Презентация на тему истина и ее критерия. в) относительными; г) абстрактными

Подобные документы

    Истина и познание в философии. Совпадение между сознанием и миром. Признание объективной истины. Зависимость истины от условий. Относительная и абсолютная истина. Выбор путей познания. Стремление к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

    реферат, добавлен 25.03.2013

    Истина как адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Противоположность истины и заблуждения. Религиозный источник познания. Философские подходы к выделению критериев истины. Относительность и абсолютность знаний, формы объективной истины.

    контрольная работа, добавлен 15.10.2010

    Разные подходы к определению истины, многообразие подходов к критерию истины, ее формы, объективность и конкретность истины в различных философских направлениях. Понятия абсолютности и относительности истины, их связь. Отличие истины от заблуждения, лжи.

    контрольная работа, добавлен 29.01.2010

    Вопрос о сущности и происхождении истины как основополагающий в теории познания, взгляд на данную проблему философов от античности и современности. Относительная и абсолютная истина в диалектике познания. Место категории "истина" в научном исследовании.

    реферат, добавлен 01.04.2010

    Что есть истина. Важность проблемы критерия истины. Проблема природы познаваемой реальности и субъективности мышления. Проблема характера соответствия мыслей реальности. Истина в повседневной жизни. Эволюция понятия критерия истины до марксизма.

    контрольная работа, добавлен 30.09.2013

    Отношения категории "истина" и видов знания. Ощущение, восприятие и представление как основные формы чувственного познания. Определение понятия "истина" в мыслях Хайдеггера, Бердяева, Фуко. Атрибуты истинного знания и основные концепции истины.

    презентация, добавлен 06.05.2014

    Понятия научной, обыденной (повседневной), логической, нравственной, относительной и абсолютной истины. Формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. Пример, иллюстрирующий различие обыденной истины и истины научной.

    реферат, добавлен 21.11.2010

    Понятие и направления исследования истины в философии различных времен, ряд ее форм: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. Сущность проблемы истины, ее взаимосвязь с процессом познания. Философия науки.

    реферат, добавлен 17.09.2011

    Проблема истины, являющаяся ведущей в философии познания. Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Положение о внеклассовом, надысторичном характере объективной истины, ее формы: относительная и абсолютная.

    реферат, добавлен 09.04.2016

    Истина как свойство знания, величайшая социальная и личная ценность. Понятие истины, ее основные формы и модификации. Диалектика относительной и абсолютной истины. Определение достоверности в философской науке. Истина и достоверность, общее и различное.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

“ Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает!” Абу Шакур

Что объединяет утверждения? «От перемены мест слагаемых сумма не меняется» «Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего» «Человек – биосоциальное существо»

§22. Истина и ее критерии

Какое определение точнее? Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Фома Аквинский Р. Декарт Аристотель Важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Слово «истина» означает соответствие мысли предмету. Истина есть тождество вещи и представления.

Виды истины Абсолютная истина Относительная истина Идеал, предел к которому стремиться наше знание. Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.

Утверждение: Под номером 1 изображен сок

Который час?

Большое ли яблоко?

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний? Рационалисты Эмпирики Прагматики Конвенционалисты

Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям. Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение. И.В. Гёте

Свойства истины Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения. Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Предварительный просмотр:

Предмет: обществознание

Класс: 10 «к»

Тема: «Истина и ее критерии»

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
  • расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
  • способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
  • создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
  • развивать творческую деятельность.

Специальные материалы и оборудование:

  • ксерокопии с высказываниями и заданиями
  • презентация на тему урока

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Изучение нового материала.

Слайд №1.

“Лишь тот умен, кто понимает,

Что неучен, что мало знает!”

Абу Шукур

Как вы думаете почему, я начал урок с высказывания древневосточного мудреца.... (ответ учащихся: знание – сила)

Слайд №2.

«От перемены мест слагаемых сумма не меняется»

«Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего»

«Человек – биосоциальное существо»

  • Мы будем изучать именно то, что объединяет эти выражения.

(подводим учащихся к тому, что все эти выражения верны и ищем синоним слову «верны» - истинны)

Итак, с чем мы сегодня познакомимся и что нам необходимо будет узнать.

(вместе формулируем цели и задачи урока)

Слайд №3.

§22. Истина и ее критерии

  • Записываем тему урока в тетрадь
  • Пока ваши тетради открыты, прошу вас самостоятельно записать определение «истины» ориентируясь лишь на собственные знания. В конце урока мы сравним определения.

(учащиеся записывают определение в течении пары минут)

  • Ребята, на ваших партах листы с определениями. Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?

(при разборе ответов указываем на недостатки /подчеркнуты/ каждого определения кроме истинного)

  • Итак, общепринятым определением истины является… (корректируем ответы учащихся и приводим примеры в опровержение первых 4-х определений)

Слайд №4.

  1. Истина – незыблемые , не меняющиеся со временем утверждения. (гелиоцентризм)
  2. Истина – это те выводы, с которыми все согласны . (гром и молния - Перун)
  3. Истина – это то, во что верит человек. (атеист и религиозный человек)
  4. Истина – достоверное, правильное знание (наказание ученика учителем горохом)

ИСТИНА – это … соответствие наших знаний о предмете самому предмету .

(точный термин выходит анимацией позже)

Слайд №5. Философы и их определения истины

  • Ребята, вы, конечно, обратили внимание, что существует много трактовок нашего термина. И все потому что существует несколько видов истины (абсолютная, относительная)
  • Обратите внимание на листочки с заданиями на ваших партах. В задании №2 вам необходимо соотнести определение с самим понятием.

Слайд №6.

(определение под литерой «В» - лишнее)

  • Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

(записываем виды истины в тетрадь)

  • Теперь давайте глядя на слайды определим каким видам истины соответствуют примеры.

Слайд №7.

Пример первый – сок (относительная истина)

Слайд №8.

Пример второй – дважды два (абсолютная истина)

  • Итак, от чего же зависят критерии истины? Посмотрим на слайды…

Слайд №9. Слайд с часами.

Который час? Если бы это были настоящие часы, то люди слева и справа могли ответить иначе.

  • Взгляните пожалуйста на ваши индивидуальные листы.

Что изображено в задании № 3?

Слайд №10. Лица.

Кто изображен? А если вверх ногами?

Слайд №11. Яблоко.

Большое или маленькое … давайте поднесем ладошки.

  • Итак ребят от чего зависят критерии истины? От той позиции с которой вы даете определение. Иначе говоря – от тех критериев на которые вы опираетесь. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
  • В зависимости от позиций выделяют разные критерии истины
  • Взгляните на задание №4 на листах и стрелочками соотнесите взгляды с критериями истины.
  • Но прежде давайте вспомним на какие идеи опирается каждое из этих направлений познания (краткие ответы учащихся)

Слайд №12. Таблица критериев истины

Взгляды

Критерии истины

Эмпирики

Чувственный опыт

(истина лишь то, что можно почувствовать)

Рационалисты

Разум

(истина лишь то, что можно осознать и описать логикой и разумом)

Конвенционалисты

Конвенция

(истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенция»)

Прагматики

Практика

(истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач)

Слайд №13. Заключительный слайд с афоризмами Гёте.

Ребята сейчас на уроке вы учитесь. Не бойтесь ошибаться, ибо не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!

Подведение итогов урока:

  • Рефлексия (что нового узнали?)
  • Сравнение ранее написанных определений с книжным вариантом
  • Что понравилось/не понравилось
  • Отметки с комментариями и Д/З (стр 227-234, выписать св-ва истины)

Предварительный просмотр:

Задание №1.

Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?

  1. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
  2. Истина – это те выводы, с которыми все согласны.
  3. Истина – это то, во что верит человек.
  4. Истина – достоверное, правильное знание.
  5. Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Задание №2.

Соотнесите определение с самим понятием.

Задание №3.

Что изображено на рисунках?

1. Эмпирики

  1. Прагматики
  1. Конвенционалисты

А). Ощущения являются единственным источником и основанием знания. Источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт

Б). За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. Критерием истины выступает разум.

Г). Любые практические знания подтвержденные накопленным опытом и научными экспериментами способствующие решению насущных задач действительности.


Слайд 2

Какими способами достигается?

Слайд 3

«истина есть тождество вещи и представления»

Фома Аквинский

«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Р. Декарт

важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

Позиция Аристотеля

Слайд 4

«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)

«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)

Слайд 5

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

Критерии истины.

Слайд 6

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Эмпирики

  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • Мышление рассматривается как производное от ощущений;

Критика позиции эмпириков

  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
  • Слайд 7

    • рационалисты
    • критерием истины выступает разум;
    • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
    • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
    • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • Слайд 8

    Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.

    «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)

    Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.

    При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

    Слайд 9

    ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

    ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:

    1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО

    2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

    Критерий истины – практика: практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

    Слайд 10

    Критерии истины

    • Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
    • У рационалистов - критерием истины выступал разум.
    • Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
    • Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
  • Слайд 11

    Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.

    Критерий истинности - теория

    Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?

    Отказ от идеи развития знания

    Слайд 12

    Формы истины

    • Научная истина
    • Обыденная или житейская истина
    • Художественная истина
    • Нравственная истина
  • Слайд 13

    Виды истины

    • Абсолютная истина
    • Относительная истина
    • Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
    • Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
    • На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
    • Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
  • Слайд 14

    Свойства истины

    • Конкретность– зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
    • Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
  • Слайд 15

    ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

    «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)

    • Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
    • «полнотелость» - признак здоровья.
    • всякая власть от Бога
    • отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
  • Слайд 16

    Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс

    Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.

    Интернет-ресурсы:

    Посмотреть все слайды




    Философы об истине Аристотель Истина – это соответствие знания объекту, действительности Беркли, Э.Мах, Авенариус Рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства Платон, Гегель Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира Р.Декарт Важнейший признак истинного знания - ясность






    Критерии истины Эмпирики – источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт Сенсуализм – ощущения являются единственным источником и обоснованием знания Рационалисты – критерием является разум Конвенционалисты – истина является результатом соглашения Прагматики – истина – знание, которое способствует решению практических задач




    ВИДЫ ИСТИНЫ Абсолютная истина- это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Не может быть опровергнута. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание. Мир бесконечно изменчив, возможности познания зависят от условий своего времени и определяется уровнем развития духовной культуры


    Истоки заблуждений 1. Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф.Бекон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир. 2. Э.Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.


    Истина и заблуждение 3. Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям. 4. Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения. 5. Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.



    • 1. Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности – это:
    • Гносеология
    • Онтология
    • Агностицизм
    • Конвенциализм
    • 2. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:
    • Гносеология
    • Онтология
    • Агностицизм
    • Конвенциализм
    • 3. Верны ли суждения:
    • А.) АГНОСТИЦИЗМ - ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ
    • СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ
    • Б.) КОНВЕНЦИАЛИЗМ - (ОТ ГРЕЧ.
    • НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ
    • ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ
    • ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
    • Верно только А
    • Верно только Б
    • Верны оба суждения
    • Не верны оба суждения
    • 4. Познание – это:
    • Результат особого познавательного процесса людей.
    • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании
    • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является трудовая деятельность, отражающая объективную реальность в его сознании.
    • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
    • 5. Форма познавательной
    • деятельности:
    • Психологическое
    • Этическое
    • Социальное
    • Личное.
    • 6. Виды познавательной
    • деятельности:
    • Реальное и не реальное.
    • Рациональное и чувственное
    • Социальное и религиозное
    • Пессимистическое и оптимистическое.
    • 7. Установить соответствие: Мыслители прошлого о сущности бытия
    ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
    • Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
    Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?
    • «истина есть тождество вещи и представления»
    • Фома Аквинский
    • «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
    • Р. Декарт
    • важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
    • Позиция Аристотеля
    «ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)
    • «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
    Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете? КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
    • Эмпирики
    • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
    • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
    • Мышление рассматривается как производное от ощущений;
    • Критика позиции эмпириков
    • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
    • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
    • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
    • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
    КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
    • рационалисты
    • критерием истины выступает разум;
    • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
    • критика
    • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
    • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
    • Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
    • «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
    • Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
    • При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
    ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
    • ИСТИНА
    • КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
    • 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
    • 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
    • Критерий истины – практика:
    • практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
    • материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
    Критерии истины
    • Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
    • У рационалистов - критерием истины выступал разум.
    • Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
    • Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
    Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
    • Критерий истинности - теория
    • Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
    • Отказ от идеи
    • развития знания
    Формы истины
    • Научная истина
    • Обыденная или житейская истина
    • Художественная истина
    • Нравственная истина
    Виды истины
    • Абсолютная истина
    • Относительная истина
    • Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
    • Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
    • На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
    • Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
    Свойства истины
    • Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
    • Объективность –
    • это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
    ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
    • «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
    • Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
    • «полнотелость» - признак здоровья.
    • всякая власть от Бога
    • отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
    • http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
    • http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
    • http://www.eurosmi.ru/science/41.html
    • http://his.1september.ru/2002/01/5.html
    • http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
    • http://activerain.com/blogs/sashadear
    • http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
    • http://www.rkm.kz/node/672
    • http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
    • Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс
    • Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.