Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Святой Доминик. Лекция: Доминик и доминиканцы - Магистерия

ДОМИНИК, СВ. (ок. 1170–1221), испанский каноник, основатель католического ордена братьев-проповедников, обычно называемого доминиканским орденом. Доминик (Доминго де Гусмáн) родился в Каларуега (Кастилия) в семье рыцаря вестготского происхождения Фелисио де Гусмáна, коменданта крепости на границе мавританской Испании. Его мать принадлежала к старокастильской знати. Именно благодаря ее настояниям мальчику разрешили присоединиться к двум старшим братьям, изучавшим богословие и готовившимся принять священство, вместо того чтобы, по примеру отца, посвятить себя военной карьере. Доминик начал изучать теологию под руководством своего дяди-священника. Позднее он продолжил обучение в Паленсийском университете. После рукоположения в священники стал каноником, а затем приором конгрегации августинцев в Осме.

В 1202 он сопровождал Диего, епископа Осмского, направленного с дипломатической миссией во Францию. По пути им пришлось пересечь Лангедок, охваченный ересью альбигойцев . Здесь у Доминика родилась идея создания нового ордена, который боролся бы с ересью посредством проповеди.

По завершении миссии Диего и Доминик прибыли в Рим, и папа Иннокентий III направил их в Лангедок для содействия монахам-цистерцианцам, чья проповедь против альбигойцев оказалась безрезультатной. По преданию, именно в это время Доминику явилась Дева Мария, научившая его читать розарий. Отсчитывание молитв по четкам не было чем-то новым, однако Доминик сопровождал его «размышлением» (безмолвной молитвой) и ввел эту практику в общекатолический обиход.

Около 1215 вокруг Доминика объединилось 16 последователей. Он основал женскую обитель в Пруе (Прованс), из которой возникла женская ветвь ордена, Второй орден. Как и францисканцы, доминиканцы – нищенствующие монахи, но в отличие от св. Франциска Ассизского св. Доминик ориентировал свой орден на проповедь в городах и университетских центрах, преимущественно в среде образованных людей. Он был убежден, что сможет распространить деятельность ордена на весь мир, если орден получит официальное признание церкви. В 1216 доминиканский устав был одобрен папой Гонорием III. Доминик немедленно распустил свою маленькую общину, отправив монахов парами с миссиями в те места, которые избрал в качестве поля деятельности для своего ордена. Самая большая группа была направлена в Парижский университет, и богословие стало краеугольным камнем деятельности ордена.

Доминиканский орден братьев-проповедников (fratres praedicatores) прибавил к двум существовавшим ранее формам религиозной жизни – монашеству и военно-монашеским орденам – новую форму, ориентированную на проповедническую и педагогическую деятельность. Братья-доминиканцы не затворялись от мира, но рассматривали его как сферу своей деятельности. Доминиканский орден стал первой демократической организацией в западном мире, поскольку власть в нем устанавливалась на основе свободного и общего голосования. Устав ордена был достаточно гибким, что позволяло монахам приспосабливаться к изменяющимся условиям. Молодые выпускники университетов во множестве вступали в орден. Братья-доминиканцы с их превосходной теологической подготовкой и строгой дисциплиной оказали огромное влияние на всю жизнь Европы. К концу жизни Доминика орден уже насчитывал 90 приорств, разделенных на четыре провинции, три больших женских монастыря в трех странах и множество терциариев – мирян, служивших церкви и ордену каждый на своем профессиональном поприще.

Главная святыня День памяти Покровитель Атрибуты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Деканонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подвижничество Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Домини́к де Гусма́н Гарсе́с (исп. Domingo de Guzmán Garcés ; , Калеруэга , Испания - 6 августа , Болонья , Италия) - испанский католический монах , проповедник , основатель Ордена проповедников , более известного как орден доминиканцев .

Канонизирован католической церковью. Художественно -символически изображается в белом одеянии под чёрным плащом, с лилией в руке, знаком целомудрия ; иногда со звездой во лбу - выражением источаемой им святости .

Биография

Родился в дворянской семье Гусманов в Калеруэге в году. Он обучался в школе в Паленсии , где в течение 10 лет изучал свободные искусства и теологию . В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.

По преданию, св. Доминик в монастыре Сан-Систо в Риме воскресил Наполеоне Орсини , упавшего с лошади и разбившегося насмерть

Традиции

Традиция Католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария - широко распространенной католической молитвы на чётках . По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в г. во время явления Девы Марии . Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена - бегущую собаку с пылающим факелом в зубах - со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына. Возможно также, что эта эмблема происходит от игры слов: лат. Domini canes - «псы Господни».

Иконография

Св. Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха , белом скапулярии и чёрном плаще; иконографические символы св. Доминика - лилия , звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте»), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, розарий , посох .

Самые ранние интерпретации образа святого - изображения XIII века в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции и в базилике Св. Франциска в Ассизи , а также фрески школы Джотто в церкви Сан Доменико Маджоре (Неаполь).

Цикл сцен из жизни св. Доминика представлен на полиптихе Ф. Траини (XIV век) для церкви Св. Екатерины в Пизе . Серию одухотворенных образов св. Доминика создал Беато Анджелико (XV век). На картине Педро Берругете (XV век) изображено так называемое «Чудо огня» , произошедшее в г. в Фанжо , когда в ходе ордалии еретические книги альбигойцев сгорели, а книга св. Доминика выскочила из огня невредимой.

См. также

Напишите отзыв о статье "Святой Доминик"

Примечания

Литература

  • Католическая энциклопедия. М.: Изд. францисканцев., 2002

[лат. Dominicus; Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга; испан. Domingo de Guzmán, Domingo de Caleruega] (после 1170, Калеруэга, Кастилия - 6.08.1221, Болонья, Италия), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников (лат. Ordo Fratrum Praedicatorum, OP), называемого по его имени орденом доминиканцев .

Род. в знатной дворянской семье, хотя родители, Феликс Гусман и Иоанна из Асы, несмотря на утверждения нек-рых биографов Д., скорее всего не были связаны с правящим кастильским домом. Сведения об отце Д. немногочисленны. Мать Д. позднее стала почитаться как блаженная (беатифицирована 1 окт. 1828 папой Львом XII). Старший брат Д., свящ. Антонио, раздав свое имущество нищим, вступил в приют, в котором пребывал до смерти; 2-й брат, Манес, стал членом основанного младшим братом ордена, впосл. также почитался как блаженный (беатифицирован 2 июня 1834 папой Григорием XVI). По преданию, мать Д., будучи беременной, во сне увидела буд. ребенка в виде собаки с факелом в зубах; для успокоения она отправилась к могиле католич. св. Доминика Силосcкого. В благодарность за дарованное успокоение сын получил имя Доминик, а образ собаки с факелом впосл. стал символом ордена доминиканцев.

В 6-летнем возрасте Д. был отдан на воспитание дяде по материнской линии, архипресвитеру церкви в г. Гумьель-де-Исан близ Калеруэги. С 1184 г. Д. учился в г. Паленсия, в единственном тогда на территории Испании ун-те, изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales), а затем богословие. Согласно орденскому преданию, Д. отличался благочестивым образом жизни. В 1191 г., во время голода в Кастилии, продал книги, снабженные собственноручными глоссами, для того чтобы спасти от голодной смерти паленсийских бедняков. Биограф Иордан Саксонский сообщает, что Д. дважды пытался продать себя в рабство для того, чтобы на вырученные деньги выкупить у мавров пленников-христиан (Libellus de initiis Ordinis Praedicatorum, N 10). По завершении учебы (1194) Д. читал в Паленсии лекции о Свящ. Писании.

В 1196 или 1197 г. Д. по просьбе еп. Осмы Мартина де Басана стал членом (а с 1201 зам. настоятеля) капитула регулярных каноников в Осме, там же начал проповедническую деятельность. Ок. 1196 г. Д. был рукоположен во пресвитера. После смерти Мартина де Басана (1201) епископом стал приор капитула Диего де Асеведо, к-рого в 1203-1205 гг. Д. сопровождал в поездках в Сев. Германию (на епископа было возложено проведение переговоров о женитьбе сына кастильского кор. Альфонса VIII Фернандо). Во время поездок они стали свидетелями широкого распространения ереси альбигойцев в Лангедоке. После завершения дипломатической миссии Диего де Асеведо вместе с Д. направился в Рим, где епископ обратился к папе Иннокентию III с просьбой об организации христ. миссии для проповеди католич. веры среди язычников, в частности среди куманов (половцев), племени на границах Венгрии. Папа, отказав Диего, направил его вместе с Д. в Лангедок в помощь цистерцианцам , проповедовавшим католич. учение среди сторонников альбигойской ереси (миссионерская деятельность в этом регионе тогда полностью находилась в руках цистерцианского ордена, к-рому тем не менее не удавалось добиться серьезных успехов). Встретившись в Монпелье с папскими легатами, епископ и Д. вместе с ними, а также еще неск. священниками отправились с проповедями в Нарбон, Тулузу и их окрестности, считая, что примером добровольно принятой нищеты и христ. проповедью смогут обратить еретиков в католич. веру.

В кон. 1206 - нач. 1207 г. с согласия и при поддержке со стороны нового Тулузского еп. Фулька Д. основал жен. мон-рь Пресв. Богородицы в мест. Пруй, близ Фанжо: благочестивые женщины под рук. Д. занимались воспитанием детей, стремясь оградить их от альбигойского влияния. Диего де Асеведо, согласно папскому указанию, в 1207 г. вернулся в свое еп-ство, где 30 дек. скончался.

15 янв. 1208 г. был убит папский легат Петр де Кастельно, что побудило папу Иннокентия III провозгласить крестовый поход против альбигойцев, который возглавил гр. Симон де Монфор. В период военных действий Д. продолжал проповедовать, преимущественно в Каркасоне и Фанжо. Тогда возникла идея создания нового монашеского ордена проповедников, члены к-рого умели бы согласовывать «благодать проповеди» (т. е. духовное рвение и усердие к изучению и проповеди Слова Божия) со строгим нестяжанием и подлинно евангельской жизнью. В 1215 г. Д. прибыл с проповедью в Тулузу, к нему присоединились 2 знатных горожанина, один из к-рых передал в распоряжение Д. свой дом. Вскоре к ним примкнули еще четверо юношей. Тулузский еп. Фульк и гр. Симон де Монфор оказали материальную поддержку начинанию Д. по созданию новой орг-ции проповедников. Епископ пожаловал в их пользу часть десятины, собираемой в некоторых подчиненных ему приходах, а в июле 1215 г. канонически утвердил новую орг-цию в рамках еп-ства.

Осенью 1215 г. Д. сопровождал в Рим на Латеранский IV Собор Тулузского еп. Фулька, надеясь получить у папы утверждение нового ордена. Иннокентий III хотя и взял под покровительство созданный Д. мон-рь в мест. Пруй (грамота от 8 окт. 1215 «Fratres et moniales S. Mariae de Prulliano»), но в утверждении ордена отказал, т. к. на состоявшемся Соборе было принято решение о запрете создавать новые монашеские ордена. По орденскому преданию, после отказа папа увидел сон, где Д. подпирал плечами грозившую упасть Латеранскую базилику. Расценив это как особый знак, папа пригласил к себе Д. и, хотя и не утвердил формально орден, одобрил его идею и предложил выбрать в качестве устава одно из к.-л. уже существующих монашеских правил.

Весной 1216 г. Д. вернулся в мон-рь в Пруе, в качестве орденского устава был выбран Августина устав , т. к. подразумевалось создание общины, не ограниченной монастырскими рамками. Вернувшийся из Рима еп. Фульк предоставил в распоряжение Д. и его последователей 3 храма, в т. ч. ц. св. Романа в Тулузе, при к-рой был основан 1-й доминиканский мон-рь. Осенью 1216 г. Д. вновь отправился в Рим, где папа Гонорий III буллой «Religiosam vitam» от 22 дек. 1216 г. утвердил устав созданного Д. ордена и взял его под особое покровительство (Римские папы были протекторами доминиканского ордена). 26 янв. 1217 г. папской буллой за орденом было закреплено наименование ордена братьев-проповедников. Также Гонорий III назначил Д. проповедником при папском дворе; это назначение носило временный характер, но впосл. должность магистра священного апостольского дворца (Magister Sacri Palatii Apostolici) стала постоянной и была закреплена за доминиканцами (после реформы 1968 должность стала называться «богослов папского дома»).

После Пасхи 1217 г. Д. отбыл в Тулузу, откуда были направлены проповеднические миссии в испан. земли и в Париж. Д. отправился в Рим и Болонью. В Риме папа Гонорий III передал в распоряжение Д. храм во имя св. Сикста с пристроенными кельями. К этому времени относятся неск. чудес, к-рые орденская традиция приписывает Д.: воскрешение рабочего, погибшего под рухнувшим сводом строившегося монастыря св. Сикста; воскрешение умершего ребенка; исцеление смертельно больного келаря мон-ря; умножение хлеба и вина. По предложению Гонория III в восстановленный мон-рь св. Сикста было решено собрать разбросанных по рим. мон-рям монахинь, чтобы те жили по одному уставу. Ордену братьев-проповедников взамен мон-ря св. Сикста папа предоставил церковь и мон-рь св. Сабины на Авентинском холме.

В 1218-1219 гг. Д. совершил 1-ю визитацию доминиканских мон-рей во Франции, в Испании и в Италии. Побывав в тулузском мон-ре св. Романа и в мон-ре Пресв. Богородицы в Пруе, Д. прибыл в Кастилию. В Сеговии он совершил чудо, вызвав дождь во время засухи, препятствовавшей началу сева. В память об этом была воздвигнута часовня. Из Сеговии Д. отправился в Мадрид, где Петром Мадридским, членом ордена братьев-проповедников, уже был заложен мон-рь. Д. посетил Паленсию, где основал мон-рь св. Павла. После возвращения в Тулузу Д. потом отправился в Париж, где провел неск. дней в мон-ре св. Иакова, основанном посланными ранее братьями-проповедниками. Из этого мон-ря, насчитывавшего 30 монахов, он направил братьев для основания орденских мон-рей в Лиможе, Реймсе, Меце, Пуатье и Орлеане. В июле 1219 г. Д. прибыл в Болонью, в основанный там весной того же года мон-рь св. Николая, откуда отправил неск. членов ордена по городам Сев. Италии - в Милан, во Флоренцию, в Бергамо, Асти, Верону, Брешию и Фаэнцу. В кон. окт. из Болоньи Д. отправился во Флоренцию, а оттуда в Витербо, где в нояб. встретился с папой Гонорием III. В 1220 г., к празднику Пятидесятницы, Д. прибыл в Болонью, где состоялось 1-е общее собрание (капитул) ордена, когда руководство орденом было возложено на Д. монахами. Летом Д. отправился с проповедями по городам Сев. Италии (Милан, Кремона, где Д. встретился с католич. св. Франциском Ассизским , Модена, Парма). К этому времени относится основание им 3-й ветви ордена братьев-проповедников, объединившей мирян, не связанных обетами нищеты и целомудрия, но находившихся под духовным руководством священников из доминиканского ордена. Первоначальное название объединения мирян - «Воинство Иисуса Христа» (впосл. терциарии). 30 мая 1221 г. в Болонье состоялся 2-й капитул ордена, закрепивший структуру ордена братьев-проповедников, к-рый был разделен на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Ломбардию, Рим, Тевтонию, Венгрию и Англию.

Предвидя скорую кончину, Д. встретился в Венеции с папским легатом кард. Уголино ди Сеньи (впосл. папа Римский Григорий IX), к-рого он просил позаботиться о судьбе ордена. В кон. июля, вернувшись в мон-рь св. Николая в Болонье, Д. заболел и скончался. Заупокойную службу совершил прибывший в Болонью кард. Уголино. Согласно завещанию, Д. был погребен под монастырским храмом св. Николая. Позднее из-за расширения мон-ря старый храм был снесен и заменен новым, а могила Д. оказалась во дворе. В ночь на 24 мая 1233 г. мощи были перенесены в новый храм; перенесение мощей сопровождалось чудесами. В июле того же года папа Григорий IX назначил комиссию из 3 чел. для подготовки материалов для канонизации Д., к-рая состоялась 3 июля 1234 г. (булла «Fons sapientiae Verbum»), день литургической памяти 5 авг. В 1558 г. папа Павел IV перенес празднование памяти Д. на 4 авг., впосл., по намеченной Ватиканским II Собором реформе 1969 г., память была перемещена на 8 авг.

Первые биографии Д. были написаны его преемниками, генеральными магистрами доминиканского ордена, Иорданом Саксонским (1185-1237) и затем Гумбертом Римским († 1277). Наиболее достоверным источником сведений о жизни Д. считается соч. «Libellus de initiis ordinis praedicatorum» (Книжица об основании ордена проповедников) Иордана Саксонского, оказавшее значительное влияние на все последующие сочинения, посвященные ордену. Работа над ней началась не ранее 25 дек. 1231 г. (дата смерти Тулузского еп. Фулька) и не позднее 1234 г. (канонизация Д.), предположительно в 1233 г. Испанец Петр Ферранд, пытаясь адаптировать «Книжицу...» Иордана Саксонского для использования в доминиканском богослужении, в 1237-1242 гг. исключил из текста детали, не имевшие прямого отношения к Д., и заменил их подробным изложением испан. периода жизни святого: уточнил имена родителей, добавил истории из детства католич. святого, описание деятельности Д. в Испании, а также привел список чудес, составленный в ходе процесса канонизации. В 1245 г. генеральный капитул ордена дал полномочия рим. доминиканцу Константину (впосл. епископ Орвието) отредактировать сочинение Петра Ферранда. В 1254 г. Гумберт Римский, 5-й генеральный магистр ордена, используя тексты Петра Ферранда и Константина из Орвието, составил др. редакцию биографии Д.

Деятельности Д. целиком посвящена 2-я часть сб. «Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum» (Жития братьев ордена проповедников), составленная между 1260 и 1262 гг. Жераром из Фраше на основе «Книжицы...» Иордана Саксонского и др. биографий. Родриго из Серрато в работе над жизнеописанием Д. в 1270-1282 гг. в значительной мере полагался на сведения более ранних биографов, а также, посетив родину Д., попытался собрать там информацию о католич. святом. В 1278 г. Этьен из Саланьяка составил панегирик ордену доминиканцев «De quatuor in quibus Deus praedicatorum ordinum insignivit» (Четыре вещи, которыми Бог отличил орден проповедников). Последним агиографом Д., жившим в XIII в., был нем. доминиканец Дитрих из Апольды. Он завершил биографию Д. ок. 1298 г. Сочинение Дитриха незначительно дополнило предшествующие жизнеописания Д. Как приложение к сочинению Дитриха из Апольды в Италии получил широкое распространение трактат, сохранившийся под названием «Девять путей молитвы св. Доминика» (ок. 1280). В 1314 г. трактат был включен в сборник исторических материалов, посланных инквизитором Бернардом Ги магистру доминиканского ордена Беренгару из Ландора.

Важную роль для реконструкции биографии Д. играют источники, созданные вне доминиканского ордена: «Historia Albigensis» (История альбигойцев) цистерцианского мон. Пьера из Во-де-Серне, Хроника Робера из Осера и др.

Иконография

Д. изображается в белом одеянии доминиканского монаха и темном скапуляре (скапулярии) с капюшоном; с книгой, лилией и четками в руках; нередко со звездой возле головы; иногда рядом с Распятием или с крестом в руках. Приписываемые Чимабуэ изображения Д. XIII в. в мон-ре Санта-Мария Новелла (Флоренция) и в базилике св. Франциска (Ассизи), а также фрески школы Джотто в ц. Сан-Доменико Маджоре (Неаполь) относятся к числу самых ранних художественных интерпретаций образа святого. Цикл сцен из жизни Д. представлен на полиптихе Франческо Траини для ц. св. Екатерины в Пизе (1345, ныне в Городском музее Пизы). Серию образов Д. создал Беато Анджелико: Д. во славе (миниатюра из Миссала, 1428-1430, Музей Сан-Марко, Флоренция), Дева Мария с Младенцем и святыми Д. и Николаем (1437, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), 2 фрески с изображением распятого Христа, Которому поклоняется Д. (ок. 1435, Лувр, Париж; ок. 1442, Музей Сан-Марко), история Д. (XV в., Епархиальный музей, Кортона) и др. Сюжет картин П. Берругете (XV в., обе в Прадо, Мадрид) - Д. обращает в католич. веру альбигойцев, бросающих в костер еретические книги, и вершит суд инквизиции. В работах Дж. М. Креспи (Пинакотека Брера, Милан), Доменикино (Национальная пинакотека, Болонья), Дж. Б. Тьеполо (ц. святых Иоанна и Павла, Венеция) и др. художников часто изображается явление Богородицы, вручающей Д. четки - символ молитвы розария.

Ист.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 558-628; Thomas de Cantimpré . Bonum Universale de apibus. Duaci, 1605; Rechac J ., de . La Vie de St. Dominique. P., 1647-1650. 3 vol.; Bullarium Ordinis Fratrum Praedicatorum / Ed. Th. Ripoll, A. Brèmond. R., 1729-1740. 8 vol.; Jordanus de Saxonia . Opera ad res ordinis praedicatorum spectantia quae exstant / Ed. Fr. J.-J. Berthier. Friburgi Helvetiorum, 1891; idem . Oratio ad beatum Dominicum / Introd., testo crit. e commento a cura di E. Montanari. Firenze, 1991; Gerard de Frachet . Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum. Lovanii, 1896. (MOFPH; 1); Anecdotes historiques légenges, et apologues tirés du recueil inédit d"Etienne de Bourbon, dominicain de XIIIe siècle / Ed. A. Lecoy de la Marche. P., 1877; Monumenta historiae S. Dominici. P., 1933. Vol. 1: Historia diplomatica S. Dominici; 1935. Vol. 2: Libellus de principiis Ordinis Praedicatorum acta canonizationis. (MOFPH; 15, 16); Cecile . Miracula beati Dominici / Ed. A. Waltz // Miscellanea Pio Paschini. R., 1948. Vol. 1. P. 306-326; Etienne de Salagnac . De quatuor in quibus Deus praedicatorum ordinum insignivit / Ed. Th. Kaeppeli. R., 1949. (MOFPH; 22); Vicaire M .-H . St. Dominique de Caleruega d"après les documents du XIIIe siècle. P., 1955; St. Dominique et ses frères: Évangile ou croisade?: Textes du XIIIe siècle / Ed. M.-H. Vicaire. P., 1967; The Nine Ways of Prayer of St. Dominic. Dublin, 1978.

Лит.: Balme F ., Leladier A . Cartulaire ou histoire diplomatique de St. Dominique. P., 1891-1901. 3 vol.; Лакордер А . Д . Жизнь св. Доминика. М., 1915, 1999p; Ferretti L . St. Domenico: Biografia ed iconografia. Firenze, 1921; Altaner B . Der hl. Dominikus: Untersuch. u. Texte. Breslau, 1922; idem . Die Dominikanermissionen des XIII. Jh.: Forsch. z. Geschichte d. kirchlichen Unionen u. d. Mohammedaner- u. Heidenmission d. Mittelalters. Habelschwerdt, 1924; Bazin G . St. Dominique. P., 1937; Mandonnet P ., Vicaire M .-H . St. Dominique: L"idée, l"homme et l"œuvre. P., 1938. 2 vol.; D"Amato A ., Palmieri G . G . Le reliquie di S. Domenico: Storia e leggenda, ricerche scientifiche, reconstruczione fisica. Bologne, 1946; Garganta M ., de . St. Domingo de Guzmán visto por sus contemporaneos. Madrid, 1947; Kaftal G . St. Dominic in Early Tuscan Painting. Oxf., 1948; Vicaire M .-H . Histoire de St. Dominique. P., 1957. 2 vol.; 2004; idem . L"Imitation des apôtres: Moines, chanoines, mendiants: IVe-XIIe siècles. P., 1963; idem . Dominique et ses prêcheurs. Fribourg; P., 1977; Hertz A ., Loose H . N . Dominikus und die Dominikaner. Freiburg i. Br., 1981; St. Dominique en Languedoc: 1er colloque de Fanjeaux, 16-31 juillet 1965 / Sous la dir. du M.-H. Vicaire. Toulouse, 1966, 1987r; Bedouelle G . Dominique, ou La grâce de la Parole. P., 1982; idem . À l"image de St. Dominique. P., 1995; Lawrence C . H . Medieval Monasticism: Forms of Religious Life in the Western Europe in the Middle Ages. L.; N. Y., 19852; Tourault Ph . St. Dominique face aux Cathares. P., 1999; Bustos T ., de . St. Domingo de Guzmán: Predicador del Evangelio. Salamanca, 2000; Roquebert M . St. Dominique: La légende noire. P., 2003.

Б. Д. Жарков, А. Г. Крысов

Claudio Coello, Madrid, Museo del Prado (XVII secolo)


Святой Доминик де Гусман Гарсес (1170, Калеруэга, Испания — 6 августа 1221, Болонья, Италия) — (лат. Sanctus Dominicus, исп. Santo Domingo; Domingo de Guzmán Garcés), Св. Доминик де Гусман — монах, проповедник, католический святой. Основатель Ордена проповедников, или ордена доминиканцев. Прославлен в 1234 году папой Григорием IX. Святой покровитель ученых. Святой покровитель Доминиканской Республики, столица которой Санто-Доминго названа в его честь. День памяти - 8 августа.

Св. Доминик родился в дворянской семье Гусманов в Калеруэге в 1170 г. Он обучался в школе в Паленсии, где в течение 10 лет изучал свободные искусства и теологию. В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.


В 1196 г. Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в г. Осма.

В 1203 г. епископ Диего де Асеведа был послан кастильским королём Альфонсом IX в Данию с дипломатической миссией, имевшей цель добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем. Доминик был включён в состав этой экспедиции. Проезжая через территорию Южной Франции, епископ и его спутники были поражены размахом распространения на этой территории ереси альбигойцев. После возвращения из северной Европы епископ де Асеведа и Доминик остались в Южной Франции, решив посвятить себя проповеди Евангелия и борьбе с ересью в этом регионе. В 1206 г. ими была основана женская община в Пруйле, состоявшая из дочерей дворян-католиков и женщин, обращённых из ереси.

Святой Доминик. Мозаика


Епископ скоро был отозван папой, но Доминик остался во Франции и продолжал свою деятельность.

В 1209—1213 гг. Доминик вновь проповедует в Лангедоке во время крестового похода против альбигойцев, который позднее возглавил граф Симон де Монфор.

В 1214 появляется первая община в Тулузе, шестеро единомышленников из этой общины стали затем ядром Ордена проповедников.

В 1215 г. во время работы IV Латеранского Собора, Доминик прибывает в Рим и обращается к папе Иннокентию III с просьбой утвердить Орден, однако, утверждён устав ордена был уже в 1216 г. следующим папой Гонорием III в булле Religiosam vitam. Орден получил имя Орден Проповедников (Ordo Praedicatorum, OP), впоследствии его стали чаще называть орденом доминиканцев по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук.

В 1217 г. Доминик переехал в Рим, где начал интенсивную работу в интересах созданного им и быстро растущего ордена. В 1218—1219 он совершил визитацию доминиканских монастырей во Франции, Испании и Италии. На первых генеральных капитулах ордена Доминик определил его структуру, в частности ввел разделение ордена на провинции.

В 1221 г., незадолго до смерти, Доминик основал монастырь при римской церкви св. Сабины.

Умер в 1221 г. в Болонье, мощи св. Доминика покоятся в болонской базилике, названной в его честь. В 1234 г. папа Григорий IX канонизировал Доминика.

«Его любили все — богатые и бедные, евреи и язычники» — вспоминал современник.

По преданию, св. Доминик в монастыре Сан-Систо в Риме воскресил Наполеоне Орсини, упавшего с лошади и разбившегося насмерть.

День памяти в Католической Церкви — 8 августа. Помимо Болоньи, католические храмы в честь Святого Доминика воздвигнуты во многих других местах, например, в Турине, Таормине, Кьети, Пополи, Сантьяго, Оахаке-де-Хуарес, Сан-Кристобале-де-лас-Касас и др. Его именем названы город Санто-Доминго — столица Доминиканской республики, покровителем которой он является, а также несколько городов в Чили, Колумбии, Коста-Рике, Эквадоре, США, на Кубе, Филиппинах, форт на Тайване.

Традиция Католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария — широко распространенной католической молитвы на чётках. По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. во время явления Девы Марии. Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена — бегущую собаку с пылающим факелом в зубах — со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына. Возможно также, что эта эмблема происходит от игры слов: лат. Domini canes — «псы Господни».


Св. Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха, белом скапулярии и чёрном плаще; иконографические символы св. Доминика — лилия, звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте»), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, розарий, посох.
Самые ранние интерпретации образа святого — изображения XIII века в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции и в базилике Св. Франциска в Ассизи, а также фрески школы Джотто в церкви Сан Доменико Маджоре (Неаполь).


Цикл сцен из жизни св. Доминика представлен на полиптихе Ф. Траини (XIV век) для церкви Св. Екатерины в Пизе. Серию одухотворенных образов св. Доминика создал Беато Анджелико (XV век). На картине Педро Берругете (XV век) изображено так называемое «Чудо огня», произошедшее в 1207 г. в Фанжо, когда в ходе ордалии еретические книги альбигойцев сгорели, а книга св. Доминика выскочила из огня невредимой.

В работах Креспи, Доменикино, Джордано, Тьеполо и других художников изображено явление Девы Марии, вручающей св. Доминику чётки — символ молитвы Розария.


Фра Анджелико. Св. Доминик поклоняется распятию. Фреска, 1441-1442


Изображение св. Доминика в базилике св. Доминика в Болонье


Эль Греко. Св. Доминик за молитвой, 1588


Св. Доминик (монастырь Санта-Сабина, Рим, Италия)


Педро Берругете. Святой Доминик, руководящий аутодафе


Внутри капеллы святого Доминика

, Доминиканская Республика

Подвижничество

Домини́к де Гусма́н Гарсе́с (исп. Domingo de Guzmán Garcés ; , Калеруэга , Испания - 6 августа , Болонья , Италия) - испанский католический монах , проповедник , основатель Ордена проповедников , более известного как орден доминиканцев .

Канонизирован католической церковью. Художественно -символически изображается в белом одеянии под чёрным плащом, с лилией в руке, знаком целомудрия ; иногда со звездой во лбу - выражением источаемой им святости .

Биография

Родился в дворянской семье Гусманов в Калеруэге в году. Он обучался в школе в Паленсии , где в течение 10 лет изучал свободные искусства и теологию . В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.

Традиции

Традиция Католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария - широко распространенной католической молитвы на чётках . По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в г. во время явления Девы Марии . Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена - бегущую собаку с пылающим факелом в зубах - со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына. Возможно также, что эта эмблема происходит от игры слов: лат. Domini canes - «псы Господни».

Иконография

Св. Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха , белом скапулярии и чёрном плаще; иконографические символы св. Доминика - лилия , звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте»), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, розарий , посох .

Самые ранние интерпретации образа святого - изображения XIII века в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции и в базилике Св. Франциска в Ассизи , а также фрески школы Джотто в церкви Сан Доменико Маджоре (Неаполь).

Цикл сцен из жизни св. Доминика представлен на полиптихе Ф. Траини (XIV век) для церкви Св. Екатерины в Пизе . Серию одухотворенных образов св. Доминика создал Беато Анджелико (XV век). На картине Педро Берругете (XV век) изображено так называемое «Чудо огня» , произошедшее в г. в Фанжо , когда в ходе ордалии еретические книги альбигойцев сгорели, а книга св. Доминика выскочила из огня невредимой.

См. также

Напишите отзыв о статье "Святой Доминик"

Примечания

Литература

  • Католическая энциклопедия. М.: Изд. францисканцев., 2002

Отрывок, характеризующий Святой Доминик

Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.
– Наташа, полно, глупости! – сказала она, еще надеясь, что это была шутка.
– Ну вот, глупости! – Я вам дело говорю, – сердито сказала Наташа. – Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости»…