Принципы философии пс. Основные философские принципы и их применение в познании мира. Онтологическое доказательство бытия Бога

Несколько лет назад большинство российских предприятий начало внедрение стандартов ИСО 9001. Это был своего рода тренд, мода. Какие-то компании добились измеряемых результатов. Но для многих результатом стало только получение сертификата. Следующим трендом стали бизнес-процессы. Появилась целая плеяда консультантов. Модные программы ARIS, BP WIN, MS VISIO. Многие компании описали свои бизнес-процессы. Что-то у кого-то получилось в этом направлении. Но большинство компаний освоило работу с красивыми программными продуктами. Далее очередным трендом стал ЛИН. Все дружно принялись внедрять ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ (ПС). Результаты были во многом схожи. Хотелось бы понять причины неудач данных проектов. Попытаюсь предложить свое видение для всеобщего обсуждения.

ИСО 9001

По своему опыту могу сказать, видел несколько предприятий (и работал на некоторых из них) следующего типа. Есть должностные инструкции, положения о подразделениях. Есть структуры. Но все формально. Для галочки. За функции подразделения никто не спрашивает. Приказы, протоколы можно выполнять с задержкой. Можно писать отчеты и получать премию. Т.е. система общего менеджмента не работает. Работа в стиле "Тушение пожара". В этих условиях начинается внедрение СМК. Пытаемся описать все средствами стандартов СМК. Между тем это принципиально разные вещи и цели у них разные. Менеджмент качества является составной частью общего менеджмента, в который входят, например: Экономический менеджмент, Управление персоналом и пр. Так предприятие имеет свои цели или миссию. Эта цель является целью не в области качества Без объема и роста нельзя говорить о качестве (для бизнеса). То есть, нельзя внедрить только СМК. Зарубежные предприятия же напротив, имели четкую работающую систему менеджмента и СМК встраивали в уже работающую систему.

Бизнес-процессы

Мне попадались бизнес-процессы нескольких предприятий, после проведения "реинжиниринга". Если после работы консультантов (или собственными силами) вы получаете для производственного предприятия бизнес-процессы: Закупки материалов, Производство, Сбыт, то вы остались на том месте с которого начали. К сожалению, таких вариантов приходилось видеть много. Приходилось даже видеть бизнес-процесс обработки детали на токарном станке. По моему мнению бизнес-процесс должен быть следующим: На входе - затраты (включая зарплату участников), на выходе - выручка, оборот, прибыль. Соответственно KPI есть коэффициент усиления процесса. Естественно, кардинальный реинжиниринг требует изменения структуры предприятия. Мы же к сожалению, за красивыми аббревиатурами и программными продуктами теряем суть. Интересно, что ряд предприятий работающих в сфере услуг (уборка, обслуживание зданий) имеют как раз, правильные бизнес-процессы. Возможно, это связано с тем, что они как правило достаточно недавно созданы, и процессы на них более простые и прозрачные.

Производственная система

В настоящее время появилось много компаний строящих свои производственные системы по образу и подобию ПС Тойота. Мне попадалось несколько документов описывающих ПС разных предприятий. К сожалению они мне были не понятны. Во всех приводились базовые принципы ПС Тойота, описывались инструменты лин. (Ни у кого не видел в ПС инструмента KAIRYO).

В моем понимании - это небольшой кусочек производственной системы. Далее попытаюсь изложить свое понимание производственной системы. Производственная система - комплекс инфраструктуры, оборудования, инструмента, персонала, производственных, научно-технических и информационных процессов, операционных, технологических и организационных методов имеющих целью эффективный выпуск готовой продукции. Т.е., например, 4M - Модель производственной системы (Mensch + Maschine + Methode und Material) понятие на порядок шире. Далее я попытался свести в таблицу на МАКРО уровне компоненты и функции ПС (пока не претендую на полноту и точность охвата, пусть будет для обсуждения).

То есть ЛИН - это один из инструментов оптимизации ПС. В ПС, как минимум, еще должно входить: развитие (KAIRYO, реинжиниринг, закупка нового оборудования), СМК (видел в ПС КАМАЗ), Экономика (+финансы+учет), и т.д. Отдельно свел в таблицу методы оптимизации ПС, куда наряду с ЛИН вошли: логистика, ТОС, ERP (имеется ввиду работы по изменению, настройке ПО).

Методы Инструменты Описание Задачи Цели
Lean Production 5S Система организации рабочих мест Повышение культуры производства
VSM-анализ Анализ потоков по созданию добавленной стоимомсти Организация потоков по созданию добавленной стоимости
SMED Система быстрой переналадки оборудования Снижение времени переналадки, сокращение размеров партий деталей Ускорение денежного потока. Снижение НЗП.
TPM Система всеобщего производительного обслуживания оборудования Управление оборудованием. Обеспечение бесперебойной работы оборудования. Ускорение денежного потока. Снижение НЗП.
Кайдзен Система подачи предложений,
направленная на улучшения деятельности компании.
Организационная система
JIT Система "Точно-во-время" (Непрерывный поток, вытягивающая система). Канбан. Управление запасами Снижение операционных расходов. Снижение НЗП.
ТОС T (Throughput); I (Inventory); OE (Operation Expense) Скорость генерации денежного потока. Связанный
капитал. Операционные
расходы.
Ускорение денежного потока. Снижение
Связанного капитала. Снижение Операционных расходов. Возврат инвестиций (ROI).
PB (Production Buffer) Метод управления узким местом производства. Производственный буфер. Управление производством с учетом узкого места
DBR (Drum-Buffer-Rope) Метод управления узким местом производства. Барабан-буфер-канат. Управление производством с учетом узкого места
Логистика ABC/XYZ анализ Инструмент управления запасами Управление запасами Снижение НЗП
Матрица грузопотоков Инструмент управления грузопотоками Управление грузопотоками Ускорение денежного потока. Снижение НЗП.
ERP-система ПО, 1С, PDM Автоматизированное управление всем предприятием Планирование и учет. Управление запасами. Повышение эффективности принятия управленческих решений. Ускорение денежного потока. Снижение связанного капитала. Снижение операционных расходов.

И в заключении, попробую ответить на вопрос, почему проекты по ПС часто не идут, как бы это хотелось руководству.

Уже многократно упоминалось на форуме, что ключевую роль играет первое лицо компании. В противном случае весь процесс превратится в лозунги, нанесение разметки и копанию "давайте внедрим что-нибудь". Если на стенде компании внедряющей ПС написано в целях: "Снизим оборачиваемость запасов на 30%", то можно сказать, что в компании никто не отвечает за запасы и ПС - лозунги!

Также, хотелось заметить, что внедрение ПС должно быть комплексным, системным и охватывать все компоненты ПС. Например, постулат ПС "производственный процесс должен постоянно совершенствоваться с минимальными затратами или без них" сам по себе заманчив. Но разве ПС не должна развиваться, не должно быть инвестиций? Мы же говорим не о ПС послевоенной Тойты! Кроме того, использование допустим инструмента SMED, влечет за собой изменение системы планирования и требует расчета ТЭО (имеется в виду использование дорогих приспособлений для деталей незначительных размеров). Возможно, в этом и кроется проблема, что мы опять пытаемся взять часть единого целого и пытаться заставить ее работать?

Как мы считаем сэкономленные миллионы при внедрении ПС? Здесь, хотелось бы отметить один важный момент. Очень часто экономия получается виртуальной. То есть, удалось, например, сэкономить несколько часов повременщика, или экономия бумаги в офисе. Важно не просто зафиксировать результат. Просто необходимо получить реальный экономический эффект. То есть, учесть это сокращение часов при последующих мероприятиях, или нагрузить работника другой работой. Снизить норму расхода бумаги. В этом случае, можно обеспечить поддержку проекта финансовыми службами и руководства.

С моей точки зрения максимальный эффект оптимизации будет при комплексном применении инструментов, а также анализа и возможной оптимизации компонентов ПС. В одном случае достаточно использования, например инструмента VSM, в другом понадобиться дополнительно ABC/ XYZ анализ, где-то правильным будет развитие (инвестиции, закупка нового оборудования). В следующих публикациях я опишу комплексный подход к оптимизации на основе концепции развития (KAIRYO). Буду благодорен за критические замечания, дополнения.

Определение 1

Христианская философия - это мировоззренческая установка, основанная не только на способности мыслить как источнике познания, но и на силе «сердца». Это два источника знаний, слитые воедино и являются источником познавательной деятельности человека.

В христианской философии выходят на передний план такие вопросы, на которые философы не могли дать четких ответов, так как они не выводятся посредством чистого разума. Это мировоззрение как учение об истине требует христианской веры, дающее философам максимум творческой свободы

Христианство обогатило философскую науку мощной совокупностью моральных правил и установок. При этом, для христианства в целом, как и для ее философии не характерен революционный радикализм, речь идет не о негативной оценке действительности с призывами к агрессивным действиям, а скорее о моральном протесте. Все необходимые перемены же христианство возлагает на Бога. Важными составляющими христианской философии являются вера во второе пришествие Христа и надежда на спасение, на жизнь вечную. Поэтому любовь к Богу и праведная жизнь на Земле ее центральные мотивы.

Принципы христианской философии и их краткая характеристика

К основным принципам христианской философии относят:

  • монотеизм
  • теоцентризм
  • креационизм
  • персонализм
  • провиденциализм
  • ревеляционизм
  • линейность истории

Монотеизм. В Библии впервые говорится о Боге как о едином и уникальном, кардинально отличающегося от всего прочего, дало возможность понимать трансцендентное единственно возможным способом. В греческой философии Платон указывал на космос как на видимого Бога, Аристотель называл "божественными" звезды, но после библии стало невозможным подобное сознание. "И когда обратишь глаза свои к небу и увидишь солнце, луну, звезды, и все, что ни есть на небе, не дай завлечь себя и не делай культа из этого".

Теоцентризм представляет собой концепцию, противоположную антропоцентризму и космоцентризму, при которой абсолютным наивысшим бытием считается Бог.

Теоцентризм основан на следующих мировоззренческих и религиозных установках:

  • вере в единого Бога, он является всем сущим, а не природа.
  • вере в всеобщее богоприсутствие.
  • сотворение Богом человека по образу и подобию Божьему
  • важнейшей составляющей земной жизни человека является его духовное познание, следование нравственным законам, любви к ближнему.

Креационизм - это концепция, согласно которой Бог является творцом всего бытия, в основе его лежит Слово и Божественная Воля.

На сегодня существуют различные концепции креационизма, как христианские, так и не христианские, претендующие на статус научных. В христианском креационизме выделяют два течения:

  • Буквалистский (младоземельный) креационизм - то есть мир был создан буквально за шесть дней, как и написано в Библии и около 6000 лет назад.
  • Метафорический (староземельный) креационизм - согласно которому шесть дней творения это метафора, которая адаптирована для людей с различным уровнем знаний, на самом же деле земля создавалась миллиарды реальных лет. Это связано с тем, что в Библии слово «день» не всегда означает сутки, но и неопределенный отрезок времени.

Провиденциализм - это историко-философский метод, который заключается в изучении исторических фактов как промыслы Божьего, высшего Провидения, движение истории по заранее подготовленному плану Божьему для спасения человека.

Замечание 1

Первыми христианскими философами, которые рассмотрели всемирную историю, как последовательную систему разветвления событий на пути к эсхатологическому царствию Божьему, были Евсевий и Иероним, а также в трудах Блаженного Августина в основе движения исторического процесса лежит Божественная воля. Именно он задал рассмотрение истории до появления Христа и после, по «шести возрастам» мира, «по четырем мировым монархиям».

Персонализм - это экзистенциально-теистическая концепция, согласно которой личность рассматривается как высшая духовная ценность, Бог при этом понимается как верховная личность.

Персонализм в христианской философии, в отличие от различных других видов персонализма, основан на вере в божественное происхождение человека и сотворения его по образу и подобию Божьему. Немаловажным является и тот факт, что свобода выбора личности в христианстве одна из духовных ценностей.

Линейность истории. В античности в основном время понималось как цикличное и бесконечное. У Платона, например, идея циклизма истории выражалась во мнении, что периодически повторяются события в истории, в том числе и сам философ, и его школа.

Замечание 2

По мнению исследователей, Ветхий завет с эсхатологическими идеями заложил основу для понимания времени как уникального и безвозвратного. Так, Августин считал идею цикличности времени ложной, потому что цикличность и повторяемость времени делает невозможным уникальное появление Христа и конечное спасение человека на Страшном суде.

Ревеляционизм – богооткровения лежат в основе средневековой гносеологии, все необходимые знания для спасения человеку приоткрываются Богом в священном писании. При этом важное место занимает интуитивное, духовное познание Бога.

Греческим философом Платоном выдвигается теория эроса, при этом под эросом понимается стремление к совершенствованию. Христианство же предложило новое понятие "агапэ" - любви, которая является бескорыстным и вечным даром Бога людям. При этом любит в первую очередь Бог, человек же оказывается способным к новой любви только при изменении себя внутреннего, уподобляясь Богу в добрых делах и поступках. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею познание всякое и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

Как система принципов и категорий, философия является всеобщей методологией познания. Любой учёный и, шире, специалист, имеющий дело с теми или иными объектами познания (изучающий материальные системы, процессы или явления), в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

1. принцип объективности. Необходимо изучать объект таким, какой он есть;
необходимо исключить личное отношение (или мнение), предубеждения по отношению к
исследуемому объекту. Необходимо изучить также условия, в которых он существует.
Надо стремиться к тому, чтобы наши знания были наиболее полными и всесторонними.

2. принцип системности требует разграничить внешнюю и внутреннюю стороны
материальных систем, сущность и её проявление, обнаружить многоразличные стороны
предмета исследования, их единство, раскрыть форму и содержание, элементы и
структуру, случайное и необходимое и т. п. Если мы изучаем какое-либо явление, то
необходимо выявить тип связей между ним и другими явлениями (например, причина-
следствие, необходимость - случайность, существенное - несущественное).

3. принцип противоречивости познания: процесс и результат познания всегда
антиномичны (противоречивы). Антиномичность побуждает нас к дальнейшему познанию.

4. принцип историзма:, любое явление, процесс или материальную систему
необходимо изучать, имея в виду её развитие (саморазвитие), т. е. как говорят «в
динамике». Необходимо выяснить, что предшествовало данному явлению, как оно
возникло (медики собирают анамнез). Необходимо выделить стадии, последовательность
смены этих стадий. Возможно также сделать прогноз о том, как будет дальше развиваться
данное явление (процесс, материальная система).

5. принцип восхождения от абстрактного к конкретному состоит из нескольких этапов.
Рассмотрим, как он применяется в медицине.

Сначала (а) необходимо иметь предварительное представление о внешних и внутренних контурах объекта, о его целостности (это потребует многих знаний, ведь необходимо определить не только локализацию патологических процессов, но и понять, какие органы затронуты, как заболевание влияет на их функционирование, структуру, на жизнедеятельность всего организма в целом).

Затем (б) необходимо установить «клеточку»- восхождения к мысленно-конкретному (т. е. определить заболевание и поставить предварительный диагноз).

Потом (в) определить особенности протекания данного заболевания у данного пациента...

И понять (г) как именно и почему данное заболевание протекает у данного пациента так, а не иначе.

Отсюда (д) определив стадию заболевания, сделать прогноз и (е) начинать лечение.



Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «диалектика», «развитие», «закон», «категория», «противоречивое-!
«отрицание»?

2. В чём заключается закон взаимного перехода количественных изменений
качественные?

3. В чём заключается закон единства и борьбы противоположностей?

4. В чём заключается закон отрицания отрицания?

5. Какие типы связей вам известны?

6. В чём разница между единичным, общим и особенным?

7. Как связаны между собой структура, содержание и форма?

8. Какие философские принципы вам известны?

Выводы по теме

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 Вопросы и задания:

1. Какие основные недостатки обнаруживает К. Поппер в основополагающей
конструкции диалектики Гегеля - развитии любого явления или процесса
посредством «снятия» противоположностей, ему присущих?

2. Что, с точки зрения К. Поппера, служит источником раз
вития? В чем с подобной точки зрения будет заключаться

принципиальное различие между взглядами Поппера и Гегеля на сущность развития?

3. Согласны ли вы с критическими замечаниями К. Поппера

в адрес Гегеля или же вам ближе позиция классической диалектики Гегеля?

К. ПОППЕР

Мы должны быть осторожны, например, по отношению к ряду метафор, используемых диалектиками и, к сожалению, часто воспринимаемых слишком буквально. Например, диалектики говорят, что тезис «создает» свой антитезис. В действительности же только наша критическая установка создает антитезис, и там, где она отсутствует, никакой антитезис создан не будет. Далее, не следует думать также, что именно «борьба» между тезисом и антитезисом «создает» синтез. На самом деле происходит битва умов, и именно умы должны быть продуктивны и создавать новые идеи; история человеческого мышления насчитывает много бесплодных битв, битв, закончившихся ничем. И даже если синтез достигнут, его характеристика как «сохраняющего» лучшие элементы тезиса и антитезиса, как правило, является весьма несовершенной. Эта характеристика вводит в заблуждение, даже если она верна, поскольку помимо старых идей, которые синтез «сохраняет», он всегда воплощает и новую идею, которую нельзя редуцировать к более ранним стадиям диалектического развития. Другими словами, синтез обычно представляет собой нечто гораздо большее, нежели конструкцию из материала, доставляемого тезисом и антитезисом. Принимая во внимание все сказанное, можно заключить, что диалектическая интерпретация - прежде всего то ее положение, что


синтез строится из идей, содержащихся в тезисе и антитезисе, - если и находит применение, все же вряд ли может способствовать развитию мышления <...>.

Поэтому мы должны сказать диалектику, что нельзя сидеть сразу на двух стульях: либо он ценит противоречия за их плодотворность - и тогда не должен принимать их как должное; либо же он готов примириться с противоречиями - и тогда они станут бесплодными, а рациональная критика, дискуссия и интеллектуальный прогресс ока ока­жутся невозможными.

Единственной «силой», движущей диалектическое развитие, является, таким образом, наша решимость не мириться с противоречиями между тезисом и антитезисом. Вовсе не таинственная сила, заключенная в этих двух идеях, не загадочное напряжение, якобы существующее между ними, способствуют развитию, а исключительно наша решимость не признавать противоречий заставляет нас искать какую-то новую точку зрения, позволяющую избежать противоречий...

Поппер К., Что такое диалектика? // Вопр. философии. - 1995. -№ 1. -С. 121 -122

2 Вопросы и задания:

1 . Какой смысл вкладывает Ф. Энгельс в выражение «гегелевская диалектика была

перевернута, а лучше сказать - вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на

2. На каком основании Ф. Энгельс определяет диалектику как науку об общих законах

одновременно природы, общества и человеческого мышления?

З.Были ли с точки зрения диалектического материализма присущи природе, обществу и

человеческому мышлению какие-либо закономерности до того, как они были изучены

философами, в частности, Гегелем?

Ф. ЭНГЕЛЬС

Обнаруживающееся в природе и в истории диалектическое развитие, то есть причинная связь того поступательного движения, которое сквозь все зигзаги и сквозь все временные попятные шаги прокладывает себе путь от низшего к высшему, - это развитие является у Гегеля только отпечатком самодвижения понятия, вечно совершающегося неизвестно где, но во всяком случае совершенно независимо от всякого мыслящего человеческого мозга. Надо было устранить это идеологическое извращение. Вернув­шись к материалистической точке зрения, мы снова увидели в человеческих понятиях отображения действительных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия. Диалектика сводилась этим к науке об общих законах как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе, - а до сих пор большей частью и в человеческой истории - они прокладывали себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира. Вместе с этим гегелевская диалектика была перевернута, а лучше сказать - вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - 2-е изо. - М., 1961. - Т. 21. - С. 301-302

ЛИТЕРАТУРА:

Введение в философию. В 2-х частях. Часть 2 - М., 1989.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс - М., 1997.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М. Любое издание.

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика - М., 1991.

Новая философская энциклопедия - М., 2000.

Энгельс Ф. диалектика природы. - Любое издание.

Серб Вантала

Верой приди к себе

Жажду беречь в ладонях,

Падай подняться вновь –

страхи забудь.

(Д. Ревякин, группа «Калинов Мост»,

г. Новосибирск)

Историографию России в ХХ веке посетило прикосновение гениального учёного-этнографа и историка Льва Николаевича Гумилёва.

Предлагаемая работа является продолжением его исследований. И жаль, что данный труд не увидит уже сам Лев Николаевич. Дело в том, что в этих страницах есть одно важное отличие от трудов великого потомка великих поэтов. Если он описывал и объяснял рождение, развитие, угасание и смерть этносов, иллюстрируя свои мысли свершившимися историческими фактами, то в данной работе автор поставил своей целью не описание, а практическое использование выявленного Гумилёвым механизма этногенеза во благо своего Отечества.

А раз есть отличие, то неизбежна и полемика с трудами великого историка. И, при всём к нему уважении, автор осмеливается кое в чём с Львом Николаевичем не соглашаться. Но гений Гумилёва предрёк даже это будущее, когда подрастающий российский молодняк, под рёбра воздуха набравши, осмелится выдохнуть в этнографии своё слово. И вот что он по этому поводу сказал: «Если бы кто-нибудь объявил мои выводы окончательными, не подлежащими пересмотру и дальнейшей разработке, то я не согласился бы с ним. Многие книги, увы, не дольше, чем люди, а развитие науки – имманентный закон становления человечества». И еще: «И то, что пишу я, вероятно, будет через полвека переосмыслено, но это и есть развитие науки»…

В ходе многолетних исследований было установлено, что автор, разрабатывавший было свою, как он думал, концепцию, пришёл, однако, к древним, давным-давно известным и также давно забытым человеческим знаниям. Немало было восстановлено старинных, дохристианских ещё, ведических знаний индийцев и славян, но первоначальным толчком, подтолкнувшим автора к началу исследования, было ведическое учение Порфирия Корнеевича Иванова. В дальнейшем также многолетней и успешной была проверка полученных результатов на других первоистоках – Библии, Коране. Всё сходится! Именно желанием показать взаимосвязь с древними Ведами и объясняется название работы.

В данный момент идёт работа по написанию полновесной книги по предлагаемой теме, со всеми скрупулёзными выкладками, цитатами и ссылками. Однако одних только цитат накопилось на сей час более 250 страниц, и эта цифра далеко не окончательная. Как быть? У автора есть внутреннее побуждающее гражданское чувство, что знания древних законов нужны моей стране уже сегодня. Вот и было решено наперво свои веды изложить кратко, с наименьшим количеством цитат, ограничившись в большинстве случаев общим упоминанием ссылок. А уж затем закрепить начатое основательным многостраничным исследованием.

Сейчас будут приведены несколько примечательных цифр и арифметических выкладок. На территории бывшего СССР находится 60 % разведанного минерального сырья всего мира . Один только бассейн Каспийского моря вмещает нефти больше, чем весь Персидский залив! Мы помним, что СССР занимал одну шестую часть земной тверди. Сейчас этой страны нет, но Российская Федерация занимает одну восьмую часть земли, оставаясь крупнейшим по территории и запасам минерального сырья государством мира. А теперь давайте подсчитаем плотность населения России и остального мира. У нас проживает 143 млн человек, в мире – 6 миллиардов. Разделим 6000 на 7/8, а 145 на 1/8. Потом полученную плотность всех стран мира (кроме России) разделим на плотность народонаселения нашей страны. Получаем 5,994. С учётом того, что население России постоянно уменьшается примерно на 1 млн в год, а в остальном мире наоборот – увеличивается, можем считать, что удельная плотность населения земного шара, исключая нашу страну, больше населения Российской Федерации в шесть раз. Ещё больше контраст удельной обеспеченности населения минеральными ресурсами. В восемь раз среднестатистический квадратный метр земной тверди СНГ-СССР более обеспечен полезными ископаемыми, чем любой другой квадратный метр земной поверхности. А любая единица площади России удельно минеральными ресурсами ещё богаче.

Поэтому, чтобы познать истинные богатства нашей земли и сколько этих богатств приходится на одного россиянина по сравнению со среднестатистическим жителем остальных стран планеты, нужно полученную кратность плотности населения умножить на кратность тех богатств, которые хранит в себе каждая единица площади нашей страны. Получаем 6 х 8 = 48, значит, среднестатистический россиянин с учётом уменьшения нашего народонаселения должен быть богаче любого другого землянина минимум в пятьдесят раз! Но кто-нибудь из читателей ощущает на себе это? Чувствую, что у части читателей эти цифры вызывают неверие. Тогда вот такая вам авторитетная цитата академика РАН, доктора экономических наук Дмитрия Львова: «Стоимость страны складывается из трёх показателей: человеческого (рабочая сила), воспроизводимого (оборудование) и природного (лес, нефть), которые берутся в расчёте на душу населения. По их сумме в начале 2000 года Россия “стоила” 340 – 380 трилл. долл. . Это в 2 раза больше стоимости США и Канады, в 1,7 – стран Западной Европы, в 2,7 – стран Ближнего Востока» .

В США и Канаде проживает примерно 330 миллионов человек, у нас – 145. Отсюда получаем, что каждый из нас в среднем богаче любого североамериканца в 4,6 раз. Думаю, в то, что средний американец богаче остального мира в 10-12 раз, читатель поверит охотно. Но если 10,8 умножить на 4,6, то получим те самые 50. Каково?

Почему же мы прозябаем в нищете? Почему на нашу страну оказывается столь беспрецедентное давление со стороны Запада и, под шумок о миролюбии, американские военные базы всё ближе и ближе придвигаются к нашим границам? Почему наши города не в силах защитить себя от нелегального проникновения китайцев, афганцев, вьетнамцев, негров и так далее? Почему жители «суверенных» ближнезарубежных государств не спешат насытиться своей суверенной «свободой», а проникают вслед за китайцами в наши города?

Частично ответ уже дан выше. Раз удельная плотность населения нашей страны на единицу площади и единицу ресурсов меньше, чем в остальном мире, то «свято место пусто не бывает», и правдами или неправдами инородцы будут проникать к нам. Просто потому, что борьба за место под солнцем в других странах гораздо более изощренна, чем у нас. Например, если на россиянина в среднем приходится по 11,8 гектаров земли (всей земли, то есть и пашни и леса и горных неудобий), то на китайца по 8 соток, вьетнамца – по 4 сотки. Вышеприведёнными выкладками также даётся ответ на вопрос, почему Запад через МВФ не жалеет денег на продажность российских чиновников до такой степени, что слово «чиновник» и слово «казнокрад» стали уже синонимами. «По оценкам президента фонда “Индем” Георгия Сатарова в 2001 году на подкуп чиновничьей братии истрачено 33,5 миллиарда долларов, что сопоставимо с доходной частью федерального бюджета» . Даже если этот частный исследовательский фонд где и приврал, весьма значительная доля правды в этом есть, и вы сами, уважаемый читатель, об этом знаете.

Но есть два более сложных вопроса, на которые в двух словах не ответишь:

Почему наша страна в целом не в состоянии защитить свои интересы и постоянно уступает то Западу, то Востоку, а то нашему «ближнему зарубежью»?

Возможно ли в нынешних условиях России всё же отстоять свои интересы или мы так и будем бесконечно капитулировать перед любым нажимом извне, пока вконец не развалимся?

Ответам на эти вопросы и посвящена наша работа. Сразу оговорюсь, что конец в ней будет оптимистичным. Поэтому, если уважаемый читатель того пожелает, можно устроить определённое состязание между автором и читающим. Предлагаю так. Я буду объяснять и доказывать своё, а вас, уважаемые читатели, прошу выискивать в предлагаемых выкладках слабые места, собирать контраргументы, возражения, несогласия. Уверен, что если завяжется спор, ни одного словечка в нём не пропадёт даром. Потому что нам с вами выпало счастье родиться, как уже сказано выше, в богатейшей стране мира. Но ведь это и неважно, бедная наша страна или богатая. Родину, как и родителей, не выбирают. И как бы нам сейчас ни было плохо, как бы нам ни дурили головы всевозможными рекламными трюками, как бы ни обирали нас и как бы мы порой сгоряча ни обругивали свою страну, Россия – это наша Родина, и другой родины у нас с вами нет.

Для начала состязательного разговора было бы неплохо изложить читателю основу философского мировоззрения автора. Внимательный чтец найдёт сходство излагаемого с последними исследованиями и выводами российских учёных Мулдашева, Горяева, Тыртышного, Казначеева. Однако прошу поверить на слово, что автор к подобным выводам пришёл самостоятельно. Для скептика же готов предоставить более ранние высказывания Л.Н. Гумилёва, В.И. Вернадского, которые повторяют вышеозначенные учёные. Но и эти цитаты не являются «эксклюзивными». Если познакомиться с трудами Порфирия Корнеевича Иванова, а также если прочесть Библию, Коран, индоарийские веды, то можно только порадоваться за то, что учёный мир в настоящее время приходит к тем выводам, которые были сделаны человечеством задолго до нас. После первоначального импульса к философским изысканиям, данного откровениями русского самородка Порфирия Иванова, автором вырабатывалась концепция в течение четырёх лет, а затем – также четырёхлетняя проверка самого себя по указанным выше первоистокам. Очень сильно помогло большое жизненное везение автора. Оно заключается в том, что на территории бывшего СССР проживают только два профессиональных, с соответствующим обучением в Индии, йога: Владимир Зубков, учёный, с кафедры востоковедения МГУ, и Александр Очаповский, профессиональный врач. Так вот, Александр Петрович Очаповский некоторое время проживал в г. Нефтекамске, и мне довелось, еще будучи школьником, быть его учеником в постижении азов хатха-йоги. Поэтому восточная диалектика с детских лет крепко сидит у меня в жилах, вместе с элементами космического мышления, и поэтому философские знания самостоятельно постигались и анализировались относительно легко.

Основы философской системы уже публиковались . Ниже предлагается более полное изложение. Философия ПоВеды – это теория, открытая для обсуждения. Как известно, теория есть система гипотез (предположений), с её помощью автор пытается объяснить окружающий белый свет. Итак, вот эти предположения.

ЖИЦЕ . Разные живые организмы, будь то человек, или какая зверушка, или растение, что проживают на нашей планете, состоят из множества живых клеточек. В человеке таких живых ячеек примерно 14 триллионов. И каждая такая клеточка живёт своей собственной жизнью в своих внутренних границах, по своим уникальным внутренним законам. Представляете, вот в каждом из нас около четырнадцати триллионов маленьких индивидуальностей, и нет ни одной, которая повторяла бы в точности другую. В каждой клеточке есть своё личное «я».

И тем не менее, эти маленькие «личности» каким-то непостижимым, божественным образом объединяются и образуют, как-то уживаясь между собой, разделяя меж себя различные функции, ЖИвой Целый Единый организм (ЖИЦЕ) – например, человеческий организм. И из множества маленьких «я» в Природе появляется новое живое начало, новое «Я». С этого момента жизнь каждой из многотриллионных ячеек жизни, кроме борьбы за своё собственное существование, представляет собой в том числе и борьбу за существование всего ЖИвого Целого Единого организма. И теперь уже жизнь каждой клеточки происходит в жёсткой, централизованной взаимосвязи с интересами всего ЖИЦЕ-организма.

Но тогда, если двое или больше людей объединяются с какой-либо целью, например, для создания семьи, или общины, или образуются другие виды человеческих объединений – трудовая артель, селение, город, государство, человечество в целом, то в свою очередь из множества таких вот клеточек-людей со своим индивидуальным «я» образуется новое живое начало – человеческая община. И не так важно, сколько в этой общине людей – двое молодожёнов или всё население Земли в шесть миллиардов человек. Главное – даже на уровне появления семьи уже можно говорить, что в Природе народилось новое живое существо – Человеческая Община, которая живёт и развивается по законам Живого Целого Единого организма. И успех развития этой общины-семьи зависит от того, насколько отдельные индивидуальности, то есть ячейки жизни, её составляющие, способны подчинить свои интересы интересам вновь образованного ЖИЦЕ-организма.

Скептик может усомниться в сказанном: «Покажи мне этот организм под названием Человечество, тогда я поверю. Вот космонавты летают, смотрят в иллюминатор и ни каких-таких больших организмов не “видют”. Давайте возьмём и вырвем (мысленно, конечно, ради науки) из своего тела какую-нибудь малюсенькую клеточку, возьмём её в ладошку и зажмём в кулак. Как вы думаете, сможет эта клеточка разглядеть наш организм в целом с помощью тех органов осязания, которые ей даны от природы? Хотя можно быть уверенным, что отдельные, соседствующие рядышком клеточки, каждая из 14 триллионов конечно же ощущает как-то. И то, что каждая наша клеточка не может увидеть всего нашего организма в целом, вовсе не означает, что нас не существует, верно? Так и мы с вами можем видеть и чувствовать друг друга, соседа, прохожего, начальника и можем только догадываться, предполагать о существовании более глобального организма, состоящего из нас, индивидуальных ячеек жизни.

Но наряду с человечеством на планете Земля сосуществуют мириады других организмов: животный мир, растения, простейшие микроорганизмы. Если домашних кошек и собак мы по праву зачисляем в члены семьи, то разве можем отторгать от себя взаимосвязь с остальными земными существами? Это к тому, что существует ещё более глобальный живой организм, который по-простому мы называем «Всё живое на Земле». А по научному это называется биосферой.

И это не является пределом для полёта мысли. Помимо того, что человеческий организм обязательно содержит в себе костную ткань, у многих из нас есть, например, вставные зубы. А у некоторых есть другие протезы – соединяющие кости стержни, конечности, клапаны сердца. Да те же клюшки и костыли, те же инвалидные коляски. Хоть и сделаны они из «неживых» материалов, а становятся неотрывной частью живого организма. Если есть сомнения в определении «неотрывный», то попробуйте отнять у инвалида его костыль и послушайте потом, что он по этому поводу думает. Или вот ещё. Все знают, что «из праха мы созданы и в прах превратимся». Где граница между, на первый взгляд, «неживым» воздухом, которым мы дышим, будто бы «неживой» водой, из которой, в основном, и состоит живой организм, и живым содержанием белкового вещества внутри нас? Согласитесь, что граница эта весьма и весьма размыта, и гораздо легче принять за постулат, что вся окружающая нас Природа есть живое существо, чем напрягать мысль, выясняя, где, например, кончается голая «неживая» скала и начинается живое, борющееся за жизнь деревце на вершине её. Для древних этот постулат не был откровением. Мировые религии однозначно утверждают о глубокой взаимосвязи, взаимопроникновении живой и «неживой» Природы. Последнюю Лев Николаевич Гумилёв называет «костным веществом». К такому же выводу приходят и современные учёные. Наше уфимское светило науки Эрнст Мулдашев констатирует: «Мы никогда не будем умнее Земли»… То есть живая или нет наша планета, даже не подлежит уже обсуждению. Вопрос в дальнейшем сосуществовании двух живых сред: человечества и планеты Земля. Нам жить по законам Земли или планете по законам Homo sapiens?

Но в данной работе автор не берётся решать глобальные общечеловеческие проблемы, а сосредоточил внимание на разрешении насущных проблем в рамках границ российского государства. То есть человеческое сообщество, окружающая биосфера, «костное вещество» и творения человеческих рук – ноосфера, будут рассматриваться ниже только в границах России. Потому что для того, чтобы небезразлично относиться к своей Родине, у автора есть все основания. Я являюсь полноценным гражданином своей страны, служил в армии, и готов, при необходимости, защищать страну и в дальнейшем. Решение же общемировых человеческих проблем возможно лишь при взаимном согласии всех государств. Американцы думают иначе. Им кажется, что они вправе указывать всем культурам и народам, как нужно жить. Но это ошибка. Большинство населения Земли, а именно, Китай, Индия, исламский мир, Восточная Европа не без оснований считают американцев агрессорами. Поэтому автор ограничивает себя исследованиями единого живого организма под названием Россия, и выводы книги будут звучать только в отношении нашей Отчизны.

Конечно, это только предположение, но если допустить, что когда мы с вами обращаемся к Богу с молитвой или когда умираем, то между нами и Глобальным центром – Всевышним – образуется связь с помощью живого сгустка информации… А этот живой, концентрированный сгусток информации – может, и есть Душа? Ведь это многое объясняет! Ведь это есть абсолютно атеистическое объяснение существования Всевышнего разума!

Человек, знакомый с учением академика Вернадского о биосфере и ноосфере скажет, что вышенаписанное есть пересказ данного учения другими словами. Православный верующий тоже подтвердит, что для него здесь нет ничего нового – в христианстве есть понятие «соборность», «тело Христово», когда все последователи данной религиозной конфессии объединяются в своей вере в Единое Живое Целое. В Исламе также упоминается, что «Аллах вездесущ» и что все мусульмане Земли образуют единую общину – умму. Есть над чем подумать, не правда ли?

Теория теорией, но профессор Эрнст Рифгатович Мулдашев практически, по технологии «аллоплант» претворяет в жизнь способность живых клеток организма передавать информацию… воде, как если бы это была магнитофонная лента. И на основе этой технологии реально проводятся операции по выращиванию новых тканей взамен повреждённых – без всякого отторжения прирощенных органов! Российские учёные Горяев и Тыртышный утверждают, что 90 % информации живая клетка содержит не в молекулах ДНК, а в некой пространственной голограмме, по отношению к которой так и хочется сказать, что это – «душа клетки» . Но если это правда, тогда вполне допустима ещё одна гипотеза: мысль как сгусток живой информации – это тоже голограмма, и она может воздействовать на изменение ДНК, то есть наследственности. То есть наследственно не очень здоровый человек, например, как наш полководец Суворов, может закалить себя своей волей до такой степени, что его потомки будут от рождения отличаться более крепким здоровьем. Иными словами, изменения, происходящие в течение жизни у отдельной особи, могут закрепляться наследственно.

Приведу несколько примеров, как с помощью гипотезы о Живом Целом Едином организме можно объяснить некоторые утверждения основополагающих знаний Библии, Корана.

- «Если тебя ударили по одной щеке – подставь другую» – данная фраза традиционно трудна для понимания, тем более, что эта заповедь не закреплена ни в одном Уголовном кодексе ни одного государства мира. Наоборот, во всех законах всех стран прописано, что если шлёпнули – дай сдачи. А теперь давайте представим себе, что наши с вами клеточки начали, образно говоря, лупить друг друга по щекам и давать друг другу сдачи. Желает ли кто-нибудь, чтобы внутри своего тела кто-то устраивал такой кавардак?

- «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» В чём заключается это подобие? В том, что в образе Бога имеются руки, ноги? Нет, и Библия, и Коран утверждают, что внешний образ Всевышнего непостижим для человеческого сознания (вспомните наш опыт с оторванной, зажатой в кулак клеточкой). Может, дело в том, что в человеке, как и в окружающей нас Природе, есть некий, хоть и в меньшей степени, но Единый Управляющий Центр, подобный Всевышнему Управляющему Центру? И нашим внутренним центрам предоставлено, делегировано некоторое право управления над своим собственным разумом, душой и телом со множеством личностей-клеток. А также окружающей нас средой в согласии с Божественными замыслами? И наши управляющие центры решают, жить ли нам эгоистично, ублажая только свои собственные потребности или приводить свою жизнь в соответствии с интересами Божьего промысла, постигать через духовное самосовершенствование ту Волю, которая называется Божьей волей или волей Аллаха?

- «Бог есть любовь». Взаимосвязь между ячейками жизни возможна, если между ними есть любовь. Вышестоящий (надстоящий) в живой цепи мироздания организм есть результат взаимодействия «по любви» во взаимоотношениях подстоящих организмов. Внутри нашего тела «любовь», то есть сожитие меж клеток человека, есть человек. Любовь меж людьми – Община. Взаимодействие общин всем на благо – соборность. Более высокие уровни устремлений живого имеют в своей наивысшей оконечности понятие Бог.

- «Возлюби ближнего своего как самого себя» – так если мы образуем со своими близкими нам людьми какой-либо новый живой организм, будь то семья, боевое армейское товарищество или, допустим, государство под названием Россия, то тогда наши ближние, наравне с нами, являются равными частичками-клеточками этого живого социального организма! И для этого нового живого явления мы все в равной степени являемся «братьями и сестрами», даже если кто-то по отношению друг к другу является дедом или внучкой. И как только мы понимаем, что каждый из нас существует в Природе как клеточка-частичка иного, более глобального организма, становится ясно, что любить ближнего также необходимо для нашего собственного существования, как и самого себя! И тогда становится понятно, что Любовь есть ЖИВАЯ связующая нить между различными индивидуальностями, с помощью которой соединяется ближний с ближним. В результате и образуется живой организм более высокого уровня. А конец этой ниточки ведёт нас к Высшему Разуму – Богу, Аллаху. Ведь если бы между нашими клеточками не было уживчивости-любви, а значит, и уступчивости, то и нас бы не было! Ну, была бы какая-нибудь бесформенная груда мясного фарша.

Облечём это понятие в определение:

Любовь – стремление живого существа образовать с иным живым существом единый живой организм более высокого порядка.

Из этого посыла, кстати, можно объяснить слово «ближний». На взгляд автора, это слово означает того человека, с которым мы образуем единую живую систему. Если, например, мы соседимся, то есть признаём право на совместную жизнь рядом с нами в рамках одного подъезда, или улицы, или города китайца, негра, то это для нас – ближний. Но вот я, к примеру, не признаю право жить совместно с нами пришлых сектантов-протестантов. И поэтому, ежели я не признаю за ними право на существование в моей стране, то «ближними» они для меня являться не могут.

Другое дело – российские мусульмане. Вот живёт в соседнем со мной подъезде Тагир-бабай (дедушка Тагир), ветеран войны. Он наравне с обоими моими покалеченными войной дедами защищал нас, ещё не родившихся, в годы Великой Отечественной, наравне с ними боялся несправедливых репрессий, наравне с моей матерью строил Нефтекамск, наравне со мной сейчас пожинает плоды фуфлыжной «перестройки». Мы с ним – единый народ, и я с удовольствием здороваюсь с бабаем, с удовольствием стараюсь следовать не только своим православным традициям, но и не нарушать при этом традиций российского ислама. И он для меня – ближний.

ПОМОСТ. Теперь рассмотрим внутренние мотивы поведения человека, точнее, самые главные, самые крайние две причины, толкающие на тот или иной поступок. А ещё точнее, разложим в ряд все чувства, которые человек испытывает в течение своей жизни. Их очень много. Тысячи, десятки тысяч. Любовь и ненависть, зависть и чувство достоинства. И при этом одно и то же чувство человек каждый раз испытывает в разных оттенках.

И, тем не менее, существует (это, как мы договорились, тоже гипотеза) два крайних состояния в ряду чувствований человека. Первое, ПОБУЖДАЮЩЕЕ, подталкивающее к поступкам, – это чувство страха. И не обязательно страха перед смертью. Это могут быть страхи: провалиться на экзаменах, остаться без любимой женщины, страх голода, страх потерять честь перед товарищами, страх за друзей или родных. И эти перечисленные боязни могут иногда быть сильнее, чем страх смерти. Например, подвиг нашего земляка Александра Матросова однозначно говорит о том, что у него опасение за свою Родину, за боевых друзей было гораздо сильнее смертельного страха.

И в течение всей своей жизни каждый из нас стремится уйти подальше от вышеназванного состояния. Куда же направляются наши УСТРЕМЛЕНИЯ? – Ко второму крайнему чувственному состоянию – к покою, счастью. Но разные люди своё счастье и покой увязывают с разными устремлениями. Кому-то покой видится в обретении материальных благ и отвязных вожделениях, другие ищут его в любви, третьи обмануты наркодельцами и ошибочно увязывают чувство покоя с наркотическим опьянением. Кто-то может достичь этого состояния, лишь изрядно насытив свою кровь адреналином в каком-либо экстремальном виде спорта, другие ищут покой в служении Богу, Родине, семье, творческих победах. Хочется надеяться, что Александр Матросов успел убедиться, что амбразура закрыта, и погиб, упокоенный с чувством до конца исполненного ратного поступка.

Часто задают вопрос, а что же такое счастье и почему оно так мимолётно: или уже было в прошлом, или ожидается в будущем? А ответ достаточно прост. В течение жизни абсолютное счастье, то есть АБСОЛЮТНЫЙ ПОКОЙ, человеку практически неведом. Разве что какому-нибудь продвинутому йогу или самоотверженному ревнителю Божественного промысла. И, тем не менее, абсолютный покой ждёт нас… приготовьтесь, уважаемый читатель, – по наступлении смерти. И то сказать, не всех. Ну, вы понимаете, что имеется в виду альтернатива райских кущ и пламени Ада.

Итак, два крайних состояния человеческих чувствований известны. И все остальные чувствования можно разложить в этом промежутке. Это примерно как отсвет от любого предмета – далёкой звезды ли или лежащего на подоконнике яблока, можно с помощью приборов разложить в радужный световой спектр исходящих от этих объектов лучей.

Для объёмности описания можно добавить ещё одну составляющую – мощь, то есть силу, с которой тот или иной человек может испытать то или иное впечатление. Так, с помощью чувственного «спектра» – ПОкой-МОщь-СТрах (ПОМОСТ) – можно составить своеобразную эпюру (график) чувствований каждого из нас.

Данный философский ключ немало помог автору для нахождения рецепта борьбы с системой распространения наркотиков. Это решение социальной задачи изложено в работе «Победа над наркомафией возможна!». С помощью этого ключа достаточно точно были описаны и объяснены страхи и устремления наркоманов, наркоторговцев, служителей закона, призванных бороться с распространением наркочумы. И – наших матерей, с тревогой вглядывающихся в глаза и жесты своих неоперившихся чад, что приходят домой и приносят с собой неизвестность подворотен.

Один философ из Ижевска возразил автору, вторя западным философам, что человек стремится не к покою, а к свободе. Есть такое современное течение – экзистенциализм, которое коротко можно охарактеризовать как философию эгоизма и трусости. Не согласен. Мы с вами абсолютно свободны разбить окно и выпрыгнуть с шестого этажа, однако не стремимся к этому, потому как знаем, что последующие ощущения не связаны со стремлением к покою. То есть несвобода закрытых окон на шестом этаже нас вполне устраивает. Влюблённые парень и девушка, стремясь друг к другу, налагают на себя узы, а значит, вместе с узами накладывается и несвобода друг от друга. Собственно, узы и несвобода есть слова-синонимы. Но влюбленные как раз и стремятся к несвободе друг от друга ради того, чтобы ощутить гармонию и покой от союза противоположных качеств мужчины и женщины. Согласно мусульманским суннам, Ева, едва была создана, сказала, обращаясь к пробудившемуся, но недосчитавшемуся при этом одного ребра, Адаму: «Всевышний создал меня, чтобы сердце твоё успокоилось». Что уж говорить о материнском счастье, которое вовсе не связано с ощущением свободы, а наоборот, женщины добровольно повязывают себя суматошными хлопотами о народившемся дитяти. Но когда тёплый комочек удовлетворённо сопит под боком, материнское счастье и покой безмерны. Мужчина идёт в любое воинство, будь то дружина, казачество, офицерство или просто армия, прекрасно осознавая, что ему придётся быть зависимым от чужой воли. Но быть защитником для мужчины – естественное состояние, и поэтому при всех тяготах военного образа жизни душа служивого гораздо более спокойна, чем у того, кто решил от армейской жизни уклониться. И вообще, человек – существо сугубо общинное, и мы с вами добровольно или невольно, осознавая это или вовсе нет, объединяемся в семьи, артели, поселения, государства. И при этом заведомо ограничиваем себя несвободой по причине необходимых для совместного выживания отношений друг с другом. К свободе человек, конечно же, стремится, но лишь в той мере, в которой свобода является промежуточной ступенькой перед достижением покоя. Пусть это будет даже предпоследняя ступень перед достижением покоя.

И Слава Тебе, Господи, что на нашей земле испокон века предки жили не по книгам Керкьегора, Кастанеды и Ясперса , а по древним Ведам, предполагающим общинный уклад жизни, по Библии и Корану, провозглашающим то же самое. Но об общине разговор пойдёт ниже.

Ум человеческий не пророк, а угадчик. Столь мудрые слова принадлежат нашему великому соотечественнику А.С. Пушкину. Казалось бы, нас со школьной скамьи приучают к логике мышления, к теоремам и логическому их доказательству, к последовательному изложению мыслей собеседнику. И всё же подавляющее большинство человеческих озарений, будь то великие научные открытия наподобие таблицы Д.И. Менделеева или технические изобретения, рождаются не в результате логических выкладок, а по случайному интуитивному наитию, когда думающий человек научается хранить и проверять в памяти даже самые случайные и самые сумасбродные мысли. Эти мысли могут появиться когда угодно и где угодно – во сне, во время обеда, на рыбалке или, извиняюсь, сидя на горшке. И даже в будничной жизни маленькие открытия об оригинальных кулинарных рецептах или о том, как наиболее удобно расположить над диваном книжную полку, рождаются чаще всего сиюминутно, вне всякой логики: сделали – и самим понравилось!

Давайте представим наше мысленное «поле» в виде лесопарка. А великие секреты познания окружающего мира отождествим с золотыми монетками, кем-то раскиданными по всему воображаемому сосновому бору. Вот есть в этом лесопарке Центральная аллея. Но золотые зёрнышки мы там с вами вряд ли найдём – те, что были, давно уже собраны. Зато очень удобно по этой дорожке водить на экскурсии детишек: и про природу учительница расскажет, и ног никто не измарает, не замочит. Но вот от асфальтовой дорожки отходят лесные тропки. Может, там мы что-нибудь найдём? Вряд ли, эти тропки даже в дождь остаются сухими, уютными и ухоженными. Зато прогуляться и побыть наедине с Природой можно с удовольствием. Но есть в нашем парке и нехожие места. Правда, дед-лесовик надёжно защитил их от случайных прохожих зарослями крапивы и колкой дикой малины. Так что «места для поцелуев» и для шумных пикников ищите в другом месте. Но если кто задался мыслью новые золотые монетки познания отыскать, кто не боится ободрать и изжалить коленки и кто не стыдится возвращаться домой в исцарапанном виде, сжимая в ладошках тёплую искорку нового Знания – эти места лесовик хранит для вас. И порой они находятся совсем рядом с опушкой леса – не нужно даже далеко ходить. Правда, через некоторое время по вашему следу устремятся другие, и в лесу появится новая проторенная тропа. Но вы были первыми!

История науки и техники знает много примеров, когда учёные долгое время ходили вокруг да около новых открытий. А эти открытия были совсем рядом – нужно было только руку протянуть, не побоявшись её «изжалить» нестандартным мышлением. В то время как люди склонны больше мыслить ухоженными стереотипами. И современная высшая школа нестереотипному мышлению, увы, не учит совсем.

Ниже будет показано, что способность решать житейские задачи «не по учебникам» есть одно из определяющих предпосылок развития общества.

Свобода выбора и предопределённость судьбы. Часто люди разделяют себя на фаталистов, полностью вверяющихся судьбе или гороскопам, и на свободолюбивых личностей, полагающихся на свой ум, здоровье и волю. Казалось бы, между свободой выбора и предопределённостью лежит бездонная пропасть. Но на самом-то деле никаких противоречий нет! Чтобы лучше понять это, нужно обратиться к рисунку. Вот есть у каждого из нас Прошлое. Оно абсолютно истинно и конкретно, хотя бы потому, что его уже нельзя изменить. Хотя излагать, трактовать можно, конечно же, по-разному. Но вот есть Будущее, и оно неясно и многозначно. Потому что каждую секундочку теоретически мы можем совершить сотни, тысячи, десятки тысяч самых разных поступков. Но совершаем мы только ОДИН поступок из столь обширного числа возможных. И этот выбор совершается, как уже сказано, каждое Божие мгновенье – из огромного числа вариантов человеческим разумом и волей выбирается только один. Но все возможные варианты наших действий заведомо записаны в Великой книге Природы хотя бы именно потому, что они ВОЗМОЖНЫ. Таким образом, сохраняя абсолютную свободу выбора, мы в то же время находимся в рамках тех поступков, которые в данный момент МОЖЕМ совершить. И при этом неважно, сколько нам даётся этих вариантов: один, два или десятки тысяч. Для Божественного провидения не составляет труда заранее записывать хоть миллиарды возможных вариантов на каждую секунду нашей жизни. Но почему же православие и ислам стараются отвлечь людей от всевозможных гороскопов и гаданий на будущее, а мы, тем не менее, вольно или невольно к этим запретным плодам стремимся? Да потому что гороскопы – это вчерашний день человеческой цивилизации, более простой и примитивный по сравнению с новыми задачами, стоящими перед человечеством. По ним люди жили, ещё не зная откровений Пророков, Христа и Магомета. Но Библия и Коран подняли цивилизацию на более высокий уровень развития души и сознания. В чём отличие этих Великих Книг от всевозможных «белых» и иных магий? В том, что православие и ислам утверждают цельность, неразрывность и взаимосвязанность мира. Весьма понятным языком это объясняется в этическом учении Порфирия Корнеевича Иванова, которое, конечно же, религией не является, но ни православию, ни исламу не противоречит. Учитель Иванов говорит, что «от Природы нужно брать не только сытное и тёплое, но и холодное и голодное». И это воплощается в умении человека закаливать свои душу и тело постами и умением преодолевать житейские невзгоды. И ещё одно высказывание Иванова: «На Северном полюсе убили белого медведя, а на другом конце земли – случился ураган!» – это о взаимосвязанности всего сущего в мире и об ответственности людей за свои поступки. А что же предлагает магия? Если представить мысленно познаваемое в виде душистого кулича, начиненного ещё более вкусным изюмом, то и «белые» и «чёрные» маги занимаются тем, что выковыривают и потребляют из познаваемого сладкий изюм. Вкусно, конечно. Но как после этого выглядит окружающий нас познаваемый мир? И что после себя оставляют чародеи остальным людям? И могут ли колдуны жить полноценно, сытно и в радости, кормясь одним изюмом? Покажите мне хоть одного счастливо и добродушно улыбающегося «экстрасенса»! Таковых не бывает, потому что даже в улыбке этих людей видно, что душа у них не улыбается. Ведь поэтому однажды настал час, когда Природа такого «выковыривания» терпеть уже больше не могла, и нам были посланы откровения Пророков. И человеческая цивилизация поднялась на следующую ступень развития. Поэтому можно утверждать, что нет принципиального различия между «чёрной» и «белой» магией, а есть просто запрещённое религиями колдовство. Поэтому человек, искренне верующий в Бога, Аллаха, на самом деле гораздо более свободен в своих поступках, чем тот, кто сверяет свою жизнь с инструкциями гороскопов. Более свободен просто потому, что находится на более высокой ступени развития сознания. Ведь демонизм магов, почему-то вообразивших, что им позволено совать свой нос в Божий промысел, есть плод менее развитого сознания, по сравнению с человечностью истинно верующего человека. Не обращали ли вы внимания на то, что если кто-то, посредством религии, или своим духовным самосовершенствованием, живёт с окружающей Природой и людьми в ладу, его поведение выходит за рамки, данные от рождения Зодиаком? И бояться чёрных кошек ему незачем. А если у человека с Природой и окружающими людьми разлад – пьёт, дебоширит, занимается колдовством – то он-то как раз от предписанного гороскопами или приметами очень сильно зависит. «Бог не меняет того, что происходит с людьми, покуда люди сами не переменят того, что есть в них» (Коран). Приведу один характерный пример, как колдуны исподволь пытаются разрушить наши души. Широко распространён «рецепт» защиты от «энергетических вампиров»: создайте, мол, мысленную непроницаемую оболочку вокруг себя. Но почему-то не поясняется людям, что оболочка эта может иметь и разрушительные последствия. Человек от рождения и до смерти есть существо коллективное. И от него и к нему устремляются невидимые ниточки – межчеловеческие связи: с близкими и родными людьми, с родными местами. И эта «защитная» оболочка может на самом-то деле больше разрушить, чем создать. Например, она может разрушить связь сына с матерью, с Богом, с Родиной, с детьми. У поминавшегося Порфирия Корнеевича Иванова есть такая фраза: «Победи в человеке врага». То есть не человека победи, хоть того же «энергетического вампира», а врага в этом человеке, чтобы остался в этом «вампире» ваш друг. Как это сделать? Православие и ислам дают системный ответ на этот вопрос. Нужно друг друга приветствовать. В простых, казалось бы, словах, «здравствуйте», «мир вам», «счастья вам» сокрыта огромная сила, которая как раз и обезоруживает в собеседнике врага.

А что касается неординарных «экстрасенсорных» способностей, то ими обладает каждый из нас. Но вопрос в том, нужно ли нам сосредоточивать свою волю на развитии и практическом использовании этих способностей или перед нами, как учат ведущие религии, стоят более серьёзные и актуальные задачи по совершенствованию своего духа? Вот, к примеру, что бы вы сказали, если бы одна из клеточек вашего организма решила для себя предсказывать свою судьбу и решила бы использовать свои некие неординарные способности для того, чтобы избежать роковой гибели. В то время как вы назначили этой клеточке обратиться сначала в кровавую трудовую мозоль, а затем в мёртвый защитный панцирь твёрдой мозоли – для того чтобы остальные клетки вашего организма получали питание на заработанные мозолистой рукой деньги. Согласитесь, что ни один нормальный человек не потерпит, чтобы клеточки, из которых мы состоим, уравнялись «в правах» со всем организмом в целом. Если таковые клетки и появятся, мы их назовём раковыми клетками и будем с ними бороться как с вредным явлением.

Теперь, думаю, понятно, что попытки колдунов и экстрасенсов сунуть свой нос туда, «куда не след», есть ничто иное, как раковые проявления по отношению к более глобальному Живому Целому Единому организму, который мы вместе с вами образуем. Древнегреческий философ Платон описал житиё предыдущей цивилизации атлантов. Известно, что они уделяли большое внимание иррациональным «экстрасенсорным» способностям в течение всей своей жизни. Но известно, что ни к чему хорошему это не привело.

И, тем не менее, каждая мать по отношению к своему ребёнку – экстрасенс. Каждая любящая женщина по отношению к своему мужу – экстрасенс. Известны чудеса, творимые святыми людьми. Мне знакома женщина, которая с точностью до минуты может назвать время, когда её муж в очередной раз начинает выпивать, хотя бы он и находился от неё за десять километров. Но дело в том, что подобная связь между людьми недаром освящается всеми религиями и культурами мира на всех континентах. Везде брак мужчины и женщины – священен, материнство – священно. По самому своему определению, священно святительство святых людей и Пророков. Потому что свои поступки они совершают в ладах с Богом. Потому что образование семьи, то есть рождение в Природе маленького социального организма, происходит в ладах с Богом.

Суть конфликтов меж людьми. Несмотря на то, что подавляющее большинство людей обладает доброжелательностью друг другу, всё же между нами иногда происходят конфликты. А иногда эти конфликты весьма серьёзны. Вплоть до войны. Почему это происходит? Обращали ли вы внимание на то, что чем ближе между собой в своих отношениях два человека, тем больнее бывают взаимные душевные раны, если случился разлад?

Вот есть двое. Они достаточно близки так, что иногда помогают друг другу в различных ситуациях. То есть кто-либо один из них через некоторое время знакомства начинает даже рассчитывать на второго. Ну, например, одолжить денег. А это значит, что в его сознании появляется образ этого второго, причём, этот мысленный образ «помогает» и деньги заранее «даёт». А реальный человек, что является прототипом мысленного образа второго человека, может в реальной жизни поступить совсем иначе – возьмёт, да и не поможет деньгами. Допустим, они ему очень нужны самому. Вот и возникает в том, первом, что рассчитывал на помощь, внутренний конфликт: несоответствие между образом человека и его реальным прототипом. Это может усугубиться тем, что чуть ранее в подобной ситуации первый одалживал деньги второму, и вот какую «благодарность» получил в ответ. И когда для разрешения конфликта мы делаем попытку «подогнать» реального человека под свой внутренний образ, настойчивой просьбой или угрозами, то это естественным образом вызывает негативную реакцию у «прототипа», поскольку в его-то внутреннем образе инициатор конфликта вовсе не должен был требовать или просить тех денег, которые ему самому нужны. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, ничего придумывать не нужно. Всё уже написано. «Возлюби ближнего своего как самого себя». Ведь если мы кого-то любим, то в большинстве своём не внутренний образ любимого человека, а человека реального. То есть тогда мы внутренний образ подгоняем под прототипа, а не наоборот, как в приведённом примере. Это что касается близких нам людей. Что же до знакомых, случайных прохожих, то могу привести два высказывания Порфирия Корнеевича Иванова: «Сделал человеку доброе дело – забудь. Спеши делать другому». «Забудь» – это знание очень помогло автору в своё время. Попробуйте – сами увидите.

И ещё: «Своё дело ставь, другому – не мешай».

Список литературы

1. В главе «Определение понятий» поясняется значение в том числе и этого термина, введённого Л.Н. Гумилёвым.

2. У взращенных в СССР поколений слово «первоисточник» ассоциируется с гулкими именами деятелей марксизма. Однако сейчас, слава Богу, мы уже знаем, что эти философские «ручьи» были далеко не первыми.

3. Древние Веды далеко не ограничиваются известными Ригведой, Авестой и Аюрведой. Очень много Вед утеряно, часть сохранилась в учении йогов, на Тибете. Много ведических знаний утеряно у нас, на Руси. Поэтому слово «веда» здесь и далее является скорее синонимом слова «знание», но ни в коей мере не какой-либо близостью к вырожденческому кришнаизму. Последний так же далёк от настоящих древних откровений, как «Белые братья» и «Аум сенрикё» далеки от христианства. Важно отметить, что автор с уважением относится к буддизму, но против кришнаизма настроен, прежде всего, потому, что такой основополагающий ведический постулат, как любовь к своей Родине, заменён у них на распевание мантр, а значит, от истинного ведизма указанное религиозное направление далеко весьма.

4. Информация взята из выступлений Александра Лебедя (в бытность секретарем Совета безопасности России) и его помощников в 1996 году.

5. По иным оценкам – от 400 до 450 триллионов. Ведь известно, что обменный курс рубля и доллара в значительной степени надуман в пользу последнего.

6. Аргументы и Факты, № 16, 2002 год, стр. 5. Уточню также, что под Ближним Востоком подразумеваются прежде всего страны Персидского залива с их запасами нефти.

9. В переводе с древнеславянских и современных западнославянских языков – жизнь, жито (хлеб).

10. Керкьегор, Кастанеда, Ясперс – западные философы и публицисты ХХ века, проповедующие упадочническое мировоззрение – «экзистенциализм», то есть эгоизм, при котором индивидуальность становится зависимой от внутренних побуждений, в основном, страха.

Философская энциклопедия

философские основания науки - ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки и которые служат одним из условий включения научных знаний в культуру… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ - одно из центральных понятий современной философии науки, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания. Возникновение… … Новейший философский словарь

"ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ" - произведение В. И. Ленина, в к ром разработан ряд принцип, положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, ее ядре и т.н., а также о категориях как осн. содержании теории диалектики. Ф. т. это десять тетрадей конспектов и выписок… … Философская энциклопедия

«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» - произв. В. И. Ленина, в котором разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики. «Ф. т.» это десять тетрадей конспектов и… … Философская энциклопедия

Философские аспекты уголовного наказания - Право государства карать и наказывать лиц, преступивших закон, с давних пор является предметом внимания философов. Было разработано достаточно много философских теорий, посвящённых наказанию: его природе, целям и воздействию. Содержание 1… … Википедия

Философские конгрессы - международные. 1 й международный Ф. к. (август 1900, Париж), организованный по инициативе франц. философов идеалистов – Э. Бутру (президент конгресса), А. Бергсона, Л. Кутюра, Э. Леруа и др., был приурочен к Всемирной выставке. Работа… … Большая советская энциклопедия

Философские вопросы естественных наук - Развитие естествознания в России было тесно связано с решением мн. философских проблем, возникавших в процессе научных исследований. Большое значение для организации последних имело создание в Петербурге в 1725 г. Академии наук и… … Русская Философия. Энциклопедия

Философские проблемы языкознания - Философские проблемы языкознания проблемы, касающиеся наиболее общих, конститутивных свойств самого языка, проявления в языке (и в процессе его изучения) предельно общих свойств (черт) объективного мира, общих закономерностей развития природы,… … Лингвистический энциклопедический словарь

Философские основания науки - Содержание 1 Введение 2 Функции философских оснований науки … Википедия

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК - Развитие естествознания в России было тесно связано с решением мн. философских проблем, возникавших в процессе научных исследований. Большое значение для организации последних имело создание в Петербурге в 1725 г. Академии наук и Академического… … Русская философия: словарь

Книги

  • , Л. Кутюра. Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1913 год. Издание Н. П. Карбасникова. Типографская обложка. Сохранность хорошая. Почти полностью оторвана верхняя часть обложки. Вниманию читателей… Купить за 6650 руб
  • Философские принципы математики , Кутюра Л.. Вниманию читателей предлагается классическая работа французского математика и философа Л. Кутюра (1868-1914) - первая в России книга, где была изложена общая теория математической логики.…