Подобные документы
Истина и познание в философии. Совпадение между сознанием и миром. Признание объективной истины. Зависимость истины от условий. Относительная и абсолютная истина. Выбор путей познания. Стремление к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
реферат, добавлен 25.03.2013
Истина как адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Противоположность истины и заблуждения. Религиозный источник познания. Философские подходы к выделению критериев истины. Относительность и абсолютность знаний, формы объективной истины.
контрольная работа, добавлен 15.10.2010
Разные подходы к определению истины, многообразие подходов к критерию истины, ее формы, объективность и конкретность истины в различных философских направлениях. Понятия абсолютности и относительности истины, их связь. Отличие истины от заблуждения, лжи.
контрольная работа, добавлен 29.01.2010
Вопрос о сущности и происхождении истины как основополагающий в теории познания, взгляд на данную проблему философов от античности и современности. Относительная и абсолютная истина в диалектике познания. Место категории "истина" в научном исследовании.
реферат, добавлен 01.04.2010
Что есть истина. Важность проблемы критерия истины. Проблема природы познаваемой реальности и субъективности мышления. Проблема характера соответствия мыслей реальности. Истина в повседневной жизни. Эволюция понятия критерия истины до марксизма.
контрольная работа, добавлен 30.09.2013
Отношения категории "истина" и видов знания. Ощущение, восприятие и представление как основные формы чувственного познания. Определение понятия "истина" в мыслях Хайдеггера, Бердяева, Фуко. Атрибуты истинного знания и основные концепции истины.
презентация, добавлен 06.05.2014
Понятия научной, обыденной (повседневной), логической, нравственной, относительной и абсолютной истины. Формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. Пример, иллюстрирующий различие обыденной истины и истины научной.
реферат, добавлен 21.11.2010
Понятие и направления исследования истины в философии различных времен, ряд ее форм: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. Сущность проблемы истины, ее взаимосвязь с процессом познания. Философия науки.
реферат, добавлен 17.09.2011
Проблема истины, являющаяся ведущей в философии познания. Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Положение о внеклассовом, надысторичном характере объективной истины, ее формы: относительная и абсолютная.
реферат, добавлен 09.04.2016
Истина как свойство знания, величайшая социальная и личная ценность. Понятие истины, ее основные формы и модификации. Диалектика относительной и абсолютной истины. Определение достоверности в философской науке. Истина и достоверность, общее и различное.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
“ Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает!” Абу Шакур
Что объединяет утверждения? «От перемены мест слагаемых сумма не меняется» «Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего» «Человек – биосоциальное существо»
§22. Истина и ее критерии
Какое определение точнее? Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Фома Аквинский Р. Декарт Аристотель Важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Слово «истина» означает соответствие мысли предмету. Истина есть тождество вещи и представления.
Виды истины Абсолютная истина Относительная истина Идеал, предел к которому стремиться наше знание. Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Утверждение: Под номером 1 изображен сок
Который час?
Большое ли яблоко?
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний? Рационалисты Эмпирики Прагматики Конвенционалисты
Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям. Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение. И.В. Гёте
Свойства истины Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения. Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Предварительный просмотр:
Предмет: обществознание
Класс: 10 «к»
Тема: «Истина и ее критерии»
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
- расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
- способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
- создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
- развивать творческую деятельность.
Специальные материалы и оборудование:
- ксерокопии с высказываниями и заданиями
- презентация на тему урока
Тип урока: изучение нового материала.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.
2. Изучение нового материала.
Слайд №1.
“Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает!”
Абу Шукур
Как вы думаете почему, я начал урок с высказывания древневосточного мудреца.... (ответ учащихся: знание – сила)
Слайд №2.
«От перемены мест слагаемых сумма не меняется»
«Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего»
«Человек – биосоциальное существо»
- Мы будем изучать именно то, что объединяет эти выражения.
(подводим учащихся к тому, что все эти выражения верны и ищем синоним слову «верны» - истинны)
Итак, с чем мы сегодня познакомимся и что нам необходимо будет узнать.
(вместе формулируем цели и задачи урока)
Слайд №3.
§22. Истина и ее критерии
- Записываем тему урока в тетрадь
- Пока ваши тетради открыты, прошу вас самостоятельно записать определение «истины» ориентируясь лишь на собственные знания. В конце урока мы сравним определения.
(учащиеся записывают определение в течении пары минут)
- Ребята, на ваших партах листы с определениями. Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?
(при разборе ответов указываем на недостатки /подчеркнуты/ каждого определения кроме истинного)
- Итак, общепринятым определением истины является… (корректируем ответы учащихся и приводим примеры в опровержение первых 4-х определений)
Слайд №4.
- Истина – незыблемые , не меняющиеся со временем утверждения. (гелиоцентризм)
- Истина – это те выводы, с которыми все согласны . (гром и молния - Перун)
- Истина – это то, во что верит человек. (атеист и религиозный человек)
- Истина – достоверное, правильное знание (наказание ученика учителем горохом)
ИСТИНА – это … соответствие наших знаний о предмете самому предмету .
(точный термин выходит анимацией позже)
Слайд №5. Философы и их определения истины
- Ребята, вы, конечно, обратили внимание, что существует много трактовок нашего термина. И все потому что существует несколько видов истины (абсолютная, относительная)
- Обратите внимание на листочки с заданиями на ваших партах. В задании №2 вам необходимо соотнести определение с самим понятием.
Слайд №6.
(определение под литерой «В» - лишнее)
- Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
(записываем виды истины в тетрадь)
- Теперь давайте глядя на слайды определим каким видам истины соответствуют примеры.
Слайд №7.
Пример первый – сок (относительная истина)
Слайд №8.
Пример второй – дважды два (абсолютная истина)
- Итак, от чего же зависят критерии истины? Посмотрим на слайды…
Слайд №9. Слайд с часами.
Который час? Если бы это были настоящие часы, то люди слева и справа могли ответить иначе.
- Взгляните пожалуйста на ваши индивидуальные листы.
Что изображено в задании № 3?
Слайд №10. Лица.
Кто изображен? А если вверх ногами?
Слайд №11. Яблоко.
Большое или маленькое … давайте поднесем ладошки.
- Итак ребят от чего зависят критерии истины? От той позиции с которой вы даете определение. Иначе говоря – от тех критериев на которые вы опираетесь. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
- В зависимости от позиций выделяют разные критерии истины
- Взгляните на задание №4 на листах и стрелочками соотнесите взгляды с критериями истины.
- Но прежде давайте вспомним на какие идеи опирается каждое из этих направлений познания (краткие ответы учащихся)
Слайд №12. Таблица критериев истины
Взгляды | Критерии истины |
Эмпирики | Чувственный опыт (истина лишь то, что можно почувствовать) |
Рационалисты | Разум (истина лишь то, что можно осознать и описать логикой и разумом) |
Конвенционалисты | Конвенция (истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенция») |
Прагматики | Практика (истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач) |
Слайд №13. Заключительный слайд с афоризмами Гёте.
Ребята сейчас на уроке вы учитесь. Не бойтесь ошибаться, ибо не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!
Подведение итогов урока:
- Рефлексия (что нового узнали?)
- Сравнение ранее написанных определений с книжным вариантом
- Что понравилось/не понравилось
- Отметки с комментариями и Д/З (стр 227-234, выписать св-ва истины)
Предварительный просмотр:
Задание №1.
Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?
- Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
- Истина – это те выводы, с которыми все согласны.
- Истина – это то, во что верит человек.
- Истина – достоверное, правильное знание.
- Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Задание №2.
Соотнесите определение с самим понятием.
Задание №3.
Что изображено на рисунках?
1. Эмпирики
- Прагматики
- Конвенционалисты
А). Ощущения являются единственным источником и основанием знания. Источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт
Б). За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. Критерием истины выступает разум.
Г). Любые практические знания подтвержденные накопленным опытом и научными экспериментами способствующие решению насущных задач действительности.
Слайд 2
Какими способами достигается?
Слайд 3
«истина есть тождество вещи и представления»
Фома Аквинский
«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
Р. Декарт
важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Позиция Аристотеля
Слайд 4
«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)
«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
Слайд 5
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
Критерии истины.
Слайд 6
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
Слайд 7
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
Слайд 8
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
Слайд 9
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Критерий истины – практика: практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
Слайд 10
Критерии истины
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Слайд 11
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
Критерий истинности - теория
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
Отказ от идеи развития знания
Слайд 12
Формы истины
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
Слайд 13
Виды истины
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Слайд 14
Свойства истины
- Конкретность– зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Слайд 15
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
Слайд 16
Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
Посмотреть все слайды
Философы об истине Аристотель Истина – это соответствие знания объекту, действительности Беркли, Э.Мах, Авенариус Рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства Платон, Гегель Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира Р.Декарт Важнейший признак истинного знания - ясность
Критерии истины Эмпирики – источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт Сенсуализм – ощущения являются единственным источником и обоснованием знания Рационалисты – критерием является разум Конвенционалисты – истина является результатом соглашения Прагматики – истина – знание, которое способствует решению практических задач
ВИДЫ ИСТИНЫ Абсолютная истина- это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Не может быть опровергнута. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание. Мир бесконечно изменчив, возможности познания зависят от условий своего времени и определяется уровнем развития духовной культуры
Истоки заблуждений 1. Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф.Бекон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир. 2. Э.Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.
Истина и заблуждение 3. Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям. 4. Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения. 5. Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.
- 1. Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности – это:
- Гносеология
- Онтология
- Агностицизм
- Конвенциализм
- 2. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:
- Гносеология
- Онтология
- Агностицизм
- Конвенциализм
- 3. Верны ли суждения:
- А.) АГНОСТИЦИЗМ - ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ
- СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ
- Б.) КОНВЕНЦИАЛИЗМ - (ОТ ГРЕЧ.
- НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ
- ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ
- ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
- Верно только А
- Верно только Б
- Верны оба суждения
- Не верны оба суждения
- 4. Познание – это:
- Результат особого познавательного процесса людей.
- Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании
- Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является трудовая деятельность, отражающая объективную реальность в его сознании.
- Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
- 5. Форма познавательной
- деятельности:
- Психологическое
- Этическое
- Социальное
- Личное.
- 6. Виды познавательной
- деятельности:
- Реальное и не реальное.
- Рациональное и чувственное
- Социальное и религиозное
- Пессимистическое и оптимистическое.
- 7. Установить соответствие: Мыслители прошлого о сущности бытия
- Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
- «истина есть тождество вещи и представления»
- Фома Аквинский
- «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
- Р. Декарт
- важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
- Позиция Аристотеля
- «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
- Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
- Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- критика
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
- «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
- Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
- При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
- ИСТИНА
- КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
- 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
- 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
- Критерий истины – практика:
- практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
- материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
- Критерий истинности - теория
- Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
- Отказ от идеи
- развития знания
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
- Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность –
- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
- «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
- http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
- http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
- http://www.eurosmi.ru/science/41.html
- http://his.1september.ru/2002/01/5.html
- http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
- http://activerain.com/blogs/sashadear
- http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
- http://www.rkm.kz/node/672
- http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
- Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс
- Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.