Нравственность в Исламе. Что такое ахляк? Соблюдение адаба - высшая нравственность мусульманина Список использованной литературы

Самой высшей нравственностью, самым прекрасным и бесценным деянием, которое можно совершить, является соблюдение адабов в религиозной жизни, выполнение повелений Господа миров и совершение поступков в соответствии с нравами пророков. Всевышний Аллах научил нас адабам через повеления Благородного Корана и сунны Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Слава Аллаху!

Один мудрец говорил:

«Это часть адабов, которые ты обязан соблюдать:

Всегда будь доволен своими друзьями и врагами, никогда не унижайся перед ними и не бойся их! Будь серьезным, но не будь высокомерным! Во всем придерживайся «золотой середины»! При ходьбе не смотри по сторонам! Увидев группу людей, не останавливайся рядом с ними! Сиди прямо! Не смыкай пальцы рук, не играй перстнем! Не ковыряй в зубах и в носу! Не отгоняй мух с лица! Не потягивайся и не зевай! Сиди спокойно! Говори внятно! Прислушивайся к хорошим словам говорящих с тобой людей. При этом не показывай свое волнение и не показывай свое безразличие! Не проси говорящего повторить слова! Не обращай внимания на шутки! Пусть это будет мальчик или девочка, никому не говори о том, что тебе понравился ребенок! Не носи украшений, подобно женщинам, но и не будь небрежным, подобно невольникам!

Во всем соблюдай порядок! Не применяй слишком много сурьмы и не натирай много масла! Не настаивай на желании рассказывать легенды. Не только чужим, даже своей супруге и детям не рассказывай о своем состоянии! Так как если они узнают о твоей бедности, ты упадешь в их глазах. Узнают о том, что ты обладаешь значительным состоянием, они будут требовать и требовать. Люби их и не поступай с ними жестоко! Будь добрым с ними, но и не показывай им свою слабость!

Если обвиняешь кого-то, не торопись и обдумай свои доводы! Не жестикулируй часто! Не становись на колени! Говори только тогда, когда у тебя пройдет состояние гнева!

Если ты будешь вынужден дружить с правителем, не приближайся к нему слишком близко и никогда не будь уверен, что он не станет твоим врагом. Относись к нему мягко и хорошо, как относишься к детям! Говори ему то, что тебе хотелось бы услышать! Если он прислушивается к твоему мнению, ни в коем случае не становись между ним и его семьей, детьми и близкими людьми!

Избегай друзей, которые приходят к тебе тогда, когда тебе хорошо, так как такие люди считаются врагами!

Не ставь богатство выше своего достоинства!

Не плюйся на глазах у людей, так как в обществе осуждают такие поступки!

Не рассказывай своему товарищу о своих проблемах, ибо стоит ему заметить твое падение, как он тут же станет тебе врагом.

Не шути с умными людьми, так как они могут возненавидеть тебя. Не шути с глупцами, так как они могут нагрубить. Шутки обесценивают человека, унижают его, лишают чувства стыда, приводят к печали и изгоняют любовь. Убивают сердце. Удаляют человека от Господа, открывают путь к осуждению, стирают с памяти хорошие воспоминания, умножают грехи и являются причиной критики и насмешек над недостатками и ошибками».

Мы просим Аллаха наставить нас на истинный путь и просим, чтобы Он поместил нас среди тех, кого Он наставил на истинный путь. Мы просим Его даровать здоровье и поместить среди тех, кому Он даровал здоровье. Мы просим Его взять нас под Свое покровительство, как Он взял других. Мы просим Его сделать благословенным то, что Он нам дал, и удалить от нас неприятности, которые Он предписал Своей волей. Кроме Аллаха нет ни кого, кто бы мог удалить от нас то, что Он предписал. Его враги не возвысятся, как не унизятся те, кого Он избрал Себе в друзья.

Все восхваления присущи только Самому Аллаху. Да окажет Аллах Свою милость Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), нашему Пророку (ﷺ), который не умел ни читать, ни писать!

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Новости из мусульманских республик

15.05.2014

В Закабанной мечети — медресе имени тысячелетия принятия Ислама вновь вышла книга «Нравственные обязанности в Исламе» на русском и татарском языках.
В книге говориться о духовно-нравственных ценностях что на сегодняшний день к сожалению утрачено ввиду 70летнего атеизма и пропаганды Вахабизма. Мусульмане татары не все знают обязанности перед Аллахом, перед сунной пророка Мухаммада с.г.в. перед родителями, родными и близкими. В книге чётко описываются взаимоотношения между мужем и женой, родителей с детьми и даже уважительное отношение к соседям не зависимо от религиозной и национальной принадлежности. Любви к родине и почитанию и уважительное отношение к старшим. С 1990г. С момента открытия мечети — медресе имамы мечети занимаются пропагандой религиозно-культурных ценностей среди населения. Так при мечети — медресе действуют курсы как дневные так и воскресные для взрослых и детей. Для неимущих с 2007г. работает социальная столовая. С 2008г. действует круглогодичный духовно-оздоровительный лагерь «Изге — Юл», ныне переименованный в «Туры юл» («Прямой путь») дети учат Коран, занимаются спортом и воспитываются в соответствии достапочтимой сунне пророка Мухаммада с.г.в. в духе патриотизма любви к Родине и отчизне.
Стоит заметить что ни органы власти ни духовного управления ни оказывают финансовую помощь Мечети — медресе. При мечети нет благотворительного фонда, активная деятельность ведется за счет пожертвования самого прихода.

Желающих оказать помощь просим обращаться по тел. : 2 37-12-83, 2 78-00-30, 89276719699, Хади Такташа 26

Расчетный счет № 40703810000020004299,
кор.счет № 30101810000000000805,
ИНН 1655031361, БИК 049205805, КПП 165501001
в «АК БАРС» банке г.Казани

Человек тысячами нитей связан с окружающим миром, он часть этого мира и находится внутри его. Чтобы стать личностью, человеку необходимо освоить всё богатство социокультурного, исторического наследия человечества, из индивида стать индивидуальностью. Каждый из нас осуществляет восхождение на высшие уровни бытия, однако каждый выбирает свою систему ценностей в отношениях с окружающим его миром.

Меры постижения добра, истины, красоты у каждого человека свои. Но на протяжении истории развития человеческой культуры создавались своеобразные аккумуляторы, хранители культурных достижений, которые служили накоплению, сохранению и развитию социальных ценностей, а также передачи их сменяющим друг друга векам и поколениям.

Такими хранителями выступали религия, мораль, искусство, наука, то есть духовная культура общества. Не будь её, связь времен и поколений прервалась бы, каждый век самостоятельно искал бы истину, добро и красоту. Важным компонентом духовной культуры общества является нравственность. Она определяет поведение человека по отношению к себе, людям, обществу, родителям, друзьям, школе, животным, природе и т. д. Нравственность - важный фактор в жизни нации, общества и человека. Добрые нравы необходимы для того, чтобы двигать общество по пути прогресса. Упадок нравственности влечёт за собой упадок и исчезновение нации.

В современную эпоху наука продвинулась далеко вперёд, а нравы постепенно приходят в упадок. Человек забывает о своей миросозидательной роли на земле, деньги и власть все больше овладевает им. Наряду с прогрессивными технологиями человек создаёт оружие, способное уничтожить человечество и всё живое на земле. В таких условиях противостоять усиливающемуся цивилизационному кризису можно только путём развития духовного мира человека.

В поддержании и укреплении нравственных устоев общества мусульмане видят одно из важнейших предназначений религии. Высокая мораль всегда была характерной особенностью ислама.

В одном из хадисов Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравы».

Заложенные им основы нравственности и духовности остаются непоколебимыми по сегодняшний день, потому что они основаны на истинной вере в Бога, человеколюбии и гуманности, милосердии и справедливости. Мусульманская мораль не просто строится на коранических заповедях и наставлениях - она отвечает требованиям разума, сердца и нисколько не противоречит человеческой природе.

Благонравие и порядочность считаются в исламе одними из самых достойных качеств. Считается, что человек с превосходным нравом достигает степени тех, кто усердно молится по ночам и постится днем.

Однажды сподвижники спросили Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Что более всего помогает людям попасть в Рай?» Он ответил: «Богобоязненность и благонравие». В другом хадисе говорится: «Нет ничего, что в День Воскресения окажется на Весах верующего весомее благонравия. Воистину, Аллах нена­видит грубых и бесстыдных людей».

Нравственные нормы в исламе понимаются как правила достойного поведения человека, без которых невозможны достижение душевной гармонии и духовное совершенствование. Нравственный облик мусульманина не ограничивается его внутренним миром - его духовная чистота и благочестие отражаются на его внешнем виде. Согласно исламу, нравственность человека зависит не только от полученного им воспитания, но и определяется его врождёнными качествами.

Ислам не просто самым тесным образом связал мораль и нравственность с религиозными убеждениями и поступками, но сделал благонравие важным требованием веры и её критерием. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Самой совершенной верой обладает тот, кто имеет самую высокую нравственность».

Ислам – не только религия, это образ жизни . Ислам предписывает не только веру, но и устанавливает правила поведения человека в семье, обществе. Уважение этих многочисленных правил обязательно, вне зависимости от обстоятельств. Приведем некоторые нормы нравственности , обеспечивающие благоденствие как отдельного человека, так и общества:

  • Вежливость
  • Изгнание из сердца пороков (злобы, ненависти и пр.)
  • и самоуважение
  • Стремление к самообразованию, непрерывному совершенствованию знаний.
  • Щедрость и разумное расходование собственных средств

К грешному человеку мусульмане должны проявлять терпение, надеясь, что тот исправиться. Не злословить о нем и не осуждать. Также мусульманин должен остерегаться пустословия и не проклинать.

К семейным нравственным нормам можно отнести почитание родителей, заботу о детях и стариках, религиозное воспитание детей, заботу о сиротах.

Доброта к ближнему как основа нравственности в исламе

По Корану главной обязанностью всех мусульман является забота о ближнем. Расход своих средств на бедных предпочтительнее, чем накопительство. В Коране говорится, что давать милостыню желательно анонимно , что свидетельствует о том, что искренняя нравственность ценнее, чем показная.

Ислам отвергает все признаки неравенства , основанные на территориальных различиях, расе или языке. Признается лишь превосходство людей друг над другом по степени их , которую может достичь любой.

Все поступки человека условно можно разделить на плохие и хорошие. Плохие деяния, в свою очередь, следует также разделить на те, за которые предусмотрено наказание при жизни и после смерти, и те, наказание за которые предусмотрено лишь после смерти. Остерегаться следует и тех, и других. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что начало мудрости – богобоязненность. Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, будет остерегаться всего греховного и следовать предписаниям Корана.

Вот лишь несколько выдержек из Корана , которые учат нас нравственности:

  • «Твой Господь предписал тебе не поклоняться никому, кроме Него, выказывать доброе отношение к родителям. Когда достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, обращайся к ним уважительно».
  • «И давай положенное (в качестве милостыни) родственнику, бедняку и путнику»
  • «И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно - мерзость, мерзкий путь»

Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств, именно об этом забывают псевдомусульмане, ослеплённые обрядностью и не желающие задуматься о смысле, который несёт Коран - Исламе, как обществе праведного общежития построенного усилиями самих людей живущих в ладу с Богом. В то же время есть и настоящие мусульмане, которые смогли понять, о чём говорит Мухаммад в суре "Корова" 2 аяты 142-151. Речь идёт о нравственности людей, претендующих называться мусульманами. Именно из таких людей должна состоять мусульманская община, к сожалению, в настоящее время община состоит практически из псевдомусульман. А это и есть источник всех поражений и бед псевдомусульманской общины.

Судите сами, что здесь можно не понять:

2:142 . Глупцы из числа людей станут говорить: "Что заставило последователей ислама отвернуться от киблы, [(араб. - «направление») - в Исламе направление молитвы. Во время молитвы мусульмане должны обратиться лицом к Каабе в Мекке.] к которой они обращались [прежде]"? Скажи: "Аллаху принадлежат и восток и запад. Он ведёт, кого пожелает, к прямому пути".

2:143 . И также [подобно тому, как Мы изменили направление киблы] Мы сделали вас (о, верующие) общиной средней [самой справедливой и самой лучшей], чтобы вы (в День Суда) были свидетелями относительно людей [свидетелями против прежних общин, что их посланники довели до них послания их Господа] и чтобы (последний) Посланник был свидетелем относительно вас (что он довёл до вас ясное послание от Аллаха). И сделали Мы киблу, на которой был ты [Посланник] (прежде) [направление в сторону Иерусалима], только для того, чтобы (потом) Нам узнать [испытать и показать], кто последует за Посланником [подчинится ему и примет вместе с ним новое направление в молитве] от обращающихся вспять [чтобы отличить от тех, кто снова стал неверующим из-за сомнений]. И это - конечно же, трудно [тяжело согласиться с изменением молитвенного направления], за исключением тех, кого наставил Аллах (на верный путь) [которым дал знание и оказал содействие]: и Аллах ведь (вовсе) не таков, чтобы губить вашу веру [Аллах не сделает тщетными те молитвы, которые совершались в направлении Иерусалима]! Поистине, Аллах к людям сострадателен (и) милосерден!

2:144 . Мы видели, как ты [ о Мухаммад,] обращался к небу [в поисках киблы], и Мы обращаем тебя к кибле, которая тебя обрадует. Так поверни же своё лицо к Запретной мечети. И где бы вы ни были, поворачивайтесь лицами к ней. Воистину, те, которым дано Писание, непременно знают, что изменение киблы - истина от Господа. И Аллах ведает о том, что они творят.

2:145 . И какое бы знамение ты ни сотворил для тех, кому было даровано Писание прежде, они всё равно не станут обращаться к твоей кибле, а ты не станешь обращаться к их кибле. Одни не станут [лицом] к кибле других. А если будешь следовать их прихотям, после того как к тебе явилось [истинное] знание, то, воистину, ты станешь нечестивцем.

2:146 . Те, кому Мы даровали Писание, знают Мухаммада, как знают своих сыновей. Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает её.

2:147 . Истина - от Господа твоего, так не будь же в числе сомневающихся.

2:148 . Для каждой общины есть своя кибла. Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях. И где бы вы ни были, Аллах всех вас соберёт [в Судный день]. Воистину, властен Аллах над всем сущим.

2:149 . И где бы ты ни оказался, обращай лицо в сторону Запретной мечети. Вот она, истина от Господа твоего, и Аллах ведает о том, что вы вершите.

2:150 . И где бы ты ни оказался, обращай лицо к Запретной мечети, и где бы вы ни оказались, обращайте лица к ней, чтобы у людей, если только они не нечестивцы, не было довода против вас. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я завершил Мою милость к вам, - быть может, вы пойдёте прямым путём.

2:151 . А ещё я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас [от скверны], обучает Писанию и мудрости, а также тому, чего вы до этого не знали.