«Основы православной культуры» не будут преподаваться в школе. Хабаровск православный Что такое основы православной культуры

На встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года Д. А. Медведев принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. 21 регион России принял участие в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («ОРКСЭ»). С 1 сентября 2012 года этот курс стал обязательным для четвероклассников во всех субъектах Российской Федерации. Комплексный учебный курс «ОРКСЭ» включает шесть учебных предметов (модулей):

«Основы православной культуры» («ОПК»);
«Основы мировых религиозных культур»;
«Основы светской этики»;
«Основы исламской культуры»;
«Основы буддийской культуры»;
«Основы иудейской культуры».

Выбор предмета - законное право родителей. Это положение налагает на взрослых особую ответственность: безразличие, необдуманность определения образовательного модуля может стать впоследствии трагедией для личности ребенка, его семьи, всего государства. Рекомендации и советы директора школы или учителя важны, но они не имеют решающего значения. Родителям предоставлено исключительное право оградить своих детей от плодов недоброкачественного образовательного и воспитательного процесса, сделав правильный выбор предмета для изучения.

В данной статье приведен обзор православной периодической печати по вопросам выбора и изучения в светской школе учебного модуля «Основы православной культуры». Материалы помогут православным родителям сделать выбор предмета осознанным, а сомневающимся покажут, насколько важно и полезно для будущего детей изучение именно основ православной культуры, пояснят, что и как будет преподаваться.

Для чего в школе нужно изучать «Основы православной культуры»?

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Правосла­вие сыграло ключевую роль в станов­лении российской государственно­сти. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православ­ной духовной традиции.

Почему именно «Основы православной культуры»?

Выбор «ОПК» обусловлен значением православного христианства для формирования российской го­сударственности и культуры. Люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны иметь представление о Православии. Изучение «ОПК» - это начало приобще­ния ребенка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. «ОПК» открывает ребенку мир Православия - мир бесконечный, добрый и мудрый.

Насколько преподавание «Основ православной культуры» соответствует правовому статусу светской школы?

Преподавание «ОПК» в полной мере соответствует правовому статусу светской школы. В Конституции РФ записано: «Россия – светское государство» Что это значит? В широком и бытовом понимании – это нерелигиозное. Правильное же понимание: светское государство – это государство, в управлении которого не участвует никакая религиозная организация. Например, Германия - светское государство, в котором действует светская система образования. При этом во всех государственных школах страны дети изучают основы религии – не основы религиозных культур, а основы своей религии – с 1-го по 12-й классы в обязательном порядке, сдают экзамены. В Италии тоже светское образование, с 1-го по 12-й класс основы религии преподают священники. В США Совет школы определяет, как выстроить свою образовательную программу: преподавать основы религии, основы религиозных культур или не преподавать. В России в массовом сознании родителей и многих учителей имеет место ложное бытовое понимание светскости образования, которое непременно должно исключить из себя составляющие, связанные с духовной жизнью, с любой религией. Светское же образование должно сначала спросить родителей: «Что вы хотите как заказчики образования?», спросить общество и государство: «Как нам обучать?». В Конституции РФ обязанностью граждан является сохранение исторического и культурного наследия; указано, что ни одна идеология не может быть единственной и для всех обязательной. Это относится и к атеистическому мировоззрению. Лишенное религиозных корней образование, воинственно-атеистическое образование – это тоже нарушение конституционных прав граждан. Наша система образования отделена от религиозных организаций не тем, что в школе не должно быть религии как таковой, а тем, что государственное образование не контролируется религиозными организациями.

Что представляет собой модуль «Основы православной культуры»?

«ОПК» - предмет не религиозный (речь не идет ни о преподавании «Закона Божьего», ни о принуждении к церковным службам и обрядам), культурологический. Культура – многозначное слово. В данном случае подразумеваются те фундаментальные духовно-нравственные ценности, которые составляют основу самоидентификации народа России. По выражению академика Д.С. Лихачёва, знание своей культуры является «нравственной оседлостью» человека, без которой не может развиваться ни личность, ни народ, ни государство. Основная задача модуля «ОПК» - воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему Отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал народ. Семья и школа, к сожалению, стремясь за приобретением детьми определенного объема знаний, перестала уделять должное внимание воспитанию подрастающего поколения. Плоды такого «образования» горьки: потеряны нравственные ориентиры в жизни, деградация и разложение на лицо. Достаточно посмотреть статистику детской наркомании, алкоголизма, уровня культуры или прочитать в средствах массовой информации громкий и тревожный набат о том, что нужно действовать, иначе страна и народ прекратят в скором времени свое существование. Модуль «ОПК» при соблюдении принципа светскости образования ориентирован на разрешение обозначенных проблем.

Какой учитель проводит занятия по «Основам православной культуры»?

Модуль «ОПК» преподают светские педагоги, главными качествами которых являются любовь к православной культуре и к детям. Атеист или человек равнодушный не сможет привить уважение к религиозной традиции. Это может сделать только педагог, имеющий опыт общения с Богом и людьми, принадлежащими к той же культуре.

Не станет ли изучение «Основ православной культуры» поводом для конфликтов среди детей?

В мире есть много религий, и люди разных взглядов и убеждений живут вместе. Рано или поздно дети начинают это осознавать. Важно, чтобы в этот момент рядом оказались такие люди, которые знали бы и любили родную культуру, с уважением относились к традициям других народов. В модуле «ОПК» отсутствует полемика с представителями других конфессий или безрелигиозного мировоззрения. Главной задачей является созидание в обществе атмосферы мира и взаимоуважения, которое невозможно без осознания нашими согражданами и особенно детьми идеи гражданской солидарности во имя общего блага. По данным социологических опросов, в школах, где преподается модуль «ОПК», отмечается улучшение взаимопонимания в среде учащихся, родителей и педагогов.

Как помочь детям в изучении «Основ православной культуры»?

Экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древ­ние русские города, посещение музеев, концертов духовной музыки - все это не противоречит светско­му характеру образования и станет полезным для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православ­ные священнослужители.

Каковы перспективы преподавания «Основ православной культуры» в школе?

Православная педагогическая общественность и Русская Православная Церковь выражают согласное убеждение в том, что в перспективе «ОПК» надо преподавать во всех классах средней школы – с первого по одиннадцатый.

Пять доводов в пользу выбора модуля «Основы православной культуры»

  1. «Основы православной культуры» – нравственность.

Что главное в православной культуре? Прежде всего – христианская нравственность, способность любить Бога и ближних людей, как самих себя. Ни образование, ни слава, ни достаток сами по себе не дают человеку самодостаточность, мир в душе. Человек, сохранивший себя в праведности от юности – человек счастливый и процветающий: «Господь любит праведных» (Пс.145:8), «Праведность ведет к жизни» (Прит.11:19); «Праведник спасается от беды» (Прит.11:8). Русская Православная Церковь призывает своих чад выбирать именно предмет «ОПК». Почему? Исторически сложилось так, что культура нашего народа основывается на духовно-нравственных ценностях Православия. Письменность пришла к нам от святых просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. По статистике подавляющее большинство населения в России (до 80%) – крещеные православно люди. Культура как явление духовно-нравственного плана неразрывно связана с религиозным самосознанием народа. Нерелигиозной культуры быть не может. Нет на земном шаре, в истории человечества ни одного народа, который бы создал нерелигиозную культуру. Основные нравственные ценности в православной культуре - почитание старших («Чти отца и мать»), ценность человеческой жизни («Не убей»), ценность семьи и брака («Не прелюбодействуй»), ценность частного и общественного имущества («Не укради»). Высшими нравственными ценностями являются любовь, милосердие, сострадание, патриотизм, уважение своего языка, народа, тех традиций и ценностей, которыми народ жил веками. Об этих понятиях идет речь на уроках «ОПК». Наверное, нет такого человека, который бы не имел примера, когда карьера, семья и даже здоровье начинали стремительно разрушаться от безнравственного поведения? Родители, отдающие предпочтение модулю «ОПК», выбирают для своих детей возможность стать по-настоящему счастливыми и успешными.

2. Выбор «Основ православной культуры» - естественное желание для верующих родителей.

Естественное желание православных родителей – воспитание детей в рамках своей религиозной культуры и христианской нравственности. Теперь это пожелание реализовано в школе. Не все воцерковленные родители могут водить своих детей в воскресные школы. Не все родители по ряду причин могут и умеют преподавать своим детям православное воспитание, но

при этом они имеют желание, чтобы дети получили основы православной культуры. Для таковых выбор предмета «ОПК» очевиден и желателен. Если дома и в школе не будет идти работа по воспитанию детей, их будут воспитывать тоталитарные и экстремистские секты. В Рязани действуют около 40 сект и оккультных центров.

  1. Духовно-нравственное воспитание должно начинаться с самого раннего возраста.

В древности люди знали: «Чего не собрал ты в юности, – как же можешь приобрести в старости твоей?» (Сир.25:5). Духовно-нравственная коррозия начитает поражать человека с раннего возраста. Дожидаться, пока дети достигнут совершеннолетия и сами начнут свое религиозно-нравственное обучение – убийственно для их будущего. Ребенок, лишенный нравственного стержня, быстро поражается грехом, страстями. Никогда еще так не умножалась преступность, пьянство, наркомания, блуд, измены, аборты... Разве все это не вокруг наших детей? Каково их будущее? Сейчас появилась возможность того, что дети получат уже в начальной школе основы христианской культуры и нравственности, которые помогут избежать многих трагедий в жизни.

Самая высочайшая нравственность – христианская нравственность, заложенная в Православии. Нравственная высота Нагорной проповеди, описанная в Евангелие от Матфея в главах 5-7, не достижима ни для одной известной в мире религии или секты. Когда и где кто-либо сказал нравственнее, чем Иисус Христос? «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:43-44). Ни в одной религии мира нет заповеди любви к личным врагам. В учебнике по «ОПК» доступным языком раскрываются важные темы: «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило этики», «Зачем творить добро?», «Христианская семья» и др. Разве плохо, что дети услышат: «...возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39), «Почитай отца твоего и мать» (Еф.6:2-3), «Не кради» (Исх.20:15)?

5. Учебник «Основы православной культуры» – живой, интересный и нравственный учебник.

Учебник написан коллективом известных авторов, общая редакция учебного материала осуществлялась миссионером и богословом протодиаконом Андреем Кураевым. Перечисленные выше темы учебника убедительно показывают качество содержания учебного материала с воспитательной и образовательной точки зрения, его истинную пользу для детей. Протодиакон Андрей Кураев по мере написания учебника выкладывал главы для общенародного обсуждения на своем сайте (http://www.kuraev.ru). Можно сказать, получился православный народный учебник.

Обобщая сказанное, хотелось бы, чтобы горькие слова Николая Гоголя не были справедливы в отношении воспитания и обучения наших детей: «Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его». Будущее духовно-нравственного воспитания в школе находится сейчас в руках родителей. Конечно, воспитанием в первую очередь должна заниматься семья, но и от вклада, который может внести в нравственность детей школа, отказываться не стоит. Родители, делайте правильный выбор: выбирайте часть Христова сокровища – православную культуру!

По материалам православной периодической печати,

Майорова Татьяна Сергеевна, к.п.н.,

заместитель директора по учебной работе,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №66»

(Некоторые выводы из личного педагогического опыта)

“И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть.

Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут,

а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа…”

(Джером Д. Сэлинджер “Над пропастью во ржи ”)

Споры о том, можно и нужно ли вводить в российских школах отдельный предмет “Основы Православной культуры”, вспыхнули несколько лет назад и, в общем, успели к настоящему времени порядком надоесть нашему обществу. В начале 2000-х, когда эта дискуссия только зарождалась и зачастую более напоминала кухонный спор, переходящий в “кулачный диалог”, различные политические силы пытались в преддверьях всевозможных выборов использовать проблему в своих целях, еще более усугубляя противоречия.

Время прошло, и страсти поутихли. Проблема же осталась. Более того, если несколько лет назад она находилась все более в области теории и перспективы (ОПК тогда преподавались в сравнительно небольшом количестве школ РФ), то на сегодняшний момент можно с большой долей уверенности говорить о практической стороне вопроса: все новые и новые школы, несмотря на сильнейшее давление со стороны Министерства Образования, вводят в своих школах факультативные занятия по данному курсу. И не только факультативные, о чем далее и пойдет речь.

Необходимо напомнить о том, что “Основы Православной культуры” - единственный школьный предмет, чье появление еще в 90-х годах XX века было полнейшей неожиданностью для государственной власти. Инициативу введения это предмета проявило само общество. Точнее, та его часть, для которой история традиционной русской культуры ассоциировалась напрямую с Православным Христианством и Русской Православной Церковью. Внеклассные кружки появлялись то в одной, то в другой школе, как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в провинции. Вели эти кружки в массе своей учителя литературы и истории. Попытки кружков перейти на “легальное положение” мгновенно вызывало неистовую реакцию со стороны представителей так называемого “либерального” общества, куда, вкупе с представителями местной интеллигенцией, входили и входят, как правило, люди богатые и влиятельные. Обвинения в некоем “православном фанатизме” (а иногда и “фашизме”), “ущемлении прав других конфессий”, “ущемлении прав атеистов” и др. возникли отнюдь не в наше время, а являются старым и испытанным оружием российских либералов, придерживающихся еще дореволюционных традиций в деле критики русской культуры и Православной церкви.

Так или иначе, “Основы Православной культуры”, которые, специально или по незнанию, именуются противниками курса “Законом Божьим” или “Основами православия”, не только дожил до нашего времени, но и явно не собирается “кануть в Лету”. Являясь по самим целям, основам и конечному результату предметом культурологическим, а не религиозным, ОПК не несет никакого вреда ни “демократии”, ни “правам других конфессий”, ни уж тем более правам уважаемых атеистов. Нет смысла доказывать уже много раз доказанное. Автор данной статьи задался целью показать всем интересующимся некоторые небезынтересные особенности преподавания “Основ Православной культуры” в обычной средней школе.

Необходимо сразу оговориться: по существующей программе А. В. Бородиной “История религиозной культуры” (известна также как составитель учебника “Основ Православной культуры”), курс, прежде всего, предназначен для детей, обучающихся в 6 классах, с поправкой, что “на первом году введения курса рекомендуется и в старших классах”. Однако это обстоятельство нисколько не отражается на том, что ОПК изучают и ученики 5-х классов.

Есть один очень важный момент. Главная ответственность в передаче знаний лежит на учителе в большей степени, чем на учебнике, однако роль последнего все равно немаловажна. Основная особенность преподавания ОПК в школе №18 состоит в том, что учебников по данному предмету в школе нет. Рекомендовав ввести курс ОПК в местных школах, районный Департамент образования нисколько не озаботился финансовой поддержкой данного проекта. Единственным “жестом доброй воли” был подарок школам, в которых вводились ОПК, - полное собрание Православной энциклопедии. Конечно, это действительно неоценимая помощь любому преподавателю ОПК, однако этого все равно недостаточно. Учебники по ОПК (хотя бы 30-40 книг) повысили бы качество преподавания во много раз. Напрашивается вопрос: почему бы родителям детей самим не купить этот учебник? Ответ будет очевиден тому, кто хотя бы немного поработал в школе, где учатся дети людей, месячной зарплаты которых хватает лишь на то, чтобы прокормить свою семью, и чей семейный бюджет не рассчитан на что-то большее.

Несмотря на подобного рода проблемы, можно с большой долей уверенности говорить о позитивных моментах. Их много, но главное состоит в том, что ученики, особенно старшие, интересуются предметом. Особенно это стало заметно в период изучения сюжетов Ветхого и Нового Заветов. Школьникам, как младшим, так и старшим, интересно было узнать о связях между современными научными открытиями и чудесными событиями, описанными в Библии. Так, например, было во время рассказа о Всемирном потопе и об упоминаниях о нем в древних китайских, вавилонских и других сочинениях. Об увлеченности библейскими сюжетами говорят и жаркие споры между старшеклассниками по поводу описанных чудес, продолжающиеся и после урока.

Мотивация детей, в общем, и в целом велика. И это неудивительно: живой и яркий язык библейских сказаний, сильные, мудрые и, главное, добрые герои, способные жертвовать жизнью за свою Веру, инстинктивно привлекают души ребят, еще не до конца испорченные современными представлениями о том, каким должен быть человек XXI века.

Однако сложности есть и их довольно много. Прежде всего, это связано с педагогической запущенностью многих учеников из так называемых “неблагополучных” семей. Понятно, что в 14-15 лет воспитательный момент (а это одна из основных целей ОПК) очень тяжело, а главное негативно воспринимается многими подростками, тем более что 1/4 учащихся – воспитанники местного детдома, дети асоциальных элементов. Несмотря на то, что детдом активно сотрудничает с местным, Савинским церковным приходом в деле духовно-нравственного воспитания, а многие домашние ученики - из семей, называющих себя религиозными, быть верующим или даже просто воспитанным считается в подростковой среде зазорным. И это понятно и объяснимо: образ “крутого парня” и “клевой девчонки” упорно навязывается телевидением и шоу-бизнесом, причем последний сознательно противопоставляет себя духовно-нравственным ценностям (например “Фабрика звезд”). Именно поэтому в первую очередь среди многих подростков несерьезно и тяжело воспринимаются (или вовсе не понимаются) рассказы о подвижничестве христианских святых и ветхозаветных персонажей, благостной и чистой жизни которых необходимо подражать нам всем. Создается противоречие: на “Основах Православной культуры” 15-летний ученик слушает о страданиях Иова, готового пожертвовать всем из-за любви к Богу, а затем, приходя домой и включая телевизор, видит вполне самодостаточных поп-звезд, пятиминутное кривлянье которых на сцене под фонограмму приносит им вполне ощутимое благополучие и которые явно не страдают из-за отсутствия любви к Богу и людям. Обучать такого подростка необходимо, скорее всего, упорным диалогом, возможно, даже спором, доказывая ему, что курить марихуану – это совсем плохо, несмотря на то, что этому учат ныне популярные “растаманы” и все подражающие им. А помочь пьяному, лежащему в сугробе, и не посмеяться над ним с друзьями - это не просто “хорошо”, это - “правильно”.

Конечно, речь идет, прежде всего, о подростках; учащиеся 5 и 6-х классов пока не так затронуты антивоспитательной деятельностью ТВ, но и за их души уже сейчас идет борьба. Ребенок, еще не достигший возраста подросткового максимализма и комплекса неполноценности, подобен губки, впитывающей все подряд. И здесь важно именно то, что “впитывает” 10 и 11-летнее существо. Будет ли это нравственный язык Библии и христианской культуры, основанный на любви к людям, умении видеть прекрасное в добрых поступках, или эгоизм современной западной культуры, которая пока не дала миру ничего существеннее поп-музыки и сетевого маркетинга? Впрочем, об этом говорилось в церковной и светской печати много раз. Практически же, во время преподавания ОПК в 5-6 классах чувствуется большая разница в восприятии воспитательного материала по сравнению с 8-9 классами (до некоторой степени с 7 классом – это своего рода возрастная граница) где, как правило, более скептически относятся к тому, что выходит за рамки увлекательных библейских рассказов. Детям, в отличие от подростков, более понятна фраза “это хорошо, а это плохо”.

Примером может служить рассказ о Каине и Авеле: 11-летний Дима К. (6 класс) во время ответа с увлечением расписывал добродетели Авеля и злобное состояние гордеца Каина, с возмущением рассказывал об убийстве, в конце рассказа сделал вывод - завидовать плохо, зависть ведет к страшным поступкам; 15-летний Костя Ш. (9 класс) “дежурным” голосом рассказал все подробности вышеназванной истории, сделал заученный вывод, что зависть и гордыня – причина несчастий, однако от себя добавил, что не согласен с утверждением, что гордыня – грех, и что это утверждение, по его мнению, явно устарело. Как видите, главная задача учителя в последнем случае попытаться объяснить ученику-подростку весь смысл слова “гордыня” (превозношение себя перед другими, т.е. отношение к другим людям как к вторичному явлению), однако ученик, скорее всего, упрямо будет придерживаться своей и, по его мнению, “выстраданной” точки зрения. Ведь так говорят многие: что плохого в гордости? С другой стороны, учитель будет наверняка знать, что 11-летний ученик, в следующий раз, услышав слово “гордость”, еще подумает, относится ли к нему с позитивной точки зрения.

На основании этого примера конечно нельзя делать вывод о том, что на подростков нужно “махнуть рукой” как на потерянных для духовной жизни людей и сосредоточить все воспитательное внимание на доподростковом возрасте. Это не так. Всем преподавателям ОПК, работающим не в факультативе, куда записывались в основном и записываться будут верующие дети из верующих семейств, а с детьми, которые пришли на урок Православной культуры, потому что так написано в расписании, т.е. воспринимающие его как еще одну цепь на своих школьных “кандалах”, необходимо помнить одно: на них лежит ответственность, несоизмеримая с ответственностью учителя математики, истории или литературы. Не случайно эпиграфом статьи стали слова Сэлинджера, вложенные им в уста как раз подростка Холдена Колфилда. Учитель именно и делает то, что “не дает упасть детишкам в пропасть”, в которой, кроме физиологии и отсутствия духовного смысла существования, ничего нет. И особенно важно не дать упасть подросткам, потому что уже на следующем этапе жизни их индивидуальность может безвозвратно превратиться в набор простейших инстинктов.

ОПК – это предмет культурологический скорее не в том смысле, под которым понимает культурологию литература или художественная культура, т.е. дающий знания, прежде всего по истории материальной и духовной культуры человечества. Культурология, на мой взгляд, выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей. Цель в том, чтобы к окончанию курса у школьников появился выбор, которого школа в своей советской традиции зачастую детей просто лишала. Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, подросток получит лишний повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное подросток поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий. И как показывает опыт работы в школе №18, уже сейчас некоторые подростки осторожно ставят перед собой этот вопрос. Автору кажется, что наркомания, алкоголизм и тюрьма имеют меньше шансов угрожать человеку, хотя бы немного знакомому с православной культурой и православной верой.

Необходимо развеять миф о том, что введение ОПК в школах приведет к столкновениям на межнациональной и межрелигиозной почве. Наблюдения за школьниками всех возрастов показали, что это не так. Для многих подростков было открытием узнать, что христианство говорит и о любви к иноверцам, не призывает к борьбе с ними или насильному переводу в свою веру. Открытием для русских детей было то, что, оказывается, армяне (представители этой национальности также учатся в школе №18), также как и русские – христиане, пусть и немного отличающиеся в догматах. Во время изучения Ветхого Завета мусульмане узнали о том, что ислам глубоко чтит Адама и Еву, Авраама (Ибрагима), Моисея (Мусу) и др. библейских персонажей. Стимулировало интерес к предмету у обучающихся известие о том, что Иисус Христос, Дева Мария пользуются уважением у мусульман (Иса, Мариам). То есть историческая связь религиозных учений – христианства, ислама и иудаизма сыграла некоторую объединяющую роль в отношениях между детьми разных национальностей и вероисповеданий.

В заключении хотелось бы сказать, что главным врагом введения курса “Основ Православной культуры” (хотя бы факультативного) в школах РФ является не какие-то таинственные и злобные политические силы и не загадочные демонизириванные политики, а обыкновенное человеческое невежество. Являясь предметом культурологическим, ОПК, о чем можно уже сейчас с уверенностью говорить, может сыграть важную роль в деле избавления российского общества от многих язв, добычей которых становятся зачастую именно дети. Ведь каждый знает, что человек, укрепленный вполне конкретными духовными, нравственными и религиозными представлениями, уже не является такой легкой мишенью для низменных пороков. И глупо каждый раз ссылаться на “цивилизованные” Европу и Америку, в которых вскоре преступлением будет считаться ношение нательного креста и откуда нескончаемым потоком приходят “волки в овечьих шкурах” – секты.

А. В. Бородина “Основы Православной культуры” (учебно-методическое пособие) М., 2004 стр.2

МОСКВА, 29 ноя — РИА Новости. Минобрнауки заверяет, что предмет, посвященный изучению православной культуры, не будет вводиться в школьную программу на обязательной основе, а его введение как факультатива не является инициативой министерства.

СМИ узнали о новых попытках ввести в школах курс православной культуры Авторы программы намерены добиваться "становления православных христианских ценностных ориентаций" у детей. А свои поступки ученики должны будут оценивать "на основе нравственных норм православной христианской традиции".

Ранее газета "Коммерсант" написала, что в российских школах может появиться предмет "православная культура", рассчитанный на все время обучения детей — с первого по одиннадцатый классы.

"Программа предназначена не для обязательной части учебной программы, а для факультативных или дополнительных занятий, которые школа может вводить по запросу родителей и обучающихся. К оценке курса министерство сможет приступить только в случае положительного заключения ФУМО (Федерального учебно-методического объединения)", — говорится в сообщении Минобрнауки.

"Отдельная программа "Православной культуры", рассматриваемая в настоящее время федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, вносилась не министерством и не является инициативой министерства", — подчеркнули в Минобрнауки. Там пояснили, что первоначально программа поступила на рассмотрение от РПЦ в Российскую академию образования летом 2016 года, была рассмотрена федеральным учебно-методическим объединением и отправлена на доработку. Авторами программы являются Игорь Метлик и Герман Демидов.

В министерстве напомнили, что в обязательной учебной программе сейчас модуль "Основы православной культуры" присутствует как один из модулей курса "Основы религиозных культур и светской этике", предназначенного для учащихся четвертых классов. В состав курса входят шесть модулей: основы светской этики, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур.

"Учащиеся и их родители в начале учебного года самостоятельно выбирают любой из модулей для изучения, и министерство не будет отходить от предоставления самостоятельного выбора", — сообщили в Минобрнауки, добавив, что с 2015 года ведомство проводит масштабное исследование качества преподавания курса в школах России в том виде, в котором оно реализуется сегодня - в рамках программы четвертого класса: анализируется учебная литература курса, его эффективность в образовательном аспекте, качество подготовки учителей.

Глава информационной службы синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата иеромонах Геннадий (Войтишко) подтвердил РИА Новости, что "ни о какой обязательности курса "Православная культура" речи не идет и идти не может". Как пояснил Войтишко, существующая в федеральном государственном образовательном стандарте предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" "не предполагает обязательности модуля в рамках этой предметной области". "Школы сами самостоятельно определяют, какие программы им реализовывать в рамках данной области. Конечно же, школы принимают решение на основании мнения законных представителей детей - родителей", — отметил священник.

С сентября 2012 года во всех школах страны начинается преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Одно из направлений нового курса - «Основы православной культуры». Вокруг этого предмета давно и прочно сформировался устойчивый круг вопросов. Где взять грамотных преподавателей? Не отобьет ли «принудиловка» интерес к предмету - то есть к Православию? Как говорить с десятилетним ребенком о нравственном выборе? Какой опыт в преподавании связанных с религией дисциплин есть в Европе? Мы постараемся найти ответы на самые часто задаваемые вопросы про ОПК в этой «Теме», которую открывает разговор с директором московской Православной Свято-Петровской гимназии священником Андреем Постернаком.

Преподавателей хватает

- С какими главными стереотипами об «Основах православной культуры» Вы сталкиваетесь?

Главный стереотип - то, что Русская Православная Церковь стремится проникнуть в образовательные учреждения, чтобы достичь каких-то своих корыстных целей. Каких - никто сказать не может. Предполагается, что в школах в итоге должна начаться религиозная пропаганда, восторжествуют мракобесие и религиозный фанатизм, а там уже недалеко и до экстремизма. Правда, я не очень понимаю, в чем конкретно это должно выражаться.

- А откуда этот стереотип берется?

Очевидно, что само по себе Православие навредить не может. Но в XXI веке навредить может другое - неправильно поданная информация о Православии. В этом смысле «Основы православной культуры» - необычный предмет. Самое главное в нем - личность преподавателя. Конечно, успешность преподавания других предметов тоже в известной степени связана с личностью преподавателя, но не так, как в случае с данным предметом. Если учитель математики окажется плохим преподавателем и скучным человеком, дважды два не перестанет быть четыре, и ребенок, по крайней мере, собственными усилиями сможет чего-то достичь в усвоении материала.

«Основы православной культуры» - это предмет о том, как молодому человеку сделать нравственный выбор, научиться различать добро и зло в современном мире, в котором, к сожалению, моральные критерии давно перестали определять общественную жизнь. А история показывает, что нравственные критерии в обществе и государстве способна устанавливать только религия. Очевидно, что такой предмет, как обществознание, не может определить нравственную позицию молодого человека. И главная ловушка - именно в личности преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом, может, даже и немолодой, или священник, которому говорить об этих вещах проще уже в силу его служения.

- Но многих родителей как и раз и тревожит перспектива появления в школе священника.

Это продолжение того же стереотипа. Я не очень понимаю, что страшного может совершить священник в школе. Крестить иноверцев? С порога анафематствовать действующую власть? Начать проповедь православной нетерпимости и терроризма? Назовите мне хотя бы одного православного террориста. Очевидно, что названные опасения связаны с полным непониманием современной ситуации в школе.

А беда нашей современной школы в том, что в ней вообще не решаются воспитательные проблемы. Забыт классический триединый педагогический принцип: воспитание, развитие, обучение. Воспитательная тема связана лишь с формированием толерантной позиции молодого человека к общественным проблемам. Но откуда может появитсья сознательная толерантность, если у молодого человека вообще нет никаких нравственных принципов? Дети, как правило, получают некую информацию (это в большей степени касается гуманитарных предметов) без определенной нравственной оценки. При отсутствии нравственной составляющей школа способна порождать лишь интеллектуальных монстров, которые строят карьеру и зарабатывают деньги, но не задумываются о конечном смысле своей жизни. А мы потом удивляемся, почему общество в России деградирует? Видимо, то, что в школу придет священник и будет говорить о нравственности, о том, что нельзя воровать, обманывать, убивать, что каждый молодой человек должен создать законную семью и иметь детей, о том, что девушка - будущая мама - не должна делать абортов, и все это очевидно связано с верой, - вот что выводит из себя нашу либеральную общественность, хотя чего здесь бояться - я не понимаю.

- Бояться можно того, что грамотных преподавателей ОПК намного меньше, чем школ…

Да, часто можно услышать, что, дескать, не хватает профессиональных преподавателей. Это неправда. Они есть. Церковные структуры - и духовные академии, и православные вузы, в частности Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, при котором состоит наша школа, - давно и успешно их готовят. Нет другого - готовности государства принимать на работу в школу преподавателей, которые обучались не в государственных структурах. Государство пока не может или не очень желает наладить систему взаимодействия с церковными структурами, поэтому грамотных, профессиональных преподавателей - священников и мирян - в школы просто не пускают под формальным предлогом: нет соответствующей корочки по профподготовке.

Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин - начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции, и все ограничивается поверхностным знакомством с вероучением. Вот так и рождаются стереотипы, когда говорят, что Русская Православная Церковь не может предоставить кадры. Она может, и всё, что связано с преподаванием религии в школе, - хорошее начинание. Страдает, как всегда, реализация. Мы же хотим как лучше, а получается…

Бороться за свои права

- Как в таком случае рассуждать родителям, чьи дети идут в четвертый класс и в этом году попадут на уроки ОПК?

Понимаете, проблема, о которой мы сейчас говорим, на самом деле искусственно раздута. В реальности ее нет. Просто потому, что преподавать собственно основы того или иного религиозного вероучения практически нигде никто не будет.

- Как это?!

Я напомню, что с сентября во всех школах страны вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» - ОРКСЭ. В этом курсе шесть модулей: Православие, ислам, буддизм, иудаизм (собственно, вероучительные модули), сравнительный курс мировых религий и основы светской этики. Согласно закону выбирать то, что ребенку изучать, должен родитель. Но это - по закону. Но в большинстве российских школ этот вопрос решается, к сожалению, в административном порядке, и родителей, как правило, никто не спрашивает, и в итоге с сентября в большинстве школ курс ОРКСЭ, вероятнее всего, будет преподаваться лишь как светская этика, то есть с ориентацией на вообще далеких от веры людей.

- Почему так происходит?

Это снова вопрос, связанный с современной российской действительностью. Сейчас много говорят о гражданском обществе, о правовом государстве, в котором люди знают свои права и отстаивают их. А наши родители часто не только не знают о своих правах, но даже ими не интересуются. А раз родителям это не важно, директора школ и вышестоящие инстанции всё решают сами - и это естественно.

- Что же в такой ситуации делать родителям?

Родители, если они по-нас­тоящему этой проблемой озабочены, должны настаивать на том, чтобы реализовать свои права. Они имеют право требовать, чтобы в их классе преподавали то, что они выберут сами, - например, «Основы православной культуры». Ведь мнение родителей сегодня играет колоссальную роль. В местных органах образования сейчас очень серьезно относятся к жалобам родителей, к их докладным запискам, письмам и т. д. На сайте Московского департамента образования есть специальный раздел*, в котором родители анонимно или открыто задают щекотливые вопросы и, что самое интересное, получают на них ответы. Если родители активны и знают свои права, они могут очень многого добиться. В этом смысле одна из главных проблем в деле преподавания ОРКСЭ сегодня - это как раз пассивность родителей.

Но какой смысл настаивать на введении в классе ОПК, если, как Вы говорите, в школы все равно не пускают хороших преподавателей?

Волков бояться - в лес не ходить. Опять-таки эта проблема - надуманная. Надо с чего-то начать. Как советовал один полководец: сначала надо ввязаться в бой, а потом посмотреть, что получится. Ведь если родители добьются возможности преподавания для своих детей «Основ православной культуры», то они смогут добиться и смены преподавателя, что, кстати, в ряде случаев и происходит в отношении других предметов.Ведь плохим может оказаться и преподаватель физики, и английского языка. И если его работа не устраивает, родители идут на разговор к директору. Это не специфическая проблема курса ОПК.

Не учебная дисциплина


- Люди высказывают опасения, что изучать
«Основы православной культуры » в школе - значит убить любовь к теме. Потому что «принудиловка» всегда так действует.

Во-первых, повторюсь, очень многое зависит от личности преподавателя. А во-вторых, любая системность как таковая вызывает в человеке сопротивление, потому что накладывает на личность определенные ограничения. Православие уже само по себе является чем-то в высшей степени систематическим и ограничивающим личную жизнь: нужно ежедневно читать утреннее и вечернее молитвенное правило, соблюдать посты, ходить в храм по субботам и воскресениям, ограничивать себя по ряду параметров современной жизни и т. д. Это тоже в каком-то смысле уже двухтысячелетняя духовная «принудиловка», но мы же с ней живем, потому что исходим из другого принципа: внешние предписания и ограничения только тогда имеют смысл, когда они способствуют развитию духовной жизни, а в противном случае мы получим смертоносный формализм. Собственно, учебный процесс в этом смысле ничем не отличается от жизни. «Основы православной культуры» в любом случае не могут быть «принудиловкой», но предмет, играющий важную воспитательную роль, очевидно, нужен в школе. В отношении необходимости для человека географии или биологии таких опасений не возникает, а вот в отношении предмета, который должен помочь человеку ориентироваться в жизни, - наоборот.

У родителей есть и другие опасения: вере не должен учить чужой человек - даже если это хороший преподаватель, пускай мой ребенок постигает Православие в семье и в храме. А вдруг то, что ему скажут в школе на этом уроке, войдет в противоречие с тем, что он получает в семье?

Большинство родителей в таком ключе вообще не рассуждают. Не так уж много у нас церковных семей в стране, чтобы по-настоящему глобальной проблемой стало противоречие школьного курса внутрисемейному воспитанию. То, что есть такие церковные семьи, - слава Богу. Повторюсь: мы слишком преувеличиваем проблему. Один урок в неделю в течение года - это капля в море. Чем может такой курс навредить?

Для сравнения, в Свято-Петровской Школе при ПСТГУ мы преподаем Закон Божий с 5-го по 11-й классы. Конечно, ОПК - не Закон Божий, а культурологический курс, более близкий к истории или к курсу «Мировая художественная культура», но объем информации и круг тем этих курсов вполне сопоставим с тем, что дети изучают в рамках Закона Божьего в нашей гимназии. Так вот: за две четверти по одному уроку в неделю, что предполагает современный базовый учебный план, маленькому ребенку, только заканчивающему начальную школу, можно сообщить только самые базовые, самые общие вещи.

- Так может быть, вообще нет смысла вводить такой курс в школах?

Думаю, этот предмет будет иметь смысл только в том случае, если он станет не вполне учебной дисциплиной. У нас в школе этот предмет включает в себя не только прохождение определенных тем, но и предусматривает взаимное общение преподавателя-священника с учащимися по тем вопросам, которые их на данный момент беспокоят, - это касается нравственности, поведения в обществе, отношений с друзьями и родителями и т. д. В таких случаях урок превращается в беседу или дискуссию по животрепещущим вопросам, которые у детей возникают. Не уверен, что светская школа может полностью копировать все методы такого преподавания, но кое-что - может. На базе нашей школы как раз проходили отдельные занятия курсов повышения квалификации, на которых присутствовало большое число светских педагогов, которым этот опыт может пригодиться. Уверен, что и в 4-5 классах светской школы можно наладить тесный диалог между учителем и учеником. Можно выстраивать уроки на основе того, что самим детям интересно, говорить о проблемах нравственного выбора так, чтобы это было им понятно, а учебник (например, «Основы православной культуры», написанный протодиаконом Андреем Кураевым с расчетом на более взрослых молодых людей) может играть вспомогательную роль. Но для того чтобы курс выстроился именно так, нужно, повторюсь, пустить в школы грамотных преподавателей, в частности, не бояться священников.

- Вы верите, что в сегодняшних светских школах это возможно?

Конечно. Многое, даже почти все, зависит от директора. Я хоть и сказал, что часто директорá вводят светскую этику в обход мнения родителей, но не все. Есть и другие - независимые, смелые, творческие. Я знаком с некоторыми и вижу, что для них построить курс ОРКСЭ именно так - вообще не проблема.

Мы много говорим о личности преподавателя. А в предмете ОПК как таковом есть свои методические «подводные камни»?

Очень сложно оценить итог преподавания. По любому другому предмету можно провести экзамен, сформулировать вопросы, а в данном случае это крайне сложно. Как оценить результат? За что ставить оценку? Мы отказались от системы экзаменов и оценок по этому предмету и ввели систему зачетов. И конечно, ни разу не было такого, чтобы кто-то зачет не получил.

О введении в программу общеобразовательных школ нового предмета «Основы православной культуры» (ОПК) можно услышать разные мнения, доводы и предположения. Спорят взрослые. Однако мне кажется, что мнение тех, кому адресован этот курс, тоже должно быть выслушано. Так что бы могла сказать о курсе «Основы православной культуры» я, ученица 11-го класса школы № 26 г. Москвы?

Состав классов

Класс общеобразовательной школы обычно включает в себя:

– несколько православных верующих воцерковленных детей (ходят на службы, участвуют в таинствах, посещают воскресную школу);

– немного больше православных верующих невоцерковленных детей;

– основная часть – те, кому вопросы православной и любой другой культуры совершенно безразличны.

О загруженности школьника и обязательности предмета ОПК

Разными ответственными людьми неоднократно отмечалось, что нагрузка в школах сейчас чрезвычайно высока. Постоянно приходится слышать (особенно от тех детей, которые действительно стараются хорошо учиться) о том, что резерва времени, резерва умственного, физического совершенно не осталось. Если старая программа увеличится еще на один предмет, то непонятно, как при этом можно будет учиться качественно и без ущерба для здоровья.

Может быть, факультатив…

Предмет ОПК мог бы быть введен в виде факультатива. Но, учитывая состав классов и существующую сейчас нагрузку, нетрудно предположить, что факультативные занятия посещать практически никто не будет.

Два-три воцерковленных человека, наверное, все-таки будут приходить из уважения к предмету и к благословению Святейшего Патриарха. Хотя для них в этом нет особой необходимости, так как они, как правило, посещают воскресные школы.

Резерв времени для обязательного курса ОПК

Появляется вопрос: нельзя ли обеспечить возможность изучать детям ОПК за счет изменения школьной программы или изъятия из нее определенного ряда сведений?

Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном порядке все остальные религии мира, с которыми интересующиеся могли бы познакомиться факультативно.

Можно, наверное, еще убрать многое странное и даже смущающее, что приходится встречать в курсе истории в программе общеобразовательной школы.

Когда в 5-м классе мы изучали историю Древнего мира, мне пришлось читать в выданном школой учебнике, что Господь Иисус Христос был просто «бродячим проповедником».

Знаю, что дети, которые изучают этот же предмет сейчас, в рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор – Георгий Израилевич Годер) не найдут вообще ничего об Иисусе Христе. Зато там находится много сведений о египетских богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета. Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого правителя Израильского царства, имя «подкупленной филистимлянами красавицы, предавшей своего возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое другое…

История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение каждого исторического периода включает в себя сведения о выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее известных художниках, скульпторах, композиторах и об их произведениях.

И здесь многое кажется весьма странным. Выдающийся полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о М.В. Ломоносове. Там, где рассказывается про адмирала Ф.Ф. Ушакова, даже не упомянуто, что он прославлен Церковью в лике святых. А про государя-императора Николая II, также прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство» (см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006).

Историю Древнего мира школьники изучают в 5-м классе и… еще раз в 10-м.

В 6-м классе изучается Средневековье. Оно же – повторяется в 10-м классе. Конечно, в 10-м классе мы получаем сведения, дополненные многими интересными подробностями. Например, из учебника «Россия и мир» для 10-го класса можно узнать, что композитор Штраус-сын в числе шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский барон» и «Летучая мышь».

Мне кажется, содержимое учебников истории нужно пересмотреть, чтобы у нас, школьников, была возможность изучать историю Отечества вместе с его православной культурой.

Если все-таки факультатив…

Если предмет ОПК окажется все-таки факультативом и найдутся желающие его посещать, то это будут скорее всего ученики младших классов (по желанию родителей) или старшеклассники, которым будут интересны такие, например, вопросы:

– действительно ли в Православии можно научиться не отвечать злом на зло, не иметь неприязни к явно несправедливому учителю или к наглому однокласснику;

– как быть, когда изъедает зависть и жадность;

– почему в православных храмах часами стоят;

– что дает иногда священник многим людям из одной ложечки;

– зачем надо поститься;

– какая разница между браком венчанным и невенчанным…

Я много лет ходила в воскресную школу и видела, что даже там далеко не каждый преподаватель может справиться с детьми.

Помню такой случай: в одной воскресной школе, где очень старались помочь детям, два мальчика (родители хотели, чтобы они ходили туда) на интересных уроках играли в карты, закрываясь книгой «Закон Божий».

Я знаю одного человека, который точно мог бы справиться с такой ситуацией. Этот человек занимается катехизацией около 20 лет, имеет два высших образования, одно из которых – богословское (Свято-Тихоновский университет). Работал он не только в школах с детьми, но и в зонах с заключенными.

А если преподаватель не такой? Не получится ли опять глумление и «бисер перед…»?..