Библия и Евангелие план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему. Презентация к уроку опк для начальных классов на тему "библия и евангелие" Библия и библиотеки урок по орксэ

4­А 24.09.2019 Урок 4. Библия и Евангелие Цели: ознакомить учащихся с Библией как самой важной, главной книгой всего человечества, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность; развивать познавательную активность, способность удивляться грандиозности замысла Божьего, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками; воспитывать уважение к духовным ценностям православной культуры, показать значимость Библии для собственного развития и духовного роста. Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Священное писание, пророк. Средства наглядности: Библия, Евангелие, «лента времени». ХОД УРОКА 1. Организация деятельности учащихся. 2. Актуализация знаний. Введение в тему, создание проблемной ситуации. – На нашей «ленте времени» нет промежутка до Рождества Христова. Это время называется временем до нашей эры. (Обратиться к «ленте времени».) – Как вы думаете, где на этой «ленте времени» точка появления первого человека? Когда и как появился на Земле первый человек? – Обычный человек даже о бабушке и о дедушке не все знает, не говоря уж о прабабушке и прадедушке. Например, что вы знаете о своих предках? (Обсудить.) – Может, и сведения о происхождении человека потерялись во времени, и невозможно знать, как появился человек и что было дальше? Но люди о себе хотят знать, думают, размышляют, ищут ответ. Всё человечество во все времена его искало! А ответ есть! – Где он может храниться, ответ на самый главный вопрос – откуда мы все родом? Конечно, ответ на этот вопрос можно найти в книге. Какой должна быть эта книга? (Дети высказывают свои предположения.) – Да, это совершенно особенная книга. Люди считают ее самой главной книгой из всех книг. Это Библия – слово Божие. Почему это самая главная книга? Что она рассказывает людям? О чем она? (Обсудить.) (cid:252) Библия объясняет происхождение человека. Вывод.

(cid:252) Описывает законы, по которым нужно жить людям. (cid:252) Что бывает, если люди нарушают эти законы. (cid:252) Это книга пророчеств (предсказаний). (cid:252) Учит, как воспитывать детей. (cid:252) Рассказывает историю человечества. 3. Работа по теме урока. Рассказ о Библии (Работа с учебником с. 14­15.) Информация о Библии. – Библия писалась 1600 лет 40 авторами в течение 60 поколений на трех континентах. Ее больше всего издают. Она состоит из 77 книг разных авторов, которые удивительным образом соединяются в одну большую книгу об истории человечества. Среди авторов: цари (Соломон, Давид), пастух Амос, врач Лука, рыбаки Петр и Иоанн, пророки Моисей, Исаия, Даниил, полководец Иисус Навин и другие. Их писания не только не противоречат, а чудесным образом дополняют друг друга. Как такое возможно? (Обсудить.) – Дело в том, что все авторы были необычными людьми. Они обладали даром – слышать слово Бога, а услышанное записывали. Это не сочинения людей, это откровения Бога, когда Господь через одного человека обращается ко всем людям и открывает какую­то истину. Вывод. Библия – это целостный сборник, библиотека. – Кто­то из вас видел эту книгу? Читал ее? (Обсудить.) Работа в тетради – Удивительно, что не только вы, маленькие, но очень много взрослых людей не читали эту книгу. Но живут по тем правилам честного человека, которые записаны в Библии. Вся наша жизнь пронизана Библией. Есть в этой священной книге некая тайна. Открывается она не всем, а только тому, кто очень хочет постичь эту тайну. Вот уже много столетий подряд десятки, сотни тысяч людей обращаются к Библии, вчитываются в каждую строчку, задумываются над ее смыслом. И тогда книга дает вам то, в чем вы нуждаетесь. Возможно, вы не прочь дознаться до глубокой древности? А может быть, вам по душе описание богатырских подвигов и ошеломляющих чудес? Или вы хотите побольше узнать о заповедях пророков, заветах Христа. Поверьте, ваше желание исполнится, каким бы оно ни было. Библия продиктована Самим Богом для человека, значит, для нас с вами! Однако не будем спешить. Мы с вами делаем лишь первый шаг навстречу великой тайне. Придет время, и вы прочтете саму Библию. Только тогда вы окончательно поймете, что это священная книга, помогающая поверить в Бога и научить нас добру. А пока у меня в руках детская Библия, пересказ Книги Книг специально для детей. Давайте ее откроем и начнем чтение.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию, чтобы владычествовал он над рыбами морскими и птицами небесными, над животными и над всей землей. И создал Бог человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым. И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному, найдем ему верного помощника. Всех животных полевых, птиц небесных, все создания Бог привел к человеку, чтобы дал им человек имена. Нарек человек имена всем животным, и птицам небесным, и всем зверям полевым, но помощника не нашлось человеку. Навел Бог на человека крепкий сон и взял у спящего одно из ребер. Из этого ребра сделал Бог жену человеку. Так сотворил Бог человека по образу Своему, мужчину и женщину сотворил». 4. Итог урока. ­ Что больше всего вас удивило на этом уроке. 5. Личностная рефлексия. Расскажи членам семьи и друзьям о Священном писании. Подумай над вопросом: «Для чего Бог создал человека?»

Библия объясняет происхождение человека Описывает законы, по которым нужно жить людям Что бывает, если люди нарушают эти законы  Это книга пророчеств (предсказаний) Учит, как воспитывать детей  Рассказывает историю человечества

Тема: Библия и евангелие.

Цель урока:

Осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета как величайшего памятника истории и культуры

Задачи урока:

    Обучающая: познакомиться со структурой Библии; узнать значение слов Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, откровение.

    Развивающая: понять, что священное отношение верующих людей к текстам Библии обусловлено тем, что они видят в Библии обращение Бога к человечеству; развивать навыки логического мышления, умения вести диалог; излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

    Воспитывающая: усвоить, в чем состоит сходство и в чем отличие уважительного и священного отношения к чему-либо; формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия

Виды деятельности:

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Пророк. Апостол. Христос.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ты можешь вспомнить случаи, когда ты молился?

Какие чувства ты испытывал до и после молитвы?

III. Введение в тему.

–Я в своей жизни встречала много разных людей.

Одни очень доброжелательны, готовые прийти на помощь. Другие – наоборот, всем недовольны, могут ругаться с любым встретившимся человеком из-за пустяков.

– Как вы думаете, от чего это может зависеть?

Может это зависит от роста, веса, национальности, профессии, места жительства человека?

– Очевидно, всё дело в том, какая у человека душа. Каждый человек рождается с чистой, светлой душой. Маленькие дети совсем не помнят зла, они готовы любить всех близких людей, всему радуются. Но проходит время и многое меняется.

При общение с окружающим миром детская душа постепенно наполняется впечатлениями.

– Чем может заполниться детская душа?

– Как вы думаете, какие поступки делают душу светлой и красивой?

1слайд.

    Доброе дело

    Чтение хороших книг

    Фильмы-боевики с убийствами

    Увлечение компьютерными играми, особенно с насилием

    Прощение обид

    Желание отомстить обидчику.

– Таким образом, чтобы наша душа была светлой и прекрасной, мы должны совершать хорошие поступки,делать добро людям, не допускать сквернословия.

– Мы с вами говорили, что чтение хороших книг возвышает душу.

А какая из всех этих книг в этом отношении самая главная -узнаем на уроке.

2слайд

Бgиfбsлwиnя

У кого дома есть Библия?

Знаете ли вы, что обозначает слово Библия?

    Библия – (др.греч.) – книга

    Библия – Священное Писание.

    Библия – Книга книг.

    Библия – откровение Бога.

    Библия – собрание нескольких книг.

3слайд.

Тема урока. Презентация.

4слайд.

Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа .

Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад…

От дня Его Рождества начался новый отсчет земного времени, новое летоисчисление. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло. А когда мы говорим - «до нашей эры», это означает – «до Рождества Христова».

Почему событие рождения Иисуса Христасмогло перевернуть весь мир и разделить его на «до» и «после»?

5слайд. Потому что в мир пришел Спаситель (Имя Иисус означает Спаситель).

От чего нужно спасать человека и зачем?

От власти зла (греха) внутри человека, чтобы он встретился и воссоединился с Богом. Путь спасения (избавления от греха) должен был показать Мессия, посланный Богом. Поэтому люди в древности очень ждали рождения Мессии – Христа.

6слайд

Слово Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием»

7слайд.

Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.

Слово библия в древнем греческом языке – это обычное слово и означает оно «книги» (отсюда происходит слово библиотека )

8слайд.

Но когда это слово пишется с большой буквы, то в современных языках оно означает одну, священную книгу христиан.

Правда, сама эта Книга состоит из 77 книг

77 библейских книг были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

9слайд.

Первая и бóльшая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».

10слайд.

Слово завет означает «союз, договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог – его союзник, и не сходит с пути добра.

11слайд.

Книги Ветхого Завета написали пророки . Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Завет Бога с пророками называется Ветхим , то есть «древним» или «старым».

Спустя несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, появился Новый Завет.

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. Слово Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием». В библейской древности пророки возливали масло на голову царя при его возведении на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но в конце истории люди Ветхого Завета ожидали особого Помазанника (Христа). Правда, одни люди полагали, что Христос просто будет великим правителем. А другие надеялись, что Христос приблизит людей к Богу.

12слайд.

Через явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет.

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в книгах, которые называются Евангелие . В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».

13слайд.

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета» и состоит из 27 книг.

14слайд.

Новый Завет написан первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).

15слайд.

Работа с учебником. Чтение.

16слайд.

1.Пользуясь текстом учебника, закончи предложения:

Христианин – это

_____________________________________________________

Библия – это _________________________________________

_____________________________________________________

Библия состоит из _____ книг.

Притча –это

17слайд.

В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти нравственный урок.

18слайд.

Просмотр мультфильма.

Как вы думаете, почему Соломон осудил женщину, которая согласилась с предложением царя и отдал ребенка другой?

Работа группами (причти)

Обсудить в группе

Выбрать мораль притчи.

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи . Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

По пыльной дороге шел путник. За поворотом, на самом солнцепеке, он увидел человека, который тесал камень и горько плакал. Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный, у него самая тяжелая работа. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на еду. Путник дал ему монетку и пошел дальше.

За следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, сосредоточенно тесавшего огромный камень. На вопрос путника что он делает, каменотес ответил: «Работаю». Это тяжелая работа, но он ей рад, а грошей, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше.

За следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную песню. Путник изумился. «Что ты делаешь?!» - спросил он. Человек поднял счастливое лицо: «Разве ты не видишь? Я строю храм».

Притча «Гвозди»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: - Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

19слайд. V. Итог урока.

А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.

    На уроке я узнал, что …

● Оказывается, что …

● Родителям я хотел бы рассказать о том, как…

VI. Домашнее задание.

Дополнительный материал.

На доске написано: Ветхий Завет – прошлое, Новый Завет – настоящее и будущее.

(Обратить внимание на то, что для христиан Ветхий Завет – это обращение Бога к человечеству о том, что на землю должен прийти Христос (это уже состоялось); В Новом Завете описано, как следует жить христианину. И эти правила актуальны уже 2000 лет для всех христиан. В книгах Нового Завета содержатся также пророчества о грядущем Царствии Божием. Поэтому Новый Завет для христиан – это Книга о настоящем и будущем.)

Работа в парах.

Соотнесите слова из нашей жизни с выдержкой из Библии.

– Эти слова к нам пришли из Библии.

ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Тема урока: Библия и Евангелие.

Цели урока:

Задачи:

    регулятивные:

    познавательные: формирование

    коммуникативные:

Оборудование : компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Тип урока : урок общеметодологической направленности

Ход урока:

    Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Послушайте отрывок из стихотворения Константина Бальмонта:
В тиши полуразрушенной гробницы
Нам истина является на миг.
Передо мной заветные страницы,
То Библия, святая книга книг.
Людьми забытый, сладостный родник,
Текущий близ покинутой станицы.
В раздумьи вкруг него, склонив свой лик,
Былых веков столпились вереницы.

2. Проверка усвоения материала прошлого урока

– О чем шла речь на прошлом уроке? (О православной молитве)

– Что такое молитва (Обращение людей к Богу)

– Объясните, что такое «молитва-просьба», «молитва-благодарение», «молитва-славословие».

– Что даёт молитва православному человеку? (Молящийся человек прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется)

– Верно, молитва – это обращение людей к Богу, но и Бог общается с людьми. Именно об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.

3. Введение в тему, создание проблемной ситуации.

– В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но существует такая книга, которая стала важной частью человеческой культуры, изучение которой очень важно для христиан всего мира и, конечно, для православных христиан. Вы уже догадались, о какой книге идёт речь? (О Библии)

– Правильно. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к этому памятнику культуры, к этой священной «Книге книг». Вместе с вами попробуем ответить на вопросы: О чем рассказывает Библия людям? Из каких частей она состоит? Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

4. Объяснение нового материала: работа с учебником, беседа.

4.1. Выразительное чтение 1-4 абзацы, с. 16

4.2. Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:

– Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Иисуса Христа)

– Почему Библия важна для христиан, о чём она рассказывает людям? (В ней рассказывается, как люди ждали рождения Христа, как он родился, жил и чему учил людей)

– Что означает слово «Библия» в переводе с древнегреческого языка и почему? (Слово «Библия» означает «книги», потому что эта священная для христиан книга состоит из 77 книг)

4.3. Сообщение учителя.

Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета. Попробуем разобраться в значении этого названия. Слово ЗАВЕТ означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Нужен ли людям такой союз? Да, чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи.

Кто же написал книги Ветхого Завета? Это были ПРОРОКИ – люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Почему Завет Бога с пророками называется Ветхим? Первоначальное значение слова «ветхий» - «древний», «старый». Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. С его приходом появляется Новый Завет.

4.4. Заполнение схемы.

Священное Писание Нового Завета написано АПОСТОЛАМИ – первыми учениками Иисуса Христа. Они свидетельствовали о жизни, словах и делах Христа, поэтому части Нового Завета, посвящённые Иисусу Христу, называются Евангелие. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «добрая весть».

5. Динамическая пауза.

Да – нет (да – хлопаем в ладоши, нет – топаем ногами)

Библия – в буквальном переводе – означает «книги». (да)

Библия была написана в течение 100 лет. (нет)

Апостолы – это слуги Иисуса Христа. (нет)

Евангелие означает «добрая весть». (да)

Ветхий Завет написали летописцы. (нет)

Ветхий Завет написали пророки. (да)

Новый завет состоит из 50 книг. (нет)

Библия – это священная книга христиан. (да)

6. Работа с иллюстрациями учебника, беседа, чтение.

– Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина – особая книга. Её читают и в храме, и дома. Её внимательно изучают, переводят на разные языки. Священные тексты звучат во время службы в храме. Особая роль отводится Евангелию. На фотографиях в учебнике изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе (рис. с. 16). Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги. Но мы должны помнить, что богатое убранство книги – это всего лишь знак почтения к её главному достоинству – содержанию.

Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия. Обратите внимание на иллюстрацию «Христос Вседержитель» В. Васнецова (рис. с. 17). В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении, а в левой – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения. Для чего они здесь? О чём говорят зрителю? Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его, обратимся к статье учебника. (Чтение статьи «Это интересно» с. 17). Итак, кого символизируют фигуры тельца, орла, человека и льва? (Они напоминают о четырёх апостолах – учениках Иисуса Христа и авторах Евангелия: Луке, Иоанне, Матфее и Марке).

Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей. Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок. Прочитайте притчу «Суд царя Соломона». (Чтение статьи «Это интересно» с. 18). Попробуйте разобраться, чему учит эта история. (Чтение, обсуждение, в результате которого ученики должны прийти к выводу: эта притча осуждает жестокость и себялюбие, она учит жертвенной, сострадательной любви – истинная мать готова отказаться от своего ребёнка, ради спасения его жизни).

– Вы убедились, что в Библии заключены очень важные для человека нравственные уроки. В её текстах есть даже прямое обращение Бога к людям, то есть ОТКРОВЕНИЕ. Откровение – это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Именно таким откровением Божиим у христиан считается Библия. Повествование в ней разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (то есть предсказания) конца мира. Самые важные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.

7. Закрепление изученного материала.

– Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?

– Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

– О чем рассказывает Библия людям?

8. Подведение итогов, домашнее задание.

9. Рефлексия. (красный, жёлтый, зелёный).

Самоанализ урока ОРКСЭ в 4 классе

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Урок ОРКСЭ в 4 классе был проведён 03.10.2018 согласно календарно-тематическому планированию, тема урока: Библия и Евангелие, раздел «Основы православной культуры».

Цели урока:

    познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

    развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

    воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Задачи:

    актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

    рассмотреть роль Библии в жизни христианина.

Универсальные учебные действия:

    регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

    познавательные: формированиепредставлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Это урок общеметодологической направленности с использованием проблемно-диалогической технологии. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Структура урока соответствует требованиям ФГОС:

1.Ориентация на новые образовательные результаты.

2.Нацеленная деятельность на формирование УУД.
Планируемые результаты:

Предметные: понимание смысла основных понятий православной культуры: христианин, Библия, Евангелие.

Метапредметные: Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм.

3.Использование современных образовательных технологий – проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (физкультминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Учитель: Парыгина Татьяна Анатольевна

Основы православной культуры

Урок №5: «Библия и Евангелие»

Цель : осмысление учащимисязначения для христиан книг Ветхого и Нового Заветов.

Задачи :

    познакомить учащихся со структурой Библии, с основными понятиями урока; сформировать представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;

    развивать устную речь, коммуникативные навыки (при работе в паре, группе), образное мышление, умение находить нужную информацию в тексте, познавательные навыки учащихся: любознательность, интерес, стремление познавать новое, добывать и анализировать информацию из различных источников.

    развивать чувство глубокого уважения к православной культуре

Основные понятия урока: Библия, Евангелие, Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, Христос, христианин, пророк, апостол, откровение.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Дидактическое обеспечение : учебник КураевА.В. Основы православной культуры, детская Библия, словари, рабочие тетради.

Ход урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Я сейчас сказала «встреча» и задумалась. А какие слова, как магнитиком, могут притягиваться к этому слову? Вспомните какую-нибудь встречу из своей жизни и такие слова обязательно придут вам на память, ведь у каждого свои воспоминания, ассоциации, связанные с этим словом…(радость, надежда, открытие, счастье, улыбки и т.д.). (Слайд 2) (Дети высказываются). Мне очень хочется рядом со словом «встреча» поставить слово «судьба, судьбоносная», (Слайд 3) потому что иногда бывает так, что от наших встреч зависит наша судьба. И я надеюсь, сегодня у нас будет такая, очень важная встреча – встреча с Библией.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

(Учитель предлагает детям слайд, на нём записаны слова: библиотека, библиофил, библиология, библиография):

Ребята, посмотрите на слайд, (Слайд 4 - 1) там записаны слова. Что означает каждое из этих слов?

    Библиотека - (Biblia в переводе с греческого – « книги») - библио – книги, тека – хранилище, т.е. библиотека – это хранилище книг; комплект книг, подобранных по одному вопросу или отвечающих интересам читателей определенной профессии.

    Библиофил - [от греч. biblion - книга и philos - друг].

Любитель книг, собиратель книжных редкостей.

    Библиология - [от греч. biblion - книга и logos - учение].

То же, что книговедение.

    Библиография - [от греч. biblion - книга и graphō - пишу] - наука об описании книг и составлении указателей литературы.

Что объединяет эти слова? (общий корень «библио») (Слайд 4 – 2)

Ребята, в переводе с греческого «Biblia» – « книги»). А зачем нужны книги, что дают человеку книги? (важные знания). (Слайд 5)

Сейчас на слайде появится ещё одно слово. (Появляется слово «Библия»). (Слайд 6 - 1) Как вы думаете, это слово является родственным со всеми другими словами? (да).

Попробуем разобраться, а что же такое «Библия»?

Ребята, сейчас мы поработаем в группах со словом «Библия». Одна группа будет искать значение этого слова в словаре, а остальные группы попробуют самостоятельно определить значение этого слова. (Дети озвучивают сначала свои варианты, а зачем зачитывается значение слова из словаря и выводится на экран на слайде (Слайд 6 - 2) ).

БИБЛИЯ - Слово Божие в полноте своей, Святое Писание ветхого и нового заветов; иногда отделяют последний, и собственно Библией называют один ветхий завет. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля)

Ребята, сравним ваши значения и значение, обозначенное в словаре. Похожи они? Чем? Вы все правы. Молодцы!

3. Выявление места и причины затруднения.

Библию, ребята, называют «Книга книг». (Слайд 7) Как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения: самая главная из всех книг, книга, состоящая из нескольких книг).

Ребята, все ваши предположения верны. Библия даёт человеку главные знания, без которых он жить не может.

Вспомните, мы сказали, что в переводе с греческого «Biblia» – « книги», именно «книги», а не «книга», почему же? Что же это за книга? Попробуем разобраться.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Где мы можем постараться найти ответы на все наши вопросы? (можем заглянуть в учебник)

5.Реализация построенного проекта .

В учебник мы заглянем чуть позднее, а сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. (Слайд 8)

Почему же «Библия» - это книги. (Потому что Библия состоит из нескольких книг – книг Ветхого и Нового заветов).

В чём отличие Ветхого и Нового заветов? (ответы детей)

Как вы объясните слово «завет»? ("Завет" - это "союз", "договор", "обещание")

Библию называют ещё – Священная история, потому что она дана Самим Богом. Это не простая книга, это Откровение Божие.

Библию ещё называют учебником жизни, где рассказывается о Боге, где открываются главные законы жизни. Ребята, а как вы думаете, кто придумал первый закон? (Предположения детей). Случилось это во времена Ветхого завета.

Слово "ветхий" можно пояснить словами "старый", "устаревший", "древний". (Слайд 9) В разные времена Бог избирал людей, которые горячо верили в Него, и открывал им законы жизни. Бог пообещал людям Спасителя мира. Это обещание Бог даёт народу в пустыне на горе Синай через одного из своих пророков Моисея. Пророки имели дар – слышать, что говорит им Бог и передавали это народу, предсказывали грядущие события. В Ветхом завете 50 книг.

Первые пять книг Ветхого Завета называются "Пятикнижие" (или по-древнееврейски - "Тора"). Там описываются 10 главных правил – заповедей (законов), где Бог открыл людям священную азбуку добра и зла. (Слайд 10) Они были написаны Моисеем на двух скрижалях – каменных плитах. (Слайд 11) Эти законы запрещающие: «не убий», «не укради», «не завидуй», « не произноси имя Господа Бога своего напрасно», «почитай отца твоего и мать твою».

А кто-нибудь может назвать основные сюжеты «Ветхого завета»? (Слайд 12) (Сотворение мира, Адам и Ева, Вавилонская башня, казни в Египте)

Библия дана людям в помощь и наставление, она учит нас. А раз есть учебник, значит, есть и учителя и школа. Такой школой является Церковь. Каждый день во всех православных храмах читают отрывки из неё и разъясняют их смысл и значение. Священники изучают Библию и проводят специальные разъяснительные беседы.

Новое "завещание" или Новый завет (любить друг друга) люди получили от Бога-Человека - Иисуса Христа. Завет называется Новым, поскольку Иисус Христос скрепил своей кровью новый союз-договор между Богом и человеком. Книги Нового Завета были написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя, Иисуса Христа его учениками. В Новом Завете 27 книг. (Слайд 13).

Вспомните основные сюжеты «Нового завета». (Слайд 14) (Рождество Христово, Крещение, проповедь Христа, распятие, воскресение и вознесение Христа)

А что же представляет собой Новый Завет? Посмотрите на слайды, что изображено? (Слайд 15) (Евангелие)

Что же такое Евангелие? А теперь обратимся к учебнику. Прочитайте, что говорится о Евангелие в нашем учебнике? (Слайд 16).

Главная книга Нового Завета - это Евангелие. Она рассказывает о жизни Иисуса Христа.

Ученики Иисуса Христа – апостолы (греч. – посланники) (Слайд 17) Матфей, Марк, Лука, Иоанн - рассказали о жизни и учении Христа. Они авторы Евангелия.

В Новом завете Спаситель Иисус Христос даёт нам другие заповеди – заповеди счастья, но о них у нас пойдёт речь на другом уроке.

Посмотрите на слайд. (Слайд 18) Перед вами символы четырёх евангелистов. Найдите в учебнике объяснение этих символов и обсудите в парах.

Изображения четырех живых существ - символы раскрывают различные стороны подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

    При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Евангелист Марк символизируется со львом, показывает могущество Христа.

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное служение Спасителя.

Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

    Святой Григорий Двоеслов дает и такое обоснование символов в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

Изображения четырех евангелистов и их символов обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя. (Слайд 19)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с притчей:

В коротеньких рассказах Библии, которые называются притчами , говорится о том, что хорошо, а что – плохо. Послушайте одну из них.

Чтение притчи « Мудрый царь Соломон» (притчу читает учитель целиком из детской Библии) (Слайд 20)

Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине? (Ответы детей .)

Которая же из них была матерью? (Ответы детей .)

Первая женщина согласилась с предложением царя. Как ни странно, именно ее Соломон и осудил. Он приказал отобрать ребенка у нее и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребенком, лишь бы сохранить ему жизнь.

Вывод: Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.

Материнская любовь жертвенна. Мать готова на всё ради жизни своего ребёнка. Любовь матери-пример жертвенной беззаветной любви к людям. Это подвиг матери. А как высок подвиг того, кто пожертвовал собой ради всех людей? О ком я говорю? (о Христе) Ребята, эта притча из Ветхого завета. Но от всех историй Ветхого завета можно провести мостик к историям из Нового завета. В этой притче жертвенная любовь матери напоминает нам о жертвенной любви Христа ко всем людям. Ведь Христос призывал народ любить всех людей, прощать всех людей, даже врагов своих.

Ещё говорят, что Библия - Священная книга всех христиан, священное писание. Кто такие христиане? (Все, кто принял учение Христа) Теперь нам понятно, почему Библия – это «Книга книг»?

(Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. Это послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе создали библейский текст. От человека – вопросы к Богу, от Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Иногда – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

А сейчас в своих тетрадях нарисуем развёрнутую книгу, как показано как слайде. (Слайд 21) Над ней написано слово «Библия». Каждый в своей тетради достроит модель Библии и вставит пропущенные слова, используя полученные на сегодняшнем уроке знания.

А теперь сравните свою модель с моделью на слайде. (Слайд 22) (На слайде появляется полная модель, учащиеся соотносят свою модель с моделью, предложенной учителем) Кто не сделал ошибок?

8. Включение в систему знаний и повторение .

- Ребята, что же мы узнали сегодня о Библии? (Слайд 23)

    БИБЛИЯ - самая древняя книга. Она является самой первой из всех изданных книг; первой, напечатанной наборным шрифтом.

    По тиражу изданий Библия занимает первое место в мире.

    А ещё Библия - древнейший памятник письменности. В нём собраны разнообразные религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода - с XII века до н. э. по II век н. э.

    Библия - это выдающийся памятник мировой культуры. На ее основе более двух тысяч лет формировались история, искусство, литература, нормы поведения значительного числа народов. Вот почему многие уважаемые, известные люди (учёные, писатели, историки, юристы) считают, что знать и правильно понимать Библию необходимо не только людям верующим (христианам), но и каждому культурному человеку.

    Список библейских персонажей состоит более чем из 1000 имён.

    По информации Германского Библейского общества, Библия полностью или частично переведена на 2377 языков народов мира, полностью издана на 422 языках. С древнееврейского языка Библию перевели на греческий, латинский, а затем - и другие языки. Для славянских народов огромную роль в создании Библии сыграли братья Кирилл и Мефодий, монахи, создатели славянской азбуки. Они перевели Библию на старославянский язык.

    Части Библии, записанные на пластинки и кассеты, служат пособием для неграмотных и слепых. Для слепых Библия издается специальным шрифтом.

Сколько знаков «+» вы для себя поставили? Интересна ли вам была эта информация? Почему?

9. Рефлексия учебной деятельности .

Что нового и полезного вы сегодня узнали во время нашей встречи?

От какой мысли на уроке вам стало теплее?

И в заключение нашей работы я предлагаю вам поработать в группах и составить синквейн по теме «Библия».(Слайд 24)

2 прилагательных

3 глагола

предложение из 4 слов

1 обобщающее слово (синоним)

Пример синквейна по теме «Библия»

Священная главная

Соединяет, осмысливает, учит

Божие откровение у христиан

Поработайте, пожалуйста, с вашими шкалами самооценок.

Домашнее задание. (Слайд 25)

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку Библия и Евангелие»

православной культуры

Евангелие

Основы православной культуры

и Евангелие



судьбоносная

с Библией


БИБЛИОТЕКА

БИБЛИОФИЛ

БИБЛИОЛОГИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИО ТЕКА

БИБЛИО ФИЛ

БИБЛИО ЛОГИЯ

БИБЛИО ГРАФИЯ


«Biblia» – « книги»

А что дают человеку книги?


Слово Божие в полноте своей, Святое Писание ветхого и нового заветов; иногда отделяют последний, и собственно Библией называют один ветхий завет .

(Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля)




"старый", "устаревший", "древний "

В разные времена Бог избирал людей, которые горячо верили в Него, и открывал им законы жизни. Бог пообещал людям Спасителя мира. Это обещание Бог даёт народу в пустыне на горе Синай через одного из своих пророков.


ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Первые пять книг Ветхого Завета называются "Пятикнижие" (или по-древнееврейски - "Тора"). Там описываются 10 главных правил – заповедей (законов) , где Бог открыл людям священную азбуку добра и зла.



СЮЖЕТЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Сотворение мира

Каин и Авель

Ноев ковчег


Новый завет -

новый союз-договор

между Богом и человеком

Книги Нового Завета были написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя, Иисуса Христа его учениками. В Новом Завете 27 книг.


СЮЖЕТЫ НОВОГО ЗАВЕТА

Рождество Христово

Нагорная проповедь Иисуса Христа

Вознесение Господне

Крещение Иисуса Христа

Распятие Христа



Греческое слово "евангелие" означает "благая, добрая весть".

В Евангелие говорится о том, что Христос учил людей истинной вере, добру и любви, совершал разные чудеса: насыщал голодных, исцелял больных, воскрешал мёртвых. Он говорил о необходимости прощения и терпения.


Ученики Иисуса Христа – апостолы (греч. – посланники) рассказали о жизни и учении Христа.



Орёл – символ

евангелиста Иоанна

Телец – символ евангелиста Луки

символ евангелиста Матфея

Лев – символ евангелиста Марка


Притча «Мудрый царь Соломон»

Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине?


завет –

книг

завет - книг

… Бога с людьми

Установлен с пришествием …

заключен при Адаме и продолжался до пришествия в мир


Ветхий завет–

50 книг

Новый завет - 27 книг

«завет» в Священном Писании означает

завет Бога с людьми

заключен при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа

Установлен с пришествием Спасителя

и продолжается до настоящего времени


Что мы узнали

сегодня о Библии?


СИНКВЕЙН

2 прилагательных

3 глагола

предложение из 4 слов

1 обобщающее слово (синоним)


Домашнее задание

  • Прочитать статью учебника (с. 16-19), ответить на вопросы в конце статьи.

Составить свои тестовые вопросы (5-7 вопросов) к статье учебника, предложить их для выполнения на следующем уроке соседу по парте.


Ключевые слова: Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, христианство, откровение, притча

Сначала размышляем сами:

1. Слышали ли вы раньше слова, вынесенные в названии урока? Есть ли у вас дома Библия и Евангелие?

2. Подбери родственные слова слову откровение: откровенный, открыть, открытка, открутить, окоротить, отрок, открытие, отречение, покров, открыться, короткий.

Андерсен не случайно вложил в уста Герды именно молитву «Отче наш». Дело в том, что эта самая известная молитва для более чем двух миллиардов христиан.

Христианин – это ученик Иисуса Христа.

Учение Христа называется «христианство». А жил Иисус около двух тысяч лет назад… Точнее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Достаточно посмотреть на любую календарную дату – и станет понятно, какой год от Рождества Христова на дворе.

Есть книга о Христе и его словах. Она называется Библия. Слово Библия в переводе с греческого означает «книги» (ср. «библиотека»).

Это почти сто книг, написанные в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

Первая и бо льшая часть Библии состоит из 51 книги и называется «Священное Писание Ветхого Завета». Её написали «пророки». Пророк-прорицатель передает людям то, что сказал ему Бог («пророчество»). Оно передает взгляд Творца на прошлое, настоящее и будущее.

Слово «завет» означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз был нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминал о том, что Бог – его «союзник», и не сходил с пути добра.

Завет Бога и пророков называется «ветхим», то есть «древним» или «старым». В нем Господь предостерегал, ограничивал людей: Он говорил, чего они не должны делать.

Через несколько столетий после жизни пророков появился Новый Завет. Теперь слышнее всего звучит призыв к любви. Если в Ветхом Завете Бог разрешал людям жить по принципу «око за око», то в Новом Завете вместо мести Бог призывает людей к прощению.

Новый Завет заключен через Иисуса Христа. Его жизнь, слова и дела описаны в книгах, называющихся «Евангелие», что в переводе означает — «добрая, благая весть».

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны учениками Иисуса Христа — «апостолами» (буквально – «посланниками»).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.

Все библейские книги у христиан считаются «священными»; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе, то есть в соавторстве создают Библейский текст. От человека – вопросы, особенности речи и характера автора. От Бога – вдохновение, мысли, содержание. Иногда – даже его прямое обращение к людям, т.е. откровение.

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное находит нас и становится очевидным. Иногда красота природы открывается людям. Иногда люди открываются друг другу. Христиане же говорят об откровении Бога через Библию.

Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце. Только из Библии можно узнать о жизни и учении Иисуса Христа. Христиане считают Христа Господом. Поэтому у молитвы «Отче наш» есть второе название – «Молитва Господня».

В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них заключен нравственный урок.

ВРЕЗКА

БИБЛЕЙСКИЕ ПРИТЧИ: Суд Соломона

К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… Одна женщина сказала: «пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите!». Вторая же вскричала – «отдайте ей этого ребенка живого, но не убивайте!».

Первая женщина согласилась с предложением царя. Как ни странно, именно ее Соломон и осудил. Он приказал отобрать ребенка у нее и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребенком, лишь бы сохранить ему жизнь. Полагаю, вы сами можете догадаться, почему мудрый царь Соломон поступил так.

ПРОРОК

С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья.

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет Предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

(Михаил Лермонтов)

Вопросы

1. Как ты думаешь, почему Библию называют «Книга книг»?

2. Выбери правильный ответ:

А) Евангелие — это часть Библии;

Б) Евангелие не входит в Библию

3. Кто является главным Лицом книг Нового Завета? Какие различия есть между учениями Ветхого и Нового Завета?

Сядем в кружок . Знакомы ли вам следующие имена, названия и выражения: Адам и Ева, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, явление трёх странников Аврааму, Содом и Гоморра, прекрасный Иосиф, земля обетованная, гора Синай? Может быть, кто-то вспомнит какую-то известную ему Библейскую притчу или Библейскую историю? Расскажи её одноклассникам.