Казни египетские. Казни египетские Кровь и лягушки

Ученые нашли подтверждение о казнях Египетских – десяти бедствиях, поразивших древний Египет. Согласно Ветхого Завета Библии, они были посланы в наказание за то, что фараон не хотел отпускать Моисея и евреев из рабства.

Археологи и авторы многосерийного документального фильма, который будет показан на канале National Geographic в праздник Пасхи, считают, что Казни имели место, и были вызваны рядом природных причин, таких как глобальное потепление и извержение вулкана.

Археологи уверены, что описанные в Пятикнижии бедствия пали на город Пи-Рамзес в дельте Нила – этот город был столицей Египта в правление фараона Рамзеса II (1279-1213 до Р.Х.). Примерно 3000 лет назад Пи-Рамзес покинули все жители – ученые считают, что это могло быть результатом бедствий.

Группа климатологов, исследовавшая погодные условия древности, выяснила, что при Рамзесе II произошло резкое изменение климата с теплого и влажного на холодный и сухой. “Рамзес правил в очень благоприятный климатический период, было много дождя, и страна процветала. Но этот период продолжался лишь несколько десятилетий, и после его правления климатическая кривая резко падает, последовал засушливый период, который, несомненно, имел очень серьезные последствия”, – рассказывает палеоклиматолог Аугусто Маджини из университета Хайдельберга (Германия).

Создатели фильма считают, что эта резкая перемена стала причиной первой казни – когда река в Ниле превратилась в кровь. Вероятнее всегов связи с засухой полноводная и быстрая река превратилась в поток красной грязи, полагают ученые.

Доктор Стефен Пфлюгмахер из Института водной экологии и пресноводного рыболовства им. Лейбница считает, что “кровавой” реку могли сделать токсичные бактерии. Известно, что микроб Oscillatoria rubescens, также называемый “бургундская кровь”, поражал водоемы и 3000 лет назад, случается это и сегодня. Бактерии “стремительно размножаются в застоявшейся теплой воде, богатой питательными веществами. Умирая, они окрашивают воду в красный цвет”.

По мнению ученых, действие Oscillatoria rubescens привело и к трем последующим казням – нашествию лягушек, мошек и песьих мух. Развитие взрослых лягушек из головастиков управляется гормонами, которые могут ускорить этот процесс в стрессовой ситуации. Поражение Нила “бургундской кровью” и явилось таким стрессом, а когда вышедшие на сушу лягушки погибли, началось засилье насекомых, рост численности которых не сдерживался хищниками.

Насекомые могли вызвать пятую и шестую казни – мор скота и язвы у людей. “Мы знаем, что насекомые могут разносить болезни, такие как малярию, так что следующее звено в этой цепной реакции – эпидемия”, – говорил профессор Института Лейбница Вернер Клоас.

Другое природное бедствие, произошедшее вдали от Пи-Рамзеса, повлекло еще три казни – град, саранчу и темноту. По мнению исследователей, их причиной могло стать извержение – одно из самых сильных в истории – вулкана Тера на греческом острове Санторини, в результате которого в воздух были выброшены миллиарды тонн пепла.

Надин фон Блом – ученый из немецкого Института атмосферной физики, изучает образование туч, несущих град. Она считает, что сильный град обрушился на Египет из-за столкновения дождевых облаков с облаком вулканического пепла.

Доктор Сиро Тревисанато из Канады убежден, что нашествие саранчи также могло быть результатом извержения. Выпадение пепла привело к различным климатическим аномалиям, в том числе увеличению влажности, что очень благоприятно для роста поголовья саранчи. Пепельные облака также могли заслонить солнце, вызвав темноту – девятую казнь.

Во время раскопок в Египте были обнаружены куски пемзы – вулканического камня, хотя в самой стране вулканов нет. Тесты показали, что пемза происходит из вулкана на Санторини, что подтверждает гипотезу о выпадении пепла Теры в Египте.

Одна из версий десятой казни – смерти всех египетских первенцев – поражение зерна ядовитым грибком или плесенью. Поскольку первенцам мужского пола доставалась первая порция еды, погибли именно они.

Однако доктор Роберт Миллер, преподаватель Ветхого Завета Католического университета Америки, не согласен с утверждениями, что казни Египетские произошли по природным причинам, сообщает “Благовест-инфо”. Проблема натуралистических объяснений в том, что в них теряется настоящая суть. Суть же заключается в том, что израильтяне не вышли из Египта естественным образом, но вышли, ведомые рукой Господа, подчеркивает Р. Миллер.

Что ж. Сколько людей – столько и мнений. Как говорит Википедия:

«Десять казней египетских» - описанные в Пятикнижии бедствия, обрушившиеся на египтян за отказ египетского фараона освободить порабощенных сынов Израилевых.

Согласно книге Исход Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая в противном случае, что Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены следующие бедствия:

Наказание кровью

Казнь лягушками

Нашествие мошек

Травля дикими зверьми

Мор скота

Язвы и нарывы

Гром, молнии и огненный град

Необычная темнота (тьма египетская)

Нашествие саранчи

Смерть первенцев

Наказание кровью

И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исх.7:20,21)

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исх.8:5,6)

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует опустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Травля дикими зверями

Страну наводнили дикие звери: львы, крокодилы, медведи, скорпионы, небо заполонили хищные птицы, которые пытались проникнуть в жилища египтян и не давали им выходить на улицу. Те же египтяне, которые переступали порог дома, оказывались растерзанными. Даже домашний скот вдруг стал охотиться за своими хозяевами. Лишь евреев не трогали животные.

Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь:

Мор скота

У всех египтян вымер скот, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил.

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

«и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал» (Исх.9:23-25).

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.

И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.

И началась девятая казнь:

Необычная темнота

Пала на Египет темнота, но темнота та была необычная темнота, ибо была она густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Историчность сюжета – домысел, как фактум…

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. По всей вероятности, на самом деле это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках кроме Библии.

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нем множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха.

Десять казней египетских, описание которых можно найти в Пятикнижии (Моисеев Закон, пять первых книг канонической еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа Второзаконие.) беды, которые обрушились на народ Египта за отказ фараона освободить захваченных сынов Израилевых.

Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что если фараон этого не сделает - Бог жестоко накажет Египет. Фараон не воспринял слова Моисея всерьез, и на Египет пали следующие бедствия:

  • Казнь кровью
  • Казнь лягушками
  • Нашествие мошек
  • Наказание пёсьими мухами
  • Мор скота
  • Язвы и нарывы
  • Гром, молнии и огненный град
  • Нашествие саранчи
  • Необычная темнота (тьма египетская)
  • Смерть первенцев
1. Наказание кровью

И случилось так, что вся вода Нила и других водоемов превратилась в кровь, но оставалась питьевой водой для иудеев. Отныне египтяне могли пить только воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать. Они смогли превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

2. Казнь лягушками

«они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои »

И случилось так, что жабы наполнили всю землю египетскую.Египетские колдуны начали колдовать, они сделали так, что лягушек стало больше, но не знают они такого колдовства, которое избавит от лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит евреев, если Бог уберет лягушек. И бог убрал всех лягушек. Однако фараон отказался от своего обещания.

3. Нашествие мошек

И случилось так, что на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, влезали в глаза, нос, уши. Колдуны не могли помочь фараону, и сказали, что не знают колдовства от мошек, и что, это все правда наказание Господне, и следует отпустить пленников. Однако фараон снова оказался непреклонен.


4. Наказание песьими мухами

Тучи мух покрыли людей и их дома. Насекомое это совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и напорством. Словно стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом. (Под пёсьими мухами имеются ввиду оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных).

5. Мор скота

У всех египтян вымер скот, напасть не коснулась лишь скота евреев. И понял фараон, что Бог заботится о евреях, но евреев все же не отпустил.


6. Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею взять печной сажи и подбросить ее высоко вверх. И покрылись тела египтян и животных страшными язвами и нарывами. И испугался фараон, что всю свою жизнь будет мучиться из-за язв и нарывов и решил отпустить евреев. Но Бог дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из-за страха, но из понимания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом.

7. Гром, молнии и огненный град

И началась буря, и загремел гром, и засверкали молнии… на Египет пал огненный град.Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя, поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем попросил помолиться Богу, чтобы град прекратился, пообещал, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но снова не сдержал своего обещания фараон.


8. Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил на свободу сынов Израилевых.

9. Необычная темнота

Она была густая и плотная, так что ее можно было потрогать; а свечи и факелы не могли осветить землю. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться во тьме. Но вскоре темнота стала еще гуще, сковывая движения египтян, и не могли они даже пошевелиться. И позвал фараон Моисея, и сказал, что отпускает евреев, только скот они должны оставить. Моисей сказал фараону, что не оставят евреи скот. Тогда фараон велел Моисею не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет, но постигнет Египет казнь, страшнее всех, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

10. Смерть первенцев

И не прошла стороной Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев. После того, как в Египте за одну ночь умерли первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

ПЕРВАЯ КАЗНЬ: ВОДА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРОВЬ

Исход 7:19-25 И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона...

Против чего же была направлена эта казнь?

Река Нил считалась одним из божеств Египта, которому Египет был обязан своим появлением на свет, своим существованием и процветанием.
«В Древнем Египте Нил, "великая река", всегда был источником жизни, общим достоянием двух земель – Верхнего и Нижнего Египта. Широко известно изречение Геродота: "Египет - дар Нила". Во многих текстах подчеркивается космичность Нила, его подземный и небесный характер.

Существовали представления, согласно которым по небесному Нилу днем плывет ладья Солнца. Под землей тоже есть Нил, по нему Солнце, спустившись за горизонт, путешествует ночью. Образ подземного Нила был тесно связан со смертью, с душами умерших и судом над ними в загробном мире. Обращаясь к богу, египтянин говорил: "Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, подобно тому, как ты даровал им жизнь, сотворив их".

Бог Хапи (которого изображали тучным человеком с сосудами в руках, из которых льется вода) был образом Нила, протекавшего на земле. Он почитался как "высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием", как податель влаги и урожая. По преданию, пещера, откуда бог следил за подвластной ему рекой, находилась немного южнее Асуана, на острове Бига у первого порога. Сам Нил населяли добрые и злые божества в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей. Отцом Xапи был первобытный океан Нун. Праздник, посвященный Xапи, был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с перечислениями даров».

Другое божество Нила – Хнум (который почитался египтянами как бог-творец, создавший человека на гончарном круге) также считался хранителем истоков Нила и изображался в виде человека с головой барана со спирально закрученными рогами. Другое божество – Себек – в египетской мифологии считалось богом воды и разлива Нила. Поскольку его священным животным был крокодил, то он чаще всего изображался в виде человека-крокодила или человека с головой крокодила.

Египтяне поклонялись не только Нилу и идолам-покровителям Нила , но и некоторым особям рыб, которые водились в этой реке.
Чтобы посрамить все эти египетские божества, Господь Бог превратил воду Нила в кровь, и в результате вода стала непригодной для питья и орошения земли, а также вся рыба вымерла.

Следует обратить внимание на то факт, что египетские чародеи смогли повторить это чудо своими колдовскими силами, что способствовало ожесточению сердца фараона и удвоить силу тяжести этой казни.


ВТОРАЯ КАЗНЬ: ЖАБЫ

Исход 8:1-14 «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами ; и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

«В Древнем Египте с головой лягушки (или жа бы) изображались мужские первобожества гермопольской Огдоады – великой восьмерки изначальных божеств. Силам первозданного Хаоса противостояли созидательные силы – четыре пары божеств, олицетворяющих стихии. Мужские божества восьмерки – Хук (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", то есть Воздух) – имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские божества со змеиными головами.

Лягушкам приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависел урожай. Маленькие лягушки появлялись в реке за несколько дней до ее разлива и поэтому считались вестниками плодородия. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладала способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением после смерти. Она считалась священным животным древнеегипетской богини плодородия Хекет – одного из символов бессмертия. [Поскольку её священное животное – лягушка, то она изображалась в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове.]. Богиня-лягушка помогала роженицам, а в загробном царстве – воскресению умерших.

Господь Бог посмеялся над суеверием египтян и над их божествами, наслав на весь Египет полчища жаб и лягушек. По слову Моисея жабы вышли из реки Нил и наполнили все жилища египтян.

Чародеи тоже смогли имитировать это чудо, но поскольку они не смогли избавить страну от нашествия жаб, фараон убедился в Божьем превосходстве и даже попросил Моисея и Аарона помолиться о нём и даже пообещал Моисею, что он отпустит Израильский народ в пустыню на некоторое время: стих 8 «И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу». Однако потом он ожесточился сердцем и передумал.

ТРЕТЬЯ КАЗНЬ: МОШКИ

Исход 8:15-19 «И увидел фараон , что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается персть мошками по всей земле Египетской. Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь».

Что это были за мошки? Мнения богословов разделились. Согласно переводу септуагинты (греческому переводу Ветхого Завета), по удару жезла из земли появилось множество «скнипов». Вот что как об этом написано в Псалме 104:31 «Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их». В старину скнипами на Руси называли вшей. Это был перевод с библейского оригинала, где используется слово «кинним».

Древнегреческие философы Филон и Ориген полагали, что это были мошки и комары – обычный бич Египта в периоды наводнения Нила. Другие же философы и исследователи (такие как Иосиф Флавий) придерживаются другой точки зрения, понимая под словом «кинним» вшей или блох. Именно так это слово переводится с сирийского и арабского языков.

В соответствии с Толковой Библией Лопухина, «Кинним, по библейскому повествованию, выводятся из персти земной, тогда как москиты появляются «из воды» относительно москитов нельзя сказать, что они «явились на людях и на скоте» (стих 17); наконец, в Талмуде слово «кинна» имеет значение «вошь». Не противоречит такому пониманию и чтение LXX - «sknifeV». Употребление этого выражения у древних греческих авторов - Феофраста, Аэция, Аристофана показывает, что данный термин обозначает и травяную вошь, и червей, и блох».

Так или иначе, данная казнь была направлена на посрамление египетских божеств земли, неба, воздуха и здоровья, которые были не в состоянии защитить людей и скот Египта от нашествия мошек.

Чародеи не смогли воспроизвести это чудо и расписались в своём бессилии, признав эту казнь «перстом Божьим». Они перестали соревноваться с Моисеем, признали силу Бога и поэтому начали советовать фараону отпустить евреев по слову Моисея.


ЧЕТВЁРТАЯ КАЗНЬ: ПЁСЬИ МУХИ

Исход 8:20-32 «И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим.

Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле. Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу нашему, как скажет нам.

И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне. Моисей сказал: вот, я выхожу от тебя и помолюсь Господу, и удалятся песьи мухи от фараона, и от рабов его, и от народа его завтра, только фараон пусть перестанет обманывать, не отпуская народа принести жертву Господу. И вышел Моисей от фараона и помолился Господу. И сделал Господь по слову Моисея и удалил песьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной. Но фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа».

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов.


ПЯТАЯ КАЗНЬ: МОРОВАЯ ЯЗВА

Исход 9:1-7 « И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрет ничего.

И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. Фараон послал узнать, и вот, из скота Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа».

Моровая язва – это болезнь животных. Большой удар по египетским богам. Бык и корова считались главными божествами египтян и были священными животными Египта. Им приносились жертвы и курения. Быка в роскоши содержали во многих египетских храмах. После смерти такого быка бальзамировали и с церемонией, подобающей только царю, хоронили в великолепном саркофаге.

Кроме того, многие египетские божества изображались с головой или туловищем тельца или коровы. Так, Апис считался богом плодородия; его изображали в образе быка с солнечным диском. Амон, будучи покровителем города Фивы, также был богом воздуха и урожая, творцом мира; изображался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром в руке. Богиня Исида часто изображалась как женщина с рогами коровы и солнечным диском на лбу, в руке стебель папируса.

Хатхор – богиня любви и судьбы, богиня неба; кормилица фараонов и властительница дальних стран. Изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы, иногда только с одними ушами. Вообще, египтяне многих своих богов изображали с головами или телами животных. Против веры в этих богов и была направлена пятая казнь.

Итак, животных Египта постигла моровая язва, а у израильтян – не погибло ни одно животное: Исход 9:7 «Фараон послал узнать, и вот, из скота Израилевых не умерло ничего». Стоит иметь в виду, что выражение «вымер весь скот Египетский» не означает, что в буквальном смысле в Египте вымер весь скот. Ведь следующая шестая казнь тоже коснулась животных (стихи 8-9). Под выражением «вымер весь скот Египетский» подразумевается весь скот, бывший в полях. Он-то и вымер от моровой язвы. Об этом Моисей предупреждал фараона в 3-м стихе «рука Господня будет на скоте твоём, который в поле».

ШЕСТАЯ КАЗНЬ: НАРЫВЫ

Исход 9:8-12 «И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской. Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею».

Многие богословы считают, что это было нечто чёрной оспы. Эта казнь коснулась и людей, и животных, и даже чародеев после того, как Моисей подбросил пепел к небу по слову Господа Бога.

Приказание бросить кверху взятый из печи пепел имеет отношение к одному из древних религиозных обычаев Египта. Развеваемый по ветру пепел от жертв в честь бога Сета (бог зла и неудачи), по верованию египтян, отвращал зло, сглаз или порчу от всех тех пределов, куда он попадал. Но теперь брошенный Моисеем к небу пепел разнёс, в обличение египетского суеверия, не благосостояние и благополучие, а проклятие от Бога Израилева, и вызвал нарывы на телах людей и скота.

Кроме всего прочего тот факт , что чародеи не смогли защитить себя и фараона от нарывов на теле, явилось свидетельством бессилия египетских богов-целителей во главе с Исидой, которые не смогли предотвратить шестую казнь, посланную на Египет Богом Израиля.

СЕДЬМАЯ КАЗНЬ: ГРАД

Нужно отметить, что был не просто град, а очень крупный град: предположительно, размером с апельсин. Кроме того, этот град сопровождался молниями. О молниях сказано как об огне в Исходе 9:23-25 «И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её».

В другом месте прямо написано, что град сопровождался молниями: Псалом 77:47-49 «…виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов».

Прежде чем пошел град, Бог сделал египтянам весьма милосердное предупреждение, чтобы они собрали свои стада и отвели их в укрытие. И вот во всём Египте выпал град и побил всё: стих 25 «от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал», а в районе Гесем (или Гошен), где жили евреи, града не было.

Удивительным в этой казни было то, что те из египтян, «которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы» (стих 20), и таким образом, спасли и своих рабов и скот от гибели. Тем самым , Господь Бог продемонстрировал фараону и всему Египту, что послушных Богу ожидает жизнь, а противящихся Богу – смерть.

Кроме всего прочего, данная казнь была направлена против богов неба, воздуха, дождя и плодородия, которым фанатически поклонялись египтяне во главе с фараоном, и которые были не в состоянии защитить свой народ от этой казни. Однако фараон медлил и продолжал ожесточать своё сердце.


ВОСЬМАЯ КАЗНЬ: САРАНЧА

Наказание саранчой было одним из самых страшных. Саранча налетела большими тучами и съела всю зелень, которая выжила во время седьмой казни. А в конце дня саранча со зловонием покрывала землю толщиной в 12 см.

Данная казнь была в первую очередь направлена против богов земли, урожая и плодородия. Вот лишь некоторые из них: Осирис – бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира; Птах (Пта) – бог плодородия земли; Апис – символ плодородия; Мин – бог плодородия, производитель урожаев; Нехебкау – бог времени, плодородия и податель пищи. Египтяне увидели, что все эти многочисленные божества были не в состоянии защитить свой народ от очередной казни Бога Израилева, в результате которой, вся страна осталась без урожая и практически была обречена на страшный голод.

После этого даже слуги фараона убедились в необходимости отпустить евреев: Исход 10:7 «Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?» Внезапное появление и исчезновение казней в таком обширном масштабе по слову Моисея послужило доказательством силы и могущества Бога.

Ярким достижением данной казни явилось признание фараоном своего собственного бессилия и греховности пред Богом Израиля, а также бессилия египетских богов защитить их сады и поля от нашествия саранчи: «Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть» (Имход 10:16-17).

ДЕВЯТАЯ КАЗНЬ: ГУСТАЯ ТЬМА

Исход 10:21-27 «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами.

Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему; пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу. И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их».

Наказав Египет тьмой, Бог умалил и посмеялся над египетским божеством Ра – богом солнца. Полуночная тьма над Египтом продолжалась три дня. А там, где жил Израиль, было светло. «Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством бессилия верховного бога Ра, бога солнца, подчинившегося теперь воле Всевышнего и оказавшегося не в состоянии дать своим почитателям хотя бы частицу света» (Толковая Библия Лопухина).

Помимо верховного бога Ра, были посрамлены и другие боги солнца и света, такие как: Атон – бог солнца, изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями. Гор (Хор) выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. Он изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ – солнечный диск с распростертыми крыльями.

Атум – бог вечернего заходящего солнца. Xепри – бог утреннего, восходящего солнца (в отличие от Ра – дневного и Атума – вечернего). Мневис – божество в виде черного быка – почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами.

ДЕСЯТАЯ КАЗНЬ: СМЕРТЬ ПЕРВЕНЦЕВ

Это было самое страшное наказание для египтян. Но если бы не эта казнь, то евреи бы до сегодняшнего дня были рабами в Египте.
Десятая казнь была направлена во-первых, на богов-защитников фараона (таких как бог Гор и богини Сатис, Сихмет и Уто), а также на последнее божество Египта – фараона.

«Фараоны являлись «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Гора вошло обязательным компонентом в пятичленную титула туру фараона»

Издревле фараоны почитались, как боги. А многие Египетские боги считались в прошлом фараонами (такие как Мин и Гор).

Но Господь развеял суеверие о том, что фараоны являются или становятся богами. Несостоятельность фараона защитить свой народ и свою собственную семью от смерти первенца опровергла претензии фараона на звание бога.

Помимо всего прочего, десятая казнь, по мнению многих богословов является местью Господа Бога за всех израильских младенцев, убиенных в Египте.

Его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

  1. Наказание кровью
  2. Казнь лягушками
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки, пухоеды, вши, клопы)
  4. Наказание пёсьими мухами
  5. Мор скота
  6. Язвы и нарывы
  7. Гром, молнии и огненный град
  8. Нашествие саранчи
  9. Необычная темнота (тьма египетская)
  10. Смерть первенцев

Наказание кровью

«И поднял жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской».
- Исх.7:20,21

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям.

Джеймс Тиссо (1836–1902) , Public Domain

Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками

«И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую».
-Исх.8:5,6

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.


Вторая казнь Египетская — жабы. Иллюстрация из иллюстрированной библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891 год) Г.Н. Петров , Public Domain

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог, и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

«…Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь».
-Исх.8:17-19

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Наказание песьими мухами

«И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух».
-Исх.8:20-25

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь:


Доре (1832–1883) , Public Domain

Мор скота

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил (Исх.9:3-7).

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон (Исх.9:8-11).

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

«и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал»
-Исх.9:23-25

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей.


John Martin (1789–1854) , Public Domain

Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь: Исх.10, 13-15

Необычная темнота

«Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их»
-Исх.10:22-23

Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться наощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.


Доре (1832–1883) , Public Domain

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

«В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота»
-Исх.12:29

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Фотогалерея





Полезная информация

Десять казней египетских

Историчность сюжета

Критика

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место, то по всей вероятности это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках, кроме Библии.

В описании есть также неувязки: так, если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой (Исх.11:5), а также какими животными было запряжено шестьсот колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать евреев (14:7) (при море был уничтожен скот в поле, хотя «поле» может быть и страной согласно исходному тексту, в то же время в исходном тексте нет слова «весь»).

Ответ на критику

Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе Ипувера, все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону.

Следует учесть и то, что Египет постоянно балансировал на грани гражданской войны с гиксосами. Как описано в Библии, после смерти фараона новый фараон заставил евреев строить новую столицу Раамсес в паре километров от столицы Аварис, издревле управляемой гиксосами. Убивший надсмотрщика Моисей, видимо, работал на этой стройке (ибо, вернувшись, он начал Исход евреев именно из Раамсеса). Учитывая, что евреев-мужчин ушло 600 тысяч - втрое больше населения Авариса того времени - можно предполагать, что это и были «азиаты», за которыми погнал войско фараон и которые описаны в папирусе Ипувера (упоминающем также «покрасневшее море», «отравленную воду» и «мор»).

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха.

Научные исследования

Ведутся попытки научно обосновать 10 Казней египетских. Группа европейских учёных с директором Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.)русск. эпидемиологом Джоном Марром (нем.)русск. научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских», в частности:

  • Покраснение воды - это известное явление «красные приливы» - цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. (По версии амфибиолога д-ра Ричарда Васасюка, использованное в Библии слово может означать любой вид бесхвостых земноводных, по его версии это был вид жаб «bufo»; каждая жаба мечет миллион икринок, которые перестала пожирать умершая рыба, что вызвало взрыв популяции жаб.)
  • Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух - переносчиков инфекции, мушка была точно опознана по признакам как culicoides (англ.)русск.. (В древности не было классификации мух, поэтому учёные привлекли к исследованию директора Музея энтомологии Миссисипи Ричарда Брауна, Эндрю Шпильмана, и директора отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджера Бриза.)
  • Инфекционная мошка вызывает последующие казни - падёж скота и язвы, опознанные как признаки инфекции сап, передающейся мухами на расстояние 1,5 км.
  • Гром, молнии и огненный град - намекает на вулканическую теорию. Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. (Исх.9:23-25, Исх.13:21-22, Исх.19:18, Исх.24:15-16, Втор.1:33)
  • 3 дня без Солнца - это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.
  • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra (англ.)русск., расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный яд - микотоксин. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов: По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот - к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Обосновывается вулканическая теория Исхода, что Казни - это явления, сопутствующие взрыву вулканов (в частности, покраснение воды).

Казни в культуре и искусстве

Музыка

  • История Исхода легла в основу первой части оратории Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте» (Exodus).
  • Группа Metallica написала песню «Creeping Death» где прямо упоминаются некоторые из казней.
  • Группа Akroma полностью посвятила описанию десяти египетских казней альбом Seth, вышедший в 2009 году.
  • Группа из Израиля Amaseffer посвятила всему Исходу евреев альбом 2008 года Exodus - Slaves For Life
  • В песне Louis Armstrong «Go Down Moses» упоминается угроза смерти первенцев.

Кинематограф

  • Жатва - сюжет фильма построен на локальном проявлении 10 казней египетских в маленьком американском городке, всё население которого представляет собой сатанистскую секту.
  • Принц Египта - мультфильм-экранизация событий Исхода.
  • Мумия (США, 1999 год). Сюжет фильма: золотоискатели в поисках сокровищ фараона потревожили многовековой покой гробницы, и мумия встаёт из могилы, принеся с собой 10 бедствий Египта.
  • Обмани меня («Теория Лжи») 2 сезон 19 серия, упоминается о 10 египетских казнях Лайтманом, после телефонных звонков маньяка
  • Сверхъестественное (телесериал) (Supernatural) 6 сезон 3 серия, казни египетские насылались на нерадивых полицейских маленьким мальчиком, а также на посланника Рафаила Бальтазаром при помощи посоха Моисея.
  • Сотворение мира - экранизация Ветхого Завета.
  • Хэйвен (Haven) 2 сезон 1 серия, на городок обрушиваются казни египетские.
  • Десять заповедей (фильм)

Джеймс Роллинс

Седьмая казнь

Спасибо моим родителям,

Рональду и Мэри-Энн, за вдохновение и безоговорочную поддержку, за долгий - длиною в жизнь - пример того, как нужно любить…

Вы вновь вместе, навеки в мире.

Слова благодарности

Работать над этой книгой мне помогало огромное количество людей: вниманием и советами, критикой и ободрением, а главное - дружеской поддержкой. Хочу поблагодарить своих первых читателей, редакторов и критиков, которые заставляли меня двигаться дальше и копать глубже: Салли Энн Барнс, Крис Кроу, Ли Гарретт, Джей О’Рива, Денни Грейсон, Леонард Литтл, Джуди Прей, Кэролайн Уильямс, Кристиан Райли, Тод Тодд, Крис Смит и Эми Роджерс. Как всегда, особая благодарность Стиву Прею за великолепные карты, Дэвиду Сильвиану за неизменную заботу о моей производительности и Чери Маккартер за множество исторических и научных нюансов, которыми полны эти страницы! Разумеется, спасибо всем в «Харпер коллинз» за подстраховку, в частности, Майклу Моррисону, Лайет Стелик, Даниэлле Бартлет, Кейтлин Гарри, Джошу Марвеллу, Линн Грейди, Ричарду Акуану, Тому Эгнеру, Шону Никольсу и Анне Марии Аллесси. Ну и конечно, я очень признателен людям, которые сыграли важную роль на всех стадиях работы: моему редактору Лиссе Кейш и ее коллеге Приянке Кришнан; моим агентам Рассу Галену и Дэнни Барору (а также его дочери Хизер Барор). Как обычно, хочу подчеркнуть, что любые фактические ошибки в книге - надеюсь, их не слишком много - целиком на моей совести.


Замечания исторического характера

И сказал Моисей народу: «Помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства; ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле»…

В Библии мало преданий, которые так же сильно волнуют душу или так же часто пересказываются - и на бумаге, и на экране, - как история Моисея. Его судьбоносное спасение в младенчестве, когда он в тростниковой корзине приплыл в руки дочери фараона, дальнейшее противостояние с сыном того самого фараона - все это сделало Моисея личностью легендарной. Чтобы спасти еврейский народ от рабства, пророк обрушил на Египет десять бедствий - «десять казней египетских», затем заставил море расступиться и увел своих людей в пустыню - на долгих сорок лет. Кроме того, именно Моисей доставил еврейскому народу Скрижали с десятью заповедями, которые легли в основу новой системы законов.

Однако было ли все это на самом деле? Большинство историков и религиозных лидеров считают Исход мифом - скорее, духовным наставлением, нежели историческим фактом. В поддержку такого мнения археологи-скептики указывают на отсутствие египетских первоисточников, где упоминался бы целый ряд бедствий или массовый исход рабов в обозначенный Библией период.

Тем не менее последние находки в районе Нила наводят на мысль о том, что маловеры ошибаются. Существуют ли доказательства в поддержку истории Моисея, великого исхода, чудес и проклятий? Претерпевал ли Египет пресловутые десять казней? Поразительные ответы, лежащие на этих страницах, основаны на убедительных фактах. Один из них, к примеру, - слово «Израиль», высеченное на стеле сына Рамсеса Великого.



А если казни египетские все же имели место, то могут ли они повториться - только уже в мировом масштабе?

Ответом на этот вопрос служит пугающее… да .

Замечания научного характера

Климат - это то, что мы ожидаем; погода - то, что получаем.

Высказывание, приписываемое Марку Твену

Обстановка накаляется. Причем речь не только о температуре на земном шаре, но и о спорах по поводу глобального потепления. За последние несколько лет вопрос «Действительно ли меняется климат?» перерос в вопрос «Что именно вызывает изменение климата и можно ли на это повлиять?». Даже бывшие скептики сегодня признают - с нашей планетой что-то происходит. Ледники по всему миру тают, гренландский ледяной щит уменьшается с головокружительной скоростью, температура воды в океанах неуклонно растет. Погода удивляет резкими колебаниями: от нескончаемых засух до масштабных затоплений. Согласно отчетам за февраль 2016 года, Аляска пережила вторую теплейшую зиму за всю историю наблюдений - температура превышала средние показатели более чем на 10 градусов по Фаренгейту [То есть порядка 6 градусов по Цельсию.]. В мае того же года спутниковые измерения арктического льда выявили, что он растаял до невиданного ранее уровня.

Еще более пугающий вопрос - именно ему посвящен данный роман - таков: «Что будет дальше?» Ответ звучит неожиданно, о нем почти не говорят, тем не менее он основан на конкретных доказательствах и научных данных. Самое поразительное, раньше такое уже происходило. Словом, скептик вы или сторонник - не важно. Предупрежден - значит, вооружен. Пришло время узнать ошеломительную правду о будущем нашей планеты.

...

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, - и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах.

Исход 7:19

...

Нильзя - это не только река в Египте.

Марк Твен


Весна, 1324 год до нашей эры

Нубийская пустыня, к югу от Египта


Обнаженная верховная жрица преклонила колени и опустилась на песок. Время пришло. Знамения стали более зловещими, определенными. На западе вздымала крылья песчаная буря, окутывала солнце и синее небо серой пыльной тьмой, в которой сверкали молнии.

Враг был близок.

Саба уже закончила приготовления. Она сбрила волосы на всем теле, даже брови над подведенными глазами, затем омылась в водах двух притоков, что текли из сердца пустыни на север и здесь в священном слиянии образовывали могущественную реку. Древние правители хека-хазесет называли ее Нахаль . Мысленным взором Саба видела, как река вьется мимо Луксора, Фив и Мемфиса, течет к великому синему морю, лежащему у ее плодородного устья.

Пусть сама жрица никогда там не бывала - она слышала сказания.

О нашем древнем доме, о царстве зеленых лугов и пальм, о жизни, которая подчинена разливам реки Нахаль…

Именно оттуда больше века назад бежал народ Сабы; он спасался от мора, голода и смертей, преследуемый фараоном - ныне давно почившим. Другие племена дельты нашли убежище в пустынях на востоке, завоевали там земли и основали собственные царства. Племя же Сабы осело намного южнее, у реки, неподалеку от селения Джеба в Верхнем Египте, в номе Учес-Хор, известном как Трон бога Хора.

В страшную темную пору народ Сабы сорвался с насиженных мест и пошел вверх по реке за пределы Египетского царства, в Нубийскую пустыню. Племя состояло из ученых и писцов, жрецов и жриц, хранителей великого знания. Они отступили в безлюдные районы Нубии, дабы защитить это знание. Ибо после казней настали неспокойные времена: Египет осадили и покорили чужеземцы с востока, свирепые люди, чьи колесницы были быстрее, а бронзовое оружие - крепче. Эти люди завоевывали ослабленные египетские города едва ли не с первой пущенной стрелы.

Однако темные времена подходили к концу. Египет воскресал, он гнал захватчиков, возводил памятники в честь своих многочисленных побед, расползался вокруг и неуклонно шел сюда.

- Хемет нечер … - прошептал за спиной Сабы ее нубийский помощник, юноша по имени Табор.

Он либо почувствовал ее тоску, либо просто захотел напомнить Сабе о ее роли хемет нечер , рабы Бога.

Нам пора.

Она поняла и встала с колен.

Глаза Табора были устремлены на запад - юношу определенно тревожила буря. Саба же подметила струйку дыма на севере, возвещавшую падение города близ пятого порога Нахаль . Совсем скоро египетские войска доберутся и сюда, к месту великого слияния.

Прежде чем это произойдет, Саба вместе с другими служителями ордена должны спрятать то, что они хранили вот уже более века: чудо, не похожее ни на что иное, - дар Бога, исцеление, скрытое в самом сердце проклятия.

Без малого тысячу дней жрецы наблюдали за тем, как египтяне расползаются вдоль реки, уничтожая города один за другим, - и полным ходом вели приготовления. В основном то были акты очищения, готовящие Сабу и членов ее ордена к участи бессмертных сосудов для хранения Дара.

Сабе дозволили пройти перевоплощение последней. Она провела по этому пути уже многих своих братьев и сестер. Как и они, год назад Саба отказалась от проса и зерна. Она жила на орехах, ягодах, древесной коре да чае - его заваривали из смолы, доставляемой с чужбины. Сменились времена года, и плоть Сабы усохла до костей, ее груди и ягодицы пожелтели и впали. Вступив лишь в третью свою декаду, теперь Саба постоянно нуждалась в сильной спине и руках Табора - чтобы передвигаться и даже чтобы натягивать через голову льняное одеяние, как сейчас.

Жрица с помощником брели прочь от места слияния, и она наблюдала за тем, как неумолимо катится к ним песчаная буря, как взметает она мутные клубы пыли, как сверкают в них молнии. Саба чуяла силу, растекающуюся по пустыне. Сила наполняла воздух, шевелила волоски на руках. По воле Бога буря поможет укрыть творение жрецов, погребет его под продуваемыми барханами.