звонницы вернули колокола. Количество паломников с годами увеличивается.

Основатель Александро-Свирского монастыря

Монастырь среди северных русских лесов основал преподобный Александр Свирский, который является уроженцем этих мест.

Родившийся 15 июня 1448 года в семье небогатых крестьян он с юных лет мечтал посвятить свою жизнь служению Богу. В девятнадцатилетнем возрасте, вопреки желанию родителей, юноша отправился на Валаам. В монастырь. По дороге, перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, услышал он таинственный голос, известивший, что на этом месте создаст он обитель

Это интересно: святой Александр, при рождении получивший мирское имя Амос, происходит из крестьянской семьи. Он был третьим ребенком в семье. Мальчик рос не по годам серьезным. Амос был набожным, соблюдал посты, придерживался аскезы. Доходило до того, что его мать Васса просила умерить собственные истязания. Встреча с монахами Валаамской обители определило дальнейшую жизнь юноши: он отправился на Валаам, скрытно покинув отчий дом. По пути на Валаам у берегов лесного озера ему было знамение: когда-нибудь он должен будет возвести храм.

Спустя 13 лет на Валааме Амос принимает монашеский постриг, став Александром. Новоиспеченный монах начинает искать отшельничества, но настоятель обители не торопится благословить Александра. С Божьей помощью Александр получает благословение. Следующие 7 лет он проводит на Святом острове, расположенном в северной части Ладожского озера.

Интересный факт: среди молитв Александру является Богородица, и напоминает об обете возвести храм. Александр отправляется в путь.

На берегу Рощинского озера отшельник устраивает себе скит. 7 лет он прожил, питаясь тем, что было доступно в лесу. Александра искушали падшие духи, но сила живительной молитвы святым огнем очищала душу.

Люди узнали о праведнике от боярина Завалишина, который познакомился с отшельником во время охоты. Встреча так повлияла на боярина, что он стал снабжать преподобного всем необходимым.

Обратите внимание: благодаря молве, к Александру приходили страждущие, ищущие спасения в молитвах и безмолвии. С годами количество людей только увеличивалось. Страждущие объединились и основали монастырь, благодаря велению свыше. Первым настоятелем был избран преподобный Александр.

Жизненный путь преподобного закончился в 1533 году, похоронили его у стен монастыря.

Чудо явления Святой Троицы

В одну из ночей 1508 года, которую Александр, как обычно, проводил в молитвах, ему явилась Живоначальная Троица. Святые мужи повелели ему основать храм, а Святой дух указал место, где его надо возвести. По благословению Преподобный построил сначала Церковь Живоначальной Троицы. Позже на ее месте возвели Свирский монастырь.

Икона «Явление Святой Троицы Александру Свирскому»

Обретение мощей святого Александра Свирского

XVII век в истории Руси известен как Смутное время, он наполнен был трагичными и драматическими событиями: война против польско-литовских захватчиков, смена царской династии, восстановление разрушенных городов, храмов. А так как история монастыря неразрывно связана с историей России, то он сполна пережил набеги, разрушение, разорение. Поляки с литовцами также не оставили в живых монахов. Но после подписания мирного договора с Княжеством Польско-Литовским, земли вдоль Ладожского озера, включая Обонежскую пятину, остались под контролем Русского государства.

Мощи святого были обретены 17 апреля 1641 года. Их положили в серебряную позолоченную раку в церкви Спаса Преображения, где они и почивали до 1918 года, подавая множество исцелений всем, к ним «с верою притекающим»

Вновь прибывшие на берега Рощинского озера монахи застали лишь чудом уцелевшую Никольскую церковь. Новый настоятель Феодорит при помощи царственных покровителей начал работы по восстановлению разоренной Свято-Троицкой обители. Известно, что пожертвования на строительство вносили представители династий Рюриковичей, Романовых, Годуновых. Благодаря их помощи были отлиты колокола, возобновлен Троицкий собор.

Стоит отметить: возрождение другого собора – Преображенского, сопровождалось знамениями. Два апрельских дня 1641 года в небе над местом восстановительных работ сияла молния, сопровождаемая раскатами грома. А после при копании котлована для новой стены рабочие обнаружили гроб, над которым земля сформировала свод по образу пещеры.

О находке стало известно проходившему мимо священноиноку. Монах предположил, что это может быть гроб с телом преподобного отца Александра Свирского, поэтому отправился сообщить о ней игумену Авраамию, который тогда был настоятелем обители. Игумен выехал с братией, чтобы увидеть чудо. При вскрытии гроба присутствовавшие братья ощутили благоухание, исходившее от тела.

Примите во внимание: тело Александра Свирского спустя сто лет после смерти было не тронуто тленом. Одежды также сохранились в неизменном виде. Монахи отметили, что кожа приобрела оттенок солнечного янтаря. При этом оно мироточило и испускало запах цветов.

От увиденного братья испытали священный ужас. Они составили описание, при этом особо отметили, что усопший выглядит спящим, но никак не умершим. Полностью были узнаваемы черты лица, которые были такими же, как на иконах, написанных еще при жизни преподобного.

Тело первого настоятеля в одеждах со всеми церемониями перенесли в новый гроб. Старый, в отличие от тела, практически полностью истлел. Целой осталась только доска, на которой лежало тело.

Стоит учесть: для обретенных мощей Царь Михаил Федорович пожертвовал серебряную раку, в которой они хранились до середины XIX века, когда была изготовлена новая. Сейчас фрагменты старой раки находятся в коллекциях Русского музея. Серебряная рака с мощами преподобного Александра хранилась в стенах Преображенского собора, у стен которого они были обретены.

Самые жесткие испытания пришлись на XX век. После Октябрьской революции 1917 года церкви были закрыты, разорены, заброшены. Многие ценности стали основой частных и музейных коллекций, либо попросту были расхищены. Часть святынь была утеряна навсегда.

За 500-летний период существования монастырь претерпел много бедствий, но самое ощутимое началось в 1917 году, когда не внешний враг, а невежество, предательство, разрушающая сила атеизма крушили святыню и ее материальные ценности. В годы Великой Отечественной войны фашистские захватчики нанесли комплексу монастыря значительный урон

Важно знать: бесценные экземпляры книг, свитков, хранившихся в монастырской библиотеке, также были либо просто выброшены на свалку или сожжены. Колокола были сброшены со звонниц. Монахи изгнаны или расстреляны.

Здания новые власти передали в ведение светских организаций. Что только здесь не располагалось: больница для душевнобольных, острог, тюрьма, казармы. Были периоды, когда на территории действовал совхоз.

Это интересно: обитель прекратила свое существование в 1925 году. Мощи извлекли из раки. После закрытия монастыря, мощи сначала отправили в ближайший город Лодейное поле, а после они долгое время хранились в стенах Ленинградской Военно-Медицинской академии.

Здания, кроме того, серьезно пострадали во время войны. Немцы ничего не пощадили.

Второе обретение мощей святого

Мощи преподобного были возвращены на место первого обретения в ноябре 1998 года. Событие стало итогом многолетней, кропотливой работы. Работы велись благодаря непоколебимой вере, что их уничтожить невозможно, ведь они отмечены Божьей благодатью. Люди, организовавшие поиски, были уверены, что истинные мощи надежно спрятаны.

После восьмидесяти лет забвения нетленные мощи преподобного Александра Свирского были возвращены в Свято-Троицкую обитель. Там они находятся и по сей день

Полезно знать: почти 80 лет мощи святого хранились в Военно-Медицинской академии. Найденные архивные материалы, проведенные сличительные исследования подтвердили подлинность мощей.

Восстановительные работы в монастыре

В архитектурном плане обитель представляет собой ансамбль из двух комплексов: Преображенского и Троицкого, которые расположены недалеко друг от друга. Храмы построены в новгородском стиле с некоторым влиянием ростовского стиля.

Проведенные работы возродили один из интереснейших памятников древнерусского зодчества XVI века

Стоит отметить: после второго обретения мощей и передачи обители монахам, монастырь начал возрождаться. Сюда вернулись монахи, потянулись паломники.

Восстановительные работы велись на протяжении последних двух десятков лет, на которые потребовали значительные материальные вложения. Реставрационные работы осложнялись тем фактом, что за более чем пятивековую историю здания надстраивались, перестраивались, росписи храмов закрашивались, наносились новые. Также практически не сохранились документы, содержащие данные о первоначальном виде храмов.

Современное состояние

В настоящее время практически полностью восстановлен комплекс, окружающий Преображенский собор. Именно здесь хранятся мощи преподобного Александра. Преображенский комплекс доступен к осмотру, но следует учесть, что этот комплекс служит еще кладбищем для усопших монахов.

Преображенский собор Свято-троицкого монастыря Александра Свирского. Здесь покоятся мощи преподобного Александра Свирского

Возьмите на заметку: впереди работы по восстановлению Троицкого ансамбля, где можно будет увидеть сам собор, красивейшую звонницу и Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Сегодня обитель встречает посетителей белоснежными храмами под зелеными куполами с золотыми крестами. Комплекс лаконичен, но от этого его притягательность только возрастает.

Храмы монастыря

На территории обоих ансамблей обители расположено:


Троицкий собор

Изначально был пятиглавым. Прототипом был выбран Иверский собор, расположенный на территории Валдайского монастыря. Современное белоснежное здание с одним куполом зеленого цвета — четвертое по счету. Возведено там же, где Святой Александр после чуда явления Святой Троицы построил храм. Строительство было закончено в 1695 году. Спустя три года храм освятили.

Каменный собор Живоначальной Троицы или Троицкий Собор построен в 1695-1698 годах, но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря в 1509 году

До наших дней сохранились:

  • иконостас с иконами;
  • роспись стен, датируемая началом XVIII века.

Иконостас Троицкого собора Александра Свирского монастыря

Работы по реставрации собора ведутся по сей день. Сейчас можно увидеть восстановленный собор без икон, предметов ритуала, росписи.

Звонница

Звонница о трех ярусах с тремя шатрами была возведена в середине XVII века рядом с Троицким собором. Здание покоится на четырехугольном фундаменте. На верхнем ярусе при строительстве были установлены часы с боем. При реконструкции звонницы, спустя два века, были демонтированы.

Перестройки XIX века лишили звонницу ее неповторимого силуэта: были разобраны оба боковых шатра. Во время реставрационных работ в 1970-х годах ей был возвращен ее первоначальный вид

Сегодня звонница с белыми стенами с колоколами под тремя шатрами также возвышается рядом с храмом.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной

Строительство церкви начал сам Святой преподобный Александр. Это единственное первоначальное каменное здание, пережившее события пяти веков.

Возможно, церковь пережила столетия, потому что построена была с верою — сложена церковь из кирпича, что делали сами монахи. А руководил строительством мастер Игнатий, которого для каменного дела прислал из Москвы сам царь Иоанн Грозный.

Нижний этаж служил местом хранения. Здесь также преподобный отдыхал ночами. Церковь имеет одну апсиду.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Александро-Свирский монастырь)

Примите к сведению: архитектурный стиль представляет собой смешение северорусских стилей: суздальского, новгородского, вологодского.

Своеобразны оконные проемы, пропускающие внутрь много света.

Под фундаментом сохранились фрагменты монастырской трапезной – две печи времен основания обители. Эти объекты доступны для посетителей.

Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина

Севернее Троицкого собора возведена церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, другое название «Больничная». Заложенная в начале XVIII века, пришла в запустение к началу XX века. Была восстановлена на людские пожертвования. Выглядит миниатюрно по сравнению с собором.

Храм во имя Иоанна Дамаскина в Александро-Свирском монастыре

Преображенский собор и Церковь Захария и Елизаветы

Преображенский храм выглядит более внушительно, чем Троицкий. Пятиглавый собор имеет два придела. Правый придел представляет собой церковь Захарии и Елизаветы, которую зодчие соединили переходной галереей с собором.

Каменный Преображенский собор построен в 1644 году

Обратите внимание: пожар 1784 года уничтожил первоначальное строение, а последующий за ним ремонт полностью изменил облик церкви. Шатровая колокольня, возведенная над церковью, до наших дней не сохранилась.

Здание Преображенского собора является смешением стилей: исходный новгородский стиль при реконструкции был дополнен пристройками в стиле барокко с фрагментами классицизма, присущих византийскому стилю. Он постоянно перестраивался, достраивался. Современный храм представляет собой результат работ по реконструкции, ремонту, длившихся на протяжении всей истории собора. От первоначального здания осталось лишь окно над южным входом, а внешний вид можно увидеть только со стороны апсид – примыкающим с боков пристройками, чья высота ниже высоты основного здания.

Построена над входом в Преображенскую часть обители в XVIII веке. Стиль строения – новгородский. Стены побелены белой краской, купол имеет зеленый цвет.

Надвратная церковь Николая Чудотворца

Колокольня

В начале XX века как результат работ по благоукрашению на средства благотворителей была построена изящная колокольня по образу византийских храмов. На верхний ярус колокольни водрузили большой колокол, звучащий в трезвучном миноре.

Колокольня Преображенского собора

Колокольня — последнее здание, возведенное перед Октябрьской революцией.

Святыни мужского Александро-Свирского монастыря

Главной святыней являются мощи преподобного Александра Свирского, которые хранятся в правом приделе Преображенского собора. Святыня обладают живительной силой. Приложившиеся к ним люди ощущают, как меняется их жизнь: недуги уходят, проблемы решаются, душа получает облегчение.

Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение в 1998 году мощей - преподобного Александра Свирского. Мощи основателя монастыря обнаружили в Петербурге в анатомическом музее Военно-Медицинской академии. Как только начали служить молебен святому, мощи начали обильно мироточить. Осенью того же года их перенесли в родную обитель

Примите к сведению: к Святому обращаются за исцелением от тяжелых болезней, бесплодия. С молитвами к Преподобному обращаются те, кто решил отойти от светской жизни, принять духовный сан.

Источник Александра Свирского

На территории Преображенской части находится колодец с целебной святой водой. Вода круглый год сохраняет постоянную температуру. Вода из источника тоже помогает при тяжелых недугах.

Информация для паломников и туристов

При планировании поездки или паломничества, необходимо изучить информацию организационного характера. Также следует учитывать, что погода в месте строения обители очень переменчива.

Карта окрестностей Александро-Свирского монастыря

Территориально Свирская обитель можно найти на карте около деревни Старая Слобода Лодейнпольского района Ленинградской области. Ближайший город (около 20 км) – Лодейное поле.

Как добраться

До обители можно добраться как самостоятельно, так и в составе организованных групп.

Через несколько километров после моста через реку Свирь вас встретит на трассе вот такой знак

Проще всего доехать на машине. Из Санкт-Петербурга, Мурманска, необходимо повернуть около указателя «Свирское» на Мурманском шоссе (252-ой км трассы).

Так же из города Лодейное поле на местном автобусе доехать до деревни Старая Слобода, далее около 1 км пройти пешком. До города Лодейного поля можно доехать поездом или на автобусе. Актуальное расписание лучше всего уточнять на ж/д и автовокзалах.

Так же можно воспользоваться междугородними автобусами, следующими по направлению Санкг-Петербург - Петрозаводск — Мурманск, выйти из автобуса около поворота с указателем «Свирское», а дальше нужно пройти пешком почти 6 км по асфальтированной дороге.

Где остановиться

Если поездка предполагается многодневной, то можно остановиться на Паломническом подворье, либо снять номер в деревенских гостиницах. Также на берегах Рощинского озера расположены базы отдыха, на которых также можно снять домик с баней.

Паломническое подворье Александра Свирского монастыря

Лучше всего перед поездкой связаться с паломнической службой монастыря, чтобы заранее уточнить наличие свободных мест.

Где пообедать

В деревне Старая Слобода работают кафе, в которых можно вкусно и относительно недорого поесть.

Кафе и гостиница «Паломник» в деревне Старая Слобода

Также можно приобрести вкусную монастырскую выпечку очень высокого качества. Выпечка сделана с соблюдением рецептуры и технологии производства. Здесь так же можно купить хлеб монастырского производства, который печется по всем канонам хлебопечения. Кроме того, при монастыре работает трапезная для паломников.

Официальный сайт

На сайте размещены данные о монастыре, его истории, времени посещения. В разделе «контакты» можно узнать номер телефона Паломнической службы и адрес электронной почты, благодаря которым можно связаться с монастырскими службами и получить ответы на интересующие вопросы.

Время посещения, расписание богослужений и престольные праздники

Для посещений монастырские комплексы открыты ежедневно с 8 часов утра до 8 часов вечера. Экскурсии внутри храмов проходят только между службами.

По благословению Преосвященного Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского, иерей Михаил Желтов совершил Божественную Литургию древним чином/ старым обрядом в Людмиловском единоверческом приходе при «пещерном» храме на подворье Александра Свирского монастыря

Божественные Литургии свершаются по выходным дням с 10 часов утра.

Важно знать: молебны Святому Александру Свирскому свершается только по субботам с 7 часов утра.

Всенощная также проходит только по субботам с 5 часов вечера. Ежедневные службы начинаются с 6 часов утра.

Точное расписание службы лучше всего уточнить в самом монастыре.

Важными престольными праздниками являются:


Правила поведения на территории монастыря

При посещении монастыря действуют те же правила, что и на территориях всех других православных храмов:


Когда открывают мощи преп. Александра Свирского

Доступ к мощам открыт ежедневно в правом приделе Преображенского собора с 10 утра до 5 вечера. В воскресенье доступ открыт с полудня до 5 часов вечера.

Поклонение честным мощам преподобного Александра Свирского, покоящимся в Спасо-Преображенском соборе

Заключение

Посещение Свирского монастырского комплекса позволяет прикоснуться к истокам русской культуры, увидеть образцы исконно русской архитектуры. Приобщение к святым мощам Святого Александра Свирского наполняет душу светом, изгоняя из нее дух безысходности, растворяя уныние. Ищущие исцеления находят его, прикоснувшись к святым мощам. Молитвы помогают тем, кто искренен в своей вере.

Александро-Свирской обители благоволили практически все цари начиная с Ивана Грозного, особо почитавшего преподобного Александра. Правители делали щедрые вклады и пожертвования, благодаря которым монастырь обрел самые большие в Олонецком крае колокола, а также драгоценную серебряную раку

Красоты северного края тоже не оставят никого равнодушным, вызывая желание возвращаться сюда раз за разом. Здесь на берегу тихого озера можно провести несколько дней, которые позволят прикоснуться к вечному, стать чуточку лучше.