Чем известен Василий Блаженный и почему его боялся сам Иван Грозный? Святой блаженный василий, христа ради юродивый, московский чудотворец - святые - история - каталог статей - любовь безусловная Почему василий блаженный называется блаженным

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Вериги святого хранятся в Московской духовной академии.

Икона святого Василия Блаженного. Средник - XVI век, сцены жития - конец XIX века. Покровский собор на Красной площади. Изображение с сайта varvar.ru

Один из самых известных московских юродивых - Василий Блаженный. На Руси всегда почитали юродивых Христа ради - людей, живших в мире по закону евангельского духа, и своей жизнью обострявших до предела противоречие между житейским и небесным, отчего их жизнь порой казалась безумием. Презирая внешние «приличия», они нередко и сами притворялись «дураками», чтобы скрыть святость и прозорливость и обличить мир в духовной спячке. Право на обличение святым давало бесстрастие и чистое сердце.

Инфантильный подросток или обличитель неправды?

Сколько сейчас случаев, когда шестнадцатилетние подростки бездумно бьют стекла автомобилей, портят вещи, стараются «выразить себя» через вызывающую одежду, прическу.

На первый взгляд, святой Василий в свои 16 порой казался похожим на молодых инфантилов: ходил неформально одетый в рубище и вериги (или раздетый), безобразничал в общественных местах - бросал на рынке калачи с прилавков, выливал квас с кувшинов у торгующих.

Ответная реакция продавцов не запаздывала: в ярости они били блаженного чем ни попадя, принимая его за безумного. Но позже оказывалось, что продукты, которые святой опрокидывал, были негодны к употреблению: испорчены, а то и отравлены.

И торговцы понимали, что это не дурачок, а настоящий юродивый, святой, который за безобразием скрывает свою помощь, уберегает от дурной славы, а сам принимает побои.

Если не идет доброе дело

Икона святого Василия Блаженного. Конец 16 - начало 17 века. Изображение с сайта varvar.ru

У одного купца не получалось возвести храм: как только искусные мастера устанавливали каменные своды, строение с грохотом валилось на землю. Так было трижды. Растерянный купец пришел за помощью к святому Василию Блаженному: доброе дело, искусные мастера, а дело не идет. Почему?

Блаженный отправил купца в Киев, велев ему найти там убогого Иоанна и спросить совета у него. Конечно, он мог и сам ответить купцу, но блаженные часто скрывали свою прозорливость, чтобы избегнуть славы и гордости. Купец немедленно отправился в указанное место, а когда зашел к Иоанну в дом, увидел следующую картину: бедняк сидел в своей хижине и качал колыбель, в которой не было ребенка.

Купец спросил у Иоанна, зачем он это делает. В ответ услышал: «Я качаю родную матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». В то мгновение купец осознал:

построить храм он не мог из-за того, что выгнал свою мать из дома.

Возвратившись, купец первым делом попросил прощение у родительницы, и вернул ее к себе в жилище. После этого храм был построен.

Лукавый дух под видом нищего

Современная икона святого Василия Блаженного со сценами из жития. Изображение с сайта sophiya.net

Василий Блаженный учил людей не делать добро формально, а тем более корыстно. Сердце человека ему было открыто, и он знал, что нередко человек, подающий милостыню, рассуждает приблизительно так: «Я помогу этому бедняку, а Господь за это пошлет мне успех в делах». Обличая такое «милосердие», Василий Блаженный говорил, что лукавый дух специально принимает на себя вид нищего: когда ему кто-то давал деньги, он тут же устраивал его житейские вопросы, подталкивая таким образом человека к добру в духе «ты - мне, я - тебе». Настоящее милосердие бескорыстно и сострадательно, говорил святой.

Сам блаженный в первую очередь помогал тем, кто не просил о помощи, хотя в ней и имел нужду.

Например, был один купец, который в течение трех суток не имел даже крошки хлеба во рту, но не решался просить милостыню, так как был богато одет. Святой отдал ему дорогие царские подарки, которые сам недавно получил.

Лаской и молитвой

Московский чудотворец Блаженный Василий. Художник Виталий Графов, 2005 год. Изображение с сайта bankgorodov.ru

Как часто можно услышать колкие слова осуждения в адрес тех людей, которые сбились с жизненной колеи: вот такой сякой, пьет, не работает, только перед компьютером сидит… Но гневом и осуждением людские пороки не исправишь…

Блаженный часто подходил к корчмам, где ласково беседовал с «опустившимися», пытался вселить в них надежду.

И многим это помогало вернуться к нормальной жизни. Конечно, за лаской святого стояла его огненная молитва, быстро доходившая до Бога.

А если святому доводилось проходить возле дома, из которого доносились звуки хмельного гулянья и брани, он обнимал угол этого дома и плакал. Когда блаженного просили объяснить, почему он обнимает углы трактиров, он говорил: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Любовью тушил пожары

Василий Блаженный. Книжная миниатюра, 19 век. Изображение с сайта varvar.ru

Однажды Иван Грозный пригласил блаженного для беседы в царские палаты. В знак уважения блаженному поднесли кубок с вином. Блаженный его вылил. Поднесли еще раз - опять вылил, и так три раза. Царь Иоанн Васильевич разгневался. А Василий сказал, что он так тушит новгородский пожар.

Вскоре гонцы царя подтвердили слова блаженного: по свидетельству новгородцев, во время пожара всюду видели нагого мужа с водоносом, заливающего пламень огненный, отчего пожар прекратился. Известно и чудесное тушение святым Василием страшного московского пожара в 1547 году.

Преставился Василий Блаженный 2 августа (по новому ст. - 15) 1552 года. Погребение его возглавил сам митрополит Московский Макарий. Мощи блаженного первоначально были положены в церкви Святой Троицы (что на Рву).

При сыне Ивана Грозного Федоре Иоановиче летописи пишут о многих свершавшихся чудесах от мощей святого Василия.

В 1560-х годах на месте храма Святой Троицы был выстроен собор Покрова Божией Матери на Рву. Один из приделов воздвигли над могилой святого Василия Блаженного, и с тех пор собор иначе как его именем в народе не называли.

Московский чудотворец, Христа ради юродивый. Обладал даром предвидения. Известен также как Василий «Нагой». Жил во времена царствования Ивана IV Грозного. Канонизирован Русской православной церковью в 1588 году. День памяти 2(15) августа.

Со времен крещения Руси православная вера и традиции всегда были живы и глубоко почитались. За веру шли в бой, терпели лишения, умирали. Особенно почитался подвиг юродства. Люди, вступавшие на этот нелегкий путь, сознательно изображали из себя безумных, отказывались от всех мирских благ, со смирением терпели бесконечные насмешки, презрение, всяческие наказания. И в иносказательной форме пытались достучаться до сердец и душ людей, проповедуя добро, милосердие и изобличая неправду и несправедливость. Усмирить гордыню, умерить телесные потребности, духовно возвыситься над остальными могли немногие. Такой духовный подвиг за всю историю православия на Руси совершили более 130 человек, 36 из них причислены к лику святых.

Одним из самых известных и почитаемых Христа ради юродивых был Василий Блаженный, называемый еще Василием «Нагим». Судьба его удивительна с самого рождения. В декабре 1469 года его мать Анна пришла на паперть подмосковного Богоявленского собора в Елохово (сейчас территория Москвы) молиться о том, чтобы ее ребенок благополучно родился и был здоровым. Богородица услышала молитвы простой женщины, и тут же, прямо на паперти Анна родила мальчика, которого назвали Василием. Он пришел в этот мир с чистой душой и открытым сердцем.

Его родители - простые крестьяне, были очень набожны, чтили Христа, жили по его заповедям и с раннего детства прививали Василию уважение и благоговение к Всевышнему. Когда мальчик подрос, родители, желая сыну хорошей доли, отдали его в обучение к сапожнику. Время шло, Василий постигал азы ремесла, сапожник был доволен трудолюбивым и послушным парнем. Так бы и трудился Василий всю жизнь, если бы не один случай, во время которого у старательного и благочестивого 16-летнего подмастерья открылся дар прозрения.

В мастерскую обратился купец, пожелавший сшить сапоги, которые носились бы много лет. Огорченный Василий обещал выполнить заказ, но после ухода купца горько расплакался, чем очень удивил сапожника. На недоуменный вопрос хозяина парень объяснил, что купцу не суждено покрасоваться в обновке, так как он скоро умрет. Сапожник удивился, но не придал значения странным словам парня. Через несколько дней тот купец действительно умер, а Василий решил оставить сапожное ремесло и посвятить свою жизнь самому великому подвигу во имя Христа - юродству. С этого момента и до самой смерти он ходил нагим и босым, не имея никаких сбережений, никакой защиты от насмешников и обидчиков, кроме незримого оберега - веры и всеобъемлющей любви к Господу. Из одежды на нем были только вериги - железные кольца и цепи для телесного смирения и укрепления духа.

После случая у сапожника Василий оставил родителей и направился в . Первое время народ дивился странному нагому парню и насмехался над ним, но вскоре москвичи признали в нем Божьего человека, Христа ради юродивого, изобличителя несправедливости и неправды.

Непонятные и странные на первый взгляд поступки Василия Блаженного сердили людей, но потом всегда оказывалось, что в этих поступках был скрытый поучительный смысл. Однажды, намеренно рассыпав на базаре калачи у одного торговца, он с покорностью принял ругань и побои. Но после калачник признался, что в тесто добавлял известь и мел. В другой раз его совет помог купцу достроить церковь, своды которой обрушивались уже три раза. Купец спросил совета у блаженного, как ему достроить храм. Василий отправил его в Киев к бедняку Ивану. Найдя в бедном жилище человека, качающего пустую колыбель, купец спросил, зачем он это делает. Тот рассказал, что так он отдает дань матери, родившей его. Купец понял, для чего Василий посылал его в Киев. Оказалось, что он в свое время выгнал из дома родную мать, и без раскаяния в своем поступке хотел прославить Бога построенной церковью. Но Всевышний не принимал подарок от низкого душой человека. Василий Блаженный помог купцу раскаяться, помириться с матерью и вымолить у нее прощение. После этого Божий храм был благополучно достроен.

Многие чудеса являл москвичам Василий Блаженный. Проходя мимо домов набожных людей, он бросал камни в их углы, а возле домов, где бесчинствовали, углы целовал. На вопросы о таком странном поведении юродивый отвечал, что в домах, где живут праведники, нет места бесам, и они стоят на улице возле углов, а он их отгоняет. А в домах, где поселились пороки, пляшут бесы и не дают зайти туда ангелам, скорбящим о душах людей вне дома. И таким образом Василий приглашает ангелов войти.

В другой раз Василий Блаженный проходил по базару, где сидели женщины, продававшие свое рукоделие. Нагота юродивого не смутила их - они просто рассмеялись. И тут же ослепли. Одна из женщин, еще не ослепшая полностью, поняла, что случилось, бросилась вслед за юродивым и слезно просила вернуть ей и подругам зрение. Василий Блаженный согласился при условии, что они раскаются в своей глупости. Женщины повинились перед ним, раскаялись и снова стали зрячими.

Постоянно воздерживаясь от удовольствий земных, безропотно перенося тяготы юродства, живя на улицах среди толпы людей, терпя суровые лишения, Василий Блаженный сохранил душу чистой и светлой. Дар прозрения проявлялся в нем все сильнее.

Всевышний помог Блаженному Василию предсказать нашествие на Москву хана Мехмед І Гирея в 1521 году. В тот раз, по обыкновению молясь ночью у ворот церкви Божьей Матери, он увидел знамение - огонь, вырывающийся из окон храма, и стал ревностно молиться. Огонь стал понемногу затухать и вскоре исчез полностью. Через некоторое время после этого видения крымские татары напали на Николо-Угрешский монастырь и ближние к нему деревни, разграбили и сожгли их, но до Москвы так и не добрались.

8 июля 1543 года Василию Блаженному снова было видение в церкви, предсказавшее страшный пожар, во время которого выгорели полностью Крестовоздвиженский монастырь, Царский и Митрополичий дворы и несколько улиц: Большой Посад, Неглинная и весь Великий Торг.

Как-то зимой один боярин, сочувствуя юродивому, уговорил его взять в дар шубу. Василий Блаженный долго не соглашался, но, чтобы не обидеть доброго человека, принял этот подарок. Проходя в подаренной шубе по улице, Василий встретил шайку воров, которые, не рискнув силой отобрать богатую одежду у почитаемого юродивого, разыграли перед ним целый спектакль. Один из них притворился мертвым, а остальные стали просить шубу, чтобы накрыть ею умершего товарища. Юродивый сам укрыл шубой вора, спросив при этом, действительно ли тот умер. Воры подтвердили кончину друга, а Василий пожелал, чтобы лицемерие было наказано, и ушел. Кинувшись к «умершему», воры остолбенели - тот был мертв по-настоящему.

Вся жизнь Василия Блаженного была направлена на помощь людям, милосердие и сочувствие. Он помогал всем, но особенно тем, кто стыдился просить помощи. Однажды он отдал все царские подарки иностранному купцу, потерявшему деньги и голодавшему уже несколько дней. Сам купец не мог просить помощи, ведь на нем были богатые одежды. Часто Василий Блаженный посещал Китай-город. Там располагалась исправительная тюрьма для пьяниц. К ним и ходил юродивый, чтобы ободряющим словом и увещеванием помочь им вернуться к нормальной жизни.

Царь почитал юродивого, но и побаивался его. Он видел в нем Божьего человека, который постоянно напоминал ему о необходимости жить по справедливости и творить добрые дела. Несколько случаев убедили Ивана Грозного, что перед ним действительно благочестивый, отрешенный от мирских забот юродивый. Пригласив однажды Василия Блаженного к себе во дворец на пир, царь был очень разгневан, когда тот три раза подряд выплеснул за окно вино. Объяснению юродивого, что так он потушил пожар в , царь не поверил, пока оттуда не прибыл гонец с вестью о пожаре и чудесном вмешательстве какого-то нагого человека, залившего огонь из водоноса. После новгородцы, приехавшие в Москву, узнали в Василии Блаженном того самого человека.

Когда царь задумал строить на Воробьевых горах дворец, все его мысли крутились вокруг этого строительства. Даже придя в церковь в праздничный день, он думал о незавершенной стройке. Василий Блаженный был на праздничной службе, но царь, погруженный в свои мысли, его не заметил. После службы Иван Грозный стал выговаривать юродивому за то, что его якобы не было в церкви. Василий пристыдил самодержца, сказав, что царь телом был в церкви, а душой витал вокруг своего недостроенного дворца. С тех пор Иван Грозный еще больше стал уважать и побаиваться юродивого. А когда Василий Блаженный серьезно заболел, царь Иван с царицей навещал его.

Несмотря на полную лишений жизнь, Василий Блаженный прожил почти 90 лет, а когда он слег и уже не смог встать, его навестил сам царь с семейством, и Христа ради юродивый предсказал сыну царя , что тот будет править на Руси.

Умер Василий Блаженный 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет. Царь Иван Грозный с боярами несли его гроб, а отпевание и погребение проводил митрополит Московский и всея Руси Макарий. Во время погребения Василия Блаженного многие больные выздоровели. Юродивого похоронили на кладбище Троицкой церкви во Рву, где незадолго до этого, в 1554 году царь в память о покорении велел возвести . В соборе и был построен придел в честь Василия Блаженного. Почитание Василия Блаженного было настолько сильным, что с тех пор Троицкий храм и стали называть одним общим названием - собором Василия Блаженного.

Со смертью Василия Блаженного чудеса не закончились. Они происходили и возле его гроба. Поэтому в 1588 году, во время царствования Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, московский патриарх на Поместном церковном Соборе канонизировал святого и установил день памяти чудотворца в день его кончины - 2 августа.

Другие чудеса Василия Блаженного

Однажды юродивый разбил камнем образ Богоматери на воротах храма, который много лет считался чудодейственным. Толпа паломников накинулась на него с кулаками и сильно избила. Безропотно выдержав побои, Василий Блаженный посоветовал соскрести слой краски на образе и когда это сделали, то увидели, что под ликом Божьей Матери скрывалось изображение дьявола.

Персидский корабль с множеством людей шел по Каспийскому морю. Были среди них и православные христиане. Начался сильный шторм, корабль стало сильно раскачивать, на палубу полилась вода, стало так темно, что кормчий не видел, куда направить корабль. Гибель казалась неминуемой. Но христиане рассказали персам, что у них в Москве есть чудотворец, который ходит по воде, как по земле и усмиряет самые большие волны. В это время перед кораблем возник нагой бородатый старец и провел корабль верным курсом прямо сквозь шторм. Волны стихли, пропал и старец, но все были спасены. Через некоторое время персидские купцы, бывшие на том корабле, приехали в Москву по торговым делам и узнали в юродивом Василии Блаженном нагого старца, спасшего их от неминуемой гибели. Еще не раз молитва к Василию Блаженному спасала корабли от верной гибели в разбушевавшемся море.

2 августа 1588 года в присутствии царя Федора Ивановича, митрополита Московского и всея Руси Иова и многочисленных московских жителей над местом погребения святого возник его образ. После этого события над захоронением была поставлена украшенная драгоценными камнями рака для мощей, помолившись возле которой многие больные полностью исцелялись.

День памяти святого 2 (15) августа. До революции 1917 года празднование памяти святого Василия Блаженного было торжественным. Обычно присутствовал император с семьей, службу проводил патриарх, собиралось высшее духовенство и москвичи, относившиеся к чудотворцу с великим почтением.

Жертвенность Богу и людям считается в христианстве высшей мудростью. И Христа ради юродивые, возвышаясь над грешным миром своей духовной чистотой, не презирали этот мир, а несли безропотное служение во благо всех живущих. Василий Блаженный - подвижник веры, удивительной силы духа человек, всей своей жизнью показавший, что блага земные не вечны, а вера в добро и справедливость помогают человеку в самые трудные времена.


Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Оригинал взят у ykontakte в

Оригинал взят у lat_elenka в Как жил и кем был Василий Блаженный?

2 августа 1552 года умер самый известный юродивый Руси, Святой Московский чудотворец Василий Блаженный. Его популярность была так велика, что уже несколько веков имя святого обрастает все новыми легендами.

Миф первый: Василий Блаженный был дурачком

Наиболее распространенное заблуждение, касающееся многих юродивых на Руси. Родилось оно из-за непонимания самого смысла юродства. Разумеется, были так называемые блаженные от рождения, но большинство принимали юродство, странничество осознанно, как подвиг во имя Христа. Насколько можно судить по сохранившимся преданиям, именно таков был Василий Блаженный. В юности он учился сапожному ремеслу, но уже в 16 лет встал на путь подвижничества. И до самой смерти не изменял ему. Все его поступки, казавшиеся, поначалу глупыми выходками городского сумасшедшего, имели свое объяснение и глубокий смысл. Вот ходит юродивый по торговым рядам, и вдруг скидывает с лотка пироги. Шум, гам! Торговцы нещадно бьют Василия, а тот только благодарит их. А потом выясняется, что в пироги да калачи подмешивали ушлые купцы всякую гадость. Часто они сами и признавались в этом, испытывая стыд перед обличившим их юродивым.
Прозорливость, мудрость, умение сопоставлять факты, - вот черты, отличавшие Василя Блаженного, но никак не слабоумие, которое порой приписывают юродивому. Его предсказания, облеченные в форму притч не всегда были понятны, но все чаще люди убеждались в его чудесном провидческом даре, и слава о нем пошла далеко за пределы Москвы. Ценил и побаивался подвижника сам Иван Грозный, а тот не боялся сказать ему правду. Вот приглашает царь на свое тезоименитство Блаженного в палаты, потчует вином. А юродивый один за другим выливает три бокала в окно. На гнев же царя отвечает, что таким образом потушил пожар в Новгороде. Позже гонцы, посланные проверить эти слова, подтвердили: в то самое время, когда Василий Блаженный находился в платах, человек, схожий с ним обликом, появился в пылающем городе, и помог залить огонь. Великий пожар действительно был в 1547 году.
Юродивый мог только прикидываться дурачком, удивляя и эпатируя своими иносказаниями публику. Это осознанная роль, игра, маска, за которой скрывается обличитель пороков человеческих, раскрывающий людям правду о самих себе, которую они боятся признать.

Миф второй: Василий Блаженный ходил нагим и зимой, и летом

Василий Нагой - второе прозвище юродивого. В житии его описывается, что ходил он без всякой одежды в любое время года, и даже приводится предание, как женщины посмеялись над его видом, и тут же ослепли. А вернул святой зрение только одной торговке, которая перед ним покаялась. Однако с этой легендой пересекается другая. В ней Блаженный принимает в дар лисью шубу и ходит в ней в мороз. Когда же лихие люди захотели его обмануть и попросили укрыть шубой якобы умершего товарища, юродивый так и сделал. Но как только разбойники завладели желанной добычей, они увидели, что мнимый мертвец, и вправду умер.
Нагота Блаженного, скорее, символ презрения ко всему земному, бренному на пути к Царствию Небесному. Он был наг и бос, так как не имел никакого имущества, но как видим, не отказывался от подаяния. Этот образ жизни принимало большинство русских юродивых, но, конечно, абсолютно голыми они не ходили. Просторная холщовая рубаха прикрывала тело, часто проглядывающее в прорехи, отсюда - понятие о наготе.
Разумеется, прижизненных изображений Василя Блаженного не сохранилось, а на всех иконах мы видим его нагим. Этот иконописный образ и создал еще одну легенду о великом подвижнике.
Миф третий: Василий Блаженный не имел угла, и жил на улице
Был наг, бос, не имел имущества и жил на улице. Бездомность юродивого дополняет его образ святого странника. Однако и этот факт нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить доподлинно. И все же есть свидетельства, что юродивый все-таки имел крышу над головой. В Пискаревской летописи читаем: «в животе блаженного Василия житие его было на Кулишках у боярыни вдовы именем у Стефаниды Юрловы». Последняя - личность отнюдь не легендарная, богатый боярский род владел многими землями. В одном из списков жития святого так же упоминается, что он преставился в доме у некой вдовицы. Вполне возможно, речь идет о Юрловой. То, что юродивый жил в богатом доме, однако не является фактом удивительным и нисколько не противоречит нравам и обычаям того времени. Состоятельные вдовы имели обыкновение призревать у себя сирых и убогих, творили щедрую милостыню и давали кров божьим людям.

Миф четвертый: храм назвали в честь Василия Блаженного, потому что он юродствовал у его строящихся стен


Чем дальше отодвигаются исторические события, тем большими небылицами и домыслами они обрастают. Некоторые считают, будто Василий Блаженный и Иван Грозный - один человек (да-да! находятся и такие), а уж про собор на Красной площади даже экскурсоводы рассказывают несообразности. Говорят, будто он был построен Иваном Грозным в честь Василия Блаженного. Другой вариант - собор возводился Иваном Грозным, а Василий Блаженный юродствовал рядом с его стенами, вот народ и прозвал храм в его честь. Оба факты исторически неверны. А возникли, скорее всего, потому что хоронили этого святого, умершего в 1552 году (есть сведения, что в 1551) так, как ни одного другого юродивого на Руси. Гроб его нес сам царь с боярами, а отпевал юродивого митрополит Макарий.
Храм же начали строить только в 1555 году в честь взятия Иваном Грозным Казани. Полное название его - собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву или Покровский собор. Связь же с Василием Блаженным такова - юродивый был похоронен на кладбище Троицкой церкви во Рву. И после смерти Блаженный творил чудеса, свидетельств мало, но говорят об исцелениях, которые происходили на его могиле. Поэтому в 1588 году он был канонизирован. В этом же году по велению государя Федора Иоанновича один из приделов Покровского собора посвятили св. Василию Блаженному. Но популярность и почитание святого были так велики, что вскоре об истинном названии забыли, и по сей день храм на Васильевском спуске (тоже прямая связь с именем святого) во всем мире известен как храм Василия Блаженного.

Миф пятый: Суриков изобразил Василия Блаженного среди персонажей картины «Боярыня Морозова»

Еще одно историческое несоответствие, о котором частенько забывают посетители Третьяковской галереи, рассматривающие грандиозное полотно Василия Сурикова, посвященное расколу русской церкви в 17 веке. А ведь надо просто сопоставить даты. Юродивый, изображенный художником, никак не может быть Василием Блаженным. Святой жил при двух царях Василии Третьем и Иване Четвертом (Грозном), и умер задолго до событий, начавшихся в царствование Алексея Михайловича. Но то, что художник, создавая своего юродивого, вдохновлялся мощным образом Василия Блаженного, несомненно.
Можно также утверждать, что черты великого подвижника и обличителя неправедной власти, воплотил в своем блаженном Николке по прозвищу Железный Колпак и Пушкин (драма «Борис Годунов»). Так уж повелось, что переломные моменты российской истории не могут обходиться без святых юродивых, которые «не боятся могучих владык. А княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык. И с волей небесною дружен» (А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).