Банник: Жестокий банный дух (4 фото). Банник: Жестокий банный дух Кто такой домовой в бане

По народным преданиям человек - далеко не главный хозяин в своем жилище. Как в доме живет домовой, так в бане властвует банник. Как и все духи, обитающие на одной территории с людьми, эта сущность любит устанавливать свои порядки. Если дружить с ним, уважать его и часто благодарить за помощь, он будет тщательно следить за здоровьем всех членов семьи. Он не любит когда ему льстят намеренно, но всегда отвечает добром на благодарность за помощь. Банник - это сущность, не имеющая физического тела, но обладающая сильными магическими способностями.

Банники – духи, живущие в бане

Роль в мифологии славян

Чтобы подробно раскрыть особенности этой сущности, нужно обратиться к истории славянского народа. Баня в прежние времена имела столь же значимую роль, как и жилой дом во дворе. На Руси семьи были многодетными, и часто хозяин и хозяйка уединялись в бане для любовных утех. Стены помещения были насыщены энергией любви.

Здесь же часто повитуха принимала роды, и помещение наполнялось энергией рождения. В северных регионах подпол бани нередко становился могилой для умерших. В холодное время, когда земля на кладбище не поддавалась вскапыванию, грунт под баней становился единственным подходящим для погребения тела местом. Часто женщины в парилке избавлялись от ненужной беременности и погребали плод под полом, так помещение получало энергию смерти, боли, и горя.

Нужно добавить к атмосфере бани стихии огня (отопление помещения) и воды: получится невероятно пестрый энергетический клубок, который по своей сути и является тем самым банником - хозяином бани.

Другие имена банника

У этой сущности много имен. Каждое имеет под собой особую историю.

  1. На Севере его называли бедовый. Считалось, что если прийти в баню ночью и выговорить все свои беды, глядя в темный угол, то банник заберет их себе и запечатает в камни, для обогрева, лишив хозяина всех неприятностей.
  2. В центральных областях хозяин бани звался анчутка (проказник). Его наделяли силой лечить болезни. Но предупреждали, что если молодая девка уснет в парилке, то проказник может и обесчестить ее во сне, ему не чужд интерес к женщинам.
  3. В Белорусии такая сущность была скорее злой, чем доброй. По преданиям, если хозяйка использовала помещение бани как комнату для стирки белья, то «хозяин» строго следил за качеством работы и если его что-то не устроит, то мог и напустить угара и хорошо «намять бока» нерадивой бабе.
  4. На Украине его называли припечок или лазник. Здесь считалось, что сущность не ограничивается только управлением на своей территории, но также помогает «хозяину» хлева смотреть за скотиной, управляется на огороде, чтобы был урожай, и гоняет со двора чертей, во избежание беды.

Часто в , сказках и рассказах можно встретить, что «хозяина» бани называют:

  • Нечистик;
  • Батрушечка;
  • Ваньчатко;
  • Загойный;
  • Бесполный;
  • Балующий.

Нельзя сказать что этого дворового духа люди опасались, но выказывали уважение как к члену семьи, помощнику, защитнику и товарищу.

Банник присутствует во многих славянских культурах

Внешность

Эту сущность народные предания, часто награждали человеческими чертами. Самый распространенный образ банника в мифологии:

  • человечек небольшого роста;
  • банник всегда ходит босой, у него непомерно большие стопы для его роста, с огромными пальцами и длинными ногтями;
  • маленькое тельце густо покрыто мехом коричневого цвета или абсолютно лишено волос;
  • одеждой для банника часто служили листья из банных веников.
  • у человечка большие тёмные глаза, большой нос и широкий беззубый рот.

В некоторых регионах было принято изображать банного духа как простую серую крысу, но с большими лапками, пушистым, а не голым хвостом и человеческим лицом. Так он выглядит, когда хочет показаться на глаза человеку, сделав предупреждение, но не открывая себя.

Поведение и привычки

Банник иногда кряхтит или тихонько посмеивается в темном уголке, а в ночь после захоронения на территории бани нередко слышится жалостливое бормотание и всхлипы. Это хозяин бани оплакивает вместе с семьей умершего родственника.

Стоит помнить о том, что у банника, как и у всех домовитых духов очень обострено чувство справедливости и ответственности.

Если хозяева ведут беспутный образ жизни, он начнет призывать на свою территорию чертей и давать им указания насылать мор на скот, воевать с домовым, с «сенником» (духом скотдвора) и вытаптывать огород, уничтожая урожай.

Умилостивить духа сложно, он очень обидчивый. Обозленный банник может превратиться в И тогда хозяину ничего не остается, как сжечь территорию, где обитает сущность, и тогда банник пойдет искать себе пристанище в другом месте.

Как попросить помощи в исцелении у духа бани

По тому, какие энергии принимают участие в создании этой сущности и в формировании его характера понятно что сам банник - дух особенный. Характер у него непростой и противоречивый, и он не всегда проявляет доброту к людям, а иногда, сильно рассердившись, может и удавить в угаре того кто ему сильно не понравится своим поведением или отношением к жизни.

Банник - дух, помогающий вести хозяйство, он заботится о тех, на чьей территории проживает. А потому у него можно просить исцеления любого недуга.

Чаще дух бани лечит человека от болезней костей или от простудных заболеваний.

Первым делом, перед тем как о чем-то просить, надо расположить к себе дух. . Нужно три дня приносить подаяние: блюдце молока, краюху свежего хлеба, по немного всего, чем питается семья, мелкие деньги и т. д.

На четвертый день натопить жарко баню и заходя в парилку проговорить:

«Банник-батюшко исцели мое телюшко, помоги моей душеньке, а я ж тебя благодарить буду».

Далее, в процессе купания тщательно натирать больное место прося у банника излечить, убрать боли и воспаления. Выкупавшись, следует оставить в бане чистое полотенчико воды ведро ключевой и новый березовый веник для лазника. И покидая помещение проговорить:

«Иди мой друг попарься да меня послушай и мне подсоби в беде моей телесной».

Если у вас нет вины перед «хозяином» парилки, то облегчение придет уже через несколько часов. А на третью процедуру банного лечения и вовсе покинет тело.

А всё потому, что обитает в бане особый дух — банник. Если его уважать и почитать, банник обеспечит хороший пар и выгонит из тела все хвори.

А если банника не задабривать, то он может принести много бед.

Входя в баню, нужно 3 раза постучать в дверь, зайти внутрь и сказать:

"Банник-банник в дом к тебе прошусь, от зла защищусь. Твои правила знаю, их заклинаю! Гостя прими по чину да по совести. Нашли не беды, а благости! Ключ, замок!"

После полуночи и до восхода солнца вход в баню закрыт. Наши предки считали, что в это время у банника гостит нечистая сила.

Самыми благоприятными днями для бани считаются вторник, четверг и суббота. В эти дни банник защищает всех своих гостей от тёмных сил и не даёт захворать.

Для банника важно, кто первым заходит мыться. Сначала парятся мужчины, и лишь потом в парилку заходят женщины. Банник на дух не переносит пьяных, поэтому заходить в баню в нетрезвом состоянии (даже если вы выпили только несколько рюмок спиртного), а уж тем более употреблять спиртное в бане ни в коем случае нельзя !

Также в парилке запрещено плеваться, т. к. банник в ответ может плюнуть кипятком в того, кто нарушил это правило.

Чтобы банник не серчал, ему надо класть кусочек мыла. Лучше всего сделать так: купить кусок мыла и мыльницу- но этими предметами людям уже пользоваться нельзя! Эти вещи должны принадлежать только баннику.

После помывки мыло и мыльницу, а также немного чистой воды и веник нужно оставить в парилке. Кстати, воду для банника можно налить в таз, в котором обычно замачивается веник. На следующий день мыло и мыльница убираются куда-нибудь в укромное место, вода выливается, а веник убирается до следующего раза.

Такое почтительное отношение задобрит банника, и он защитит хозяев от напастей и хворей. Ещё банник очень не любит грязь. Поэтому я всегда мою баню до и после посещения. Протираю полы, стены, окна.

А когда покидаю баню, снова обращаюсь к духу: "Спасибо, банник, за пар целебный да за твоё гостеприимство доброе. Пусть как у тебя будет всё хорошо, так и нам бед не знать и не хворать".

Выйдя из бани, нужно повернуться к ней лицом и сказать:

"Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье".

Ни в коем случае нельзя заходить в баню в пять минут четвертого ночью в канун Пасхи!

Тех, кто нарушит этот запрет, банник может жестоко покарать и даже убить. Если банник запер человека в бане или напал на него, то обычно в этом случае дверь бани невозможно открыть, т. к. она не поддаётся никаким средствам.

"Свят Дух, чист Дух.

Во имя Отца и Сына и Святой Дивной Троицы.

Батюшка банник,

Двери открой, впусти к себе домой.

Дверь — дверями, петли — петлями, ключи — ключами.

Во имя Отца, и Сына, и Святой Дивной Троицы.

Аминь. Аминь. Аминь."

Артем Колосов

Банник и обдериха

В жизни крестьян баня всегда занимала очень важное место. В ней не только мылись и парились, знахари в ней лечили людей от простуды, вывихов и разных других болезней, там появлялись на свет дети. В натопленной бане пряли зимними вечерами. При всем этом баня, в отличие от дома, осознавалась как «нечистое», не освященное строение - «хоромина погана», «без креста», а значит, идеальное убежище для нечистой силы. Именно в бане совершали разные не одобряемые православием обряды и действия - там гадали, колдовали, играли в карты, вызывали нечистую силу. В бане же в некоторых местностях посвящали в колдуны. Там, говорили в народе, собираются на посиделки проклятые люди и коротают время, плетя лапти.

Хозяином бани одни поверья называют банника (или баенника ), у белорусов - лазника (от белорусского лазня «баня»), другие, в основном, на Русском Севере, - обдериху, банницу, баенную бабушку .

Банника представляли то черным здоровенным мужиком, всегда босым, с железными руками, длинными волосами и огненными глазами, то маленьким старичком с длинной бородой. Живет он в бане за печкой или под полком. Однако некоторые поверья рисуют банника в виде собаки, кошки, белого зайчика и даже конской головы.

Банник - злобный дух, он очень опасен, особенно для тех, кто нарушает правила поведения в бане. Ему ничего не стоит запарить человека до смерти, содрать с живого кожу, задавить его, задушить, затащить под горячую каменку, затолкать в бочку из-под воды, не дать ему выйти из бани. Об этом рассказывают довольно страшные былички.

Так вот нам старики говорили: «Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит». Вот такой случай был. Один мужик мылся, а другой ему говорит:

- Ну чего ты там, скоро или нет? - Раза три спросил.

- Нет, я еще его обдираю только!

Ну он сразу побоялся, а потом открыл дверь-то, а у того мужика, который мылся, одни ноги торчат! Его банник в эту щель протащил. Такая теснота, что голова сплющена. Ну, вытащили его, а ободрать-то его банник не успел.

Было это в одной деревне. Женщина одна пошла в баню. Ну а потом оттуда - раз - и выбегает голая. Выбегает вся в крови. Прибежала домой, отец ей: что, мол, случилось? Она ни слова не может сказать. Пока водой ее отпаивали… отец в баню забежал. Ну, ждут час, два, три - нету. Забегают в баню - там его шкура на каменке натянута, а его самого нету. Это банник! Отец-то с ружьем побежал, раза два успел выстрелить. Ну, а видно, рассердил банника шибко… И шкура, говорят, так натянута на каменке.

Банник пугает моющихся стуком в стенку, хохотом, окликает людей по имени, бросает в них мусор и камни. Он любит подшутить над моющимися женщинами, храпя и воя за каменкой. Если баннику не хочется пускать людей в баню, он может вылить всю воду из бочек.

А вот в бане есть уже свой, не домовой, а банник, хозяин бани он, там живет, тоже безобразит, говорят. Вот слыхивала, затопили баню, стали воду носить, сколько ни носят, принесут, нальют - вроде много. Пойдут еще, ан, а воды опять нет, будто выливает кто. И так пять раз носили, пока догадались: банный хозяин, видать, не хотел, чтоб сегодня мылись. В тот день праздник какой-то был, так ведь в праздник мыться нельзя. Ну, что делать, так и ушли, а баню-то зря топили. А вот тоже одна рассказывала. Муж ее мылся в бане, а она следом за ним пришла, разделась, пошла париться. Он-то оделся, ушел, а она выходит, глядь - а одежды ее и нет. Ну, думает: мужик мой, видно, пошутил, сейчас принесет. Ждет, все нет. Входит муж, а она ему: «Ты что, черт старый, глумиться надо мной вздумал! Куда дел одежду мою?» Сходил он домой, принес ей другую одежду. Утром она пошла в баню, а там одежда ее на лавке лежит. Вот как банник шутит над людьми.

Вредить банник обычно начинает в ответ на нарушение человеком запретов. Нельзя, например, топить баню и ходить в нее в праздники, на Святки, ночью, особенно в полночь, потому что в это время там моются черти или сам банник.

Ну вот ты в баню пойдешь, а в двенадцать часов ночи ты туда уж не ходи. Вот я помню хорошо, у нас баня была, а соседка говорит: «Я пошла ночью в баню - нужно было развесить пиджаки, знаешь, с озера пришли ребята». Так она как открыла дверь - а там моется на полке. «Я, - говорит, - закрыла, да унеси Господи!» Банник - он как человек.

По этой же причине нельзя ходить в баню «в третий пар» (т. е. в третью смену), мыться без молитвы, а после мытья спать в бане. Нельзя в последний пар ходить в баню одному.

А вот с моей подругой дело было. Старики ей говорили, что одной баню замывать нельзя (замывать баню - ходить в последний пар. - Авт. ). А она то ли забыла, то ли посмеялась. Пошла в баню одна мыться последней. Зашла, голову намылила, за водой нагнулась, а под лавкой сидит маленький старичок! Голова большая, борода зеленая! И смотрит на нее. Она кричать - и выскочила. Нашли ее братья на снегу, еле откачали.

И в банях чудилось тоже. Значит, все перемылись. И напоследок пошли вдвоем мать с ребенком. Налила, говорят, воды, начинает мыть. А полок кверху подымается и кто-то и говорит: «Ну, погоди, я тебя сейчас помою…» А баба та собралась, ребенка в пазуху - да нагишом из бани.

Перед тем как зайти в баню, нужно «попроситься» у банника, перед уходом из бани - оставить ему горячей и холодной воды и кусочек мыла, чтобы он тоже мог помыться. Тот, кто моется последним, не должен ничего крестить, а все сосуды с водой нужно оставить нараспашку и сказать: «Мойся, хозяин!» Считалось, что если подойти к бане ночью или после того, как вымоются люди, можно услышать, как там парится банник - слышно хлопанье веника, плеск воды и стук шаек. Чтобы задобрить банника, ему приносили в дар кусок ржаного хлеба, посыпанного солью, или черную курицу. А если строили новую баню, нужно было принести жертву: задушить (а не зарезать) черную курицу и, не ощипывая, закопать под банным порогом. Закопав курицу, пятились от бани задом, отвешивая поклоны баннику. Банник также не любит, когда баню используют для сушки льна и пеньки.

Согласно поверьям, у банника есть шапка-невидимка, и раз в год он кладет ее на каменку сушить. Если тщательно подкараулить, то тогда ее можно стащить. Завладеть шапкой-невидимкой можно и другим способом. На Пасху во время заутрени надо прийти в баню; банник в это время всегда спит. Сдернув с его головы шапку, надо как можно быстрее бежать в церковь. Если успеешь добежать прежде, чем он проснется, значит, шапка-невидимка останется у тебя, если нет - банник догонит и убьет. Смельчак, сумевший украсть у банника эту шапку, становится колдуном.

У банника есть и еще одна волшебная вещь - «беспереводный целковый», неразменный рубль, который всякий раз возвращается к своему хозяину. Чтобы заполучить такой рубль, нужно в полночь бросить внутрь бани спеленутую черную кошку и сказать: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый».

На святках девушки ходили к бане гадать о женихах. Делалось это следующим образом: та, что гадала, поднимала юбку и просовывала заднюю часть тела в приоткрытую дверь. Считалось, что банник должен дотронуться до нее своей лапой. Если лапа была голая и когтистая, это означало, что ее жизнь в замужестве будет бедная, а свекровь лютая. Если банник гладил девушку мохнатой лапой, она верила, что брак будет счастливым, а муж богатым.

Не менее враждебен человеку и женский дух бани - банница , или обдериха . Это не жена банника, она сама полновластная хозяйка. Это женщина с широко расставленными глазами, длинными распущенными волосами и большими зубами, но она может также принять вид кошки или обезьяны. Живет обдериха в бане под лавкой или под полком. Само ее имя говорит о том, что она очень опасна для человека: может содрать с него кожу. На Русском Севере об обдерихе рассказывают так:

Раньше пугали: обдериха задерет в бане. Под полком живет, по-разному показывается. У нас мама была еще в девках, пошла в баню, а там девка в повязке лежит под передней лавкой. Не ходили в баню за полночь - обдериха задерет. Как-то к нам приехали знакомые и попросились в баню. А времени много - скоро двенадцать. Их предупредили: если кошка замяукает - выходите из бани. Кошка раз мяукнула, два мяукнула. Они третьего раза ждать не стали - выскочили. И роженицу с ребенком в бане не оставляли одних до шести недель после родов, и ребенка не оставляли - обдериха подменит.

У банной хозяйки тоже нужно спрашивать разрешения: «Баенна хозяйка, пусти нас помыться, погреться, пожариться, попариться». Выходя из бани, нужно не забыть поблагодарить ее: «Банная хозяюшка, спасибо за парну байну. Тебе на строенице, нам на здоровьице». Если у банной хозяйки «попроситься», она не сможет причинить вред человеку, даже если он нарушил правила поведения в бане.

Мужик сказывал, что пришел он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошел в баню, баня-то теплая. А сперва попросился у бани, чтобы пустила ночевать. Ночью слышит: полетели обдерихи на свадьбу и зовут его банную хозяйку:

- Машка-Матрешка, полети с нами!

А она отвечает:

- Не могу, гость у меня.

Те говорят:

- Так задери!

А она:

- Нет, не могу, он у меня попросился!

В старину женщины чаще всего рожали в бане - там было самое теплое и удобное для этой цели место. Банные духи поэтому представляли для рожениц и появившихся на свет младенцев большую опасность. Банник или обдериха могли похитить ребенка и подменить его своим. Роженицу с ребенком в бане без присмотра старались не оставлять.

Обдериха-то как кошка в бане появляется. Нельзя по одному в баню ходить. Родит женка, пойдет с ребенком в баню мыться, так кладет камешек и иконку, а то обдериха обменит и унесет, и не найдется ребенок. А вместо ребенка окажется голик (стертый веник). А бывает, что и ребенок окажется, но он не такой, как настоящие, - до пятнадцати лет живет, а потом куда-то девается.

Роженица, оставаясь в бане одна, должна быть очень осторожна, чтобы банная хозяйка ей не навредила.

Вот у нас, в нашей деревне, как роженица родит ребеночка, ее в баню отводят. Натопят баню, и роженицу с ребеночком в баню. Там живет неделю, там к ней все ходят, еду носят. А говорят, одной роженице нельзя в бане быть. Вот один раз был случай. Приходит к роженице соседка навестить. А эта, которая пришла, говорит: «Я за водичкой схожу для ребенка». А этой роженице говорит: «А ты ноги крест- накрест положи». Нога на ногу, чтобы крест был. Вот она ушла. Роженица говорит: «Я глаза открываю, стоит женщина передо мной, во лбу один глаз, большущий глаз, и говорит: «Женщина, скинь ногу, скинь ногу!» Это чтобы креста не было. Она бы к ней подошла, может быть, что-нибудь и сделала, а раз крест положен - ей нельзя. «Со мной, - говорит, - сразу худо сделалось. Из памяти меня вышибло». Так потом сразу и пришла эта женщина, которая за водой-то ходила. Тут нечистый дух был. Баенница это, баенница: один глаз во лбу.

Не советовали также ходить в баню с еще не окрещенным ребенком. Если же такая необходимость возникала, женщина должна была попросить разрешения у банного хозяина или хозяйки.

Часто в народе верят, что обдериха появляется после родов из родильной крови и нечистоты. И, стало быть, если в бане никогда не рожали, то в ней нет и обдерихи. Иногда говорят, что в бане столько обдерих, сколько в ней вымыли новорожденных младенцев, иногда - что обдериха появляется в бане только после того, как в ней обмоют сорокового младенца.

В северорусских областях думали, что в бане живет банная бабушка - дряхлая добрая старушка, которая лечит от всех болезней. К ней обращались с заговором, когда новорожденного ребенка первый раз мыли в бане.

В славянской мифологии множество духов. Добрые и злые, проказливые и строгие, они сопровождали каждый шаг наших предков в этом недружелюбном мире. Если попытаться классифицировать их, то удобнее всего будет использовать принцип места. Существовали духи лесов и полей: лешие, лесавки, полевики. Водяные духи: водяной, болотник и духи человеческого жилья: домовой, овинник и, наконец, банник.

Кто такой банник?

Это существо имеет много имён. Дедушка банный, жихарь, банный апостол - это тоже всё он. Банник - это один из представителей домашней нечисти, живущий в бане и привязанный не только к месту, но и к семье, владеющей им. В отличие от проказливого, но хорошо относящегося к людям домового, банник - однозначно злой дух. Его любимое развлечение - содрать кожу с человека. Существует множество преданий о том, как дух наказывал неугодивших ему.

Существует ли банник?

Однозначного ответа на вопрос, существуют ли банники и , дать невозможно. В современную рационалистическую модель мироздания их существование не укладывается, но схожесть ритуалов, призванных задобрить банника, в разных регионах Руси и Российской империи может являться аргументом в пользу существования таких духов. Единственное, в чём расходится мнение крестьян - это облик банника.

Как выглядит банник?

Народная фантазия не дала баннику единого облика.

  1. В Калужской области его представляли уродливым гигантом, появляющимся с грязным веником под мышкой.
  2. В Олонецкой губернии считали, что он невелик ростом, всегда босой, волосы его всклокочены, а глаза горят огнём.
  3. В Новгородской губернии банник появлялся в виде чёрного человека с длинными волосами.
  4. В большинстве же мест банного апостола считали оборотнем, превращающимся как правило в кошку, собаку, белого зайца или человека.

Ещё одно категорично утверждает мифология - банник дух бани, всегда вонюч. Когда заходят в баню утром и чувствуют, что псиной пахнет - значит дедушка банный мылся ночью. Также проявляет себя этот дух воем, стуком и хохотом из-под полок. Известна история о том, как превратившийся в белую корову банник до полусмерти напугал резвившихся девок, зовущих жихаря. В тоже время в бане, стоявшей неподалёку, насмерть угорела девка.


Как вызвать банника?

В обычное время с банным дедушкой предпочитали не связываться. Рассказывают и о том, как он сковал железными кольцами пальцы девушки, неосмотрительно попросившей колечко, но в Святки банник в славянской мифологии становился духом, способным предсказывать будущее. Для этого нужно было зайти в баню ночью, лучше после полуночи, и нагнувшись, задрать подол.

  1. Если банник гладит по заду мягкой лапой - замужество будет хорошим, да и жизнь в целом удастся.
  2. Если же лапа сухая и когтистая - жить гадающему в бедности и постылом браке.

Согласно некоторым поверьям, банник появляется в бане, в которой хоть раз произошли роды, но сейчас в этом месте рожать не принято. Поэтому, если вы построили баню, и хотите, чтобы там поселился банный дедушка, самым лучшим вариантом будет заняться там любовью, чтобы выброс энергии привлёк духа. Не забывайте и о ритуалах, призванных задобрить банника.

Как задобрить банника?

Все представители нечистой силы боятся креста и молитвы, но в баню заходить с нательным крестом запрещено. Чтение молитв там тоже не одобряется, поэтому, чтобы не сердился банник мифология предлагает следующие способы подружиться с опасным духом:

  1. Банный домовой не переносит, когда кто-то моется в его время, поэтому в третий пар баню оставляли пустой. Сейчас почему-то считается, что мыться нельзя в четвёртый пар.
  2. Обязательно нужно оставлять кусок мыла, чтобы банный дедушка тоже мог помыться.
  3. Когда в новой бане моются впервые, для банника берут хлеб-соль. Оставляют их на полке.
  4. Ночевать в банях считалось делом опасным. Но если есть такая необходимость, надо вежливо попросить у него разрешения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!»

Как это ни странно, но на Руси баня считалась местом нечистым. так как в ней якобы могла поселиться нечистая сила. Однако, мыться в бане обязан был каждый: если кто-то отказывался от бани, его не считали добрым человеком. Очень большое внимание уделяли в старину Баннику. Это дух бани, которая стоит где-то на самом отшибе, или может быть на краю двора, а иногда и за пределами данного места.

Даже в наши дни про это существо рассказывают немало легенд. Его представляют в виде маленького, но очень сильного, голого, старичка с длинной бородой, покрытой плесенью. Этому вредному существу приписывают появление обмороков в бане и несчастных случаев. Любимым развлечением Банника является ошпаривание моющихся кипятком, раскалывание камней в печке-каменке. Люди считали, что он может и в печь затащить и клок кожи содрать. Именно во избежание данных последствий с Банником необходимо поладить. Люди, знающие и соблюдающие старинные обычаи, всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда в бане нельзя никого подгонять - Банник не выносит спешки, сердится.

Банники - банные духи. Обитая в непосредственной близи от человека, они никогда не показываются на люди, при этом всегда требуя строгого к себе подчинения. В случае неподчинения банному духу, следует незамедлительное наказание. Действует Банник подло, но стоит только изменить все по его желанию, как он отступает.

Несмотря на все это, на Руси в народе баню любили. 24 июня отмечается праздничный банный день, он посвящен Аграфене-купальнице. В этот день на Руси обязательно мылись для здоровья в бане, пол застилали свежей травой, а в парилку ходили только со свежими вениками, которые делали из целебных трав.

На сегодняшний день баня получила шанс на второе рождение. А все потому, что она является крайне полезной для здоровья человека. Баня - это соль жизни, это здоровье, это молодость души и тела!

Помимо примет о банном духе существует множество и других поверий о бане, верить в которые или нет решать только Вам.

Банник -дух, обитающий в бане. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.

Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 36 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

Больше всего дух любит пугать женщин, потому им нельзя ходить в баню в одиночку. Но больше всего банника злит, когда в баню заходит беременная женщина, таких будущих матерей ни в коем случае нельзя оставлять в бане без присмотра мужчин.

Способности

Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Женщины банники -обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь кошкой или даже человеком.

Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.

Как бороться?

Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив духу кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь домового. «Батюшка, выручи. ». Так же данный дух боится железа, поэтому если банник не дает выйти из бани, его следует ударить железным прутом и тут же бежать прочь.

Банник- злой дух бани

Атеисты могут отдыхать и не читать эту статью, или прочесть молитву специально написанную для атеистов: Я - атеист. Поэтому, прошу тебя, Господь Всемогущий, защити мои чувства от оскорблений верующими в Тебя. Речь пойдет о духах. Не будем говорить о всех. Баня наш профиль, и поговорим о Баннике духе бани .

По древним пересказам и верованиям, которые известны нам, в бане жил Банник покровитель русской бани. Баня место не чистое с точки зрения религии, поэтому образ Банника рисовался как наиболее злобный людям из всех домашних духов. Изображения, которые дошли до наших дней описывали его как карлика, или маленького старичка. В некоторых регионах банника рисовали как карлицу женщину или банную старушку. Известна и женская форма духа бани Шишига.

Существовали и поддерживаются традиции поклонения Баннику, которые были направлены на примирение с этим злым духом:

  1. Никогда не мылись и даже не ходили в баню после полуночи.
  2. Первыми в парную должны входить и париться мужчины. После завершения банных процедур в мыльной комнате обязательно надо оставить немного воды, мыла и веник для Банника.
  3. Нельзя париться в чужом пару, т.в. том, который для тебя не готовили. Например планировалась баня для одних людей а на пар попали совсем другие. Ходить в баню к друзьям или знакомым надо только на приглашение именно попариться. В противном случае надо самому баньку протопить хоть и чужую. Должен быть соблюден обряд, когда ты сам готовишь дрова, огонь и пар.
  4. В общественную баню нельзя ходить в один день дважды. Не надо путать с несколькими заходами в парную!
  5. Нельзя вносить веник в дом, оставлять только в бане.
  6. Никогда не забирали парной веник в дом.

Банник. Что ждать от духа?

С теми, кто эти правила нарушает Банник мог сотворить неприятность: ожег, удушие, головокружение и т.п. Абсолютно оправданной традицией банных процедур есть запрет париться в нетрезвом состоянии. За такие фокусы Банник мог кожу на полок натянуть

Все банные обряды всегда были согласованы с ограниченными территориями и временем. Баньку топили с обеда, чтоб помыться да попариться до полуночи. Лучшее время с 5 до 8 вечера. Это совсем не значит что баня пустовала перед полуночью. Вот в это время, когда баня опускалась в сумрак и начали топить печь и варить зелья бабки-гадалки, ворожки раскладывали карты и заговаривали привороты- отвороты. Считалось что тот кто идет самый последний в баню париться будет общаться с потусторонними силами. Третьего захода в баню нельзя было делать по традиции. Семьи в старые времена были большие. Ну никак не могли в два захода поместиться и помыться в одной бане все члены одной семьи. Это послужило зарождению совместной помывку и мужчин и женщин. Некоторые пикантные особенности такой бани описаны в увлекательной статье Русская семейная баня. Восстание плоти.

Такие процедуры вызывали изумление у иностранных гостей. Так, еще в 18 веке один из немцев приближенных к царице Екатерине 11 рассказал ей о такой совместной помывке и возможных оргиях. Указ не заставил себя долго ждать и было запрещено проводить совместную помывку в банях.

Среди многих строительных обрядов закладки домов-срубов практически не встречаются обряды по строительству Бани. Не зазывали в баню счастье. достаток и т.п. Место на котором стоит баня называлось Баннищем и считалось оно нечистым местом.

Но многие века это никак не мешает оставаться русской бане самым желанным местом для отдыха и оздоровления тела. Поэтому и существует у многих народов разные виды бани и Банники у них тоже разные адаптированные под этнос и культуру. Мой банник не злой дух бани!

Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь.

«Баня парит, баня правит, баня все исправит!»

Баня издревле считается священным местом. И по своей священности не уступает даже жилищу!

Это место переходное между мирами, поэтому именно в бане проходили роды у славянских женщин, дабы маленькому человеку было легче перейти из мира неявного, в наш явный.

Именно в этом месте мы по сей день очищаемся телом и душой, изгоняем всевозможные хвори, набираемся сил для великих свершений.

И вполне естественно, что у каждой бани есть свой дух-охранитель и хозяин - Банник.

В древнейшие времена, когда наибольшее распространение имел культ Макоши, дух бани также имел женский образ.

Дух этот звался Банной Бабушкой. Она представлялась в образе доброй старушки, покровительницы знахарок и повитух, которая могла излечить от любой хвори, приглядеть за роженицей с ребенком.

Со временем Банную Бабушку сменил Банник, который унаследовал все её черты, но стал более суровым как внешне, так и по характеру.

Это изменение осталось в народном фольклоре: «Нет злее Банника, да нет его и добрее».

Банник во многом похож на Домового - он всячески вредит бестолковым и ленивым хозяевам: может не пустить в баню, напустить угару, ошпарить.

Если «Банный хозяин» доволен хозяевами, то помогает убирать в бане, подметая пол веником.

Банник любит уважение, поэтому в Бане нужно придерживаться строгих правил:

Банник не любит тех, кто приходит мыться после полуночи! Это его законное время, когда в гости приходят Домовые, Овинники и Водяные.

Не переносит на дух Банник пьяных и шумных людей! Тут нельзя сквернословить и ругаться. Особенно он злится, когда приходят в баню, не спрашивая его разрешения!

Всегда стоит оставлять после себя немного водицы, веник и кусочек мыла для Банника, а также обязательно поблагодарить Банного Хозяина.

И тогда Вам по праву скажут: «С легким паром!»

В народном быту баня - место для гаданий, вопрошавших о воле Богов и Предков. Присмотритесь, на первой картине в правом углу изображена черная курица.

Так девушки в полночь пускали в баню курицу с завязанными глазами, и смотрели, как она себя поведет.

Останется в холодном предбаннике - суженый будет равнодушен, раскудахтается - в семье будет раздор и свора, пойдет к очагу - любимый согреет теплом и страстью.

Банник — дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему оставляли в бане после мытья. Часто его представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью.

Его воле предписывают обмороки и несчастные случае в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Любимое же развлечение банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать и «стрелять» камнями в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку. Вредить по-крупному банник начинает только тогда, когда люди злостно нарушают запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трёх смен парящихся.

Из других функций банника следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснётся мохнатой рукой — будет жених богатый, если голой рукой — бедный. Тем, кто, гадая, суёт руку в окно бани, банник может сковать пальцы железными кольцами.

Добиваются расположения банника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него охоту вредить, приносят в дар чёрную курицу. Выстроив новую баню, такую курицу, не ощипывая перьев, душат и закапывают под порогом.

Банный дух может выступать также в женском облике — банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая. Показывается в виде кошки. Живёт под полком. Поверья о ней сходны с представлениями о баннике. Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига — демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без молитвы. Принимает образ знакомой или родственницы и зовёт с собой париться. Может запарить до смерти.

В славянской мифологии баннику уделяется место наряду с такой популярной нечистой силой как домовые, лешие и кикиморы болотные.

Источники: dom21spb.ru, bestiaria.ru, dombrus.org.ua, www.tridevatoecarstvo.com, antistrecc.narod.ru