Томас мюнцер и его взгляды. Томас мюнцер основные идеи Кальвинизм. Жан Кальвин

Реформация, которая возникла как широкий социальное движение, была чрезвычайно противоречивым явлением. С одной стороны, это движение представляли состоятельные слои, которые имели целью обогатиться за счет конфискации церки овного имущества, а с другой - он объединил широкую крестьянско-плебейскую массу, которая стремилась переустройство мира на началах социальной справедливости. Все это породило многообразие политических программ и представлений ь о государстве и праве. На этом фоне идеологи. Реформации сумели найти общие идеи, которые послужили теоретическим основанием этого движения и превратили в самостоятельное направление мировой политико-правовой ду мкмки.

Мартин Лютер (1483-1546)

Один из выдающихся идеологов. Реформации в. Германии, профессор богословия. Виттенбергского университета. Он вошел в историю как основатель немецкого протестантизма. В октябре 1517 на дверях. Виттенберге зькои замковой церкви. М. Лютер вывесил 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями и других злоупотреблений папства и католического духовенства. Эти тезисы положили начало лютеранству - новому религиозному учению, отрицавшего основные догматы католицизма. Свои идеи мыслитель изложил в трудах"К христианскому дворянству немецкой нации","О свободе христианства","О светской власти","О рабском в олььку владу", "Про рабську волю".

М. Лютер имел немалое влияние на формирование западноевропейской модели государства. Он сформулировал важный правовой принцип - идею равенства, равного достоинства людей. Хотя этот принцип распространялся лишь на христ тиян, он сыграл важную роль в становлении идейно-теоретического потенциала. Нового времени. Еще одной составляющей богословского учения. Лютера стала доктрина оправдания верой. Отношение к. Богу каждый индив ид выстраивает согласно голосу своей совести, на которую не имеет права посягать ни церковная, ни светская власть. С этой доктрины возникает необходимость реформирования церкви. Причем он четко разграничивал сфе ры влияния церкви и государства. Духовная власть должна осуществляться под руководством. Слова. Божия, а светская - через монарха, князей, королей с помощью меча и гражданских законов. Эти разновидности властей не подпорок ядковуються друг другу, а лишь. Боговше. Богові.

Мыслитель считал, что государство создано для решения тех задач, которые не решает церковь как социальный институт. Задачей светской власти является принудительное применение"внешней"справедливости, надзор за соблюдением норм законов. Учитывая это государство должно быть самостоятельной по отношению к церкви, во всех светских делах церковные деятели должны подчиняться правителю. С точки зрения. М. Лютера, правитель должен быть слугой. Бога, а не управляющим народа. Государственная власть - не преимущество, а долг перед. Богом. Власть является. Божьей службой только тогда, когда правитель не управляется собственными интересами. М. Лютер разработал требования к государственной деятельности, причем исходным положением стало понимание власти как ремесла. Он критически относился к праву, поскольку в те времена оно основывалось на принципе неравенства: для мирян и священно служителей существовали различные системы права. Критикуя каноническое право,. Лютер предпочитал светским праву и законаьким праву й законам.

Политико-правовой аспект лютеранства был полезным в практике государственного и правотворчества. Нового времени. Идеи равенства людей, свободы совести, независимости личности от государства, доступности закона в были развиты в доктринах деятелей эпохи. Просвещенияа.

Томас Мюнцер (ок 1490-1525)

Идеолог. Реформации, священник и революционный деятель. В 1520-1521 гг он выступил с направленным против католической церкви радикальным учением о характере и задачи. Реформации. В революционной деятельности. Т. Мюнцер опирался на бедные слои населения. Свои политические взгляды он изложил в"Пражском манифесте", который опубликовал в. Чехии. Его социальные и политико-правовые идеи нашли отражение в трудах"1 2 статей"и"Статейного письмо", где он поднял проблемы изменения общественного устройства: необходимость выборности должностей, отмены крепостного права, налаживания деятельности судебных учреждений и управлений. По мне ку. Т. Мюнцера, власть должна перейти в руки народа и быть направленной на общую пользі бути спрямованою на загальну користь.

Своими идеями о реформационное движение и открытую бескомпромиссную борьбу против иерархизированную порядков, социального неравенства, засилье церкви. Т. Мюнцер утверждал необходимость"сбрасывать безбожников с тро оную", а на их место выбирать людей"низших, простых"Такие меры, по его мнению, вполне законные, даже при использовании"меча"Новое устройство тоже будет вынужден прибегнуть к реакционным методов, посколь ки защищать власть общественного целого от эгоистических социальных групп. Итак, народ будет источником и субъектом политической властейрелом і суб"єктом політичної влади.

Во взглядах. Т. Мюнцера прослеживаются начала республиканских идей"определение направлений государственной политики и контроля за ее осуществлением со стороны народа. Именно в этом оказался демократизм его программы

Жан Кальвин (1509-1564)

Один из ведущих деятелей и идеологов. Реформации. Под влиянием. М. Лютера он склонялся к протестантизму, отрекся католической церкви. Трудом"Руководство в христианской вере"Ж. Кальвин положил начало новому вероучению - кальвинизм - кальвінізму.

Рассматривая вопрос о гражданском правлении,. Ж. Кальвин придерживался теологических позиций относительно происхождения и сущности государства. Государство, по его мнению, служит развития общественной жизни, но высшая ее цель состоит в утверждении нравственного порядка и в защите христианской религии. Церковь должна быть свободной от государственного контроля, но требует со стороны государства поддермки.

Ж. Кальвин считал, что любая форма правления одинаково законной и способной выполнять обязательства перед. Богом то же время он указывал на преимущества аристократической республики, где должности является выбор, плю юралистичне (коллегиальное) правления ограничивает того, кто стремится к господству над всеми. Испытывая эту концепцию на практике,. Кальвин сформулировал идею слепого повиновения государственной власти, которая, в свою очередь, ке руеться установленными. Богом законами. Право сопротивления правителю-тирану он признавал за органами власти, церковью и представительными учреждениями. Это право реализуется тогда, когда исчерпаны все легальные средства влияния на правителейителя.

Идеологи и деятели. Реформации оказали определяющее влияние на процесс разрушения средневековых феодально-церковных порядков. Вместе с тем существенным завоеванием государственно-правовой мысли того времени стал вывод пр ро то, что свобода мысли и совести является предпосылкой и обязательным признаком демократически организованного общества.

Вормский эдикт. Начало раскола Реформации. Популярность Лютера достигла апогея. Вокруг его требований объединились разнообразные силы, от крестьянско-плебейских масс до дворян и части светских князей. Немногочисленными противниками Реформации оставались высшая церковная иерархия, часть светских князей и императорская власть. Избранный в 1519 г. на императорский престол Карл V Габсбург занял откровенно враждебную позицию в отношении Реформации и ее главы Лютера. Всемирная монархия Габсбургов зиждилась на католическом единстве. Если папа и мешал стремлению императора к мировому господству, то Карл V надеялся подчинить его своему верховенству.

Уступая воле немецких князей, и в частности требованию саксонского курфюрста. Карл V согласился выслушать Лютера на рейхстаге, раньше чем подвергнуть его опале. Лютер получил охранную грамоту и направился на Вормский рейхстаг (1521 г.). Чувствуя поддержку князей, он твердо стоял на своем и на вопрос отказывается ли он от своих заблуждений, ответил: «Я не желаю от чего-либо отказаться, если только меня не убедят в заблуждении на основании писания. Да поможет мне бог. Аминь». В мае 1521 г. был издан императорский эдикт, объявлявший Лютера вне закона, как еретика и ослушника власти. Но в это время он находился в надежном укрытии, в замке Варт-бург, принадлежавшем его покровителю саксонскому курфюрсту. В Вартбурге Лютер занялся переводом на немецкий язык Библии. Этим он не только содействовал успеху Реформации, но и заложил основы немецкого литературного языка. В это время в лагере Реформации резко стали проявляться разногласия между отдельными группировками. Лютер все более связывал свою судьбу с интересами князей, на службу которым была впоследствии поставлена его реформация.

В отсутствие Лютера в Саксонии развернулось радикальное реформационное движение, которое возглавил профессор Виттенбергского университета Карлштадт. Из церквей выбрасывали алтари, иконы и священный елей. Месса -была объявлена идолопоклонством и запрещена. Карлштадт в своих проповедях говорил: «Никто не может достигнуть спасения души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом своих рук». Карлштадт и его сторонники, выражая интересы радикальных элементов бюргерства, понимали Реформацию как широкое социальное преобразование, не ограниченное рамками церковной реформы.



Народное направление в Реформации. Томас Мюнцер. Раскол реформационного движения все более углублялся. Из него выделился крестьянско-плебейский лагерь. Появились народные еретические секты. Но вместо проповеди ожидания «тысячелетнего царства божия на земле» они требовали немедленного социального переворота. В городе Цвиккау развернулось движение анабаптистов (перекрещенцы, не признававшие крещения младенцев), во главе которого стоял подмастерье Николай Шторх. Он учил, что каждый истинно верующий обладает даром божественного откровения. Тот, на кого нисходит божественная истина, становится пророком и вещает «живое Евангелие», которое анабаптисты ставили намного выше омертвевшего писания. Новоявленные пророки возвещали близкое наступление «тысячелетнего царства - правления Христа», когда будут низвергнуты земные троны, бедные возвышены, а богатые унижены.

Наиболее последовательным выразителем идей народного понимания Реформации был Томас Мюнцер (около 1490-1525). Его ранняя биография малоизвестна. До 1520 г. Мюнцер оставался последователем и соратником Лютера. Но в его проповедях, обращенных к беднейшим слоям населения, все более решительно стали звучать призывы к немедленным революционным действиям. В дальнейшем Мюнцер совершенно отмежевался от Лютера. Они стали непримиримыми врагами: Мюнцер возглавил плебейско-крестьянский лагерь Реформации, Лютер - бюр-герско-княжеский. Под влиянием Мюнцера, поселившегося в Цвиккау, руководители анабаптистов вышли из рамок сектантства и стали проповедовать революционные идеи, организуя массы на восстание.

Мюнцер понимал Реформацию как социально-политический переворот, который должны произвести самые обездоленные слои общества - крестьяне и городская беднота. Именно они способны установить новый общественный строй без гнета и эксплуатации, «...в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти»".

В отличие от Лютера, Мюнцер понимал «слово божье» не как букву Евангелия, а как откровение бога в разуме человека. Под богом же он представлял не творца, стоящего над миром, а сам мир в его единстве, высшую идею целого, подчиняющую себе отдельные его части. По словам Ф. Энгельса, «...религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму»2. Служением богу Мюнцер считал самоотверженную деятельность человека на общее благо, а безбожием - эгоистические антиобщественные действия, наносящие вред другим. Ревнителями дела бога он считал весь трудящийся народ, а его врагами - всех эксплуататоров и угнетателей, против которых народ должен направить свой меч. «Великое потрясение, - писал Мюнцер, - предстоит выдержать миру, разыграется такое представление, что безбожники будут низвергнуты, а униженные возвышены». В условиях того времени эти идеи являлись утопией. Требования установления равенства и республиканского управления могли вылиться на деле в установление буржуазного порядка.

Крестьянская война в Германии.

«Предвосхищение коммунизма в фантазии становилось в действительности предвосхищением современных буржуазных отношений»". Революционное преобразование общества в интересах народных масс, к которому призывал Мюнцер, являлось на самом деле только плебейской расправой с феодализмом.

Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer , также Münzer , около 1490 - 27 мая 1525) - радикальный проповедник времёнРеформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическимидеям.

Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит «попов и обезьян». Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов».

Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча - у общин, а не у князей.

Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящён «светлейшему, высокорождённому владыке ивсемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера - виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим её в плотском плену.

[править]Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями готовившегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.

Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый «вечный, христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определённой должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, «как отцы-патриархи», в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнажённый меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было - кровавое истребление всех врагов Христа.

Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам. Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. «Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти». Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий. Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу cujus regio, ejus religio. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; лютеранствоприняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.

В 1529 году католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (то есть, по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык - средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и «тысячелетнего царства», не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

Часто ссылаясь на слова апостолов Петра и Павла о богоустановленности власти, данной для наказания преступников, Лютер учил, что устами апостолов Бог велел подчиняться любой власти, без которой невозможно существование человечества.

Но законы светской власти простираются не далее тела и имущества, того, что является внешним на земле. Светская власть не имеет ни права, ни силы диктовать законы душам. Действенность порядка обуславливается прежде всего порядком мирским.

Выделял божественное право и право естественное (см. вопрос 29). По его мнению, в границах светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, которые определяются человеческим разумом. Целесообразно и разумно управляет тот монарх, который употребляет власть не как привилегию, и как бремя перед богом.

Считал, что народ должен быть покорен монархам, даже если они несправедливы, не восставать против них.

Лютеровские мысли противоречивы. Прежде всего он работал на освобождение князей от власти имперской и власти церковной, папской. Мысль о монархе как руководителе национальной церкви, духовенстве как особом сословии, которое обязано служить государству, привела к увеличению роли государства. Лютер не призывал бороться с феодальным строем.

  1. Политико-правовые идеи Томаса Мюнцера

Реформация в Германии, как до того в Англии и в Чехии, послужила сигналом к всеобщему движению крестьянства и городских низов. В 1524 г. началось восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов; одним

из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525).

Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к

коммунизму.

Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в Мюнстере как трагичную попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий.

Труды – «12 статей», «Статейное письмо» - различные требования. 12 статей – умеренные, необходимость выборности и сменяемости духовных лиц общинами, обязательности отмены крепостного права, уменьшении размера податей, оброков, барщины, устранении произвола в управлении и судах. «Статейное письмо» - радикальнее. Крестьянским общинам надо объединиться в христианский союз, чья самоцель – служение общей пользе. Средства при этом – все вплоть до насильственных, поскольку их используют и сами князья. Стремился к воплощению царства бога на земле.

Власть нужно передать простому народу. Отрицалось понимание светского государства как организации, которая устанавливает гражданское единство с помощью законов.

  1. Жан Кальвин и кальвинизм в политико-правовой идеологии Западной Европы.

Распространение лютеранства в его борьбе с католицизмом стало идейной предпосылкой возникновения других радикальных религиозно-политических течений Реформации. Таким течением являлся кальвинизм. Жан Кальвин (1509-1564) основал в Женеве новую церковь. Община верующих управлялась выборной консисторией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и диаконов. Поначалу в кальвинизме были сильны теократические тенденции (попытки поставить консистории выше государственных органов); в конечном счете утвердилась идея независимости кальвинистской церкви от государства, право церкви судить о ряде действий государственной власти. Религиозная нетерпимость (жгли еретиков в т.ч.)

Основное учение – догмат о божественном предопределении. Бог заранее определил судьбу людей. Они бессильны изменить волю бога, но они могут понять ее из того, как у них складываются дела. Если они набожны, трудолюбивы и покорны, то бог благоволит к ним. Из этого проистекал долг целиком посвящать себя профессии, быть бережливым и рачительным, презирать наслаждения. Привилегии феодалов также не столь важны, поскольку они не определяют дальнейшую жизнь человека.

Считал, что насилие феодально-монархических кругов недопустимо и за это последует божья кара, но власть объявлял божественной. Попытки сопротивляться тирании возможны за ОГВ, церковью и представительными учреждениями. Наихудшая форма правления – демократия, предпочтительна олигархия.

В кальвинизме последовательно и отчетливо выражены основные положения протестантской этики, составившей, по определению Макса Вебера, "дух капитализма". К ним относятся культ предприимчивости и трудолюбия, безусловная деловая честность, верность данному слову и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение домашнего хозяйства от промысла и вложение всей прибыли в дело.

В XVI-XVII вв. кальвинизм широко распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, в североамериканских колониях. Кальвинизм способствовал не только борьбе бюргерства за свои права, но и борьбе дворянских кругов против короля и абсолютной монархии.

  1. Политико-правовые идеи тираноборцев

Монархомахи – политические писатели, которые защищали интересы дворянских кругов, оппозиционных королевской власти. Вторая половина 16 – начало 17 века. ГОтман «Франко-Галлия», «Защита от тиранов», Беза «О праве магистратов», Бьюкенен «О царском праве у шотландцев».

Существовало несколько общих идей. Они говорили от имени народа и о народе, но при этом под народом преимущественно понимали сословных представителей, феодальную знать. Считалось, что суверенитет народа выше прерогатив монарха и не может быть ограничен. Власть монарха связана условиями договора, который монархи заключают с подданными, власть самого государя – законна и нормальна только в этом случае. Идеи уходят в прошлое, идеи были реакционными, хотя существовал определенный прогрессивный смысл в введении в политический оборот ряда понятий – «общественный договор», «суверенитет народа», «границы власти государства», «право на сопротивление».

Тираноборцы вели атаки против концентрации в руках монархов абсолютной власти. Этьен Ла Боэси «Рассуждение о добровольном рабстве». Монархический строй отвергался по причине его антигуманной природы. Вопросы – почему люди сами отказываются от своей свободы и как их удерживают государи?

Считал, что властители насилием и обманом отняли у людей свободу. Постепенно несвобода стала привычкой. Государи культивируют эту привычку. Зарождается тиранический режим.

Чтобы удерживать народ в добровольном рабстве, появляется государственный аппарат насилия и принуждения.

Выявил ряд черт процедуры властвования, дал надлежащую оценку.

  1. Теория государственного суверенитета Жана Бодэна

Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся французский политический мыслитель Жак Боден (1530–1596). Взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены им в главном его труде "Шесть книг о республике" (1576).

По Бодену, "государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву".

Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи – прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании бога, человека и природы, а в конечном итоге – в почитании бога. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности еще и потому, что оно суверенно.

Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. "Суверенитет, – утверждает Боден, – есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством)... означающим высшую власть повелевать". Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. В том смысле единая, что ее прерогативы принадлежат только ей; она не может (не должна) эти прерогативы делить с кем бы то ни было; она не может (не должна) допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с ней.

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование.

Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает право. Право "несет с собой справедливость, а закон – приказ".

Как глубокий политический мыслитель Боден не мог не поставить вопрос о том, где коренится, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению, передаче. На первую часть вопроса ответ таков: "Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ". На вторую часть поставленного вопроса он отвечает следующим образом: "Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить".

Таким "одним из граждан" у Бодена оказывается монарх. Боден – сторонник действительно суверенной (в его трактовке – абсолютистской) монархической власти.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей.

Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический или демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, "милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив".

  1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве.

Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Его основной труд – это фундаментальное произведение "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625).

Обосновывая свой юридический подход, Гроций подчеркивал, что предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза.

В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.

Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, – это и есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности". Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность).

Характеризуя естественное право как право в собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле (т.е. формы волеустановленного права) является правом, в конечном счете, постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. Из трактовки Гроцием проблем возникновения внутригосударственного права, перехода от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности). При этом в качестве исходной и определяющей причины возникновения и бытия политических явлений (государства и государственных законов) выступает естественное право (и справедливость), а польза и целесообразность – лишь как повод.

По существу, такова же и логика происхождения международного права, которое как форму волеустановленного права Гроций в работе "О праве войны и мира" отличает от права естественного. Подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так и известные права, возникающие путем взаимного соглашения между всеми государствами или большинством государств, возникают в интересах обширной совокупности всех таких сообществ, а не каждого сообщества (государства) в отдельности.

Проблема соотношения права и силы – это в концепции Гроция прежде всего проблема связи естественного права (т.е. права в собственном, тесном смысле слова) с проистекающими из него волеустановленными формами права, образованными путем добровольного соглашения гражданскими властями и государственными институтами. И в этом смысле сила в принципе трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права справедливости и пользы (права и силы) находят свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. "Государство же, – подчеркивал Гроций, – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства.

По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный союз"), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц – сообразно законам и нравам того или иного народа. Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.

Рассматривая классификацию форм правления, данную различными авторами (Аристотелем, Цицероном, Сенекой и др.), Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т.д. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения.

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. При этом праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет "закон о непротивлении", отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира.

Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом.

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву. Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение". К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов).

Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

  1. Естественно-правовая теория Бенедикта Спинозы.

Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы(1632–1677). Его политико-правовые взгляды изложены в "Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной геометрическим методом" (1675) и "Политическом трактате" (1677).

Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т.е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это "сила и могущество действия" самой природы.

На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек – это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости.

Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены. Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т.е. к жизни в мире, безопасности и вообще наилучшим образом, люди должны были договориться об этом.

Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право – это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться"; все "обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость".

Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает против возможных обвинений его в том, что он превращает подданных в рабов: раб подчиняется приказаниям господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти делает то, что полезно обществу, а, следовательно, и ему.

Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров и законов. Нарушение же их властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан превращается в негодование против властей. Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.

Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) – монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, "я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны".

При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства – по природе враги". Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право, по меньшей мере, двух государств, именуемых союзными.

  1. Особенности естественно-правового учения Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588–1679) – один из наиболее выдающихся английских мыслителей. Политико-юридическая доктрина Т. Гоббса содержится, прежде всего, в его трудах: "Философское начало учения о гражданине" (1642), "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).

В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими "право на все". Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. Отсюда фатальная неизбежность в обществе "войны всех против всех". Иметь "право на все" в условиях такой войны – значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Т. Гоббс называет "естественным состоянием рода человеческого".

Но присущий людям инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их и выражают предписания естественного разума) суть естественные законы.

Главный, самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или на некоторую группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.

Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с "войной всех против всех", избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти. Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица – суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким изображает Т. Гоббс возникновение государства.

Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции и т.п. Прерогативы же суверена относительно подданных чрезвычайно обширны. Все это усугубляется еще и тем, что обладатель верховной власти никаким договором со своим народом не связан и потому ответственности перед ним в принципе не несет.

Т. Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении, политическими государствами. Государства, появляющиеся на свет с помощью физической силы, мыслитель относит к основанным на приобретении.

О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь, власть суверена в нем, по Т. Гоббсу, всегда абсолютна, т.е. она безгранична: обширна настолько, насколько это вообще можно себе представить. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т. д. Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому. Подданные же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.

Наделённое абсолютной властью государство должно выполнять, по Т. Гоббсу, не одни только полицейско-охранительные функции. Его задача: "поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки"; силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы. Ему надлежит заниматься воспитательно-просветительской деятельностью (в особенности внушением подданным, сколь безгранична власть суверена и сколь безусловны их обязанности перед ним).

Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом, в частности "покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т. д.". Такая трактовка свободы имела для Англии середины XVII в. пробуржуазный и исторически прогрессивный социальный смысл.

Согласно Т. Гоббсу, может быть лишь три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены.

Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Т. Гоббс, тем не менее, оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность – право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы – закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

  1. Особенности политико-правовой идеологии европейского Просвещения

Просвещение – общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составляющей борьбы буржуазии против феодализма.

Общественно-политические взгляды Мюнцера.

В 1524 г. началось всеобщее восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525 гг.). Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; в "Пражском воззвании" он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. "Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти".

Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий.

В 1529 г. католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей решать вопрос о религии своих подданных (т.е., по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Главная идея Мюнцера - о необходимости революционной передачи власти простому народу, основывалась на его убежденности в том, что лишь обездоленный люд лишен эгоистических целей и может стремиться к "общей пользе". Мюнцер порицал лютеровский идеал светского государства как организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов "гражданское единство" между конфликтующими слоями общества. Мюнцер утверждал, что социальные верхи, узурпировавшие государственную власть, распоряжаются ею не ради поддержания гражданского единства, а для удовлетворения своих корыстных целей. По Мюнцеру, можно законно воспользоваться мечом для того, чтобы сбросить "безбожников с трона правления" и выдвинуть на их место простых людей. Во взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских идей. Им было отчетливо сформулировано требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самим народом.

Томас Мюнцер (ок. 1493-1525 гг.) немецкий революционер. Принадлежал к образованнейшим людям своего времени. Мюнцер стал пастором в Ютеборге по настоянию Мартина Лютера и отличался блестящими ораторскими способностями, но при этом слишком полагался на личное откровение, которое всегда принимал как голос Духа Святого. Позже, будучи пастором в городе Цвиккау, Мюнцер и трое пророков из этого города, двое из которых были ткачами, настаивали на более решительных реформах, то есть на снятии икон, отказе от старой евхаристии и даже отказе от крещения детей.

В 1523 году Мюнцер стал пастором в Альштедте (Тюрингия), а затем в Мюльгаузене, после чего из-за своих убеждений оставил кафедру и возглавил восстание, известное в марксистской и советской историографии как крестьянская война в Германии. Он считал, что находится в непосредственном общении с Богом, и Бог изрекает Свое слово во внутренность его души. Крестьянская война, которая охватила большую часть Австрии, Центральной и Южной Германии, привела к многочисленным жертвам и, серьезно подорвав авторитет протестантизма, закончилась полным поражением. Сам Мюнцер в 1525 году попал в плен, подвергся пыткам и затем был казнен.

Основные произведения: «Пражский манифест», «Разоблачение ложной веры безбожного мира».

Соотношение государства и церкви: Т. Мюнцер формулировал смелую радикальную программу. Придавая своему учению религиозную, богословскую форму, по существу он выступал с критикой не только римской церкви, но и догматов христианского вероучения. Он считал неправильным противопоставлять веру и разум, полагая, что вера есть не что иное, как пробуждение разума в человеке. Он отказывался признавать веру в потусторонний мир, в ад, в дьявола, в магическое значение причащения, в осуждение грешников. Христос, по его мнению, был человеком, а не богом, был просто пророком и учителем.

Человека Т. Мюнцер рассматривал как часть божественного мироздания и проповедовал возможно более полное единение его с божественным целым. Он требовал для этого подавления всех личных склонностей человека и подчинения отдельного человека интересам общества.

Государство: Т. Мюнцер требовал немедленного установления царства божьего на земле путем возврата церкви к ее первоначальному состоянию и устранения всех учреждений, находившихся в противоречии с этой раннехристианской, в действительности же совершенно новой церковью. Но под царством божьим Т. Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Все существующие власти, в случае, если они не подчинятся революции и не примкнут к ней, должны быть низложены; все промыслы и имущества становятся общими, устанавливается самое полное равенство.

Для осуществления этой программы Т. Мюнцер считал необходимым основать союз и полагал, что князьям и господам должно быть предложено присоединиться к этому союзу. Если же они не пожелают этого, он призывал напасть на них с оружием в руках и перебить их всех.