Николай чудотворец житие. Молитвы Николаю Чудотворцу от болезней и для крепкого здравия. Паломничество святителя Николая в Палестину. Укрощение бури. Воскрешение матроса

Николай Чудотворец, наверное, самый почитаемый из святых после Богородицы. Он совершал при своей земной жизни и до сих пор совершает чудеса, помогает людям, откликается на разные мольбы и просьбы о помощи.

Божий Угодник Николай помогает путешествующим (когда-то святитель с помощью молитв смог на море, чуть не потопившую корабль).

Святителя просят об удачном замужестве дочерей ( — он тайно пожертвовал их отцу деньги для приданого, тем самым оказал ему огромную помощь- спас семью от позора).

Святой был избавителем от напрасной смерти, мирил врагов, защищал невинно осужденных людей ().

Святой Божий Угодник Николай помогает в исцелении от болезней, ему молятся о благополучии и сохранении мира в семье, о заступничестве детей. Он оказывает помощь в избавлении от бедности и во многих трудных жизненных ситуациях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ— ИССЛЕДОВАНИЕ О ЖИТИИ

В 1953-1957 гг. проводились радиологические исследования останков мощей Николая. Оказалось, что иконографический образ святого соответствует его портретному изображению, которое было реконструировано по черепу из Барской гробницы. Также стало возможным определить рост Николая – 167 см.

В интернете очень много информации о Николае Чудотворце. Но, к сожалению, после проведенных исследований выяснилось, что житие святого архиепископа ошибочно переплетается с житием другого святителя, которого звали Николай Пинарский (VI век). Оба святых жили в Ликии, но в разной время. Например, приписываемое Божиему Угоднику двухчасовое стояние в купели при крещении, осуществил святитель Николай Пинарский, и это у него был дядя-епископ, а не у Чудотворца.

Более подробно о житии самого известного святого можно узнать из книги «Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец», в которой представлены наиболее точные факты после исследований А.В. Бугаевского и архимандрита Владимира Зорина. Издательство СКИНИЯ, Москва 2001г.

ЖИТИЕ СВЯТОГО УГОДНИКА

Точного времени появления Николая на свет, нет. Исследователи считают, что святой родился в 260 году в Ликии в городе Патаре (сейчас это провинции Анталья и Мугла на территории современной Турции).

Сразу же после рождения, со святым стали происходить необычные для младенцев вещи — по средам и пятницам он принимал материнское молоко всего один раз в сутки. И затем, всю жизнь святитель проводил среду и пятницу, по христианским обычаям, в строгом посте.
Когда Николай подрос и начал учиться, то в нем обнаружились способности к наукам, но особенная любовь у него проявилась к познанию Божественного Писания. Предположительно можно сделать выводы, что Николаем Чудотворцем Божии Законы изучались частным образом, у одного из священников. В те времена империя была еще языческой, и маловероятно, что тогда могли существовать христианские школы. Они стали открываться во время правления императора Константина Великого (306-337 гг.), когда возраст святителя Николая уже был около 40 лет.
Святой Николай всегда слушал своих богобоязненных родителей, все привычки, присущие молодым людям его возраста, были чужды для Николая Чудотворца. Он уклонялся от праздных бесед со своими сверстниками, не принимал участие в различных весельях и развлечениях, которые были несовместимы с добродетелью. Навсегда из своей жизни Николай исключил театральные зрелища. Ведь тогда многие театральные представления были непристойного характера, а актрисы, по римскому законодательству, приравнивались к блудницам.
Епископ города Патара знал и уважал благочестивого юношу Николая и способствовал его рукоположению в священники. После принятия сана он стал относиться к своей жизни еще строже.
После того, как умерли родители святителя, он унаследовал от них большое состояние. Но богатство не приносило ему той радости, какой было общение с Богом, поэтому Чудотворец просил Его указать, как лучше распорядиться своими деньгами.

Известно, что при помощи архиепископа Николая, его сосед спас от позора себя и трех своих дочерей. Еще недавно эта семья была обеспеченной, но обстоятельства привели к тому, что этот сосед стал нищим и он даже стал думать о том, чтобы его дети начали заниматься любодеянием и эти заработать на жизнь. Случайно святому удалось узнать об этом, и он решил оказать помощь этой семье.

Но свое благодеяние он решить сделать тайно, как написано в Евангелие:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф.6,1).

Ночью Николай Чудотворец тайно положил в окно соседа мешочек с деньгами, и когда бедняк нашел золото, он сразу же подумал о Божией помощи. Эти деньги пошли на приданое старшей дочери, которая вскоре вышла замуж.
Вскоре святой Николаи решил помочь средней дочери своего соседа и снова подбросил ему узелок с деньгами. Когда несчастный отец опять нашел деньги, он стал молиться Господу, чтобы он открыл ему спасителя. Когда бедняк справил вторую свадьбу, он понял, что Господь подаст ему помощь и для брака третьей дочери. И вот однажды Божий угодник в третий раз решил помочь соседу и снова подкинул тому деньги. Но в этот раз хозяин догнал ночного гостя, узнал о том, что это был святой Николай Чудотворец, и припал к его ногам, долго благодарил святителя, который попросил не говорить никому о том, что это была его помощь, чтобы никто не узнал об этом добром деле.


От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезенные ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Прошло время, прихожане полюбили Николая. Правящий архиерей, при людях, рукоположил его в пресвитеры, сказав такие слова:

«Братья! Я вижу новое солнце, восходящее над землей. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его своим пастырем, ибо он упасет души заблудших, насытит их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях».

После того, как святитель Николай стал пресвитером, во многих источниках описывается поездка Чудотворца к гробу Господню. Но по , можно сделать вывод об ошибке, на самом деле эта история про Николая Пинарского.

Вскоре умер предстоятель Церкви в Ликии. Почивший владыка вел праведную жизнь, был очень любим своей паствой, его почитали за святейшего, поэтому на его место искали такого же, который не уступал ему в благочестии. Один из архиереев на Соборе предложил попросить у Бога помощи и сказал, что по их молитвам Господь поможет найти нового предстоятеля.
После этого решения одному из участников Собора было ночное видение, в котором Господь подсказал, что архиепископом нужно назначить того, человека, кто первым окажется утром в храме. У этого человека будет имя– Николай. По первым в притворе храма утром увидели человека, который на вопрос епископа о своем имени, ответил:

«Имя мое Николай, я раб твоей святости, владыка».

Такое смирение и кротость очень понравились епископу и он с радостью представил будущего архиепископа духовенству и народу.
Сначала святитель Николай пытался отказаться от такой чести, но узнав об откровении свыше, усмотрел в этом Божью волю и согласился. При этом он, понимая какую ответственность взял на себя перед людьми и Господом, говорил себе, что теперь ему необходимо было жить для спасения других, а не только себя.

Николай Чудотворец был избран архиепископом города Миры приблизительно в 300 году. Невзирая на высокую должность, он все равно оставался для своей паствы образцом смирения, кротости и любви к людям.
Одежда святого была простой и скромной, никаких украшений святитель Николаи не имел, постную еду принимал раз в сутки, при этом нередко прерывая или отменяя свою простую трапезу, чтобы помочь кому-нибудь, кто нуждался в его советах или помощи.
Во время начала служения Николая Чудотворца в архиерейском сане, в 302 году, Римская империя устроила уничтожение христиан. По приказам правителей Диоклетиана и Максимиана христиане должны были отречься от веры и стать идолопоклонниками. Конечно же, святитель Николай не сделал это и поэтому, прожив на земле около 50 лет, оказался в темнице, где он подвергался мучениям на дыбе и другим пыткам.
Жестокость к христианам не привела к желанным результатам и потихоньку, начиная с 308 года, гонения стали ослабевать. В 311 году, незадолго до смерти императора Максимиана, был обнародован указ о запрете преследований христиан.
В результате радиологических исследований мощей святителя Николая, были обнаружены костные нарушения, характерные для людей, которые долго находились под влиянием сырости и холода. Это подтверждает, что святителя Николая долго, скорее всего не один год, содержали под стражей. Но Господь хранил Своего избранника потому, что ему предстояло за его деяния и чудотворения стать светилом и великим столпом Церкви.
Когда Николая Чудотворца освободили из темницы (около 311 года), святитель снова вернулся к своему служению Господу в город Миры, где уже как мученик, снова продолжил исцеление людских страстей и болезней.
Но еще не раз в Ликии возобновлялись гонения на христиан, которые продолжались вплоть до 324 года, когда Великий равноапостольный царь Константин окончательно не победил правителя Ликиния и объединил разделенное прежде государство в могучую империю.

В Мирах, как и во всей Римской империи осталось много языческих святилищ, которым по привычке поклонялась некоторая часть горожан. Святитель Николай, пользуясь благоволением царя Константина к Христовой Церкви, начал вести с язычеством непримиримую борьбу. В те времена это требовало немалых сил и мужества, ведь тогда еще много оставалось поклонников язычества, которое не мог запретить даже император Константин из-за риска государственного мятежа.
Кроме этого, враг рода человеческого попытался испытать христианскую Церковь еще одной напастью – арианской ересью. Пресвитер Арий создал свою теорию, по которой Христос был меньший Бог, чем Бог Отец и имел другую сущность, а Святой Дух был Им подчинен. Кроме этого, возникло еще несколько сект и течений, таивших в себе опасность для христиан и поэтому император Константин решил созвать в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, на котором были приняты главные положения православной веры и появился на свет Символ веры. Также была предана проклятию арианская ересь.

Святой Николай Чудотворец (Никола Угодник, также Святитель Николай - архиепископ Мир Ликийских) один из самых почитаемых святых в православном мире. Он прославился как великий Угодник Божий. Ему молятся верующие не только православной, но и католической и других церквей.

Вся жизнь святого Николая — это служение Богу. Со дня рождения он явил людям свет будущей славы великого чудотворца. сотворил на земле и на море угодник Божий. Помогал людям в бедах, спасал от потопления, освобождал из плена и избавлял от смерти. Николай Чудотворец подавал многим исцеления в болезнях и телесных недугах. Обогащал бедствующих в крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, скорым предстателем и защитником.

И сегодня он также помогает призывающим его и избавляет от бед. Чудес его исчислить невозможно. Этого великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. В честь святителя Николая воздвигаются многочисленные храмы и монастыри, его именем называют детей при Крещении. В православной церкви сохранились многочисленные чудотворные

Краткое жизнеописание святого Николая

Из известно, что Николай Чудотворец родился 11 августа (29 июля по старому стилю) во второй половине III века (около 270 года) в городе Патары, Ликийской области (греческая колония Римской империи). Его родители были благочестивыми христианами из благородного рода. До глубокой старости они не имели детей и просили в молитвах ко Господу о даровании сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана и на свет появился младенец, которому дали имя — Николай (греч. «побеждающий народ»).

Уже в первые дни своего младенчества будущий Чудотворец показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели три часа. С детских лет Николай преуспевал в изучении Писания, молился, соблюдал пост и читал божественные книги.

Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к людям, приходя на помощь нуждающимся.

Однажды, узнав о нищете одного жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние, чтобы извлечь средства, необходимые для их приданого. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели.

Однажды святитель Николай отправился в Палестину. В пути на корабле он проявил дар глубокого чудотворения: силой своей молитвы усмирил сильную бурю. Здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Николай Чудотворец везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от болезней, из других изгнал злых духов, иным подал утешение в скорбях.

По воле Господа святой Николай был избран архиепископом Мир Ликийских. Это произошло после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий. Это был Николай Чудотворец. Получив архиерейский сан, святитель остался тем же великим подвижником, являя собой образ кротости, незлобия и любви к людям.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-30 гг.).

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по искоренению язычества и ересей.

Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.

При жизни святой Николай совершал много добродетелей. Из них наибольшую славу святителю доставило избавление от смерти трёх мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осуждённых. Градоначальник, обличенный Николаем Чудотворцем в неправде, раскаялся и просил о прощении.

Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Достигнув глубокой старости, Николай Чудотворец мирно отошел ко Господу 19 декабря (по н.ст.) 342 года. Его в кафедральной церкви Мир Ликийских и источали целебное миро (прим. благовонное масло), от которого многие получали исцеления.

Памятники святому Николаю Чудотворцу

В мире воздвигнуто множество памятников святителю Николаю Чудотворцу. Немало прекрасных монументов создано в Европе, например, в городе Бари, в Италии (см. фото ниже ), где находится храм святого Николая и его мощи. Много красивейших творений в честь святителя поставлено в городах России, Украины, Белоруссии. Фотографии некоторых из них представлены в фотогалерее.



Дни памяти святого Николая Чудотворца

19 декабря (6-го по ст.ст.) — день памяти Святителя Николая Чудотворца, установленный в честь его кончины.

22 мая (9-го по ст.ст) — день перенесения в город Бари из Мир Ликийских (произошло в 1087 г.).

11 августа — день рождества Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

Святая Церковь Православная чествует память Святителя Николая не только 19 декабря и 22 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями. Дело в том, что в четверг Церковь прославляет апостолов, то есть тех, кто особо послужил распространению Света Христова по земле. Очевидно, что и Николай Чудотворец, наиболее ярко из всех преемников апостольского служения — святителей, своей жизнью земной и небесной проповедует Господа и христианскую веру.

Стоит обратить внимание, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей — Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святого Николая.

Миры - древнейший город, заслуживающий внимания благодаря епископу Николаю, впоследствии ставшему святым и чудотворцем. Мало кто не слышал о великом святителе. Сегодня сюда едут поклониться храму, где он когда-то служил, и походить тропами, на которые ступали его ноги. Этот великий христианин имел горячую веру, нелицемерную любовь и ревность по Богу. Чудотворец - именно так его называют, потому что вряд ли можно сосчитать количество чудес, связанных с именем святого Николая…

Славный город

Точно неизвестно, когда Миры Ликийские образовались, но, опираясь на некоторые записи в летописных книгах, можно предположительно сказать, что это пятый век. Сегодня через город проложена новая дорога Каша — Фенике. В районе Кале на 25 км и стоит славный город. Он известен многими событиями, одно из них - это встреча апостола Павла со своими последователями, когда он направлялся в Рим. Это происходило в 60 году, во времена раннего христианства.

Во II веке н. э. город сделался епархиальным центром. В 300 году н. э. епископом Миры стал Николай, уроженец Патары, где он служил до самой кончины в 325 году. После смерти епископ Николай Мир Ликийских был вскоре признан святым, так как Бог прославил его чудесными явлениями у раки. Теперь город стал местом паломничества для верующих.

Поклонение мощам и достопримечательности

В церкви, названной в честь к гробнице зачастую стоит очередь. Это связано с тем, что паломники, преклоняясь мощам, подолгу загадывают желания. Хотя, согласно православной традиции, не нужно по нескольку минут стоять у раки, задерживая других, достаточно поклониться мощам и мысленно попросить святого о заступничестве и помощи.

Желания не должны быть эгоистичными и корыстными, по большому счету, самое важное для христианина - это спасение души. Все просьбы можно высказать в молитве дома, а у раки с мощами лишь попросить не забыть святого то, о чём было сказано в келейной молитве.

Славный город Миры Ликийские имеет много достопримечательностей. Он входит в конфедерацию древней Ликии. Расположен близко к морю. Согласно легенде, у гавани реки Андрак, под названием Андриаке, пристал к берегу апостол Павел перед тем, как отправиться в Рим. Территориально город располагался вблизи с современным турецким городком Демре (Кале - провинция Анталья).

Остатки античности

Название города Миры Ликийские происходит от слова «мирра» — смола благовоний. Но есть и другая версия: город был назван «Маура» и имеет этрусское происхождение. В переводе это значит «место Матери-богини». Но впоследствии оно претерпело фонетические изменения, в результате чего вышло название - Миры. От античного города сохранились развалины театра (греко-римского) и гробницы, высеченные в скалах, уникальность которых заключается в том, что они находятся на возвышенных местах. Это древняя традиция народов Ликии. Таким образом мёртвые должны иметь лучшвозможность попасть на небо.

Будучи крупным городом, Миры Ликийские со времени Феодосия II был столицей Ликии. В III—II столетиях до н. э. она имела право на чеканку собственных монет. Упадок наступил в VII веке. Тогда город был разрушен при арабских набегах и затоплен грязями реки Мирос. Церковь тоже неоднократно разрушалась. Особенно сильно она подверглась разгрому в 1034 году.

Образование монастыря

После византийский император Константин IX Мономах вместе с женой Зоей дали указания построить вокруг церкви крепостную стену и преобразовали её в монастырь. В мае 1087 года итальянские купцы завладели мощами, которые принадлежат пастырю, и перевезли их в Бари. Здесь Николай Чудотворец Мир Ликийских был объявлен святым покровителем города. Согласно легенде, при открытии мощей итальянские монахи ощутили пряный запах мирры.

В 1863 монастырь был выкуплен Александром II. Начались работы по восстановлению. Но вскоре они были остановлены. В 1963 году на монастырской территории проводились раскопки, в результате которых обнаружили цветные мозаики из мрамора — остатки настенной живописи.

Почитание Мир Ликийских чудотворца Николая

Для христиан город имеет особое значение. И этим он обязан православному памятования которого отмечают 19 декабря. Это великий чудотворец, известный своим скорым заступничеством и покровительством для детей. Особенно сирот, путешествующих и моряков. Многим он являлся воочию либо для наставления, либо для помощи. Немало известно историй о чудесах, связанных со святым.

Ещё при жизни пастырь спас одну девушку от позорного замужества из-за долгов отца. А вскоре и её сестёр. Он подкинул мешок с золотыми монетами в окно, когда была ночь. Счастливый отец смог решить все насущные проблемы и уберечь дочерей от замужества ради денег.

Множество людей исцелилось у раки святого. Известен случай усмирения морской бури Николаем и спасения от потопления корабля.

В России случилась история под названием «Стояние Зои». Она произошла во времена СССР. Но здесь Святитель Николай Мир Ликийских проявил себя как строгий ревнитель православия.

Обычаи и современность

В западной традиции святой Николай стал прообразом для создания сказочного героя Санта-Клауса. Его воспринимают как заступника детей, которым он приносит подарки в ночь на Рождество.

Конечно, с точки зрения верующего человека это кощунство над образом святого, который стал чудаковатым, живёт в Лапландии, снимается в рекламе кока-колы и носит красную тужурку. А большинство туристов, посещающих даже не подозревают, что находятся всего в двух часах езды от святого места, где можно помолиться и попросить о самом сокровенном, причем ни одна просьба не останется без внимания.

От былого святого города мало что осталось, ведь современная туриндустрия накладывает мощный отпечаток на все, превращая даже тихие места в своеобразный Диснейленд. Уже на подступах к храму, где служил когда-то архиепископ Мир Ликийских Чудотворец, туристов встречает большой пластиковый Санта, напоминая о новогодних праздниках. Уже дальше, ближе к церкви, стоит фигура Николая Угодника Божия, выполненная в каноническом стиле.

Тихими и умиротворенными эти места можно увидеть в холодное время года. Церковь святого вызывает ощущения вечности. Жаль, что мощи Николая Угодника находятся в Бари.

Экскурсию в Миры предлагают в каждой гостинице на побережье. Стоимость составит 40-60 долларов. Большинство туров предполагает обед и катание на корабле к о. Кекова для просмотра древних развалин.

Личность святого

Сам Николай появился на свет в городе Патары. Его отец и мать — Феофан и Нонна - выходцы из аристократов. Семья Николая была достаточно зажиточной. Но, несмотря на возможность роскошного существования, родители святого были приверженцами богоугодной христианской жизни. До глубокой старости они не имели детей, и лишь благодаря горячим молитвам и обещании посвятить дитя Богу Господь дал им радость быть родителями. В крещении младенца назвали Николай, что значит с греческого — побеждающий народ.

По преданию, с первых дней младенец постился по средам и пятницам, отказываясь от материнского молока. В отрочестве будущий святой показал особое расположение и способность к наукам. Его не занимали пустые развлечения, свойственные сверстникам. Все худое и греховное ему было чуждо. Большую часть времени молодой подвижник проводил за чтением Святого Писания и молитвой.

После смерти родителей Николай стал наследником большого состояния. Однако оно не приносило радости, подобной той, которая присутствует при общении с Богом.

Священничество

Приняв сан священника, Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец проводил ещё более строгую жизнь подвижника. Свои благодеяния архиепископ желал делать тайно, как заповедано в Евангелии. От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезённые ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Несмотря на высокую должность, пресвитер Николай оставался образцом смирения, любви и кротости. Одежда Пастыря была простой, без всяких украшений. Еда святителя была постной, и принимал он её раз в сутки. Пастырь никому не отказывал в помощи и совете. Во времена служения святителя были гонения на христиан. Николай так же, как многие другие, подвергся мучениям и был заточен в темницу по приказу Диоклетиана и Максимиана.

Научный подход

Радиологические исследования подтвердили наличие на мощах признаков, указывающих на то, что Святитель Мир Ликийских находился долгое время в сырости, холоде… И также при радиологических исследованиях останков мощей Николая Чудотворца (1953-1957) было выяснено, что иконографический образ и портретное изображение совпадают с обликом, реконструированным по черепу из гробницы в Бари. Рост чудотворца составлял 167 см.

В достаточно преклонном возрасте (около 80 лет) Николай Чудотворец отошёл к Господу. По старому стилю этот день выпал на 6 декабря. А по-новому — это 19. Храм в Мирах существует и сегодня, но власти Турции разрешают совершать богослужения только один раз в год: 19 декабря.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Пахаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Дядя его, епископ Татарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умилил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со , и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария. В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (о перенесении мощей см. ).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.

Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города - Николо-Дворищенская церковь (ХII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский.

Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование "Николы Мокрого". Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (ХII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в ХIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражья. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город и каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Иконописный подлинник

Византия. XIII.

Свт. Николай с житием. Икона. Византия. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай.

Русь. XII.

Свт. Николай. Икона. Русь. Конец XII в. Русский музей. Спб.

Нерези. XII.

Свт. Николай. Фреска церкви вмч. Пантелеимона. Нерези. Македония. Сербская Православная Церковь. XII в.



Введение.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, широко почитается в России, как величайший среди святых. Великого чудотворца и святителя Николая почитают во всем мире, не только православные христиане, но и люди разных конфессий и религий. Известно много примеров, когда с горячей верой в Николая Чудотворца, к нему обращались с мольбой о помощи люди различных религий и, получив помощь, становились православными. Святитель Николай, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу.
Первые письменные свидетельства о деяниях свт. Николая, найденные в записях константинопольского пресвитера Евстратия, относятся к VI веку. К началу VIII века относится похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю, произнесенное святым Андреем Критским в соборном храме города Мира. Его автор называет праздник во имя святителя Николая священным и всепразднественным и сообщает, что в этот день происходят многочисленные собрания верующих в храме святителя.
В середине IX века появилось похвальное слово свт. Николаю патриарха Мефодия, главы Константинопольской Церкви, в 860 году - похвальное слово свт. Николаю Иоанна, диакона Неаполитанской Церкви, и в конце IX века - похвала свт. Николаю, написанная византийским императором Львом Мудрым. В начале X века блаженный Симеон Метафраст по приказанию Константина Порфирородного составил из предшествовавших ему источников полное житие свт. Николая, печатающееся в славянском переводе в службе этому святому. Краткие сказания о деяниях свт. Николая с изображением его были внесены в месяцесловы. Все эти греческие источники до начала XVIII века лежали в основе Жития свт. Николая Мирликийского, чудотворца .

Рождество святителя Николая Чудотворца.

11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество Святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского. Святитель Николай почитался во все времена у многих народов, но точное время установления празднования Рождества Николая Чудотворца, неизвестно. Предполагается, что этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Николай Святитель служил Архиепископом, а так же на родине его родителей – в Патаре. Затем, празднование могло распространиться по всей Никейской Империи и проникнуть на Русь, где этот святой почитался с древности.
Одна из церковных служб, сохранившихся до нашего времени и посвященных этому празднику, была составлена в дни Патриаршества Никона, в 1657 году . Во времена правления Екатерины Великой, общецерковное празднование Рождества Николая Угодника, в России было упразднено.
Восстановили празднование Рождества Николая Угодника в 2004 году, по благословению Светейшего Патриарха Московского и Всея Руси, Алексия II.

Дни памяти Николая Чудотворца.

Русская Православная Церковь чествует память святителя Николая в следующие дни:
- 9(22) мая - Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (этот день в народе получил название - Никола Вешний). Празднование перенесения мощей было установлено еще в 1087 году.
- 29 июля (11 августа) - Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского. Празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
- 6(19) декабря блаженное успение святого святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского (в народе этот день получил название - Никола Зимний).
- Еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Гимнография:

Тропарь Николаю Чудотворцу, глас 4.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак Николаю Чудотворцу, глас 3.

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Акафист Николаю Чудотворцу.


Иконография.

Существует несколько иконописных традиций изображения Святителя Николая: фрески, круглые иконы, медальоны, житийные иконы (с житийными клеймами), поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке.
Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения его мощей. Самое раннее из известных на Руси – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

Икона с прижизненным изображением Святителя Николая.

Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считает церковь, была написана на основе прижизненного изображения Святителя. Эта икона - дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения ему Святым. Считается, что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Святителя Николая Угодника. Икона из крипты (нижнего храма) Базилики св. Николая в г. Бари. Икона находится за мраморным надгробием, под которым покоятся мощи св. Николая.

Фрески.

Фреска XI в. из Собора святой Софии, (Киев, Украина): святитель изображен в полный рост, с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.

Николай родился в 245 г. в городе Патара в шестидесяти километрах от Демре (Турция). Город Демре находится церковь Святого Николая Чудотворца. Она считается третьим по важности религиозным сооружением византийской архитектуры на Востоке. Церковь была построена в начале VI в. на месте древнего храма богини Артемиды, от которого сохранилась мозаика на полу. В церкви Святого Николая Чудотворца прекрасно сохранились настенные фрески XI и XII веков.

Круглые иконы.

Согласно предания, тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы .
На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище . Отсюда и произошло название иконы – "Никола Дворищский ". Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Житийные иконы (с житийными клеймами).

Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси. К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относится икона Никола Зарайский с житием (Первая половина XIV века), находящаяся ныне в Третьяковской галерее, Москва. Икона вывезена из села Павлова близ Ростова Великого. Сохранность относительно хорошая. Имеются потертости верхнего красочного слоя и незначительные вставки нового левкаса. Поля опилены, нижнее поле надставлено позднее. Фон средника охряной, фоны клейм белые. Один из самых непосредственных по выражению русских "примитивов".
Житийные клейма объединяются в три основные группы:
- детство Николая Чудотворца (рождение, обучение грамоте);
- посвящение в духовный сан (диаконское, иерейское и епископское);
- помощь в различных обстоятельствах жизни (избавление невинно осужденных от посечения мечного;
спасение утопающих, по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре; тайное благодеяние обнищавшему отцу, в отчаянии готовому отдать трех своих дочерей на брак скверный нищеты ради, и многое другое).

Поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке.

Одним из наиболее древних иконографических типов святителя Николая является поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке. Этот иконографический тип получил распространение в Византии в XI-XIII веках. В монастыре святой Екатерины на Синае находится самая ранняя поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке (предположительный возраст – XI - XII в.). Древнейшая из сохранившихся русских поясных икон с закрытым Евангелием на левой руке происходит из Новгорода и относится к концу XII в. Из Новгорода икона была привезена в Москву (в Смоленский собор Новодевичьего монастыря) Иваном Грозным в 1564 году. С 1930 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в г. Москва.
На иконе Николай Чудотворец изображен по пояс, с закрытым Евангелием, поддерживаемым окутанной фелонью левой рукой, поверх которой лежит омофор. Большая длинная кисть правой руки с вытянутыми средним и указательным пальцами, и сомкнутыми мизинцем, безымянным и большим пальцами, представлена сбоку, что делает ее жест особенно выразительным. Обращенные влево светлые глаза его широко раскрыты, сдвинутые брови изломаны, припухлые губы маленького рта сжаты. Очертания носа, бровей, век и контуры морщин - красновато-коричневые. Губы темно-красные. Сохранились фрагменты золота на вороте, крестах омофора и крышке Евангелия. Обрез Евангелия киноварный с черными застежками. Первоначальный фон серебряный, такой же как и ассист. Надпись и левкас нимба относятся к XVI веку.
На белых полях поверх чинок левкаса XIII века, особенно хорошо различимых на левом поле, написаны десять святых и етимасия. Вверху поясные Косма и Дамиан в коричневых и синих неярких одеждах. Престол (етимасия) с темно-коричневым по желтому фону орнаментом изображен посредине. На киноварной подушке его, покрытой синей тканью, спускающейся к красному подножию, стоит книга с красным обрезом и желтой, украшенной камнями крышкой. На боковых полях изображены фигуры в рост, в три ряда, попарно по обе стороны от средника. Первыми представлены князья: слева - Борис, справа - Глеб, в синем и коричневом корзнах поверх коричневых и киноварных кафтанов. Ножны мечей и сапоги их красные. Посредине мученики: слева - "Флур", справа - Лавр, в синих и красных одеждах. Внизу слева - преподобная "Овдокия" в коричневой монашеской мантии. Плат и параманд ее - зеленовато-голубые, испод сиреневый с белыми пробелами. Справа - мученица Домна (?) в сиреневом с белыми пробелами мафории и синем исподе. На нижнем поле слева - поясная Параскева (?) в красном мафории, справа - поясная "Фотинниа", в голубом мафории и коричневой одежде. Нимбы у святых на полях желтые с киноварной обводкой, надписи черные.

Использованы материалы:
1.С веб сайтов:
http://www.molitvoslov.com/text985.htm
http://www.bogoslovy.ru/list_akafist.htm
http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Ikoni.htm
http://www.blagobor.by/article/saint/nikolaj
http://www.baltwillinfo.com/mp12-08/mp-13.htm