Никита мученик житие. Житие святого мученика никиты. Святой великомученик Никита: житие

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Ни-ки-та был готф. Он ро-дил-ся и жил на бе-ре-гах Ду-ная. По-стра-дал за Хри-ста в 372 го-ду. То-гда хри-сти-ан-ская ве-ра уже ши-ро-ко рас-про-стра-ни-лась в стране гот-фов. Свя-той Ни-ки-та уве-ро-вал во Хри-ста и при-нял Кре-ще-ние от готф-ско-го епи-ско-па Фе-о-фи-ла, участ-ни-ка I Все-лен-ско-го Со-бо-ра. Рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ства ста-ли про-ти-вить-ся языч-ни-ки-гот-фы, в ре-зуль-та-те че-го воз-ник-ла меж-до-усоб-ная брань.

По-сле по-бе-ды Фри-ти-гер-на, воз-гла-вив-ше-го вой-ско хри-сти-ан и на-нес-ше-го по-ра-же-ние языч-ни-ку Афа-на-ри-ху, ве-ра Хри-сто-ва ста-ла успеш-нее рас-про-стра-нять-ся сре-ди гот-фов. Епи-скоп Уль-фи-ла, пре-ем-ник епи-ско-па Фе-о-фи-ла, со-здал готф-скую аз-бу-ку и пе-ре-вел на готф-ский язык мно-го свя-щен-ных книг. В рас-про-стра-не-нии хри-сти-ан-ства сре-ди со-пле-мен-ни-ков усерд-но тру-дил-ся и свя-той Ни-ки-та. Сво-им при-ме-ром и вдох-но-вен-ным сло-вом он при-вел к Хри-сто-вой ве-ре мно-гих языч-ни-ков. Од-на-ко Афа-на-рих по-сле по-ра-же-ния су-мел сно-ва по-пра-вить свои си-лы, вер-нуть-ся в свою стра-ну и вос-ста-но-вить свое преж-нее мо-гу-ще-ство. Оста-ва-ясь языч-ни-ком, он про-дол-жал нена-ви-деть хри-сти-ан и пре-сле-до-вать их. Свя-той Ни-ки-та, под-верг-ну-тый мно-гим пыт-кам, был бро-шен в огонь, где и скон-чал-ся в 372 го-ду. Друг свя-то-го Ни-ки-ты, хри-сти-а-нин Ма-ри-ан, но-чью отыс-кал те-ло му-че-ни-ка, не по-вре-жден-ное ог-нем и оза-рен-ное чу-дес-ным све-том, пе-ре-нес его и пре-дал по-гре-бе-нию в Ки-ли-кии. Впо-след-ствии оно бы-ло пе-ре-не-се-но в Кон-стан-ти-но-поль. Ча-сти-ца свя-тых мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты позд-нее пе-ре-не-се-на в мо-на-стырь Вы-со-кие Де-ча-ны в Сер-бии.

Очень красивое и мужественное имя Никита с греческого языка переводится как «победитель». Интересуясь вопросом, когда отмечают православные именины Никиты, надо отметить, что их несколько. И для начала давайте разберемся, как прославились святые, названные этим именем. Среди старославянских находок археологи нашли много старинных крестов и иконок с изображением святого мученика Никиты Бесогона. Он изображался с палкой и кандалами, которые держал в руках и бил ими беса. Именины имени Никита отмечаются несколько раз в году.

Самыми известными являются: Никита Бесогон (как писалось выше), Никита Готский (относившийся к первым христианским мученикам, подвергшимся пыткам в Константинополе), а также Никита Столпник (живший в России в XVIII веке).

Разбираясь с вопросом, когда отмечают именины Никиты Бесогона, надо отметить, что его иконописный сюжет иллюстрирует историю византийских апокрифических текстов жития святого. По некоторым данным, он был сыном царя Максимиана. Уверовав во Христа, он вызвал большое негодование отца-язычника и был подвергнут многочисленным жестоким пыткам, а затем брошен в темницу, куда однажды к нему в облике ангела явился сам бес и стал уговаривать его уверовать в языческих идолов, пообещав ему освобождение от мучений. Никита не поверил этой жуткой ангельской сущности и стал усиленно молиться Господу, и тогда с неба спустился архангел Михаил и приказал подвергнуть испытаниям ложного ангела. Тогда Никита схватил беса и стал бить его своими кандалами, и тот вынужден был признаться в том, что он нечистый дух.

Потом царь опять вызвал к себе Никиту, но тот пришел не один, а привел с собой беса, чтобы показать всем, кто взял власть над ними. А чтобы окончательно убедить, Никита воскресил давно умершую супружескую пару. Но это не подействовало на Максимиана, тогда против него восстали и царица, и народ. В этот день святой Никита крестил 18 400 человек, но вскоре отдал Богу душу.

Святой великомученик Никита Готский

В теме «Именины Никиты» обязательно надо упомянуть и преподобного Никиту Готского, который тоже был христианским святым. Он был готом по происхождению и родился на берегах могучего Дуная. Его крестил епископ Феофил, участвовавший в Первом Вселенском Соборе. Никита вместе с епископом Вульфилой распространял христианство среди своих племен и был воином готского вождя Фритигерна, воевавшем против Атанариха, когда между теми произошел межплеменной конфликт.

Но после того как к власти опять пришел Атанарих, Никита продолжал проповедовать христианство. Тогда его взяли под стражу, долго мучили и изощренными пытками пытались выбить из него отречение от христианкой веры. А потом его казнили через сожжение и, согласно житию, тело святого Никиты огонь не опалил, но его все равно просто убили, и это было в 372 году. Тело мученика забрал его друг Марианн, и оно было погребено в Киликии. Но через некоторое время часть мощей была перенесена в Константинополь, а часть — в сербский монастырь (Высокие Дечаны).

Никита Столпник

Отвечая на вопрос, когда именины Никиты, необходимо рассказать и о преподобном Никите Столпнике, жившем в Переславле-Залесском в XII веке. Он рано женился и предавался всяким порокам, ссорился с богатыми, притеснял бедных и нечестным образом взимал с людей завышенную мзду, за счет этого он нажил себе большое состояние.

Однажды на службе в церкви он услышал слова из писания Пророка Исайи, в котором говорилось, чтобы люди очистились и омылись, перестали делать зло и искали правду. Дальше случилось настоящее чудо: Никиту эти слова тронули до глубины души. Он решил отказаться от своих богатств и своей порочной жизни и посвятить себя служению Богу, и, недолго думая, ушел в монастырь. Никита добровольно возложил на себя тяжелые железные вериги и уединился на каменном столпе. До последнего своего дня на земле он пребывал в посте и молитве, день и ночь замаливая свои грехи перед Господом. За такую жесткую подвижническую жизнь Никита получил от Бога дар чудотворения и мог лечить больных.

Предательство близких

Но однажды к нему пришли два человека, чтобы попросить благословения. Он хорошо знал их. Его истертые вериги блеснули перед их завистливыми глазами, и им показалось, что они серебряные. Тогда они взяли и убили Никиту, чтобы завладеть этим богатством. Это произошло 24 мая 1186 года.

Мощи преподобного Никиты были освидетельствованы и обретены 29-31 мая в 2000 году, по благословению российского Патриарха Алексия II и архиепископа Ростовского и Ярославского Михея.

Никита: именины, день ангела

В житие сказано, что святой Никита помогает в учении, одолевает бесов, предоставляет возможность покаяться в грехах и защититься от прельщений дьявола.

Память святителю Никите, епископу Новгородскому , Церковь чтит несколько раз в году: 12 февраля (30 января ст.ст.), 13 мая (30 апреля ст.ст.) и 27 мая (14 ст.ст.). Святитель Никита имеет благодать сохранения от пожара и молнии.

Житие святителя Никиты, епископа Новгородского

Будущий святитель Никита, епископ Новгородский, был родом из Киева. В юности он принял иноческий постриг в Киево-Печерской обители и вскоре, несмотря на возражения игумена Никона, пожелал уйти в затвор. В затворе святой Никита впал в искушение, поскольку не послушал игумена Никона, а понадеялся на себя, взяв трудный для молодого инока подвиг. Киево-Печерский патерик сообщает, что он был повергнут искушению от дьявола и не выдержал его:

…и прельстил его дьявол. …стал перед ним бес в образе ангела. Пав ниц, поклонился ему инок, как ангелу. И сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги, и таким путем будешь беседовать с Богом, и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем Творца своего.

Инок Никита прельстился, оставил молитву и занялся чтением и книжной премудростью. Он превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские монахи явились к нему и, помолившись, прогнали от него беса. После этого инок Никита, оставив по благословению иноков затвор, стал проводить жизнь в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Бог, по Своему милосердию и молитвам монахов, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.

В 1096 году Никита был поставлен митрополитом Киевским Ефремом (XI век) в епископский сан и назначен на новгородскую кафедру; в «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» Никита называется шестым Новгородским епископом. За время епископства Никиты было построено несколько храмов (Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1374 году), Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре). Епископ Никита за свою благочестивую жизнь был удостоен от Бога дара чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. В 1108 году епископ Никита преставился и был погребен в новгородском Софийском соборе.

Почитание святителя Никиты, епископа Новгородского

В 1547 году на первом Макарьевском соборе епископ Никита был канонизирован Русской Православной Церковью. 30 апреля 1558 года архиепископом Пименом были обретены нетленные мощи святителя Никиты. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, а сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию, чтобы уточнить иконописную традицию. Ф.Г. Солнцев в своем труде «Древности Российского государства » отметил:

При открытии св. мощей его в 1550 г. найдено на нем облачение, сохранившееся нетленным в могиле, где оно лежало 450 лет. Все облачение состоит из фелони, епитрахили, поручей, палицы, штофных коричневого цвета, гарусного пояса, омофора из белого люстрина, из синей гродетуровой (из плотной тафты) шапочки, опушенной горностаевым мехом; на ней вышиты золотом кресты и серафимы со словами Серафимъ. Такая шапочка служила митрой. К этой епископской утвари XI в. принадлежит архиерейский посох, о коем ниже будет сказано, и железные вериги весом в 20 ф., найденные на мощах Иерарха. В день открытия нетленных его останков принесена была новгородцами ко гробу его железная лампада, хранящаяся в ризнице, с круговой прорезной надписью: «Свеча Великаго Новгорода всехъ православныхъ хрестьянъ, поставлена новому чудотворцу Никите ….

В 1956 году мощи святителя Никиты были перенесены епископом Сергием (Голубцовым; 1906-1982 гг.) из Софийского собора в Никольский собор, а в 1962 году - в храм во имя апостола Филиппа. В 1993 году мощи святителя Никиты были возвращены в Софийский собор. Первое Житие святителя Никиты встречается в послании Поликарпа к Акиндину XIII века. В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Архимандрит пишет:

После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места, и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе - потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием - на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!» Тогда же диакон Иларион, который помогал настоятелю храма привести в порядок мощи святых, дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение.

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию.

Тропарь и кондак святителю Никите, епископу Новгородскому

Тропарь, глас 4

Насладися Богомудре воздержания, и желание плоти своея обуздав, на престоле святительства седе. И яко звезда многосветлая просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито. Моля Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 6

Архиерейства саном почтеся, чисте Чистейшему предстоя, прилежно моление за люди своя принося. Яко и дождь молитвою сведе, овогдаже и граду запаления угаси. И ныне святителю Никито, моли Христа Бога, спасти страну нашу, и люди твоя молящиеся. Да вси вопием ти, радуйся святителю отче предивный.

Святитель Никита, епископ Новгородский. Иконы

Известно, что иконописцу Симеону архиепископ Пимен приказал написать икону Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом, а пред Ними стоящего и молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя не было бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую бороду на лице епископа Никиты. Симеон задремал и услышал в тонком сне голос:

Симеон, ты думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епископа Никиту с брадою.

Образ святителя написан был так, как он сам повелел. На иконах епископ Никита изображается в святительском облачении с Евангелием в руках. На иконе «Святитель Никита, епископ Новгородский, и преподобный Сергий Радонежский» у святителя Никиты изображена небольшая борода, вероятно, потому что наличие бороды отвечало средневековому пониманию образа Божия в человеке.

Когда Честный и Животворящий Крест Господень, сие знамение победы, было вознесено над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали Воздвижение святого Креста, сию непобедимую для мира – победу, а ныне ублажаем святого Никиту. Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как-бы под знамением, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой - за свою жизнь и суетную славу, иной - за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда неиссякающее богатство. А где и каким образом сей воин подвизался за Христа,- об этом повествует следующее.

Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по всей вселенной, тогда и в Готской стране, воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил, принимавший участие на первом Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора, - просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Спустя немного времени, древний завистник – диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется, и число христиан все более и более увеличивается, воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушал князю той страны, по имени Афанарих, убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них. В то время произошло у Готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда единопленники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранными во Фраки греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Дунай, он приказал сделать изображение святого Креста и носить его изображение пред своими полками. Так они напали на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью Креста одолели Афанариха и победили все его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера все более и более стала распространяться среди Готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.

Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил, муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для Готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди Готов с каждым днем все более и более. Утверждению там веры во Христа способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.

Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, стараясь отомстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.

Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то, что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом, святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.

Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика - пламенем: святой Никита, хоть и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной и бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвил своею душою, и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знаменем креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таким.

Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там один благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии. По некоторому делу своему он пришел в Готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитой и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало непогребенным, Мариан задумал, как-бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика Христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тело мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.

При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем, утешил и Марианна в скорби, и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Марианн, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.

Так Марианн получил искомое сокровище. Скрыть его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика. Пришедши в город Мопсуестию, Марианн с честию похоронил его в своем доме.

Бог ниспослал благословение дому Марианна ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа и дом Аведдаров ради Кивота Завета. Дом Марианна стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Марианна не мог вместить всех, собиравшихся сюда, верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.

Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создал церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника, отправили послание в город Аназарь, где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарва дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарва просили епископа Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гроб святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:

- «О, святый мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.»

Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никиты и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ, совершив над ними благоговейное пение, снова с честию закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.


Месяца сентября в пятнадцатый день страдания святого Христова мученика Никиты. Господи благослови, отче.

Некогда жил мудрый муж по имени Никита, сын царя, которого звали Максимианом. И сильно любил он Христа, желая быть сосудом избранным для него. И увидел он ночью во сне видение пречестного креста над своей головой, а, увидев, пал ниц и поклонился ему. Когда же он восстал ото сна, то вышел в город и стал спрашивать всех, говоря: «Кто покажет мне тот образ, что видел я во сне нынче ночью?» И вот встретил он женщину по имени Ульяна, которая сказала ему: «Ты владычествуешь надо всем миром, я же боюсь отца твоего, а то показала бы тебе тот образ, что видел ты этой ночью». И ответил блаженный: «Не бойся, женщина, много богатства дам тебе (за это)». И нагнулась блаженная (женщина), просунула руку в утробу свою и вынула крест, (изображавший) пресвятую Богородицу Марию. Увидев крест, блаженный поклонился ему, говоря: «Воистину это то самое видение, что видел я сей ночью!»

В тот же час отправился он к отцу своему и сказал ему: «О неверный ты беззаконник! Приносил жертвы языческим богам, не ведая до сих пор (истины)». И совлек он с себя дорогую одежду, сам оделся в нищенское суконное платье, говоря: «Господи, наставь меня на путь твой, а я буду молиться тебе».

И явился к царю юный отрок по имени Ульян-преступник, пришел он к отцу его, говоря: «Уверяю тебя, царь, что милый сын твой молится Богу, рожденному Девой Марией, и отрекается от твоих кумиров». И сказал ему царь: «Отрок мой, если ты расскажешь мне (все), то много богатства дам тебе, и по повелению божьему мою вторую дочь отдам за тебя, и станешь мне зятем».

Узнав, что Никита молится в церкви Богородицы на восток, сказал ему царь: «О сын мой милый, слышал я о том, но не верил, нынче же увидел я тебя сам и поверил, что молишься ты богу христианскому, а от моих кумиров отрекаешься!» И сказал ему святой Никита: «О беззаконник, боги твои глухи и немы, слепы и безгласны, уста имеют, а не говорят, глаза имеют, а не видят, уши имеют, но не слышат, руки имеют, но не осязают, ноги имеют, но не ходят, ноздри имеют, но не обоняют, падают, а не встают. Если они сами себе помочь не могут, то как другому помочь - не ведают. А если ты упрекаешь меня, то отдай мне своих кумиров, сколько есть, и я тайно поклонюсь им!» Царь обрадовался и отдал ему двенадцать золотых кумиров. Взял их блаженный (Никита) и отнес на место судное. Там, схватив жезл, растер их в порошок. И вот сошел царь с престола своего и сказал: «О сын мой милый, не видел я, как ты жертву моим богам приносишь». Тогда сын взял его за руку и привел на место судное, где были кумиры и где поклонялись им. И взглянул правитель, и не увидел ничего, и вскричал со словами: «О сын мой, кто же сделал это, не Егорий ли тебя подучил, которого брат мой Дадиан замучил?» И ответил ему святой Никита: «Никто не подучил меня, а уповаю я на Бога моего живого и бессмертного, дабы избавил он меня от беды».

И тогда велел царь вывести Никиту за пределы города и привязать его к столбу, и бить бычьими жилами, омоченными в уксусе и желчи.

Добрый же мученик Христов Никита вытерпел это мучение и помолился, говоря: «Благодарю тебя, Господи мой, что похвальной памяти удостоился я и плоть моя от железа гибнет, и тонкое тело мое увядает!» И сошел к нему ангел Господень по имени Михаил и сказал ему: «Радуйся, мученик Христов Никита, вестник наш, наказание бесам и соблазн для демонов, взгляни (наверх) и увидишь благие твои дела!» И взглянул блаженный на небеса, и спросил его Михаил: «Что видишь?» Он же ответил: «Вижу венец, посреди него руку Господню, а в ней словно бы голубь и столп огненный от земли до небес». И спросил Михаил: «Что скажешь о том?» Блаженный же ответил: «Говорю, что не Бог ли это». И сказал ему Михаил: «Это не Бог, это венец твой (мученический)».

Затем царь повелел привести святого и, развязав его (руки и ноги), положить под четырьмя колесами. И привести красивую девицу, и положить к нему, чтобы сочеталась она с ним, и так принесли бы они жертву языческим кумирам.

Тогда блаженный отгрыз язык свой и выплюнул его в грязь. Непотребная девица увидела, что уста его наполнились кровью, и погнушалась им, не содеяла греха. Отправилась она к отцу его и сказала: «Уверяю тебя, что сын твой языка не имеет, язык он отдал Богу своему!»

Тогда царь велел принести ложе, было же у него девять колес. И разожгли на нём огонь со смолою, и положили на него Никиту. Добрый же мученик Христов, вздохнув, дунул на ложе, и тогда проросла на нём трава, и возлег он на ней, распевая: «Благословен грядущий во имя Господне, Бог, явившийся нам». Увидел царь совершившееся чудо, страшно удивился и разгневался. Тогда повелел он воинам отвести святого Никиту на высокую гору и, связав, спустить вниз с горы. Святой же слетел с горы ничем не вредим. Воины, увидев чудо, совершившееся со святым Никитой, поклонились ему, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита!» И перекрестил он их правой рукой, и сказал им: «Идите с миром - и войдете в рай». И пошел он к отцу своему и сказал ему: «Немилостивый беззаконник, разве не видишь ты силы Бога моего?» Услышав это, царь сидел как немой, не в силах ничего ответить. Поразмыслив, повелел он обернуть Никите уста ремнем и затянуть (всего) так, чтобы тот не смог двигаться, принести рогатину железную размером в двенадцать локтей и острую с четырёх сторон. И велел царь просунуть эту рогатину в правое ухо, а вынуть из левого, под ноги ему рассыпать угли, а в рот ему насыпать пепла, резко подвесив, а под мышки ему поставить два железных светильника. А затем велел царь поджечь под (мучеником) хворост.

И, явившись к нему, дьявол начал говорить так: «Закуйте нашего попирателя и мучителя, никто из ваших властителей не одолел нас, этот же победил было нас, да ныне сам ни во что (обратился)». Святой же Никита отвернул лицо свое, чтобы не видеть его. Дьявол же вскричал: «О горе мне лютое! Схватить меня хочет мученик Христов Никита!» И, произнеся это, дьявол отошел от него.

Потом повелел царь заковать святого Никиту оковами и посадить в темницу. Дьявол же облачился в ангельское одеяние и отправился в темницу, говоря Никите: «Радуйся, мученик Христов Никита!» Блаженный спросил: «Кто это приветствует меня?» А дьявол ответил: «Я, ангел Господень, с небес сошел поговорить с тобою, чтобы ты принес жертву кумирам, а потом помолись Богу своему, и не ввергнешь себя во многие мучения». Блаженный же, воздев руки свои к небесам, а колена преклонив к земле, помолился, говоря: «Господи, покажи, кто это говорит со мной, ведь не на пользу (душе) моей говорит?» И сошел (с небес) архангел Михаил, говоря ему: «Протяни руку свою, мученик Христов Никита, и схвати того, кто сам про себя скажет».

И протянул блаженный руку, и схватил дьявола, и повергнул его пред собой, и наступил ему на шею, и задавил его. Увидел он, что дьявол засипел, и снял с себя железные оковы, которые были у него на ногах, и стал бить дьявола оковами, говоря: «Отвечай мне, демон и бес, кто послал тебя сюда?» Бес же сказал: «Страстотерпец Божий, ослабь мне (тяжесть) ног твоих, и я скажу тебе, что послал меня отец мой, Сатана, который приходил к тебе». И спросил его святой Никита: «Скверный, нечистый, как же ты дерзнул сюда войти?» Отвечал ему бес: «Страстотерпец Божий, как ты стремишься из рук Вседержителя венец принять, так и мы стремимся от отца нашего Сатаны благодарность получить!» И сказал ему страстотерпец: «Ответь мне, бес, как зовешься ты по имени?» И отвечал ему бес: «Я тот, кто называется Вельзевул. Я тот, кто борется с епископами, я тот, кто толкает людей в огонь и потопляет в водах, я тот, кто заставляет людей грешить и платить женщинам (заставляю их так поступать), и у нас на том свете воздастся им их мзда и обличат (они) её. Да лучше бы им безо (всякой) мзды согрешать! Я тот, кто устраивает так, что молвят люди, якобы некий поп грешен, и не будем мы, мол, из его рук причастие принимать! Да будут прокляты говорящие так, а поп таков, что когда входит он в дом Божий, преклонит (колена) и снимет (с себя) бремя грехов своих, и войдет в алтарь в пламенных ризах и потом скажет: „Да наполнятся уста наши“, и снова поклонится и, взяв бремя грехов своих, выйдет вон».

И вот, когда прошло три года, как сидел святой Никита в темнице, вспомнил о нём царь и повелел привести его на судное место. И когда вели его туда, то держал он беса за руку, и придя на судное место, поверг беса ниц пред царем. И сказал ему царь: «О Никита, это бог твой!» Блаженный же ответил: «Это не бог мой, но это приспешник твоих козней!»

И повелел царь приковать святого Никиту между двумя столбами и перепилить тело его пополам. Добрый же мученик Христов Никита и эту муку вытерпел и помолился со словами: «Благодарю тебя, Господи Боже мой!» И, сказав это, остался невредим, а пила стала как воск.

И вот стали похваляться два кудесника, называемые Нахомей (Пахомий) и Адонай, говоря царю, что якобы могут они Никиту предать смерти. И сказал им царь: «Кудесники мои, если сотворите это, то будете мне друзьями и большое богатство я вам дам». И добыли кудесники змеиный яд (растертый) с травой и много другого зелья, и дали блаженному испить из чаши. Добрый же мученик Христов Никита взял чашу, совершил над ней крестное знамение, вздохнул, и тогда выпала роса с неба и капнула в чашу, и закипела чаша, и все зелье волшебное выкипело и вылилось на землю. А блаженный испил чашу с телом и кровью Христовой и пребывал так, славя Господа нашего Иисуса Христа. Увидели кудесники такое чудо и поклонились ему, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита». И спросили они его, говоря: «Страстотерпец Божий, как называется имя твое?» И сказал он им: «Первое имя мое - христианин называюсь, а второе - Никита, Христов мученик». И, пав пред ним, поклонились ему кудесники, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита!» И окропил он их из чаши и крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и сказал им: «Идите с миром в рай!»

И сказал отцу своему святой Никита: «О беззаконник, почему не осознаешь ты свершившихся чудес, которые сотворил Бог мой, и не веруешь в него?» И сказал ему царь: «Стоит издавна столп каменный, а в нём лежат мертвые, и если ты убедишь каменный столп воскресить мертвецов, то поверю и я в Бога твоего». И сошел (с небес) архангел Господень Михаил и сказал ему: «Радуйся, мученик Христов Никита, услышана молитва твоя». И перекрестил Никита столп правой рукой. И тогда выросла из столпа лоза и наполнилась гроздьями виноградными, а среди них медом добрым. И восстали двое супругов, и пошли, и поклонились ему, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита». Спросил их страстотерпец: «Откуда имя мое знаете?» Они же отвечали: «От века мы лежали и мучились, а ныне именем твоим здесь пребываем, как же нам не знать твоего имени?» И тогда вскричали все жители города: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита!» И сказал им царь: «Не прельщайтесь, люди мои, хитрит он и соблазняет вас».

И восстали все люди с царицею против царя, а из столпа того потек мед, смешанный с мирром и маслом. Блаженный же Никита крестил весь город, восемь тысяч мужчин и четыреста, а женщин девять тысяч, а детей тысячу.

Упокоился же святой мученик Христов месяца сентября в пятнадцатый день, в воскресенье в три часа дня. И спустились ангелы Господни, не дали телу его лежать на земле, но взяли его в святой град, где почивают мощи святых мучеников Харлампия и Евлампия, и В(о)нифатия. И мощи его (тоже) в святом граде.

Где читается и кто слышит святое чтение о пречестном и преславном мученике Христовом, врачевателе Никите, тот, если начинает плохо учиться делу своему, то хорошо научится, если болеет - получит исцеление, если в горьком рабстве пребывает, то освободится, если бесы мучают, то избавится от них, а сирота и вдовица заступничество получат. У кого же будет это чтение о святом преславном мученике Христовом Никите, то за шесть дней отбегут от него его грехи, а за сорок дней - демоны.

О Христе Иисусе, о Господе нашем (молимся), Ему же слава ныне и присно и во веки!