Карл мангейм о социальной функции института образования. Социология молодежи Смотреть что такое "Маннгейм, Карл" в других словарях

(1947-01-09 ) (53 года)

Биография

Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у него не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования Маннгейма признаны классическими (Историческая социология). Можно сказать, что здесь Маннгейм в определенной мере является предтечей «социологического поворота» в философии науки, хотя он и не распространяет свои выводы на сферу естественнонаучного знания.

Сочинения

  • «Идеология и утопия » (Ideologie und Utopie. Bonn, 1929.)
  • Социологическая теория культуры в ее познаваемости. ()
  • О специфике культурно-социологического познания. ().
  • Diagnosis of our time: Wartime essays of a sociologist. - L., 1943.
  • Freedom, power and democratic planning. - L., 1950.
  • Wissenssociologie. Auswahl aus dem Werk. - B. und Newied, 1964.
  • Структурный анализ эпистемологии: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.»: К XIX Всемир. филос. конгр. / Сокр. пер. и предисл. Е. Я. Додина; Рос. акад. наук, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме РАН. - М.: ИНИОН, 1992.
  • Проблема интеллигенции. Исследования ее роли в прошлом и настоящем. - М., 1993
  • Диагноз нашего времени - М.: Юрист, 1994.
  • Избранное: Социология культуры. - М.-СПб.: Университетская книга, 2000.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 27 марта
  • Родившиеся в 1893 году
  • Умершие 9 января
  • Умершие в 1947 году
  • Родившиеся в Будапеште
  • Философы Венгрии
  • Философы Германии
  • Философы XX века
  • Социологи Германии
  • Социологи Великобритании
  • Социальная философия
  • Социология культуры
  • Феноменологи
  • Марксисты
  • Умершие в Лондоне
  • Социальные философы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Маннгейм, Карл" в других словарях:

    - (Манхейм (Mannheim) (1893 1947) немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания, с 1933 в Великобритании. Опираясь на марксистское учение об идеологии, считал ее иллюзорными взглядами, оправдывающими статус кво и… … Политология. Словарь.

    МАННГЕЙМ Карл - (1893 1947) немецкий философ и социолог, ученик М. Вебера, один из основателей социологии знания, автор многочисленных работ по проблемам образования, воспитания и культуры. С 1933 г. эмигрировал в Великобританию. В центре научных интересов… … Политологический словарь-справочник

    МАННГЕЙМ КАРЛ - (Mannheim, Karl) (1887 1947) – венгерский социолог, вынужденный эмигрировать в Англию в 1933 г. Наиболее важный вклад внесен им в социологию познания и в текущие политические проблемы, включая образование и планирование. В главной работе –… … Большой толковый социологический словарь

    Маннгейм, Карл Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в… … Википедия

    - (Carl) Иноязычные аналоги: англ. Carl, Charles Связанные статьи: начинающиеся с «Карл» все статьи с «Карл» … Википедия

    Мангейм (нем. Mannheim, произносится Манхайм), он же Маннгейм, Манхейм, Маннхейм, Мангайм, Маннгайм, Манхайм, Маннхайм немецкое имя собственное. Состоит из корней Mann (человек) и Heim (дом, родной дом, приют). Это название носят несколько… … Википедия

    - (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга,… … Википедия

    Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга,… … Википедия

    Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга,… … Википедия

Маннгейм (Mannheim) Карл (27.03.1893, Будапешт - 09.01.1947, Лондон) - нем. философ и социолог, один из создателей знания социологии .

Учился в ун-тах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды М. формировались под влиянием идей Д. Лукача, Б. Залоша, Э. Ласка, Риккерта, Э. Гуссерля, М. Вебера, Шелеpa - в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Д. Лукача). После падения Венгерской советской республики (1919) эмигрировал в Германию. С 1925 г.- приват-доцент философии Гейдельберг-ского ун-та, с 1929 г.- проф. социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте. С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 г.- в Ин-те образования при Лондонском ун-те, где в 1945 г. стал проф. педагогики. Незадолго до смерти - руководитель отдела ЮНЕСКО. Явл. инициатором и редактором "Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции", способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии.

В первый, "немецкий", период, наиболее продуктивный с творческой т. зр., М. занимался проблемами интерпретации "духовных образований", теорией познания сначала в русле философии культуры (Seele und Kultur. Budapest, 1918) и гносеологизма (Die Struktur-analyse der Erkenntnistheorie. В., 1922), затем разработал собственную филос.-социол. методологию - социологию познания, или социологию мышления (Historismus. 1924; Das Problem einer Sociologie des Wissens. 1925; Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. 1926). В дальнейших работах М. углубляет свою социол. методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале - исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания.

Во второй, "английский", период занимался гл. обр. популяризацией социологии познания, развивал ее идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости обществ, сознания от обществ, бытия и социальной обусловленности познания, М. вслед за Шелером полагал, что обществ, бытие не сводится только к "экономическим отношениям производства".

"Социальное бытие", по М.,- это исторический жизненный процесс, естественно порождающий из себя в разные эпохи разные “центры систематизации” - реальные жизненные доминанты, которые могут носить не только экономический, но и, как, например, в средние века, религиозный или иной характер, определяя стиль эпохи. В рамках опред. эпохи могут существовать различ. социальные "констелляции" - естественно исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование различных "стилей мышления", или "мыслительных позиций". Специфическая задача социологии познания - соотнести "духовные образования" с социальными позициями их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь различ. образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся в различ. позициях. Поэтому социология познания, считает М., должна отбросить "метафизическую иллюзию о внеисторическом субъекте социального познания", выхваченном из социального контекста, мыслящего якобы с "точки зрения вечности", и признать тот факт, что различ. положение познавательных субъектов в социально-историческом пространстве и времени обусловливает "релятивность" их познания - односторонность их познавательных "перспектив", относительную ложность их точки зрения. (Историцизм).

Если правящий класс выдает свою идеемыслительную "перспективу" за единственно истинную и пытается обосновать ее, как таковую, теоретически, то налицо,-по М., "духовное образование", которое называется "идеологией". Любая "идеология", по М.,- это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. "Идеологиям" всегда противостоят "утопии", как правило недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные “духовные образования”, порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев, групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и "идеологии". По существу "утопии" ничем не отличаются от "идеологий", поскольку также стремятся выдать "часть за целое" - свою одностороннюю правоту за абсолютно истинную точку зрения. С приходом к власти ранее угнетенных слоев “утопии” автоматически превращаются в “идеологии”.

Называя свою социол. методологию "реляционизмом", М. пытается доказать, что она не тождественна историческо-социол. релятивизму. По М., существует особая социальная группа, потенциально способная вырваться из порочного круга "связанности бытием", - творческая, "свободно парящая" интеллигенция. С интеллигенцией М. связывал надежды на сохранение демократий в эпоху "массовых об-в", подверженных опасности установления тоталитарного режима фашистского типа.

Идеи М. оказали большое влияние на социол. мысль Запада. Хотя у М. не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования М. признаны классическими (Историческая социология).

Книги

  • Ideologic une Utopie. Bonn, 1929.
  • Diagnosis of our time: Wartime essays of a sociologist. L., 1943.
  • Freedom, power and democratic planning. L., 1950. 4) Wissenssociologie. Auswahl aus dem Werk. B. und Newied, 1964.


Мангейм (Mannheim) Карл (27.03.1893, Будапешт – 9.01.1947, Лондон) – немецкий социолог, сформировавший оригинальную концепцию социологии знаний. С именем Мангейма связана одна из ведущих линий в разработке теорий молодежи.

Получивший образование в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа, Мангейм воспринял идеи по крайней мере трех основных для его времени направлений общественной мысли, каковыми были марксизм, неокантианство и феноменология. Его научные взгляды формировались под влиянием таких и значительных в то же время разных мыслителей, как К. Маркс и Г. Риккерт, Д. Лукач и Э. Гуссерль, М. Вебер и М. Шеллер. Участвовал в установлении Венгерской советской республики, после падения которой в 1919 г. эмигрировал в Германию, где преподавал в университетах Гейдельберга и Франкфурта. После прихода Гитлера к власти в 1933 г. эмигрировал в Великобританию, где продолжил преподавание социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1942 г. он работал профессором педагогики в Институте образования при Лондонском университете, а в последние годы – в ЮНЕСКО.

Особую известность получила книга Мангейма «Идеология и утопия» (Mannheim, 1929), в которой дал трактовку идеологий как апологетического оправдания правящим классом своей власти и утопий как духовных образований, порождаемый оппозиционными силами общества (угнетенные классы и др. социальные группы, стремящиеся установить свою власть). С приходом к власти оппозиции утопии естественным путем превращаются в идеологии. Эта концепция оказала большое влияние на социологическую и политологическую мысль Запада и в то же время подвергалась активной критике со стороны марксистов.

В современной социологии молодежи особое значение придается статье Мангейма «Проблема поколений» (Mannheim, 1928; Мангейм, 2000), в которой он показал, что поколение представляет собой целостность, которая характеризуется определенным «положением», специфической «взаимосвязью» и известным «единством» (Generationslagerung, Generationszusammengang, Generationseinheit). У каждого поколения, таким образом, есть свое пространственно-временное измерение, и рассмотрение поколения способно дать действительный результат, если оно учитывает его «историко-культурное пространство».

Это положение развито в книге Мангейма «Диагноз нашего времени» (Mannheim, 1943). Одна из глав этой книги, ставшей важным теоретическим ориентиром для огромного числа исследователей молодежной тематики, полностью посвящена проблеме молодежи в современном обществе. Мангейм сообщает, что эта глава была написана в апреле 1941 г. в качестве приветственной речи к конференции по новому образованию в Оксфорде. В мае того же года она была прочитана как лекция в Ассоциации Масарика в Оксфорде и в июле - на конференции молодежныхъ лидеров в Оксфорде, которая была организована министерством образования (Манхейм, 1994: 413). Автор обосновывает социологический подход к молодежи, новизна которого состоит, по Мангейму, в следующем: «Во-первых, социология больше не рассматривает образование и обучение как чисто надвременные и вневременные методы, а придает большое значение конкретному характеру общества, в котором воспитывается молодежь и в жизнь которого она должна будет внести свой вклад... картина будет достаточно полной лишь тогда, когда общий подход будет сочетаться с анализом исторической обстановки и конкретных условий, в которых придется действовать молодежи. Во-вторых, новизна подхода заключается в том, что молодежь и общество рассматриваются во взаимодействии. Это значит, что ответ на вопрос, чему и как надо учить молодежь, в большой степени зависит от характера то­го вклада, который ожидает от молодежи общество. В рамках общества мы не можем формулировать потребности молодежи абстрактно, мы должны делать это с учетом нужд и потребностей данного общества» (Манхейм, 1994: 441–442).

Мангейм показывает изменчивость значения молодежи в обществе в зависимости от его характера и социальной структуры. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность (там же: 443).

Мангейм делает важные выводы:

1. Динамичные общества опираются на связь с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - «оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам» (там же: 444).

2. Функция оживляющего посредника социальной жизни, каковую выполняет молодежь, имеет своим важным элементом («помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени») неполную включенность в status quo общества.

3. «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию» (там же: 445).

Концептуальная сила положений, выдвинутых Мангеймом, определялась его внимательным наблюдением за процессами в молодежном движении Германии, затем Великобритании. Для социологов немарксистской ориентации Манхейм выполнил по сути ту же роль, что и Маркс, Энгельс, Ленин, Грамши - для социологов-марксистов: он стал источником целого ряда новых концепций молодежи. При этом между позициями Маркса, с одной стороны, и Мангейма, с другой, в осмыслении молодежной проблематики различия можно обнаружить в довольно узкой зоне некоторых исходных философских принципов. В главном же Мангейм следует за Марксом: он признает зависимость общественного сознания от общественного бытия и социальную обусловленность познания. Но в его концепции более широко поставлены вопросы соотношения поколений, функциональности молодежи в общественной системе, концептуальный характер приобрело положение о качествах молодежи как социального ресурса и возможностях его реализации (Ковалева, Луков, 1999: 83; Луков, 2012: 246).

Соч .: Mannheim, K. (1928) Das Problem der Generationen // Kölner Vierteljahreshefte für Soziologie. Nr. 7. S. 158–187; Mannheim, K. (1929) Ideologie und Utopie. Bonn: Friedrich Cohen. XV, 250 S.; Mannheim, K. (1943) Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist. London: K. Paul, Trench, Trubner & co., ltd. xi, 179 p.; Манхейм, К. (1994) Диагноз нашего времени: пер. с нем. и англ. / гл. ред. и сост. серии С. Я. Левит. М. : Юрист. 700 с.; Мангейм, К. (2000) Проблема поколений // Мангейм, К. Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции: пер. с англ. / ИНИОН РАН. М., 2000. 164 с. С. 8–63.

Лит .: Кеттлер, Д., Мейя, Ф. (2003) Карл Мангейм // Немецкая социология / отв. ред. Р. П. Шпакова. СПб. : Наука, 2003. 562 с. С. 275–288; , А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация». 528 с.

Манхейм был одним из пионеров теории познания (гносеологии) и социологии познания. Вслед за Марксом Манхейм утверждал, что человеческое мышление и понимание развиваются не только на основе теоретического сознания, но также формируются исходя из историко-общественной ситуации и действующих в ней сил. Эта взаимосвязанность социального мышления с бытием проявляется также в классовом сознании и классовых связях. Мы связаны со множеством исходных пунктов, которые воздействуют на наше поведение.

Большое внимание Манхейм уделял рассмотрению положений релятивизма. Релятивизм представляет собой философское учение, согласно которому истина или ценности являются относительными, т.е. каких-либо абсолютных истин или ценностей не существует. По теоретическому релятивизму те или иные позиции или положения не являются верными сами по себе, они верны или не верны только для определенного индивида в определенный момент, т. е. сознание и мышление человека зависят от социальных условий в каждый данный момент. При этом Манхейм подчеркивал, что нет одной-единственной истины.

Манхейм считал важнейшим приоритетом социологии ее способность выяснять, каким образом изменения социальных ситуаций приводят к изменениям в духовных отношениях. Изменяющийся социальный фон и судьба социальных классов - источник новых идей, взглядов, концепций.

Манхейм родился в Будапеште. Изучал философию и социологию в Будапеште, Фрейбурге, Берлине, Париже и Гейдельберге. Был учеником Вебера. В 1926 году он доцент в Гейдельберге, потом профессор социологии во Франкфурте. В 1933 году он эмигрировал в Англию, где также был доцентом в London School of Economics and Political Science, а затем с 1942 года профессором педагогики в Лондонском университете. Манхейм умер в Лондоне в 1947 году.

К приведенному выше перечню классиков социологии можно было бы прибавить еще множество имен, которые связаны с развитием этой области науки. Рассмотрим здесь, однако, лишь кратко распространение социологии в США в конце XIX - начале XX века. Индустриализация, урбанизация, иммиграция и внутренняя миграция имели в США весьма важные последствия: они порождали многие социальные проблемы, которые настоятельно требовали решения. Здесь, как и в индустриализированной Европе, перед социологами вставали многочисленные задачи.

Социология впервые проложила дорогу в США через труды и учение Лестера Франка Уорда (Les-ter Frank Ward, 1841-1913). Он был ботаником и геологом, позднее заинтересовался социологией и опубликовал среди прочего работу «Динамическая социология» (1883). Он основал также Американскую социологическую ассоциацию. В своем учении Уорд опирался частично на теорию Спенсера о механистической социальной эволюции, подчеркивая, однако, при этом возможность активного влияния в сторону социальных изменений. Для него социология означала прежде всего социальную науку, которая изучает механизмы перемен.

Из ранних социологов США, возможно, наиболее известным является Уильям Грейэм Самнер (William Graham Suirmer, 1840-1910). Самое значительное из его произведений, «Народные обычаи» (Folkways), рассматривает значение социального контроля как управляющей силы поведения индивидов. Для него социология является в первую очередь «наукой об обычаях». Он разделял эволюционные взгляды Спенсера и был одновременно против мысли Уорда о социальном планировании общества.

Третий представитель ранней социологии США, Чарлз Хортон Кули (Charles Horton Cooley, 1864-1929), сыграл значительную роль в развитии социологии как науки, создав свою «типологию групп». Он различал первичные и вторичные группы (primary and secondary groups). Первичные группы обычно невелики, это такие группы, как семья, соседство или детские коллективы. В этих объединениях усваиваются основные чувства групповой лояльности, необходимость и способность принимать во внимание окружающих людей. В них развиваются личностное взаимодействие, сотрудничество, дружеские отношения, чувства долга, ответственности, верности, идентификации. То есть первичные группы являются общностями, в которых усваиваются формы и нормы человеческого взаимодействия и способности сосуществования с окружающими людьми. Исключительное значение в первичных группах имеет их морально-этическая атмосфера. Вторичные группы (например, зрители спектакля, слушатели лекции) больше первичных и, будучи формальными, предоставляют меньше возможностей для личного общения или взаимодействия.

Социология возникла в Европе, но, может быть, наиболее стремительно она развивалась и развивается в США. Методы, применяемые американской социологией особенно в эмпирических исследованиях, получили повсеместное распространение. Американские социологические теории долгое время служили важным руководством для европейской социологии. О темпах развития социологии в современной Америке дает хорошее представление рост количества членов в ассоциации социологов страны (American Sociological Association). Пятьдесят лет назад количество членов было менее тысячи человек, а теперь эта ассоциация насчитывает уже десятки тысяч членов. Примечательно, что в США ежегодно более двухсот человек получает степень доктора социологии.

Как уже отмечалось, социология имеет свои корни в философии. Известные американские социологи Роберт Э. Парк (Robert E. Park) и Эрнест У. Берджесс (Ernest W. Burgess) (1969) подчеркивают, со своей стороны, связь социологии с историей и философией истории. Выделение и развитие социологии из философии истории в отдельную науку, изучающую общество, проходило, по их мнению, следующие этапы:

    Эпоху Конта и Спенсера, когда социология являлась практически философией истории. Для этого периода она была наукой прогресса и развития.

    «Эпоху школ», когда социологическое мышление, представленное различными школами, стремилось определить свои концепции и предметы исследования.

    Начало XX века - период конкретных исследований и решений.

Эта хронология была составлена в 1921 году, так что к ней можно прибавить еще, например, период современной социологии. Он начался в США уже до второй мировой войны, а в Европе - только после войны.