Превращение воды в кровь. Владимир владимирович рюмин занимательная химия. Основные причины гипертонической болезни

6 В тот же день фараон приказал надсмотрщикам над народом и старостам:

7 - Не давайте больше этому народу солому для изготовления кирпичей - пусть идут и собирают сами.

8 Но требуйте от них такое же количество кирпичей, как прежде. Норму не убавляйте. Они ленивы, и поэтому кричат: «Пойдем, принесем жертву нашему Богу».

9 Прибавьте им работы: пусть трудятся и не обращают внимания на лживые речи.

10 Надсмотрщики и старосты вышли и сказали народу: - Вот что говорит фараон: «Я больше не буду давать вам солому.

11 Идите и собирайте ее сами, где найдете, но норма не будет уменьшена».

12 И народ рассеялся по Египту собирать жнивье, чтобы заменить им солому.

13 Надсмотрщики вынуждали их, говоря: - Выполняйте каждый день такую же норму, как тогда, когда у вас была солома.

14 А старост израильтян, которых стражи фараона поставили над ними, били и спрашивали: - Почему ни вчера, ни сегодня вы не сделали такое же количество кирпичей, как и прежде?

15 Старосты израильтян пришли к фараону и взмолились: - Зачем ты так поступаешь со своими слугами?

16 Солому твоим слугам не дают, а кирпичи велят делать! Посмотри, как бьют твоих слуг! Вина лежит на твоем народе.

17 Фараон сказал: - Лентяи, вот вы кто - лентяи! Поэтому вы и говорите: «Пойдем, принесем жертву Господу».

18 Ступайте работать. Солому вам давать не будут, но положенное количество кирпичей делайте.

19 Старосты израильтян поняли, что попали в беду, услышав: «Не уменьшайте ежедневной нормы кирпичей».

20 Выйдя от фараона, они нашли Моисея и Аарона, которые ждали их,

21 и сказали: - Пусть Господь увидит, что вы наделали, и накажет вас. Вы сделали нас ненавистными фараону и его приближенным. Вы вложили им в руки меч, чтобы они убили нас.

{Бог обещает избавление}

22 Моисей обратился к Господу и сказал: - Владыка, зачем Ты навел на этот народ беду? Для чего Ты послал меня?

23 С тех пор, как я ходил к фараону говорить от Твоего Имени, он стал обращаться с народом еще более жестоко, а Ты ничего не сделал, чтобы спасти Свой народ.

{Родословие Моисея и Аарона}

1 Тогда Господь сказал Моисею: - Теперь ты увидишь, что Я сделаю с фараоном: под Моей могучей рукой он отпустит их; под Моей могучей рукой он даже прогонит их из своей страны.

2 Бог сказал Моисею: - Я - Господь.

3 Я являлся Аврааму, Исааку и Иакову как Бог Всемогущий, но под Именем Господь они Меня не знали.

4 Я заключил с ними завет, чтобы дать им землю Ханаана, где они жили как чужеземцы.

5 Теперь Я услышал стон израильтян, которых египтяне сделали своими рабами, и вспомнил об этом завете.

6 Итак, скажи израильтянам: «Я - Господь, и Я выведу вас из-под египетского гнета. Я освобожу вас из рабства и спасу вас простертой рукой и великими судами.

7 Я сделаю вас Своим народом и буду вашим Богом. Тогда вы узнаете, что Я - Господь, ваш Бог, Который вывел вас из-под египетского гнета.

8 Я приведу вас в землю, которую клялся с поднятой рукой отдать Аврааму, Исааку и Иакову. Я отдам ее вам во владение. Я - Господь».

9 Моисей передал это израильтянам, но они не послушали его, потому что их дух был сломлен жестокой неволей.

10 Тогда Господь сказал Моисею:

11 - Пойди, скажи фараону, царю Египта, чтобы он отпустил израильтян из своей страны.

12 Но Моисей сказал Господу: - Если даже израильтяне не слушают меня, как послушает фараон, ведь я такой косноязычный?

{Родословие Моисея и Аарона}

13 Господь говорил с Моисеем и Аароном об израильтянах и фараоне, царе Египта, и повелел им вывести израильтян из Египта.

14 Вот главы их кланов: Сыновьями Рувима, первенца Израиля, были Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми. Это - кланы Рувима.

15 Сыновьями Симеона были Иемуил, Иамин, Огад, Иахин, Цохар и Саул, сын хананеянки. Это - кланы Симеона.

16 Вот имена сыновей Левия по их родословиям: Гирсон, Кааф и Мерари. Левий прожил сто тридцать семь лет.

17 Сыновьями Гирсона, по кланам, были Ливни и Шимеи.

18 Сыновьями Каафа были Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил. Кааф прожил сто тридцать три года.

19 Сыновьями Мерари были Махли и Муши. Это - кланы Левия по родословиям.

20 Амрам был женат на Иохаведе, сестре своего отца, которая родила ему Аарона и Моисея. Амрам прожил сто тридцать семь лет.

21 Сыновьями Ицгара были Корей, Нефег и Зихри.

22 Сыновьями Узиила были Мисаил, Елцафан и Сифри.

23 Аарон женился на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона. Она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара.

24 Сыновьями Корея были Асир, Елкана и Авиасаф. Это - кланы Корея.

25 Елеазар, сын Аарона, женился на одной из дочерей Футиила, и она родила ему Финееса. Это главы левитских родов по кланам.

26 Моисей и Аарон - это те, кому Господь сказал: «Выведите израильтян из Египта по их воинствам».

27 Это они говорили с фараоном, царем Египта, чтобы вывести израильтян из Египта. Это были те самые Моисей и Аарон.

{Аарон говорит за Моисея}

28 Когда Господь говорил с Моисеем в Египте,

29 Он сказал ему: - Я - Господь. Передай фараону, царю Египта, все, что Я говорю тебе.

30 Но Моисей сказал Господу: - Я такой косноязычный - как же фараон послушает меня?

1 Господь сказал Моисею: - Смотри, Я сделал так, чтобы ты был как Бог для фараона, а твой брат Аарон будет как бы твоим пророком.

2 Говори все, что Я тебе велю, а твой брат Аарон пусть скажет фараону, чтобы тот отпустил израильтян из своей страны.

3 Но Я сделаю сердце фараона упрямым, и хотя Я сотворю много знамений и чудес в Египте,

4 он не послушает тебя. Тогда Я обращу руку Мою на Египет и великими судами выведу Мои воинства, Мой народ, израильтян, из этой земли.

5 Египтяне узнают, что Я - Господь, когда Я занесу руку над Египтом и выведу оттуда израильтян.

6 Моисей и Аарон сделали, как повелел им Господь.

7 Моисею было восемьдесят лет, а Аарону восемьдесят три года, когда они говорили с фараоном.

{Посох Аарона превращается в змею}

8 Господь сказал Моисею и Аарону:

9 - Когда фараон скажет вам: «Сотворите чудо», - скажи Аарону: «Возьми твой посох и брось его перед фараоном». Посох превратится в змею.

10 Моисей и Аарон пришли к фараону и сделали так, как повелел им Господь. Аарон бросил свой посох перед фараоном и его приближенными, и он превратился в змею.

11 Тогда фараон позвал мудрецов и чародеев, и египетские колдуны с помощью колдовства сделали то же самое.

12 Каждый бросил свой посох, и те превратились в змей; но посох Аарона проглотил их посохи.

13 Однако сердцем фараона завладело упрямство - он не послушал их, как и говорил Господь.

{Первое наказание: превращение воды в кровь}

14 Тогда Господь сказал Моисею: - Фараон упрям и отказывается отпустить народ.

15 Пойди к фараону утром, когда он выходит к реке. Возьми посох, который превращался в змею, и подожди царя Египта на берегу Нила.

16 Скажи ему: «Господь, Бог евреев, посылал меня сказать тебе: “Отпусти Мой народ поклониться Мне в пустыне”. Но до сих пор ты не слушался.

17 Так говорит Господь: “Теперь ты узнаешь, что Я - Господь. Посохом, который у меня в руке, я ударю по воде Нила, и вода превратится в кровь.

18 Рыба в Ниле умрет, река станет зловонной, и египтяне не смогут пить из нее”».

19 Господь сказал Моисею: - Скажи Аарону: «Возьми посох и протяни руку над водами Египта - над реками и каналами, над прудами и всеми водоемами: вода в них превратится в кровь. Кровь будет в Египте повсюду, даже в деревянных и каменных сосудах».

20 Моисей и Аарон сделали, как повелел им Господь. Аарон поднял посох на глазах у фараона и его приближенных, ударил по воде Нила, и она превратилась в кровь.

21 Рыба в Ниле умерла, и река стала такой зловонной, что египтяне не могли пить из нее. Вода была кровью повсюду в Египте.

22 Но египетские чародеи своим колдовством сделали то же самое. И сердцем фараона завладело упрямство. Он не послушал Моисея и Аарона, как и говорил Господь.

23 Царь Египта развернулся и ушел во дворец, даже не задумываясь об этом.

24 А египтяне стали копать колодцы вдоль Нила, чтобы добыть питьевую воду. Они не могли пить из реки.

25 С тех пор, как Господь поразил воду в Ниле, прошло семь дней.

{Второе наказание: лягушки}

1 Господь сказал Моисею: - Пойди к фараону и скажи ему: «Так говорит Господь: Отпусти Мой народ поклониться Мне.

Химические фокусы

Фокус с превращением «воды» в «молоко».

В одном стакане растворите небольшое количество BaCl 2 . а в другом – серную кислоту (разбавленный раствор). Полученные растворы будут прозрачными, и на вид ничем отличаться от воды не будут. Растворы слейте вместе, получите жидкость молочного цвета. Раствор после выполнения опыта надо убрать, потому что осадок вскоре опустится на дно, и ребята увидят, что это никакое не молоко.

Можно данный опыт выполнить по-другому:

Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду:

В одном стакане приготовить раствор CaCl 2 , в другом – столько же раствора Na 2 CO 3 ,(объем раствора не должен превышать 1/3 стакана). Полученные растворы на вид ничем отличатся от воды не будут. Слейте оба раствора – и получите жидкость белого цвета, как молоко. Сразу же добавьте к жидкости раствор HCl в избытке – «молоко» мгновенно закипит и станет вновь «водой».

Фокус с превращением «воды» в «кровь».

Налейте в большой стакан чистой воды. В другом стакане приготовьте раствор уксусной кислоты (его для себя пометьте каким-либо образом). В следующем (третьем) стакане приготовьте раствор Na 2 CO 3 , в четвертом – раствор фенофлателеина. Сухие реактивы заливайте малым количеством воды и размешивайте до полного растворения! Все полученные растворы по виду ничем не будут отличаться от воды. Теперь приступим к опыту.

В начале надо убедить ребят, что в стаканах налита чистая вода. Для этого можно отпить несколько глотков из стакана с водой. Затем перелейте всю воду из двух стаканов в большой стакан (кроме стакана с уксусной кислотой!). на глазах ребят жидкость станет красной, как кровь! Добавьте к полученной «крови» раствор уксусной кислоты – жидкость обесцветится, «кровь» вновь стала «водой».

Фокус с «кровавой раной».

Приготовьте 2 мл. разбавленных раствора – FeCl 3 и KNCS (или NH 4 NCS ). Для опыта понадобится пластмассовый ножик (как в наборах одноразовой посуды). Фокус можно продемонстрировать на себе, а можно вызвать кого-нибудь из ребят. Промойте ладонь ватой, обильно смоченной раствором FeCl 3, а прозрачным раствором KNCS смочите ножик. После этого проведите ножом по ладони. На подставленную заранее бумагу обильно потечет «кровь». «Кровь» с ладони смойте ватой, смоченной раствором NaF . «Кровь» при этом превратится в «воду».

Фокус, как невидимое сделать видимым.

Такие фокусы отлично получаются с хлоридом кобальта CoCl 2 . для опыта готовят сильно разбавленный раствор CoCl 2. В полученный раствор обмакните перо и нарисуйте или напишите что-нибудь на бумаге. Дайте высохнуть (лучше, если вы приготовите надпись заранее). После высыхания линии на белой бумаге практически незаметны, т.к. образующийся при высушивании кристаллогидрат CoCl 2 * 6 H 2 O бледно-розового цвета. Но если вы листок подогреете, то часть кристаллизационной воды удалится и соль приобретет синий цвет. Если вы вновь увлажните ее (например, подышав на бумагу или еще лучше, подержав над паром), то надпись вновь исчезнет, т.к., вновь образуется кристаллогидрат.

Для выполнения фокуса, подготовленный заранее листок с надписью подержите над электроплиткой или над открытым пламенем, но на достаточном расстоянии, чтоб бумага не вспыхнула. Вскоре надпись проявится и станет голубовато-синего цвета. После этого вновь увлажните листок, подержав его над паром или просто подышав на него. Надпись вновь исчезнет. И так можно повторять много раз.

«Извержение вулкана»

Насыпаем немного дихромата калия в фарфоровую чашечку, затем добавляем немного порошка магния, хорошо перемешиваем смесь и формируем в чашечке горкой. Прикасаемся к вершине «вулкана» горящей лучиной. Горящая смесь выбрасывает большое количество искр, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет, из оранжевого в зеленый.

Используемая литература:

Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л. С. Гузея и др.; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.- М.:ВАКО,2005.-368с.

Десять казней египетских, также называемые десять библейских казней, - десять бедствий, которые, согласно библейской книге , Господь, послал на Египет, чтобы убедить фараона отпустить евреев из рабства. Фараон сдался после десятой казни, что привело к .

В то время, как сторонники библейской археологии утверждают, что история о 10 казнях египетских – правда, многие историки считают их аллегорическими описаниями природных бедствий либо политических конфликтов. По этой причине мы рассмотрим библейское толкование казней египетских, а также иную точку зрения на данные события.

Библейские археологи, трактующие казни египетские как факт, опираются на следующие археологические находки:

  • Найденный Уильямом Ф. Олбрайтом в Эль-Арише сосуд для воды с иероглифическими знаками, описывающими период тьмы;
  • Египетский папирус Ипувера с описанием ряда бедствий, обрушившихся на Египет, в том числе превращение воды в реке в кровь.

Казни египетские - противопоставление силы Бога Израиля силам египетских богов. Известно, что Египет в то время был политеистическим обществом, где царила вера во многих божеств. Египетский пантеон был многочислен и с весьма сложной иерархией. Фараоны Египта также играли важную роль в религии. Они являлись посредниками между людьми и богами, а также верховными жрецами. Египетские Фараоны почитались наравне с богами, поэтому Фараон удивился настойчивости и дерзости просьбы Моисея отпустить народ его. Моисей передавал наказ Бога:

так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

Но фараон сказал:

Таким образом, у фараона и египетского пантеона появился «соперник» - Бог Израиля. В этом противостоянии Бог часто повторяет фразу:

И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш

Господь хотел показать народу своему свое могущество: Господь маленького народа способен противостоять всему пантеону Египта - сверхдержавы того времени.

Библейская история о десяти казнях египетский важна с точки зрения укрепления религии . Если Бог Израиля сможет восторжествовать над богами Египта, тогда народ Божий будет укрепляться в вере своей, и не будет у него соблазна следовать за ложными языческими божествами. Десять казней египетских нанесли огромный урон египтянам, однако не коснулись детей Израиля.

Считается, что каждая казнь должна была показать превосходство единого Бога над определенными богами египетского пантеона.

Казнь египетская Боги египетского пантеона
Вода превращается в кровь · Хапи /Апис - бог Нила;· Изида – богиня Нила;

· Кнум - страж Нила;

· Себек – бог рек и озер

Нашествие жаб · Хекет - богиня с головой жабы
Мошки · Сет – бог пустыни
Песьи мухи · Уатшит - бог, представляемый в образе мухи
Падеж скота · Хасор – богиня с головой коровы;· Апис – бог-бык;

· Хнум – бог с головой барана

Язвы · Секмет - богиня врачевания;· Суну - бог эпидемий;

· Изида - богиня, исцеляющая болезни

Град · Нут – богиня неба;· Оcирис – бог урожая;

· Сет – бог бурь

Нашествие саранчи · Осирис - бог урожая;· Апис – бог плодородия

· Сокар – бог растительности

Тьма · Ра – верховный бог солнца;· Атон – один из богов солнца;

· Гор – один из богов солнца;

· Нут – богиня неба;

· Хасор – богиня неба;

· Баст – богиня солнечного света

Смерть первенцев · Мин - бог продолжения рода;· Хекет – богиня, посещающая при родах; Изида - богиня, покровительствующая детям;

· Бэс – покровитель семьи у простолюдинов;

· Месхент – богиня деторождения и детей;

· Нехбет – покровительница детей фараона;

· Рененет – богиня, покровительница детей

Каждая из 10 казней египетских поражала различные аспекты египетской системы религиозных верований. Кульминацией явилась смерть наследного бога - перворожденного сына Фараона. Десять казней египетских следовали одна за другой, пока фараон не решил отпустить народ израильский.

Казни египетские суть.

Мы рассмотрим библейское толкование 10 казней египетским, а также приведем мнение историков о возможных причинах этих событий.

Превращение воды в кровь

И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исход 7:20-21)

Согласно Библии, Воды Нила превратились в кровь. Все потоки превратились в кровь, и даже вода в сосудах превратилась в кровь. Волхвы египетские смогли повторить превращение воды в кровь, а египтяне начали копать вокруг рек, искать пригодную для питья воду. Фараон только разозлился после первой казни и не согласился отпустить народ Израиля.

Превращение воды в кровь – нередкий мотив в Библии. Бог еще ранее предлагает Моисею превратить воду в кровь в доказательство могущества Господа:

… если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше (Исход 4:9)

Историческая версия.

Вероятно, около 3000 лет тому назад в районе города Пи-Рамзес, который в то время был столицей Египта, произошли некоторые изменения климата, которые, возможно, были причинами тех событий, которые в Библии описаны как казни египетские.

Повышение температуры и засуха привели к обмелению Нила, который превратился в мелкий грязный поток, в котором резко возросло число токсичных бактерий Oscillatoria rubescens. Умирая и разлагаясь, Oscillatoria rubescens окрашивают воду в красный цвет.

Нашествие жаб

По прошествии семи дней после первой казни, Бог приказал Моисею, чтобы брат его Аарон простер руку с жезлом на реки и потоки и вывел жаб из воды.

Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исход 8:6)

Волхвам египетским удалось повторить и это чудо. Фараон же просил Моисея помолиться Богу о том, чтобы удалить жаб с суши и жилищ, обещая отпустить народ Израиля. Моисей молился Богу и тот удалил жаб, однако, фараон не сдержал слова и еще больше разозлился.

Историческая версия

Большое количество токсических бактерий Oscillatoria rubescens не только окрасило воды измельчавшего Нила в красный цвет, но и привело к нашествию лягушек. Дело в том, что в неблагоприятной ситуации, в отличии от многих других видов, развитие лягушек из головастиков ускоряется.

Нашествие мошек

После очередного отказа фараона, Господь велел Аарону наслать мошек на Египет.

Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. (Исход 8:17)

Волхвы не смогли повторить третью казнь, но разгневанный фараон отказывался отпускать евреев.

Историческая версия

Когда вышедшие из вод, зараженных Oscillatoria rubescens, на сушу лягушки погибли, началось засилье насекомых, питавшихся многочисленными трупами земноводных. Таким образом историки объясняют эту и последующую казнь.

Наказание песьими мухами

Следующая казнь была наказание песьими мухами, которые были не страшны евреям, однако терзали египтян и их скот.

Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. (Исход 8:24)

Четвертая казнь, как и все последующие обошла стороной евреев, которые ещё больше уверовали во всемогущего Бога и богоизбранность народа. Фараон же должен был убедиться, что Господь не просто различает, где Его народ, а где - народ фараона, но и готов защитить народ Израиля от бедствий, от которых фараон не в состоянии защитить народ свой.

Фараон снова обещал отпустить евреев, если господь справится с мухами, и снова не сдержал обещание.

Мор скота

Следующая казнь – мор скота, снова не коснулась народа Израиля.

И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. (Исход 9:6)

Египетский скот стал гибнуть от моровой язвы. Фараон прогневался, узнав что скот евреев не пострадал и не отпустил народ Израиля.

Историческая версия.

По мнению историков, расплодившиеся вследствие гибели жаб насекомые вызвали пятую и шестую казни - мор скота и язвы. Насекомые, как известно, разносят болезни, возможно, это привело к эпидемии, косившей животных и людей.

Язвы и нарывы

Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. (Исход 9:10)

Эта казнь не была возвещена фараону. Это была первая казнь, непосредственно угрожавшая жизни людей. Волхвы Египта были поражены болезнью, как и все простолюдины. Это показало несостоятельность волхвов. Они осознали бессилие своих богов. Фараон же не сдавался в своем упорстве.

Гром, молнии и огненный град

Этой казнью начинается завершающий цикл кар Божьих – самых суровых из всех десять казней. Последние казни египетские описаны в Библии подробнее остальных.

…простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую;

и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. (Исход 9:23-24)

Фараон же не раскаялся и после этой кары. После этой казни фараон был готов отпустить всех мужчин, но Моисей не согласился.

Историческая версия.

Вероятно, здесь речь идет о сильнейшем извержении вулкана Тера на греческом острове Санторини. Град же стал результатом столкновения дождевых облаков с облаком вулканического пепла.

Во время раскопок в Египте были обнаружены куски вулканического камня, хотя на территории Египта нет вулканов. Тесты показали, что вулканический камень аналогичен найденному на Санторини.

Нашествие саранчи

В этой казни мы снова видим намерение Бога доказать свое могущество не только фараону, но и народу Израиля. Саранча поразила весь Египет.

… И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.

И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой;

она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской. (Исх. 10:13-15)

Историческая версия.

Нашествие саранчи могло также быть результатом извержения вулкана. Выпадение пепла могло привести к увеличению влажности, а, следовательно, к росту количества саранчи, для которой были созданы весьма благоприятные условия.

Тьма

Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. (Исх. 10:22-23)

Объектом этой казни египетской было главное божество египетского пантеона- бог солнца Ра, представителем которого на земле считался фараон.

Историческая версия

Темноту могло вызвать скопление пепельных облаков после все того же извержения. По другой версии это могло быть солнечное затмение, либо песчаная буря.

Смерть первенцев

После 10-ой казни печаль вошла в каждый дом, где были дети. Эта казнь повлекла за собой освобождение еврейского народа.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. (Исх. 12:29).

В полночь в каждой египетской семье, в том числе и в семье фараона, должен был умереть первенец. В предыдущих казнях Моисей и Аарон играли важную роль, они предупреждали фараона о казни и осуществляли ее с помощью Господа. Десятая же казнь была совершена Богом единолично.

Историческая версия.

Вероятное объяснение десятой казни- поражение зерна ядовитым грибком или плесенью. Поскольку мальчикам- первенцам доставалась первая порция еды, массово погибли именно они.

Десять казней египетских принято объединять в три цикла + 10-я казнь. Казни первого цикла несли отвращение, второго – боль, а казни третьего цикла имеют природное начало и носят универсальный характер. Вероятно, десять казней египетских происходили в течение 9 месяцев с июля по апрель.

Любопытна также реакция фараона на каждую из казней.

Глава 7

1—9. Моисей получает от Бога повеление идти к фараону.

1. Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком:

2. ты будешь говорить (ему) все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей;

1—2. В ответ на слова Моисея: «как же послушает меня фараон?» — Господь говорит ему: «смотри, Я поставил тебя Богом фараону». Тебе не страшен фараон. Я определил дать тебе и, действительно, дам такую власть, что он будет бояться тебя, как своего бога. И если цари повинуются и слушают только Бога, признавая Его высшим себя, так точно и он в конце концов подчинится тебе; твое косноязычие, на которое ты ссылаешься, как на причину непослушания царя, не будет также иметь значения. Говорящим за тебя, твоими устами, пророком будет брат твой Аарон (4:15).

3. но И ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской;

4. фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской — судами великими;

5. тогда узнают (все) Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их.

6. И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Господь, так они и сделали.

7. Моисей был восьмидесяти, а Аарон (брат его) восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону.

8. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:

9. если фараон скажет вам: сделайте (знамение или) чудо, то ты скажи Аарону (брату твоему): возьми жезл твой и брось (на землю) пред фараоном (и пред рабами его), — он сделается змеем.

10—13. Первое знамение - превращение жезла в змея.

10. Моисей и Аарон пришли к фараону (и к рабам его) и сделали так, как повелел (им) Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.

10. Из сравнения 15 и 17 ст. данной главы с ее 19 ст. с несомненностью следует, что жезл Ааронов (10) есть жезл Моисеев, чудесным образом превращенный в змея при Хориве (4:2-4) и назначенный служить орудием последующих чудотворений. Если он называется Аароновым, то потому, что переходит в руки Аарона, как слова Моисея в его уста (4:30). Выражение змей, евр. «таннин,» в которого превращен жезл, означает всех морских или речных чудовищ и специально прилагается к крокодилу, как символу Египта (Ис. 51:9; Иез. 32:2; Пс. 73:13). В данном же месте этот термин означает, как думают, какой-либо частный вид змея, может быть, аспида, или урэуса, царского змея.

11. И призвал фараон мудрецов (Египетских) и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:

12. каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.

11—12. Противопоставляя божественной силе, органом которой был Моисей, знание и искусство своих магов, фараон приглашает мудрецов и чародеев. Термин «мудрецы», евр. «хакамим», буквально — опытные в искусствах, означает представителей одного из классов жреческой касты, а «чародей», евр. «мекашефим» (говорящие тихо, шепотом), указывает на лиц, совершающих чародейство, в частности, заклинание вредных животных посредством неясного бормотания магической формулы. Эти лица, названные еще волхвами (евр. «харгумим»), а Апостолом Павлом и по имени — Ианний и Иамврий (2 Тим. 3:8, — имена их с некоторыми вариантами сохранились в Тарг. Ионаф., в Талмуде и др.) сделали своими чарами — тайным волшебным искусством то же самое, что и Аарон, т. е. превратили свои жезлы в змеев. Как совершили они это, текст не указывает. Новейшие экзегеты объясняют превращение жезлов в змеев через аналогию с известным в древнем Египте и упоминаемым в Библии (Еккл. 10:11) искусством заговаривания змей, приведения их в состояние оцепенения, в котором они становились как бы палками. Отцы же Церкви приписывают искусство магов силе диавола. Если превращение магами своих жезлов в змеев служило для фараона наглядным доказательством того, что на стороне Моисея нет никакого превосходства, то следующий момент первого знамения — поглощение жезлом Моисея жезлов магов должен был убедить его в большей силе посланника Божия и самого Иеговы, от имени Которого он действует. Как видно из египетских памятников, жезл и змеи были символами, эмблемами божества и атрибутами царской власти. И если жезл Моисея пожирает жезлы магов, символы божества, то это несомненное доказательство того, что власть и сила Господа, от лица Которого он является, выше власти египетских богов. Фараон, считавший Господа бессильнее своих богов и потому не находивший нужным подчиниться Его требованию — отпустить евреев, теперь должен выполнить это повеление, как исходящее от имени всемогущего Бога.

13. Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил (им) Господь.

13. Фараон обратил внимание на первую половину знамения, не принял всоображение второй, а потому, не находя в Моисее никакого превосходства над своими волхвами, продолжал упорствовать.

14—25. Первая казнь - превращение воды в кровь.

14. И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ.

15. Пойди к фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою

16. и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался.

17. Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь,

18. и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки.

14—18. Непослушание фараона, проистекающее из того, что он не хочет признать над собой власти Всевышнего, Его могущества, силы (5:2), приводит к целому ряду знамений, казней, доказывающих превосходство Господа над богами египетскими (17; 18:11). Первой из них является превращение нильской воды в кровь. Предсказание о ней дается фараону в то время, когда он шел «к воде» или для омовения, или для поклонения Нилу, как божеству. Превращение нильской воды в кровь, сопровождавшееся невозможностью пить ее и вымиранием рыбы (18), должно было убедить фараона в том, что Иегова — Господь (17). Как известно, Нил был одним из главных божеств, почитавшихся по всему Египту (Плутарх), считался эманацией Озириса и обоготворялся под различными именами, между прочим, именем Гаии. В честь его, «отца-животворителя всего существующего, отца богов,» устроялись храмы (напр., в Никополисе), приносились жертвы (в капище Джебель-Семелеха изображен Рамсес II, приносящий жертву Нилу), учреждались праздники и т. п. В первой же казни это популярное божество утрачивает свои благодетельные свойства (порча воды в соединении с вымиранием рыб) в зависимости от действий Аарона и Моисея (17,20), — подчиняется, говоря другими словами, воле Того Бога, представителями Которого они являются. Прежде священный, Нил делается теперь предметом отвращения, оскверняется, так как кровь, символ Тифона, делала, по воззрениям египтян, нечистым всякого, кто прикасался к ней. Все это вместе взятое служило очевидным доказательством ничтожества бога Нила по сравнению с Богом еврейским. Такой смысл усвояет первой казни еще блаженный Феодорит, На вопрос: «почему первая казнь состояла в превращении воды в кровь?» — он отвечает: «потому, что египтяне высоко думали о реке и, как заменявшую им облака, называли богом».

19. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону (брату твоему): возьми жезл твой (в руку твою) и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, — и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах.

20. И сделали Моисей и Аарон, как повелел (им) Господь. И поднял (Аарон) жезл (свой) и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь,

19—20. Повсеместное изменение воды в кровь обозначается, во-первых, указанием на «реки» — нильские рукава, «потоки» — многочисленные каналы, которыми был изрезан Египет в целях орошения, «озера»-цистерны и «всякое вместилище вод,» болотистые или илистые места, а также резервуары, устрояемые египтянами, живущими вдали от реки, во-вторых, замечанием: «была кровь по всей земле египетской» и, наконец, упоминанием о выкапывании колодцев (24).

21. и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

22. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил Господь.

23. И оборотился фараон, и пошел в дом свой; и сердце его не тронулось и сим.

22—23. На основании выражения: «и волхвы египетские чарами своими сделали то же», можно думать, что они произвели в воде такую же существенную перемену, какую совершил Моисей и Аарон. Своим подражанием им волхвы парализовали то впечатление, которое должен был получить фараон от чуда «И сделали то же, и ожесточилось сердце фараона». По рассказу кн. Исход, а равно и сознанию других ветхозаветных писателей (Пс. 77:44; 104:29), первая казнь была чудесным явлением, совершившимся по воле Божьей. Между тем не только натуралисты, но даже библеисты положительного направления считают ее естественным явлением, — ежегодно наблюдаемым при разливе Нила окрашиванием его воды. Но подобное отождествление превращения воды в кровь с естественным окрашиванием ее не находит для себя оснований в тексте. По указанию Библии, первая казнь падает на время обычного уровня нильской воды, когда Нил течет в берегах. Так, фараон получает предсказание о наступлении казни в тот момент, когда идет на берег реки (15), египтяне копают колодцы около реки (24). И то, и другое сообщение понятны только при предположении, что прилегающая к Нилу местность не покрыта водой. Не допускает мысли о разливе Hилa и время совершения первой казни. Разлив продолжается с июля по сентябрь, а первая казнь падает на январь, — это видно из следующего. По указанию Библии, от 7-й казни особенно пострадали лен и ячмень: «лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился. А пшеница и полба не были побиты, потому что они были поздние» (9:31-32). Так как лен цветет в нижнем Египте в конце февраля, в половине марта бывает его сбор и жатва ячменя, то очевидно, что седьмая казнь совершилась в конце февраля или начале марта. От этого времени до последней казни, падающей на начало апреля, прошел месяц; следовательно, четыре последние казни совершились в течение месяца, отделяясь одна от другой почти недельным промежутком. Если таким же временем определялись промежутки, разделяющие первые шесть казней, то для их совершения потребовалось 1 1/2 месяца, причем первая казнь падала на январь. Во-вторых, разлив Нила не только не сопровождается порчей воды, но даже представляет прекращение нездорового ее состояния, в каком она бывает в предшествующее время, в период так называемого зеленого Нила. В-третьих, при наводнении рыба в Ниле не умирает, и само оно продолжается не 7 дней (ст. 25), а с июля по сентябрь. Совокупность всех этих данных и не позволяет отождествлять превращение воды в кровь с окрашиванием ее при разливе Нила. Справедливость такого взгляда поддерживается, между прочим, авторитетом отцов и учителей Церкви. «Вода, преложенная в кровь, — говорит блаженный Феодорит, — обвиняла египтян в совершенном ими детоубийстве.» «Моисей, — замечает Ефрем Сирин, — ударил по воде речной, и воды преложились в кровь». Еще яснее высказывает мысль о субстанциальном преложении воды в кровь Кирилл Александрийский. «Можно ли понять, — спрашивает он, — как вода была превращена в существо крови?»

24. И стали копать все Египтяне около реки чтобы найти воду для питья, потому что не могли пить воды из реки.

25. И исполнилось семь дней после того, как Господь поразил реку.

Фокусы::: Вода превращается в... кровь

На столе три стакана и непрозрачный сосуд. Вы говорите, что в сосуде простая вода, которая сейчас превратится в кровь. Чтобы убедить зрителей, будто в сосуде вода (а поскольку это так и есть) то можно в доказательство отпить из сосуда несколько глотков. А затем вы наполняете все стаканы водой из сосуда. Не произойдет ровным счетом ничего. Переливаете всю воду обратно в сосуд из всех стаканов, кроме одного. Жидкость в сосуде станет красной, словно кровь, делаете эффектную паузу, говорите что в сосуде уже не вода а кровь - выливаете ее обратно в стаканы. Теперь все зрители убеждаются в этом. Вновь слейте содержимое стаканов в сосуд - на этот раз из всех трех. Жидкость обесцветится, "кровь" превратится в "воду" , которую вы опять разольете по стаканам. Однако пить ее уже не надо.

Секрет фокуса:

Сосудом послужит стеклянная банка, оклеенная цветной бумагой; для большей таинственности нарисуйте на бумаге алхимические символы. В банку налейте воду. Приготовьте три чистых стакана: в один стакан капните несколько капель уксусной кислоты и пометьте для себя его (именно из него сначала воду вы не будете выливать в сосуд), в другой - ложечку кальцинированной соды, а в третий - несколько капель раствора фенолфталеина (Соду залейте малым количеством воды и размешайте). Далее никакого секрета нет - все сделает за вас химия.