Иаков апостол от 70. Легендарный путь святого иакова. История знаменитой иконы

Начиная разговор об апостоле Иакове Зеведееве ─ одном из 12 ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, следует обратить внимание на то, что его нередко путают с двумя другими Новозаветными святыми, носившими это имя. Одним из них является также входивший в ближайшее окружение Спасителя. Кроме того, Иаковом звали брата Иисуса Христа ─ сына Иосифа, рождённого до его обручения с Девой Марией. Ошибка бывает особенно заметна при чтении тропаря апостолу Иакову Зеведееву, а также посвящённой ему молитвы и акафиста.

«Сыны грома»

В Евагелиях от Матфея (4:21) и Марка (1:19) описывается сцена призвания ко служению Иисусом Христом будущих апостолов Иакова Зеведеева и его младшего брата Иоанна Богослова. Оба они были сыновьями рыбака Зеведея и так же, как их отец, добывали себе пропитание, забрасывая сети в воды моря Галилейского (современное название ─ За порывистый и необузданный нрав Иисус нарек братьев именем Боанергес, что в переводе с арамейского языка означает «Сыны грома».

Черты характера, послужившие поводом для столь необычного имени, проявляются у них в эпизоде, описанном евангелистом Лукой (9:54), когда братья предлагают Иисусу низвергнуть небесный огонь на жителей саморянского селения, отказавших Ему в гостеприимстве.

То же прослеживается и в сцене из Евангелия от Марка (10:35 ─ 37), где святой апостол Иаков Зеведеев и его брат просят Учителя дать им почётные места во Царствии Небесном. В обоих случаях Господь снисходительно относится к душевным порывам своих учеников, используя их опрометчивость и наивность, как повод для мудрого наставления.

Наряду с и Иоанном Богословом, Иаков Заведеев входил в число самых близких учеников и последователей Иисуса Христа. Именно их Он сделал свидетелями трёх важнейших Евангельских событий ─ воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37), чудесного Преображения на вершине (Мф. 17:1, Мк. 9:2 и Лк. 9:28) и полной драматизма сцены в Гефсиманском саду.

Проповедники Христова учения

О той деятельности, которой посвятил себя апостол Иаков Зеведеев после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, мы узнаём со страниц ещё одной книги, включённой в Новый Завет. Это В ней повествуется о том, как, исполнившись Духа Святого, сошедшего на апостолов в пятидесятый день по Вознесении Иисуса (праздник Пятидесятницы), он и прочие ученики Христовы трудились над устроением первых христианских общин.

Для проповеди слова Божьего каждому из них был предначертан свой путь. Апостол Иаков Зеведеев, житие которого было написано вскоре после его кончины, занимался миссионерской деятельностью среди жителей Испании, в то время утопавших во мраке язычества. Вернувшись затем в Иудею, ученик Иисуса Христа продолжал смело заявлять о Нём, как о Спасителе мира, подтверждая свои слова выдержками из Священного Писания.

Проповедуя в синагогах и на площадях Иерусалима, он неизменно собирал толпы слушателей. Многие из них, вняв его простым и мудрым словам, доходившим до глубины сердца, обращались к новой вере и втайне ото всех принимали крещение. Именно из них впоследствии сложились те первые общины, благодаря которым христианство из катакомбной церкви превратилось в ведущую мировую религию.

Обращение философа-волхва в христианство

Проповеди, с которыми выступал апостол Иаков Зеведеев, часто вызывали злобную реакцию со стороны ортодоксальных иудеев, которых он открыто обвинял в жестокосердии, фарисействе и неверии, прикрываемом показным благочестием. Не имея достаточных богословских знаний, чтобы вступать в публичную полемику со своим врагом, иудеи наняли за денежное вознаграждение некоего философа-волхва по имени Гермоген.

Ему было поручено при большом скоплении народа, аргументировано опровергнуть евангельское учение о приходе в мир Христа Спасителя и о Царствии Небесном, ожидающим всех последователей, созданной Им Церкви. Перед началом богословского диспута апостол Иаков Зеведеевимелбеседу с учеником волхва Филиппом, и тот, услышав исполненные мудрые речи их будущего оппонента, сам уверовал во Христа.

Не стал упорствовать в своих заблуждениях и Гермоген. Вникнув в глубинную сущность учения, проповедуемого апостолом, он решительно отрёкся от прежних убеждений, сжёг свои богопротивные книги и, приняв святое крещение, вошёл в число наиболее ярых приверженцев христианской веры. Этот пример весьма показателен, поскольку он демонстрирует силу убеждения, которой Спаситель наделил Своих ближайших учеников.

Казнь ученика Христова

Священное Предание повествует о мученической кончине, которая в 44 году от Р. Х. стала венцом земной жизни Иакова Зеведеева. Враги святого апостола, оставшиеся глухи к его боговдохновенным проповедям, убедили правившего в те дни царя Ирода Агриппу I арестовать ненавистного им Иакова и предать суду за попрание основ иудейской веры.

Суд был скор и неправеден. Приговорённый к смерти апостол даже в последние минуты жизни продолжал свидетельствовать своим палачам о великой миссии Иисуса Христа. Разгневанный царь, выхватив меч, собственноручно отсёк ему голову. Об этом трагическом эпизоде упоминается в книге "Деяния апостолов" (2:1-4). Кстати, Иаков Зеведеев является единственным апостолом, чья смерть описывается в Новом Завете.

Последнее путешествие апостола Иакова

Далее Священное Предание говорит, что после казни останки святого мученика были по приказанию царя Ирода Агриппы положены в лодку, которая была пущена по волнам Средиземного моря. Но Господь не позволил бесследно пропасть мощам Своего ученика.

Через некоторое время гонимая неведомой силой лодка благополучно достигла берегов Испании в том месте, где когда-то звучали пламенные проповеди апостола Иакова, и была выброшена волнами на берег. Там она пролежала, сокрытая от людских глаз, в течение нескольких веков.

Начало почитания святого апостола

В 813 году, согласно Преданию, в той местности поселился одинокий монах-отшельник по имени Пелайо. Однажды ему было некое видение в образе путеводной звезды, указавшей путь к ковчегу с нетленными мощами апостола. С этого времени началось их всеобщее почитание, а в 898 году испанский король Альфонс III приказал на месте чудесной находки воздвигнуть Храм апостола Иакова Зеведеева.

По свидетельству исторических документов тех лет, он представлял собой лишь маленькую церковь, стоявшую на берегу моря и открытую всем ветрам, но тем не менее начало было положено, и в последующие столетия эта традиция продолжилась во многих христианских странах.

В качестве примера можно привести московский храм апостола Иакова Зеведеева в Казенной слободе, первое летописное упоминание о котором относится к 1620 году, то есть периоду царствования основателя династии Романовых ─ государя Михаила Фёдоровича. Многократно перестроенный, в соответствии с менявшимися архитектурными особенностями различных эпох, он дошёл до нас как уникальный памятник церковного зодчества. И сегодня в нём регулярно звучат молитвы и акафист апостолу Иакову Зеведееву, день памяти которого Православная церковь отмечает 13 мая и 13 июля.

Под защитой небесного покровителя

Но вернёмся в Испанию. Её жители в память о чудесном обретении мощей и видении, посетившем некогда отшельника Пелайо, стали называть тот участок побережья Компостелла, что переводится с латыни как «Место, указанное звездой». Со временем он стал заселяться, превратившись, наконец, в большой и шумный город.

Святой апостол Иаков почитается как один из небесных покровителей Испании. Его ходатайство перед Престолом Отца Небесного особенно помогло испанцам в период так называемой Реконкисты ─ борьбы за освобождение Пиренейского полуострова от арабов, продолжавшейся с VIII по XV век. В течение почти 700 лет они шли в бой, укрепив свой дух молитвой апостолу Иакову Зеведееву.

Путь Иакова

В отличие от православного мира, католики празднуют день памяти этого святого 25 июля, и если торжество выпадает на воскресенье, то в Испании официально объявляется «год апостола Иакова», в продолжение которого все посвящённые ему празднества проводятся с особенной пышностью. Почитание апостола Иакова Зеведеева среди испанцев приобрело столь массовый характер, что место обретения его мощей, называющееся Сантьяго-де-Компостела. С XI века оно стало вторым по значимости объектом паломничества, уступающим лишь Иерусалиму.

В XX веке традиция его посещения приобрела у католиков довольно своеобразную форму. Для того чтобы считаться настоящим пилигримом необходимо, по прибытии в город получить специальный сертификат. Он выдаётся лишь тем, кто, направляясь в Сантьяго-де-Компостела, пройдёт так называемый путь Иакова. Для этого следует преодолеть 100 километров пешком или 200 на велосипеде.

Образ апостола Иакова Зеведеева в изобразительном искусстве

Поскольку согласно Священному Преданию, во дни своего земного служения апостол нередко предпринимал дальние странствования, одним из которых и было его посещение Испании, у католиков он считается покровителем путешественников. В связи с этим художники разных эпох его изображали в образе пилигрима, держащего в руке посох или раковину морского гребешка, являющуюся общепринятой эмблемой паломничества в Компостелу, где на протяжении уже многих веков покоятся его мощи. Известны также его изображения в виде рыцаря, сидящего на коне. Такая трактовка образа связана с его ролью в изгнании арабов с Пиринейского полуострова.

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

Об истории святого Якова можно почитать в главе 4.1 "Святой апостол Яков и его захоронение в известном испанском соборе Сантьяго де Компостелла". С полным текстом этой главы можно ознакомиться на сайте www.chronologia.org .

Вот несколько отрывков, к которым я добавил несколько ссылок и фотографий собора .

Считается, что апостол Иаков захоронен в Испании, в огромном готическом соборе Сантьяго де Компостела, рис.5.21 . Сегодня здесь показывают саркофаг с мощами Иакова. Происхождение названия города и собора объясняют так. Имя САНТ-ЯГО - это Святой Иаков, а КОМПО-СТЕЛА (Campo de la Estrella, по-испански) - это латинское словосочетание Campus Stellae, то есть Поле Звезд или Лагерь Звезд , с.7; , с.10.

Символом или, если угодно, гербом апостола Иакова считается крест в виде меча, украшенного полумесяцами, рис.5.22 , рис.5.23 . Более того, в самом центре огромного собора Сантьяго де Компостела, прямо над главным алтарем возвышается большая роскошная статуя Святого Иакова, с ног до головы покрытая золотом и драгоценными камнями. На груди апостола мы видим КРЕСТ-МЕЧ, УКРАШЕННЫЙ ОСМАНСКИМ ПОЛУМЕСЯЦЕМ, сделанным из драгоценных камней, рис.5.24 и рис.5.25 .

Еще одним символом Святого Иакова считается большая морская ракушка, перекрещенная двумя мечами, рис.5.26 . Мечи - это, конечно, символ османского завоевания. А океанская раковина, скорее всего, появилась потому, что завоевав Испанию, османские=атаманские войска наконец вышли к самой западной точке Европейского материка и оказались на берегу Атлантического океана. Это было безусловно крупное событие. В память о нем и возник яркий символ - морская ракушка на фоне скрещенных мечей. Иногда мечи рисовали по бокам раковины, рис.5.27 , рис.5.28 .

Сообщается, что Святой Иаков ЛИЧНО УЧАСТВОВАЛ в известной битве средних веков при Клавихо. В скалигеровской истории получается, будто делал он это через много столетий после своей смерти.

Сантьяго де Компостела как в средние века, так и сегодня пользуется огромным уважением в христианском мире , с.9. Мощи Святого Иакова, находящиеся в соборе, являются объектом поклонения тысяч и тысяч пилигримов, прибывающих сюда со всех концов мира. Паломничество к мощам Иакова началось, как считается, в XI-XII веках и не прекращается до настоящего времени. Площадь перед кафедралом называлась в средние века "Раем" (Paraiso, по-испански) и была конечной точкой, куда сходились многочисленные пути пилигримов ,

Очень интересны дошедшие до нашего времени сведения о средневековой традиции, неукоснительно требовавшей, чтобы паломники, даже начав свой путь из дальних стран Европы, шли на поклонение в Сантьяго де Компостела только по специальным путям, нарисованным на карте Западной Европы и образующим достаточно сложную и запутанную сеть.

Эта система средневековых европейских маршрутов была известна под названием "Маршруты Пилигримов в Сантьяго". Существовала специальная средневековая карта, на которой была аккуратно нанесена канонизированная сеть "священных дорог Святого Иакова". Правда, до нашего времени дошла лишь поздняя версия этой карты, датируемая 1648 годом. То есть уже карта эпохи Реформации.

<<В 1987 году ЮНЕСКО признала эту общую концепцию паломнических маршрутов в Сантьяго, объявив ее "Главным Европейским Культурным Путеводителем" (Primary European Cultural Itinerary)>> , с.10.
Обращает на себя внимание чрезвычайно высокий религиозный статус, приданный в средние века сети "маршрутов Иакова", охватывающей всю Западную Европу. Считается, что будто бы с 1119 года был утвержден порядок, согласно которому каждый год, в который день Святого Иакова, отмечаемый 25 июля, приходится на воскресенье, объявляется Святым Годом. Такое событие происходит каждые 6, 5, 6 и 11 лет. Так вот, пилигримы, совершившие паломничество к мощам Святого Иакова в такой Святой Год, получают в соборе Сантьяго де Компостела ПОЛНОЕ ОТПУЩЕНИЕ ВСЕХ ГРЕХОВ, полную индульгенцию , с.10.

Совсем рядом находится мыс, названный в ту эпоху "Конец Земли" - C.de Finis terre, рис.5.42 , рис.5.43 . Здесь - самая западная точка европейского континента. А рядом - город с тем же названием "Конец Земли" (Finisterrae), рис.5.43 . Название "Конец Земли" сохранилось тут до сегодняшнего дня. Кроме этого "Конца Земли" существует еще несколько мест с таким же названием, например, во Франции. Однако отличие "испанского Конца Земли" от других, вероятно, в том, что этот "конец" точно отвечает современному пониманию запад-восток, то есть пониманию того, где расположен северный полюс, из которого исходят меридианы. Люди, поставившие здесь на карте Испании самый западный "Конец Земли", уже хорошо понимали - где находится северный полюс, и представляли, что такое меридианы. "Испанский Конец Земли" - западнее всех других "концов".

В свете всего сказанного особое звучание приобретает следующий яркий факт. Во время нашего посещения собора Сантьяго де Компостела в июне 2000 года мы сразу же обратили внимание на большую рельефную карту Западной Европы, изготовленную из металла, рис.5.44 . Мы сфотографировали карту с разных точек, стараясь высветить по возможности все детали (пока что ее нет в путеводителях и альбомах, посвященных собору). Как нам сообщили служители собора, эта карта была изготовлена сравнительно недавно, несколько лет тому назад, и помещена на почетное место в соборе, прямо под старейшим барельефом, изображающим завоевания Святого Иакова.

Так что же изображено на металлической карте? Оказывается, на ней показана уже хорошо знакомая нам густая сеть "дорог Иакова", покрывающая Западную Европу и Англию. В деталях эта сеть отличается от карты 1648 года, однако в целом она более или менее точно воспроизводит старинный оригинал. Впрочем, возможно, что при создании рельефной карты использовались какие-то другие старинные изображения, на которых сеть "путей Иакова" несколько отличалась от карты 1648 года.
САМОЕ ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ, ЧТО ВО ВСЕ ОСНОВНЫЕ СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ВЕРТИКАЛЬНО ВОТКНУТЫ ОГРОМНЫЕ МЕЧИ, НА РУКОЯТИ КАЖДОГО ИЗ КОТОРЫХ СИЯЕТ БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА, рис.5.46 . Всего мечей восемь. Мечи воткнуты в Англию, в западную Испанию, в Пиренейский перешеек, то есть в юг Франции, далее в северную Францию, в Италию, в Скандинавию, в Германию, по-видимому, в Балканские страны, рис.5.47 . Вдали на карте видна территория России, но здесь уже никаких вертикальных мечей нет.

В музее Сантьяго де Компостела хранятся старинные манускрипты. Они содержат много интересного. Например, на рис.5.60 мы приводим старинную миниатюру, на которой совершенно четко написано ОРДЫНСКИЙ ЦАРЬ, рис.5.61 .

В статье о чуме "Чёрная смерть " в Википедии утверждается следующее -

От чумы скончалось до половины населения Европы, от 15 дo 34 миллионов человек (во всем мире скончалось 75 миллионов человек). Предполагается, что та же самая болезнь возвращалась в Европу каждое поколение с различными степенями интенсивности и смертности до 1700-ых. Известные поздние эпидемии чумы включают: итальянскую эпидемию 1629-1631 , "Большую эпидемию Лондона" (1665-1666) , "Большую эпидемию Вены (1679)", "Большую эпидемию Марселя" в 1720-1722 и чуму в Москве в 1771 . Части Венгрии, Брабант , "Hainaut" и Лимбург (всё - в современной Бельгии), так же как Сантьяго-де-Компостела в Испании, были незатронуты по неизвестным причинам (хотя эти области были поражены второй эпидемией в 1360-1363 и позже в течение многочисленных возвращений бубонной эпидемии).

Собор "Сантьяго де Компостела"

Картинка взята с сайта wikimedia.

Карта Европы с воткнутыми в нее мечами расположена на одной из стен знаменитого собора Сантьяго де Компостелла.

Старая карта маршрутов пилигримов

Картинка взята с сайта
http://www.geocities.com/Yosemite/8918/img/mapacaminho.jpg

Маршруты Пилигримов в Сантьяго
Map of the way of St James In Europe

Картинка взята с сайта

Апостол Иаков в истории христианства является очень значимой фигурой, поэтому и древний маршрут, ведущий в Сантьяго-де-Компостелу, который когда-то преодолел Святой Иаков, является самым почитаемым среди паломников всего христианского мира. Ежегодно миллионы людей из разных уголков Европы устремляются к величайшему Кафедральному собору, чтобы поклониться мощам этого легендарного Святого.

Основная часть маршрута к мощам Святого Иакова пролегает через северную часть Испании. Такие факторы, как разветвленность и популярность этого пути, сыграли немалую роль в формировании средневековой культуры этого региона Испании. Многим пунктам этого древнего маршрута присвоены статусы памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, а Совет Европы удостоил Путь Святого Иакова почетного титула «Главной дороги Европы».

Из-за величайшей реликвии Испании – мощей Святого Иакова, город Сантьяго-де-Компостела является третьей по значимости святыней католицизма, отдавая первенство Иерусалиму и Риму.

История жизни Святого Иакова

В Новом Завете говорится, что Святой Иаков был родом из Палестины и являлся одним из учеников Иисуса Христа. Иаков и его старший брат – апостол Петр считались самыми приближенными учениками Господа.

В 44 году по приказу царя Ирода Агриппы I, апостол Иаков был убит в Палестине. Согласно легенде, останки Иакова положили в лодку и отправили плавать по Средиземному морю. После долгих скитаний лодка причалила в устье реки Ульи, но только спустя почти восемь веков, в 813 году, к ковчегу с останками нетленных мощей путеводная звезда привела монаха-отшельника Пелайо.

Прошло еще несколько десятков лет и в 896-899 годах на месте удивительной находки, названному Компостела («Место, обозначенное звездой», Campus Stellae), по указу Альфонса III была построена маленькая церковь, вокруг которой, со временем, образовалось небольшое поселение.

В 1075 году, во времена правления Альфонсо VI, был заложен нынешний Кафедральный собор. Освящение нового храма состоялось в 1211 году, а на месте поселения вырос город Сантьяго-де-Компостела.

Существует множество легенд о Святом Иакове, по одной из которых он, в ипостаси Сантьяго Матамороса (Святого Иакова-Мавроборца), сплотил христиан и вдохновил их на победу над мусульманами. Именно поэтому апостола Иакова считают покровителем Реконкисты, а также паломников, ведь при жизни он сам совершил трудное и далекое путешествие к испанским землям, проповедуя на своем пути Слово Божие.

Слух о ковчеге со святыми мощами постепенно распространился по всей Европе, и верующие из разных государств потянулись к этому священному месту. Со стороны правителей христианских королевств и княжеств приветствовалось развитие паломнических путей, которые связывали Испанию со многими европейскими государствами.

В Х веке, из-за участившихся нападений мусульман на паломников, по всему маршруту до Сантьяго-де-Компостелы были сооружены многочисленные крепости, убежища, монастыри и больницы, многие из которых сохранились и поныне. Паломнический путь всячески облагораживался, чтобы людям, путешествующим к святым местам, было удобней следовать.

Начало расцвета Пути Святого Иакова приходится на период X-XIVвв., именно в этот период был издан первый путеводитель, содержащий всю необходимую информацию: самые удобные и безопасные маршруты, какие достопримечательности встречаются на пути, где можно поесть и остаться на ночлег. Кроме этого, из путеводителя можно было узнать о традициях и обычаях, принятых в той или иной испанской области, а также прочесть литургические тексты и проповеди о Святом Иакове и его чудотворных деяниях.

В 14 веке произошел Великий Западный Раскол в Римской церкви, из-за чего количество паломников существенно снизилось. XV век принес засуху, чуму, войны, эпидемии, голод и нищету, что существенно сократило население Европы и как следствие – спад популярности Святого пути. Только начиная с 80-х годов ХХ века интерес паломников начал возраждаться, а количество путешественников с разных континентов увеличиваться. Сегодня Путь Святого Иакова не менее оживлен, чем во время своего расцвета в Средневековье.

Маршруты, ведущие в Сантьяго-де-Компостеллу

В Сантьяго-де-Компостелу стремятся попасть миллионы людей со всей Европы. Кающиеся грешники, больные, жаждущие исцеления, любители древней истории и люди истинно верующие – все хотят побывать в Кафедральном соборе, где покоятся мощи Святого Иакова. Этот легендарный путь интересен и другими почитаемыми святынями: мощами Марии Магдалины и святой Веры, Леонардо и Илария, Фронто и Евтропия, святого Жиля и других известных святых.

Существует множество маршрутов, ведущих к Сантьяго-де-Компостеле, расположенном в северо-западной части Испании. Долгими столетиями паломники прокладывали всевозможные маршруты к Кафедральному собору. Считается, что паломнический путь не должен быть менее 150 км, но такое расстояние не всегда под силу преодолеть старым и больным людям.

Самым важным участком является путь, начинающийся на юге Франции, проложенный через Пиренеи. От города Памплон до Сантьяго-де-Компостела проходит главная испанская магистраль, названная «Дорогой французских королей». Через территорию Франции к перевалам можно попасть несколькими маршрутами: по Тулузской (Via Tolosana) , Поденской (Via Podensis) , Лиможской (Via Lemovicensis) и Турской (Via Turonensis) дорогам.

Северный путь (Camino del Norte) еще именуется Прибрежным (Camino de la Costa) и проходит вдоль берегов Бискайского залива. Начинается от города Наварра, расположенного в Стране Басков (северная часть Испании). Эта дорога достаточно немноголюдна, но на всем маршруте паломников будут восхищать великолепные пейзажи и древние памятники архитектуры.

В Севилье (Андалусия, Южная Испания) начинается Серебряный путь (Vía de la Plata ) – наиболее протяженная из паломнических дорог Испании. Считается самым интересным путешествием с точки зрения культуры: на протяжении всего пути паломниками встречается большое количество памятников античности, старинные монастыри, церкви и музеи.

Маршрут Оригинального или как его еще называют – Примитвного пути (Camino de Santiago Primitivo) предусматривает пересечение высоких гор Астурии, а Португальский путь (Camino de Santiago Portugues) стартует из города Порто.

На любом из этих маршрутов созданы специальные паломнические центры, в которых можно остаться на ночлег. Маршрут Святого Иакова достаточно интересен сам по себе – например, в центре города Торрес-дель-Рио расположена великолепная церковь Святого Гроба, построенная в XII веке и поражающая своими архитектурными формами. В Бильбао (столица Бискайи) можно побывать в необычном музее Гуггенхайма с фасадом в виде профиля корабля, увенчанного железным цветком. В музее выставлены работы таких известных живописцев как: Пикассо, Пауль Клее, Мондриан, Жорж Брак и других.

Заключение

Путь Святого Иакова – это, прежде всего, путь к Богу и к себе, на котором многие находят гармонию и ответы на извечные вопросы. В обратное путешествие паломники отправляются уже совершенно другими людьми.

Человек покорил космос, высадился на Луне, но по-прежнему мечтает о чуде. Отличная возможность увидеть чудо собственными глазами, а заодно испытать себя — пройти дорогой святого Якова. Старинный путь пилигримов, проложенный по Пиренеям к побережью Атлантического океана, растянулся на 800 километров. Чтобы преодолеть его, требуется хорошая физподготовка и вера в помощь свыше.

МЕККА ДЛЯ КАТОЛИКОВ

Этот маршрут больше известен как Путь Сантьяго, или Эль Камино де Сантьяго. Сейчас по нему проходят 150-200 тысяч человек в год. Так, в 2013 году могилу святого Якова посетили 215 880 паломников. Для сравнения: в 1970 году, когда после долгих лет забвения европейцы вновь открыли для себя этот маршрут, его преодолели всего 68 человек. За эти годы дорога святого Якова стала невероятно популярной. Разумеется, далеко не все отправляются в путешествие из религиозных соображений. Многие рассматривают маршрут как хороший вариант для отпуска, благодаря которому можно увидеть много интересных и красивых мест или отдохнуть от суеты больших городов. Но большинство пилигримов, как и раньше, мечтают о соприкосновении с чудом. Такую возможность католикам предоставляют всего три пути так называемого великого паломничества: к Гробу Господню в Иерусалиме, к гробнице святого Петра в Риме и к мощам святого Якова на испанское побережье Атлантики. Испанское местечко Сантьяго-де-Компостела, куда ведет дорога святого Якова, является третьей по значению святыней католичества. Причина такого поклонения — мощи святого Якова, главная реликвия .

МЕСТО, ОБОЗНАЧЕННОЕ ЗВЕЗДОЙ

Самое большое чудо произошло в Галисии в 813 году, когда один монах, следуя указанию лучей необычайно яркой звезды, обнаружил в земле нетленные мощи. Сомнений в том, что мощи принадлежат Якову, быть не могло: к телу усопшего прилагался свиток, на котором черным по белому указывалось, кто есть кто. Яков был двоюродным братом Иисуса Христа, а также одним из его апостолов. По преданию, ему отсекли голову за горячие проповеди в 44 году в Иерусалиме, останки положили в лодку и пустили в воды Средиземного моря. На месте находки, указанном звездой, построили часовенку, а вокруг нее со временем появились и другие здания. Так в Галисии образовался городок Сантьяго-де-Компостела. Слово «компосте-ла» происходит от латинского выражения Campus Stellae , что в переводе означает «Место, обозначенное звездой». За века часовня выросла до громады собора Святого Якова, который уже в Средневековье прославился на весь христианский мир в качестве хранилища останков праведника.

Первым к мощам святого Якова отправился король франков Карл Великий. Накануне ему приснилась усыпанная звездами дорога, напоминающая Млечный Путь. Она протянулась через все Пиренеи, а путеводная звезда указывала место на карте, где позже возник городок Сантьяго-де-Компостела. Голос свыше велел Карлу Великому расчистить эту дорогу от мавров. В те времена к таким знакам относились серьезно, Карл собрал войско и под знаменами святого Якова повел его через Пиренеи. Поход закончился победой франков — Карл освободил от владычества мавров Наварру, Риоху, Кастилию, Леон, Галисию. Благодарные испанцы подвиг Карла Великого не забыли — с тех пор Млечный Путь называют Небесным Путем Сантьяго. Реконкиста — освободительная борьба против мавров — закончилась в 1492 году, когда с полуострова был изгнан последний мавританский правитель. За это время мощи святого Якова превратились в могущественный христианский талисман. Неоднократно великомученик являлся освободителям в тот момент, когда, казалось, удача отворачивалась от них.

НЕВИДИМЫЙ ДОЗОР

Люди до сих пор верят в заступничество святого Якова. Из уст в уста передают историю о том, как однажды во время паломничества некоего юношу ложно оклеветали в воровстве и осудили на повешение. Спустя месяц, возвращаясь на родину, пилигримы нашли повешенного... живым! Когда беднягу сняли с виселицы, он рассказал, что от верной гибели его уберег сам святой Яков, который поддерживал его тело. С той поры то здесь, то там на дороге встречается изображение висельника, а рядом с ним — великомученик Яков, поддерживающий его. Это наглядное напоминание всем путешественникам о том, что они находятся под покровительством праведника.

День за днем шагают пилигримы по бесконечной дороге, что вьется козьими тропами в Пиренеях, петляет между засеянными полями в испанской глубинке. Позади остаются идиллические деревушки. Кажется, сегодня тут ничто не угрожает простому путешественнику. Однако это обманчивое представление. На стенах старых домов кроме гербов можно увидеть кресты, а на окнах — пучки трав. Зачем? Местные жители свято верят, что на дороге обитает нечистая сила, от которой обязательно нужно защищаться. Кресты и травы — это обереги от оборотней и прочей нечисти, что старается сбить с пути истинного и местных жителей, и пилигримов.

Описания чудес, которые случаются на Пути Сантьяго, можно послушать в соборе Святого Якова каждое воскресенье и в праздничные дни, когда апостолу читают акафист. Говорят, что одна женщина рожала мертвых младенцев. И только после того, как она дала обет пройти всю дорогу святого Якова пешком, она родила здорового мальчика. Но это еще не все: женщина стала матерью трижды!

Еще рассказывают, что после молитвы перед иконой святого Якова в Сантьяго-де-Компостеле многие получают помощь в несчастьях и болезнях. Одна женщина шла по дороге, и вылетевший из-под машины камешек сильно ударил в глаз. Образовался отек. Пришлось обратиться в местную больницу. Врачи запугали женщину: мол, возможно отслоение сетчатки, надо срочно прекращать путь. Но женщина много лет собиралась преодолеть дорогу Якова, поэтому решила довести начатое до конца. Когда она добралась в Сантьяго-де-Компостелу, глаз перестал болеть. После обследования выяснилось, что с ним действительно все в порядке.

ДА ВОЗДАСТСЯ КАЖДОМУ

Прежде чем выйти в путь, паломники должны получить специальный паспорт. Документ выдают в церквях, монастырях, приютах для путешественников. Второй вариант — паспорт можно получить по почте. Важная бумажка дает право останавливаться на ночлег в специальных бесплатных приютах для паломников. По пути нужно ставить в паспорт печати церквей или приютов, которые посещает паломник. Если в конце путешествия он захочет получить именной сертификат на латинском языке о прохождении Пути Сантьяго, эти печати послужат подтверждением.

По дороге в Сантьяго-де-Компостелу везде — на фасадах церквей и соборов, на крестах и фасадах жилых домов, в витринах сувенирных лавочек, на тротуарной плитке и на ограде — попадается изображение морской раковины. Кроме того, чтобы паломники не сбились с дороги, весь Путь Сантьяго отмечен специальными указателями с изображением ракушки и желтой стрелки.

Существует несколько предположений, почему еще в старину раковина морского гребешка стала символом паломников. По одной из версий, богомольцы верили, что в море водится удивительная рыба, у которой с каждого бока находится по раковине, и вот эти-то раковины пилигримы и собирали, чтобы нашить на одежду. По другой версии, странники привозили раковины с Финистерре — самого западного мыса на атлантическом побережье — в доказательство того, что им удалось дойти до края земли. Вот и сегодня, отдавая дань традиции, все паломники прикрепляют красивые раковины к своим рюкзакам.