Гуревич философская антропология читать. Гуревич П.С. Философская антропологияСистемный подходДмитрий Атланов

Павел Семенович Гуревич – специалист по философской антропологии, психоанализу, философии культуры и современной западной философии; доктор филологических наук и доктор философских наук, профессор. Родился в г. Улан-Удэ (Бурятия). В 1955 году окончил историко-филологический факультет Уральского университета.

В 1962–1965 годах учился в аспирантуре МГУ. С 1970 года работал в АН СССР, сначала в Научном совете по проблемам зарубежных идеологических течений, а с 1984 года – в Институте философии, в настоящее время – заведующий сектором «История антропологических учений», декан факультета психологии Московской государственной технологической академии. Докторская диссертация по философии – «Человек как объект социально-философского анализа» (1991).

Главный редактор журнала «Архетип», член редколлегии журнала «Философские науки» и «Вестник Психоаналитического общества». Под редакцией Гуревича и с его предисловиями вышло около 40 книг философской классики, в том числе философские произведения Н.А. Бердяева, М. Бубера, У. Джеймса, Э. Фрейда, К. Юнга, К. Ясперса и др. Он издал восемь томов сочинений Э. Фромма.

В качестве составителя и ответственного редактора Гуревич подготовил антологии по философии техники «Новая технократическая волна на Западе» (М., 1986), по философской антропологии – «Проблема человека в западной философии» (М., 1988), «Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения» (М., 1991), «Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век» (М., 1995), «Феномен человека» (М., 1993), «Это человек. Антропология» (М., 1995), по общим вопросам философии – «Мир философии» (Т.1–2. М., 1991; совм. с В.И. Столяровым), «Массовая психоаналитическая энциклопедия» (М., 1998), «Культурология» (М., 2000). П. Гуревичу принадлежат также учебные пособия для общеобразовательной школы, в том числе и «Человек. IX кл.» (М., 1995, 1997), «Философский словарь» (М., 1997), «Методическое пособие по философии» (М., 1997), «Обществознание» (М., 1999) .

С 1970 по 1984 год П.С. Гуревич занимался массовыми идеологическими процессами западного общества. Выдвинул идею о том, что социальная мифология представляет собой специфический феномен, рожденный выходом масс на историческую арену. Он показал, что в современных условиях пропаганда берет на себя функции идеологии; им раскрыто многообразие идеологических процессов. Получили признание мысли Гуревича о том, что процесс идеологизации постоянно сменяется иным феноменом – реидеологизацией.

Во второй половине 80-х годов Гуревич развил ряд идей, посвященных мистической духовной традиции; расширил число признаков, которые присущи мистическому опыту, показал, что мистический опыт находится в фундаменте всех религий. Он представил мистическую духовную традицию как неотторжимый компонент культуры. Гуревич доказал, что мистика никогда не исчезает, а постоянно присутствует на толще культуры. Провел также компаративистский анализ мистических традиций.

В книгах и статьях, посвященных философии культуры, Гуревич развил ряд новых идей – идею форумности культур, т.е. их равнопредставленности, универсальности совокупного духовного опыта, роли контркультуры в развитии культуры. Отличие субкультуры, по Гуревичу, состоит в том, что контркультура есть провозвестие новой духовной парадигмы.

Гуревич рассмотрел также соотношение фундаментализма и модернизма, показав их внутреннюю связь, элитарного и массового, эзотерического и профанного. Представлены важные идеи о специфике, строении и структуре культуры. Гуревич определил философию культуры, проанализировал ее генезис и историю. Одна из идей Гуревича состоит в том, что феномены, рожденные культурой, не умирают, а вновь и вновь возрождаются в культуре.

В работах 90-х годов Гуревич рассмотрел семиотическую природу культуры, ее символические формы. Гуревич показал также, что философию следует рассматривать не как форму научного знания, а как суверенный, специфический способ постижения реальности. Гуревич представил философскую антропологию как самостоятельную область философского знания, философское направление и специфический метод миропостижения. Он обосновывает идею «антропологического поворота» в философии, раскрывает мировоззренческий смысл понятий «природа» и «сущность» человека. Им разработан также вопрос о типах антропологических учений, о человеческой субъективности, о персоналистической традиции, о модусах человеческого существования. В работах по психологии Гуревич исследовал проблему взаимоотношения философии и психологии, исследовал психологию групп и толпы, а также феномен деструктивности. Он внес вклад в разработку райхианской и юнгианской типологии.

В книге «Клиническая психология» показано, что шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и инволюционная (предстарческая) депрессия вообще не связаны с органическими повреждениями. Переживание кажется безумным, когда оно выходит за пределы нашего усредненного, здравого, т.е. общепринятого смысла. Однако это вовсе не означает, что это чувство не отражает какой-то другой реальности. Значительное место в психологических работах Гуревича занимают проблемы психосексуального развития, психологические особенности людей и способы их приспособления к миру, архетипы коллективного сознания. Гуревич проанализировал специфику гуманитарного знания.

П. Гуревич избран президентом Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации, вице-президентом Академии гуманитарных исследований, действительным членом Международной академии информатизации, Российской академии естественных наук, Нью-Йоркской академии наук, Академии педагогики и социальных наук.

Наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия … Философская энциклопедия

1) специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она … История Философии: Энциклопедия

См. АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

- ☼ в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком течение в западной философии XX в., преимущественно немецкой. Античная философия настаивает на тождестве человека со всемирно космической субстанцией. Человек есть «малый мир?»,… … Энциклопедия культурологии

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - (нем. Philosophische Anthropologie). В современ. философии термин «Ф. а.» употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и индивидуально относится к философским учениям о человеке в целом (независимо от того, как называл свое… … Большая психологическая энциклопедия

Современная энциклопедия

В широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920 х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходило в значительной мере из идей… … Большой Энциклопедический словарь

Философская антропология - ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанное в 20 х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходила в значительной мере из идей … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее… … Википедия

- (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из… … Википедия

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - В широком смысле слова философское учение о человеке, его сущности и природе. В таком понимании самые разные философские направления, представляя различные способы осмысления человека и человеческого мира, являются вместе с тем различными… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

Гуревич Павел Семенович

Философская антропология: учебное пособие


М. : Издательство «Омега-Л», 2010. - 607 с. (2-е изд., стер.)
ISBN 978-5-370-01371-3

Формат: DJVU 6,7 Мб

Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление
Язык: русский

Учебное пособие освещает различные типы философско-антропологических учений, раскрывает спектр философских проблем человека, представляет философскую антропологию как самостоятельную дисциплину. Философская антропология изучает природу человека, смысл и ценность человеческой жизни, драму человеческих отношений. Структуру учебного пособия составляют вопросы систематики антропологических идей, антропологической катастрофы, антропогенеза, человеческой субъективности и персоналистической традиции. Издание содержит контрольные вопросы, темы для самостоятельных и контрольных работ.
Предназначено студентам гуманитарных вузов.

Введение 11
Чудо жизни или винтик? 12
«Антропологический поворот» 15

Раздел первый
ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Глава 1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 24
1.1. Спектр мировоззренческих установок 24
Теоцентризм 25
Природоцентризм 31
Социоцентризм 35
Знаниецентризм 41
Литература 43
Контрольные вопросы 43
Темы самостоятельных и контрольных работ 44
1.2. Антропоцентризм как философская позиция 44
Антропоцентризм среди других центризмов 44
Человек внутри мифологии 47
Сократ - родоначальник философии человека 54
Стоическая «невозмутимость» 58
Персоналистическая традиция 61
Литература 64
Контрольные вопросы 64
Темы самостоятельных и контрольных работ 64
1.3. Предмет философской антропологии 65
«Мыслящий тростник» 65
Кризис антропоцентризма 71
Человек как проблема 76
Литература 82
Контрольные вопросы 82
Темы самостоятельных и контрольных работ 83
1.4. Понятие философской антропологии 83
Кант: «Человек... есть последняя цель» (философская антропология как специфическая область знаний) 83
М. Шелер: «Человек есть нечто столь обширное...» (философская антропология как философское направление) 89
С. Гроф: «Человек - это беспредельный материк бессознательного» 97
Литература 101
Контрольные вопросы 101
Темы самостоятельных и контрольных работ 102

Глава 2. ТИПЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 103
2.1. Систематика антропологических учений 103
Кого считать философским антропологом? 103
Бог, разум, природа 107
Типология Шелера 115
Новые человеческие образы 118
Литература 121
Контрольные вопросы 121
Темы самостоятельных и контрольных работ 121
2.2. Спектр антропологических идей 122
Мистическое откровение 122
Религиозная антропология 126
Научные идеи 129
Диалог идей 137
Литература 139
Контрольные вопросы 140
Темы самостоятельных и контрольных работ 140
2.3. Философская антропология и конкретные науки 140
Законодательница разума 141
Спор мудрецов 143
Положение философа трагично 148
Специфика философии 153
Литература 159
Контрольные вопросы 160
Темы самостоятельных и контрольных работ 160
2.4. Антропологическая катастрофа 160
Современный апокалипсис 160
Хрупкость жизни 164
Психологические ресурсы 169
Литература 174
Контрольные вопросы 174
Темы самостоятельных и контрольных работ 175

Глава 3. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА 176
3.1. Уникальность человека 176
Неповторимость как проблема 176
Пасынки эволюции 179
Благородная машина 182
Феномен общения 187
Человек играющий 188
Литература 193
Контрольные вопросы 193
Темы самостоятельных и контрольных работ 193
3.2. Самое эксцентричное создание 194
Иноприродная особь 194
Инстинкт страха 200
Инстинкт агрессивности 202
Половой инстинкт 204
Эксцентрика человека 207
Литература 212
Контрольные вопросы 212
Темы самостоятельных и контрольных работ 213
3.3. Происхождение человека 213
Креация человека: теологическая версия 213
«Животное» и «человек» (Ч. Дарвин, К. Маркс и Ф. Энгельс) 216
«Сверхживотное» и человек: концепция Б.Ф. Поршнева 224
Животное, испытавшее раскаяние (3. Фрейд) 226
Э. Кассирер: «Человек есть символическое животное» 229
Литература 235
Контрольные вопросы 235
Темы самостоятельных и контрольных работ 236
3.4. Бытие человека 236
Бытие как смысл существующего 236
Человеческое бытие 239
Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 245
Бытие человека, свобода и ответственность 249
Литература 252
Контрольные вопросы 252
Темы самостоятельных и хонтрольных работ 252
3.5. Небытие, смерть, бессмертие 253
Жизнь - способ бытия человека 253
Жизнь как глубочайший философский символ 256
Смысл жизни и благоговение перед ней 265
Литература 271
Контрольные вопросы 272
Темы самостоятельных и хонтрольных работ 272

Глава 4. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ 273
4.1. Модусы человеческого существования 273
Гедонизм 273
Бытие и обладание 276
Блага человеческой жизни 281
Авантюра саморазвития 285
Мужество быть 288
Литература 291
Контрольные вопросы 291
Темы самостоятельных и контрольных работ 29 2
4.2. Разрушительное как тайна 292
Феномен агрессивности 292
К. Лоренц: человек - массовый убийца 296
Психоанализ об агрессивности 300
Доброкачественная агрессивность 305
Литература 309
Контрольные вопросы 309
Темы самостоятельных и контрольных работ 310
4.3. Одухотворенность человека 310
Что такое ценность? 310
Иерархия ценностей 315
Ценность труда. Аскетизм и гедонизм 317
Крушение этики труда 320
Бездуховность 321
Литература 324
Контрольные вопросы 324
Темы самостоятельных и контрольных работ 325
4.4. Страсти человеческие 325
Фрэнсис Бэкон: природа страсти 325
Рене Декарт: страсти души 332
Адам Смит: типология страстей 335
Эрих Фромм: «Страсти рождены драмой
человеческого существования» 338
Литература 344
Контрольные вопросы 344
Темы самостоятельных и контрольных работ 345
Глава 5· ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 346
5.1. Индивид и индивидуальность 346
Индивид 346
Индивидуализация 350
Индивидуальность 353
Личность 359
Литература 362
Контрольные вопросы 363
Темы самостоятельных и контрольных работ 363
5.2. Индивидуализм и персонализм 363
Индивидуализм и эгоизм 364
Личность или общность? 369
Издержки персонализма 375
Литература 382
Контрольные вопросы 382
Темы самостоятельных и контрольных работ 382
5.3. Гуманизм и дегуманизация мира 383
Прославление человека 383
Виды гуманизма 386
Гуманизм как движение 390
Дегуманизация мира 394
Нужен ли «изм»? 397
Литература 401
Контрольные вопросы 401
Темы самостоятельных и контрольных работ 401

Раздел второй
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ

Глава 6. СМЫСЛ ЖИЗНИ И ЕЕ ЦЕННОСТИ 404
6.1. Уникальность жизни 404
Жизнь - драгоценный дар 404
Благоговение перед жизнью 405
Трансперсональный опыт 407
Преодоление смерти 408
6.2. Смысл жизни 409
Разные концептуальные подходы 409
Фрейд: «счастье в наслаждении» 4L2
Нравственный смысл жизни 414
Идея счастья 418
6.3. Логотерапия и ее мировоззренческие
позиции 421
Телесно-душевно-духовное целое 421
Психологическое содержание проблемы «смысла» ...424
Три категории ценностепй 427
Проблема смысла жизни в русской философии 428
Литература 432
Контрольные вопросы 432
Темы самостоятельных и контрольных работ 433

Глава 7. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ 434
7.1. Любовь- глубинное экзистенциальное переживание 434
Любовь как предмет философского постижения.434
Эрос как человеческая страсть 437
7.2. Образы любви в разных эпохах 438
Драма человеческого существования 438
Мистерии древних цивилизаций 439
7.3. Происхождение любви 442
Грех и раскаяние в язычестве 442
Соотношение язычества и христианства 444
Агапе -~ братская любовь 447
7.4. Любовь романтическая и плотская 451
Разные лики любви 451
Религиозный экстаз и мирское чувство 455
Литература 456
Контрольные вопросы 456
Темы самостоятельных и контрольных работ 457

Глава 8. СТРАДАНИЕ 458
8.1. Феномен мучений 458
Особое душевное состояние 458
Философское постижение страдания 459
Истинное предназначение страдания 463
8.2. Христианская версия страдания 467
Этика Божья 467
Можно ли понять страдание? 471
8.3. А. Шопенгауэр о страданиях мира 474
Несчастье как жизненное правило 474
Мучительность нашего существования 475
8.4. Экзистенциальная версия страдания 477
Одиночество 477
Беззащитность человека 479
Одно из глубинных экзистенциальных
переживаний 483
Литература 485
Контрольные вопросы 485
Темы самостоятельных и контрольных работ 485

Глава 9. ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ СМЕРТИ 488
9.1. Феномен смерти 488
Тайны бытия 488
Тема смерти в мифологическом сознании 489
Тотемизм и почитание предков 492
Египтяне и тибетцы о смерти 492
9.2. Античные и средневековые взгляды на смерть 494
Истолкование смерти у великих мужей Античности 494
Тема смерти в Средневековье 499
9.3. Идеализация и романтизация смерти 500
9.4. Фрейдистская трактовка Эроса и Танатоса 504
Зарождение идеи Танатоса 504
Фрейд об отношении к смерти первобытного
человека 508
Война как социальный феномен 510
9.5. Реален ли страх перед смертью? 513
Комплекс образов и символов 513
9.6. Истолкование смерти в современной философии 514
Неофрейдизм о смерти 514
Аналитическая психология о смерти 522
Экзистенциальный психоанализ о жизни и смерти 531
Трансперсональная психология о феномене смерти 537
Смерть и бессмертие 548
Литература 552
Контрольные вопросы 553
Темы самостоятельных и контрольных работ 554

Глава 10. ФЕНОМЕН СТРАХА 555
Страх как переживание 555
Футурошок 555
Постижение страха 558
Экзистенциализм о страхе 561
Феномен страха в русской философии 564
10.2. Страх как душевное явление 567
Феноменология страха 567
Глубинное влечение 569
10.3. Беспричинный и «безосновный» страх 573
Страх и трепет 573
Психоанализ о страхе 576
Феномен тревожности 578
Корни тревоги 581
10.4. Мужество быть 584
Воплощенные узоры страха 584
Трансперсональная психология о природе страха. 589
Жало страха - тревога 592
Страх как страсть 594
Литература 595
Контрольные вопросы 596
Темы самостоятельных и контрольных работ 596

Вместо заключения 597
Именной указатель 599

Учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 607 с.ISBN 978-5-370-01371-3
Учебное пособие освещает различные типы философско-антропологических учений, раскрывает спектр философских проблем человека, представляет философскую антропологию как самостоятельную дисциплину. Философская антропология изучает природу человека, смысл и ценность человеческой жизни, драму человеческих отношений. Структуру учебного пособия составляют вопросы систематики антропологических идей, антропологической катастрофы, антропогенеза, человеческой субъективности и персоналистической традиции. Издание содержит контрольные вопросы, темы для самостоятельных и контрольных работ.Чудо жизни или винтик?
«Антропологический поворот»
Спектр мировоззренческих установок
Теоцентризм
Природоцентризм
Социоцентризм
Знаниецентризм
Антропоцентризм как философская позиция
Антропоцентризм среди других центризмов
Человек внутри мифологии
Сократ — родоначальник философии человека
Стоическая «невозмутимость»
Персоналистическая традиция
Предмет философской антропологии
«Мыслящий тростник»
Кризис антропоцентризма
Человек как проблема
Понятие философской антропологии
Кант: «Человек. есть последняя цель» (философская антропология как специфическая область знаний)
М. Шелер: «Человек есть нечто столь обширное.» (философская антропология как философское направление)
С. Гроф: «Человек — это беспредельный материк бессознательного»
Систематика антропологических учений.
Бог, разум, природа
Типология Шелера
Новые человеческие образы
Спектр антропологических идей
Мистическое откровение.
Религиозная антропология
Научные идеи
Философская антропология и конкретные науки
Законодательница разума.
Спор мудрецов
Положение философа трагично
Специфика философии
Антропологическая катастрофа.
Современный апокалипсис
Хрупкость жизни
Психологические ресурсы
Уникальность человека.
Пасынки эволюции
Благородная машина
Феномен общения
Человек играющий
Самое эксцентричное создание
Иноприродная особь
Инстинкт страха
Инстинкт агрессивности
Половой инстинкт
Эксцентрика человека
Происхождение человека
Креация человека: теологическая версия
«Животное» и «человек» (Ч. Дарвин, К. Маркс и Ф. Энгельс)
«Сверхживотное» и человек: концепция Б.Ф. Поршнева
Животное, испытавшее раскаяние (
3. Фрейд)
Э. Кассирер: «Человек есть символическое животное»
Бытие человека
Бытие как смысл существующего
Человеческое бытие
Экзистенциальная трактовка человеческого бытия
Бытие человека, свобода и ответственность
Небытие, смерть, бессмертие
Жизнь — способ бытия человека
Жизнь как глубочайший философский символ
Смысл жизни и благоговение перед ней
Модусы человеческого существования
Гедонизм
Бытие и обладание
Блага человеческой жизни
Авантюра саморазвития
Мужество быть
Разрушительное как тайна
Феномен агрессивности
К. Лоренц: человек — массовый убийца.
Психоанализ об агрессивности
Доброкачественная агрессивность
Одухотворенность человека
Что такое ценность?
Иерархия ценностей
Ценность труда. Аскетизм и гедонизм
Крушение этики труда
Бездуховность
Страсти человеческие
Фрэнсис Бэкон: природа страсти.
Рене Декарт: страсти души
Адам Смит: типология страсте
Эрих Фромм: «Страсти рождены драмой человеческого существования»
Индивид и индивидуальность
Личность
Индивидуализм и персонализм
Индивидуализм и эгоизм
Личность или общность?
Издержки персонализма
Гуманизм и дегуманизация мира
Прославление человека
Виды гуманизма
Гуманизм как движение
Дегуманизация мира
Нужен ли «изм»?
Уникальность жизни
Жизнь — драгоценный дар
Благоговение перед жизнью
Трансперсональный опыт
Преодоление смерти
Смысл жизни
Фрейд: «счастье в наслаждении»
Нравственный смысл жизни
Идея счастья
Логотерапия и ее мировоззренческие позиции
Телесно-душевно-духовное целое.
Психологическое содержание проблемы «смысла»
Три категории ценностепй
Проблема смысла жизни в русской философии
Любовь— глубинное экзистенциальное переживание.
Любовь как предмет философского постижения
Эрос как человеческая страсть
Образы любви в разных эпохах
Драма человеческого существования
Мистерии древних цивилизаций
Происхождение любви
Грех и раскаяние в язычестве
Соотношение язычества и христианства
Агапе — братская любовь.
Любовь романтическая и плотская
Религиозный экстаз и мирское чувство
Феномен мучений
Особое душевное состояние.
Философское постижение страдания
Истинное предназначение страдания
Христианская версия страдания
Этика Божья
Можно ли понять страдание?
А. Шопенгауэр о страданиях мира
Несчастье как жизненное правило
Мучительность нашего существования
Экзистенциальная версия страдания
Одиночество
Беззащитность человека
Одно из глубинных экзистенциальных
Феномен смерти
Тема смерти в мифологическом сознании
Тотемизм и почитание предков
Египтяне и тибетцы о смерти
Античные и средневековые взгляды на смерть.
Истолкование смерти у великих мужей Античности
Тема смерти в Средневековье
Идеализация и романтизация смерти
Фрейдистская трактовка Эроса и Танатоса
Зарождение идеи Танатоса
Фрейд об отношении к смерти первобытного человека
Война как социальный феномен
Реален ли страх перед смертью?
Комплекс образов и символов
Истолкование смерти в современной философии
Неофрейдизм о смерти
Аналитическая психология о смерти
Экзистенциальный психоанализ о жизни и смерти
Трансперсональная психология о феномене смерти
Смерть и бессмертие
Страх как переживание
Футурошок
Постижение страха
Экзистенциализм о страхе.
Феномен страха в русской философии
Страх как душевное явление
Феноменология страха
Глубинное влечени
Беспричинный и «безосновный» страх
Страх и трепет
Психоанализ о страхе
Феномен тревожности
Корни тревоги
Воплощенные узоры страха
Трансперсональная психология о природе страха
Жало страха — тревога
Страх как страсть
Именной указатель